Так же как проведение плана маршалла не направлено на?

17 ответов на вопрос “Так же как проведение плана маршалла не направлено на?”

  1. МоЖеТ ДаЖе Не Я Ответить

    “ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”
    При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
    Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
    Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
    Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
    Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
    Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
    Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
    Из речи госсекретаря США Дж.К. Маршалла в Гарвардском университете 5 июня 1947 года
    http://www.grinchevskiy.ru/1945-1990/plan-marshalla.php
    СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА
    Основную роль в обсуждении предложения Маршалла с Советским Союзом сыграли министры иностранных дел Великобритании Э. Бевин и Франции Ж. Бидо. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультации по предложению Маршалла. Ныне имеются основания утверждать, что Бевин и Бидо вели двойную игру: в публичных заявлениях они выражали заинтересованность в привлечении СССР к осуществлению «план Маршалла», а вместе с тем каждый из них заверял американского посла в Париже Дж. .Кэффери, что надеется на «отказ Советов сотрудничать».
    В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. Министр иностранных дел В. М. Молотов дал указание серьезно готовиться к обсуждению «плана Маршалла». 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный ответ советского правительства на ноты британского и французского правительств о совещании министров иностранных дел трех держав в Париже.
    Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».
    Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…
    В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…
    2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».
    Тем не менее в действиях советского руководства имелась своя логика. Жесткая неконструктивная позиция советской делегации в Париже объяснялась, главным образом, стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение дел в странах Восточной Европы – советской сфере влияния. Молотов в телеграмме Сталину в ночь с 30 июня на 1 июля так суммировал впечатления от Парижского совещания: «Как Англия, так и Франция находятся в весьма затруднительном положении и не имеют в своих руках серьезных средств для преодоле.ния своих экономических затруднений. Единственная их надежда на Соединенные Штаты, которые требуют от Англии и Франции создания какого-либо общеевропейского органа для облегчения вмешательства Соединенных Штатов как в экономические и политические дела европейских стран. На использование этого органа в своих интересах рассчитывает также Великобритания и отчасти Франция».
    Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.
    СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».
    Особая роль отводилась восточноевропейским союзникам СССР. Наиболее четко и ясно замыслы Кремля были изложены в телеграмме от 5 июля советскому послу в Белграде. Посла обязывали от имени ЦК ВКП(б) передать Тито следующее: «Мы получили сообщение о намерении югославского правительства отказаться от участия в Парижском совещании 12 июля, созываемом англичанами и французами. Мы рады, что Вы проявляете твердость в вопросе об американских кабальных кредитах. Однако мы думаем, что все же было бы лучше принять Вам участие в совещании, послать туда свою делегацию и дать там бой Америке и ее сателлитам – Англии и Франции с тем, чтобы помешать американцам единодушно провести их план, а потом уйти с совещания и увести с собой возможно больше делегаций от других стран». В более дипломатичной, мягкой форме эта позиция ЦК ВКП(б) была сообщена Б.Беруту (Польша), К.Готвальду (Чехословакия), Г.Георгиу-Дежу (Румыния), Г.Димитрову (Болгария), М.Ракоши (Венгрия), Э. Ходже (Албания) и лидеру коммунистов Финляндии X. Куусинену.
    Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.
    М.М. Наринский. СССР и План Маршалла
    http://www.xserver.ru/user/ccipm/
    ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
    Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.
    В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».
    В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…
    План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.
    Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»( о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».
    119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй — все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано — «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».
    С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:
    «Спаситель Европы»
    «Европе Маршалл так помог
    Что этой «помощи» в итоге
    Теперь Европа, видит бог,
    Вот-вот совсем протянет ноги».
    Август — сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.

  2. Modinara Ответить

    Англо-американская политика раскола Европы показывает подлинный смысл разглагольствований о «железном занавесе, разделяющем Европу от Штеттина до Триеста». Действительные инициаторы раскола Европы хотели бы воздвигнуть на континенте такой железный занавес, который преградил бы путь идеям прогресса и социальной справедливости, который служил бы надёжным оплотом и барьером против осуществления действительных стремлений и чаяний многомиллионных народных масс, истомившихся в империалистической неволе. Но именно поэтому политика раскола Европы неизбежно ведёт к обострению социальных антагонизмов внутри западноевропейских стран и вызывает растущее сопротивление народных масс.
    «Союз пяти западно-европейских государств является военно-политическим дополнением к тому экономическому объединению европейских стран, которое создано для проведения «плана Маршалла» в Европе. Обе эти группировки европейских стран получают своё направление от правящих кругов англо-американского блока, который отнюдь не заинтересован в осуществлении действительных национально-государственных или, по крайней мере, экономических целей всех этих стран, входящих в указанные группировки, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения своих собственных военно-стратегических и экономических позиций.
    Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное экономическое возрождение европейских государств, а является средством приспособления политики и экономики «маршаллизированных» стран к узко-корыстным и военно-стратегическим планам англоамериканского господства в Европе, точно так же образование новой группировки затеяно отнюдь не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза, поскольку при условии выполнения Ялтинского и Потсдамского соглашений этим странам не угрожает никакая агрессия, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе с подчинением их узким целям всей внешней и внутренней политики соответствующих европейских государств. Несовместимость таких политических планов англо-американского блока с интересами мира и с проведением принципов демократии в странах Европы совершенно очевидна»[87]
    Американские экспансионисты заинтересованы во всемерном ослаблении своих клиентов и вассалов, которых они стремятся сделать возможно более сговорчивыми и послушными. Но отсюда неизбежно вытекает обострение противоречий как между Соединёнными Штатами и странами Западного союза, так и внутри самой западноевропейской группировки.
    За время своего существования Западный союз успел в достаточной мере обнаружить свой антидемократический, реакционно-агрессивный, авантюристический характер. Многочисленные факты показали, что его целью является укрепление и расширение влияния англо-американского блока в Европе, закрепление политической и экономической зависимости западноевропейских стран от правящих кругов Соединённых Штатов. Создание Западного союза представляло собой существенный шаг по пути осуществления англо-американской политики раскола Европы и закабаления её западной части.
    Западный союз обзавёлся целым рядом постоянно действующих органов. К их числу относятся: консультативный совет министров иностранных дел пяти стран; созданный в октябре 1948 г. постоянный комитет по изучению и развитию европейской федерации; военный комитет и штаб обороны Западного союза, возглавляемый британским фельдмаршалом Монтгомери и расположенный во французском городе Фонтенбло.
    «Торопливость в проведении (всех этих организационных мер, включая создание Военного Штаба в условиях нынешней мирной обстановки, свидетельствует отнюдь не о том, что участники новой группировки проникнуты стремлением к обеспечению прочного мира в Европе. Суетливость в осуществлении этих мероприятий скорее всего свидетельствует о том, что этим преследуются цели политического нажима на некоторые европейские страны, включая и западную часть Германии, чтобы при помощи рекламной шумихи вокруг всех этих мер ускорить привлечение этих стран к участию в западной группировке и, вместе с тем, содействовать усилению тревоги, неуверенности и военной истерии в общественных кругах европейских государств, что является в настоящее время одной из главных тактических задач в развёртывании агрессивной политики англо-американского блока в Европе»[88].

  3. Bazius Ответить

    «Подписанный 14 мая 1955 г. договор оформил создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР и закрепил биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ кНАТО».
    ОВД( Организация Варшавского Договора)
    155. Прочтите отрывок из воспоминаний поэта М. Волошина и напишите дату события, о котором идетречь:
    «Сани пропускали везде. И меня пропустили через Полицейский мост между шеренгами солдат. Они, в этот момент, заряжали ружья. Офицер крикнул извозчику:
    «Сворачивай направо». Извозчик отъехал на несколько шагов и остановился. «Похоже, стрелять будут!» Толпа стояла плотно. Но не было рабочих. Была обычная воскресная публика. «Убийцы!.. Ну, стреляйте же!» — крикнул кто-то. Рожок заиграл сигнал атаки. Я приказал извозчику двигаться дальше… Едва мы свернули за угол, послышался выстрел, сухой, несильный звук. Потом ещё и ещё».9 января 1905
    Прочтите отрывок из особого нормативного правового акта и напишите егоназвание:Конституция ДНР
    «В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
    157. Прочтите отрывок и напишите о ком идетречь:
    «Летчица, героиня Великой Отечественной Войны, первая женщина Герой СоветскогоСоюза».
    Гризодубова

    158. Прочтите отрывок из документа МИД СССР 1949 г. и напишите сокращенное название военно-политической группировки, об образовании которой идет речь:
    «Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления ( их) политики и экономики… к узкокорыстным… планам англо-американского господства в Европе, точно так же образование новой группировки затеяно отнюдь не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза…, а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе… Вдохновители… пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Союза…».НАТО
    159. Прочтите отрывок из особого нормативного правового акта и напишите егоназвание:
    «1. В Донецкой Народной Республике признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Земля и другие природные ресурсы в Донецкой Народной Республике используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа. 3. Использование и охрана земли и других природных ресурсов, находящихся на территории Донецкой Народной Республики, осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой НароднойРеспублики».Конституция ДНР
    160. Прочтите отрывок из воспоминаний участника описываемых событий и напишите, как называется период истории СССР, когда происходили описанные события:
    «Ощущение незащищенности особенно усилилось после Хиросимы и Нагасаки… Для всех, кто осознал реальности новой атомной эры, создание собственного атомного оружия, восстановления равновесия стало категорическим императивом… Для решения поставленной задачи по всей стране был создан целый архипелаг институтов… Здесь собрали тысячи уцелевших после войны и репрессий высококвалифицированных ученых, конструкторов, инженеров, организаторов производства».Восстановления или?? Холодная война
    161. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идетречь:
    «В тот день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов… Над полем боя стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в сражении на белгородском направлении. Обескровленные и потерявшие веру в победу гитлеровские войска постепенно переходили к оборонительным действиям».Курская битва
    162. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала К.К. Рокоссовского и укажите год, в который произошло данноесобытие:
    «Утром 1 февраля огненная буря обрушилась на позиции врага. Нам с наблюдательного пункта было видно, как весь передний край его обороны потонул в разрывах снарядов и мин. По артиллерийским позициям в глубине обороны бомбовые удары наносила авиация. Канонада грохотала долго. Наконец она стихла. И тотчас во многих местах над еще дымившейся черной землей затрепетали белые флаги. Появлялись они стихийно, помимо воли немецкого командования, и потому получалось, что на одном участке немцы сдавались, бросая оружие, а на другом еще продолжали драться. В отдельных местах бой шел еще сутки. Только утром 2 февраля остатки окруженной северной группы стали сдаваться в массовом порядке, и опять это происходило помимо воли фашистского командования. Окруженная группировка противника прекратила своесуществование».
    1943
    163. Прочтите отрывок из статьи электронной энциклопедии и напишите название организации, о которой идетречь:
    «Подписанный 14 мая 1955 договор оформил создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли СССР, и закрепил биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО».

  4. Nalmenaya Ответить

    У России могло быть европейское будущееIl Sole 24 Ore10.11.2017План Маршалла для Украины: очередная иллюзияКорреспондент28.08.2017Как Чехословакия стала советским сателлитомReflex16.07.2017Одним из ключевых условий восстановления Западной Европы стало решение возобновить работу промышленных зон Германии — многих европейцев (особенно Францию и СССР) пугала такая перспектива, поскольку они серьезно пострадали от нацистской военной машины. Чтобы успокоить их, США должны были сохранить свое присутствие в Европе, однако их присутствие там вызывало тревогу у советского руководства. Стейл поддерживает идею, выдвинутую в 1994 году историками Скоттом Пэрришем (Scott Parrish) и Михаилом Наринским, о том, что Советский Союз считал план Маршалла агрессивным шагом США, призванным закрепить их экономическое, политическое и военное влияние в Европе. По мнению советского руководства, цель США заключалась в том, чтобы создать западный блок, который должен стать противовесом Советскому Союзу и который будет включать в себя западные территории Германии. У Сталина были в Великобритании и Америке шпионы, которые подтверждали эти его предположения. Стейл признает, что Сталин не исключал полностью возможность сотрудничать с США до тех пор, пока его не убедили, что план Маршалла направлен против СССР. Тогда Сталин отреагировал укреплением своей собственной сферы влияния в Восточной Европе, что и послужило толчком к началу холодной войны.
    Стейл указывает точную дату начала холодной войны: это было 7 июля 1947 года, когда советское правительство запретило своим восточноевропейским союзникам принимать участие в организационном совещании в Париже, где должны были обсуждаться подробности плана Маршалла. Вскоре после этого главный идеолог Сталина Андрей Жданов объявил о том, что мир разделился на два лагеря и что коммунистические страны Европы объединяются в составе новой организации, Информационного бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), которое было создано, чтобы закрепить контроль Москвы над Восточной Европой перед лицом растущего влияния США в Западной Европе.
    Поначалу Америка полагала, что программа экономической помощи позволит стабилизировать Европу и даст США возможность в какой-то момент уйти оттуда, чтобы сконцентрироваться на своих собственных делах. Однако беспокойство европейцев по поводу возможного восстановления мощи Германии требовало от США сохранить их присутствие в Европе. США также хотели убедиться, что их многомиллиардные инвестиции в Западную Европу не будут потеряны в случае возможной агрессии СССР в регионе. План Маршалла, о котором было объявлено в 1947 году, был инициирован в 1948 году и привел к созданию НАТО в 1949 году, что внесло в холодную войну мощный военный элемент.
    История плана Маршалла также тесно связана с процессом разделения Германии на Восток и Запад. Американцы, французы и британцы хотели создать западногерманское правительство, чтобы подстегнуть восстановление Европы. Стейл делает акцент на роли США в продвижении этой инициативы, о чем двумя десятилетиями позже написала Кэролин Айзенберг (Carolyn Eisenberg) в книге «Прочертить линию: решение Америки о разделе Германии» (Drawing the Line: The American Decision to Divide Germany). В мае 1949 года Запад создал Федеративную Республику Германия, а в октябре СССР ответил созданием Германском Демократической Республики.
    Стейл блестяще описывает огромное количестве агентств и ведомств, которые контролировали и занимались реализацией плана Маршалла, в рамках которого с 1948 по 1952 год 17 стран получили помощь на общую сумму в 13 миллиардов долларов. Стейл изящно описывает экономики, объясняя сложные механизмы, применявшиеся для ускорения восстановления Западной Европы, — такие механизмы, как встречное финансирование, создание Европейского платежного союза и отмены германского долга.
    Но вывод Стейла звучит не так убедительно. Он заканчивает свою книгу сбивающим с толку описанием периода после окончания холодной войны и критикой расширения НАТО на восток, то есть на страны бывшего советского блока, и возникшее в связи с этим резкое охлаждение в отношениях Запада и России. Вместо этого Стейлу стоило провести анализ того влияния, которое на наследие плана Маршалла оказывает нынешняя протекционистская торговая политика США и напряжение внутри Евросоюза и в отношениях между США и Европой.
    Хоуп Гаррисон — профессор истории и международных отношений в университете Джорджа Вашингтона и автор книги Driving the Soviets up the Wall.

  5. Частица Вселенной Ответить

    Смотреть что такое “”ПЛАН МАРШАЛЛА”” в других словарях:

    ПЛАН МАРШАЛЛА — (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого… … Энциклопедический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия
    План Маршалла — Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия
    План маршалла — Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия
     «План Маршалла» — программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник
    ПЛАН МАРШАЛЛА — (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Энциклопедический словарь экономики и права
    ПЛАН МАРШАЛЛА — программа помощи в восстановлении Западной Европы со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Большой экономический словарь
    план маршалла —    программа помощи в восстановлении Западной Европы со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Словарь экономических терминов

  6. Malalbine Ответить

    После Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Постоянные бомбардировки практически уничтожили большинство промышленных предприятий. Крупнейшие города, такие как Берлин и Варшава, лежали в руинах. Транспортная инфраструктура большинства стран сильно пострадала: во время войны железнодорожные пути, мосты и важные транспортные узлы были разрушены. В некоторых странах уничтожение транспортной инфраструктуры привело к тому, что многие удаленные от центра населенные пункты оказались практически в изоляции. У стран, истощенных войной, не было средств на самостоятельное восстановление. И тут на сцену вышли США. Надо признать, что, в отличие от европейских государств, Америка понесла меньшие потери в сфере инфраструктуры и промышленности. Штаты предложили свою финансовую помощь ослабленным странам для восстановления их экономики.
    13 миллиардов на 16
    5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, представил свой план помощи Европе. Его поддержали Франция и Великобритания. На Парижском совещании министров иностранных дел США, Франция, Великобритания и СССР обсуждали возможность создания руководящего комитета, который оценивал бы размер необходимой материальной помощи для каждой из стран и распределял ее, определял развитие главных отраслей промышленности. СССР согласился принять американскую помощь, но был категорически против любого контроля за ее распределением и использованием. В итоге Советский Союз отказался участвовать в американской программе и запретил подобное сотрудничество для стран соцлагеря, несмотря на то, что Польша и Чехословакия дали свое предварительное согласие.

    Президент США Гарри Трумэн подписывает закон «Об экономическом сотрудничестве»
    12 июля 1947 года на встречу по обсуждению плана восстановления Европы в Париж прибыли представители 16 государств, которые стали участниками реализации «плана Маршалла»: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции и Турции. В декабре 1949 года к ним присоединилась Западная Германия.

  7. IFUBUL Ответить

    Кроме того, в послевоенной Европе быстро росла популярность левых идей. Так, численность членов Французской коммунистической партии выросла втрое по сравнению с довоенным уровнем — до 908 тыс. человек. В Италии же количество коммунистов выросло более чем в сто раз (примерно с 15 тыс. в годы войны до почти 2 млн в 1947 году). Благодаря массовой поддержке населения коммунисты в 1945—1947 годах уверенно проходили в европейские парламенты и участвовали в формировании кабинетов министров.
    Успехи левых в Европе сильно тревожили американцев. Ударом для Вашингтона стала победа коммунистов на выборах 1946 года в Чехословакии и провал антикоммунистического мятежа с последующей концентрацией всей власти в стране в руках у левых в 1948-м.
    Обращаясь к конгрессу США в марте 1947 года, президент Гарри Трумэн открыто заявил, что распространению коммунистических идей в Европе необходимо противодействовать. А в июне того же года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, объявил о «наступающем на Европу призраке голода» и потребности Старого Света в американских продуктах, а также о том, что у Америки на этот счёт есть специальный план.
    В США началась работа над законом «Об оказании экономической помощи иностранным государствам» — это была юридическая интерпретация плана Маршалла. Параллельно Вашингтон вёл переговоры с властями европейских государств о конкретных условиях выделения финансовой помощи. Однако правила были бескомпромиссными. Власти США потребовали от потенциальных партнёров убрать из своих правительств представителей коммунистических партий. При этом средства выделялись не на то, что считали необходимым национальные правительства, а в основном на закупку готовой продукции, произведённой в США.
    Принципы свободной торговли теряли для европейцев актуальность. Например, вместо польского угля по $12 их принуждали закупать американский по $20. Кредитно-денежное обращение на территории Европы должно было перейти под контроль США. Наряду с грантами Соединённые Штаты выделяли европейцам займы, возвращать которые необходимо было не только деньгами, но и сырьём для нужд американской экономики. Речь шла о фактической утрате национального суверенитета, но для правых и правоцентристских политиков, с которыми вели переговоры США, это было шансом удержаться у власти, и они соглашались на условия Вашингтона.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *