Сложная система это такая элементы которой сами рассматриваются как?

24 ответов на вопрос “Сложная система это такая элементы которой сами рассматриваются как?”

  1. Hellshade Ответить

    Системаэто целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элементэто минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
    Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части – соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в свою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного). Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любое доступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишь частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого – Вселенной.
    По характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа целостности. Первый тип – неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либо разнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.
    Второй тип целостности – организованная целостность, например атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
    Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей – реки “потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них”[1]. Ноль сам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна. Вода обладает свойством гасить огонь, а составляющие ее части порознь обладают совсем иными свойствами – водород сам горит, а кислород поддерживает горение.
    Третий тип целостности – органическая целостность, например организм, биологический вид, общество. Это высший тип организованной целостности, системы. Ее характерные особенности – саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности – как ни скромно место того или иного человека на Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело, необходимое для целого.
    Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связи между ними. Та или иная система может быть понятна как целое лишь в результате уяснения природы ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном строении и пока теоретически они не были представлены как системы. Но недостаточно изучить части без их связи с целым – знающий только части еще не знает целого. Обилие частностей может заслонить целое. Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется нс в отрыве от системы, а в связи с ней.
    Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Эти категории имеют огромное методологическое значение не только в науке, но и в искусстве. Художник, например, хорошо знает, что в правильном соотношении части и целого хранится сокровенная тайна художественности произведения. Когда слушаешь хорошую музыку, то чувствуешь, что в ней каждая нота определена общей темой. Проблема ансамбля в архитектуре точно так же демонстрирует удивительное отношение целого и его частей.
    [1] Герцен А. И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 166.

  2. Люблю Рому Ответить

    Система — это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элемент — это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
    Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в свою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного). Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любое доступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишь частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого — Вселенной.
    По характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа:
    1. неорганизованная (или суммативная) целостность. Например, простое скопление предметов, подобное стаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либо разнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.
    2. организованная целостность. Например, атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
    Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей: реки «потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них»[6]. Ноль сам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна. Вода обладает свойством гасить огонь, а составляющие ее части порознь обладают совсем иными свойствами: водород сам горит, а кислород поддерживает горение.
    3. органическая целостность. Например, организм, биологический вид, общество. Это высший тип организованной целостности, системы. Ее характерные особенности — саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности: как ни скромно место того или иного человека на Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело, необходимое для целого.
    Содержание, структура и форма
    Содержание — это то, что составляет сущность объекта, единство всех его составных элементов, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.В содержание входят не только составляющие, тот или иной объект, элементы, но и способ их связей, т.е. структура. При этом из одних и тех же элементов могут быть образованы различные структуры. По способу связей элементов в данном предмете мы узнаем его структуру, которая придает относительную устойчивость и качественную определенность объекту.
    Форма и содержание едины: нет и не может быть бесформенного содержания и формы, лишенной содержания. Их единство выявляется в том, что определенное содержание «облачается» в определенную форму. Ведущей стороной, как правило, является содержание: форма организации зависит от того, что организуется. Изменение обычно начинается с содержания. В ходе развития содержания неизбежен период, когда старая форма перестает соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Наступает конфликт между формой и содержанием, который разрешается путем ломки устаревшей формы и возникновения формы, соответствующей новому содержанию.
    Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы выражается, например, в том, что она может несколько отставать в развитии от содержания. Относительная самостоятельность формы и содержания выявляется и в том, что одно и то же содержание может облекаться в различные формы.
    Сущность и явление
    Сущность — это главное, основное, определяющее в предмете, это существенные свойства, связи, противоречия и тенденции развития объекта. Язык образовал слово «сущность» из сущего, а реальный смысл сущности проще выражается понятием «существенное», что значит важное, главное, определяющее, необходимое, закономерное. Любой закон окружающего нас мира выражает существенную связь между явлениями.
    Явление — это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления. В отличие от сущности, которая скрыта от взора человека, явление лежит на поверхности вещей. Но явление не может существовать без того, что в нем является, т.е. без его сущности.
    Явление богаче, красочнее сущности потому, что оно индивидуализировано и происходит в неповторимой совокупности внешних условий. В явлении существенное проявляется вместе с несущественным, случайным по отношению к сущности. Но в целостном явлении нет случайностей — это система (произведение искусства). Явление может соответствовать своей сущности или не соответствовать ей, степень того и другого может быть различной. Сущность обнаруживается и в массе явлений, и в единичном существенном явлении.
    Идея причинности
    Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе — как следствие. Причинность – связь, превращающая возможность в действительность, отражающая закономерности развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.
    Любое следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия. Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить причинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие. Например, причиной падения камня на Землю является их взаимное притяжение, подчиняющееся закону всемирного тяготения, а само падение камня на Землю — результат их гравитационного взаимодействия. Но поскольку масса камня бесконечно меньше массы Земли, то можно пренебречь действием камня на Землю. И в итоге возникает представление об одностороннем действии, когда одно тело (Земля) выступает активной стороной, а другое (камень) — пассивной. Однако в более сложных случаях нельзя абстрагироваться от обратного воздействия носителя действия на другие взаимодействующие с ним тела. Так, в химическом взаимодействии двух веществ невозможно выделить активную и пассивную стороны. Еще более справедливо это при превращениях друг в друга элементарных частиц.

  3. Nalmebor Ответить

    Система — это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элементэто минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть простыми и сложными. Сложная система — это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
    Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части — соотносительные категории. Какую бы сколь угодно малую частицу сущего мы ни взяли (например, атом), она представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого (например, молекулы). Это другое целое есть в свою очередь часть некоторого большего целого (например, организма животного). Последнее есть часть еще большего целого (например, планеты Земля) и т.д. Любое доступное нашей мысли сколь угодно большое целое в конечном счете является лишь частью бесконечно большого целого. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого — Вселенной.
    По характеру связи частей различные целостности делятся на три основных типа целостности. Первый тип – неорганизованная (или суммативная) целостность, например простое скопление предметов, подобное стаду животных, конгломерат, т.е. механическое соединение чего-либо разнородного (горная порода из гальки, песка, гравия, валунов и т.п.). В неорганизованном целом связь частей носит механический характер. Свойства такого целого совпадают с суммой свойств составляющих его частей. При этом, когда предметы входят в состав неорганизованного целого или выходят из него, они не претерпевают качественных изменений.
    Второй тип целостности — организованная целостность, например атом, молекула, кристалл, Солнечная система, Галактика. Организованное целое обладает разным уровнем упорядоченности в зависимости от особенностей составляющих его частей и от характера связи между ними. В организованном целом составляющие его элементы находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи.
    Свойства организованного целого нельзя свести к механической сумме свойств его частей — реки “потерялись в море, хотя они в нем и хотя его не было бы без них” [1]. Ноль сам по себе ничто, а в составе целого числа его роль значительна. Вода обладает свойством гасить огонь, а составляющие ее части порознь обладают совсем иными свойствами — водород сам горит, а кислород поддерживает горение.
    Третий тип целостности — органическая целостность, например организм, биологический вид, общество. Это высший тип организованной целостности, системы. Ее характерные особенности — саморазвитие и самовоспроизведение частей. Части органического целого вне целого не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности — как ни скромно место того или иного человека на Земле и как ни мало то, что он делает, но все же он осуществляет дело, необходимое для целого.
    Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связи между ними. Та или иная система может быть понятна как целое лишь в результате уяснения природы ее частей. Например, природу атомов нельзя было определить до тех пор, пока не были получены данные об их сложном строении и пока теоретически они не были представлены как системы. Но недостаточно изучить части без их связи с целым — знающий только части еще не знает целого. Обилие частностей может заслонить целое. Любой единичный предмет может быть правильно понят тогда, когда он анализируется не в отрыве от системы, а в связи с ней.
    Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Эти категории имеют огромное методологическое значение не только в пауке, но и в искусстве. Художник, например, хорошо знает, что в правильном соотношении части и целого хранится сокровенная тайна художественности произведения. Когда слушаешь хорошую музыку, то чувствуешь, что в ней каждая нота определена общей темой. Проблема ансамбля в архитектуре точно так же демонстрирует удивительное отношение целого и его частей.
    [1] Герцен Л. И. Избранные философские произведения. М., 1946. Т. 1. С. 166.

  4. BEAVISE Ответить

    Методы исследования С. с. Основной метод исследования — математическое Моделирование, в том числе имитация процессов функционирования С. с. на ЭВМ (машинный эксперимент). Для моделирования С. с. необходимо формализовать процессы её функционирования, т. е. представить эти процессы в виде последовательности четко определяемых событий, явлений или процедур, и затем построить математическое описание С. с. Элементы С. с. обычно описывают в виде динамических систем (См. Динамическая система) (в широком смысле), к которым, кроме классических динамических систем, относят также и другие детерминистические и стохастические объекты — такие как конечные автоматы (см. Автоматов теория), вероятностные автоматы (См. Вероятностный автомат), системы массового обслуживания (см. Массового обслуживания теория), кусочно-линейные агрегаты и т. п. Взаимодействие элементов С. с. обычно представляют как обмен сигналами между ними и описывают четырьмя моделями: моделью формирования выходного сигнала элемента с учётом условий его функционирования; сопряжения элементов С. с. сетью каналов связи, обеспечивающих передачу сигналов между элементами; изменения сигнала в процессе его прохождения через канал; поведения элемента при получении им сигнала. Первая и последняя модели естественным образом включаются в модель процесса функционирования динамической системы. Аналогично модель преобразования сигнала можно получить, если каждый реальный канал передачи сигналов (вместе с селектирующими и преобразующими устройствами) представить в виде соответствующей динамической системы и рассматривать как самостоятельный элемент С. с. При формализации сопряжения элементов С. с. обычно вход (выход) элемента представляют в виде совокупности «элементарных» входов (выходов) — по числу характеристик, описывающих соответствующие сигналы. Предполагается, что характеристики сигналов передаются в С. с. независимо друг от друга по «элементарным каналам», связывающим входы и выходы соответствующих элементом. Сопряжение элементов С. с. задаётся соотношением, по которому данному входу r-го элемента ставится в соответствие тот выход j-го элемента, который связан с ним «элементарным каналом». Если С. с. расчленена на подсистемы, содержащие два элемента и более, то для описания каждой подсистемы необходима соответствующая одноуровневая схема сопряжения; кроме того, нужна схема сопряжения второго уровня для описания связей между подсистемами. Совокупность этих схем сопряжения составляет двухуровневую схему сопряжения С. с. Когда подсистемы объединяются в более крупные подсистемы, образуется трехуровневая схема сопряжения и т. д. Многоуровневые схемы сопряжения аналогичного вида применяются и в С. с. с переменной во времени, управляемой или стохастической структурой связей между элементами. С. с. с многоуровневой схемой сопряжения, элементы которой являются динамическими системами, можно также рассматривать как динамическую систему; её характеристики определяются характеристиками элементов и схемой сопряжения. Поэтому на С. с. можно распространить постановку и методы решения многих задач, относящихся к анализу и синтезу классических динамических систем, конечных и вероятностных автоматов, систем массового обслуживания и т. д.

  5. Kelbine Ответить

    Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем; это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
    Пространство и время – это всеобщие формы существования, координации материальных объектов. Всеобщность этих атрибутов бытия заключается в том, что они – формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно – направление от прошлого через настоящее к будущему. Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания человека. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени, так же, как и движения.
    Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н. И. Лобачевский. Он выдвинул идею неэвклидовой геометрии и пришел к выводу: свойства пространства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными. А созданная в ХХ веке А. Энштейном теория относительности вскрыла конкретные связи пространства и времени с движущейся материей и друг с другом, выразив эти связи строго математически в законах специальной и общей теории относительности. Одним из выражений связи пространства и времени с движением материи является тот факт, обнаруженный теорией относительности, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Для осмысления этого факта также используется понятие системы отсчета, относительно которой ведется наблюдение.
    Система – это целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам того же уровня как единое целое. Элемент – это минимальная единица в составе данного целого, выполняющая в нем определенную функцию. Системы могут быть сложными и простыми. Сложная система – это такая, элементы которой сами рассматриваются как системы.
    Любая система есть нечто целое, представляющее собой единство частей. Категории целого и части относительны. Например, атом представляет собой нечто целое и вместе с тем часть другого целого – молекулы. Молекула, в свою очередь, есть часть некоторого большего целого – к примеру, организма животного, который есть часть еще большего целого – планеты Земля, и т.д. Так, можно представить себе все тела в природе частями одного целого, одной системы – Вселенной.
    По характеру связей различные системы делятся на три основных типа:
    неорганизованная (суммативная) целостность, т.е. простое скопление предметов, механическое соединение чего-либо разнородного (например, горная порода из гальки, песка, стадо животных). Связь частей такой системы носит механический характер;
    организованная целостность, обладающая разным уровнем упорядоченности (например, атом, молекула, кристалл). Части такой системы находятся в относительно устойчивой взаимосвязи;
    органическая целостность – это организованная система, способная к саморазвитию и самовоспроизведению частей (например, организм, биологический вид, общество). Части органического целого вне своей системы не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще могут перестать существовать.
    Никакая область знания не может обойтись без категорий части и целого. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер связей между ними.
    Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие– это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.
    Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, движение организма невозможно от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие двойственно: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое. Между старым и новым есть и сходство (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.
    Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем – переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Или система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.
    Принцип развития имеет огромное значение: правильное понимание истории развития явления, вещи, объекта помогает уяснить его суть, проникнуть в его сущность.
    Отражение по отношению к атрибутам бытия означает то, что все они тесно взаимосвязаны между собой и в определенных условиях могут даже перетекать друг в друга. Без объяснения понятия времени трудно объяснить понятие движения в пространстве, целостные системы и их части развиваются (в том числе и во времени и пространстве), и т.д. Так переходят друг в друга и другие философские категории: случайное становится необходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину, и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Не существует и не может существовать какой-либо одной неподвижной системы категорий и атрибутов, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и философской науки, из отражения старых возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.
    Итак, пространство и время, как атрибуты существования материи, атрибуты бытия абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии мира в целом.

  6. Kalanim Ответить

    Любое явление проявляется для нас в определенной форме, которая подчеркивает устойчивость содержания, момент его статичности, определенности. Это – оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы считаем закономерностью. Как форма не может существовать без содержания, так и содержание – без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено, а форма всегда оформляет некоторое содержание. Это общефилософская закономерность подтверждает себя и в объективном мире, что позволяет говорить о соотношении формы и содержания в материальных системах. В этом случае содержание – это все то, что имеется в материальной системе, включая как ее элементы, так и структурные связи, а форма – это внешнее выражение, конкретная реализация типа существования данной системы [34].Проблема всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире обозначается понятием “детерминизм” [27].Детермини?зм (лат. determinare – определять, ограничивать) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
    Оно выражает представление о том, что любое событие, любой факт, явление и т.д. имеет свою причину и может выступать причиной другого события, факта или явления. Понятие причины, центральное в детерминизме, выступает как “генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием” [28]. Иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых является причинно-следственное.
    Главные признаки причинной взаимосвязи – порождающий характер причины по отношению к наступающему следствию, ее необходимый характер и пространственная и временная непрерывность причинно-следственных отношений.
    “Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная цепь причинно связанных событий”. Переносимое вещество, энергия или информация изменяются при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов. Соответственно, на разных уровнях бытия существенное значение имеют качественная и количественная специфика информации, скорость ее передачи и характер воспринимающего объекта. Отсюда многообразие типов причинной связи и вариантов детерминационных отношений.
    Например, переход в новое качество.
    Лекция 14. Категории детерминации. Диалектическая триада и Первый закон научной философии.
    Закон и закономерность. Раскрывая понятие “детерминизм” мы выясняем, что оно оказывается шире понятия “причинность”, так как в него включаются, например, непричинные типы обусловливания, “в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии”. Основной характеристикой детерминации причинного типа является закономерность, когда все, происходящее в мире, объясняется через реальные, объективные взаимосвязи и отношения. Детерминация в этом случае реализуется через объективные законы.
    Закономе?рность – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы, а также формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Закон – это объективноенеобходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон это всегда необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Таким образом, закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера взаимодействия предметов, явлений, событий в мире. Иными словами, закономерность – это взаимодействие явлений в мире на основе законов как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними.
    Категории необходимости и случайности. Необходимостьюназываются свойства и связи, обусловленные внутренними причинами вещи, явления, внутренней природой элементов, составляющих материальное образование.Иными словами,Необходимость – это явление, определённое некоторой областью действительности и однозначно предсказуемое в рамках знания о ней. Например, если небольшой по весу предмет толкнуть, то он сдвинется со своего места. Необходимость противопоставляется случайности. Случайностью называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные стечением внешних обстоятельств.Можно сказать, что случа?йность – это проявление внешних неустойчивых связей в действительности; выражение, описывающее начальный этап познания объекта; проявление результата пересечения (совпадения) независимых процессов или событий; проявление неотъемлемого дополнения к законам необходимости. С точки зрения диалектики необходимость проявляется через цепочку случайностей, случайность – форма проявления необходимости.
    Возможность и действительность.Действительность – это все то, что нас окружает, то, что уже существует, актуальное бытие. Возможность же – это потенциальное, т.е. еще не реализованное, бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться. Возможность и действительность взаимосвязаны. С одной стороны, действительность содержит в себе самые разнообразные возможности развития того или иного процесса, его потенциальное будущее. С другой стороны, сама действительность есть результат реализации одной из возможностей. Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность – это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью.
    Диалектическая триада. В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис – антитезис – синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение – «антитезис».
    Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезом». Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.
    Первый основной закон диалектики определяет категории качества, количества и меры. Как нам известно, качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. Если считать качество внутренней определенностью предмета, явления, которая характеризует предмет или явление в целом, то «демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.
    Ярким примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд – вода – пар.

  7. Araramar Ответить

    Физики придумали концепцию, помогающую формализовать первый шаг этого метода, – так называемую игрушечную модель. Ее стратегия заключается в упрощении сложной системы путем выделения ее наиболее существенных компонентов, представленных небольшим числом важнейших переменных, по которым можно определить основные черты поведения системы. Классический пример этого подхода – впервые предложенная в XIX в. идея о том, что газы состоят из молекул, которые можно представить в виде маленьких бильярдных шаров, быстро движущихся и сталкивающихся. Соударения этих шариков друг с другом и со стенками сосуда порождают то, что мы называем давлением. То, что мы называем температурой, можно аналогичным образом представить как меру средней кинетической энергии молекул. Эта чрезвычайно упрощенная модель не была строго верной в деталях, но она позволила впервые выделить и объяснить существенные макроскопические свойства газов – их температуру, давление, теплопроводность и вязкость. Поэтому она стала отправной точкой для развития нашего современного, значительно более углубленного и точного понимания не только газов, но и жидкостей и других материалов, полученного путем уточнения базовой модели и, в конце концов, включения в нее премудростей квантовой механики. Эту упрощенную игрушечную модель, сыгравшую важнейшую роль в развитии современной физики и известную под названием «кинетической теории газов», впервые предложили независимо друг от друга два представителя когорты величайших ученых всех времен – Джеймс Клерк Максвелл, объединивший электричество и магнетизм в электромагнетизм и совершивший революцию в науке вытекающим из этого объединения предсказанием существования электромагнитных волн, и Людвиг Больцман, давший нам статистическую физику и микроскопическое понимание энтропии.

  8. ^VLAD^ Ответить

    СЛОЖНАЯ СИСТЕМА
    – собирательное название систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных элементов. Следует подчеркнуть неформальность этого понятия, поскольку на современном этане развития науки нет строгого математич. определения С. с., охватывающего все интуитивные представления о реальных С. с. Типичными примерами С. с. являются: нервная система, мозг, ЭВМ, система управления в человеческом обществе и т. д.
    В 20 в. в связи с необходимостью изучения все более сложных объектов к понятию С. с. подошли многие науки: биология, техника, экономика, социология и др. Особо следует отметить рождение кибернетики как самостоятельной науки, основным предметом, к-рой являются сложные управляющие системы. В результате этого процесса появился также ряд специальных дисциплин, имеющих в своем названии слово “система”: системный анализ, системотехника, общая теория систем и др.
    Существуют различные подходы к математич.
    описанию и изучению С. с. в зависимости от используемого математич. аппарата. Можно выделить два типа математич. моделей С. с.: дискретные и непрерывные. Первые изучаются преимущественно в математич. кибернетике (теория управляющих систем) и опираются на аппарат дискретной математики, а вторые – в теории динамических систем и теории автоматич. управления, математич. основой к-рых является теория дифференциальных уравнений. Широко применяются также при изучении С. с. вероятностно-статистические методы – теория массового обслуживания, методы стохастич. программирования и стохастич. моделирования. Несмотря на различие форм и математич. аппарата, все эти подходы к описанию С. с. объединяет общая методология и общий предмет изучения.
    Одним из наиболее трудных моментов при всех попытках математич. описания С. с. является формализация понятия сложности. Реальным С. с. присущи многие характерные черты “сложности”: большое число элементов, из к-рых состоит система; многообразие возможных форм связи элементов системы между собой; сложное функционирование; иерархичность структуры и т. д. Необходимо отметить, что понятия С. с. и “большая система” но являются синонимами, т. к. последний термин охватывает системы, обладающие лишь одной чертой сложности – большим числом элементов.
    К настоящему времени (1983) основные продвижения в формализации понятия сложности в математич. изучении С. с. получены для достаточно простых (модельных). классов управляющих систем – Тьюринга машин, схем из функциональных элементов, автоматов конечных и т. п. Дальнейшее изучение С. с. идет по пути рассмотрения все более сложных математич. моделей, позволяющих полнее отразить структуру и функционирование реальных С. с. При этом многие закономерности, установленные для более простых моделей, часто переносятся на более сложные.
    Лит.:[1] Ляпунов А. А., Яблонский С. В., “Проблемы кибернетики”, 1963, в. 9, с. 5 – 22; [2] Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н., Лекции по теории сложных систем, М., 1973; [3] Энциклопедия кибернетики, т. 2, К., 1975, с. 373-75. Н. Н. Кузюрин.
    Математическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
    И. М. Виноградов.
    1977—1985.

  9. Maveth Ответить

    Н. П. Бусленко
    Сложная система — составной объект, части которого можно рассматривать как системы, закономерно объединенные в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Понятием сложной системы пользуются в системотехнике, системном анализе, исследовании операций и при системном подходе в различных областях науки, техники и народный хозяйства. Сложную систему можно расчленить (не обязательно единственным образом) на конечное число частей, называемое подсистемами; каждую такую подсистему (высшего уровня) можно в свою очередь расчленить на конечное число более мелких подсистем и т. д., вплоть до получения подсистем первого уровня, т. н. элементов сложной системы, которые либо объективно не подлежат расчленению на части, либо относительно их дальнейшей неделимости имеется соответствующая договоренность. Подсистема, таким образом, с одной стороны, сама является сложной системой из нескольких элементов (подсистем низшего уровня), а с другой стороны — элементом системы старшего уровня.
    В каждый момент времени элемент сложной системы находится в одном из возможных состояний; из одного состояния в другое он переходит под действием внешних и внутренних факторов. Динамика поведения элемента сложной системы проявляется в том, что состояние элемента и его выходные сигналы (воздействия на внешнюю среду и др. элементы сложной системы) в каждый момент времени определяются предыдущими состояниями и входными сигналами (воздействиями со стороны внешней среды и других элементов сложной системы), поступившими как в данный момент времени, так и ранее. Под внешней средой понимается совокупность объектов, не являющихся элементами данной сложной системы, но взаимодействие с которыми учитывают при ее изучении. Элементы сложной системы функционируют не изолированно друг от друга, а во взаимодействии: свойства одного элемента в общем случае зависят от условий, определяемых поведением других элементов; свойства сложной системы в целом определяются не только свойствами элементов, но и характером взаимодействия между ними (две сложные системы, состоящие из попарно одинаковых элементов, которые, однако, взаимодействуют между собой различным образом, рассматривают как две различные системы).

    Типичные примеры сложных систем

    В области организации производства и технологии — производственный комплекс предприятия как совокупность производственных комплексов цехов и участков, каждый из которых содержит некоторое число технологических линий; последние состоят из станков и агрегатов, рассматриваемых обычно как элементы сложной системы; в области автоматизированного управления — процесс управления предприятием или отраслью народный хозяйства как совокупность процессов сбора данных о состоянии управляемых объектов, формирования потоков информации, ее накопления, передачи и обработки, синтеза управляющих воздействий; в области вычислительной техники — математическое обеспечение современных вычислительных комплексов, включающее операционную систему для управления последовательностью вычислений и координации работы всех устройств комплекса, библиотеку стандартных программ, а также средства автоматизации программирования (алгоритмические языки, трансляторы, интерпретирующие системы), средства обслуживания и контроля вычислений; каждую из упомянутых частей можно представить в виде системы с иерархической многоуровневой структурой, состоящей из отдельных взаимосвязанных программ, процедур, операторов и т. д.; в области городского хозяйства — регулирование уличного движения в крупном городе или районе с большими потоками автомобилей на автомагистралях и очередями на перекрестках средствами автоматизированного управления движением с учетом реальных ситуаций и пропускной способности улиц; системы автоматической городской и междугородной телефонной связи; другие экономические, организационные, биологические и т. п. объекты и процессы.

    Методы исследования сложных систем

    Основной метод исследования — математическое моделирование, в том числе имитация процессов функционирования сложной системы на ЭВМ (машинный эксперимент). Для моделирования сложной системы необходимо формализовать процессы ее функционирования, т. е. представить эти процессы в виде последовательности четко определяемых событий, явлений или процедур, и затем построить математическое описание сложной системы. Элементы сложной системы обычно описывают в виде динамических систем (в широком смысле), к которым, кроме классических динамических систем, относят также и другие детерминистические и стохастические объекты — такие как конечные автоматы, вероятностные автоматы, системы массового обслуживания, кусочно-линейные агрегаты и т. п. Взаимодействие элементов сложной системы обычно представляют как обмен сигналами между ними и описывают четырьмя моделями: моделью формирования выходного сигнала элемента с учетом условий его функционирования; сопряжения элементов сложной системы сетью каналов связи, обеспечивающих передачу сигналов между элементами; изменения сигнала в процессе его прохождения через канал; поведения элемента при получении им сигнала. Первая и последняя модели естественным образом включаются в модель процесса функционирования динамической системы. Аналогично модель преобразования сигнала можно получить, если каждый реальный канал передачи сигналов (вместе с селектирующими и преобразующими устройствами) представить в виде соответствующей динамической системы и рассматривать как самостоятельный элемент сложной системы. При формализации сопряжения элементов сложной системы обычно вход (выход) элемента представляют в виде совокупности «элементарных» входов (выходов) — по числу характеристик, описывающих соответствующие сигналы. Предполагается, что характеристики сигналов передаются в сложной системе независимо друг от друга по «элементарным каналам», связывающим входы и выходы соответствующих элементом. Сопряжение элементов сложной системы задается соотношением, по которому данному входу r-го элемента ставится в соответствие тот выход j-го элемента, который связан с ним «элементарным каналом». Если сложная система расчленена на подсистемы, содержащие два элемента и более, то для описания каждой подсистемы необходима соответствующая одноуровневая схема сопряжения; кроме того, нужна схема сопряжения второго уровня для описания связей между подсистемами. Совокупность этих схем сопряжения составляет двухуровневую схему сопряжения сложной системы. Когда подсистемы объединяются в более крупные подсистемы, образуется трехуровневая схема сопряжения и т. д. Многоуровневые схемы сопряжения аналогичного вида применяются и в сложных системах с переменной во времени, управляемой или стохастической структурой связей между элементами. Сложная система с многоуровневой схемой сопряжения, элементы которой являются динамическими системами, можно также рассматривать как динамическую систему; ее характеристики определяются характеристиками элементов и схемой сопряжения. Поэтому на сложной системы можно распространить постановку и методы решения многих задач, относящихся к анализу и синтезу классических динамических систем, конечных и вероятностных автоматов, систем массового обслуживания и т. д.
    Способы построения математических моделей сложных систем и методы их исследования — предмет возникшей в 60-х гг. 20 в. новой научной дисциплины — теории сложных систем. Для математического описания элементов сложной системы пользуются методами теории функций, современной алгебры и функционального анализа. Исследование математических моделей сложных систем обычно начинают с оценки функциональных характеристик, являющихся показателями эффективности, надежности, помехозащищенности, качества управления и других важных свойств сложных систем. С формальной точки зрения упомянутые показатели представляются функционалами, заданными на множестве траекторий движения сложной системы. Рассмотрение зависимости функционалов от параметров сложной системы открывает возможности для использования при анализе сложных систем методов теории поля.
    Изучение отношений между элементами и подсистемами, определение роли и места каждой подсистемы в общем процессе функционирования системы составляют предмет структурного анализа сложных систем. Так как схема сопряжения любой сложной системы представляется как совокупность предикатов, определенных на множестве входов и выходов ее элементов, то для изучения структуры сложной системы используют аппарат математической логики и теории графов. Методы структурного анализа позволяют выделить в сложной системе наборы подсистем, находящихся в заданных отношениях, и представить сложную систему как совокупность объектов с хорошо изученными типичными структурами. Кроме того, эти методы применяют для оценки т. н. структурных характеристик, которые в количественном виде отражают те или иные частные свойства схемы сопряжения элементов сложной системы. Количественную оценку функциональных и структурных характеристик дополняют качественным исследованием, проводимым при помощи методов т. н. качественной теории сложных систем. Сюда в первую очередь входят исследование устойчивости систем, в том числе построение областей устойчивости характеристик в пространстве параметров сложной системы, выделение типичных режимов функционирования сложных систем, оценка достижимости, управляемости и наблюдаемости сложных систем, анализ асимптотического поведения и т. д.
    В 70-х гг. для исследования сложных систем стали широко применять алгебраические методы теории полугрупп, модулей, структур, обычно используемые при решении задач динамики детерминистических систем, декомпозиции автоматов, теории реализации линейных систем и др. В связи с необходимостью моделировать на ЭВМ процессы функционирования объектов большой сложности возникают серьезные проблемы, связанные с ростом трудоемкости вычислений. Для снижения объема работ при подготовке моделей целесообразно использовать универсальные автоматизированные моделирующие алгоритмы, способные настраиваться на любые конкретные объекты из заданного класса. Наличие имитационной модели позволяет применять специальные методы идентификации сложных систем и обработки экспериментальных данных, полученных в результате натурных испытаний систем. Испытываемый объект рассматривается как сложная система с неизвестными параметрами элементов и параметрами сопряжения. Неизвестные параметры оценивают посредством сравнения значений функциональных и структурных характеристик сложной системы, устанавливаемых экспериментально и в результате моделирования. Это дает возможность определять поправки к первоначальным значениям параметров сложной системы и добиваться достаточной точности оценки неизвестных параметров методом последовательных приближений.
    Успешно развиваются также и аналитические методы исследования сложных систем, основанные на теории случайных процессов.

    Литература:

    Бусленко Н. П., К теории сложных систем, «Изв. АН СССР. Техническая кибернетика», 1963, № 5;
    Коваленко И. Н., О некоторых классах сложных систем, «Изв. АН СССР. Техническая кибернетика», 1964, № 6, 1965, № 1, № 3;
    Калман Р., Фалб П., Арбиб М., Очерки по математической теории систем, пер. с англ., М., 1971;
    Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н., Лекции по теории сложных систем, М., 1973;
    Директор С., Рорер Р., Введение в теорию систем, пер. с англ., М., 1974.

  10. The Eagles from Meldin Ответить

    Тема 4. Надежность сложных систем
    Большинство автомобилей являются сложными системами, состоящими из отдельных узлов, деталей, агрегатов, систем управления.
    Сложная система— это объект, предназначенный для выпол­нения заданных функций, который может быть расчленен на элементы, каждый из которых также выполняет определенные функ­ции и находится во взаимодействии с другими элементами сис­темы.
    Понятие сложной системы условно. Оно может применяться к отдельным узлам и агрегатам, к машинам, к системам машин. Большей сложностью обладают, обычно, автоматизированные системы. Сложная система работает, как правило, в широком диапазоне условий эксплуатации и при различных режимах.
    С позиций надежности сложная система обладает как отрицательными, так и положительными свойствами.
    К факторам, отрицательно влияющим на надежность сложных систем, относят:
    • большое число узлов, агрегатов, элементов, отказ каждого из которых может привести к отказу всей системы;
    • уникальность — сложные системы часто являются уникальными или имеются в нескольких экземплярах, что не позволяет собрать достаточного количества статистических данных об их отказах для оценки их работоспособности;
    • индивидуальность — даже у сложных систем и машин одинакового конструктивного оформления каждый экземпляр имеет индивидуальные черты. Незначительные вариации свойств отдельных элементов сказываются на выходных параметрах всей системы.
    Для технических устройств можно высказать положение, что чем сложнее система, тем большими индивидуальными особен­ностями она обладает.
    Вместе с тем сложные системы обладают и такими свойства­ми, которые положительно влияют на их надежность:
    • сложным системам свойственна в той или иной мере самоорганизация, саморегулирование или самоприспособление, когда система способна найти наиболее устойчивое для своего функционирования состояние;
    • для сложной системы, как правило, возможно восстановление работоспособности по частям, без прекращения ее функционирования. Например, в сложном технологическом комплексе возможно временное отключение отдельных участков для их технического обслуживания и ремонта;
    • не все элементы одинаково влияют на надежность сложной системы, и можно выделить ограниченное число тех элементов, которые в основном определяют ее работоспособность.
    Теоретически любую машину можно условно разделить на боль­шое число элементов, понимая под элементом узел, агрегат, де­таль, часть детали.
    Элемент— это составная часть сложной системы, которая мо­жет характеризоваться самостоятельными входными и выходны­ми параметрами.

  11. Goltik Ответить

    Смотреть что такое “СЛОЖНАЯ СИСТЕМА” в других словарях:

    сложная система — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] сложная система Термин, который большинство авторов употребляют как синоним термина “большая система”; другие же проводят между ними… … Справочник технического переводчика
    Сложная система — {complex system] термин, который большинство авторов употребляют как синоним термина “большая система”; другие же проводят между ними различия. Например, считают, что величина системы отражает лишь количество ее элементов и связей между ними, а… … Экономико-математический словарь
    Сложная система — {complex system] термин, который большинство авторов употребляют как синоним термина “большая система”; другие же проводят между ними различия. Например, считают, что величина системы отражает лишь количество ее элементов и связей между ними, а… … Экономико-математический словарь
    Сложная система — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Сложная система  система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вслед … Википедия
    сложная система — составной объект, части которого можно рассматривать как отдельные системы, объединённые в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Части сложной системы (подсистемы) можно расчленить … Энциклопедический словарь
    СЛОЖНАЯ СИСТЕМА — собирательное название систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных элементов. Следует подчеркнуть неформальность этого понятия, поскольку на современном этане развития науки нет строгого математич. определения С. с., охватывающего все… … Математическая энциклопедия
    Сложная система —         составной объект, части которого можно рассматривать как системы (См. Система), закономерно объединённые в единое целое в соответствии с определенными принципами или связанные между собой заданными отношениями. Понятием С. с. пользуются в … Большая советская энциклопедия
    СЛОЖНАЯ СИСТЕМА — собирательное название систем, состоящих из большого числа взаимосвязанных элементов. Часто С. с. называются системы, которые нельзя корректно описать математически либо потому, что в системе имеется очень большое число различных элементов,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    СЛОЖНАЯ СИСТЕМА — составной объект (система), части к рого в свою очередь можно рассматривать как отд. системы, объединённые в единое целое в соответствии с определ. принципами или связанные между собой заданными отношениями. Часто сложными наз. системы, к рые… … Большой энциклопедический политехнический словарь
    СЛОЖНАЯ СИСТЕМА — составной объект, части к рого можно рассматривать как отд. системы, объединённые в единое целое в соответствии с определ. принципами или связанные между собой заданными отношениями. Части С. с. (подсистемы) можно расчленить (часто лишь условно)… … Естествознание. Энциклопедический словарь

  12. Serendipity Ответить

    В зависимости от характера связей между элементами выделяют суммативные и целостные системы. Примерами первых служат штабель досок, куча камней и другие конгломераты. Связи в них между элементами носят внешний и случайный по отношению к элементам характер, а свойства системы практически равны сумме свойств элементов. В отличие от суммативных целостные системы обладают выраженными системными эффектами – принципиально новыми интегративными качествами, которых нет у элементов и которые составляют специфику целостности.
    Целостные системы, в свою очередь, подразделяют на неорганичные и органичные. Примеры первых – часы, автомобиль, молекула; вторых – живой организм, популяция, общество. Первым присущ слабый характер системных связей, вторым – сильный. Элементы первых систем взаимосвязаны, вне связи с целым теряют ряд свойств, но всё же могут выделяться и существовать как самостоятельные объекты. Органичные системы не допускают обособления элементов: в отрыве от целого их элементы вообще не могут существовать, например, сердце вне человека, ветка вне дерева, человек вне общества.
    Целостность органичной системы предполагает наличие в ней особого блока управления, прямые и обратные связи между ним и подсистемами. Такие системы гомеостатичны, обладают саморегуляцией: они сами поддерживают свои показатели на нужном уровне. Причинность в таких системах имеет в основном вероятностный характер, большим значением в них обладает целевая причинность. Этот тип систем характеризуется развитием, в ходе которого в них порождаются новые уровни организации. Каждый такой уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новые качества. Органичные системы характеризуются открытостью: постоянно обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой. При изучении таких систем необходимо не только зафиксировать структуру и системные качества целого, но и выявить процессы изменения структуры и качеств по мере развития этого целого. Сказанное показывает, что понятие системы шире по объёму, чем понятие целого. Системами являются не только целостные, но и суммативные образования.
    Совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы есть её структура. Например, атом состоит из ядра и электронов, удерживаемых на определённых расстояниях от ядра электрическими силами (связями). Биологическая клетка включает в себя ядро, митохондрии, рибосомы и другие органоиды, удерживаемые цитоплазмой и мембранами. Структурность- это внутренняя расчленённость бытия, бесструктурных образований нет ни в материальном, ни в духовном бытии.
    Элементы и структура представляют собой диалектические противоположности, а система есть их единство. Эти противоположности взаимодействуют: характер связей между элементами зависит от количества и свойств последних. Свойства же элементов в определённой мере зависят от структуры целого. Качества системы определяются как элементами (их свойствами и количеством), так и структурой. Определяющая роль в формировании качеств системы принадлежит всё же элементам: свойства элементов определяют и характер структуры, одни элементы создают одну структуру, иные – другую.
    Долгое время представлялось, что размышления о понятиях целого и части, сложного и простого, интересны только философам и некоторым учёным-теоретикам. Положение в корне изменилось в результате двух обстоятельств: 1)учёные убедились, что изучаемые ими объекты – сложные многоуровневые системы; 2)были созданы сложные технические системы (телефонной связи, радионавигации, вычислительных операций и др.), состоящие из сотен тысяч и миллионов элементов. В связи с этим системно-структурные исследования широко распространились в биологии, математике, лингвистике, психологии, кибернетике, технических и других науках. В настоящее время познавательное и технологическое освоение органичных саморазвивающихся систем составляет передний край науки и технологического развития.

  13. Nele Ответить

    ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
    Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, болеесложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
    Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
    Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
    Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
    Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

  14. Nuadazar Ответить

    Раздел
    1.

    Раздел 1 (краткое
    содержание).
    Введение
    .
    Системность
    как всеобщее свойство материи.
    Определение
    системы.
    Сложная
    и большая система.
    Классификация
    систем по их основным свойствам.
    Искусственная
    система, как средство достижения цели.
    Системность
    как всеобщее свойство материи
    Системность
    познавательных процессов
    Методология
    системного подхода
    Развитие
    системных представлений в науке и практике
    Контрольные
    вопросы и упражнения .
    10. Литература

    Введение

    Формирование системного анализа
    в качестве самостоятельного исследовательского направления обусловлено
    общей тенденций развития человечества, которая сложилась к настоящему
    времени. Эта тенденция проявляется: во все более глубоком рациональном
    вмешательстве в организационную деятельность человека, а также в процессы
    выработки и принятия им решений.
    В 70гг ХХ столетия в научной
    литературе появилась масса терминов: “системная революция”, “системный
    подход”, “общая теория систем”, “системный анализ операций” и т.д. Это
    говорило об объединении усилий специалистов различных профессий для решения
    общих задач, связанных с изучением, проектированием и управлением сложными
    системами. Причем, начиная с этого времени понятие системности стало не
    только теоретической категорией, но осознанной необходимостью в практической
    деятельности. Именно это “системное движение” [16], привело к интеграции
    отдельных научных направлений по созданию науки, получившей название “системный
    анализ”,
    которая в настоящее время выступает как самостоятельная дисциплина.

    Предметом изучения
    системного анализа является система, независимо от ее природы, организации,
    способа существования и способа описания.

    Целью рассмотрения
    системы является решение задач анализа, управления и проектирования.
    В ходе рассмотрения реальной
    системы приходится сталкиваться с совокупностью проблем, решение которых
    могут быть под силу только коллективу профессионалов различного профиля.
    К таким проблемам относятся проблемы начиная с выделения системы из среды,
    ее формального описания, взаимодействия с внешней средой, выбора или разработки
    оптимального алгоритма управления, оптимального проектирования, технических
    средств управления и т.п., кончая подбором кадров и организацией коллектива
    по решению этих работ. Для решения
    названных проблем системный анализ привлекает широкий спектр различных
    наук и различные сферы практической деятельности. При этом он придает
    большое значение методическим аспектам любого системного исследования
    [1, 4,11, 15, 16].
    Данный курс лекций посвящен
    решению локальной задачи системного анализа – вопросам методологии системных
    исследований и математическим методам этих исследований.

    1.
    Системность как всеобщее свойство матери

    1.1.
    Определение
    системы.

    Центральным понятием системного
    анализа является понятие “система”.

    Определение:
    система есть совокупность
    элементов (подсистем). При определенных условиях элементы сами могут
    рассматриваться как системы, а исследуемая система – как элемент более
    сложной системы:
    связи между элементами
    в системе превосходят по силе связи этих элементов с элементами, не
    входящими в систему. Это свойство позволяет выделить систему из среды;
    для любой системы характерно
    существование интегративных качеств (свойство эмерджентности),
    которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному ее элементу
    в отдельности: систему нельзя сводить к простой совокупности элементов;
    система всегда имеет
    цели, для которых она функционирует и существует.

    1.2.Сложная
    и большая система

    Одной из характерных тенденций
    развития общества в настоящее время является появление больших чрезвычайно
    сложных систем (крупные автоматизированные, технологические, энергетические,
    гидротехнические, информационные и другие комплексы). С другой стороны
    стремление познать мир обитания человечества как
    сложную многофункциональную систему стало реальностью сегодняшнего дня.
    Все это привело к необходимости определить понятие сложной системы,
    разработать методические принципы ее исследования, управления и проектирования.
    В настоящее время однозначного,
    четкого определения сложной системы нет. Известны различные подходы и
    предложены различные формальные признаки ее определения. Так, советский
    ученый Г.Н. Поворов предлагает относить к сложным системы имеющие 104-107
    элементов; к ультросложным – системы, состоящие из 107-1030
    элементов; и к суперсистемам – системы из 1030-10200
    элементов.
    Такой подход имеет тот недостаток,
    что данное определение сложности является относительным, а не абсолютным.
    Английский кибернетик С. Бир
    предлагает к сложным относить системы, описываемые на языке теоретико-вероятностных
    методов (мозг, экономика, форма и т.п.) [3].
    Наиболее четким на наш взгляд,
    определением сложных систем является определение, данное, например, в
    [9].
    Определение:
    Сложной
    системой называется система, в модели которой недостаточно информации
    для эффективного управления этой системой.
    Таким
    образом, признаком простоты системы является достаточность информации
    для ее управления. Если же результат управления, полученный с помощью
    модели, будет неожиданным, то такую систему относят к сложной.
    Для
    перевода системы в разряд простой необходимо получение недостающей информации
    о ней и включение ее в модель.
    От
    сложных систем необходимо отличать большие системы.
    Определение:
    Система, для актуализации модели которой
    в целях управления недостает материальных ресурсов (машинного
    времени, емкости памяти, других материальных средств моделирования)
    называется большой [9].
    К таким системам относятся экономические,
    организационно-управленческие, нейрофизиологические, биологические и т.п.
    системы.
    Способом перевода больших систем в простые
    является создание новых более мощных средств вычислительной техники.
    Как видно из определений, понятия большой
    и сложной системы являются разными. Однако в литературе эти понятия определены
    не однозначно.
    Некоторые авторы вообще не используют этих
    понятий, другие используют их как синонимы, а некоторые считают разницу
    между ними чисто количественной.
    Чтобы еще раз подчеркнуть существенную разницу
    между понятиями “большая” и “сложная” системы приведем примеры из работы
    [9 ]. При этом сведем их в следующую таблицу:
    Таблица 1.1.

  15. Mr.моZг Ответить

    Природа:
    1) (в широком смысле) – весь мир в многообразии его форм.
    2) ( в узком смысле) – совокупность естественных условий существования человеческого общества( среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни)
    Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей,-«второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
    Общество, как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связанна.
    ПРИРОДА
    Действуют слепые, бессознательные силы
    ОБЩЕСТВО
    Действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели
    взаимосвязь
    Гармоничная
    Конфликтная
    Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействия на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В тоже самое время сама природа испытывает на себе силы общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.
    На первых порах противоречия между обществом и природой выступало как их различие, т.к. человек создавали примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уж не было. По мере совершенствования орудия труда воздействия общества на природу становилось все сильнее. Однако, человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.
    Едва появившись на свет общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологии и т.д.. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняет специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключаются основы единства мира.

    ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

    Существуют сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов различных ученых это понятие можно определить следующим образом.
    Культура – (от лат. Обработка)
    1) в широком смысле – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.
    2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности
    3) в общем – это творческая деятельность человека, направленная на преобразование действительности.
    Различают материальную и духовную культуру
    Материальная – связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.
    Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
    Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться в материальных носителях: книгах, картинах, орудия труда и т.д. а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.
    В основе культуры лежит творческая деятельность человека, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются имения, развиваются творческие способности и т.д. И все эти приобретаемые человеком свойства и качества тоже становятся элементами культуры.
    культура

    внешняя
    внутренняя
    Сзданые человеческими руками неодушевленные предметы: картины, книги и т.д
    Достояние и богатство человека: умения, воображение и т.д
    Современный человек не может быть вполне современным, если он равнодушно или неуважительно относится к наследию мировой и отечественной культуры.
    Культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей, его отличает глубока человечность.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ СФЕР ОБЩЕСТВА

    Сферы (области) жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.
    Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества:
    1) экономическая ( ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения)
    2) социальная ( состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом)
    3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование)
    4) духовная ( охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явления духовной культуры).
    Все 4 сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер деятельности человека сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает напряженность в социальных (общественных) отношениях, что в свою очередь ведет к кризису в политической сфере.

    ВАЖНЕЙЩИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

    Важнейшим элементом общества выступают социальные институты (семья, государство, школа), которые представляют собой устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым.
    Таким образом, конкретизировав второй аспект понятия «общество», можно сказать, что общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри их) в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности общества. Динамизм общественной системы подразумевает возможность ее изменения и развития. Изменение общественной системы – это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение общества, называют социальным или общественным развитием.
    Выделяют два фактора общественного развития:
    1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).
    2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).
    Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.
    Существуют различные пути развития общества:
    – эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);
    – революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

    МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.
    Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.
    Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.
    Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.
    А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.
    В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.
    Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.
    Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.
    Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.
    Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

  16. Ariuth Ответить

    Классификация систем. Простые и сложные системы
    Систе?ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
    Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать различные принципы классификации.
    Предпринимались попытки классифицировать системы по:
    O Виду отображаемого объекта
    u Технические
    u Биологические
    u Экономические
    O Виду научного направления, используемого для моделирования
    u Математические
    u Физические
    u Химические
    O По взаимодействию со средой
    u Открытая
    u Закрытая
    O типу описания закона (законов) функц-я сист:
    u -типа “Черный ящик” (известны только входные и выходные сообщения);
    u -не параметризованные (закон не описан)
    u -параметризованные (закон известен с точностью до параметров)
    u -типа “Белый ящик” (полностью известен закон функц-я сист).
    O По величине и сложности
    O Детерминированные или стохастические
    O Абстрактные или материальные
    Либо так

    Простые – системы, не имеющие разветвлённых структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов. Простые системы-не имеющие цели и внешнего действия (атом, молекула, кристалл).
    Сложной системой называют такую, которая строится для решения многоцелевой и многоаспектной задачи.
    Сложной системой является такая система, которая обладает следующими признаками:
    O Неопределённость и большое число элементов
    O Эмерджентность(несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом)
    O Иерархия (наличие нескольких уровней и способов достижения целей). Множество целей может породить внутре- и межуровневые конфликты в системе
    O Агрегатирование– объединение нескольких параметров системы в параметры более высокого уровня
    O Многофункциональность – это способность сложной системы к реализации множества функций на заданной структуре
    O Гибкость – способность системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования и состояния подсистем
    O Адаптация – это изменение целей функционирования при изменении условий функционирования
    O Надежность – это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого времени, заданными параметрами качества
    O Безопасность – это способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу и среде
    O Стойкость – это свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров среды за определённые допуски
    O Уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и внутренних факторов
    O Живучесть – способность изменять цели функционирования при отказе или повреждении элементов системы
    Свойства сложных систем:
    O Скачкообразное изменение поведения при переходе из одного состояния в другое
    O Для характеристики сложной системы достаточно оценить некоторую группу её свойств, называемых системообразующими факторами. Эти количественные оценки и будут интегральными показателями основных наиболее важных свойств системы, характеризующих её состояние
    O Изменение состояния системы происходит закономерно. Новое состояние зависит от её текущего состояния и от приложенных к системе внешних воздействий

  17. =+ Piratka+= Ответить

    ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?
    Все живые и неживые тела (мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества (вода, сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят:предметы – из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, болеесложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему.
    Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка.
    Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм – это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор – это неживая система, а организм – живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы.
    Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой (элементом) более сложной системы «человеческий организм».
    Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы – это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему.

  18. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *