Термин гуманизм происходит от латинского humanus что означает?

16 ответов на вопрос “Термин гуманизм происходит от латинского humanus что означает?”

  1. tolikkop Ответить

    Значения в других словарях

    Гуманизм —
    (от лат. humanus — человеческий, человечный) исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей…
    Большая советская энциклопедия
    гуманизм —
    орф. гуманизм, -а
    Орфографический словарь Лопатина
    ГУМАНИЗМ —
    (от лат. humanus — человеческий, человечный) — направление обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность обществ. отношений. ===== Долгое время изучение Г. проходило в историч.
    Советская историческая энциклопедия
    ГУМАНИЗМ —
    ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
    Большой энциклопедический словарь
    гуманизм —
    ГУМАНИЗМ -а; м. [от лат. humanus — человеческий] 1. Мировоззрение, основанное на заботе о благе человека и его правах на свободу, равенство, счастье, развитии и проявлении всех сторон его личности, уважении его собственного достоинства.
    Толковый словарь Кузнецова
    ГУМАНИЗМ —
    ГУМАНИЗМ (лат. humanitas — человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона…
    Новейший философский словарь
    гуманизм —
    ГУМАНИЗМ а, м. humanisme <�лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Словарь галлицизмов русского языка гуманизм — гуманизм I м. 1. Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений. Толковый словарь Ефремовой гуманизм — гумани́зм из нем.-лат. humanismus, введенного Г. Фогтом (1859 г.); см. Клюге-Гётце 258. Этимологический словарь Макса Фасмера гуманизм — ГУМАНИЗМ, а, м. 1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям. 2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма. | прил. гуманистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова ГУМАНИЗМ — ГУМАНИЗМ (от лат. «homo» – человек, «humanus» – человеческий, человечный, «humanitas» – человеческая природа) – 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности»... Новая философская энциклопедия гуманизм — Заимствование из немецкого языка, где слово Humanismus ("гуманизм") было образовано искусственно от латинской основы (humanus по-латински – "человеческий"). Этимологический словарь Крылова ГУМАНИЗМ — ГУМАНИЗМ (от лат. humanus — человеческий) — англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. Социологический словарь гуманизм — -а, м. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, провозгласившее принцип свободного развития человеческой личности, освобождение человека от оков феодализма и католицизма. Малый академический словарь гуманизм — • невероятный ~ Словарь русской идиоматики Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Словарь по культурологии гуманизм — Гуманизма, мн. нет, м. [от латин. humanus – человеческий] (книжн.). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (истор.). 2. Просвещенное человеколюбие (устар.). Большой словарь иностранных слов гуманизм — (гуманизма принцип) — один из принципов права в демократическом государстве. в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. принцип г. закреплен в ст. Большой юридический словарь Гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Педагогический терминологический словарь гуманизм — Гуман/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь гуманизм — Французское – humanisme. Латинское – humanitas (человеколюбие). В русском языке слово «гуманизм» и однокоренные слова («гуманитарий», «гуманист», «гуманность») появились в XIX в. и были широко употребительными уже в 40-х гг. Этимологический словарь Семёнова гуманизм — Гуманизм, гуманизмы, гуманизма, гуманизмов, гуманизму, гуманизмам, гуманизм, гуманизмы, гуманизмом, гуманизмами, гуманизме, гуманизмах Грамматический словарь Зализняка гуманизм — ГУМАН’ИЗМ, гуманизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. humanus — человеческий) (·книж. ). 1. Идейное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности и мысли от оков феодализма и католицизма (·ист. ). 2. Просвещенное человеколюбие (·устар. ). Толковый словарь Ушакова гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. (Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М.1999) Этнографический словарь гуманизм — сущ., кол-во синонимов: 5 гуманность 14 мировоззрение 26 человеколюбие 13 человечество 10 человечность 11 Словарь синонимов русского языка

  2. skaut75 Ответить

    Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, [M]., 1955, гл. 12, 13 и 24; т. 3, М., 1955, гл. 48 и 51; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, (Введение); его же, Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; его же, Развитие социализма от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Две утопии, Соч., 4 изд., т. 18; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3, гл. 7, § 12, гл. 8, §§ 3, 6; его же, Новый фабричный закон, там же, т. 2; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; Меринг Ф., Гуманизм Фейербаха и Маркс, в его кн.: На страже марксизма, пер. с нем., М.–Л., 1927; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Хрущев Н. С., Ответ на открытое письмо английского философа Бертрана Рассела, “Международная жизнь”, 1958, No 1; его же, Письмо Бертрану Расселу, там же, 1958, No 4; Жить в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева в США, [М., 1959]; Сказкин С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958; Корелин М. С, Ранний итальянский гуманизм и его историография, 2 изд., т. 1–4, СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма, пер. с нем., т. 1–2, М., 1884–85; Вульфиус А. Г., Проблемы духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая реформа, П., 1922 (имеется библиогр.); Хоментовская Α., Итальянский гуманизм в современной историографии, “Анналы. Ж. всеобщей истории, изд. Российской Акад. Наук”, П., 1923, No 3; Гейгер Л., История немецкого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Клибанов А. И., У истоков русской гуманистической мысли в России, “Вестн. истории мировой культуры”; 1958, No 1 и 2; 1959, No 1; Алексеев М. П., Явления гуманизма в литературе и публицистике Древней Руси (XVI–XVII вв.), М., 1958; Конрад Н. И., “Средние века” в исторической науке, в кн.: Из истории социально-политических идей. Сб. статей, М., 1955; его же, Начало китайского гуманизма, “Сов. востоковедение”, 1957, No 3; Позднеева Л., К вопросу об общественно-политических и философских взглядах поэта Юань Чжэня, в кн.: Сб. статей по истории стран Дальнего Востока, [М.], 1952; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; его же, Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке, М., 1958; Федосеев П.Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Штолл Л., Классовая борьба и гуманизм, “Проблемы мира и социализма”, 1958, No 3; Мелещенко З. Н., Некоторые вопросы исторического материализма в “Тюремных тетрадях” А. Грамши, “Вестн. ЛГУ”, 1958, No 11, Сер. экон., филос. и права; Юдин П. Ф., По поводу статьи Д. Неру “Основной подход”, “Проблемы мира и социализма”, 1958, No 4; Петросян М., Коммунизм – полное воплощение реального гуманизма, “Коммунист”, 1959, No 7; Гак Г., Строительство коммунизма и всестороннее развитие личности, там же, No 12; Гароди Р., Марксистский гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Грамши Α., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Рюриков Б., Социализм и человек, “Проблемы мира и социализма”, 1960, No 1.

  3. fforward Ответить

    Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), утверждал что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
    Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
    «Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени… Кроме того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец, божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса — как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог»1.
    В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568— 1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характери­стика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека.
    Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
    Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
    В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469— 1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.

  4. powerpro525 Ответить

    Содержание
    Что такое гуманизм
    Происхождение термина
    Кто такие гуманисты
    Основные понятия и направление мысли
    Идеи позднего гуманизма
    Гуманизм в наши дни
    Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность — мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.
    Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

    Что такое гуманизм


    Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.
    Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.
    Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

    Происхождение термина

    В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo — человек, индивид. Humanus — человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

    Кто такие гуманисты

    Гуманисты — это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками — властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.
    В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание — единственное, что устраивало помещиков. В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно. Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени — литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.
    Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.
    В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:
    Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
    Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
    Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.
    Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

    Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям. Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны. До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

    Основные понятия и направление мысли

    В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:
    Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
    Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
    Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
    Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
    Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
    Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
    Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.
    Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

    Идеи позднего гуманизма


    В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.
    Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

    Гуманизм в наши дни

    В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.
    Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан. Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

  5. Modestik Ответить

    Гумани́зм
    (от лат. humanus — человеческий, человечный)
    исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
    Идеи Г. имеют длительную предысторию. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов начиная с глубокой древности. Но система взглядов Г. впервые формируется в эпоху Возрождения (См. Возрождение). Г. выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Г. формировался в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви. Гуманисты, возродив к жизни множество литературных памятников классической древности, использовали их для развития светской культуры и образованности. Они противопоставили богословско-схоластическому знанию знание светское, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободной всесторонне развитой личности. В 14—15 вв. центром гуманистической мысли была Италия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Лоренцо Балла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.), затем Г. распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации (См. Реформация). Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие Г. — М. Монтень, Ф. Рабле (Франция), У. Шекспир, Ф. Бэкон (Англия), Л. Вивес, М. Сервантес (Испания), У. Гуттен, А. Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и др. Г. эпохи Возрождения был одним из главных выражений того переворота в культуре и мировоззрении, который отражал начавшееся становление капиталистических отношений. Дальнейшее развитие идей Г. связано с общественной мыслью периода буржуазных революций (17 — начало 19 вв.). Идеологи нарождавшейся буржуазии разрабатывали идеи «естественных прав» человека, выдвигали в качестве критерия пригодности социального устройства его соответствие абстрактной «природе человека», пытались найти пути сочетания блага личности и общественных интересов, опираясь на теорию «разумного эгоизма», правильно понятого личного интереса, французские просветители 18 в. — П. Гольбах, А. К. Гельвеций, Д. Дидро и др. — отчётливо связали Г. с материализмом и атеизмом. Ряд принципов Г. был разработан в немецкой классической философии. И. Кант выдвинул идею вечного мира, сформулировал положение, выражающее сущность Г., — человек может быть для другого человека только целью, но не средством. Правда, осуществление этих принципов было отнесено Кантом в неопределённое будущее.
    Система гуманистических воззрений, созданных в условиях поднимающегося капитализма, явилась великим завоеванием общественной мысли. Вместе с тем она была внутренне противоречива и исторически ограничена, ибо опиралась на индивидуалистическую концепцию личности, на абстрактное понимание человека. Эта противоречивость абстрактного Г. отчётливо обнару жилась с утверждением капитализма — строя, где в прямую противоположность идеалам Г. человек превращается в средство производства капитала, подчиняется господству чуждых ему стихийных социальных сил и законов, капиталистического разделения труда, которое уродует личность, делает её односторонней. Господство частной собственности и разделения труда порождает различные виды отчуждения (См. Отчуждение) человека. Это доказывает, что на основе частной собственности принципы Г. не могут стать нормами отношений между людьми. Критикуя частную собственность, Т. Мор, Т. Кампанелла, Морелли и Г. Мабли считали, что, лишь заменив её общностью имущества, человечество сможет достичь счастья и благополучия. Эти идеи были развиты великими социалистами-утопистами А. Сен-Симоном, Ш. Фурье, Р. Оуэном, которые видели противоречия уже сложившегося капиталистического строя и, вдохновляясь идеалами Г., разрабатывали проекты реформирования общества на началах социализма. Однако они не смогли найти реальных путей создания социалистического общества, и в их представлениях о будущем наряду с гениальными догадками было много фантастического. Гуманистическую традицию в общественной мысли России в 19 в. представляли революционные демократы — А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. Н. Добролюбов, Т.Г. Шевченко и др. Идеи Г. вдохновляли классиков великой русской литературы 19 в.
    Новый этап в развитии Г. начался с возникновением марксизма, который отверг отвлечённую, внеисторическую трактовку «природы человека» лишь как биологической «родовой сущности» и утвердил её научное конкретно-историческое понимание, показав, что «…сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). Марксизм отказался от абстрактного, надклассового подхода к проблемам Г. и поставил их на реальную историческую почву, сформулировал новую концепцию Г. — пролетарский, или социалистический, Г., вобравший в себя лучшие достижения гуманистической мысли прошлого. К. Маркс впервые определил реальные пути осуществления идеалов Г., связав его с научной теорией общественного развития, с революционным движением пролетариата, с борьбой за коммунизм. Коммунизм ликвидирует частную собственность и эксплуатацию человека человеком, национальный гнёт и расовую дискриминацию, социальные антагонизмы и войны, устраняет все формы отчуждения, ставит достижения науки и культуры на службу человека, создаёт материальные, социальные и духовные предпосылки для гармоничного и всестороннего развития свободной человеческой личности. При коммунизме труд из средства к жизни превращается в первую жизненную потребность, а высшей целью общества становится развитие самого человека. Поэтому Маркс назвал коммунизм реальным, практическим Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Противники коммунизма отрицают гуманистический характер марксизма на том основании, что он опирается на материализм и включает в себя теорию классовой борьбы. Эта критика несостоятельна, ибо материализм, признавая ценность земной жизни, ориентирует на её преобразование в интересах человека, а марксистская теория классовой борьбы как ничем не заменимого средства решения социальных проблем при переходе к социализму вовсе не является апологией насилия. Она оправдывает вынужденное применение революционного насилия для подавления сопротивления меньшинства в интересах большинства, в тех условиях, когда без него становится невозможным решение назревших социальных проблем. Марксистское мировоззрение — революционно-критическое и гуманистическое одновременно. Идеи марксистского Г. получили свою дальнейшую конкретизацию в трудах В. И. Ленина, исследовавшего новую эпоху развития капитализма, революционные процессы этой эпохи, а также начало эпохи перехода от капитализма к социализму, когда эти идеи стали практически претворяться в жизнь.
    Социалистический Г. противостоит абстрактному Г., который проповедует «человечность вообще», вне связи с борьбой за действительное освобождение человека от всех видов эксплуатации. Но в рамках идей абстрактного Г. можно выделить две основные тенденции. С одной стороны, идеи абстрактного Г. используются для маскировки антигуманистического характера современного капитализма, для критики социализма, для борьбы с коммунистическим мировоззрением, для фальсификации социалистического Г. С другой стороны, в буржуазном обществе имеются слои и группы, которые стоят на позициях абстрактного Г., но критически относятся к капитализму, выступают за мир и демократию, озабочены будущим человечества. Развязанные империализмом две мировые войны, человеконенавистническая теория и практика фашизма, открыто поправшего принципы Г., продолжающийся разгул расизма, милитаризм, гонка вооружений, нависшая над миром ядерная угроза весьма остро ставят перед человечеством проблемы Г. Люди, выступающие с позиций абстрактного Г. против империализма и порождаемого им социального зла, являются в определённой мере союзниками революционного социалистического Г. в борьбе за действительное счастье человека.
    Принципы марксистского, социалистического Г. извращают правые и «левые» ревизионисты. Те и другие по существу отождествляют социалистический Г. с абстрактным Г. Но если первые видят в абстрактно-гуманистических принципах существо марксизма вообще, то вторые отвергают всякий Г. как буржуазную концепцию. На самом деле жизнь доказывает правоту принципов социалистического Г. С победой социализма сначала в СССР, а затем и в других странах социалистического содружества идеи марксистского Г. получили реальное практическое подкрепление в гуманистических завоеваниях нового социального строя, избравшего девизом своего дальнейшего развития гуманистический принцип: «Всё во имя человека, для блага человека».
    Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г. , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. , 2 изд. , т. 1; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т, 4: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19: Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Задачи союзов молодёжи, там же, т. 41; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1969; О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС, М., 1956; Грамши А., Тюремные тетради, Избр. произв., т. 3, пер. с итал., М., 1959; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Петросян М. И., Гуманизм, М., 1964; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Конрад Н. И., Запад и Восток, М., 1966; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. Сб. ст., М., 1969: Ильенков Э. В., Об идолах и идеалах, М., 1968: Курелла А., Своё и чужое, М., 1970; Симонян Е. А., Коммунизм — это реальный гуманизм, М., 1970.
    В. Ж. Келле.

  6. zinger76 Ответить

    Простыми словами, Гуманизм – это вера в ценность, свободу и независимость человека. С точки зрения гуманистов, все люди обладают собственными моральными ценностями и несут ответственность за совершаемые поступки. Таким образом, предполагается, что каждый человек способен мыслить разумно и делать рациональные выводы. Например, отличать хорошее от плохого, что в конечном счете должно сделать человека более нравственным и приносящим благо как себе, так и окружающим.

    На самом деле, существует огромное множество различных определений слова «Гуманизм», но все они по сути сводятся к одной простой идее человеколюбия. По факту, даже сам термин ГУМАНИЗМ, происходит от латинского — «humanus», что буквально переводится как «человечный».
    Для полноты понимания сути гуманизма, следует ознакомиться с основными идеями, или принципами концепции.

    Принципы, ценности, идеи и нормы гуманизма.

    Полная свобода в развитии любого человека как личности;
    Гуманизм подразумевает уважение достоинства каждого человека и право человека на максимально возможную свободу, совместимую с правами других;
    Концепция гуманизма выступает за самое широкое применение демократических принципов во всех человеческих отношениях;
    Гуманисты признают важность человеческой взаимосвязи и необходимость взаимоуважения для дальнейшего развития человечества;
    Гуманисты призывают к постоянному улучшению общества, чтобы никто не мог быть лишен основных жизненных потребностей;
    Гуманисты поддерживают развитие различных организаций по защите прав и свобод человека, таких как ООН и так далее;
    Концепция гуманизма нацелена на мирное урегулирование конфликтов между отдельными лицами, группами и нациями;
    Основополагающим принципом гуманизма является отказ от убеждений, которые базируются на бездоказательной базе религий, догматов, верований и суеверий;
    Гуманисты выступают за использование научного метода в качестве руководства для решения проблем человечества;
    Гуманисты утверждают, что индивидуальные и социальные проблемы могут быть решены только с помощью человеческого разума, критического мышления, соединенного с состраданием и духом сочувствия ко всем живым существам;
    Концепция гуманизма утверждает, что люди полностью являются частью природы, и наше выживание зависит от «здоровья» нашей планеты.

    Виды гуманизма.

    Так как идеи гуманизма имеют достаточно древние корни, то и сама концепция постоянно развивалась и приобретала различные формы. На данный момент можно выделить такие виды гуманизма:
    Литературный гуманизм;
    Культурный гуманизм;
    Философский гуманизм;
    Христианский (Религиозный, Теистический) гуманизм;
    Светский (Секулярный) гуманизм.


    Литературный гуманизм – это преданность гуманитарным или литературным культурам.

    Культурный гуманизм — это рациональная и эмпирическая традиция, которая взяла свое начало в Древней Греции и Риме, после чего получила развитие в европейской культуре. Так сейчас она составляет основную часть западного подхода к науке, политической теории, этике и праву.

    Философский гуманизм – это любое мировоззрение или образ мышления и жизни, нацеленный на обеспечение человеческих потребностей и благ.

    Христианский гуманизм – это достаточно своеобразная концепция, которая выстроена на предположении существовании Бога, и том что человек должен развиваться в согласии с религиозным учением.

    Светский гуманизм.

    Светский гуманизм – это современная атеистическая концепция, которая за основу берет научный подход и принципы рационального подхода к развитию человечества.

    Принципы светского гуманизма:

    Применение науки для решения проблем человечества и понимания Вселенной в целом;
    Убежденность в том, что именно научные открытия и технологии могут способствовать улучшению жизни людей;
    Уверенность в том, что только открытое демократическое общество с плюралистическими взглядами, может быть лучшей гарантией защиты прав человека от авторитарных элит и репрессивного большинства;
    Глубокая убежденность в необходимости разделения церкви и государства;
    Толерантное отношение к представителям любых рас, народов, вероисповеданий и взглядов;
    Неприкосновенность частной жизни;
    Поддержка таких моральных принципов как: честность, справедливость, альтруизм, ответственность, сострадание и так далее.
    Сохранение Земли для будущих поколений;
    Возможность развития творческих способностей у любого человека.
    Нравственное воспитание детей;
    Помощь обездоленным и инвалидам;

  7. Valar Ответить

    ГУМАННОСТЬ, любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (Большой Энциклопедический словарь (БЭС) )
    ГУМАНИЗМ
    (лат. humanitas – человечность) – мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего “гуманистическим” состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции “подлинно человечного” индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику “милосердия”), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса) . Термин “Г. ” был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нит-хаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне-и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин “сверхчеловеческого” происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности “чисто человеческого” образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер – Г. был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления. По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством. Г. , исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности Г. , связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в. , был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др.) . Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам “постиндустриального”, “информационного” общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни. Г. приобрел прак-сеологический срез “очеловечивания” и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и “социализаторских” стандартов (идеи и гипотезы “общечеловеческих ценностей”, “человеческих качеств” и т. д.) . Наряду с этим, в 20 в. идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае – методологического) Г. В концепции экзистенциализма Сартра Г. трактуется как “обреченность человека на свободу”. Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г. , по Сартру, – это интенция человека на уяснение, своеобычную декодиров-ку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя. А. А. Грицанов (Новейший философский словарь)

  8. demolisher.id Ответить

    Неоднозначность толкования. Неправильное понимание его принципов может причинить вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не объясняют, как защищать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать при попытке кого-то спасти.
    Противоречивое отношение к острым социальным явлениям – эвтаназии, абортам. То, что одним людям кажется гуманным и справедливым, другие считают преступлением против человечества.
    Уход от реальности. Идеальное общество – это утопия, идея, которую невозможно воплотить.
    Обезличивание, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется значимость отдельных людей, включая членов семьи.
    Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир якобы не совершенен. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже мизантропии.
    Гуманизм чаще всего критикуют за его двойственность. С одной стороны он проповедует ценность жизни человека и его благ, а с другой – становится причиной противоречий и вызывает стресс.

    Типы гуманистов

    Сначала в основе классификации было отношение к религии. Но в дальнейшем оформились и другие течения. Гуманистов делят на следующие категории:

  9. VitaSS1488 Ответить

    1. Представителе элементарного мира.
    2. Представителе небесного мира.
    3. Представителе ангельского мира.
    4. Особом микрокосме.
    5. Представителе цивилизации.
    13.Предшественник натурфилософии, кардинал:
    1. Н. Кузанский.
    2. Н. Коперник.
    3. Дж. Беркли.
    4. Лоренцо Валла.
    5. Петрарка.
    14.«Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введёнными им понятиями:
    1. «Скрытый Бог» и «предосылки».
    2. «Абсолютный дух» и «абсолютная идея».
    3. «Мировая душа» и «всеобщий разум».
    4. «Архэ жизни» и «универсальная наука».
    5. «Почитание и послушание Бога».
    15.Философия природы Дж. Бруно – это:
    1. Деизм.
    2. Креационизм.
    3. Панпсихизм.
    4. Дуализм.
    5.Теоцентризм.
    16.Философ, считавший целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы:
    1. Коперник
    2. Кузанский
    3. Галилей
    4. Бруно
    6. Кеплер
    17.Окончательно осуществил переход от геоцентрический к гелиоцентрической системе мира:
    1. Дж. Бруно.
    2. Т. Мор.
    3. Леонардо да Винчи.
    4. Н. Коперник.
    5. Н. Кузанский.
    18.Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
    1. Свободомыслие и скептицизм.
    2. Эпикуреизм и гедонизм.
    3. Платонизм и аристотелизм.
    4. Стоицизм и аскетизм.
    5. Пессимизм и мистицизм.
    19.В этике Монтеня добродетель понимается как:
    1. Строгий аскетизм и страх божий.
    2. Умеренность, мужество и жизнелюбие.
    3. Раскованность, стремление к личному бессмертию.
    4. Стремление к самоуспокоению и довольству собой.
    5. Благо, удовольствие и счастье.
    20.Автором трактата «Правитель»:
    1. Т. Мор.
    2. Н. Макиавелли.
    3. Т. Кампанелла.
    4. Б. Телезио.
    5. П. Абеляр.
    21.Начало философии политики в эпоху формирования раннебуржуазных отношений положил:
    1. Мирандола.
    2. Макиавелли.
    3. Кампанелла.
    4. Кардинал Мазарини.
    5. Кардинал Ришелье.
    22.Понимание Макиавелли соотношения политики и морали определяется как:
    1. Гуманизм.
    2. Объективизм.
    3. Цинизм.
    4. Анархизм.
    5. Монархизм.
    23.В знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеял:
    1. Нравы и обыденные представления немецкого бюргерства.
    2. Бесплодные псевдонаучные спорыпоздних схоластов.
    3. Религиозный фанатизм представителей католической церкви.
    4. Социально-политическую утопию Т. Мора.
    5. Реформационные идеи М. Лютера.
    24.Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:
    1. Онтологию.
    2. Эпистемологию.
    3. Этику.
    4. Метафизику.
    5. Эстетику.
    25.Начало социальным утопиям эпохи Возрождения положили взгляды:
    1. Данте.
    2. Томаса Мора.
    3. Э. Роттердамского.
    4. Лоренцо Валла.
    5. Петрарки.
    26.Автор произведения «Утопия»:
    1. Н. Кребс.
    2. Дж. Бруно.
    3. Н. Макиавелли.
    4. T. Mop.
    5. Т. Кампанелла.
    27.Термин «утопия» означает буквально:
    1. Удалённый остров.
    2. Идеальное государство.
    3. Несуществующее место.
    4. Великая мечта.
    5. Невероятная красота.
    28.Автор произведения «Город Солнца»:
    1. Дж. Бруно.
    2. Э. Роттердамский.
    3. Н. Макиавелли.
    4. Т. Мор.
    5. Т. Кампанелла.
    29.Термин «реформация» имеет отношение к критике:
    1. Католической церкви.
    2. Английской буржуазии.
    3. Французских рантье.
    4. Немецкого бюргерства.
    5. Православной веры.
    30.Основоположник Реформации:
    1. М. Монтень.
    2. Дж. Бруно.
    3. Н. Макиавелли.
    4. У. Цвингли.
    5. М. Лютер.
    31.По Лютеру, спасение человека достигается им:
    1. Путём тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм.
    2. Чистой верой, которая является «божьим даром».
    3. Только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека.
    4. По собственной воле, без помощи и воли божьей.
    5. Путём совершенства моральных заповедей.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1.История и философия науки: учебное пособие / А. И. Артемьев. – Алматы : Бастау, 2010.
    2.Философия Мырзалы С. Уч.пособие А,08
    3.Философия Спиркин А.Ф.М,88,98,00
    4.Философия науки: учебное пособие / ред. : А. И. Липкин. – М. : ЭКСМО, 2007. – 608 с. (Образовательный стандарт ХХI).

  10. KolK1N Ответить

    Смотреть что такое “Гуманизм” в других словарях:

    ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
    Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі
    Гуманизм —  Гуманизм  ♦ Humanisme    Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля
    ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь
    Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии
    гуманизм — а, м. humanisme < лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов
    гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
    ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь
    ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь

  11. papa-sha Ответить

    S: По Аристотелю, человек – это…
    +: политическое животное
    S: Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает…
    +: человеческий (человечный)
    S: «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика…
    +: любви
    S: Основная задача философской антропологии состоит в том, чтобы…
    +: путем объективного осмысления и использования научного знания восстановить целостный образ человека
    S: Философская антропология – это…
    +: философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека
    S: Буддизм считает человека существом…
    +: страдающим
    S: Представителем философии жизни является…
    +: Ф. Ницше
    S: В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был…
    +: Сократ
    S: Для эпохи Возрождения характерен…
    +: антропоцентризм
    S: Античное учение о человеке как мере всех вещей разработали…
    +: софисты
    S: «Человек – мера всех вещей» – главное положение…
    +: софистов
    S: Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный едиными с ними законами функционирования, называется:
    +: натурализаторской
    S: А. Шопенгауэр утверждал, что в жизни человека страдания неизбежны, а счастье для него недостижимо, поэтому его взгляды близки учению…
    +: Будды
    S: В центр своего учения Л. Фейербах поставил человека как природное существо, обладающее гармонией духовного и телесного, поэтому его философия получила название…
    +: антропологический материализм
    S: Антропологический материализм – это учение, которое создал…
    +: Л. Фейербах
    S: Антропоцентризм является основополагающим принципом…
    +: философии эпохи Возрождения
    S: Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит…
    +: Протагору
    S: Высказывание о том, что до рождения душа человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна их припоминать, принадлежит…
    +: Платону
    S: Утверждение, что человек является центром мироздания, называется…
    +: антропоцентризм
    S: Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является…
    +: антропоцентризм
    S: Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения -…
    +: человек
    S: Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви, -…
    +: гуманизм
    S: Итальянский поэт, критик схоластики, основоположник гуманизма, автор сонетов, посвященных Лауре -…
    +: Петрарка
    S: По мнению И. Канта, для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет…
    +: нравственный долг

  12. kundden Ответить

    См. раздел СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ
    Основные принципы христианского гуманизма архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
    Безрелигиозный гуманизм и его саморазложение С.Л. Франк
    «Педагогическое доказательство» бытия Божия как преодоление гуманистического кризиса в педагогике прот. Александр Добросельский
    Православие и гуманизм. Православие и папизм архим. Георгий (Капсанис)
    Секулярный гуманизм глазами христианина С. Худиев
    Гумани́зм – (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный) – 1) мировоззрение, в центре которого лежит идея о благе человека, заботе о его правах на счастье, свободу, равенство, личностное развитие (и т. п.); 2) этическая позиция, подразумевающая в качестве высшей ценности заботу о человеке и о его благе; 3) система общественного устройства, в рамках которого за высшую ценность признаётся жизнь и благо человека (пример: эпоха Возрождения нередко называется эпохой Гуманизма); 4) человеколюбие, человечность, уважение к человеку и т. п.
    Гуманизм оформился в Западной Европе в эпоху Возрождения, в противовес предшествующей ему католической идеологии аскетизма, которая утверждала мысль о ничтожности человеческих потребностей перед требованиями Божественной природы, воспитывала презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям».
    Родители гуманизма, будучи христианами, не ставили во главу мироздания человека, но только напоминали о его интересах как личности богоподобной, обличали современное им общество в грехах против человечности (любви к человеку). В своих трактатах они утверждали, что христианское учение в современном им обществе не простиралось на всю полноту человеческой природы, что непочтением, ложью, воровством, завистью и ненавистью по отношению к человеку являются: пренебрежение его образованием, здоровьем, творчеством, правом выбора супруга, профессии, образа жизни, страны проживания и многим прочим.
    Гуманизм не стал этической, философской или богословской системой (см. об этом в статье Гуманизм, или Возрождение философского словаря Брокгауза и Эфрона), но, несмотря на его богословскую сомнительность и философскую неопределенность, в настоящее время его плодами пользуются и самые консервативные христиане. И, напротив, редко кто из самых «правых» христиан не ужасается тому отношению к человеческой личности, которое принято в сообществах, где почитание Единого Бога сочетается с отсутствием гуманизма.
    Однако, с течением времени, в гуманистическом мировоззрении произошла подмена: Бог перестал восприниматься центром вселенной, центром вселенной стал человек. Таким образом, в соответствии с тем, в чем полагает гуманизм свой системообразующий центр, можно говорить о двух видах гуманизма. Изначальный – гуманизм теистический (Иоанн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гутен и проч.), который утверждает возможность и необходимость промысла Божия о мире и человеке. «Бог в этом случае не только трансцендентен миру, но и имманентен ему»[1], так что Бог для человека является в этом случае центром мироздания.
    В получившем широкое распространение деистическом гуманистическом мировоззрении (Дидро, Руссо, Вольтер) Бог полностью «трансцендентен человеку, т.е. абсолютно непостижим и недоступен ему»[2], поэтому человек становится центром мироздания для самого себя, а Бог только «учитывается».
    В настоящее время подавляющее большинство работников гуманитарной сферы считает, что гуманизм автономен, потому что его идеи не могут быть выведены из религиозных, исторических или идеологических посылок, всецело зависит от накопленного человеческого опыта по реализации межкультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следования закону и др. Следовательно, гуманизм универсален, то есть применим ко всем людям и любым социальным системам, что находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др.[3] Фактически, это мнение утверждает тождество современного понятия «гуманизма» понятию «естественного нравственного закона», употребляемого в христианском богословии (см. здесь и далее «Педагогическое доказательство…»). Христианское понятие «естественного нравственного закона» от общепринятого понятия «гуманизма» отличается только предполагаемой природой, то есть, тем, что гуманизм считается социально обусловленным, порожденным социальным опытом явлением, а естественный нравственный закон считается вложенным изначально в душу каждого человека стремлением к порядку и всяческому добру. Так как, с христианской точки зрения, недостаточность естественного нравственного закона для достижения христианской нормы человеческой нравственности очевидна, то очевидна и недостаточность «гуманизма» как основы гуманитарной сферы, то есть, сферы человеческих отношений и человеческого бытия.
    Подтверждением абстрактности понятия гуманизма служит следующий факт. Так как естественная нравственность и понятие о любви к человеку свойственны, в том или ином проявлении, любому человеческому сообществу, то и понятие гуманизма берется на вооружение практически всеми существующими идеологическими учениями, благодаря чему существуют такие, например, понятия, как социалистический, коммунистический, националистический, исламский, атеистический, интегральный и проч. гуманизмы.
    В сущности, гуманизмом можно назвать ту часть любого учения, которая учит любить человека в соответствии с пониманием этой идеологией любви к человеку и методов ее достижения.
    ***

    Примечания:

    1. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 60.
    2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. С. 58.
    3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Academia, 2003. C. 30-33.
    ***

    Литература

    1. Георгий, архимандрит, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и гуманизм. Православие и папизм. – Пермь: Православное общество «Панагия», 2005. – 88 с.
    2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). М.: Братство во имя св. блгв. князя Александра Невского, 1999. ? 384 с.
    3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов [и др.]; [под ред. С.А. Смирнова]. – 4-е изд., испр. – М.: Academia, 2003. – 508 с.
    4. Протоиерей Александр Добросельский. «Педагогическое доказательство» бытия Божия как преодоление гуманистического кризиса в педагогике / Рязанский богословский вестник № 1(4) 2011 г. С. 40-55
    5. Платон (Игумнов), архим. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. – 240 с.

  13. mopss Ответить

    Смотреть что такое “гуманизм” в других словарях:

    ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
    Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі
    Гуманизм —  Гуманизм  ♦ Humanisme    Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля
    ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь
    Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии
    гуманизм — а, м. humanisme < лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов
    гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
    ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь
    ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь

  14. SharpLines Ответить

    См. также в других словарях:

    ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
    Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі
    Гуманизм —  Гуманизм  ♦ Humanisme    Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля
    ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь
    Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии
    гуманизм — а, м. humanisme < лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов
    гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
    ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь
    ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь

  15. Angelochek_dima Ответить

    Смотреть что такое “гуманизм” в других словарях:

    ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
    Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі
    Гуманизм —  Гуманизм  ♦ Humanisme    Исторически гуманизм возник как одно из философских учений эпохи Возрождения (его деятелей, таких, как Петрарка (***), Пико де ла Мирандола (***), Эразм Роттердамский, Бюде (***), и других мы называем гуманистами). Оно… … Философский словарь Спонвиля
    ГУМАНИЗМ — (ново лат. humanismus, от homo человек). 1) человечность, человеколюбие. В другом смысле, означает гармоническое развитие нравственных и умственных свойств, характеризующих человека. 2) направление, которым характеризуется эпоха возрождения наук… … Словарь иностранных слов русского языка
    Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения … Исторический словарь
    Гуманизм — (от лат. humanus – человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении светская философия… … Энциклопедия культурологии
    гуманизм — а, м. humanisme < лат. humanus человеческий; человечный, человеколюбивый. 1. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человеческой личности из под гнета феодализма и католицизма. Представители гуманизма. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка ГУМАНИЗМ — Материалисту остается только вера в человека. Лешек Кумор Вера в человека имеет свои ереси и расколы. Лешек Кумор Разумеется, человека можно любить, если знаешь его не слишком близко. Чарлз Буковски Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на… … Сводная энциклопедия афоризмов
    гуманизм — гуманность, человечность, человеколюбие; человечество (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. гуманизм сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
    ГУМАНИЗМ — (гуманизма принцип) один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ:… … Юридический словарь
    ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле… … Большой Энциклопедический словарь

  16. M6R1ARTY Ответить

    Смотреть что такое “гуманизм (термин)” в других словарях:

    Гуманизм — (лат. humanus – адамдық, адамгершілік) – адамды бірінші орынға қоятын және тұлғаны ең жоғары құндылық деп қарастыратын тұжырымдама, дүниетанымның принципі. Тар мағынада ортағасырдағы діни схоластикаға қарсы Қайта Өрлеу дәуіріндегі зайырлы… … Философиялық терминдердің сөздігі
    ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
    ГУМАНИЗМ — (лат. humanitas человечность) мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего ‘гуманистическим’ состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции… … История Философии: Энциклопедия
    ГУМАНИЗМ — (лат. humanitas человечность) мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего «гуманистическим» состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции… … Новейший философский словарь
    ГУМАНИЗМ — [от лат. humanitas образованность, человечность], многозначный философский и культурно исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике воспитание и… … Православная энциклопедия
    Гуманизм и его устремления — Краткая информация об истории создания носящих общее название документов находится в статье Гуманистический Манифест. У этого термина существуют и другие значения, см. Манифест (значения). «Счастливый человек». Официальный символ АГА и многих… … Википедия
    Гуманизм — (от лат. humanus человеческий, человечный) мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. Италия … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
    ГУМАНИЗМ — (от лат. человек): принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
    ГУМАНИЗМ — движение гуманистов Возрождения, вернувших былую славу как античной греко латинской литературе. Этическая доктрина, считающая человека высшей ценностью (противостоит как религиозному фанатизму, так и политическому этатизму, согласному… … Философский словарь
    ГУМАНИЗМ — (лат. humanitas человечность) мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции… … Социология: Энциклопедия

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *