Сочинение на тему почему печорин одинок и несчастлив?

19 ответов на вопрос “Сочинение на тему почему печорин одинок и несчастлив?”

  1. Ivor Ответить

    1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
    2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

    Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие… Даже я уж на него рассердился.
    – Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался…
    Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее… Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
    Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
    Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто… Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний… Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
    Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
    – А все, чай, французы ввели моду скучать?
    – Нет, англичане.
    – А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
    Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
    (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

  2. Ingatello Ответить

    Роман «Герой нашего времени» был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина.  Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало?  Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей  его женщины?
    Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя.  Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку  простому, доброму, но ограниченному.  И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину   одиноко в «скучной крепости» , скучно  под чеченскими пулями,  и с Бэлой.  Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, «путешествующий по казенной надобности», который не только подметит «странности» в портрете и поведении героя,  но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему  ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем.  Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался  в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман),  которая породила новый тип людей — разочарованных скептиков, «страдающих эгоистов»,  опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя — это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств — и они родились. Я был скромен . меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…я сделался нравственным калекой…». Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек.  Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: «Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам». По-своему он любил Веру, но и эта любовь  нашему герою ничего  не дала. Он сам признается себе в этом:»Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…»
    Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что «из двух друзей всегда один раб другого». Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
    Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.  Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом,  равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.

  3. maksipal Ответить

    Ответ оставил Гость
    Роман “Герой нашего времени” был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина.  Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало?  Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей  его женщины?
    Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя.  Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку  простому, доброму, но ограниченному.  И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину   одиноко в “скучной крепости” , скучно  под чеченскими пулями,  и с Бэлой.  Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, “путешествующий по казенной надобности”, который не только подметит “странности” в портрете и поведении героя,  но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть (“глаза его не смеялись, когда он смеялся”). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему  ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем.  Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался  в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман),  которая породила новый тип людей – разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”,  опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя – это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились. Я был скромен . меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…я сделался нравственным калекой…”. Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек.  Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам”. По-своему он любил Веру, но и эта любовь  нашему герою ничего  не дала. Он сам признается себе в этом:”Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”
    Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что “из двух друзей всегда один раб другого”. Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
    Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.  Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом,  равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.

  4. HashiramaS Ответить

    Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта» . Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.
    Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком» .
    По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду» .
    Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя.
    «Узнав хорошо свет и пружины общества» , Печорин «стал искусен в науке жизни» ,
    то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить
    в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.
    Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

  5. Gammilkar Ответить

    Печорин — это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин — самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. При желании он может достигнуть всего, чего пожелает («Княжна Мери»). В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом (доктор Вернер). «Герой нашего времени» видит только одного человека, который, по его мнению, достоин его, и этот человек — женщина. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.

  6. viktor_okulov Ответить

    Роман “Герой нашего времени” был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина.  Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало?  Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей  его женщины?
    Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя.  Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку  простому, доброму, но ограниченному.  И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину   одиноко в “скучной крепости” , скучно  под чеченскими пулями,  и с Бэлой.  Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, “путешествующий по казенной надобности”, который не только подметит “странности” в портрете и поведении героя,  но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть (“глаза его не смеялись, когда он смеялся”). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему  ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем.  Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался  в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман),  которая породила новый тип людей – разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”,  опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя – это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились. Я был скромен . меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…я сделался нравственным калекой…”. Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек.  Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам”. По-своему он любил Веру, но и эта любовь  нашему герою ничего  не дала. Он сам признается себе в этом:”Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”
    Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что “из двух друзей всегда один раб другого”. Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
    Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.  Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом,  равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.

  7. vadimkast Ответить

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения – Печорин – это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.
    Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.
    Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни – в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.
    Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.
    В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.
    Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.
    Многие писатели в своем творчестве ставили вопрос о цели существования, и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Так, М.Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа «Герой нашего времени» героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Реакционные критики так же, как и Николай I, не нашли в романе ничего русского и говорили, что роман порочен и списан у западно-европейских романистов. После выхода романа в свет подобные критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что «Герой нашего времени» – это портрет, составленный из пороков нашего поколения. Создавая этот портрет, Лермонтов высказал «едкие истины» о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.
    В повести «Княжна Мэри» Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.
    Печорин – жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.
    Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…». Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.
    Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.
    Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

  8. Sergio777777 Ответить

    Печорин — это особенный, не похожий на других человек. Он индивидуален, у него множество своих, очень редких особенностей. Он независим, живет своей жизнью, в своем мире. Это доказывает его встреча с Максимом Максимычем. Печорин — самолюбивый человек. Иногда проявляет себя как эгоист, иногда как благородный человек, поэтому очень трудно судить, каким был этот герой. Ему все опротивело, ему скучно, он не видит смысла жизни. Пожалуй, чаще всего он развлекается при помощи своего острого языка — он выставляет на посмешище кого захочет. При желании он может достигнуть всего, чего пожелает (“Княжна Мери”). В каких-то случаях он даже жесток, и это хорошо видно на дуэли с Грушницким. Но при всех этих качествах Печорин может быть замечательным другом (доктор Вернер). “Герой нашего времени” видит только одного человека, который, по его мнению, достоин его, и этот человек — женщина. Найдя Веру, понимая, что он действительно любит ее, думая, что наконец-то и ему улыбнулось счастье, он теряет ее. И вместе с ней Печорин теряет часть своей души, часть самого себя. Наверное, дальнейшая жизнь представляется ему пустой, глупой и бессмысленной. А если у человека нет того, для чего стоит жить, то этот человек никогда не будет счастлив.
    Беру!

  9. art0502ver Ответить

    Роман “Герой нашего времени” был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина.  Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало?  Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей  его женщины?
    Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя.  Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку  простому, доброму, но ограниченному.  И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину   одиноко в “скучной крепости” , скучно  под чеченскими пулями,  и с Бэлой.  Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, “путешествующий по казенной надобности”, который не только подметит “странности” в портрете и поведении героя,  но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть (“глаза его не смеялись, когда он смеялся”). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему  ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем.  Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался  в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман),  которая породила новый тип людей – разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”,  опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя – это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились. Я был скромен . меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…я сделался нравственным калекой…”. Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек.  Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам”. По-своему он любил Веру, но и эта любовь  нашему герою ничего  не дала. Он сам признается себе в этом:”Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”
    Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что “из двух друзей всегда один раб другого”. Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
    Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.  Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом,  равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.

  10. Dimon_Li Ответить

    Сколько возможностей было у героя, чтобы преодолеть свое добровольное одиночество! Но в итоге он все равно остается один, почему же?
    Вспомните, как ведет себя Печорин с Бэлой, Верой, Княжной Мери. В отношениях с женщинами Печорин ведет себя как эгоист, он требует от женщин покорности, ничего не отдавая взаимен. Женщины для него – это трофей в азартной игре или пари, ему интересен процесс завоевания. Покорив очередную даму, Печорин быстро охладевает. Рассуждая о любви, он говорит: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Нет ничего удивительного, что в любви Печорин раз за разом испытывает разочарование.
    А как прошел Печорин испытание дружбой? Судьба сводила Печорина с разными людьми: Максимом Максимычем, доктором Вернером Грушницким, Вуличем. Каковы бы ни были основы дружбы: случайность, одинаковый возраст, интеллект, противоположность, — Печорин всегда старается взять верх над своим другом, будто это и не дружба вовсе, а схватка. В своем дневнике Печорин признается: «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».
    Получается, Печорин обречен на одиночество из-за своего эгоизма? Или причина в другом? На этот вопрос нам поможет ответить монолог Печорина в главе «Княжна Мери». Перечитаем его и попробуем понять, кого обвиняет Печорин в своем несчастии. Герой считает, что он стал жертвой знатных людей. Все лучшее, что в нем было, скромность, нравственность, чувство собственного достоинства, общество воспринимало как лукавство, меряя по себе. И Печорин превратился в того, каким должен быть, по мнению света, человек.
    Обратите внимание на его слова «я сделался нравственным калекой». Печорин понимал, что никому не приносит счастья. Все женщины, которые имели несчастие его полюбить, были обречены на страдания, ведь «герой нашего времени» не был способен на жертвы во имя любви. Печорин старался скрасить свою жизнь, видя удовольствие в подчинении себе других людей, но в то же время понимал, что его существование бессмысленно.
    Можно ли после пережитого строить отношения с другими людьми? Конечно, нет. Обида на высшее общество, которое его отвергло еще в юности, не позволяет Печорину по-доброму относиться к людям. В его поступках можно даже увидеть холодную месть миру: если общество сделало меня таким, почему я не могу отплатить обществу тем же?
    Виноват ли Печорин в крахе любовных и дружеских взаимоотношений? Это спорный вопрос. С одной стороны, его эгоизм не позволяет ставить на первое место желания других людей. С другой стороны, примирившись с тем, что общество его отвергло, Печорин сам отдалился от людей, он лелеял свое одиночество, которое стало для него свободой. Как же не допустить вторжения в свой внутренний мир людей? Подчинить их себе.
    Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. – Казань, 2015

  11. baal1988 Ответить

    Роман “Герой нашего времени” был написан в сороковые годы 19 века. Он состоит из пяти самостоятельных повестей и двух предисловий, и связывает их воедино образ центрального героя Григория Александровича Печорина.  Лермонтов от главы к главе раскрывает читателю историю души человека, умного, незаурядного, противоречивого, но очень одинокого. Что его таким сделало?  Почему у него нет искренних друзей? Почему нет рядом любимой и любящей  его женщины?
    Лермонтов, сам человек очень одинокий, в своем романе пытается раскрыть нам причину одиночества своего героя.  Сначала о нем он доверяет рассказ Максиму Максимычу, человеку  простому, доброму, но ограниченному.  И штабс-капитан поверхностно судит о Печорине, его поступках по отношению к Бэле. Он не понимает, что Печорину   одиноко в “скучной крепости” , скучно  под чеченскими пулями,  и с Бэлой.  Завоевав девушку, Печорин быстро к ней охладевает. Для него важна личная свобода, потому что он индивидуалист. А такой человек будет всегда одиноким. Более тонко почувствует характер Печорина офицер, “путешествующий по казенной надобности”, который не только подметит “странности” в портрете и поведении героя,  но и угадает скрытность характера и глубокую постоянную грусть (“глаза его не смеялись, когда он смеялся”). Печорин привык быть один на один со своими мыслями и чувствами, вот почему  ему не нужна была продолжительная встреча с Максим Максимычем.  Вспоминать прошлое Печорину не хотелось, а пускать в свою душу он тоже никого не хотел. У человека одинокого не только по натуре, но ставшего в силу различных обстоятельств, не может быть близких друзей. Не стоит забывать, что характер Печорина формировался  в эпоху правительственной реакции (именно тогда был создан роман),  которая породила новый тип людей – разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”,  опустошенных бесцельностью жизни. И одиночество лермонтовского героя – это как бы спасительная оболочка, за которой он скрывает свои искренние порывы, хорошие качества своего характера. Ведь именно Мери он объяснит становление своего характера: “Все читали на моем лице признаки дурных свойств – и они родились. Я был скромен . меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен…я сделался нравственным калекой…”. Из этого можно понять, почему Печорин никого не допускает в свою душу, а поэтому он очень одинокий человек.  Он влюбится в Мери, но даже себе в этом не захочет признаться. Сделать ей предложение он не захочет, да и не сможет: “Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы своей не продам”. По-своему он любил Веру, но и эта любовь  нашему герою ничего  не дала. Он сам признается себе в этом:”Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…”
    Не только любовь, но и дружбу отвергает Печорин, потому что считает, что “из двух друзей всегда один раб другого”. Поэтому и доктор Вернер не может стать настоящим другом Печорина.
    Печорин невольно является причиной гибели людей или приносит им страдания. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера.  Из-за любопытства рушится ненадежный мирок контрабандистов, застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.
    И только в дневнике Печорин раскрывает нам свою душу. Он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, которая поддерживает его силы. И человек, ставший эгоистом,  равнодушным к другим людям, всегда будет одиноким.

  12. Cepегa Ответить

    Кого Печорин считает равным себе по интеллекту?
    Равным себе по интеллекту Печорин считает доктора Вернера:
    “…Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно… Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга…”
    За что Печорин презирает Грушницкого?
    Печорин презирает Грушницкого за его подлость и слабость, за напускную храбрость и хвастовство:
    “…Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость!..”Печорин презирает Грушницкого за то, что тот хочет опозорить его на дуэли:
    “…то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку…” (Печорин о Грушницком)
    Что спасает Печорина на дуэли с Грушницким?
    На дуэли с Грушницким Печорина спасает случайность. Грушницкий едва ранит Печорина: пуля лишь царапает его колено. Если бы Грушницкий ранил Печорина сильнее, тот бы тут же упал с обрыва в пропасть и погиб:
    “…Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено. Я невольно сделал несколько шагов вперед, чтоб поскорей удалиться от края…”“…раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса…”
    Является ли Печорин фаталистом?
    Вопрос, является ли Печорин фаталистом, является довольно сложным. Вот что пишут исследователи по этому поводу:
    “…Печорин не хочет и не считает нужным рассматривать вопрос о «предопределении» отвлеченно… Этим рассуждением вопрос о «фатализме», «покорности судьбе» и страхе перед ней не решается, но снимается — потому что он просто не имеет значения и смысла для человека открытого, активного и мужественно следующего своим жизненным путем. Надо учесть, что под «фатализмом» Лермонтов подразумевал не только фаталистическое умонастроение вообще, но и распространенную в то время (и осужденную им в «Думе») позицию пассивного «примирения с действительностью», покорности обстоятельствам.” (“Полное собрание сочинений Лермонтова в 10 томах”, том 6, 2002 г., примечания к роману “Герой нашего времени” М. И. Никитина)
    Почему Печорин называет Вулича “существом особенным”?
    Печорин называет Вулича существом особенным, потому что в Вуличе сочетается особенная внешность и особенный характер:
    “…Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи…”

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *