В каком году было стояние на реке угре?

14 ответов на вопрос “В каком году было стояние на реке угре?”

  1. Alex II Ответить

    В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к границам Великого княжества Московского. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Войско Орды сожгло город Алексин и уничтожило его население, однако поход окончился провалом. Согласно традиционному повествованию, в 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Золотой Орды, а в 1480 году отказался признать зависимость Руси от неё. Несмотря на это, по мнению американского историка Чарльза Гальперина, отсутствие в летописях свидетельств, фиксирующих точную дату прекращения выплаты дани, не позволяет доказать, что дань прекратили уплачивать в 1476 году; датировка же и сама подлинность ярлыка Ахмата Ивану III, содержащего сведения о прекращении уплаты дани, остается предметом дискуссий в академической среде.
    Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Псковская республика в начале 1480 года подверглась нападениям Ливонского ордена. Ливонский хронист сообщал, что магистр Бернд фон дер Борх:
    «…собрал такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после… Этот магистр был вовлечён в войну с русскими, ополчился против них и собрал 100 тысяч человек войска из заграничных и туземных воинов и крестьян; с этим народом он напал на Россию и выжег предместья Пскова, ничего более не сделав»
    В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.
    «Того же лета, злоименитый царь Ахмат… поиде на православное христьяньство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляся разорити святые церкви и все православие пленити и самого великого князя, яко же при Батый беше.»
    Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим Иваном Ощерой и Григорием Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость борьбы с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий.
    Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Вологодского князя Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск Тамерлана в 1395 году.
    Войска Ахмата беспрепятственно двигались по литовской территории и в сопровождении литовских проводников через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил, пройдя по литовским землям, вторгнуться на русскую территорию через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры. Однако, по мнению Майкла Ходарковски, Ахмат не имел намерения использовать эффект внезапности и разорять Московское княжество, полагаясь вместо этого на традиционную тактику запугивания превосходящим числом войск и вынуждения к подчинению.

    Стояние на Угре

    30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.
    Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещовск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.
    Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого.
    «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…».
    Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонитель­ные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.
    В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:
    На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого.
    Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы.
    Татарское войско — преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. Русское войско (преимущественно, пехота) снабжалось мукой и зерном из великокняжеских житниц.
    В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам [1], предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.
    «Ничейный» исход противостояния вполне устраивал Ивана, в то время как для Ахмата — инициатора военных действий такой исход был равносилен поражению.
    В эти же дни, 15-20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:
    «…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли… Только мужайся и крепись, духов­ный сын мой, как добрый воин Христов по великому слову Господа нашего в Евангелии: „Ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец“…»

    Окончание противостояния

    Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата. В этой экспедиции принимал участие и крымский царевич Нур-Девлет со своими нукерами.
    28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует диверсионный отряд князя Ноздреватого и крымского царевича Нур-Девлета, намеревающийся захватить и разграбить столицу Орды (возможно, он также получил сведения о готовящемся нападении ногайских татар) а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, разграбив на обратном пути принадлежавший Литве Козельск.
    Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».
    Иначе были восприняты результаты «стояния» в Орде. 6 января 1481 года Ахмат был убит в результате внезапного нападения тюменского хана Ибака (вероятно, совершенного по предварительному согласованию с Иваном III) на степную ставку, в которую Ахмат удалился из Сарая, вероятно, опасаясь покушений. В Большой Орде началась междоусобица.

    Итоги

    В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы:
    согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;
    отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;
    удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.
    Согласно традиционной версии, «стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление.
    Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.
    Ряд современных американских исследователей отрицает за стоянием на Угре историческую значимость, выходящую за рядовой дипломатический инцидент, а его связь со свержением ордынского ига (как и само понятие «татарское иго») рассматривают как историографический миф. Так, по мнению Дональда Островски, выплата дани хоть и сократилась в семь раз, но не прекратилась, а остальные изменения коснулись лишь чеканки монет. Обвинение в пассивности по отношению к Орде, выдвинутое Ивану III в «Послании на Угру» архиепископом Вассианом, он считает свидетельством того, что современники не видели качественных изменений в положении Великого княжества Московского. Чарльз Гальперин полагает, что в 1480 году не было текстов, в которых поднимался вопрос о русском освобождении от татарского ига (это касается и «Послания на Угру», датировка которого 1480 годом к тому же не бесспорна). Гальперин не видит в источниках ни до, ни после стояния на Угре прямых свидетельств того, что власть Чингизидов на Руси отрицалась, ссылаясь также на то, что в одном из сказаний о стоянии на Угре сам Иван III накануне противостояния просит Ахмата отказаться от намерений «ваш улус воевати». В то же время Гальперин полагает, что «Московия проявляла немалую компетентность при осуществлении восточной дипломатии, умела подстроиться под татарскую модель политических отношений. При чтении посольских книг о переговорах Москвы с Ногайской Ордой возникает ощущение, что русские посольские дьяки мастерски воспроизводили «язык Степи». Но русские контакты с христианскими европейскими странами строились по иной модели, вовсе не татарской. Дипломатические памятники сношений с западноевропейскими странами переполнены неискренними и часто повторяющимися апелляциями к христианскому единству и недопущению пролития христианской крови… достаточно вспомнить, что и Московия, и Польша, и ВКЛ нанимали на службу в свои армии татар – мусульман, везли деньги и подарки в Крым, чтобы натравить татар на соседние государства – и в то же время русские и литовские дипломаты обвиняли друг друга в наведении проклятых неверных на христианский народ».
    В.Н. Рудаков пишет о серьёзной борьбе в окружении Ивана III между теми, кто полагал, что великий князь имеет право встать на борьбу с «безбожным царём», и теми, кто ему в таком праве отказывал. А. А. Горский, поддерживая мнение Гальперина об отсутствии в исторических источниках до середины XVI века связи между 1480 годом и освобождением от многолетней зависимости, полагает, что решающая битва, де-факто положившая конец ордынскому владычеству, произошла в 1472 году под Алексиным. Такое же мнение высказывал ранее и советский историк А. К. Леонтьев. Майкл Ходарковски указывает, что сами действующие лица также скромно оценивали масштаб произошедшего: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так», – писал Иван III в 1481 году в письме крымскому хану Менгли-Гераю; существенным историк полагает и то, что в ярлыке Ахмата Ивану III (вне зависимости от того, признавать ли его подлинность) хан объясняет свое отступление тем, что его люди не имели одежды, а кони – попон, а не успехами великокняжеской армии.
    Свержение «ордынского ига», представление о котором проистекает ещё из библейских текстов о «вавилонском пленении», и в том или ином виде встречается в русских источниках с XIII века, применялось к событиям 1480 года начиная с «Казанской истории» (не ранее 1560-х годов). Статус последнего и решающего противостояния Угра обрела от историописцев XVI века по той причине, что она явилась последним крупным вторжением Большой Орды на земли Московского княжества. От Николая Карамзина, применившего слово «иго» в виде художественного эпитета в первоначальном значении «хомута, надетого на шею» («склонили выю под иго варваров»), возможно, позаимствовавшего этот термин у польского автора XVI века Мацея Меховского, берёт свое начало в российской историографии термин «татарское иго», равно как и положение о его свержении Иваном III.

    Память

    Во время празднования 500-летия стояния на реке Угра в 1980 году на берегу реки был открыт памятник в честь знаменательного события российской истории, произошедшего в 1480 году в пределах Калужского края.

  2. domovoj1961 Ответить

    Силы великого князя московского Ивана III встретились с войском хана Большой Орды Ахмата. Противники встали на противоположных берегах реки, но после почти одновременно повернули свои войска вспять. Решающей битвы так и не состоялось, но это было сродни поражению для ордынского хана, которое стоило ему жизни.
    В 1472 году хан Ахмат собрал больше войско и двинулся к Великому княжеству Московскому. Однако у Тарусы хан столкнулся с многочисленным русским войском, которое отбило все попытки Ахмата перебраться через Оку. Тогда разъяренный тем, что поход провалился, хан сжег город Алексин и перебил все его население. Считается, что в 1476 году великий князь московский Иван III прекратил платить Орде дань. Однако в летописях не зафиксирована точная дата прекращения выплат, поэтому данный вопрос до сих пор остается предметом спора среди исследователей. Например, существует упоминание в Вологодско-Пермской летописи: якобы в ходе переговоров в 1480 году Ахмат упрекал Ивана III в том, что тот не платит дань девятый год. Отсюда можно сделать вывод, что выплаты прекратились как раз перед сражением под Алексином.
    Как бы то ни было, дань Орда не получала и давно. Но Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством, поэтому обратил внимание на Великое княжество Московское только в 1480 году. Он вступил в сговор с польско-литовским королем Казимиром IV, который пообещал хану военную поддержку. Кроме того, Ахмат полагал, что в силу сложившихся обстоятельств настало удачный момент для похода. Псковские земли еще с начала 1480 года подвергались нападениям Ливонского ордена. Магистр ордена собрал «такую силу народа против русского, какой никогда не собирал ни один магистр ни до него, ни после». 100-тысячная армия пришла в русские земли, однако все, что смогла сделать — выжечь предместья Пскова. Кроме того, в то время у Ивана III испортились отношения с братьями.
    Борис Волоцкий и Андрей Большой восстали против московского князя, недовольные его усилением. Андрей Большой обвинял Ивана в том, что после смерти Дмитровского князя тот забрал все земли себе, ничего не дав братьям. Затем великий князь московский решил наказать Бориса Волоцкого за то, что тот посмел отъехать к своему брату. Андрей отказался его выдать. Братья решили искать поддержки в борьбе с Иваном у Казимира IV, но ничего не вышло. Только угроза нашествия ордынского хана заставила московского князя пойти на уступки, и братья примирились.

  3. ..Ant0ny.. Ответить

    11 ноября 1480 года завершилось Стояние на Угре. Это событие относится к военным действиям между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III. Разногласия были вызваны тем, что Москва отказалась платить Орде ежегодную дань. Мы привели важнейшие последствия Стояния для Руси.
    1. Во-первых, самым главным итогом этого противостояния, считается окончание ордынской власти над Северо-Восточной Русью. Русское государство стало независимым не только фактически, но и формально. Последняя попытка поставить Русь под контроль Орды завершилась полным провалом. Первым, кто связал противостояние русских и ордынских войск на Угре в 1480 году с падением ига, стал Николай Карамзин. Завершая в своей «Истории государства Российского» рассказ о событиях на Угре, Николай Михайлович писал: «Иоанн, распустив войско, с сыном и с братьями приехал в Москву славословить Всевышнего за победу, данную ему без кровопролития. Он не увенчал себя лаврами как победитель Мамаев, но утвердил… независимость государства. Народ веселился, а митрополит уставил особенный ежегодный праздник богоматери и крестный ход 23 июня в память освобождения России от ига моголов: ибо здесь конец нашему рабству».
    2. Во-вторых, со стороны Золотой Орды больше не могло быть попыток закабалить Русь вновь. В некогда могущественном государстве началась междоусобица. В результате сибирский хан Ибак вместе с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Ахмеда. Наследники Ахмед-хана уже не обладали его силой. Большая Орда сначала стала вассалом Крыма, а затем прекратила свое существование. Заволжские земли вошли в состав Ногайской Орды, а территории между Доном и Волгой формально отошли к Крымскому ханству, которое стало считаться наследником Золотой Орды.
    3. Еще одним важным итогом победы над ордынцами стало то, что в Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы. Во-первых, согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV; во-вторых, отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох; и в-третьих – удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости. Орда была сильно ослаблена, ее дни как государства были сочтены.

  4. ssergey Ответить

    Главный союзник Ахмат-хана, великий литовский князь и польский король Казимир IV , на помощь так и не пришел. Возникает вопрос: почему?
    Одни пишут о том, что король был озабочен нападением крымского хана Мепгли-Гирея. Другие указывают на внутренние усобийцы в земле литовской – «заговор князей». «Русские элементы», недовольные королем, искали поддержки у Москвы, хотели воссоединения с русскими княжествами. Есть и такое мнение, что король сам не хотел конфликтов с Русью. Крымский хан был ему не страшен: посол с середины октября вел в Литве переговоры.
    И замерзающий хан Ахмат, дождавшись морозов, а не подкрепления, писал Ивану III: «А нынеча если от берега пошол, потому что у меня люди без одеж, а кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная».
    Гордый, но неосторожный Ахмат вернулся в степь с добычей, разорив земли бывшего союзника, и остался зимовать в устье Донца. Там сибирский хан Ивак через три месяца после «Угорщины» собственноручно убил противника во сне. В Москву был отправлен посол объявить о кончине последнего правителя Большой Орды. Историк Сергей Соловьев пишет об этом так: «Последний грозный для Москвы хан Золотой Орды погиб от одного из потомков Чингисхановых; у него остались сыновья, которым также суждено было погибнуть от татарского оружия».
    Вероятно, потомки всё же остались: Анна Горенко считала Ахмата своим предком по материнской линии и, став поэтессой, взяла псевдоним – Ахматова.

  5. Altaftin Ответить

    Стояние на Угре это не кульминационный пункт противоборства между Москвой и Золотой Ордой, а лишь один из эпизодов большой коалиционной войны. В ней на одной стороне выступали Москва и Крымская Орда, а также некоторые сепаратистские силы Золотой Орды. На другой стороне был хан Золотой Орды Ахмат и король Польши, а также по совместительству великий князь Литвы, Казимир IV. Поэтому шаги и решения Ивана III трудно понять, если не принимать во внимание, что он рассчитывал на действия своих союзников.
    Летописцы дружно свидетельствуют, что народное мнение единодушно утверждало Ивана III в намерении решительно идти на врага. В то же время в правящей элите находились многие, кто отговаривал его от решительного сражения, советовал ему склониться перед ханом и снова платить ему дань. «Сии, как сказано в летописи, тучные вельможи, – передаёт Карамзин, – любили своё имение, жён и детей гораздо более Отечества, и не переставали шептать государю, что лучше искать мира… Напоминали великому князю о судьбе его родителя, Василия Тёмного, пленённого татарами… Сии внушения действовали тем сильнее, что были согласны с правилами собственного опасливого ума Иоаннова. Любимцы его жалели своего богатства, он жалел своего величия, снисканного трудами 18 лет, и, не уверенный в победе, мыслил сохранить оное дарами, учтивостями, обещаниями».

  6. mm.dianic@gmail.com Ответить

    В сентябре 1480 года войска хана Ахмата переправились через Оку в районе Калуги, захватчики решили пройти по землям, находившимся тогда во власти литовской короны. Татары беспрепятственно добрались до берегов Угры, за которой начинались владения московского князя. Узнав об этом, Иван III подумал, что в Коломне оставаться небезопасно, и 30 сентября вернулся в Москву под официальным предлогом срочного совещания с боярами. Вышеупомянутые сторонники Софьи Палеолог – Василий Тучко, Иван Ощера, Григорий Мамон и ряд других бояр – стали убеждать правителя в том, что победа над татарами невозможна. Они считали, что лучшим в данной ситуации будет бегство ради спасения собственной жизни. Иван III прислушался к советам бояр. Он обосновался в Красном сельце, расположенном к северу от Москвы, а свою супругу с детьми и казной отправил еще дальше – на Белоозеро, где правил удельный князь Михаил Верейский. Москвичей такое поведение их правителя огорчило.
    Иван III побеспокоился и о своем старшем сыне, повелев ему покинуть район возможных боевых действий, чтобы избежать гибели. Но Иван Молодой ослушался отца. Он заявил, что должен быть со своим войском и дать отпор врагу.
    Тем временем народ начал требовать от князя решительных шагов с целью защиты русских земель. Известно, что примерно 15-20 октября Иван III получил послание от ростовского архиепископа Вассиана с призывом проявить мужество и крепость духа. В итоге князь все же покинул свое убежище, но до района предполагаемой битвы так и не добрался, оставшись со своими охранниками в городке Кременец (село Кременское Калужской области).

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *