У какой страны абсолютное преимущество в производстве нефти?

1 ответ на вопрос “У какой страны абсолютное преимущество в производстве нефти?”

  1. Hemera Ответить

    Посчитав альтернативные издержки каждого товара в каждой экономике, мы обнаружим, что Россия специализируется на товаре А, а США на товаре В. Диапазон взаимовыгодной торговли: 1А ∈ (0.5;2)В. То есть заданное торговое отношение 1А=1В принадлежит диапазану взаимовыгодной торговли.
    Начнем рассматривать экономику России. Она специализируется на товаре А. Следовательно, перед началом торговли она находится в левой верхней точке КПВ с координатами (0;200). Далее по пропорции 1А=1В она начинает менять свой товар А на товар В, получаемый из США. Россия хочет поменять 200 товаров А и получит за них 200 товаров В. Поскольку у экономики США имеется в наличии 200 товаров В, то при торговле между Россией и США 2000 товаров А будет обменено на 200 товаров В.
    В результате КПВ (вернее КТВ) стран примут следующий вид:

    Мы видим, что в результате торговли и Россия, и США расширили свои возможности.
    Рассмотрим тот же пример, но с другой пропорцией обмена: 1А=1.5В
    Построение КТВ при данной пропорции обмена начнем опять же с России. Россия, специализируясь на товаре А, производит его в размере 200 единиц. Пропорция обмена 1А=1.5В предполагает, что 200 А будут обменены на 300В. Но 300В нет у США, которая может предложить только 200В для обмена. Значит, для того, чтобы забрать 200В у США, России нужно предложить = 133товаров A. Россия, начиная торговлю с точки 200А, отдает США 133A и получаем взамен 200 товаров В. Когда обмен окончен, Россия имеет 200 товаров В и одновременно остаток товара А, который не был обменен (200 – 133 = 66). КПВ России выглядит следующим образом:

    Для того, чтобы завершить построение КПВ России, заметим, что из точки с координатами (200;66) Россия может увеличить производство В, пожертвовав для этоого товаром А. Для того, чтобы посчитать, сколько В можно произвести вместо имеющихся 66A, достаточно вспомнить, что внутреннии альтернативные издержки производства одного товара А в России составляет 0.5 товара В. То есть вместо 66A Россия может произвести 33. В итоге крайняя левая точка КПВ имеет координату 233 ( = 200 + 33). У КПВ появился перелом. Заметим, что получившийся участок КПВ параллелен первоначальной КПВ, поскольку на этом участке Россия закончила торговлю и вернулась к выбору между производством двух товаров с внутренними альтернативными издержками.

    Теперь построим КПВ США. США, начиная торговлю в точке 200В, по пропорции обмена 1А=1.5В (что эквивалентно пропорции 1B = A), хочет поменять 200В на 133товаров A ( = 200 * ). Россия располагает возможностями поставить 133товара A. Поэтому новая КПВ США не будет иметь изломов:

  2. Meztikinos Ответить

    Приведём ещё один, достаточно простой, но подробно описывающий суть относительного преимущества пример.
    Давайте представим, что в мире есть только две страны, где производятся два продукта и трудятся два человека. Условия труда в каждой из стран полностью идентичны, затраты на производство одинаковы. В каждой стране есть потребность в продукте $X$ и продукте $Y$.
    Итак, в стране «$A$» первый человек производит за месяц $10$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $5$ единиц товара $Y$.
    В стране «$B$» первый человек производит за месяц $5$ единиц товара $X$, а второй человек производит за месяц $10$ единиц товара $Y$.
    Для наглядного примера сведём данные в таблицу:

    Рисунок 1.
    Страна «$A$» имеет потребность в большем количества товара $Y$, а страна «$B$» имеет потребность в наличии товара $X$.
    Как результат: страна «$A$» имеет относительное преимущество в производстве продукта $X$, а страна «И» имеет относительное преимущество в производстве продукта $Y$.
    Это достаточно простой пример, но всё же он даёт понять принцип действия относительного преимущества в международной экономике.
    Рассмотрим ещё один пример сравнительного преимущества.

    Рисунок 2.
    Итак, мы видим, что все исходные данные, для производства товара, в каждой из стран идентичны, кроме количества работников и незначительного отклонения в себестоимости.
    А теперь давайте посмотрим на общую себестоимость товара в каждой из стран:
    СТРАНА «$A$».
    $1$ доллар за $1$ товар = $1$ доллар $\cdot$ $1000$ товаров = $1000$ долларов.
    $2$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $2 \cdot 300 = 600$ долларов.
    Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1000 + 600 = 1600$ долларов.
    Себестоимость $1$ товара = $1,6$ доллара.
    СТРАНА «B».
    $1$ доллар за $1$ товар = $1,1$ доллар $\cdot$ $1500$ товаров = $1650$ долларов.
    $3$ работника с зарплатой в $300$ долларов = $3 \cdot 300 = 900$ долларов.
    Себестоимость за $1000$ товаров составляет: $1650 + 900 = 2550$ долларов.
    Себестоимость $1$ товара = $1,7$ доллара.

  3. Andromagamand Ответить

    Особенностью мировой экономики является то, что купля-продажа должна преодолеть барьеры государственных границ, различия в хозяйственных законодательствах разных стран, а главное – проблемы с оплатой и наличием множества национальных денежных знаков.
    В основе мировых экономических отношений лежит фундаментальный принцип рыночной экономики – стремление к выгоде, которая в данном случае состоит в том, что, обменивая избыток «своего» товара, страна приобретает необходимый ей «чужой» товар.
    В международной торговле каждая страна стремится реализовать свои объективные преимуществ. Эти преимущества принято делить на две группы – «абсолютные» и «относительные».
    Абсолютные преимущества – это совокупность тех уникальных природно-климатических, сырьевых и трудовых ресурсов, которыми располагает страна в силу исторических обстоятельств (таковы страны, обладающие нефтегазовыми месторождениями или возможностью возделывания кофе и так далее). Наличие абсолютных преимуществ означает, что страна является «монополистом» в какой-либо сфере и это предопределяет направление «естественной» специализации ее производства в системе международного разделения труда.
    Относительные преимущества – это преимущества, обусловленные не уникальностью условий производства в данной стране, а сопоставлением величин альтернативной стоимости изготовления однородной продукции в разных странах; поэтому относительные преимущества называют еще «сравнительными преимуществами».
    Рассмотрим относительные преимущества на условном примере: предположим, что два товара W и S можно произвести в двух странах, но с разной альтернативной стоимостью. В стране «Икс» можно произвести 5 единиц товара W или 15 единиц товара S (это значит, что альтернативная стоимость единицы товара W равна трем единицам товара S). Или в стране «Игрек» можно произвести 10 единиц товара W или 5 единиц товара S (это значит, что здесь альтернативная стоимость единицы товара W равна 0,5 единицы товара S).
    Следовательно: «Икс»«Игрек»
    1 W = 3 S 1 W = 0,5 S
    1 S = 1/3 W 1 S = 2 W
    Следовательно, в какой стране дешевле обойдется производство единицы товара W, а в какой – единицы товара S? Из приведенных данных видно: альтернативная стоимость 1 W в стране «Икс» – 3 S, а в стране «Игрек» – 0,5 S; поэтому на производстве товара W выгоднее специализироваться стране «Игрек». Иначе выглядит ситуация с товаром S – здесь относительное преимущество за страной «Икс». Иллюстрируя производственные возможности совместив на нем альтернативные стоимости производства товаров W и S в каждой стране. Всю ситуацию можно лучше рассмотреть графически:
    товар W

    товар S
    0 5 10 15
    Из графика видно, что относительное преимущество будет выражено на нем большим катетом каждого «треугольника».
    Большинство стран участвует в международной торговле, опираясь на свои относительные преимущества. Достоинством этих преимуществ является возможность их целенаправленного формирования и развития. Забота о сохранении и умножении относительных преимуществ – важная задача правительственной политики в любой стране.

  4. Arasida Ответить

    3. Россия выигрывает 6-1=5 кв. м трикотажа. Поскольку в Германии 5 кг сыра равны по трудозатратам 15 кв.м трикотажа, а чтобы получить 5 кг сыраиз России, Германии надо отдать всего6 кв. м трикотажа, выигрыш Германиисоставит 15-6=9 кв.м трикотажа.
    Задача 3.
    Допустим страна А производит 720 грузовых автомобилей и 4800 прицепов, а страна В – 320 грузовых автомобилей и 1 600 прицепов. Если бы страна А производила только грузовые автомобили, то их ежегодный выпуск составил бы 1 200 шт., а если бы только прицепы, то выпустила бы их 12 000 шт. Соответственно, страна В могла бы производить либо 400 грузовых автомобилей, либо 8 000 прицепов.
    Определите:
    8.Какая страна обладает абсолютным преимуществом в производстве этих видов продукции;
    9.какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве этих видов продукции;
    10. к каким выгодам приводит специализация.
    Задача 4.
    Предположим, что функция спроса на пшеницу в стране Х имеет вид: D = 100 — 20Р, а функция предложения S = 20 + 20Р.
    Определите:
    1. Какой вид будет иметь функция спроса на импорт в стране Х и нарисуйте кривую спроса на импорт. Какова будет цена на пшеницу при отсутствии внешней торговли?
    Рассмотрим теперь страну Y, функция спроса на пшеницу в которой имеет вид: D* = 80 – 20Р, а функция предложения S* = 40 + 20Р.
    Определите:
    1. Вид функции экспортного предложения в стране Y и нарисуйте кривую экспортного предложения. Какова будет цена на пшеницу в стране Упри отсутствии внешней торговли?
    2. Предположим теперь, что страны Х и Y торгуют между собой, причем издержки на транспортировку равны нулю. На каком уровне установится мировая цена на пшеницу? Каковы будут объемы торговли.
    Задача 5.
    В табл. 8 приведены данные о доле дохода разных факторов в стоимости, добавленной при производстве зерна и сахара, а также в национальном доходе страны А.
    Таблица 8.
    Факторы производства
    Зерно
    Сахар
    Национальный доход
    Труд
    0,35
    0,20
    0,30
    Земля
    0,45
    0,20
    0,35
    Капитал
    0,20
    0,60
    0,35
    Предположим, что страна А обладает сравнительным преимуществом в производстве зерна и в результате установления свободных торговых отношений с другими странами начинает экспортировать зерно и импортировать сахар.
    Определите:
    1. Показатели экспортной специализации S. для каждого из трех факторов (труд, земля, капитал).
    2. Если бы факторы совершенно не могли перемещаться между секторами, кто бы выиграл в результате расширения торговли? Кто бы проиграл?
    3. Если бы факторы обладали абсолютной мобильностью в пределах страны, кто бы выиграл и проиграл в этом случае?
    Задача 6.
    Российская ферма производит пшеницу и молоко, для чего максимально может использовать 400 часов труда и 600 га земли. Производство 1 т пшеницы требует 10 часов труда и использования 5 га земли. Производство 1 т молока требует 4 часов труда и 8 га земли.
    Рассчитайте:
    1. Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства пшеницы? Какие — для молока?
    2. В состоянии ли ферма произвести 50 т молока и 90 т пшеницы?
    Контрольные вопросы
    1. Охарактеризуйте относительную цену в условиях постоян­ных и растущих издержек замещения.
    2. Может ли сравнительное преимущество возникать в случае торговли несколькими товарами? В случае участия в торговле многих стран?
    3. Какие допущения необходимо оговорить при доказательстве модели сравнительного преимущества и почему?
    4. Какие заблуждения являются типичными относительно за­кона сравнительных преимуществ и в чем их причина?
    5. В чем суть абсолютного преимущества А. Смита? Какие последствия имеет идея абсолютного преимущества А. Смита для представлений меркантилистов о хозяйственной деятель­ности, роли государства, структуре торговли, торговой по­литике и природе внешнеторгового выигрыша?
    6. В чем отличие закона сравнительного преимущества Д. Рикардо от сравнительного преимущества А. Смита? Каким об­разом сравнительное преимущество возникает у нации с меньшей производительностью труда?
    7. Что такое альтернативные издержки и какова связь между границей производственных возможностей и альтернатив­ными издержками?
    8. Почему невозможна полная специализация?
    9. В чем заключается выигрыш участников международной торговли и почему он разный у разных участников?
    Литература
    1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т. 1, Гл. 39.
    2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 37.
    3. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. Гл. 2-4.
    4. Портер М. Международная конкуренция. – М., 1993.
    5. Курс экономической теории. Гл. 58,59.
    Тема №14
    Торговая политика
    План занятия
    1. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов
    2. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Тариф и производственная субсидия
    3. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике. Компенсационные пошлины
    4. Нетарифные ограничения в международной торговле. Сравнительный анализ тарифов и квот на импорт. Способы размещения импортных лицензий
    5. Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограничения (ДЭО)
    6. Причины «выборочной» протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
    Термины и понятия
    Торговая политика. Тариф. Пошлина. Фактический уровень защитного тарифа. Оптимальная ставка тарифа. Демпинг. Субсидирование экспорта. Тарифные, нетарифные барьеры. Протекционизм. Таможенные зоны.
    Задачи и решения.
    Задача 1.
    Правительство страны принимает решение о введении тарифа на импорт сахара в размере 0,04 ден. ед. за 1 кг товара. Мировая цена на товар равна 0,2 ден. ед. за 1 кг. Объем внутреннего производства продукта при свободной торговле составляет 12 млрд кг в год, а при наличии тарифа на импорт – 16 млрд кг в год. Объем внутреннего потребления продукта при свободной торговле составляет 44 млрд кг в год, а при тарифе на импорт – 40 млрд кг в год.
    Рассчитайте:
    11. Потери потребителей данной страны от введения тарифа на импорт товара;
    12. Выигрыш отечественных производителей от этой меры;
    13. Увеличение доходов государственного бюджета от введения тарифа на товар;
    14. Чистые потери национального благосостояния страны от ограниченности импорта.

  5. ИДИ ЛЕСОМ Ответить

    Рассмотрим пример.
    Аргентина и Бразилия производят два товара (зерно и сахар).
    Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных пределах.
    Бразилия при аналогичных затратах – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных пределах.
    В этом случае Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, т.е. на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна, а Бразилия – по сахару.
    Абсолютные преимущества могут порождаться:
    – естественными факторами (климат, наличие природных ресурсов);
    – приобретенными, благодаря развитию технологий, квалификации, совершенствованию организации производства и т.п.
    В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит. Относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства (табл. 4.1).
    Таблица 4.1
    Соотношение издержек
    Показатели
    Аргентина (50 т зерна = 25 т сахара)
    Бразилия (40 т зерна = 100 т сахара)
    1 т зерна
    0,5 т сахара
    2,5 т сахара
    1 т сахара
    2 т зерна
    0,4 т зерна
    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на данный товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна установиться в пределах:
    0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления после специализации на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговли между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (табл. 4.2). Пусть в отсутствие внешней торговли страны производили и потребляли (на единицу затрат): Аргентина: 20 т зерна и 15 т сахара Бразилия: 12 т зерна и 70 т сахара Таблица 4.2 Страна Производство Экспорт (-) / Импорт (+) Потребление Прирост потребления До специализации Аргентина зерно сахар Бразилия зерно сахар После специализации Аргентина зерно сахар -20 +20 +10 +5 Бразилия зерно сахар +20 -20 +8 +10 Теория внешней торговли А.Смита основана на многочисленных допущениях: - единственным фактором производства является труд; - имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся трудовые ресурсы используются на производстве товаров; - в международной торговле принимают участие только две страны, которые торгуют между собой только двумя товарами; - издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; - транспортные расходы при перевозке из одной страны в другую равны нулю и т.п. Однако А. Смит не учел - как быть, если какая-то страна не располагает преимуществами.

  6. Mezizuru Ответить

    2. Теория абсолютного и сравнительного преимущества

    Основы
    классической теории международной торговли были заложены в конце XVIII – начале XIX в.в. английскими
    экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.
    Исходным этапом в развитии классической теории
    международной торговли стали идеи либерализации торговли Смита. В отличие от
    меркантилистов он утверждал, что как в импорте, так и в экспорте каждое
    государство имеет абсолютное преимущество. Смит попытался ответить на вопрос,
    какие товары выгодно экспортировать, а какие – импортировать. Главной в работе А. Смита была идея о том, что основой богатства нации и
    народов служит разделение труда.[2]
    Смит в своей
    работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) показал,
    что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, т.к.
    могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или
    импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества.
    Какая-либо
    страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на
    единицу затрат она может производить больше, чем другая страна.
    Эти
    преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами –
    особыми климатическими условиями, наличием природных ресурсов. Естественные
    преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей
    промышленности.
    С другой
    стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием
    технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации
    производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна
    может потреблять только те товары и только то их количество, которое она
    производит.
    Относительные
    цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их
    производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных
    странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку
    товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на
    внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и
    ниже, чем в стране-импортере.
    Пример 1.
    Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и сахар. На единицу затрат
    Аргентина может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов
    этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или
    любую их комбинацию.
    В этом случае
    максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданы кривыми
    производственных возможностей
    (рис.2.1). Аргентина обладает абсолютным
    преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

    Рис.2.1. Теория абсолютного преимущества
    Найдем
    относительные цены на зерно, сопоставив издержки производства:
    1 т зерна в
    Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);
    1 т зерна в
    Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).
    Относительные
    цены на зерно различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку
    товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
    В Бразилии 1 т зерна стоит дороже, чем в Аргентине в
    5 раз (2,5/ 0,5).
    Этот пример показывает, что после установления
    торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут
    определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет
    выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.
    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара  на
    внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и
    ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1
    т сахара.
    Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет
    заключаться в приросте  потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:

    изменением структуры потребления;

    специализацией производства.
    В первом случае сложившаяся в странах структура
    производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается
    неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна
    обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров.
    Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за
    пределы границы производственных возможностей.
    Еще больший выигрыш получает страна от специализации
    на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на
    графике жирная линия торговых возможностей). В этом
    случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара
    (например, точка А’ для Аргентины и точка В’ для Бразилии). Это можно показать
    на простом цифровом примере (таблица 2.1).
    Таблица
    2.1
    До специализации
    Страна
    Производство
    Экспорт(-)/ Импорт (+)
    Потребление
    Прирост потребления
    Аргентина
    зерно
    сахар
    20
    15
    20
    15
    Бразилия
    зерно
    сахар
    12
    70
    12
    70
    После специализации
    Аргентина
    зерно
    сахар
    50
    -20
    +20
    30
    20
    +10
    +5
    Бразилия
    зерно
    сахар
    100
    +20
    -20
    20
    80
    +8
    +10
    Однако если продолжить идею А.
    Смита, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна может
    найти за границей за меньшую цену и без ограничений по объему все блага, в
    которых она нуждается, то в ее интересах приобретать за границей все то, что
    она должна потреблять. Будет ли она сама иметь что-нибудь для продажи? Каким
    образом она будет рассчитываться за свои покупки за
    границей?
    Рикардо в
    своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.)
    доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем
    общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
    До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между
    странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом,
    т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при
    существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
    Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим
    тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже
    альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются
    относительными издержками.
    Пример 2. Изменим данные примера 1. Теперь
    Бразилия на единицу затрат может производить 67 т зерна или 100 т сахара,  или
    любую их комбинацию. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по зерну, и
    по сахару. Если следовать Смиту, получается, что Бразилия будет продавать на
    мировом рынке и сахар, и зерно. Аргентина будет ввозить эти товары (рис.2.2).
    Рассчитаем относительные цены зерна:
    1 т зерна в
    Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);
    1 т зерна в
    Бразилии = 1,5 т сахара (100/ 67).
    Аргентине производство зерна обходится дешевле, чем
    Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным
    преимуществом и может его экспортировать в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать
    сахар, и импортировать зерно.
    Если страна специализируется на
    производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным
    преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того,
    увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей  мировой
    экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться
    той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
    Выигрыш стран от внешней торговли при
    наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере
    (таблица 2.2).

    Рис.2.2. Теория сравнительного преимущества

    Таблица 2.2
    До специализации
    Страна
    Производство
    Экспорт (-)/
    Импорт (+)
    Потребление
    Прирост потребления
    Аргентина
    зерно
    сахар
    20
    15
    20
    15
    Бразилия
    зерно
    сахар
    16
    76
    16
    76
    После специализации
    Аргентина
    зерно
    сахар
    50
    -20
    +20
    30
    20
    +10
    +5
    Бразилия
    зерно
    сахар
    100
    +20
    -20
    20
    80
    +4
    +4
    Сравнение ситуаций абсолютного и
    сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях
    выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения  издержек в
    отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных
    странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными
    издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в
    производстве какого-либо продукта или нет.
    Последующее развитие теория
    сравнительных преимуществ получила в работе Д. Милля «Принципы политической
    экономии», опубликованной в 1848г. Им было установлено, что относительная цена
    товара будет стремиться к промежуточному значению между ценами, которые были у
    товаров до начала торговли. Цена обмена устанавливается по закону спроса и
    предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет
    оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости
    (или теория международной стоимости) – важная заслуга Милля. Его теория
    показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между
    странами, она зависит от спроса и предложения.

  7. Mozragore Ответить

    Уровни специализации
    Принцип общественного разделения труда используется во всех хозяйственных звеньях, поэтому есть возможность выделить шесть основ­ных уровней специализации.
    Внутрифирменное разделение труда предполагает его обособле­ние в рамках каждого предприятия – по участкам, цехам, отделам, профессиям и так далее.
    Специализация по предприятиям озна­чает, что отдельные заводы и фабрики концентрируются на произ­водстве определённой продукции (например, молочный комбинат, хлебозавод, мебельная или текстильная фабрика и др.).
    Отраслевой уровень разде­ления труда (нефтяная, уголь­ная, пищевая, другие отрасли).
    По группам отраслей. Выделяют три весьма крупные сферы: первичную и втори­чную (которые связаны между собой технологической цепо­чкой “добыча – переработка”), а также всё более самостояте­льную и стремительно расту­щую сегодня сферу услуг.
    Территориальный уровень разделения труда. Он подра­зумевает специализацию хозяйственной деятельности по различ­ным регионам и зонам страны в зависимости от наличия ресурсов, природных условий, традиций местного населения и пр. К примеру, если брать Российскую Федерацию, то наша Западная Сибирь со­средоточена на нефтегазодобыче. Краснодарский край – на выра­щивании зерна, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва – главным образом на научно-исследовательских работах.
    Международное разделение труда предполагает спе­циализацию на определённом производстве уже целых стран. Так, Бразилия и Колумбия являются крупными поставщиками на ми­ровой рынок кофе, ЮАР – золота, Саудовская Аравия – нефти, Япония – автомобилей, телеаппаратуры.
    В современном мире в условиях растущей глобализации только самые неразумные государства могут придерживаться неэффектив­ной политики автаркии, то есть хозяйственной обособленности, изо­лированности от остального мира. Большинство же стран активно взаимодействуют, рационально и обоюдовыгодно обеспечивая друг друга нужной продукцией.
    Абсолютные и сравнительные преимущества специализации
    Экономическую эффективность общественного разделения труда, или специализации производства можно оценивать в двух основных вариантах: по абсолютным и сравнительным преиму­ществам.
    ¦ абсолютные преимущества специализации проявляются, когда тот или иной производитель (отдельный рабо­тник, фирма, страна) имеет явное превосходство над другими в ма­стерстве, производительности труда или издержках производства.
    ¦ сравнительные преимущества специализации. Они менее наглядны, поэтому для их выявления необходимы более кон­кретная иллюстрация и некоторые расчёты.

  8. привет Ответить


    Рис. 10.6. Расширение возможностей потребления вследствие международной торговли (теория абсолютных преимуществ)
    Страна экспортирует тот товар, в производстве которого она специализируется, и импортирует тот товар, в производстве которого специализируются другие страны. При этом обе страны получают выигрыш от международной специализации. Его величину для каждой страны определяет разница между ее торговыми возможностями (количеством товара, которое можно приобрести в другой стране за счет международного обмена) и производственными возможностями (количеством товара, которое можно произвести в данной стране в условиях ограниченных ресурсов).
    Теория сравнительных преимуществ (comparative advantage) Давида Рикардо обосновывает выгоды внешней торговли даже в том случае, если страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара. Достаточно, чтобы соотношение между издержкам производства данного товара и других товаров в данной стране было бы ниже, чем аналогичное соотношение в другой стране. При этом измеряют относительные цены или относительные издержки, показывающие, от производства какого количества одного товара следует отказаться, чтобы произвести единицу другого товара.
    Если страна производит два товара X и У, относительная цена товара X будет вычисляться делением количества товара У на количество товара X:
    Рх= Y/X. (10.4)
    Таким образом, для определения специализации па основе теории сравнительных преимуществ сравнивают производство двух товаров относительно друг друга в одной и другой стране.
    Пример
    Две страны A и С производят сырье и оборудование. Производственные возможности двух стран определены следующими данными.
    Товар
    Страна А
    Страна С
    Сырье, т/ч
    15
    5
    Оборудование, шт./ч
    20
    10
    Если страны закрыты, внутреннее потребление в каждой стране будет определяться внутренним производством. Для страны A в условиях ограниченных ресурсов возможности производства составят альтернативу: 15 т сырья или 20 шт. оборудования в час. Для страны С – 5 т сырья или 10 ед. оборудования в час. Страна А имеет абсолютные преимущества как в производстве сырья (15 > 5), так и в производстве оборудования (20 > 10).
    Для определения специализации следует рассчитать относительные цены. Относительная цена сырья в стране А : Рс = 20: 15 = 1,3 ед. об. Относительная цена сырья в стране С : Рс = 10: 5 = 2 ед. сырья. Очевидно, что относительная цена сырья ниже в стране А, поэтому, закупая сырье в стране А, страна С будет иметь выигрыш по сравнению с тем, если бы она его производила на внутреннем рынке. И наоборот, относительная цена оборудования в стране С (Роб = 5 : 10 = 0,5 ед. сырья) ниже, чем в стране А (Роб = 15 : 20 = 0,75 ед. сырья), поэтому стране А выгоднее закупать оборудование в стране С, чем производить самой. Так как относительная цена сырья ниже в стране А, а оборудования – в стране С, именно на этих товарах должны специализироваться данные страны.
    Выигрыш будет получен при условии, что мировая относительная цена будет находиться в пределах изменения внутренних относительных цен. Например, Рс = 1,5 ед. об. Тогда при обмене 15 – 1,5 = 22,5. Страна А получит выигрыш – 22,5 – 20 = 2,5 ед. об. Страна С получит выигрыш – 10 : 1,5 – 5 = 6,7 – 5 = 1,7 ед. об.
    Таким образом, для работников обеих стран торговля означает увеличение потребления как сырья, так и оборудования. При этом обе страны остаются в выигрыше, так как торговые возможности расширяют возможности внутреннего потребления обоих товаров в обеих странах (рис. 10.7)

    Рис. 10.7. Расширение возможностей потребления вследствие международной торговли (теория сравнительных преимуществ)
    В результате торговли на основе сравнительных преимуществ, так же как и на основе абсолютных, каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. При этом теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и к любому количеству стран при условии, что торговля осуществляется на основе законов свободного рынка, без вмешательства со стороны государства.

  9. MasterJek Ответить

    С другой стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит.
    Относительные цены товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.
    Пример 1. Аргентина и Бразилия производят 2 товара – зерно и сахар. На единицу затрат Аргентина может производить 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов. Бразилия на единицу затрат – 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию.
    В этом случае максимальные объемы потребления зерна и сахара в странах будут заданыкривыми производственных возможностей (рис.2.1). Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару.

    Рис.2.1. Теория абсолютного преимущества
    Найдем относительные цены на зерно, сопоставив издержки производства:
    1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);
    1 т зерна в Бразилии = 2,5 т сахара (100/ 40).
    Относительные цены на зерно различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
    В Бразилии 1 т зерна стоит дороже, чем в Аргентине в 5 раз (2,5/ 0,5).
    Этот пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии – наоборот.
    Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Допустим, что на мировом рынке цена 1 т зерна = 1 т сахара.
    Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен 2 причинами:
    – изменением структуры потребления;
    – специализацией производства.
    В первом случае сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной (точки А и В). Но, продавая часть продукции, по которой страна обладает абсолютным преимуществом, она в обмен получает больше других товаров. Изменяя структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.
    Еще больший выигрыш получает страна от специализации на производстве того товара, по которому обладает абсолютным преимуществом (на графике жирная линия торговых возможностей). В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А’ для Аргентины и точка В’ для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом примере (таблица 2.1).
    Таблица 2.1
    До специализации
    Страна
    Производство
    Экспорт(-)/ Импорт (+)
    Потребление
    Прирост потребления
    Аргентина
    зерно
    сахар
    Бразилия
    зерно
    сахар
    После специализации
    Аргентина
    зерно
    сахар
    -20
    +20
    +10
    +5
    Бразилия
    зерно
    сахар
    +20
    -20
    +8
    +10
    Однако если продолжить идею А. Смита, то можно прийти к парадоксальному выводу: если какая-либо страна может найти за границей за меньшую цену и без ограничений по объему все блага, в которых она нуждается, то в ее интересах приобретать за границей все то, что она должна потреблять. Будет ли она сама иметь что-нибудь для продажи? Каким образом она будет рассчитываться за свои покупки за границей?
    Рикардо в своей работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.) доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
    До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
    Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки. Направления мировой торговли определяются относительными издержками.
    Пример 2. Изменим данные примера 1. Теперь Бразилия на единицу затрат может производить 67 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию. Бразилия обладает абсолютным преимуществом и по зерну, и по сахару. Если следовать Смиту, получается, что Бразилия будет продавать на мировом рынке и сахар, и зерно. Аргентина будет ввозить эти товары (рис.2.2).
    Рассчитаем относительные цены зерна:
    1 т зерна в Аргентине = 0,5 т сахара (25/ 50);
    1 т зерна в Бразилии = 1,5 т сахара (100/ 67).
    Аргентине производство зерна обходится дешевле, чем Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может его экспортировать в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар, и импортировать зерно.
    Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
    Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнительных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом примере (таблица 2.2).

    Рис.2.2. Теория сравнительного преимущества
    Таблица 2.2
    До специализации
    Страна
    Производство
    Экспорт (-)/
    Импорт (+)
    Потребление
    Прирост потребления
    Аргентина
    зерно
    сахар
    Бразилия
    зерно
    сахар
    После специализации
    Аргентина
    зерно
    сахар
    -20
    +20
    +10
    +5
    Бразилия
    зерно
    сахар
    +20
    -20
    +4
    +4
    Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношения издержек в отсутствие торговли (наклоны линий производственных возможностей) в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками, независимо от того, имеет ли страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.
    Последующее развитие теория сравнительных преимуществ получила в работе Д. Милля «Принципы политической экономии», опубликованной в 1848г. Им было установлено, что относительная цена товара будет стремиться к промежуточному значению между ценами, которые были у товаров до начала торговли. Цена обмена устанавливается по закону спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта. Этот закон международной стоимости (или теория международной стоимости) – важная заслуга Милля. Его теория показывает, что существует цена, которая оптимизирует обмен товаров между странами, она зависит от спроса и предложения.
    [2] Иохин В.Я. Экономическая теория: [учебник]. – М.: Юристъ, 2000. С.813.
    3. Теория Хекшера–Олина
    В 30-х гг. XX века шведские экономисты Эли Хекшер и Бертель Олин создали свою модель международной торговли – теорию соотношения факторов производства. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации, а в экспорте развитых стран стали преобладать промышленные товары. Модель Хекшера-Олина призвана объяснить причины международной торговли товарами обрабатывающей промышленности.
    По мнению авторов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются тем, что:
    1) в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях;
    2) неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства.
    Отсюда следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которыми страна относительно лучше наделена.
    Международный обмен – это обмен изобильных факторов на редкие. Мобильность товаров заменяет более затрудненную мобильность факторов производства. Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.
    Наибольший вклад в развитие и уточнение модели Хекшера–Олина внес Пол Самуэльсон. В 1948 году он представил синтез этого течения экономической мысли в виде следующей теоремы: в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Это – теорема НОS (теорема Хекшера–Олина–Самуэльсона).
    В процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена фактора, имеющегося в избытке, будет относительно низкой. Избыток капитала приводит к специализации на производстве капиталоемких товаров, переливу капитала в экспортные отрасли. Возрастает спрос на капитал, следовательно, растет цена капитала. Если же в стране в избытке труд, то экспортируются трудоемкие товары. Цена труда (зарплата) также возрастает.

  10. L1nker_Z Ответить

    Теория абсолютных преимуществ была разработана Адамом Смитом. Суть данной теории заключается в том, что если есть такой товар, которого на единицу затрат страна может производить больше, чем другие страны, то это так называемые абсолютные преимущества. Абсолютное преимущество – возможность страны производить благодаря ее природным особенностям или производственному потенциалу товар в большем масштабе по сравнению с другими странами, производящими тот же товар. Чилийская медь, австралийская шерсть и российская нефть – примеры такого рода преимуществ. Абсолютные преимущества страны показывают общие возможности страны для международного обмена, но не отвечают на вопрос, почему же данная страна поставляет на мировой рынок один товар и покупает другой.
    Теория сравнительного преимущества Рикардо
    Развивая идеи А. Смита, Д. Рикардо создал теорию сравнительных преимуществ, доказав, что внешняя торговля целесообразна и в том случае, если страна нс располагает абсолютными преимуществами и издержки производства всех ее товаров выше, чем в другой стране.
    В основу теории сравнительных преимуществ положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с этим предполагается, что в любой стране, при любых природных и климатических условиях в принципе можно наладить производство любых товаров. Так, в России можно наладить выращивание бананов, но стоимость их будет высока. Сопоставление затрат, связанных с производством тех или иных товаров, приводит к заключению, что в каждой стране существуют товары, которые могут производиться с относительно меньшими (по сравнению с другими товарами) затратами. Специализация на товаре, издержки производства которого сравнительно низки, и его продажа на внешнем рынке позволит стране посредством обмена приобрести другие товары, издержки производства которых относительно высоки внутри данной страны.
    Итак, сравнительные преимущества – это способность страны производить некоторые товары и услуги с относительно меньшими сравнительными издержками, чем другие товары.
    Пример. Предположим, что Россия и Австрия производят но 1000 тракторов и 1000 т картофеля. Издержки производства 1 трактора и 1 т картофеля (в ден. ед.) представлены в табл. 31.1.
    Таблица 31.1
    Издержки производства в России и Австрии
    Страна
    Тракторы
    Картофель
    Россия
    18
    14
    Австрия
    10
    12

  11. Stonecaster Ответить

    Адам Смит доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.
    Согласно теории абсолютных преимуществ А.Смита страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых в других странах также требуют меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).
    Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшими издержками, чем их партнеры, т.е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.
    Рассмотрим следующий пример:
    Допустим, что страны А и В производят только два товара: С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D – 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D – 4 единицы.
    Товар / страна
    А
    В
    С
    D
    Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной его единицы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. Производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку всего 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.
    Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товара D в стране В – товар С. Существует два варианта: купить этот товар у себя в стране, либо купить его за границей.
    Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране может обменять одну единицу товара С на 2/6 = 1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот товар в стране В, то он сможет получить уже 2/4 = Ѕ единицы товара D.
    Производитель товара D страны В, покупая товар С в стране В, получит за одну единицу своего товара 4/12 = 1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны А он получает значительно больше – 4/2 = 2 единицы товара С.
    Поэтому производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.
    Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.
    Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества.

  12. Vudoshakar Ответить

    «Свобода торговли
    со­стоит в предоставлении лю­дям
    возможности продавать и покупать так,
    как они это­го хотят…Протекционистс­кие
    тарифы – такое же при­менение силы,
    как и установ­ление блокады с помощью
    войск, и цель их та же – по­мешать
    торговле. Разница в том, что с помощью
    военной блокады страны мешают торговать
    своим врагам, а помощью протекционистских
    тарифов – своим собствен­ным гражданам».
    Генри Джордж
    Международная
    торговля играет все возрастающую роль
    в экономическом развитии. На протяжении
    всего послевоенного перио­да объемы
    мировой торговли быстро увеличивались,
    и их среднегодо­вые темпы роста в 1,5
    раза превышали темпы роста мирового
    объема производства. В результате
    внешняя торговля стала мощным фактором
    экономического роста, и значительно
    возросла зависимость стран от
    международного товарообмена.
    Очевидно, что
    международная торговля развивается
    потому, что она приносит выгоду участвующим
    в ней странам. В связи с этим один из
    основных вопросов, на который должна
    ответить теория международной торговли,
    состоит в том, что лежит в основе этого
    выигрыша от внеш­ней торговли, или,
    говоря иначе, чем определяются направления
    внеш­неторговых потоков.

    1. Теория сравнительных преимуществ

    Основы теории
    международной торговли были заложены
    в конце XVIII – начале XIX вв. выдающимися
    английскими экономистами А. Смитом и
    Д. Рикардо. А. Смит сформулировал теорию
    абсолютного преимущества и, полемизируя
    с меркантилистами, показал, что страны
    заинтересованы в свободном развитии
    международной торговли, поскольку могут
    выигрывать от нее независимо от того,
    являются ли они экспортерами или
    импортерами. Д. Рикардо доказал, что
    принцип абсо­лютного преимущества
    является лишь частным случаем общего
    прави­ла, и обосновал теорию
    сравнительного преимущества.
    При анализе
    направлений развития внешней торговли
    следует учи­тывать два обстоятельства.
    Во-первых, экономические ресурсы –
    при­родные, трудовые и др. – распределены
    между странами неравномер­но. Во-вторых,
    эффективное производство различных
    товаров требует различных технологий
    или комбинаций ресурсов. При этом важно
    под­черкнуть, что экономическая
    эффективность, с которой страны способ­ны
    производить различные товары, может
    изменяться и действительно изменяется
    со временем. Другими словами, преимущества,
    как абсо­лютные, так и сравнительные,
    которыми обладают страны, не являются
    раз и навсегда данными.
    Случай абсолютного
    преимущества. Какая-либо страна обладает
    абсолютным преимуществом, если есть
    такой товар, которого на еди­ницу
    затрат она может производить больше,
    чем другие страны. Рассмот­рим условный
    пример: две страны (Аргентина и Бразилия)
    производят два товара (зерно и сахар).
    Пусть, например, Аргентина на единицу
    зат­рат может произвести 50 т зерна
    или 25 т сахара, или любую комбинацию
    объемов этих продуктов в указанных
    пределах, а Бразилия при аналогич­ных
    затратах – 40 т зерна или 100 т сахара, или
    любую их комбинацию в указанных пределах
    (см. рис. 27.1а и 27.16). В этом случае,
    максималь­ные объемы потребления
    зерна и сахара в этих странах будут
    зада­ны линиями производственных
    возможностей (для упрощения анали­за
    мы пока предполагаем, что издержки
    замещения остаются постоян­ными, и
    поэтому эти линии прямые).

    Рис. 27.1. Абсолютное преимущество
    и выигрыш от внешней
    торговли
    В нашем примере
    Аргентина обладает абсолютным
    преимуществом по зерну (то есть на
    единицу затрат в Аргентине можно
    произвести больше зерна), а Бразилия –
    по сахару. Эти абсолютные преимущества
    могут, с одной стороны, порождаться
    естественными факторами – осо­быми
    климатическими условиями или наличием
    природных ресурсов. Естественные
    преимущества играют особую роль в
    сельском хозяйстве и в отраслях добывающей
    промышленности. С другой стороны,
    преимуще­ства в производстве различной
    продукции (особенно в отраслях
    обрабаты­вающей промышленности) могут
    быть и приобретенными, т. е. обуслов­ленными
    развитием технологии, повышением
    квалификации работни­ков,
    совершенствованием организации
    производства и т. д.
    В условиях, когда
    внешняя торговля отсутствует, каждая
    страна мо­жет потреблять только те
    товары и только то их количество, которое
    она производит, а относительные цены
    этих товаров на внутреннем рынке
    определяются относительными издержками
    их производства. В нашем примере эти
    цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в
    Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в
    Бразилии.
    Относительные
    цены на одни и те же товары в разных
    странах все­гда различны (в результате
    различий в обеспеченности факторами
    про­изводства, в используемых
    технологиях, квалификации рабочей силы
    и т. д.). Если эта разница превышает
    затраты на транспортировку товаров из
    страны в страну, то имеется возможность
    получать прибыль от внеш­ней торговли.
    Так, в нашем примере производитель зерна
    в Аргентине при реализации его на
    внутреннем рынке может в обмен получить
    только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же
    товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара).
    Этот условный пример показывает, что
    после установления торговых отно­шений
    между странами направления внешнеторговых
    потоков будут оп­ределяться разницей
    в соотношениях издержек производства.
    Аргенти­не будет выгодно экспортировать
    зерно и импортировать сахар, а Бра­зилии
    будет выгодно экспортировать сахар и
    импортировать зерно.
    Чтобы торговля
    была взаимовыгодной, цена какого-либо
    товара на внешнем рынке должна быть
    выше, чем внутренняя цена равновесия
    на тот же товар в стране-экспортере, и
    ниже, чем в стране-импортере. Для нашего
    примера мировая цена на зерно должна
    устанавливаться в пре­делах: 0,5 т
    сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара. Предположим, что цена на мировом рынке установится на уровне 1 т сахара = 1 т зерна. Макси­мальные объемы потребления сахара и зерна теперь будут определять­ся линиями торговых возможностей, наклон которых определяется соотношением цен на зерно и сахар на мировом рынке. Выгода, полу­чаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами: 1) из­менением структуры потребления и 2) специализацией производства. В первом случае сложившаяся в странах структура производства не меняется, но в результате внешней торговли меняется структура потреб­ления. Пусть, например, структура производства в Аргентине определя­ется точкой А на ее кривой производственных возможностей, а в Брази­лии - точкой В (см. рис. 27.1). Продавая на внешнем рынке часть про­дукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен мо­жет теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рис. 27.1а и из точки В на 27.16. Во втором случае, когда уже меняется структура производства и происходит специализация на производстве того товара, по которому страна обладает преимуществом, обе страны могут увеличить объемы потребления и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точ­ка В' для Бразилии). Это можно показать на простом цифровом при­мере (см. таблицу 27.1). Случай сравнительного преимущества. Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остает­ся выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь произ- Таблица 27.1 Выигрыш от внешней торговли при абсолютном преимуществе До специализации Страна Производство Экспорт (-) Потребление Прирост Импорт (+) потребления Аргентина зерно 20 20 сахар 15 15 Бразилия зерно 12 12 сахар 70 70 После специализации Аргентина зерно 50 -20 30 + 10 сахар +20 20 +5 Бразилия зерно +20 20 +8 сахар 10 -20 80 +10
    Рис. 27.2.
    Сравнительное преимущество
    и выигрыш от внешней
    торговли
    водит 67 т зерна
    или 100 т сахара (см. рис. 27.2а и 27.26). Другими
    слова­ми, Бразилия теперь обладает
    абсолютным преимуществом и по сахару,
    и по зерну. Однако до тех пор, пока в
    соотношениях внутренних цен между
    странами сохраняются различия, каждая
    страна будет располагать срав­нительным
    преимуществом, т. е. у нее всегда найдется
    такой товар, производство которого
    будет более выгодно при существующем
    соотно­шении издержек, чем производство
    остальных.
    В нашем примере
    Аргентине производство обоих товаров
    обходится абсолютно дороже, чем Бразилии,
    но зерно оказывается относительно
    дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению
    с 1 т зерна = 1,5 т саха­ра в Бразилии.
    Таким образом, по зерну Аргентина
    обладает сравни­тельным преимуществом
    и может экспортировать зерно в обмен
    на са­хар. В свою очередь, Бразилии
    будет выгодно экспортировать сахар и
    импортировать зерно. Если страна
    специализируется на производстве того
    вида продукции, по которому она обладает
    сравнительным преиму­ществом, то это
    позволяет ей расширить объемы потребления.
    Более того, увеличится и совокупный
    объем выпуска продукции в масштабах
    всей мировой экономики. Он будет
    наибольшим тогда, когда каждый товар
    будет производиться той страной, в
    которой ниже альтернативные издержки.
    Выигрыш стран от
    внешней торговли при наличии сравнительных
    преимуществ можно проиллюстрировать
    на цифровом примере (см. таб­лицу
    27.2).
    Сравнение ситуаций
    абсолютного преимущества и сравнительного
    преимущества позволяет сделать важный
    вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли
    проистекает из того факта, что соотношения
    издержек в отсутствие торговли (наклоны
    линий производственных возможностей)
    в разных странах различны. Таким образом,
    направления торговли оп­ределяются
    относительными издержками, независимо
    от того, имеет ли страна абсолютное
    преимущество в производстве какого-либо
    продукта или нет.
    Таблица 27.2
    Выигрыш от внешней
    торговли при сравнительном преимуществе
    (мировая цена: 1 т сахара = 1 т зерна)
    До специализации
    Страна
    Производство
    Экспорт
    (-)
    Потребление
    Прирост
    Импорт (+)
    потребления
    Аргентина
    зерно
    20
    20
    сахар
    15
    15
    Бразилия
    зерно
    16
    16
    сахар
    76
    76
    специализации
    Аргентина
    зерно
    50
    -20
    30
    + 10
    сахар
    +20
    20
    +5
    Бразилия
    зерно
    +20
    20
    +4
    сахар
    100
    -20
    80
    +4
    Торговля в условиях
    возрастающих издержек. До сих пор
    пред­полагалось, что издержки замещения
    неизменны при любых объемах производства.
    Из этого упрощающего допущения следовало,
    что страна максимизирует свой выигрыш
    от внешней торговли, если полностью
    специализируется на производстве
    продукта, по которому она обладает
    сравнительным преимуществом. В реальной
    действительности такой полной
    специализации не происходит, что
    объясняется, в частности, тем, что
    альтернативные издержки, как правило,
    возрастают по мере роста объемов
    производства (см. гл. 3, § 5).
    В условиях
    возрастающих издержек факторы,
    определяющие на­правления торговли,
    те же, что и при постоянстве издержек.
    Обе стра­ны могут получить выигрыш
    от внешней торговли, если будут
    специа­лизироваться на производстве
    тех товаров, где они располагают
    срав­нительным преимуществом. Но при
    возрастающих издержках, во-пер-

    Рис. 27.3. Внешняя
    торговля в условиях возрастающих
    издержек
    вых, невыгодна
    полная специализация и, во-вторых, в
    результате конку­ренции между странами
    издержки выравниваются.
    Предположим, что,
    как и в предыдущем примере с постоянными
    из­держками, Аргентина занимает такое
    положение на кривой своих про­изводственных
    возможностей, что соотношение издержек
    составляет 1 т зерна = 0,5 т сахара (точка
    А на рис. 27.3). Но сейчас ресурсы уже
    полностью не взаимозаменяемы для
    альтернативного использования, как это
    подразумевалось в случае с постоянными
    издержками, и кривая производственных
    возможностей становится выпуклой. Вот
    почему по мере того, как Аргентина будет
    специализироваться на зерне и расши­рять
    его производство, соотношение издержек
    1 т зерна = 0,5 т сахара будет увеличиваться.
    Другими словами, ей понадобится
    пожертвовать более, чем 0,5 единиц сахара
    для производства дополнительной еди­ницы
    зерна и, следовательно, каждая последующая
    единица зерна бу­дет стоить дороже.
    Отсюда следует,
    что по мере специализации и увеличения
    производ­ства зерна будет достигнута
    точка А’, в которой соотношение издержек
    на производство сахара и зерна сравняется
    с мировой ценой (1 т зерна = 1 т сахара). В
    этой ситуации основания для углубления
    специализа­ции и расширения торговли
    – различия в соотношении издержек –
    ис­черпают себя, и дальнейшая
    специализация поэтому будет экономичес­ки
    нецелесообразной.
    Таким образом,
    теория сравнительных преимуществ при
    предполо­жении о возрастающих издержках
    приводит к более реалистичному вы­воду,
    что максимизации выигрыша от внешней
    торговли происходит при частичной
    специализации.

  13. Direforge Ответить

    Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.
    Рассмотрим условный пример: две страны производят два товара (зерно и сахар).
    Предположим, что одна страна обладает абсолютным преимуществом по зерну, а другая по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами — особыми климатическими условиями или наличием огромных природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающей промышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии, квалификации работников, организации производства и т. д.
    СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО (comparative advantage) — преимущество, которым обладает участвующая в международ­ной торговле страна, если она может произвести данный товар с меньшими относительными затратами, чем другие страны.
    Сравнение ситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важный вывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношения издержек в разных странах различны, т.е. направления торговли определяются относительными издержками независимо от того, имеет страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет. Из этого вывода следует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом. В действительности такой полной специализации не происходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. В условиях возрастающих издержек замещения факторы, определяющие направление торговли, те же, что и при неизменных (постоянных) издержках. Обе страны могут получить выигрыш от внешней торговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где они располагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках, во-первых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.
    ⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒
    Date: 2015-08-15; view: 724; Нарушение авторских прав

  14. Аксеальныйсрез Ответить

    Даны производственные возможности двух стран в двух товарах (в тыс. тонн в год) табл. 11.3.16.
    Таблица 11.3.16–Производственные возможности двух стран в двух товарах (в тыс. тонн в год)
    Продукция
    Украина
    Англия
    Нефть
    Сталь
    По этим данным требуется посчитать абсолютное и сравнительное преимущество.
    Решение:
    Сразу заметим, что абсолютное преимущество по этим данным посчитать нельзя. Вспомним определение абсолютного преимущества: способность производить больше товара с теми же затратами ресурсов.
    Поскольку нам не даны затраты ресурсов ни в каком виде, то абсолютное преимущество, то есть производительность, определить нельзя. Украина, хоть и производит больше нефти и стали, может тратить на их производство в разы больше ресурсов, чем Англия.
    Для того, чтобы посчитать сравнительное преимущество, посчитаем альтернативные издержки каждого товара в каждой стране.
    Украина:
    АИ(нефть) = = 1.39
    АИ(сталь) = = 0.72
    Англия:
    АИ(нефть) = = 0.63
    АИ(сталь) = = 1.6
    Полученные результаты можно представить в таблице 11.3.17:
    Таблица 11.3.17– Полученные результаты
    Продукция
    Украина
    Англия
    Нефть
    1.39
    0.63
    Сталь
    0.72
    1.6
    Видно, что альтернативные издержки по нефти ниже у Англии (0.63 меньше чем 1.39), а по стали ниже у Украины (0.72 ниже чем 1.6). Из этого следует, что Англия имеет сравнительное преимущество в нефти, а Украина – в стали.

  15. vanejkin Ответить

    Анализируя развитие внешней торговли России, некоторые исследователи высказывают мнение, что ей ранее никогда не удавалось полностью вписаться в теорему Хекшера-Олина. Вместо вывоза товаров, для изготовления которых использованы избыточные факторы производства (прежде всего сырье), экспортировались сами избыточные факторы, в частности нефть и газ. Поэтому задача снижения в экспорте доли низкотехнологических факторов (сырья и малоквалифицированного труда) является одной из важнейших.
    Факторами, обеспечивающими российской экономике традиционные сравнительные преимущества, являются, в частности, хорошая обеспеченность сырьевыми ресурсами, сочетание высокого интеллектуального потенциала и невысокой оплаты труда, большие масштабы производства, позволяющие получить соответствующую экономию (эффект масштаба), уровень образования, существенно более высокий, чем тот, который может позволить себе страна с уровнем среднедушевого дохода, подобным нынешнему российскому.
    Перспективными с точки зрения конкурентоспособности являются российские энергетические и топливные компании, а также ряд предприятий и организаций, занимающих передовые позиции в сфере новейших военных и космических технологий.
    Совершенно очевидно, что использование существующих сравнительных преимуществ российской экономики предполагает разработку и проведение соответствующей государственной политики для создания условий, в которых могли бы реализоваться данные преимущества, отвечающие императивам глобальной экономики на стадии развертывающейся информационной революции.
    Критики теории Хекшера-Олина отмечают, что, хотя конструкция теории отличается логичностью, проблема в том, что она основана на ряде допущений, в настоящее время далеких от действительности. Одним из основных недостатков этой теории можно считать то, что она слишком статична, в то время как во второй половине XX в. мировое производство и торговля отличались высоким динамизмом.
    Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные (одинаковой продуктивности) факторы производства в торгующих странах. Первоначально цена на доступные факторы производства будет низкой, а на менее доступные – высокой.
    Предположим, в стране много капитала и мало трудовых ресурсов, следовательно, капитал дешевый. Специализация на капиталоемких товарах вызовет необходимость увеличения объемов используемого капитала, в силу чего возрастет спрос на него по сравнению с предложением и, следовательно, увеличится цена на капитал.
    В странах, которые имеют трудовые ресурсы и специализируются на трудоемкой продукции, произойдет увеличение спроса на труд и возрастет цена этого фактора производства. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая из них вынуждена будет искать новые возможности экспорта своей продукции, для чего ей необходимо совершенствовать производство. Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, поэтому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера-Олина-Самуэльсона.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *