Согласно служебной записке или записки как правильно?

12 ответов на вопрос “Согласно служебной записке или записки как правильно?”

  1. Keshicage Ответить

    Смотреть что такое “записка” в других словарях:

    записка — См … Словарь синонимов
    ЗАПИСКА — ЗАПИСКА, записки, жен. 1. Клочок бумаги, на которой что нибудь записано. Потерять записку с адресом нужного человека. || Коротенькое письмо, извещение о чем. нибудь. Послать записку с просьбой одолжить книгу. Передать любовную записку. || Сжатое… … Толковый словарь Ушакова
    записка —     ЗАПИСКА, разг., пренебр. писулька, разг., пренебр. цидулька … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
    ЗАПИСКА — ЗАПИСКА, и, жен. 1. Листок бумаги с записью, коротенькое письмо. З. лектору. 2. Краткое изложение какого н. дела. Служебная з. Докладная з. 3. мн. Тетрадь, листы с записями. Читать лекции по запискам. 4. мн. Произведение в форме мемуаров,… … Толковый словарь Ожегова
    записка — Краткое письменное изложение какого нибудь дела. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
    ЗАПИСКА — (проф.), принятое на ип мах название заявки на участие л. в скачках или бегах. В ней указывают кличку, п ду, возраст л., группу, в к рой ее испытывают, д цию и приз, а также фамилию наездника (жокея, ездока), желат. исключения из общих правил… … Справочник по коневодству
    записка — ЗАПИСКА1, и, мн род. сок, дат. скам, ж Небольшой по объему письменный текст, представляющий собой краткое изложение какого л. дела, сообщение о чем л. в официальной форме. В полевой сумке Мохнакова, оставленной на НП, обнаружились награды,… … Толковый словарь русских существительных
    Записка — I ж. 1. Листок бумаги, содержащий короткое письмо, вопрос, сообщение и т.п. 2. Листок с перечнем имен, подаваемый молящимся в церкви для поминовения. II ж. 1. Краткое письменное изложение существа какого либо дела, сообщение о чём либо в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
    записка — записка, записки, записки, записок, записке, запискам, записку, записки, запиской, запискою, записками, записке, записках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
    ЗАПИСКА — Записки охотника. Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /em> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148. Записки сумасшедшего. 1. Жарг. шк. Шутл. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Жарг. шк. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

  2. Branis Ответить

    Если планируется, что докладная будет рассмотрена несколькими должностными лицами, то в нижней части документа можно оставить место для визы с указанием должности и ФИО визирующего.
    По докладной работника можно даже уволить с работы, поэтому к ее составлению, так же, как и к информации, содержащейся в ней, нужно относиться предельно внимательно.

    Рассмотрение

    Каких-либо четких временных рамок, в течение которых должны быть предприняты действия в ответ на докладную записку, не существует. Тем не менее, минимальный срок начинается от 10 дней и может быть продлен на несколько месяцев: все зависит от сложностей, с которыми придется столкнуться ответчику при реагировании.

    Что такое служебная записка

    Предприятие или организация – это организм, состоящий из нескольких органов: отделов, управлений, заводов, цехов. Когда все налажено, как швейцарские часы, они взаимодействуют между собой строго по инструкциям и формулярам. Однако в силу различных причин (материально-технического, организационного, информационного или хозяйственного характера) возникает необходимость во взаимодействии нескольких отдельных структурных подразделений.
    Именно для этих целей и существуют служебные записки.
    По сути это служебная переписка внутри организации.
    Хотя она и не имеет законодательных норм и нигде практически не упоминается, но в современных реалиях применяется почти везде, где численность отделов превышает десяток человек.

    Когда, кем и для каких целей составляется

    Служебная записка чаще всего содержит какую-либо просьбу или конкретное предложение и поддерживает производственную связь по горизонтали. То есть это означает, что ее может составить практически любой сотрудник или начальник отдела, но главное, чтобы он адресовал ее равному себе по должности.

    Как составить

    Составляется служебка ровно так же, как и докладная:
    Наименование организации.
    Дата и регистрационный номер.
    Адресат (их может быть несколько: все зависит от тематики проблемы).
    Заголовок.
    Сам текст бумаги.
    Если есть приложения, то указываются, на скольких листах и какого характера (схема, акт и тому подобное).
    Подпись составителя (если служебка направляется конкретному сотруднику) или руководителя (если документ направлен в другое структурное подразделение организации).
    В последнем случае указывается еще и составитель и его номер телефона.

    Ответ на служебную записку

    Ответить на поступивший документ можно не сразу: законодательно сроки ответа нигде не оговорены, однако их может установить сам работодатель. В любом случае, сроки должны быть разумны и не откладываться в долгий ящик.
    Ответ начинают с обращения типа «в ответ на вашу просьбу сообщаю, что…» или с чего-то похожего. Как правило, вместо заголовка пишется пояснение «В ответ на служебную записку №…. от 01.09.2019».

    Регистрация в организации

    Зарегистрировать служебную можно как в месте отправления, так и в месте получения. Нередки случаи, когда полученная служебка имеет два номера: присвоенный отправителем и внутренний, который ему присвоил уже адресат.
    Служебная записка регистрируется в специальном журнале произвольной формы, куда записывается его порядковый номер, дата, заголовок, адресат.

    Чем отличается служебная записка от докладной

    Если организация – это большой организм, тогда докладные и служебные записки – это его кровь и плоть, основа документооборота, но преследуют они разные цели.
    Докладная поддерживает связь в организации по вертикали, в то время как служебная – по горизонтали, и является строго внутренней перепиской, не предназначенной для внешних адресатов.

    Особенности электронного документа

    Чем больше организация – тем больше бумажной волокиты. На достаточно крупных предприятиях количество ежедневной служебной корреспонденции может идти на несколько тысяч и проконтролировать ее поток довольно сложно.
    С этой целью сейчас усиленно внедряется система электронного документооборота, которая значительно облегчает работу подразделений. Он может быть как полностью автоматизирован (без бумажного носителя), так и частично – в этом случае бумажный оригинал остается у отправителя, а к адресату отправляется его электронный аналог. Каждая организация решает данный вопрос сугубо в частном порядке.
    Небольшая фирма с численностью сотрудников до десяти человек может ограничиться одной лишь бухгалтерской книгой, а возникающие вопросы решать устно либо с глазу на глаз. Другое дело, если число сотрудников идет на сотни: здесь уже придется вводить документооборот, как способ защиты сотрудников и руководства от произвола.

  3. Dianalore Ответить

    • эффективное информационное взаимодействие:
    – рассылка объявлений/извещений для работников организации;
    – обмен оперативной информацией между структурными/самостоятельными подразделениями и филиалами;
    – запрос справочной информации;
    – проведение инструктажа;
    – сопровождение другого сообщения (сопроводительная записка);
    • решение текущих вопросов административно-хозяйственного, материально-технического, информационного и иного обеспечения;
    • разрешение спорных и конфликтных ситуаций.

    Умение грамотно составлять внутренние документы, в том числе служебные записки, выручает в крайне сложных и запутанных ситуациях.
    В первую очередь служебная записка – основной помощник для работников службы документационного обеспечения управления (далее – ДОУ) в спорных ситуациях.
    К сожалению, руководители основных структурных подразделений нередко пытаются списать недочеты подразделения при работе с документами на сотрудников вспомогательных подразделений. Например, руководство структурного подразделения не выполнило поручение вышестоящего руководителя в срок, но ответственность за это перекладывает на службу ДОУ, которая якобы задержала отправку исходящего письма.
    Опровергнуть беспочвенные обвинения поможет служебная записка. Записка, которая содержит факты, срок исполнения, Ф.И.О. работников ДОУ, качественно и своевременно выполнивших работу, с приложениями-подтверждениями (копии регистрационных карточек, выдержки из журналов регистрации и т.п.), нередко помогает сохранить объективность, признать претензию необоснованной, восстановить деловую репутацию конкретного работника и службы ДОУ в целом (Пример 1).

    В тексте служебной записки необходимо четко изложить цель сообщения в доступной и лаконичной форме. Неполная или избыточная информация затрудняет понимание адресатом сути проблемы и может привести к неоднозначному толкованию и, как следствие, отсутствию желаемого результата. Эффективность служебной записки зависит от того, насколько правильно выстроена структура документа и логичны ли приведенные доводы.

    ОФОРМЛЯЕМ СЛУЖЕБНУЮ ЗАПИСКУ

    ЕСЛИ НА БЛАНКЕ, ТО КАКОМ?

    Служебные записки, как правило, составляют на чистом листе бумаги формата А4. Однако коммерческие организации для этой цели часто используют бланк письма, который согласно п. 4.7 ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» содержит:
    • эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания);
    • наименование организации;
    • код организации;
    • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;
    • идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
    • справочные данные об организации;
    • место составления или издания документа.
    Кроме того, некоторые специалисты на страницах журналов и в сети Интернет приводят в качестве примера образцы служебных записок, оформленных на бланке письма.
    Бесспорно, проще оформлять все документы без разбора на одном и том же бланке. Однако писать служебную записку руководителю соседнего отдела на бланке, который содержит справочные данные, ИНН, ОГРН и т.д., смысла не имеет. Кроме того, бланк письма организации занимает как минимум 20 процентов от общего объема первой страницы, и часто необходимая информация не умещается на одном листе. Вроде мелочь, но в рамках крупной организации подобные мелочи приводят к непродуктивному расходованию, а не к экономии средств.

    Выясним, на каком бланке можно оформлять служебную записку (при желании).
    Виды бланков документов установлены в п. 4.6 ГОСТ Р 6.30-2003.

    Между тем ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», который вступает в силу 1 июля 2018 года, уже содержит разъяснения по оформлению бланков организации (п. 5.8 и 6.6).

    Из этого следует, что оформлять служебную записку на бланке письма стандарты не рекомендуют. Но если желание вести внутреннюю переписку непременно на бланке велико, можно разработать и закрепить в ЛНА бланк конкретного вида документа – служебной записки.

    БЛАНК СЛУЖЕБНОЙ ЗАПИСКИ: РЕКВИЗИТЫ

    В бланк конкретного вида документа (в нашем случае служебной записки) в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 необходимо включить следующие реквизиты (Пример 2):
    03 – «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)»;
    08 – «Наименование организации»;
    10 – «Наименование вида документа»;
    11 – «Дата документа»;
    12 – «Регистрационный номер документа»;
    13 – «Ссылка на регистрационный номер и дату документа» (при ответе);
    14 – «Место составления или издания документа»;
    15 – «Адресат» (наименование структурного подразделения и должности работника, которому направляется служебная записка);
    18 – «Заголовок к тексту»;
    20 – «Текст документа»;
    21 – «Отметка о наличии приложения»;
    22 – «Подпись»;
    27 – «Отметка об исполнителе».

    НЮАНСЫ ОФОРМЛЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ

    «Адресат». Если записка направляется в несколько структурных подразделений, реквизит «Адресат» оформляется в правом верхнем углу следующим образом:

    Если общее количество адресатов более четырех, необходимо составить список рассылки.
    «Текст документа». Служебная записка, как и деловое письмо, должна быть четко структурирована. Текст служебной записки излагается от первого лица единственного числа («прошу перечислить», «считаю необходимым» и т.п.).
    Текст, разбитый на логически законченные абзацы, облегчает чтение и понимание, придает каждой мысли логическую завершенность, позволяет адресату лучше ориентироваться в тексте документа.
    Текст служебной записки, как правило, состоит:
    • из преамбулы (вводной части);
    • основной части;
    • заключительной части (выводы, предложения, просьбы и т.п.).
    Преамбула раскрывает цель написания служебной записки, содержит ссылки на даты, документы и факты, послужившие поводом для ее составления. Информация, изложенная в преамбуле, может быть краткой или развернутой. Преамбула плавно подводит к основной части.
    Размер основной части варьируется в зависимости от целей, излагаемых в служебной записке, и может представлять собой несколько строк или несколько страниц печатного текста.
    Главная цель основной части – разъяснить, убедить, побудить к действию, то есть добиться результата. Именно эта часть текста наиболее полно раскрывает содержание служебной записки. Основная часть включает наибольшее количество фактического материала, который должен не только информировать, но и убеждать. Там же необходимо упомянуть приложения, если таковые имеются.
    Заключительная, или резюмирующая, часть служебной записки – своеобразный итог, который подтверждает вышеизложенное, содержит выводы, просьбы, конкретные предложения по решению вопроса. Чем четче и яснее будут звучать формулировки резюме, тем выше вероятность того, что решения по вопросам будут приняты своевременно.

    РЕГИСТРАЦИЯ И МАРШРУТЫ ДВИЖЕНИЯ ЗАПИСОК В ОРГАНИЗАЦИИ


    Вопросы регистрации и последующей передачи адресату служебных записок нередко вызывают споры. Кто должен регистрировать служебные записки? Служба ДОУ? Структурные подразделения? Секретари? И нужно ли их регистрировать в принципе? Кто и каким образом должен передавать служебные записки, чтобы они своевременно доходили до заинтересованных должностных лиц?
    Бесспорно, решение этих вопросов – прерогатива самой организации, в инструкции по делопроизводству которой должен присутствовать раздел, посвященный работе с внутренними документами. Установленные в ЛНА правила и порядок их действий помогут избежать разногласий.
    Что делать, если подобного документа нет? Конечно же, создать его, формализовав порядок составления, оформления, передвижения внутренних служебных документов. Формализация помогает упорядочить многие бизнес-процессы, что весьма положительно сказывается на общем порядке в организации.
    Начать работу необходимо с анализа потока служебных записок: определить его объемы и маршруты, исключив заведомо лишние отрезки на пути следования документа. Чтобы определить максимально эффективный маршрут документа, не бойтесь ломать старые, неудобные конструкции, исправлять и корректировать ошибки в логистике.
    Вариантов маршрутизации служебных записок может быть несколько – с участием службы ДОУ (Схема 1) и без нее (Схема 2). Выясним, какая из этих схем наиболее эффективная.

    НЕЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

    Регистрация в службе ДОУ крупной организации. Передача служебных записок в службу ДОУ для регистрации и последующего перенаправления адресату замедляет процесс доведения информации и принятия решений. Это особенно заметно в организациях с большим объемом документооборота внешнего и внутреннего. Учитывая общую нагрузку, не каждая служба ДОУ может выделить отдельного сотрудника для регистрации служебных, докладных и прочих записок. Так или иначе, в первую очередь всегда будут регистрироваться срочные исходящие письма, приказы, распоряжения, входящая корреспонденция от вышестоящих органов, а служебные записки – безропотно ждать своего часа.
    Регистрация секретарем в небольшой организации. В организациях с небольшим документооборотом служебные записки регистрирует секретарь руководителя. Служебная записка является внутренним документом горизонтальной направленности и не может предназначаться вышестоящему должностному лицу.
    Для предоставления информации руководству в деловой переписке используют докладные, аналитические и пояснительные записки. Следовательно, секретарь в цепочке приема-передачи служебных записок между равными по статусу должностными лицами – лишнее звено.
    Без регистрации, но с отметкой службы ДОУ о передаче. Если в организации не принято регистрировать служебные записки, передавать их адресату через службу ДОУ без регистрации не имеет смысла. Передать службе ДОУ записку и получить отметку о передаче с последующей передачей документа службой ДОУ подразделению-адресату и проставлением еще одной отметки о передаче – все это усложняет процесс, отнимает время, увеличивает срок исполнения поручений.

    Если в организации все-таки действует порядок передачи служебных записок с получением отметки о приеме, получатель расписывается в получении, указывает свою должность, дату и время получения документа (при необходимости). Отметка о получении фиксируется на копии служебной записки, которая возвращается в подразделение-адресант.
    Отметку о получении может заменить штамп «Получено», который содержит поля для указания даты получения, Ф.И.О. и подписи должностного лица (рис.).

    Рис. Отметку о получении может заменить штамп «Получено»

    ЭФФЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ И МАРШРУТА ЗАПИСОК

    Регистрация в структурном подразделении, передача записок напрямую между подразделениями. Регистрация служебных записок в структурном подразделении, как и передача их из одного структурного подразделения в другое, минуя посредников (службу ДОУ или секретаря), сокращает путь документа до адресата.
    Если в структурном подразделении отсутствует должность делопроизводителя (секретаря управления/департамента/отдела), для регистрации документов, в том числе и внутренних, необходимо назначить должностное лицо, ответственное за делопроизводство. Ответственного за делопроизводство определяют руководители структурных подразделений. Как правило, назначают работника, не обремененного должностными обязанностями. Возложение дополнительных функций утверждается приказом или распоряжением и фиксируется в должностных инструкциях.
    Регистрация исходящих записок. Должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, регистрирует исходящую служебную записку.

    Исходящие служебные записки регистрируются в журнале внутренней (исходящей) корреспонденции подразделения (Пример 3). При регистрации исходящих служебных записок указывается:
    • регистрационный номер документа;
    • дата документа;
    • ссылка на исходящий номер и дату документа (при ответе);
    • адресат (подразделение, в которое направляется служебная записка);
    • краткое содержание документа;
    • количество страниц;
    • наличие приложений;
    • дата исполнения;
    • Ф.И.О. работника, подготовившего служебную записку.

    Служебную записку можно отсканировать и отправить по электронной почте.
    Если необходимо передать оригинал, должностное лицо, ответственное за делопроизводство в структурном подразделении, может составить график передачи служебных записок адресатам – 1 раз в день, 2 раза в день и т.п.
    Срочные служебные записки (с четко указанным контрольным сроком) необходимо передавать незамедлительно. Передавать служебные записки в подразделение-адресат можно напрямую или через специально оборудованные в службе ДОУ ячейки с номерами и/или наименованием структурных подразделений. При этом служба ДОУ в процессе передачи документов не участвует.
    Регистрация входящих записок. При поступлении служебной записки в подразделение-получатель должностное лицо, ответственное за делопроизводство в подразделении-получателе, регистрирует ее как внутренний входящий документ в журнале учета внутренней (входящей) корреспонденции подразделения (Пример 4) с указанием следующих реквизитов:
    • входящий регистрационный номер;
    • дата получения (регистрации);
    • ссылка на исходящий номер и дату;
    • автор служебной записки;
    • краткое содержание;
    • количество страниц;
    • приложения;
    • дата исполнения;
    • исполнитель (должностное лицо, которому направляется служебная записка).
    Ответственность за соблюдение контрольных сроков, указанных в служебной записке, ложится на должностное лицо, которому она адресована. Изменять сроки исполнения документа может инициатор служебной записки и/или вышестоящее должностное лицо.
    Регистрация всеми сотрудниками. Если в организации или в ее структурных подразделениях нет работника, ответственного за делопроизводство, можно найти иные механизмы регистрации служебных записок. Например, разместить журнал регистрации служебных записок в формате Word или Excel на сервере для общего пользования. В этом случае регистрация служебной записки сотрудником структурного подразделения займет не больше времени, чем личная передача документа секретарю.
    Однако специалисты профильных структурных подразделений нередко саботируют такие предложения. Попытки возложить на них даже незначительные делопроизводственные операции встречают активный отпор. В чем-то специалисты правы. Помните, у И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник, и дело не пойдет на лад»?
    Избежать открытого конфликта со специалистами профильных подразделений можно, если издать соответствующее распоряжение или указание, подписанное руководителем организации. В этом случае инициатором должен выступить руководитель службы ДОУ или иное лицо, ответственное за делопроизводство. Именно в его интересах снять с себя часть архаичных функций, упорядочить работу с документопотоками, выстроить эффективные маршруты их движения, исключить утерю внутренних документов.
    Как только подобная схема вводится в действие, недовольство работников идет на спад, поскольку значительно сокращаются сроки регистрации, а сама регистрация становится прозрачной.

    СРОКИ ХРАНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК

    Сроки хранения записок содержатся в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, в ред. от 16.02.2016, далее – Перечень 2010) (Таблица).

    Любая успешно действующая организация представляет собой живой, непрерывно меняющийся организм, а делопроизводство – зеркальное отражение системы управления этого организма. Желаете идти в ногу со временем, быть в авангарде? Попробуйте начать со служебных записок – это будет первым шагом на пути к грамотно организованному документообороту, а выверенная логистика маршрутов внутренних документов – первым этапом в борьбе с управленческим хаосом. Примеры служебных записок приведены ниже (Примеры 5–10).

    ПРИМЕРЫ СЛУЖЕБНЫХ ЗАПИСОК





  4. Um_NeVZDUM_ Ответить

    содержанием, тем кто пишет и кому пишет. Служебная записка – это информационно-справочный документ, инструмент деловой переписки внутри организации.
    Составляется служебная записка с целью освещения каких-либо деловых вопросов, касающихся работы отдела или конкретного работника, решение которых зависит от другого структурного подразделения организации либо сотрудника.
    Написание служебных записок, в отличие от докладных записок. осуществляется между структурными подразделениями либо сотрудниками равнозначного должностного статуса, которые не находятся в прямом подчинении.
    Служебная записка составляется с целью ведения переписки между структурными подразделениями коммуникация на горизонтальном уровне, когда для решения какого-либо вопроса недостаточно устного обращения и требуется задокументировать факт взаимоотношения между отделами. Начальник отдела, специалист отдела указывает себя исполнителем в левом нижнем углу в конце документа как в деловом письме. Текст служебной записки начинают с освещения сложившейся ситуации, разъясняют какие причины и события послужили основанием для составления документа. В завершении излагается непосредственно просьба или перечисляются, возможные действия, по мнению автора.
    В отличие от служебной записки письмо на имя руководителя организации или руководящего специалиста пишет представитель сторонней организации.

  5. Silverredeemer Ответить

    Этот инструмент деловой переписки особенно популярен в компаниях, где много подразделений разного уровня и контролировать все достаточно сложно. Но и на небольших предприятиях часто интересуются, как правильно написать служебную записку; содержание такой докладной зависит от того, с какой целью ее составляют. Необходимость в ее написании возникает, если необходимо получить реакцию на какие-либо экстраординарные события. Кроме того, в ней пишут не только о плохом: делают и рациональные предложения по совершенствованию работы предприятия. При оформлении «служебки» следуйте определенным правилам, о которых речь пойдет далее.
    Написать служебное письмо вправе любой сотрудник. Обычно в ней всегда две части. В первой начальство уведомляют о каком-либо факте или происшествии, а во второй содержатся просьбы, предложения, любые иные обращения работника к вышестоящему коллеге.
    Взяться за ручку стоит, если:
    были допущены нарушения, ставшие причиной каких-либо непредвиденных действий либо которые могли привести к таковым;
    необходимо вмешательство руководства, например, не хватает материально-технических средств на завершение какого-то проекта;
    кто-то из сотрудников не явился на работу или явился в состоянии наркотического/токсического/алкогольного состояния;
    появилось предложение о премировании определенных работников за выдающиеся результаты или иные достижения;
    необходимо отправить кого-то в командировку;
    требуется вызвать работника из отпуска или законного выходного;
    любая иная ситуация, решение по которой принять без руководителя нельзя.
    Служебка может стать доказательством того факта, что работник должным образом отреагировал на обнаруженную им проблему в деятельности предприятия. Составление докладной является не правом, а обязанностью конкретного специалиста. Она подтверждает факт того, что сотрудник не бездействовал, а принял необходимые меры: информировал начальство и оперативно принял решения по проблеме.

    Виды писем

    Классификация обычно проводится по типу содержащейся в докладной информации. Перечислим наиболее распространенные виды служебных писем:
    запрос данных, сведений, отсутствующих у работника;
    сообщение о нарушениях, допущенных работником при исполнении должностных обязанностей;
    сообщение о направлении в командировку;
    предложение о дополнительном премировании;
    информирование о возникших проблемах в рабочем процессе и т.д.
    Таким образом, видов докладных очень много, в них может содержаться любая информация, касающаяся рабочих моментов.

    Как написать служебную записку (образец по ГОСТу)

    Компании имеют возможность вводить и использовать у себя множество различных форм письменного сообщения о каких-либо происшествиях или вопросах организационно-финансового характера, требующих вмешательства высшего руководства. Но унифицированный шаблон служебной записки законом не установлен, но он обязательно должен соответствовать требованиям ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению документов». То есть в нем должны присутствовать следующие реквизиты:
    наименование организации или структурного подразделения, указание лица, которому отправляется обращение;
    название документа;
    текст — что необходимо сообщить руководству;
    дата, подпись и обязательно должность автора.
    Обязательные требования определили, теперь рассмотрим пример, как пишется служебная записка.

    Пример 1


    Такой вид расположения реквизитов в документе называется угловым. Но их можно разместить на листе и иначе.

    Пример 2


    На картинке — продольное размещение реквизитов. И оба варианта будут правильными.
    Есть и третий вариант.

    Пример 3


    Но даже если в вашей компании принято оформлять документы совершенно иным способом, не переживайте, это тоже правильно, поскольку обязательной формы чиновники не предусмотрели.

    Пример написания служебной записки

    Написание шапки почти ни у кого не вызывает сложностей. Надо уточнить, кому адресуется документ: его должность и фамилию, инициалы (можно полностью имя и отчество). Кроме того, обязательно указываем составителя, а если обращается группа работников, то надо перечислить их должности и Ф.И.О. Письменное обращение не всегда адресуется директору, его направляют и лицу, в чьи должностные обязанности входит рассмотрение конкретного вопроса.
    Первая фраза, которой обычно открывается служебная записка: довожу до вашего сведения. Это самый распространенный вариант. Для работника это удобно тем, что он сразу переходит к предмету своего сообщения, для руководителя — сокращением времени на изучение письма.
    Сам текст служебной записки должен быть кратким, по существу, с обязательным перечислением конкретных дат, времени, обстоятельств, сведений: это поможет адресату быстрее разобраться, принять к сведению, проверить и отреагировать на обращение подчиненного.
    Завершают обращение личной подписью, датой составления. Если есть приложения, указывают их наличие и перечисляют.

    Образцы для разных случаев

    Как написать служебную записку: образец о подтверждении командировки


    Работники вправе сообщить руководству как о проблемах, возникающих в процессе деятельности, так и о достижениях конкретных специалистов.

    Служебная записка о выплате премии

    Непосредственный начальник вполне может ходатайствовать перед вышестоящим руководителем об увеличении премиального вознаграждения.

  6. Beasius Ответить

    Основной объем документов, обеспечивающих информационный обмен между организациями и структурными подразделениями, составляют: справки, докладные и объяснительные записки, сводки, отчеты, акты, письма, телефонограммы. Информация, содержащаяся в этих документах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению. Рассмотрим различия в составлении и оформлении докладных записок, служебных записок и справок.
    Докладные и служебные записки — это, как правило, внутренние документы организации. Они носят вспомогательный характер по отношению к организационно-распорядительным документам. В Кратком словаре видов и разновидностей документов, разработанном Главархивом СССР, ВНИИДАД, ЦГАДА в 1974 году, даны определения этих документов, из которых следуют некоторые различия в их назначении:
    Докладная записка — документ, адресованный руководству, излагающий какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя.
    Служебная записка — записка о выполнении какой-либо работы, направляемая одним должностным лицом другому.

    Докладная записка

    Докладная записка (код унифицированной формы 0286041 по ОКУД) составляется с целью информировать руководство о сложившейся ситуации, имевших место фактах и т.п. и побудить к принятию определенного решения.
    Докладные записки могут носить и чисто информационный характер. Такие записки содержат, как правило, информацию о ходе выполнения каких-либо работ. Отчетные докладные записки сообщают о выполнении заданий, планов, указаний, работ. Таким образом, докладные записки обеспечивают связь объектов управления на вертикальном уровне — снизу вверх, то есть направляются от нижестоящего должностного лица вышестоящему должностному лицу.
    В зависимости от адресата докладные записки могут быть:
    внутренними, т.е. направляемыми руководителю структурного подразделения или учреждения, и
    внешними — адресуемыми в вышестоящие инстанции.

    Внутренняя докладная записка

    Внутренние докладные записки составляются на стандартном листе бумаги, но с указанием всех необходимых реквизитов, расположенных в соответствии с ГОСТ 6.30–2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к составлению документов». К таким реквизитам относятся:
    наименование структурного подразделения;
    вид документа (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА);
    дата;
    регистрационный номер;
    заголовок к тексту;
    текст;
    адресат;
    подпись составителя (с указанием должности).
    Текст любого информационно-справочного документа оформляется шрифтом Times New Roman, размер 14, через 1,5 интервала.
    Предпочтительно при оформлении докладной записки пользоваться угловым расположением реквизитов заголовочной части (однако это требование не является жестким). Примеры расположения заголовочной части внутренней докладной записки двумя способами:

    Во внутренней докладной записке в верхнем левом углу располагается наименование структурного подразделения — автора документа.
    Наименование вида документа пишется прописными буквами (ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА) и может располагаться по центру или от границы левого поля (в зависимости от того, какой выбран способ расположения заголовочной части документа) через 2 межстрочных интервала.
    Дата и индекс докладной записки пишутся на одной строке. Дата оформляется арабскими цифрами, например 02.02.2006, или буквенно-цифровым способом, например 02 февраля 2006 г. У внешней докладной записки она является датой подписания и, как правило, отправки. Датой внутренней докладной записки будет дата составления и подписания.
    Регистрационный номер на внутренней докладной записке проставляется либо по месту составления, либо по месту получения, в зависимости от постановки системы регистрации, которая действует в организации. При рассмотрении докладной записки заинтересованными лицами, на ней проставляются визы согласования, а после принятия решения — резолюция руководителя. Вынесение резолюции является конечным этапом рассмотрения докладной записки.
    Докладная записка может иметь заголовок, который кратко раскрывает содержание документа. Заголовок докладной записки формулируется по общим правилам составления заголовков к документам: с помощью предлога «о» и отглагольного существительного в предложном падеже. Например: «о переводе Королевой О.В. в бухгалтерию».
    В тексте докладной записки четко выделяются две части. В первой части сообщаются факты, послужившие поводом для составления документа, а во второй — излагаются конкретные выводы, просьбы и предложения. Текст докладной записки может состоять и из трех частей. В этом случае в первой части (констатирующей) будут излагаться причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания, во второй части — анализ сложившейся ситуации, возможные варианты решения, а в третьей — выводы и предложения о конкретных действиях, которые необходимо предпринять, по мнению составителя докладной записки. Докладная записка может быть представлена в текстовом и табличном варианте или их сочетании.
    Если имеется приложение, то отметка о нем делается до оформления подписи:
    Пример 2
    Приложение: акт проверки от 03.03.2006 № 33 на 1 л. в 3 экз.
    Пример оформления внутренней докладной записки:

    Внешняя докладная записка

    Внешняя докладная записка оформляется на общем бланке и подписывается руководителем организации. При этом полное или сокращенное наименование вышестоящей организации используется согласно уставу организации. Наименование организации-автора размещается ниже.

    Служебная записка

    В Общероссийском классификаторе управленческих документов (ОКУД) отсутствует такой вид документа как «Служебная записка». Однако данный вид документа широко используется в управленческой практике. В связи с чем предлагаем оформлять «Служебную записку» в соответствии с требованиями ГОСТ 6.30–2003 «УСД. УСОРД. Требования к оформлению документов» в целях единства оформления управленческой документации.
    Служебные записки, в отличие от докладных записок, обеспечивают связь объектов управления на горизонтальном уровне,то есть составляются работником или руководителем подразделения на имя руководителя или специалиста другого подразделения. Следует помнить, что служебные записки направляются обычно от одного руководителя к другому или от одного сотрудника к другому только в случае их равнозначного должностного статуса, в противном случае это будет докладная записка.
    Как правило, служебные записки составляются по вопросам материально-технического, информационного, организационного и хозяйственного обеспечения. Служебные записки — это своего рода переписка между структурными подразделениями. Они обычно содержат определенную просьбу, предложение. Служебные записки оформляются так же, как и докладные.
    Пример оформления служебной записки:

    Справка

    Информационные докладные записки часто заменяют таким документом, как справка, и наоборот, что является неправомерным. Справка — это документ, содержащий описания и подтверждения тех или иных фактов или событий, в том числе биографического или служебного характера; в отличие от докладных записок она не требует принятия каких-либо действий от руководителя.
    В зависимости от целей составления справки могут быть:
    аналитические,
    отчетные или
    информационные.
    Аналитические справки содержат информацию по вопросу или проблеме, требующей решения. Обычно аналитические справки имеют значительный объем текста (до 3-х страниц). Текст аналитической справки состоит из трех частей. В первой части излагается основание составления, во второй — анализ ситуации или вопроса, в третьей — выводы и предложения.
    Отчетные справки содержат обобщающие итоговые сведения о результатах деятельности, поэтому заголовок отчетной справки включает указание на период времени, к которому относятся изложенные в справке сведения, например: Справка об объеме документооборота предприятия в 2006 г.
    Справки информационного характера составляются с целью информировать руководство о положении дел и могут иметь, например, следующий заголовок: Справка о ходе выполнения работ по договору с ОАО «Луна». Они составляются по запросу и представляются в установленные сроки.
    Справки, в зависимости от адресата, могут быть:
    внешними и
    внутренними.
    Внешние справки оформляются на общем бланке организации, подписываются руководителем организации и содержат те же реквизиты, что и докладные записки.
    Внутренние справки оформляются на стандартном листе бумаги аналогично внутренней докладной записке и подписываются руководителем структурного подразделения и/или специалистом-составителем.
    Текст и информационной, и отчетной справки может быть оформлен в виде таблицы, включать разделы и подразделы (см. образец составления внутренней справки в Примере 6).

    При подготовке проекта справки необходимо тщательно отредактировать ее содержание с точки зрения:
    полноты и достоверности фактов и сведений;
    правильности оформления средств обратной связи (адрес, телефон и т.п.);
    точности датирования;
    соблюдения уровня подписания.
    Все это необходимо для того, чтобы справка не вызывала дополнительных вопросов и тем более последующей разъяснительной переписки.
    Справки биографического или служебного характера служат для удостоверения каких-либо юридических фактов, например, о подтверждении занимаемой должности, о заработной плате, месте проживания и т.п. Если ситуации, по которым выдаются справки, являются типовыми, в организации создаются унифицированные трафаретные бланки.
    Текст справки биографического характера начинается с указания в именительном падеже фамилии, имени, отчества лица, о котором сообщаются сведения. В тексте любой справки не должно быть архаичных оборотов, содержащих ненужные слова типа «настоящая справка», «действительно работает» и т.д. В конце справки дается название учреждения, куда она представляется. Подписывают справку лица, ее составившие и несущие ответственность за представленные данные. В зависимости от назначения справки это могут быть руководитель организации и главный бухгалтер или руководитель организации и начальник отдела кадров. Такие справки обязательно заверяются печатью организации.
    Пример оформления справки служебного характера:

  7. Darim Ответить

    Важное значение служебной записки состоит в том, что она показывает, что работник предприятия видит, осознает и доводит до уполномоченных лиц возникшее затруднение, попутно законно перекладывая ответственность с себя на специалистов, которые обязаны заниматься решением той или иной задачи по долгу службы.
    В случае возникновения спорных ситуаций, разногласий и конфликтов этот документ позволит быстро понять, кто виновен в каждом конкретном случае.
    Цель служебной записки – уведомление какого-либо уполномоченного должностного лица о появившейся проблеме, а также просьба о ее устранении, внесение рациональных предложений и согласование совместных действий.
    Еще одна немаловажная роль некоторых служебных записок заключается в том, что они являются документами первичного бухгалтерского учета. В частности, они служат обоснованием и документально подтверждают некоторые расходы, произведенные на нужды предприятия, например при закупке оборудования, затратах на рекламу, транспорт и т.д. В таких случаях служебные записки после их написания необходимо хранить также долго и тщательно, как любые другие первичные документы (на случай внезапной налоговой проверки).

    Основные правила написания служебной записки

    Законодательно закрепленного понятия «Служебная записка» не существует, поэтому и нет строго установленной формы по ее написанию. Каждый сотрудник может составлять ее в свободном виде или по шаблону, разработанному и утвержденному на предприятии. Писать документ можно как от руки, так и печатать на компьютере, но в обоих случаях он должен содержать «живую» подпись автора. Иногда руководители организаций требуют, чтобы служебные записки были написаны на фирменных бланках и обязательно заверялись подписями ответственных лиц. Обычно данный документ пишется в одном экземпляре, но при необходимости, можно сделать его копию.
    Главное требование – в записке всегда должны содержаться сведения
    о наименовании предприятия,
    дате ее составления,
    сотруднике, который пишет записку,
    должностном лице, к которому она направляется.
    Также в записке обязательно должна быть точно обозначена конкретная проблема и возможные пути ее решения.
    Если служебную записку пишет рядовой сотрудник, то ее желательно заверить у руководителя подразделения, который таким образом свидетельствует о том, что с проблемой знаком и согласен с предлагаемыми вариантами по ее устранению.
    После написания служебную записку необходимо зарегистрировать в журнале учета внутренних документов, чтобы ее следы не затерялись в потоке документооборота.

    Инструкция по написанию служебной записки

    Несмотря на то, что записка не имеет унифицированного образца, с точки зрения делопроизводства оформление вполне стандартно.
    В правом верхнем углу документа следует сначала обозначить адресата: кому она направляется (должность, полное наименование предприятия, фамилия, имя, отчество сотрудника). Затем аналогичным образом необходимо вписать сведения о сотруднике, который является автором записки.
    Далее, справа, следует вписать наименование документа, а также поставить дату его составления и номер по внутреннему документообороту. Здесь же надо указать населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятие, сотрудник которого пишет записку.
    После этого следует коротко озаглавить документ (т.е. тезисно обозначить проблему, которой он посвящен).
    Вторая часть записки должна быть посвящена сути проблемы. Описывать ее нужно подробно, с указанием других должностных лиц, которые к ней причастны. Далее в записке необходимо предложить варианты решения возникшего вопроса.

    В заключение записка должна быть подписана автором (с обязательной расшифровкой подписи) и при необходимости передана для утверждения руководителю подразделения.

    Общие понятия и общие требования к любой служебной записке. Резюме

    Служебная записка – официальный документ, принятый во внутреннем документообороте компании. Правильное ее составление важно для настраивания успешной коммуникации. Получатель должен ясно понимать, что отправитель желает ему сказать. Для этого в документе нужно указать следующие пункты:
    Точные цифры (к примеру, размер зарплаты, премии).
    Даты (к примеру, дата отправки сотрудника в командировку).
    Перечень оснований для мер, указанных в служебной записке.
    Перечень материальных объектов, которые присутствуют в прошении отправителя.
    Данные обо всех лицах, которые фигурируют в записке.
    Начинается записка «шапкой», в которой прописываются данные о лицах, участвующих в коммуникации, наименование организации. Нужно также прописать информацию в компании. В завершении записки требуется указать дату, подпись и ее расшифровку.
    В последнее время практикуются служебные записки, которые отправляются через электронную почту. Однако классическим вариантом является письменное составление.
    Можно сказать, что составление таких записок — способ коммуникации между работниками одного уровня. К примеру, они могут отправляться от руководителя отдела генеральному директору. Обычно руководитель отдела просит за своих сотрудников. Если рядовые сотрудники составляют записку, она будет считаться докладной. От правильного составления служебной записки зависит, будут ли приняты просьбы отправителя. Получатель должен хорошо понимать, что у него просят и почему. Нужно прописывать всю официальную информацию, но делать это кратко и емко.

  8. Line Ответить

    Не всегда устное обращение позволяет решить вопрос. Поэтому необходимо знать, правила письменного обращения с просьбой, предложением к начальству. Служебная записка — внутренняя, внешняя — зависит от адресата, функций, несущих на себе. Адресовывается вышестоящему начальнику. Может содержаться просьба, замечание или предложение.
    Классификация:
    докладная;
    объяснительная;
    пояснительная;
    аналитическая.
    Написанная бумага не только оговаривает суть проблемы, но и указанное подробное описание, пути решения.
    Суть написания заключается — сообщение вышестоящему руководящему составу о возникших ситуациях.
    Четких требований к ее написанию нет, составляется документ в произвольной форме. В шапке требуется указать адресата, к которому она должна будет попасть.
    Главная задача — изложить, все, что волнует, не устраивает, дать варианты решения. Для уверенности, что документ будет получен начальствующим составом, лучше составить в двух экземплярах. Передавая записку, на копии прописывается дата, время приема, личные данные и роспись. Кроме того, ставится печать компании. Копия сохраняется, пока не будет решен вопрос полностью.
    Бывает ситуация, когда это единственное средство общения между отдаленными подразделениями. Тогда прописываются адреса стороны, написавшей его и получателя. При написании используется формат А4.

    Что такое докладная, кем и когда пишется

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *