Три стертых треплются шлеи что это значит?

7 ответов на вопрос “Три стертых треплются шлеи что это значит?”

  1. Kazrakazahn Ответить

    Филологический анализ стихотворения

    Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны, — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».
    Александр Блок – один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».
    Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое – сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.
    Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.
    Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).
    Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).
    С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).
    К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.
    Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.
    Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.
    Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия, нищая Россия…», «Мне избы серые твои, Твоимне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заманит и обманет… И лишь забота затуманит…», «И невозможное возможно…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.
    Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.
    Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.
    В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.
    Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются – в первом; обманет, забота затуманит свои черты – в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.
    В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.
    Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.
    Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия, изображенная Блоком.
    «Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.
    Благодаря перекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.
    Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.
    Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.
    Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» – тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.
    Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.
    Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.

  2. Runewarden Ответить

    Цель: формирование национального
    самосознания, гражданской позиции, чувства
    патриотизма; воспитание любви и уважения к
    литературным ценностям и культуре.
    Оборудование: мультимедийная
    установка.
    Ход

    I. Чтение эпиграфа, записанного на доске.

    Я много пережил лично и был
    участником
    нескольких, быстро сменивших друг друга, эпох
    русской жизни.
    А.А.Блок
    – Как понимаете смысл этих слов?

    II. А.А.Блок как выдающийся русский поэт-
    символист.

    Учитель
    : А.А.Блок родился в 1880 году, а
    умер в 1921г. Какие же эпохи русской жизни пережил
    Блок? (революции 1905, 1907, 1917 гг.)

    Учитель
    : Блок жил и умер на границе
    столетий. Граница столетий часто ощущается
    людьми как время ожидания перемен, время
    коренного изменения жизни. Такой была недавно
    граница 20 и 21 веков, такой была граница более ста
    лет назад 19 и 20 веков. Тогда, перед началом 20 века,
    Блоку было 20 лет.

    Показ слайдов и комментарий к ним

    Слайд № 1 – 7 (см. презентацию).

    Учитель: Нарастание
    событий 1 русской революции усиливает социальную
    чуткость Блока. Он видит, что реальный мир
    остался неизменным, не преображенным, чуждым
    Идеалу.
    Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм
    сливается с повседневностью, и единый образ
    Вечной Женственности распадается на
    разнородные женские лики.
    Самое знаменитое стихотворение этого периода – Незнакомка”.
    Блок становится одним из самых известных и
    любимых русских поэтов, самым ярким
    представителем русского символизма.

    Словарь
    : символизм (запись в тетрадь) Слайд
    №8

    Показ слайдов и комментарий к ним

    Слайд № 9 – 12
    В 1908 году появляется стихотворение Блока под
    многозначительным названием “Россия”. Слайд
    №13

    – В первопечатном тексте стихотворения
    содержались именно такие строки.
    Почему, по-вашему, поэт отказался от первых 12
    строк этого отрывка? (возникал образ
    “незнакомки”)
    – Кровную связь свою с воспитавшей его средой
    Блок всегда, с юношеских лет, ощущал с особой
    остротою… Недаром Блок сравнивает Русь с женой и
    матерью.
    С древних времен родная земля, ее победы и беды,
    тревоги и радости, была главной темой
    отечественной литературы. Руси, России посвящали
    вдохновенные строки едва ли не все поэты 19 века.
    За “светло светлую и украсно украшену” Родину
    шли в бой русские дружины, воины князя Игоря,
    богатыри Куликова поля. Великое имя Россия
    стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев
    браться за кисть, оно звучало в музыке
    композиторов и творениях скульпторов.
    Перед вами скульптура Н.А.Лаврецкого “Россия”,
    созданная в 1896 году.
    Слайд № 14, 15 Комментарии к слайдам
    Слайд №16 Комментарий к слайду

    III. Стихотворение “Россия”: образ Родины как
    символ веры в будущее.

    Чтение стихотворения наизусть.

    Учитель:
    как поняли смысл
    стихотворения?

    IV. Анализ стихотворения:

    – 1 строфа
    :
    отмечаем слово “опять”. Что оно
    означает?
    (Все это было уже давно и опять повторяется)

    СЛОВАРЬ:
    Шлея-1. часть сбруи, ремень,
    прикрепленный 2 концами к хомуту и проходящий по
    бокам и спине лошади.
    2. В парной упряжи: широкие лямки, заменяющие
    хомут.
    – Почему шлеи стертые?
    – Какие художественные приемы использует автор
    в этой строфе?
    (Аллитерация “Три стертых
    треплются шлеи…”, эпитеты: “стертые
    шлеи, спицы расписные”)
    – Какое впечатление оставляет аллитерация?

    -2 строфа
    : найти эпитеты.
    – как понимаете выражение “песни ветровые”?

    Учитель:
    Прослушайте еще стихотворения
    о родине С.Есенина и А.Толстого
    -Чтение стихотворения С.Есенина “Топи да
    болота…” и “Край ты мой, родимый край”
    А.К.Толстого наизусть.
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой взвенивает лес.
    Тенькает синица меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    По лугу со скрипом
    Тащится обоз –
    Суховатой липой пахнет от колес
    Слухают ракиты
    Посвист ветряной.
    Край ты мой забытый,
    Край ты мой родной.
    С.Есенин
    Край ты мой, родимый край,
    Конский бег на воле,
    В небе крик орлиных стай,
    Волчий голос в поле!
    Гой ты, Родина моя!
    Гой ты, бор дремучий!
    Свист полночный соловья,
    Ветер, степь да тучи!
    А.К.Толстой
    – Что объединяет эти стихи?
    – Какой общий образ Руси возникает в этих
    стихах? (образ ветра)

    Учитель:
    Такой образ мы называем
    архетипическим.
    СЛОВАРЬ: Архетип
    первоначальный образ, мотив, лежащий в основе
    общечеловеческой символики (запись в тетрадь).
    – Как понимаете фразу: “И крест свой бережно
    несу”? (Крест- символ страдания одного человека
    за всех.)
    – Какой образ России рисует автор в 3-5 строфах?
    (Блок создает новую мифологию: возникает образ
    чародея, который хочет похитить “разбойную
    красу” России. Выражение “прекрасные черты”
    напоминает нам об образе Прекрасной Девы,
    которая находит новое воплощение в образе
    России. Блок пишет о невидимой глазу духовной
    сущности России).
    – Слово чародей имеет 2 значения: 1) волшебник,
    колдун, творящий чудеса с помощью нечистой силы;
    2) человек, пленяющий, производящий неотразимое
    впечатление. В каком смысле, по-вашему,
    употреблено это слово в стихотворении Блока?
    – Почему Блок называет “красу” России не
    смиренной, а “разбойной”?

    – 6 строфа
    :
    Чем отличается от предыдущих
    последняя строфа?
    – Назовите антитезы в последней
    строфе (“невозможное – возможно”; “даль
    дорожная”- нечто бесконечно долгое и
    “мгновенный взор”; “глухая песня ямщика” –
    “звенит”).

    Учитель: –
    Какие еще образы можно
    назвать архетипическими? (образ дороги и
    скачущей по ней тройке).
    – Какой образ возникает в первой и последней
    строфах стихотворения? ( Блок начинает и
    заканчивает стихотворение образом дороги).
    – Какое впечатление оставляет использование
    этого литературного приема?
    – Какое слово дважды повторяется в
    стихотворении? (песня)
    – Назовите эпитеты к этим словам. (“Песни
    ветровые”, “глухая песня ямщика”)
    – Почему Блок повторяет это слово?
    – Каким размером написано стихотворение?
    (четырехстопный ямб)
    – Какая рифма в организации стиха?
    (перекрестная, чередование мужской и женской)
    – Какой образ России создал Блок? (красивая,
    необъятная, женственная, возрождающаяся)
    – Какие чувства по отношению к Родине слиты в
    этом стихотворении?
    – Почему, несмотря на невеселые думы, поэт все же
    выражает уверенность в том, что родина “не
    пропадет”, “не сгинет”, что “невозможное
    возможно”?
    – Согласны ли вы с утверждением, что образ
    России в этом стихотворении Блока становится
    символом веры в будущее? Почему, обоснуйте ответ.

    Учитель:
    Творчество Блока отличается
    глубоким единством, органичностью и напряженным
    динамизмом развития. Стихи наполнены верой в
    высокую миссию поэта, сознанием сложной
    противоречивости жизни. Имя Блока
    воспринималось читателем как символ
    современности. Его поэтическая искренность,
    отразившаяся и в личности, и в творчестве,
    воплотила представления целого поколения о
    предреволюционном десятилетии и о себе.

    V. Выразительное чтение стихотворения.
    VI. Домашнее задание: стихотворение “Россия”
    наизусть.

  3. lancealtar Ответить

    Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле «На поле Куликовом» (1908), основной мотив которого — глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу «На поле Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает свое очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворения. Судьба Родины осознается Блоком как личная судьба.
    Стихотворение начинается с изображения вполне реальных, жизненно достоверных примет России. Приметы эти просты, в них нет ничего особенного: стертые шлеи, расхлябанные колеи — яркое свидетельство российского бездорожья.
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Эта безрадостная картина возбуждает в поэте такое сильное и глубокое чувство любви к Родине, что оно сравнивается с чувством первой любви:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые —
    Как слезы первые любви!
    Вид нищей России, казалось, должен возбудить радость, однако поэт заявляет:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Важно подчеркнуть наречный эпитет «бережно». Поэт не просто жалеет нищую Россию, но и хранит в себе это чувство. Не жалость, а любовь испытывает он к Родине, веру в нее, в ее неиссякаемые духовные силы.
    Но вот другая сторона художественного образа России. Уже не реальные, бытовые приметы отмечает поэт, а разворачивает метафорический образ. Не нищая Россия с расхлябанными колеями, а прекрасная женщина, доверчивая, гордая и сильная духом — так раскрывает Блок образ России в следующих строках стихотворения:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Родина не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Поэт верит, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и обновленной:
    И невозможное возможно,
    Дорога долгая легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
    В метафорическом образе Родины соединяются реальные и условные приметы. С одной стороны — лес да поле, с другой — плат узорный до бровей, взор мгновенный. Эти условные детали углубляют метафорический образ России — прекрасной женщины. Важное значение приобретает эпитет — разбойная краса, что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что Россия не пропадет, не сгинет, выстоит. Потому-то и нет в нем жалости, а есть непоколебимая уверенность в том, что России предстоит «долгий путь».
    Стихотворение «Россия» написано традиционным четырехстопным ямбом. Своеобразие его звучания обусловлено тем, что третья строфа в каждой строке не имеет ударения:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи.
    В стихотворении встречается наиболее распространенный вид строфы — четверостишие (катрен), строки которой рифмуются перекрестными рифмами. Первая и третья строки связаны между собой женской рифмой, вторая и четвертая — мужской.
    Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы росписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются сравнения, построенные на единстве противоположностей — оксюмороны: «И невозможное возможно, /Дорога долгая легка».
    Стихотворение Блока «Россия» вызывает у нас серьезные раздумья о судьбе Родины — России. Сегодня на ее долю выпали нелегкие испытания: рушатся традиции, попираются все нормы нравственности и морали, уничтожаются духовные ценности. Это наносит непоправимые потери русскому народу. И свой долг мы видим в том, чтобы спасти Россию, возродить ее из пепла потерянных надежд и вернуть ей прежнее гордое и свободное имя — Россия.

  4. Tёмный АnGeL Ответить

    Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», – ответил Блок и не покривил душой, ведь “русская тема” была для него близка и дорога. Так или иначе, к этой теме можно отнести практически все творчество поэта.
    Стихотворение Блока «Россия», написанное в 1908 году, – самое известное из цикла «Родина». В нем слиты воедино чувство любви к родине и вера в ее будущее возрождение. Стихотворение начинается с образа дороги:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Что подразумевает автор под фразой «годы золотые»? С каким временем сопоставляет Блок современность? Можно предположить, что в этом перифразе подразумевается золотой век Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С тех пор прошло много времени, но Россия не меняется, она все та же.
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Это страна, где соседствуют невероятное богатство со страшной нищетой. Большие деньги тратятся на «спицы росписные», а не на облагораживание русских дорог.
    А Россия в массе своей остается нищей:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автор говорит о крестьянской России, где действительно господствует нищета. Олицетворением именно такой родины он называет «избы серые». Мы понимаем, что Блок описывает не городскую Россию, с ее шикарными дворцами, площадями, памятниками искусства. Нет, автору дорога именно деревенская родина с ее простором, широтой и нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют историю России, отдающую себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она, по сути своей, сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..».
    Из этого стихотворения мы видим, насколько А.А. Блок любит Россию, искренне переживает за нее и воспевает ее в своем творчестве. Через все произведение проходит мотив дороги, тоски, но, вместе с тем, и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее.
    Беру!

  5. Linkerror Ответить

    Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле «На поле Куликовом» (1908), основной мотив которого – глубокая вера поэта в могущество России, в то, что она устоит при любых испытаниях. К циклу «На полу Куликовом» примыкает стихотворение «Россия» (1908), в котором поэт передает своё очень личное, романтически окрашенное чувство любви к Родине.
    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворения. Судьба Родины осознается Блоком как личная судьба.
    Стихотворение начинается с изображения вполне реальных, жизненно достоверных примет России. Приметы эти просты, в них нет ничего особенного: стертые шлеи, расхлябанные колеи – яркое свидетельство российского бездорожья.
    Опять, как в годы золотые,
    Три стёртых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Эта безрадостная картина возбуждает в поэте такое сильное и глубокое чувство любви к Родине, что оно сравнивается с чувством первой любви:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Вид нищей России, казалось, должен возбудить радость, однако поэт заявляет:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Важно подчеркнуть наречный эпитет «бережно». Поэт не просто жалеет нищую Россию, но и хранит в себе это чувство. Не жалость, а любовь испытывает он к Родине, веру в нее, в ее неиссякаемые духовные силы.
    Но вот другая сторона художественного образа России. Уже не реальные, бытовые приметы отмечает поэт, а разворачивает метафорический образ. Не нищая Россия с расхлябанными колеями, а прекрасная женщина, доверчивая, гордая и сильная духом – так раскрывает Блок образ России в следующих строках стихотворения:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойную красу!
    Родина не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Поэт верит, что из всех испытаний Россия выйдет духовно и физически окрепшей и обновленной:
    и невозможной возможно,
    Дорога долгая длинна легка,
    Когда блеснет в дали дорожной
    Мгновенный взор из-под платка,
    Когда звенит тоской острожной
    Глухая песня ямщика!..
    В метафорическом образе Родины соединяются реальные и условные приметы. С одной стороны – лес да поле, с другой – плат узорный до бровей, взор мгновенный. Эти условные детали углубляют метафорический образ России – прекрасной женщины. Важное значение приобретает эпитет – разбойная краса, что значит яркая, своевольная красота. Разбойная красота в противоположность смиренной таит в себе намек на нечто упрямое, непокорное и вместе с тем сильное, что может выстоять в любых испытаниях. Отсюда прямое утверждение поэта, что России не пропадет, не сгинет, выстоит. Потому-то и нет в нем жалости, а есть непоколебимая уверенность в том, что России предстоит «долгий путь».
    Стихотворение «Россия» написано традиционным четырехстопным ямбом. Своеобразие его звучания обусловлено тем, что третья строфа в каждой строке не имеет ударения:
    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи.
    В стихотворении встречается наиболее распространенный вид строфы – четверостишие (катрен), строки которой рифмуются перекрестными рифмами. Первая и третья строки связаны между собой женской рифмой, вторая и четвертая – мужской.
    Особую выразительность стихотворению придают художественные средства. Это эпитеты: избы серые, спицы росписные, колеи расхлябанные, песни ветровые, т.е. раздольные, тоскливые, задушевные песни, краса разбойная, черты прекрасные, дорога долгая, даль дорожная, тоска острожная. Встречаются сравнения, построенные на единстве противоположностей – оксюмороны: «И невозможное возможно. (/Дорога долгая легка.»
    Стихотворение Блока «Россия» вызывает у нас серьезные раздумья о судьбе Родины – России. Сегодня на ев долю выпали нелегкие испытания: рушатся традиции, попираются все нормы нравственности и морали, уничтожаются духовные ценности. Это наносит непоправимые потери русскому народу. И свой долг мы видим в том, чтобы спасти Россию, возродить ее из пепла потерянных надежд и вернуть ей прежнее гордое и свободное имя – Россия.

  6. Славэ Ответить

    Опять, как в годы золотые,
    Три стертых треплются шлеи,
    И вязнут спицы росписные
    В расхлябанные колеи…
    Что подразумевает автор под фразой «годы золотые»? С каким временем сопоставляет Блок современность? Можно предположить, что в этом перифразе подразумевается золотой век Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С тех пор прошло много времени, но Россия не меняется, она все та же.
    Для раскрытия образа Родины очень важна антитеза «спицы росписные» – «расхлябанные колеи». Это страна, где соседствуют невероятное богатство со страшной нищетой. Большие деньги тратятся на «спицы росписные», а не на облагораживание русских дорог.
    А Россия в массе своей остается нищей:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые –
    Как слезы первые любви!
    Автор говорит о крестьянской России, где действительно господствует нищета. Олицетворением именно такой родины он называет «избы серые». Мы понимаем, что Блок описывает не городскую Россию, с ее шикарными дворцами, площадями, памятниками искусства. Нет, автору дорога именно деревенская родина с ее простором, широтой и нищетой. Русские «песни ветровые» поэт сравнивает со «слезами первыми любви». Это означает, что чувство любви к России насквозь пропитало душу поэта.
    Хоть и тяжела доля родины, но автор не жалеет свою родную страну:
    Тебя жалеть я не умею
    И крест свой бережно несу…
    Какому хочешь чародею
    Отдай разбойничью красу!
    Лирический герой видит все, что происходит с его горячо любимой Россией. Он мучается от осознания бед и несчастий, которыми наполнена судьба его страны. Но герой с готовностью несет свой крест. Он чувствует себя насквозь русским человеком и не собирается отступать от судьбы своей родины.
    Последние две строки характеризуют историю России, отдающую себя с готовностью в руки любому «чародею». В этом образе скрыты многие правители Руси, «заманивающие» и «обманывающие» ее, как наивную девушку с «разбойничьей красой». Но автор понимает: что бы ни случилось, Россия «не пропадет, не сгинет». Она, по сути своей, сильнее всех бед и катастроф. «И лишь забота затуманит» ее «прекрасные черты». С годами любимая страна поэта не меняется:
    Ну что ж? Одной заботой боле –
    Одной слезой река шумней,
    А ты все та же – лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей…
    Россией были пролиты целые потоки слез, поэтому еще одна беда – это как очередная капелька, упавшая в реку. Но от несчастий красота страны не тускнеет.
    Образу родины автор придает черты национального женского характера: «плат узорный до бровей», женщина с затуманенным заботой лицом, красавица, отдавшая чародею «свою разбойничью красу».
    Последняя строфа состоит из шести строк, потому что она самая главная. Именно здесь автор выражает свою основную мысль: несмотря ни на что, Россия – удивительная страна, где «невозможное возможно». Блок поэтизирует даже страдания простого крестьянского народа. Долгая дорога пролетает для него незаметно, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика!..».
    Из этого стихотворения мы видим, насколько А.А. Блок любит Россию, искренне переживает за нее и воспевает ее в своем творчестве. Через все произведение проходит мотив дороги, тоски, но, вместе с тем, и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *