Сочинение на тему почему гоголь назвал мертвые души поэмой?

12 ответов на вопрос “Сочинение на тему почему гоголь назвал мертвые души поэмой?”

  1. Dalalore Ответить

    Сочинение на тему: Почему Н. В. Гоголь назвал «Мертвые души»- поэмой?
    Создавая «Мертвые души», Н. В. Гоголь ставил перед собой задачу — показать «всю Русь». Он чувствовал, что для этого ему потребуется прибегнуть к какому-то особому жанру. Так, в процессе работы над своим произведением он писал: «Вещь, над которой я сижу и тружусь теперь и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман… Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение».
    Назвав «Мертвые души» поэмой, в первую очередь Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть те особые черты, свойственные этому произведению: его эпопейный характер, широкие художественные обобщения и, конечно, лиричность.
    Эпопею Гоголь считал самым полным и многосторонним из всех повествовательных сочинений. Он писал о том, что эпопея «объемлет не некоторые черты, но целую эпоху времени, когда действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество. Весь мир на великое пространство освещается вокруг самого героя, при этом не одни частные лица, но весь народ, а и часто и многие народы
    совокупляются в эпопею».
    Роман для Писателя представлялся тем жанром, который «не берет всю жизнь, но замечательное происшествие в жизни, такое, которое заставило обнаружиться в блестящем виде жизнь, несмотря на условленное пространство».
    В соответствии с этими определениями «Мертвые души» по тому, как их задумал Гоголь, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Однако, утверждал писатель, в литературе возник новый тип произведений, который является как бы соединительным звеном между эпопеей и романом. Такие произведения он называл «меньшие роды эпопеи». По его словам, их героем становилось «хотя частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Описывая приключения главного героя, автор одновременно показывает «верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени, ту земную, почти статистически схваченную картину недостатков, злоупотреблений, пороков и всего, что заметил он во взятой эпохе и времени…» Желая отнести свое произведение к разряду «меньших родов эпопеи», писатель и назвал его поэмой. Жанр поэмы Гоголь не связывал с воспеванием общественной жизни. Напротив, свою поэму он наполнил обличительным пафосом, критикуя «недостатки, пороки, злоупотребления».
    Сюжет поэмы — покупка и продажа мертвых душ — позволил писателю не только с необыкновенной яркостью показать внутренний мир действующих в произведении лиц, но и охарактеризовать типичные черты, дух эпохи. Если рассматривать поэму с точки зрения композиции, то ее можно разделить заставляющем двух дам на три части. В первой из них автор знакомит читателей с владетелями поместий. Здесь дана целая галерея портретов: каждому из действующих лиц посвящена отдельная глава. Последовательно изображая одного помещика за другим, Гоголь как будто предлагает читателям сопоставить их. При переходе от одного героя к другому происходит усиление отрицательных качеств («…один пошлее другого»).
    Вторая часть поэмы посвящена изображению жизни губернского города. Писатель знакомит читателей с губернскими чиновниками и, кроме того, завершает характеристику помещиков, «собирая» их всех вместе в городе. Однако в центре внимания находится чиновничья среда, «избранное» общество в его наиболее характерных проявлениях.
    В третьей части автор излагает жизненную историю главного героя поэмы, постепенно раскрывая его характер. Если поначалу Чичиков производит впечатление загадочной личности, не до конца понятой людьми, с которыми ему приходится сталкиваться, то здесь Гоголь в полной мере раскрывает его истинный облик.
    Одной из характерных особенностей произведения являются лирические отступления автора. Благодаря этим отступлениям мы еще больше убеждаемся в правоте автора, назвавшего «Мертвые души» поэмой. А. И. Герцен писал, что лирические места, внося живительное, освежающее начало, выпукло оттеняют возникающие перед читателем мрачные картины. С необыкновенной художественной силой нарисован образ великой, могучей России, неразрывно связанный с представленными ранее народными образами.
    Таким образом, проанализировав различные аспекты данного произведения — его масштабность, композиционное построение и лиричность, — мы начинаем понимать, почему писатель назвал его поэмой.

  2. Fezragore Ответить

    Если обратиться к литературным словарям, то «поэму» можно определить, как стихотворное лиро-эпическое произведение, отражающее определенные жизненные или исторические события, которые представляются читателю через восприятие рассказчика.
    «Мертвые души» являются величайшим памятником мировой литературы, которые создавались Николаем Гоголем не один год. В своем произведении автор сумел показать нам жизнь российского государства в середине 19 века с его бездушной бюрократической машиной, крепостным правом и душевным разложением человеческой личности.
    Идею создания «Мертвых душ» Н.В. Гоголю подсказал А.С. Пушкин, который восхищался умением Николая Васильевича точно описывать портрет человека и оживлять его на страницах своих произведений. Именно поэтому Александр Сергеевич решил поделиться со своим коллегой готовым сюжетом нового произведения, которое по задумке должно было быть именно поэмой.
    Гоголь мастерски воспользовался «подарком» Пушкина. Во время работы над «Мертвыми душами» Николай Васильевич решил развить идею и создать целых три тома поэмы. В них он собирался показать нам все грани жизни русского государства. Основной идеей второго и третьего тома, по замыслу автора, должно было стать душевное возрождение главного героя. Все же, первоначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как роман, но позже, в одном из писем Жуковскому, он называет свое произведение поэмой. По моему мнению, именно широта описываемых событий, изобилие лирических отступлений натолкнули Николая Васильевича на мысль о названии «Мертвых душ» поэмой.
    По замыслу Гоголя, поэма «Мертвые души» должна была стать в один ряд с «Одиссеей» Гомера и «Божественной комедией» Данте. «Мертвые души» должны были открыть перед нами «ад», «чистилище» и «рай» тогдашней России. Гоголь пытался не только обратить наше внимание на проблемы российского государства, а и предложить путь их решения.
    Композиция поэмы довольно проста. Все структурные элементы произведения связаны между собой личностью главного героя – Павла Ивановича Чичикова и его желанию обогатиться. Даже вставная конструкция произведения – «Повесть о капитане Копейкине» – не выбивается из общего содержания.
    Кроме этого, «Мертвые души» обладают еще одним характерным элементом, который присущ именно поэме. Это лирические отступления, в которых Гоголь дает свою оценку происходящим событиям. Именно лирические отступления дают нам возможность ощутить автора, узнать его мысли, почувствовать эмоции. В своих лирических отступлениях Гоголь поднимает две темы – тему России и тему дорог. Автор свято верит, что придут времена и Россия возродится, что люди перестанут быть жестокими и эгоистичными, а их душа наполниться любовью и счастьем.

  3. Vobzik Ответить

    Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?
    Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.
    Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.
    В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.
    «Мертвые души» – произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.
    Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.
    Беру!

  4. Agamardred Ответить

    Поэма – лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях в жизни героев раскрываются через оценку и восприятие повествователя. «Мертвые души» – одно из гениальнейших произведений русской мировой культуры. Эта поэма – вершина творчества Гоголя. Она показывает современную Гоголю николаевскую Россию с её бюрократическим аппаратом, разложением крепостничества. В поэме показано падение человеческой личности.
    В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мертвые души» его натолкнул Пушкин. Пушкин восхищался способностью Гоголя «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг, как живого…», поэтому он и отдал Гоголю свой собственный сюжет, который он задумывал сделать поэмой. Гоголь последовал совету Пушника. В процессе работы замысел поэмы стал постепенно углубляться. Николай Васильевич замыслил уже не один, а три тома, в которых можно было показать Русь не « с одного боку», а всестороннее. Второй и третий тома должны были, по мыслям автора, вывести положительных героев и показать моральное возрождение Чичикова. Сам писатель далеко не сразу определил жанровую принадлежность своего произведения. Вначале произведение мыслилось как роман. Но уже в 1836 году в письме Жуковскому Гоголь называет «Мёртвые души» поэмой. Широта и насыщенность произведения лирическими элементами, позволяющими писателю выявить отношение к изображаемому, и внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» поэмой.
    «Мертвые души» в полном виде стали мыслится Гоголем как произведение, которое должно по широте охвата жизни встать в ряд таких поэм, как «Одиссея» Гомера, рисующая жизнь древней Греции, или поэма Данте «Божественная комедия», отразившая идеологию феодального средневекового общества Западной Европы. Подобно последней поэме, «Мертвые души» должны были изобразить «ад», «чистилище» и «рай» современной Гоголю России. Гоголь ощущал себя художником, призванным не только показать острые социальные проблемы и нравственное падение общества, но и указать путь к духовному возрождению

  5. Zulkirn Ответить


    Произведение «Мертвые души», которое написал Гоголь, на сегодня остается одним из самых гениальных творений не только этого писателя, но и вообще в русской литературе. Данную работу смело можно назвать вершиной таланта Николая Васильевича, который сумел очень точно изобразить современную ему Россию, показать жизнь всех слоев населения, несостоятельность бюрократического аппарата и убожество крепостного права. В гениальности произведения никто не сомневается, только вот уже на протяжении многих десятилетий как поклонники творчества, так и критики не могут понять, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
    По признанию самого писателя, идею написать это творение подал ему Пушкин, который все время восхищался манерой написания произведений Гоголя и его умением с помощью описания всего нескольких черт характера оживить своих героев. У Александра Сергеевича самого была задумка написать похожую поэму, но он решил отдать ее своему другу. Многие считают, что из этого и выплывает ответ на вопрос о том, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, ведь изначально работа задумывалась именно в таком виде.

    Николай Васильевич взял у Пушкина лишь идею, потому что при написании работы он начал углубляться и более детально описывать не только характер героев, но и их судьбу, жизнь всей страны того времени. В разные периоды писатель именовал свое творение романом, сочинением, повестью, но почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, остановившись именно на этом жанре, остается загадкой. Есть предположение, что он так поступил, увидев всю насыщенность и широту лирических элементов.
    Поэма построена очень четко и ясно, главный герой Чичиков путешествует по всей России, чтобы стать обладателем крупных средств, скупая мертвые души. Манилов, Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин – это не просто фамилии помещиков, которых он навещал, это образ жизни, мышление и чувства людей этого сословия. Николай Васильевич желал написать не один том, а три, которые вывели бы героев на другой уровень, где они смогли бы морально возродиться.

    Поэма Гоголя «Мертвые души» должна занимать почетное место рядом с такими мировыми произведениями, как «Одиссея» Гомера и «Божественная комедия» Данте. В первой работе описывается жизнь древних греков, во второй средневековый феодализм, а Гоголь описал жизнь в России первой половины 19 века. Он также хотел, чтобы его герои прошли ад, чистилище и рай, показать нравственное падение общества, волнующие социальные проблемы, но чтобы среди всего этого беспорядка и гнили был и просвет – путь к духовному возрождению.
    После знакомства с этим произведением становится ясно, что оно написано в нетрадиционной форме и не имеет аналогов во всем мире. Возможно, именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой. В структуре произведения значимая роль отводится лирическим отступлениям, что характерно для этого жанра. Именно в отступлениях прослеживаются мысли писателя, который делится с читателем своими переживаниями по поводу ситуации в родной для него стране. Свой первый том Гоголь завершил, оставив предположение, что государство ждет возрождение и просветление душ всего народа. Писатель хотел воссоздать идеальный мир, поэтому назвал свое творение лиро-эпической поэмой.

  6. Spellbearer Ответить

    Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?
    Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.
    Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.
    В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.
    «Мертвые души» – произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.
    Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.

  7. Amon_Tv Ответить

    Произведение схоже с обычным восприятием поэм. Какие признаки делают текст бесспорно поэмой:
    Эпичность. Для каждого персонажа отводится отдельная глава. В ней читатель узнает, как жил герой, формирование характера. Все описания проходят на фоне исторических событий, передающих реальность времени.
    Обобщение. Все персонажи отличаются друг от друга. Но они типичные представители помещичьей России, яркие представители людей того времени. Каждый образ обобщает огромное количество людей. Ноздревых, Собакевичей, Плюшкиных и Манилов находят в любой губернии, они живут в столице и ее округе.
    Лирические отступления. Автор насыщает текст размышлениями, они так гармонично проникают в текст, что иногда становится непонятно, чьи мысли представлены автором.
    Лирические отступления помогают понять переживания за будущее России. Они подчеркивают широту текста поэмы. Самые яркие отступления: о метком русском слове, о юности и впечатлениях юных лет жизни. Со стихами схожи отступления о Руси, ее далях и красоте. Как песня читаются строки, посвященные дорогам и быстрой езде. Образы отступлений настолько лиричны и реалистичны, что становятся отдельными произведениями, вырываются из контекста поэмы.

  8. Battonkrey Ответить

    Произведение является с литературной точки зрения уникальным в вопросе жанрового направления, поскольку выбор писателя в качестве жанра поэмы представляется несколько непривычным и странным.
    Однако, начав написание произведения в виде комического романа, писатель впоследствии усложняет его сюжетную линию, вводя в него эпический мотив с широкими обобщениями и глубокой лиричностью. Тем самым автор высказывает собственное отношение к жанру эпопеи, демонстрируя его полноту, многогранность и способность изображения целой эпохи.
    С точки зрения писателя, его творение не может быть отнесено в чистом виде ни к роману, ни к эпопее, поскольку представляет собой этап в развитии литературы в виде соединения между данными жанрами, которые являются более узкими и замкнутыми в определенном пространстве. Писатель, изображая жизненное существование героя произведения посредством приключающихся с ним событий, считает прозаическое изложение возможным называться поэтическим творением не в связи с наличием словесной рифмовки, а из-за выраженной поэтичности манеры описания.
    Композиционная структура произведения выстраивается из трех частей, каждая из которых является самостоятельной. В первой части в виде отдельных глав дается описание помещиков, при этом переход от одной главе к другой усиливает отрицательное представление в отношении персонажей. Вторая часть поэмы посвящается изображению губернского существования с демонстрацией чиновничьих нравов, а третья рассказывает об жизненной истории основного персонажа произведения, раскрывая его характерные черты в виде неприглядного обличения.
    Отличительным своеобразием произведения, сочетающего его с поэтическим жанром, является применение писателем многочисленных лирических отступлений, в которых мастерски описывает великолепие родной земли и великолепно преподносит монолог о птице-тройке. Автор противопоставляет данными отступлениями надежду на лучшее будущее России изображенной им в поэме мрачной и убогой реальности жизненного существования в стране.  При этом по авторскому замыслу содержании поэмы наполняется пафосным обличением в виде бичевания пороков российской действительности.

  9. Dijar Ответить

    Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?
    Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.
    Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.
    В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.
    «Мертвые души» – произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.
    Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы. .

  10. Faur Ответить

    «Роман», «повесть», «поэма» — так называл «Мертвые души» сам Н. В. Гоголь, работая над этим произведением. Писатель, наверное, хорошо осознавал необычность жанра своего творения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь… не похожа ни на повесть, ни на роман» — писал Н. В. Гоголь.
    Мне кажется, назвать «Мертвые души» поэмой автора побудило сочетание в произведении субъективного начала, высокого лирического настроя, сильного авторского «голоса». И при этом в «Мертвых душах» заключены важнейшие черты реалистического романа. В этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей. В общем, все говорит об уникальности жанра «Мертвых душ».
    Размышляя над вопросом «Почему Н. В. Гоголь назвал свое произведение „Мертвые души“ поэмой?», можно предположить — потому что это произведение объединило в себе признаки эпопеи и романа.
    К «Мертвым душам» имеет прямое отношение отмеченная Гоголем «всемирность» эпопеи, ее способность объять «не некоторые черты, но всю эпоху времени» (Н.В. Гоголь), показать «весь народ». Вместе с тем в «Мертвых душах» отразились такие черты романа, как строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения, а также драматизм всех «Мертвых душ».
    В результате сочетания признаков различных жанров и художественных традиций в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. «Мертвые души» представляют собой «картину нравов» с широким философским и нравственным смыслом. Поэма Гоголя сочетает в себе объективное, повествовательное, раелистическое начало и лирические высказывания. А иногда высокая поэтическая нота сочетается у Гоголя с беспощадной прозой, «живой поток» жизни с отчетливо проявляющейся авторской целью.
    И все же это произведение — поэма, в которой образ будущего России сначала не был отчетливым. Писатель не знал, куда несется Русь-тройка. И здесь очень важно подчеркнуть романтические черты «Мертвых душ»: в эпическое повествование поэмы вливается струя лирических отступлений. Основной фон начинает будто светлеть, в повествовании ощущается легкость движения.
    Писатель подготавливает читателя к лирическому потоку своеобразным вступлением: «А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бледных и неприятно-плеснеющих низких рядов ее или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретиться человеку явление, не похожее на все то, что случилось ему видеть дотоле…”
    Интересно, что между лирической частью и изображением реальности в «Мертвых душах» мы видим совсем не плавный переход. Наоборот, мы обнаруживаем контраст, причем довольно резкий. Это своего рода толчок, который ощущается при переходе от мечты к реальности. Нередко лирическое движение у Гоголя внезапно обрывается: «.И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. — Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков Селифану».
    Лирическое начало «Мертвых душ» (и это также жанровый признак поэмы) отличает неторопливость, обстоятельность описаний. Будто свысока Гоголь обозревает не только Россию, но и всю жизнь: «Русь! Русь! вижу тебя из иного чудного, прекрасного далека…”
    Подобные лирические отступления несут важную смысловую нагрузку в поэме. Порой пронизанные настроением грусти, эти эпизоды становятся выражением какого-то пророчества: «И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже голову осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством».
    В лирических отступлениях «Мертвых душ» разнообразие, даже богатство, раскрывается с полной силой. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы.
    «Мертвые души» Н. В. Гоголя является произведением реалистическим, но романтическая струя, живущая в нем, не позволяет назвать его иначе, как поэмой.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *