В чем разница между иконой и парсуной?

4 ответов на вопрос “В чем разница между иконой и парсуной?”

  1. antonkv Ответить

    Считается, что первым изображением Иисуса Христа был образ Спаса Нерукотворного, — об этом повествует церковный историк Евсевий Кесарийский. Эдесский царь Авгарь был тяжело болен и не мог сам прибыть к Иисусу Христу, чтобы получить от него исцеление. Тогда он отправил художника сделать для него изображение Иисуса. Но сколько ни пытался мастер, образ Христа у него не получался. Тогда Иисус утер своё лицо белым платом, и на нём появилось изображение. Сделанное не руками, а чудесным образом, оно получило название «нерукотворного» образа. То же предание рассказывает и о первой иконе Богоматери, написанной евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершали домашние трапезы Христос с Матерью. Списком (или копией) с неё признается икона Богоматери Владимирской.

    ИКОНА – «ОКНО В ИНОМ МИР»

    Искусство иконы живёт по определённым законам. Эти законы устанавливаются церковью и называются церковным каноном. Слово «канон» в переводе с греческого обозначает правило, или норма. Есть канонические правила о вероучении, о том, как надо проводить службы. Есть и изобразительный канон. Интересно строится пространство иконы. Линии не сходятся вдали в одну точку, а, наоборот, идут от зрителя — расходятся, открывая картину мира. Не зря икону называют «окном в иной мир». Это именно окно, в которое мы смотрим и видим бесконечное пространство.
    Образы икон обращены в вечность, в другой мир. Там уже свершилась победа добра над злом и света над мраком. Поэтому язык иконы не может быть обычным, а изображения-реалистичными. Они полны символов и знаков.

    ОТ ИКОННОГО ОБРАЗА К ПАРСУНЕ

  2. pavluh990 Ответить

    Парсунная живопись XVII века и русская икона
    парсун искусство художественный
    Парсуны – уникальный феномен русского изобразительного искусства, однако некоторые не смогут отличить парсуну от иконы, да и не всем вообще знаком этот термин. Мне бы хотелось более подробно разобраться в тонкостях техники парсуной живописи, в отличиях от иконописи, а также выяснить, какое влияние парсуна оказала на русское искусство в целом.
    В 1851 году выходит подготовленное Ф.Г. Солнцевым издание «Древности Государства Российского». В IV отделении книги, составленном И. М. Снегирёвым, русским историком, археологом, искусствоведом, содержится очерк «Древнiя, великокняжескiя, царскiя, боярскiя, народныя одежды, изображенiя и портреты». Автор подробно описывает первые изображения людей, например «Изображенiе Великого Князя Святослава Ярославича съ его семеiiствомъ». Снегирёв пишет, что это древнейший памятник русской миниатюрной живописи, писан был в 1073 году, обнаружен в 1817 в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре.
    Именно на страницах этого исторического труда и возникает впервые слово «парсуна». Этим искажённым словом «персона» учёный называет
    Итак, как отдельный вид изобразительного искусства парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Одной из самый первых парсун стал надгробный портрет князя М.В. Скопина-Шуйского. Написанный в первой трети XVII столетия, он помещался на саркофаге усопшего в Архангельском монастыре.
    Несведущий человек, в самом деле, может назвать портрет иконой. Большие глаза, непроницаемый фон, условность в изображении человека, центральное положение лица – всё это черты, присущие русской иконе. И над головой князя написан Спас Нерукотворный – как бы «два в одном». Когда смотришь на репродукции портрета, возникает чувство благоговения, отдалённости, причастности к чему-то неземному…
    И действительно, самые первые парсуны мало чем отличались от икон. Дело в том, что парсуны начала XVII века – это самая первая попытка выделения светской портретной живописи в обособленное направление в искусстве. Собственно, иконопись ни в коем случае не является направлением в искусстве. Следует сразу оговориться, что назначение иконы суть вовсе не эстетическое, но духовное. Парсуна, в свою очередь, не имеет никакого сакрального, священного смысла. Однако учёные выделяют группу т.н. «иконных парсун», к которым относится потртерт Скопина-Шуйского, а также изображения Иоанна IV и Фёдора Иоанновича.
    Затем, уже через полстолетия можно наблюдать резкие изменения в технике исполнения парсун. Во-первых, парсуны начала века писались темперой на доске, либо исполняли роль надгробных портретов. В конце столетия парсуны пишутся маслом на холсте. Во-вторых, за счёт активного проникновения европейской культуры в России портреты приобретают некие черты западной традиции изображения людей. В частности, появляется прямая линейная перспектива (вместо обратной, характерной для икон), художники начинают наделять изображаемых оригинальными, индивидуальными чертами. В качестве примера можно привести портрет Алексея Михайловича, авторство неизвестно, но мы знаем, что художник принадлежал к Школе оружейной палаты. Этот образец парсуной живописи уже больше похож на привычный нам портрет, где царь изображён более-менее достоверно.
    К началу XVIII века парсуна почти полностью трансформировалась в светский портрет, окончательно утратив черты «иконности». Но этот начальный этап русской живописи был, пусть и коротким, но очень важным периодом в развитии отечественного искусства в целом.

  3. SDNHunter99 Ответить

    В своей первой публикации, посвященной созданию моей коллекции Берегинь, я писала, что Берегини- это интерпретация дохристианского, языческого пласта моей личности. Но это только одна грань, только часть общего большого целого, существующего во всех нас. Язычество уже давно и тесно переплелось, срослось с христианством и отделить одно от другого невозможно, да и не нужно. Соединение старых верований с христианством придают своеобразную народную окраску нашему творчеству. В своих матрешках мы пытаемся творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций, поэтому в следующей своей публикации я хочу рассказать Вам о другом истоке своего вдохновения – о «старорусской» христианской традиции портретной живописи- о парсуне.
    Парсуна – ранняя форма русского портрета, получившая распространение во 2-ой пол. XVII в. Изображался, как правило, конкретный человек в исполненном величественности образе. В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.

    (портрет царя Иоана 4 Васильевича (Грозного))

    (святой Дмитрий Ростовский)

    (Портрет Алексея Михайловича Романова)

    (царица Марфа Матвеевна Апраксина)

    (Наталья Нарышкина)

    (Евдокия Лопухина)
    По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом Индивидуальные черты лица сочетались с идеальным спокойствием модели. Именно это, а также плоскостная, нематериальная передача фигуры (за исключением лица и рук) указывали на тесную связь парсуны с древним искусством иконописи. Надписи, атрибуты, детали одежды, укрупнённость формата создавали торжественность композиции, подчёркивали значительное общественное положение изображаемого человека. В 1643 году в штате Оружейной палаты учредили новую должность – «живописец» – придворный портретист, на которую взяли Иоганна Детерсона, умевшего исполнять «парсуны» с «живства»- натуры. Так назывались портреты – искажённое слово персона. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.

    (портрет Федоро Иоановича (сына Иоана Грозного)

    (портрет Скопина-Шуйского)
    Важным событием в развитии светской портретной живописи явилось создание парсун царя Фёдора Ивановича и полководца М. Скопина-Шуйского. Все эти парсуны выполнены в традиционной иконописной технике. Они написаны на липовых досках яичной темперой На лицевой стороне имеются поля и углубление в середине, так называемый ковчег ,в котором помещается изображение. В парсуне Фёдора Ивановича заметно слияние иконописи и живописных приёмов. Одежда и всё прочее, кроме лица, выполнено плоско, а вот в объёмной трактовке головы и лица есть элементы светотеневой моделировки. В изображении Скопина- Шуйского портрет сделан методом высветлений по основному более тёмному фону, которым покрывалось лицо. Художник стремится к мягкой плавности перехода. Он вполне реалистично, не по-иконному написал коротко подстриженные волосы, попытался передать взгляд ещё очень схематично изображённых глаз и не смог до конца справиться с губами. Эти две оглавые парсуны наглядно показывают пути поисков русских иконописцев по овладению «живоподобной» «световидной» живописью.
    В настоящее время некоторые художники снова обращаются к парсунной живописи, представляющей реальное лицо иконописными приёмами (что близко к примитивизму). Некоторые приемы Вы можете увидеть и в наших работах.
    С уважением, Матрешка2К.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *