В каких биологических науках активно используется понятие информация?

12 ответов на вопрос “В каких биологических науках активно используется понятие информация?”

  1. i_w Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Представление информации (§§ 1 – 2)
    Уроки 2 – 4
    Информация
    Представление информации (§§ 1 – 2)

    Понятие информации









    Наверное, самый сложный вопрос в информатике — это «Что такое информация?». На него нет однозначного ответа. Смысл этого понятия зависит от контекста (содержания разговора, текста), в котором оно употребляется.
    В курсе информатики основной школы информация рассматривалась в разных контекстах. С позиции человека, информация — это содержание сообщений, это самые разнообразные сведения, которые человек получает из окружающего мира через свои органы чувств. Из совокупности получаемой человеком информации формируются его знания об окружающем мире и о себе самом.
    Рассказывая о компьютере, мы говорили, что компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией. В таком контексте не обсуждается смысл информации. Смысл — это значение, которое придает информации человек. Компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер не в состоянии. Поэтому правильнее называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, данными. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Ничего страшного в этом нет. Надо лишь понимать, что в «компьютерном контексте» понятие «информация» отождествляется с понятием «данные».

    В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века.
    В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи: телеграф, телефон, радио, рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передается в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных. Развитие теории связи послужило созданию теории информации, решающей проблему измерения информации.
    Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы. Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.
    В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку.

    Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н. Винера.

    В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.
    Понятие информации относится к числу фундаментальных, т. е. является основополагающим для науки и не объясняется через другие понятия. В этом смысле информация встает в один ряд с такими фундаментальными научными понятиями, как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.

    Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. С такой предельно широкой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят.

    Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

    Третья философская концепция информации — антропоцентрическая, согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.
    Делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория — лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере.

    Можно сказать, что употребление понятия «информация» в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ — средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

    Вопросы и задания
    1. Какие существуют основные философские концепции информации?
    2. Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
    3. Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым?
    4. В каких биологических науках активно используется понятие информации?
    5. Что такое наследственная информация?
    6. К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
    7. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
    8. Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите это на примерах.

    Представление информации, языки, кодирование









    Из курса основной школы вам известно:
    • Историческое развитие человека, формирование человеческого общества связано с развитием речи, с появлением и распространением языков. Язык — это знаковая система для представления и передачи информации.
    • Люди сохраняют свои знания в записях на различных носителях. Благодаря этому знания передаются не только в пространстве, но и во времени — от поколения к поколению.
    • Языки бывают естественные, например русский, китайский, английский, и формальные, например математическая символика, нотная грамота, языки программирования.

    Письменность и кодирование информации

    Под словом «кодирование» понимают процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи. Следовательно, запись текста на естественном языке можно рассматривать как способ кодирования речи с помощью графических элементов (букв, иероглифов). Записанный текст является кодом, заключающим в себе содержание речи, т. е. информацию.
    Процесс чтения текста — это обратный по отношению к письму процесс, при котором письменный текст преобразуется в устную речь. Чтение можно назвать декодированием письменного текста. Схематически эти два процесса изображены на рис. 1.1.

    Схема на рис. 1.1 типична для всех процессов, связанных с передачей информации.

    Цели и способы кодирования

    Теперь обратим внимание на то, что может существовать много способов кодирования одного и того же текста на одном и том же языке. Например, русский текст мы привыкли записывать с помощью русского алфавита. Но то же самое можно сделать, используя латинский алфавит. Иногда так приходится поступать, отправляя SMS по мобильному телефону, на котором нет русских букв, или электронное письмо на русском языке за границу, если у адресата нет русифицированного программного обеспечения. Например, фразу «Здравствуй, дорогой Саша!» приходится писать так: «Zdravstvui, dorogoi Sasha!».
    Существует множество способов кодирования. Например, стенография — быстрый способ записи устной речи. Стенография появилась во времена, когда не существовало техники звукозаписи. Ею владели лишь немногие специально обученные люди — стенографисты. Они успевали записывать текст синхронно с речью выступающего человека. В стенограмме один значок обозначает целое слово или сочетание букв. Расшифровать (декодировать) стенограмму мог только сам стенографист.

    Посмотрите на текст стенограммы на рис. 1.2. Там написано следующее: «Говорить умеют все люди на свете. Даже у самых примитивных племен есть речь. Язык — это нечто всеобщее и самое человеческое, что есть на свете».
    Можно придумать и другие способы кодирования.
    Приведенные примеры иллюстрируют следующее важное правило: для кодирования одной и той же информации могут быть использованы разные способы; их выбор зависит от ряда обстоятельств: цели кодирования, условий, имеющихся средств. Если надо записать текст в темпе речи, делаем это с помощью стенографии; если надо передать текст за границу, пользуемся латинским алфавитом; если надо представить текст в виде, понятном для грамотного русского человека, записываем его по правилам грамматики русского языка.
    Еще одно важное обстоятельство: выбор способа кодирования информации может быть связан с предполагаемым способом ее обработки. Обсудим это на примере представления чисел — количественной информации. Используя русский алфавит, можно записать число «тридцать пять». Используя же алфавит арабской десятичной системы счисления, пишем: 35. Пусть вам надо произвести вычисления. Скажите, какая запись удобнее для выполнения расчетов: «тридцать пять умножить на сто двадцать семь» или «35 х 127»? Очевидно, что для перемножения многозначных чисел вы будете пользоваться второй записью.
    Заметим, что эти две записи, эквивалентные по смыслу, используют разные языки: первая — естественный русский язык, вторая — формальный язык математики, не имеющий национальной принадлежности. Переход от представления на естественном языке к представлению на формальном языке можно также рассматривать как кодирование. Человеку удобно использовать для кодирования чисел десятичную систему счисления, а компьютеру — двоичную систему.
    Широко используемыми в информатике формальными языками являются языки программирования.
    В некоторых случаях возникает потребность засекречивания текста сообщения или документа, для того чтобы его не смогли прочитать те, кому не положено. Это называется защитой от несанкционированного доступа. В таком случае секретный текст шифруется. В давние времена шифрование называлось тайнописью. Шифрование представляет собой процесс превращения открытого текста в зашифрованный, а дешифрование — процесс обратного преобразования, при котором восстанавливается исходный текст.
    Шифрование — это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату. Методами шифрования занимается наука криптография.

    История технических способов кодирования информации


    С появлением технических средств хранения и передачи информации возникли новые идеи и приемы кодирования. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Эти технические обстоятельства привели Морзе к идее использования всего двух видов сигналов — короткого и длинного — для кодирования сообщения, передаваемого по линиям телеграфной связи.
    Такой способ кодирования получил название азбуки Морзе. В ней каждая буква алфавита кодируется последовательностью коротких сигналов (точек) и длинных сигналов (тире). Буквы отделяются друг от друга паузами — отсутствием сигналов.
    В таблице на рис. 1.3 показана азбука Морзе применительно к русскому алфавиту. Специальных знаков препинания в ней нет. Их обычно записывают словами: «тчк» — точка, «зпт» — запятая и т. п.
    Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия «SOS» (Save Our Souls — спасите наши души). Вот как он выглядит в коде азбуки Морзе:
    • • • — — — • • •
    Три точки обозначают букву S, три тире — букву О. Две паузы отделяют буквы друг от друга.

    Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом. Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Например, код буквы «Е» — одна точка, а код буквы «Ъ» состоит из шести знаков. Зачем так сделано? Чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому приходится для разделения использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, так как в нем используется три знака: точка, тире, пропуск.

    Равномерный телеграфный код был изобретен французом Жаном Морисом Бодо в конце XIX века. В нем использовалось всего два вида сигналов. Неважно, как их назвать: точка и тире, плюс и минус, ноль и единица.
    Это два отличающихся друг от друга электрических сигнала.
    В коде Бодо длина кодов всех символов алфавита одинакова и равна пяти. В таком случае не возникает проблемы отделения букв друг от друга: каждая пятерка сигналов — это знак текста.
    Код Бодо — это первый в истории техники способ двоичного кодирования информации. Благодаря идее Бодо удалось автоматизировать процесс передачи и печати букв. Был создан клавишный телеграфный аппарат. Нажатие клавиши с определенной буквой вырабатывает соответствующий пятиимпульсный сигнал, который передается по линии связи. Принимающий аппарат под воздействием этого сигнала печатает ту же букву на бумажной ленте.
    Из курса информатики основной школы вам известно, что в современных компьютерах для кодирования текстов также применяется равномерный двоичный код. Проблемы кодирования информации в компьютере и при передаче данных по сети мы рассмотрим несколько позже.

    Вопросы и задания
    1. Чем отличаются естественные языки от формальных?
    2. Как вы думаете, латынь — это естественный или формальный язык?
    3. С каким формальным языком программирования вы знакомы? Для чего он предназначен?
    4. Что такое кодирование и декодирование?
    5. От чего может зависеть способ кодирования?
    6. В чем преимущество кода Бодо по сравнению с кодом Морзе?
    7. В чем преимущество кода Морзе по сравнению с кодом Бодо?

    Практикум

    Практическая работа № 1.1 “Шифрование данных”

    Цель работы: знакомство с простейшими приемами шифрования и дешифрования текстовой информации.

    Задание 1

    Шифр Цезаря. Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется следующей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу.
    Используя шифр Цезаря, зашифровать следующие фразы:
    а) Делу время – потехе час
    б) С Новым годом
    в) Первое сентября

    Задание 2

    Используя шифр Цезаря, декодировать следующие фразы:
    а) Лмбттоьк шбт
    б) Вёмпё тпмочё рфтуьой

    Задание 3

    Шифр Виженера. Это шифр Цезаря с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом. Например, ключевое слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 3 1 9 1 3 1 9 1 и т.д. Используя в качестве ключевого слово ЗИМА, закодировать слова: АЛГОРИТМИЗАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРНЕТ.

    Задание 4

    Слово ЖПЮЩЕБ получено с помощью шифра Виженера с ключевым словом БАНК. Восстановить исходное слово.

    Задание 5*

    С помощью табличного процессора Excel автоматизировать процесс кодирования слов с использованием ключевого слова bank (предполагается, что слова будут состоять только из строчных латинских букв и их длина не будет превышать 10 символов). Для решения задачи использовать текстовые функции СИМВОЛ и КОДСИМВОЛ. Каждая буква должна храниться в отдельной ячейке. Величина сдвига должна определяться автоматически (код буквы ключевого слова минус код буквы “а” плюс единица). Попробовать с помощью вашей таблицы зашифровать слова: algebra, geometry, english.

    Задание 6

    Используя в качестве ключа расположение букв на клавиатуре вашего компьютера, декодировать сообщение:
    D ktce hjlbkfcm `kjxrf?
    D ktce jyf hjckf?

    Задание 7

    Используя в качестве ключа расположение букв на клавиатуре вашего компьютера, закодировать сообщение:
    Москва – столица России.

    Задание 8

    Шифр перестановки. Кодирование осуществляется перестановкой букв в слове по одному и тому же правилу. Восстановить слова и определить правило перестановки:
    НИМАРЕЛ, ЛЕТОФЕН, НИЛКЙЕА, НОМОТИР, РАКДНАША.

    Задание 9

    Используя приведенный выше шифр перестановки, закодировать следующие слова: ГОРИЗОНТ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН.

    Задание 10

    Определить правило шифрования и расшифрования слова:
    КЭРНОЦЛИТКЭЛУОНПИЕЖДАИФЯ
    УКРОГРЕОШЛАЕКВИСЧТЕВМО

    Задание 11

    Используя приведенный ниже ключ, расшифровать сообщения.
    Ключ: РА ДЕ КИ МО НУ ЛЯ
    Сообщения:
    а) АКБМУНИЯДКУМВРЛ ИКСЯМТР
    б) ТДЯДФМУУЫЙ АРЗГМВМА

    Задание 12

    С помощью ключа из задания 11 закодировать пословицы:
    а) Рыбак рыбака видит издалека
    б) Сделал дело – гуляй смело

    Задание 13*

    Придумать свой ключ шифрования и закодировать с помощью него сообщение:
    Бит – это минимальная единица измерения информации.

  2. zzzmobile Ответить

    №1)Существует три философские концепции информации:
    1. Атрибутивная концепция. Информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Информация — атрибут всех материальных объектов.2. Функциональная концепция. Информация возникла вместе со Вселенной. Информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к котоым такие воздействия приводят. Информация — это атрибут, свойственный только живой природе.3. Антропоцентрическая концепция. Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку и происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.
    №4) Генетика. ДНК – хранитель информации.Цитология, физиология человека и животных (прежде всего, разделы о нервной и гуморальной регуляции)
    №5) Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.
    №3) Большое значение приобрел термин «информация» в связи с развитием новейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием средств связи и обработки информации и с возникновением информатики. Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новые направления в науках. Возникли информационная география, информационная экономика, информационное право.

  3. serjann Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  4. slavik-.-2010 Ответить

    Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 10 классы | Планирование уроков на учебный год | Представление информации (§§ 1 – 2)
    Уроки 2 – 4
    Информация
    Представление информации (§§ 1 – 2)

    Содержание урока

    Понятие информации
    Представление информации, языки, кодирование
    История технических способов кодирования информации
    Практическая работа № 1.1 “Шифрование данных”

    Понятие информации









    Наверное, самый сложный вопрос в информатике — это «Что такое информация?». На него нет однозначного ответа. Смысл этого понятия зависит от контекста (содержания разговора, текста), в котором оно употребляется.
    В курсе информатики основной школы информация рассматривалась в разных контекстах. С позиции человека, информация — это содержание сообщений, это самые разнообразные сведения, которые человек получает из окружающего мира через свои органы чувств. Из совокупности получаемой человеком информации формируются его знания об окружающем мире и о себе самом.
    Рассказывая о компьютере, мы говорили, что компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией. В таком контексте не обсуждается смысл информации. Смысл — это значение, которое придает информации человек. Компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер не в состоянии. Поэтому правильнее называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, данными. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Ничего страшного в этом нет. Надо лишь понимать, что в «компьютерном контексте» понятие «информация» отождествляется с понятием «данные».

    В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века.
    В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи: телеграф, телефон, радио, рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передается в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных. Развитие теории связи послужило созданию теории информации, решающей проблему измерения информации.
    Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы. Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.
    В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку.

    Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н. Винера.

    В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.
    Понятие информации относится к числу фундаментальных, т. е. является основополагающим для науки и не объясняется через другие понятия. В этом смысле информация встает в один ряд с такими фундаментальными научными понятиями, как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.

    Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. С такой предельно широкой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят.

    Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

    Третья философская концепция информации — антропоцентрическая, согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.
    Делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория — лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере.

    Можно сказать, что употребление понятия «информация» в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ — средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

    Вопросы и задания
    1. Какие существуют основные философские концепции информации?
    2. Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
    3. Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым?
    4. В каких биологических науках активно используется понятие информации?
    5. Что такое наследственная информация?
    6. К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
    7. Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
    8. Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите это на примерах.
    Следующая страница Представление информации, языки, кодирование

  5. otadoya Ответить

    Информатика и информация
    Информатика – это наука об информации и информационных процессах, протекающих в системах различной природы, а также о способах их автоматизации с использованием компьютерной техники
    Понятие информации в различных науках
    Философия
    Атрибутивная концепция:
    информация – всеобщее свойство (атрибут) матери
    Функциональная концепция:
    информация и информационные процессы присущи только живой природе, являются ее функцией
    Антропоцентрическая концепция:
    информация и информационные процессы присущи только человеку
    Теория информации
    Возникла в процессе развития теории связи (К.Шеннон)
    Информация – содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности
    Кибернетика
    Исследует информационные процессы в системах управления (Н.Винер)
    Информация – содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления
    Вычислительная техника
    Разработка компьютеров – программно-управляемых автоматических устройств для работы с информацией
    Информация – содержание данных (двоичных кодов) в памяти компьютера
    Нейрофизиология
    Изучает информационные процессы в механизмах нервной деятельности животного и человека
    Информация – содержание сигналов электрохимической природы, передающиеся по системе нервных связей организма
    Генетика
    Изучает механизмы наследственности, пользуется понятием «наследственная информация»
    Информация – содержание генетического кода – структуры молекул ДНК, входящих в состав клетки живого организма
    Вопросы и задания
    Какие существуют основные философские концепции информации?
    Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
    Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым?
    В каких биологических науках активно используется понятие информации?
    Что такое наследственная информация?
    К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
    Если под информацией понимать лишь только то, что распространятся через книги, рукописи, произведения искусства, средства СМИ, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
    Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то докажите это на примерах.
    Может ли быть такое, что компьютерные данные не заключают в себе информации? Если да, то опишите такую ситуацию.

  6. Meowshow Ответить




    § 1. Понятие информации
    Наверное, самый сложный вопрос в информатике — это «Что такое информация?». На него нет однозначного ответа. Смысл этого понятия зависит от контекста (содержания разговора, текста), в котором оно употребляется.
    В курсе информатики основной школы информация рассматривалась в разных контекстах. С позиции человека, информация — это содержание сообщений, это самые разнообразные сведения, которые человек получает из окружающего мира через свои органы чувств. Из совокупности получаемой человеком информации формируются его знания об окружающем мире и о себе самом.
    Рассказывая о компьютере, мы говорили, что компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией. В таком контексте не обсуждается смысл информации. Смысл — это значение, которое придает информации человек. Компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер не в состоянии. Поэтому правильнее называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, данными. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят о том, что компьютер хранит, обрабатываем, передает и принимает информацию. Ничего страшного в этом нет. Надо лишь понимать, что в «компьютерном контексте» понятие «информация» отождествляется с понятием «данные».
    В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века.
    В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи: телеграф, телефон, радио, рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передается в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных. Развитие теории связи послужило созданию теории информации, решающей проблему измерения информации.
    Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы. Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.
    В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н. Винера.

    В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

    Понятие информации относится к числу фундаментальных, т. е. является основополагающим для науки и не объясняется через другие понятия. В этом смысле информация встает в один ряд с такими фундаментальными научными понятиями, как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.
    Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. С такой предельно широкой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят.

    Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.
    Третья философская концепция информации — антропоцентрическая, согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

    Делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория — лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере.
    Можно сказать, что употребление понятия «информация» в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, средства массовой информации (СМИ) предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.
    Система основных понятий

    Вопросы и задания

    Какие существуют основные философские концепции информации?
    Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
    Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым?
    В каких биологических науках активно используется понятие информации?
    Что такое наследственная информация?
    К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
    Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
    Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите это на примерах.

  7. Krystal_7 Ответить

    1
    Информатика 10 класс Учитель Соболева Г.В.

    2
    Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) сведения о чем-либо независимо от формы их представления.лат. Информация сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Материал из Википедии свободной энциклопедии

    3
    Теория информации (результат развития теории связи) (К. Шеннон) Информация – содержание, заложенное в знаковые (сигнальные) последовательности

    4
    Кибернетика (исследует информационные процессы в системах управления) (Н. Винер) Информация – содержание сигналов, передаваемых по каналам связи в системах управления

    5
    Генетика (изучает механизмы наследственности, пользуется понятием «наследственная информация») Информация – содержание генетического кода – структуры молекул ДНК, входящих в состав клетки животного и человека

    6
    Нейрофизиология (изучает информационные процессы в механизмах нервной деятельности животного и человека) Информация – содержание сигналов электрохимической природы, передающихся по нервным волокнам организма

  8. Antipopsman Ответить

    Информатика 10 класс
    Учитель Соболева Г.В.

    2. Что такое информация?

    Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение,
    осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от
    формы их представления.
    Информация — сведения об
    окружающем мире и
    протекающих в нем процессах,
    воспринимаемые человеком или
    специальным устройством
    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    3. Понятие информации в частных науках

    Теория информации
    (результат развития теории связи)
    (К. Шеннон)
    Информация – содержание, заложенное в
    знаковые (сигнальные) последовательности

    4. Понятие информации в частных науках

    Кибернетика
    (исследует информационные процессы в
    системах управления)
    (Н. Винер)
    Информация – содержание сигналов,
    передаваемых по каналам связи в системах
    управления

    5. Понятие информации в частных науках

    Генетика
    (изучает механизмы наследственности,
    пользуется понятием «наследственная
    информация»)
    Информация – содержание генетического кода –
    структуры молекул ДНК, входящих в состав
    клетки животного и человека

    6. Понятие информации в частных науках

    Нейрофизиология
    (изучает информационные процессы в
    механизмах нервной деятельности
    животного и человека)
    Информация – содержание сигналов
    электрохимической природы, передающихся по
    нервным волокнам организма

    7. Философские концепции информации

    Атрибутивная концепция:
    информация – всеобщее
    свойство (атрибут) материи
    Функциональная концепция:
    информация и
    информационные процессы
    присущи только живой
    природе, являются её
    функцией
    Антропоцентрическая концепция:
    информация и информационные процессы
    присущи только человеку

    8.

    Вопросы
    1. Какие существуют основные философские концепции?
    2. Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее
    верной?
    3. Благодаря развитию каких наук понятие информации стало
    широко употребляемым?
    4. В каких биологических науках активно используется понятие
    информации?
    5. Что такое наследственная информация?
    6. К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе
    употребление понятия информации в генетике?
    7. Если под информацией понимать только то, что
    распространяется через книги, рукописи, произведения
    искусства, средства массовой информации, то к какой
    философской концепции её можно будет отнести?

  9. Pavel20104 Ответить

    №1)Существует три философские концепции информации:
    1. Атрибутивная концепция. Информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Информация — атрибут всех материальных объектов.2. Функциональная концепция. Информация возникла вместе со Вселенной. Информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к котоым такие воздействия приводят. Информация — это атрибут, свойственный только живой природе.3. Антропоцентрическая концепция. Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку и происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.
    №3) Большое значение приобрел термин «информация» в связи с развитием новейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием средств связи и обработки информации и с возникновением информатики. Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новые направления в науках. Возникли информационная география, информационная экономика, информационное право.
    №4) Генетика. ДНК – хранитель информации.Цитология, физиология человека и животных (прежде всего, разделы о нервной и гуморальной регуляции)
    №5) Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.
    №6) К функциональной концепции, тк в генетике происходит воздействие одних объектов на другие, воздействия меняют объекты – например наследственность. Информация – да имеет контекстный смысл. Например – кран сломался. Один поймет что в квартире водопроводный, другой – кран на стройке, третий еще как то. Если бы при передаче этой информации рядом стоял оромный кран – присутствует контекст стройка, кран.

  10. sasha5577 Ответить

    №1)Существует три философские концепции информации:
    1. Атрибутивная концепция. Информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Информация — атрибут всех материальных объектов.2. Функциональная концепция. Информация возникла вместе со Вселенной. Информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к котоым такие воздействия приводят. Информация — это атрибут, свойственный только живой природе.3. Антропоцентрическая концепция. Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку и происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.
    №4) Генетика. ДНК – хранитель информации.Цитология, физиология человека и животных (прежде всего, разделы о нервной и гуморальной регуляции)
    №5) Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.
    №3) Большое значение приобрел термин «информация» в связи с развитием новейшей компьютерной техники, автоматизацией умственного труда, развитием средств связи и обработки информации и с возникновением информатики. Многие научные дисциплины используют теорию информации, чтобы подчеркнуть новые направления в науках. Возникли информационная география, информационная экономика, информационное право.

  11. Dizel802 Ответить




    § 1. Понятие информации
    Наверное, самый сложный вопрос в информатике — это «Что такое информация?». На него нет однозначного ответа. Смысл этого понятия зависит от контекста (содержания разговора, текста), в котором оно употребляется.
    В курсе информатики основной школы информация рассматривалась в разных контекстах. С позиции человека, информация — это содержание сообщений, это самые разнообразные сведения, которые человек получает из окружающего мира через свои органы чувств. Из совокупности получаемой человеком информации формируются его знания об окружающем мире и о себе самом.
    Рассказывая о компьютере, мы говорили, что компьютер — это универсальный программно управляемый автомат для работы с информацией. В таком контексте не обсуждается смысл информации. Смысл — это значение, которое придает информации человек. Компьютер же работает с битами, с двоичными кодами. Вникать в их «смысл» компьютер не в состоянии. Поэтому правильнее называть информацию, циркулирующую в устройствах компьютера, данными. Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят о том, что компьютер хранит, обрабатываем, передает и принимает информацию. Ничего страшного в этом нет. Надо лишь понимать, что в «компьютерном контексте» понятие «информация» отождествляется с понятием «данные».
    В Толковом словаре В. И. Даля нет слова «информация». Термин «информация» начал широко употребляться с середины XX века.
    В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике. Автор теории связи Клод Шеннон, анализируя технические системы связи: телеграф, телефон, радио, рассматривал их как системы передачи информации. В таких системах информация передается в виде последовательностей сигналов: электрических или электромагнитных. Развитие теории связи послужило созданию теории информации, решающей проблему измерения информации.
    Основатель кибернетики Норберт Винер анализировал разнообразные процессы управления в живых организмах и в технических системах. Процессы управления рассматриваются в кибернетике как информационные процессы. Информация в системах управления циркулирует в виде сигналов, передаваемых по информационным каналам.
    В XX веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н. Винера.

    В другой биологической науке — генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

    Понятие информации относится к числу фундаментальных, т. е. является основополагающим для науки и не объясняется через другие понятия. В этом смысле информация встает в один ряд с такими фундаментальными научными понятиями, как вещество, энергия, пространство, время. Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия.
    Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего, всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация — атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. С такой предельно широкой точки зрения, информация проявляется в воздействии одних объектов на другие, в изменениях, к которым такие воздействия приводят.

    Другую философскую концепцию информации называют функциональной. Согласно функциональному подходу, информация появилась лишь с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация — это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.
    Третья философская концепция информации — антропоцентрическая, согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

    Делая выбор между различными точками зрения, надо помнить, что всякая научная теория — лишь модель бесконечно сложного мира, поэтому она не может отражать его точно и в полной мере.
    Можно сказать, что употребление понятия «информация» в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, средства массовой информации (СМИ) предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.
    Система основных понятий

    Вопросы и задания

    Какие существуют основные философские концепции информации?
    Какая, с вашей точки зрения, концепция является наиболее верной?
    Благодаря развитию каких наук понятие информации стало широко употребляемым?
    В каких биологических науках активно используется понятие информации?
    Что такое наследственная информация?
    К какой философской концепции, на ваш взгляд, ближе употребление понятия информации в генетике?
    Если под информацией понимать только то, что распространяется через книги, рукописи, произведения искусства, средства массовой информации, то к какой философской концепции ее можно будет отнести?
    Согласны ли вы, что понятие информации имеет контекстный смысл? Если да, то покажите это на примерах.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *