Стояние на реке угре в каком веке было?

17 ответов на вопрос “Стояние на реке угре в каком веке было?”

  1. Saberbourne Ответить

    Силы великого князя московского Ивана III встретились с войском хана Большой Орды Ахмата. Противники встали на противоположных берегах реки, но после почти одновременно повернули свои войска вспять. Решающей битвы так и не состоялось, но это было сродни поражению для ордынского хана, которое стоило ему жизни.
    В 1472 году хан Ахмат собрал больше войско и двинулся к Великому княжеству Московскому. Однако у Тарусы хан столкнулся с многочисленным русским войском, которое отбило все попытки Ахмата перебраться через Оку. Тогда разъяренный тем, что поход провалился, хан сжег город Алексин и перебил все его население. Считается, что в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил платить Орде дань. Однако в летописях не зафиксирована точная дата прекращения выплат, поэтому данный вопрос до сих пор остается предметом спора среди исследователей. Например, существует упоминание в Вологодско-Пермской летописи: якобы в ходе переговоров в 1480 году Ахмат упрекал Ивана III в том, что тот не платит дань девятый год. Отсюда можно сделать вывод, что выплаты прекратились как раз перед сражением под Алексином.
    Как бы то ни было, дань Орда не получала и давно. Но Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством, поэтому обратил внимание на Великое княжество Московское только в 1480 году. Он вступил в сговор с польско-литовским королем Казимиром IV, который пообещал хану военную поддержку. Кроме того, Ахмат полагал, что в силу сложившихся обстоятельств настало удачный момент для похода. Псковские земли еще с начала 1480 года подвергались нападениям Ливонского ордена. Магистр ордена собрал «такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после». 100-тысячная армия пришла в русские земли, однако все, что смогла сделать — выжечь предместья Пскова. Кроме того, в то время у Ивана III испортились отношения с братьями.
    Борис Волоцкий и Андрей Большой восстали против московского князя, недовольные его усилением. Андрей Большой обвинял Ивана в том, что после смерти Дмитровского князя тот забрал все земли себе, ничего не дав братьям. Затем великий князь московский решил наказать Бориса Волоцкого за то, что тот посмел отъехать к своему брату. Андрей отказался его выдать. Братья решили искать поддержки в борьбе с Иваном у Казимира IV, но ничего не вышло. Только угроза нашествия ордынского хана заставила московского князя пойти на уступки, и братья примирились.

  2. Stonerunner Ответить

    Предыстория.

    В 1472 году хан Ахмат подошёл к Великому княжеству Московскому, но воины Орды встретили русскую рать и не смогли перейти Оку. Войско Орды сожгло город Алексин и убило всё его население, но в итоге Орда вынуждена была отступить, так и атаковав Московское княжество. В 1476 великий князь Иван III отказался платить дань Золотой Орде (по другой информации это произошло в 1472, вследствие чего хан Ахмат и напал на Московское княжество), а в 1480 объявил независимость Руси от Орды.
    Хан Ахмат, который был занят войной с Крымским ханством, смог начать активные действия против Московского княжества лишь в 1480 году. Орда вступила в союз с польско-литовским королём и договорилась о помощи в войне против Руси. В том же 1480 году против Ивана III восстали его братья.

    Военные действия.


    Осенью 1480 года, воспользовавшись преимуществом (междоусобица князей и союз с польско-литовским королём), хан Ахмат выступил на Московское княжество основными силами.
    Иван III начал стягивать русские войска к берегам Оки. Войска Орды тем временем беспрепятственно по литовской территории, где их даже сопровождали местные проводники. Но помощи от Казимира IV, польско-литовского короля, хан Ахмат так и не дождался, так как союзники Ивана III, крымские татары, напали на Подолию.
    Хан Ахмат решил не идти к Оке, в лоб русским; он отправился по литовским землям к русским, которые были разделены рекой Угрой. Иван III, узнав это, отправил Ивана Ивановича и Андрея Меньшего к берегу Угры.
    30 сентября 1480 года Иван III собрал в Москве совет, где получил наказ защищать территорию русскую. Вскоре братья Ивана III объявили о прекращении мятежа и примкнули со своими полками к армии, стоявшей у Оки.
    3 октября Иван III направился к голоду Кременец с небольшим отрядом, а остальные русские войска отправил на берег Угры.
    Татары, чтобы прикрыть свой тыл, разорили верховье Оки на протяжении 100 километров.
    8 октября 1480 года хан Ахмат попытался перейти Угру, но Иван Молодой, сын Ивана III, отбил нападение. Несколько дней под огнём русской артиллерии ордынцы пытались переправиться на другой берег, но безуспешно. Войска Ивана III организовали оборону на своём берегу, татары стали на своём. Началось великое «стояние на Угре». Ни одна из сторон не решалась провести полноценную атаку.
    Начались переговоры. Ахмат требовал покорности от князей и уплаты дани за 7 лет. Иван III отправил посла с подарками и отклонением требования дани. Хан подарков не принял. Вполне вероятно, что Иван III просто тянул время, так как на подходе уже были войска Андрея Большого и Бориса Волоцкого, а союзник хана Ахмата отбивался от Крымского хана и не мог помочь Орде. Также кони татар израсходовали запас корма, а среди самих татар вспыхнула эпидемия. Всё в тот момент было на стороне русских.
    Ахмат мобилизовал Большую Орду, чтобы выиграть сражение. Узнав это, Иван III выделил небольшой отряд и направил его во владения Ахмата для диверсии.
    Получив сведения о готовящемся нападении Крымских татар, а также диверсии в тылу, испытывая недостаток продовольствия, в конце октября начал отводить свои войска. 11 ноября 1480 года хан Ахмат принял решение о полном отступлении. Ордынское иго было свергнуто, а Московское княжество получило независимость. 6 января 1481 года хан Ахмат был убит, а в Большой Орде началась междоусобица.

  3. Mezil Ответить

    Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

    О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».
    После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.
    Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.
    «А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

    Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».
    В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.
    «А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.
    Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.
    Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».
    Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».
    Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

    И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».
    «Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».
    «Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»
    «В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»
    Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».
    Река Угра – Пояс Пресвятыя Богородицы

  4. Arashilar Ответить

    В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Войско Орды сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка Ахмата Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остается предметом дискуссий в академической среде.
    Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Псковская республика в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:
    «…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»
    В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.
    «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»
    Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.
    Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
    Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.

    Стояние на Угре

    30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.
    Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.
    Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.
    «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».
    Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
    В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:
    На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
    Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы.
    Татарское войско — преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру?ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.
    В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам [1], предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.
    «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата — инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.
    В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:
    «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

    Окончание противостояния

    Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.
    28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар) а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.
    Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».
    Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершенного по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

    Итоги

    В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:
    согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
    отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
    удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.
    Согласно традиционной версии, «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.
    Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.
    Ряд современных американских исследователей отрицает за стоянием на Угре историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом, он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского. Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна). Гальперин не видит в источниках ни до, ни после стояния на Угре прямых свидетельств того, что власть Чингизидов на Руси отрицалась, ссылаясь также на то, что в одном из сказаний о стоянии на Угре сам Иван III накануне противостояния просит Ахмата отказаться от намерений «ваш улус воевати». В то же время Гальперин полагает, что «Московия проявляла немалую компетентность при осуществлении восточной дипломатии, умела подстроиться под татарскую модель политических отношений. При чтении посольских книг о переговорах Москвы с Ногайской Ордой возникает ощущение, что русские посольские дьяки мастерски воспроизводили «язык Степи». Но русские контакты с христианскими европейскими странами строились по иной модели, вовсе не татарской. Дипломатические памятники сношений с западноевропейскими странами переполнены неискренними и часто повторяющимися апелляциями к христианскому единству и недопущению пролития христианской крови… достаточно вспомнить, что и Московия, и Польша, и ВКЛ нанимали на службу в свои армии татар – мусульман, везли деньги и подарки в Крым, чтобы натравить татар на соседние государства – и в то же время русские и литовские дипломаты обвиняли друг друга в наведении проклятых неверных на христианский народ».
    В.Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал. А. А. Горский, поддерживая мнение Гальперина об отсутствии в исторических источниках до середины XVI века связи между 1480 годом и освобождением от многолетней зависимости, полагает, что решающая битва, де-факто положившая конец ордынскому владычеству, произошла в 1472 году под Алексиным. Такое же мнение высказывал ранее и советский историк А. К. Леонтьев. Майкл Ходарковски указывает, что сами действующие лица также скромно оценивали масштаб произошедшего: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так», – писал Иван III в 1481 году в письме крымскому хану Менгли-Гераю; существенным историк полагает и то, что в ярлыке Ахмата Ивану III (вне зависимости от того, признавать ли его подлинность) хан объясняет свое отступление тем, что его люди не имели одежды, а кони – попон, а не успехами великокняжеской армии.
    Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния Угра обрела от историописцев XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества. От Николая Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского, берёт свое начало в российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III.

    Память

    Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.

  5. ЗлАя КиСка Ответить

    В конце XIV века на Руси начинает появляться огнестрельное оружие, а артиллерия становиться отдельным родом войск. Так же меняются военные доктрины и замыслы. Ранее вся война сводилась к одной битве, в которой концентрировалась вся военная мощь. Про тылы никто и не думал. Позже ситуация меняется. Города не оставляют бездумно, а тылы начинают защищать. Осторожность и предусмотрительность становятся важными качествами военачальников. Ранее их бы приняли за признаки трусости. Все изменения сражений хорошо прослеживается в последнем конфликте Москвы и Золотой Орды – стояние на реке Угре. Две могущественные армии простояли пару недель на реке, а потом одновременно отходят в глубину своей территории без любой попытки разрешить спор.
    С 1476 года русский царь Иван III прекратил выплачивать ежегодную дань Золотой Орде. Хан Ахмат решил дождаться наиболее благоприятного периода для усмирения Московского княжества. К тому же он воевал с Крымом и не желал разделять войска на несколько частей. Момент настал через 4 года. Ахмат получил военную поддержку от польско-литовского короля. В самом Московском княжестве внутренняя обстановка накалялась: Два брата Ивана III организовали выступления против него, боясь усиления власти царя.
    В 1480 году на границы княжества напал Ливонский орден. Золотоордынский хан с войском пошел на Москву. Он подпшел к Любутску, но попасть через Оку в Московское княжество стало невозможно из-за ширины и глубины реки. Они пошли вдоль реки к месту соединения двух рек – Оки и Угра. Через пару километров выше устья реки было два отличных брода. Река имело до устья несколько бродов до 1 метра в глубину. Однако они были сильно узкие: конница шла бы гуськом, что требовало много времени и разрушило брод. Учитывая расположения русский войск, Ахмат намеривался их обойти через Угру и объединиться с польско-литовскими полками.
    В начале октября Ивану III удалось договориться и объединиться с братьями против общей угрозы – татар. Так же он заключил соглашение с Крымским ханом о нападении подольские земли, лишив возможности польско-литовского князя помочь Ахмату.
    В летописи рассказывается, что золотоордынский хан остановился у Воротынска. Но, не дождавшись обещанной помощи своего союзника, сам пошел в Угре и разбил лагерь на правой стороне Вори. На противоположном берегу Иван III в тайне расставил полки, возглавляемые сыном Иваном и братом Андреем. Главные силы были сосредоточены в Кременцы, где была ставка царя. Таким образом, он мог отбиваться и от литовцев и от ордынцев.
    Хан попытался переправить войска через реку около Дмитривца и Опакова. Но их встретили русский войска. В устье реки Вори были кровопролитные сражения, каждый русский бился до конца. Но татары имели значительное численное превосходство и заняли левый берег.
    С раннего утра татарская конница поспешили дальше, очищая основными силами дорогу к пойме реки. В лесах и полях слышался клич татар. Неожиданно перед ними появились русские. Битва за переправу через Угр длилась 4 дня – с 8 по 12 октября.
    Московский князь принял предложение Ахмата о перемирии. Иван III послал к хану послов с множеством дорогих подарков. Но второй не принял их, а потребовал выплаты дани за последнии 7 лет. Царь не согласился, а все переговоры прекратились.
    В арсенале русских войск были пищали, легкие пушки и самопалы. В то время огнестрельное оружие не было быстрострельным и метким. Но звуковой эффект от выстрелов пугало конные отряды, которые бежали с места сражений – бой переходил в рукопашную схватку.
    Архиепископ Руси потребовал от царя начала решительных действий, но царь понимал, что сложившаяся обстановка не будет способствовать легкой победе.
    Время шло и пришли холода. Войска татар начало мерзнуть, воины не имели зимнего обмундирования. Так же был дефицит фуража и продуктов питания. Вся ближайшая окрестность уже давно была разгромлена. Татары начали конфликтовать между собой.
    20 октября Иван III получил военную поддержку со стороны братьев. К Кременцу начали подтягиваться ополчения и дружина из дальних городов княжества.
    Через 6 дней ударили морозы, река покрылась льдом. Хан мог с лёгкостью перейти Угру, но не осмелился. Союз между Москвой и Крымом был сильнее, чем у противников. Не дождавшись обещанной помощи польско-литовского царя, он решил отступить.
    Дополнительно Иван III послал по Волге войско для разорения оставленной без защиты столицы Золотой Орды. Удар по глубокому тылу застал татар врасплох. Весть о подходе русского войска к столице могло старь решающим фактором отступления татар.
    Московский князь со своей стороны решил отвести войска к Боровску. Город был бы более выигрышным местом для сражения, если татары будут переходить реку по льду. В итоге обе стороны решили отступать по разным причинам, но с целью вернуться в зимние базы и избежать столкновений.
    Для сторонних наблюдателей казалось странным одновременный отход обеих сторон без решающих сражений. Это была мистически и странно. Примитивно можно было сказать, что обе стороны испугались боя.
    Иван III понимал, что сражение с ханом не имело уже политического или военного значения. Золотая Орда как государство отходило в прошлое. Политики и военачальники из Москвы давно владели подобной информацией. Отступление Ахмата еще больше оказывает этот факт.
    Однако Золотая Орда восприняла бегство как временные неприятности. Ахмат отправил в Москву ярлык с требованием уплатить дань Орде, иначе он организует новое нашествие. Но угрозу осуществить не удалось – хана убили мурзы из его ближнего окружения.
    Золотая Орда утратила свое могущества и не смогла восстановить его обратно. Периодом освобождения от 240-летнего татаро-монгольского ига на Руси считается 1480 год.

  6. Faust Ответить

    1476 год в истории Руси ознаменовался тем, что княжество Московское отказалось выплачивать ордынцам дань. Непокорность не могла остаться безнаказанной и хан Ахмат, собрав войско, выступил в поход весной 1480 г. Однако, дойти татарам удалось только до устья Угры, где русские рати смогли остановить врагов.
    Все существующие броды были перекрыты, в результате чего несколько дней татары потратили на совершенно безуспешные попытки форсировать реку. Затем, решив подождать помощи от войск Казимира 4, князя польско-литовского, Ахмат отошел до Лузы. Эти события положили начало противостоянию, известному, как стояние на реке Угре.
    Переговоры с Ахматом Ивана 3 не оказались результативными. Иван 3 отступил к Боровску, где его рати заняли более выгодную для битвы позицию для сражения. Ожидавший помощи Ахмат понял вскоре, что не получит обещанного Казимиром 4 войска. В то же время, ему донесли о появлении в тылу татар мощного войска русских. Эти обстоятельства привели к принятию решения об отступлении. Необходимо отметить, что к активным действиям в ходе Великого стояния ни одна из сторон так и не прибегла.
    Великое стояние на реке Угре имело огромное значение. Оно ознаменовало окончательное избавление от татаро-монгольского ига, обретение не только формальной, но и фактической независимости от Орды Московского княжества.
    Ахмат был убит в 1491 г. Это случилось на зимовке в устье Донца во время боя с воинами хана Ирбака. Результатом гибели хана Ахмата стала жесточайшая борьба за власть в Орде и ее последующий распад. Стояние на Угре имело на столько важное значение, что в честь 500-летия этого события на берегу реки был воздвигнут памятный монумент.

  7. Akinozilkree Ответить

    1480, 30 сентября — Иван III вернулся в Москву. чтобы держать совет с боярами, на котором получил поддержку решительных действий.
    1480, начало октября — Братья Иван III Борис Волоцкий и Андрей Большой прекратили мятеж, отправили послов к Ивану с покаянием, получили прощение и указ двигаться о своими силами к Оке.
    1480, 8 октября — Попытка татар переправиться через Угру не удалась. Ахмат отступил от берега Угры на две версты.
    1480, октябрь — Русские полки заняли позиции на противоположном берегу этой реки. Началось «Великое стояние на Угре».
    1480, октябрь — дипломатические переговоры русских и татар, ни к чему не приведшие.
    1480, 20 октября — Иван III получил послание архиепископа Ростовского Вассиана с требованием решительных действий
    1480, октябрь — Иван III отправил отряд звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета в собственно ордынские земли, оставленные без войск, для совершения диверсий
    1480, 28 октября — Русские войска отошли от берега реки Угры вглубь территории Руси, чтобы заставить хана форсировать Угру и дать ему решительное сражение.
    1480, начало ноября — Хан Ахмат отвел свои полки от Угры. Его конница была обессилена отсутствием провианта, из Орды приходили тревожные вести о действиях князя Василия Ноздреватого
    1480, 11 ноября — Хан Ахмат повернул свою армию обратно в степь.
    1481, 6 января — Хан Ахмат был убит в результате заговора. В Орде началась смута, завершившаяся в начале ХVI века распадом государства

  8. DK_Pon4ik Ответить

    В 1476 г. Московское княжество отказалось платить дань татарам. Бывший в то время правителем Орды хан Ахмат выступил в поход весной 1480 г. Но войско монголов было остановлено русской ратью в районе устья Угры, все броды через которую были перекрыты. Продолжавшиеся в течение нескольких дней попытки татар захватить переправу оказались безуспешными. После этого войска Ахмата отступили до Лузы, решив дождаться помощи от польско-литовского князя Казимира 4-го. Так началось Великое стояние на р. Угре.
    Переговоры Ивана 3-го с Ахматом оказались безуспешными, и в результате князь отвел свои отряды к Боровску, что позволяло ему дать сражение в более выгодных условиях в том случае, если татары форсируют реку. Однако на активные действия не решилась ни одна из сторон. Хан Ахмат, не получив обещанной литовским правителем помощи и узнав о том, что в его тылу находится русское войско, принял решение об отступлении.
    Стояние на р. Угре ознаменовало обретение не только формальной, но и фактической независимости Московского княжества, окончательное падение монголо-татарского ига. В устье Донца 6 января 1481 г. во время зимовки хан Ахмат был убит в ходе боевого столкновения с воинами сибирского хана Ирбака. В результате начавшейся после этого борьбы за власть Орда распалась на более мелкие самостоятельные ханства. Русское государство боролось с этими осколками Орды вплоть до 18-го в. В честь 500-летия Стояния на р. Угре на ее берегу был открыт посвященный событию памятник.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *