В их сенях ветра шум что значит?

5 ответов на вопрос “В их сенях ветра шум что значит?”

  1. russer81 Ответить

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
    Журча еще бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей,
    И страждут озими от бешеной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы.

    II

    Теперь моя пора: я не люблю весны;
    Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
    Суровою зимой я более доволен,
    Люблю ее снега; в присутствии луны
    Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
    Когда под соболем, согрета и свежа,
    Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

    III

    Как весело, обув железом острым ноги,
    Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
    А зимних праздников блестящие тревоги?..
    Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
    Ведь это наконец и жителю берлоги,
    Медведю, надоест. Нельзя же целый век
    Кататься нам в санях с Армидами младыми
    Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

    IV

    Ох, лето красное! любил бы я тебя,
    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
    Ты, все душевные способности губя,
    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
    Лишь как бы напоить, да освежить себя —
    Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
    И, проводив ее блинами и вином,
    Поминки ей творим мороженым и льдом.

    V

    Дни поздней осени бранят обыкновенно,
    Но мне она мила, читатель дорогой,
    Красою тихою, блистающей смиренно.
    Так нелюбимое дитя в семье родной
    К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
    Из годовых времен я рад лишь ей одной,
    В ней много доброго; любовник не тщеславный,
    Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

    VI

    Как это объяснить? Мне нравится она,
    Как, вероятно, вам чахоточная дева
    Порою нравится. На смерть осуждена,
    Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
    Улыбка на устах увянувших видна;
    Могильной пропасти она не слышит зева;
    Играет на лице еще багровый цвет.
    Она жива еще сегодня, завтра нет.

    VII

    Унылая пора! очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

    VIII

    И с каждой осенью я расцветаю вновь;
    Здоровью моему полезен русской холод;
    К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
    Чредой слетает сон, чредой находит голод;
    Легко и радостно играет в сердце кровь,
    Желания кипят — я снова счастлив, молод,
    Я снова жизни полн — таков мой организм
    (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

    IX

    Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
    Махая гривою, он всадника несет,
    И звонко под его блистающим копытом
    Звенит промерзлый дол и трескается лед.
    Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
    Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
    То тлеет медленно — а я пред ним читаю
    Иль думы долгие в душе моей питаю.

    X

    И забываю мир — и в сладкой тишине
    Я сладко усыплен моим воображеньем,
    И пробуждается поэзия во мне:
    Душа стесняется лирическим волненьем,
    Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
    Излиться наконец свободным проявленьем —
    И тут ко мне идет незримый рой гостей,
    Знакомцы давние, плоды мечты моей.

    XI

    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута — и стихи свободно потекут.
    Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
    Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
    Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
    Громада двинулась и рассекает волны.

    XII

    Плывет. Куда ж нам плыть? ………………………………………………..
    ………………………………………………..
    ………………………………………………..

  2. viktorxxx Ответить

    Фрагмент
    урока по литературному чтению

    А.
    С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование


    Этапы
    урока

    Методические
    указания

    I.
    II.
    III.
    IV.
    V.
    VI.
    VII.
    Перед
    тем, как окунуться в атмосферу
    творчества, давайте погуляем по
    осеннему парку. Осенний парк не любит
    шума, он молчалив. Вокруг тишина и
    такая красота, что хочется помолчать
    и навсегда запомнить эту удивительную
    картину «пышного увядания» природы.
    Подготовка
    к восприятию

    Звучит
    пьеса П.И.Чайковского «Осенняя песня»
    («Октябрь»), видеоряд пейзажных картин.

    Музыка,
    которая сейчас звучала, написана
    великим русским композитором Петром
    Ильичём Чайковским. Осень была одним
    из любимых времён года композитора.
    И это не случайно, ведь осень такая
    удивительная пора.
    Вы
    наверняка, слушая музыку представили
    осенний парк, в котором мы побывали.
    Выразите свои чувства, эмоции:
    – я
    любовался… – меня удивило…

    меня восхитила…. – я не могу наглядеться…
    Как
    вы думаете, какое настроение было у
    автора музыки, когда создавал ее?
    А
    как вы считаете, какое настроение
    навевает это время года?
    Ни
    одно время года не имеет такой палитры
    красок, как осень. Какие краски
    преобладают в осеннем пейзаже?
    Подберите
    выразительные синонимы к словам,
    обозначающим цвет:
    желтый
    (золотой, лимонный, янтарный)
    красный
    (багровый, багряный, пурпурный,
    бордовый)
    зеленый
    (изумрудный, малахитовый)
    голубой
    (лазурный, бирюзовый)
    Еще
    в осенней палитре есть медный
    и бронзовый
    цвет. Какие оттенки имеют эти цвета?
    (золотисто-коричневый)
    Ребята
    как вы понимаете значение слов багрец,
    мгла, сени?
    Слово
    багрец произошло от слова багряный,
    обозначающего оттенки красного цвета.

    Мгла
    – непрозрачный воздух (по С.И. Ожегову).

    Сени
    – в деревенской избе в старину называли
    помещение между жилой частью дома и
    крыльцом.

    Давайте
    составим предложения с этими словами,
    чтобы их лучше запомнить.
    Для
    многих поэтов осень – пора вдохновения,
    пробуждения к творчеству. Сегодня
    мы с вами познакомимся с замечательным
    стихотворении о осени, которое написал,
    всеми нами любимый Александр Сергеевич
    Пушкин.
    Сейчас
    я вам прочитаю, а вы постарайтесь
    понять, какие чувства испытывал поэт
    при написании этого стихотворения.
    Первичное
    чтение

    Унылая
    пора! Очей очарованье!

    Приятна
    мне твоя прощальная краса –

    Люблю
    я пышное природы увяданье,

    В
    багрец и в золото одетые леса,

    В
    их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И
    мглой волнистою покрыты небеса,

    И
    редкий солнца луч, и первые морозы,

    И
    отдаленные седой зимы угрозы.

    Эти
    строки были написаны поэтом в болдинскую
    осень 1833 года. В них раскрывается вся
    любовь А. С. Пушкина к русской природе,
    к осенней пышной и торжественной
    красоте, ее жизнеутверждающей силе.
    Осень – любимое время года Пушкина
    «И с каждой осенью я расцветаю вновь»,
    – писал поэт. Не случайно одним из
    самых плодотворных периодов творчества
    у Пушкина является осень.
    Проверка
    первичного чтения

    О
    чем это стихотворение?
    Какую
    картину вы себе представили, слушая
    стихотворение?
    Какое
    настроение вызывает это стихотворение?
    Какой
    рисует поэт осень? Почему?
    Осень,
    которую мы видели, в парке похожа на
    осень, которая описанная в стихотворении?
    Повторное
    чтение

    Унылая
    пора!

    Что
    значит унылая? (печальная, грустная)
    Почему
    осенью обычно унылое настроение? С
    чем это связано? (потому что все
    опадает, вянет, на улице в основном
    пасмурная погода)
    Очей
    очарованье!

    Как
    вы понимаете данное выражение? (это
    значит наш глаз что-то завораживает,
    очаровывает)
    Когда
    же наши взоры очарованы осенью? При
    виде чего? (осенью наш взор особенно
    радует палитра красок вокруг, листопад,
    можно проследить, как природа готовиться
    к зиме)
    Приятна
    мне твоя прощальная краса –

    Почему
    автор говорит «прощальная краса»?
    Как вы понимаете это словосочетание?
    (природа готовится к замиранию, т.е.
    прощается)
    Как
    автор относится к такой красе? Какие
    чувства он испытывает? Найдите слово,
    подтверждающее ваши домыслы? (приятна,
    т.е. автору и грустно, и в то же время
    ему нравится это все)
    Люблю
    я пышное природы увяданье,

    Что
    значит увяданье? (т.е. вянуть)
    Какое
    художественное средство выразительности
    использует автор, чтобы мы смогли
    представить это увядание? (эпитет,
    «пышное увяданье»)
    Что
    значит «пышное увяданье», как вы
    понимаете? Про что еще можно сказать
    «пышное»?
    В
    багрец и в золото одетые леса,

    Что
    автор подразумевает под словами
    «багрец» и «золото»? (листья этого
    цвета)
    Какое
    художественное средство присутствует
    здесь? Найдите слово, доказывающее
    это (олицетворение, «одетые»).
    В
    их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    Где
    обычно бывают сени? Как вы думаете,
    что имел ввиду автор, употребляя это
    слово в данной строчке? Как «сени»
    могут выглядеть в природе?
    Почему
    автор употребляет словосочетание
    «свежее дыханье»? Что он этим хотел
    сказать?
    И
    мглой волнистою покрыты небеса,

    И
    редкий солнца луч, и первые морозы,

    И
    отдаленные седой зимы угрозы.

    Какие
    небеса мы представляем когда читаем
    первую строку? (на небе серые тучи)
    Что
    в этих строчках хочет нам сказать
    автор? (что приход зимы не заставит
    себя долго ждать)
    Какие
    слова указывают на это?
    Почему
    автор употребляет именно «редкий
    солнца луч»? (хочет показать, что с
    приходом зимы мы начинаем ценить уже
    и последний луч солнца)
    Какой
    зима выступает здесь? Почему? (она
    злая, потому что угрожает что вот-вот
    и скоро я буду здесь властвовать)
    Анализ
    произведения

    Какая
    картина вам представилась?
    Какие
    строки вам показались необычными?
    Как
    могло быть названо стихотворение?
    А
    какие ассоциации вызывает у вас осень?
    Что
    автор хотел до нас донести этим
    стихотворением?
    Какие
    чувства он испытывал, когда писал это
    стихотворение?
    Что
    вы сами почувствовали, услышав стих?
    Обобщающая
    беседа

    Как
    вы думаете, для чего поэт написал это
    стихотворение?
    Что
    на вас произвело наибольшее впечатление?
    А
    вам нравится осень? Чем именно?
    Представьте,
    что перед вами мольберт с палитрой
    красок. Какие бы краски вы использовали
    для написания картины «Унылая пора!»?
    Для
    Пушкина «пышное» увядание природы —
    само по себе прекрасно, он видит в нем
    могучее проявление жизни. Осень влечет
    его к себе, «красою тихою, блистающей
    смиренно». Возможно, поэт и сам не
    может точно объяснить, чем манит его
    эта «унылая пора», почему именно
    «прощальная краса» вызывает в его
    душе такие волнующие чувства. Но в
    скромном осеннем пейзаже открывается
    ему подлинная красота и прелесть.
    Творческие
    виды деятельности

    Сейчас
    мы с вами подготовимся прочитать
    стихотворение выразительно. Я вам
    прочитаю еще раз, а вы внимательно
    следите за моей интонацией, динамикой
    голоса, потом будете повторять.
    На
    доске появляются листья разных
    деревьев, окрашенные в разные цвета.
    Учитель
    читает выразительно, наизусть.
    Учитель
    читает еще раз стихотворение наизусть,
    при этом делая логические ударения,
    выделяя интонацией определенные
    места, поясняя детям. Поясняет какие
    чувства должны проявляться в той или
    иной строчке.

  3. strau Ответить

    Как по-разному воспринимает каждый из нас осень.
    Поэты и писатели тоже нередко обращались и обращаются в своем творчестве к теме осени. Борис Пастернак в одном из своих произведений называл осень «глухая пора листопада» .
    Этот образ осени можно понимать по-разному:
    «глухая» пора, то есть звуков не слышно (или мало звуков природы), так как не шелестят листья на деревьях (опали), птиц не слышно (готовятся к зиме, некоторые улетели на юг).
    «Глухая» пора еще и потому, что это поздняя осень, то есть глубокая осень.
    А как другие поэты писали об осени? Учащиеся слушают литературное исполнение отрывка из стихотворения «Осень» (аудиозапись)
    http://www. *****/audio/15307
    Нарисовать картину осени можно по-разному: художники делают это с помощью красок, композиторы – звуками музыки, а поэты и писатели рисуют картины словами.
    Такие слова-краски в литературе называются эпитетами, олицетворением и сравнением.
    Обратимся к словарю
    http://www. *****/
    На главной странице в правом верхнем углу нарисована лупа, а рядом прямоугольник со словами «поиск по словарям», нажимаем на него. В раскрывшейся странице после слов «искать в словарях» в белый пустой прямоугольник вписываем каждое понятие, нажимаем на синий прямоугольник «Поиск» и выясним лексическое значение каждого из этих слов.
    Итак,
    ЭПИ’ТЕТ, – а, м. Образное, художественное определение.
    ОЛИЦЕТВОРЕ’НИЕ, – я, ср. 3. Перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
    СРАВНЕ’НИЕ, – я, ср. 2. Установление черт сходства между тем, что сопоставлено.

    Давайте попробуем найти эти средства выразительности в стихотворении «Осень» и выяснить их роль и значение.
    Учитель еще раз читает стихотворение «Осень» (слайд)
    4. Выделим из текста волшебные слова-краски, которые оживляют неживую природу и придают тексту выразительность.
    «Унылая пора!»
    Унылым может быть только человек. А поэт передает это свойство времени года. Почему? Чем схожи это состояние у человека и природы?
    Унылая пора: солнце реже светит – мало света. Дождик, грязно, облетают листья с деревьев – жалко, птиц почти не слышно. Так же бывает и на душе человека пусто и грустно: он не слышит звуков – они его просто не привлекают, ему не хочется ничего делать в моменты грусти и печали.
    Учитель еще раз повторяет первое предложение и прочитывает сразу второе:
    «Очей очарованье!»
    Очи – это глаза. «Очей очарованье!» – это значит приятно глазам, приятно взору.
    Явная смена настроения! Почему?
    Только осенью можно увидеть такое количество красок в природе. Каждый листочек осень окрашивает неповторимым образом и цветом! Это приятно для глаз.
    И автору стихотворения нравится это. Он выражает свое отношение к осени в следующей строчке:
    (учитель читает вторую строчку из стихотворения)
    «Приятна мне твоя прощальная краса»
    Почему же поэт употребляет слово «прощальная»? На что он обращает внимание, используя это средство выразительности?
    Красота осенней природы не вечна. Это мимолетное, кратковременное явление в жизни природы. Все буйство красок – на прощанье перед листопадом. И вся красота пропадет, исчезнет!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *