В каких частях российской империи существовало конституционное правление?

11 ответов на вопрос “В каких частях российской империи существовало конституционное правление?”

  1. life is one Ответить

    ?
    Вопрос 01. Какие территории в Российской империи имели конституционное правление?
    Ответ. В Великом княжестве Финляндском и в Царстве Польском.
    Вопрос 02. В каких частях Российской империи действовали парламенты? Каковы в этих регионах страны были полномочия императора?
    Ответ. В Великом княжестве Финляндском и в Царстве Польском. На императора на этих территориях возлагалась лишь функция арбитра между ветвями власти.
    Вопрос 03. Какие обстоятельства определили рост национального движения на Украине? Кого из идеологов и лидеров этого движения вы можете назвать?
    Ответ. Самый известный лидер этого движения – знаменитый поэт Т.Г. Шевченко. Украина в экономическом отношении продолжала оставаться аграрным краем, однако её промышленное развитие делало заметные успехи (ещё в начале XIX в. на Украине были открыты залежи каменного угля и железной руды, что привело позже к развитию железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья). Экономическое развитие привело к формированию индустриального общества, что вызвало появление национальных партий и их требований национального самоопределения.
    Вопрос 04. Какое из национальных движений в России носило наиболее радикальный характер? С чем это было связано?
    Ответ. Наиболее радикальным было национальное движение на Кавказе, так как в соответствии с религиозными нормами ислама здесь была объявлена священная война против российской власти.
    Вопрос 05. Чем вы можете объяснить ужесточение национальной политики при императоре Александре III? В чём это проявлялось?
    Ответ. В народе говорят «когда о молоко обжёгся – на воду дуешь». После убийства Александра II, Александр III плохо воспринимал любые ограничения императорское власти (а любая национальная автономия предполагала такое ограничение). Это проявлялось в денационализации школы, запрещении издания книг на местных языках, переселении русского населения в национальные районы, ужесточении репрессивных мер в отношении непокорных, новых попытках насильственной христианизации.
    Вопрос 06. В чём вы видите главные причины активизации национальных движений в России с конца XIX в.?
    Ответ.
    1) В условиях начавшейся индустриальной модернизации в России начинался процесс формирования национальных элит, который привёл к оживлению национальных движений, а в перспективе — к росту сепаратизма.
    2) По мере формирования основ индустриального общества в различных национальных регионах страны формировались экономические, социальные, политические предпосылки для будущей независимости от центра.

  2. JuSt_SkiLL Ответить

    В ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Павел I, был решен вопрос о восшествии на российский престол его старшего сына Александра Павловича. Он был посвящен в план заговора. На нового монарха возлагались надежды на проведение либеральных реформ и смягчение режима личной власти.
    Император Александр I воспитывался под присмотром своей бабки, Екатерины II. Он был знаком с идеями просветителей — Вольтера, Монтескье, Руссо. Однако Александр Павлович мысли о равенстве и свободе никогда не отделял от самодержавия. Эта половинчатость и стала особенностью как преобразований, так и правления императора Александра I.
    Первые же его манифесты свидетельствовали о принятии нового политического курса. В нем провозглашалось стремление править по законам Екатерины II, снять ограничения на торговлю с Англией, содержалось объявление амнистии и восстановление на должностях лиц, репрессированных при Павле I.
    Вся работа, связанная с либерализацией жизни, сосредоточилась в т.н. Негласном комитете, где собрались друзья и приближенные молодого императора — П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский и Н.Н.Новосильцев — приверженцы конституционализма. Просуществовал комитет до 1805 г. Он занимался в основном подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя. Результатом этой деятельности стал закон от 12 декабря 1801 г., разрешавший государственным крестьянам, мещанам и купцам приобретать незаселенные земли, и указ от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах», дававший помещикам право по их желанию отпускать на волю крестьян с наделением их землей за выкуп.
    Серьезной реформой была реорганизация высших и центральных органов государственной власти. В стране учреждались министерства: военно-сухопутных сил, финансов и народного просвещения, Государственное казначейство и Комитет министров, которые получали единую структуру и строились на принципе единоначалия. С 1810 г. в соответствии с проектом видного государственного деятеля тех лет М.М.Сперанского стал действовать Государственный совет. Однако последовательного принципа разделения властей Сперанский провести не мог. Госсовет из промежуточного органа пре-вратился в назначаемую сверху законодательную палату. Реформы начала XIX века так и не затронули основы самодержавной власти в Российской империи.
    В царствование Александра I присоединенному к России Царству Польскому была дарована конституция. Конституционный акт был предоставлен и Бессарабской области. Получило свой законодательный орган — Сейм — и конституционное устройство Финляндия, также вошедшая в состав России.
    Таким образом, конституционное правление уже существовало на части территории Российской империи, что внушало надежды на его распространение по всей стране. В 1818 г. даже началась разработка «Уставной грамоты Российской империи», однако этот документ так и не увидел свет.
    В 1822 г. император утратил интерес к государственным делам, работа над реформами была свернута, а среди советников Александра I выделилась фигура нового временщика — А.А.Аракчеева, который стал первым после императора человеком в государстве и правил как всесильный фаворит. Последствия реформаторской деятельности Александра I и его советников оказались незначительными. Неожиданная смерть императора в 1825 г. в возрасте 48 лет стала поводом к открытому выступлению со стороны наиболее передовой части российского общества, т.н. декабристов, против устоев самодержавия.

  3. Fenrill Ответить

    Потребность в новой конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.
    Предыстория конституции в России берёт свое начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х – начале 60-х годов Х1Х (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии. Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой”.
    Интерес представляют конституционные воззрения декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная – наследственному монарху; судебная – Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. Однако прогрессивные идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.
    Конституции, которую подготовил царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства.
    Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу – первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган – Совет Министров. Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.
    Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.
    Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.
    Начиная от первых декретов Октября конституционное законодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций 1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.
    Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10).
    Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2 Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
    Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.
    Четвертая Конституция – Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей – советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов. Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем – капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.
    Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.   С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией – Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года. Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и оборонной политики.
    Необходимость конституционных перемен назревала объективно.

  4. Meztibei Ответить

    После Ивана Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом того периода в отечественной истории, который принято обозначать как «смутное время». Федор Иванович был слабым и болезненным человеком, неспособным управлять огромным Российским государством. Среди его приближенных постепенно выделяется Борис Годунов, который после смерти Федора в 1598 г. был избран Земским собором на царство. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. Был издан указ о кабальных холопах, тогда же увидел свет указ об установлении «урочных лет», то есть срок, в течение которого владельцы крестьян могли бы возбудить иск о возвращении им беглых крепостных. В правление Бориса Годунова была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.
    В 1601-1602 гг. Россию постигли сильные неурожаи. Ухудшению положения населения способствовала эпидемия холеры, поразившая центральные районы страны. Бедствия и недовольство народа привели к многочисленным восстаниям, наиболее крупным из которых было восстание Хлопка, с трудом подавленное властями лишь осенью 1603 г.
    Воспользовавшись сложностями внутреннего положения русского государства, польские и шведские феодалы попытались захватить смоленские и северские земли, которые раньше входили в состав Великого княжества Литовского. Часть русского боярства была недовольна правлением Бориса Годунова, а это было питательной средой для появления оппозиции.
    В условиях всеобщего недовольства на западных границах России появляется самозванец, выдававший себя за «чудесно спасшегося» в Угличе царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. «Царевич Дмитрий» обратился за помощью к польским магнатам, а затем и к королю Сигизмунду. Чтобы заручиться поддержкой католической церкви, он тайно принял католичество и обещал подчинить русскую церковь папскому престолу. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с небольшим войском перешел русскую границу и двинулся через Северскую Украину на Москву. Несмотря на поражение под Добрыничами в начале 1605 г., ему удалось поднять на восстание многие области страны. Весть о появлении «законного царя Дмитрия» вызывала большие надежды на перемены в жизни, поэтому город за городом заявлял о поддержке самозванца. Не встречая сопротивления на своем пути, Лжедмитрий подошел к Москве, где к тому времени скоропостижно скончался Борис Годунов. Московское бо-ярство, не принявшее в качестве царя сына Бориса Годунова, дало возможность самозванцу утвердиться на российском престоле.
    Однако он не торопился выполнить данные им ранее обещания — передать Польше окраинные русские области и тем более обратить русский народ в католичество. Лжедмитрий не оправдал
    надежд и крестьянства, поскольку стал проводить ту же политику, что и Годунов, опираясь на дворянство. Бояре, использовавшие Лжедмитрия для свержения Годунова, теперь ждали только повода, чтобы избавиться от него и прийти к власти. Поводом для свержения Лжедмитрия послужила свадьба самозванца с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Прибывшие на торжества поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, бояре во главе с Василием Шуйским 17 мая 1606 г. подняли восстание против самозванца и его польских сторонников. Лжедмитрий был убит, а поляки изгнаны из Москвы.
    После убийства Лжедмитрия русский престол занял Василий Шуйский. Его правительству пришлось бороться с крестьянским движением начала XVII века ( восстание под руководством Ивана Болотникова), с польской интервенцией, новый этап которой начался в августе 1607 г. (Лжедмитрий II). После поражения под Волховом правительство Василия Шуйского было осаждено в Москве польско-литовскими интервентами. В конце 1608 г. многие районы страны оказались под властью Лжедмитрия II, чему способствовал новый всплеск классовой борьбы, а также рост противоречий среди русских феодалов. В феврале 1609 г. правительство Шуйского заключило договор со Швецией, по которому за наем шведских войск уступало ей часть русской тер-ритории на севере страны.
    С конца 1608 г. началось стихийное народно-освободительное движение, возглавить которое правительство Шуйского сумело только с конца зимы 1609 г. К концу 1610 г. были освобождены Москва и большая часть страны. Но еще в сентябре 1609 г. началась открытая польская интервенция. Поражение войск Шуйского под Клушино от армии Сигизмунда III в июне 1610 г., выступление городских низов против правительства Василия Шуйского в Москве привели к его падению. 17 июля частью боярства, столичного и провинциального дворянства Василий Шуйский был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. В сентябре 1610 г. он был выдан полякам и увезен в Польшу, где и умер в заключении.
    После свержения Василия Шуйского власть оказалась в руках 7 бояр. Это правительство получило название «семибоярщины». Одним из первых решений «семибоярщины» было постановление не избирать царем представителей русских родов. В августе 1610 г. эта группировка заключила со стоящими под Москвой поляками договор, признававший русским царем сына польского короля Сигизмунда III — Владислава. В ночь на 21 сентября польские войска были тайно впущены в Москву.
    Агрессивные действия развернула и Швеция. Свержение Василия Шуйского освободило ее от союзнических обязательств по договору 1609 г. Шведские войска оккупировали значительную часть севера России и захватили Новгород. Страна оказалась перед прямой угрозой утраты суверенитета.
    В России росло недовольство. Появилась идея создания всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. Его возглавил воевода Прокопий Ляпунов. В феврале-марте 1611 г. войска ополченцев осадили Москву. Решающее сражение произошло 19 марта. Однако освободить город пока не удалось. Поляки по-прежнему оставались в Кремле и Китай-городе.
    Осенью того же года по призыву нижегородца Кузьмы Минина стало создаваться второе ополчение, руководителем которого был избран князь Дмитрий Пожарский. Первоначально ополчение наступало по восточным и северо-восточным районам страны, где не только образовывались новые районы, но и создавались правительства и администрация. Это помогло войску заручиться поддержкой людьми, финансами и припасами всёх важнейших городов страны.
    В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. Польский гарнизон испытывал огромные лишения и голод. После удачного штурма Китай-города 26 октября 1612 г. поляки капитулировали и сдали Кремль. Москва была освобождена от интервентов. Попытка польских войск вновь взять Москву провалилась, и Сигиз-мунд III потерпел поражение под Волоколамском.
    В январе 1613 г. собравшийся в Москве Земский собор принял решение об избрании на российский престол 16-летнего Михаила Романова, сына митрополита Филарета, находившегося в это время в польском плену.
    В 1618 г. поляки вновь вторглись в Россию, но были разгромлены. Польская авантюра закончилась перемирием в деревне Деулино в том же году. Однако Россия потеряла Смоленск и северские города, которые смогла вернуть только в середине XVII века. На родину вернулись русские пленные, в том числе и Филарет, отец нового русского царя. В Москве он был возведен в патриарший сан и сыграл в истории значительную роль как фактический правитель России.
    В жесточайшей и суровой борьбе Россия отстояла свою независимость и вступила в новый этап своего развития. Фактически на этом кончается ее средневековая история.

  5. PeaceDeath Ответить

    Включение Средней Азии в состав Российской империи завершило формирование её границ, с которыми она вошла в XX в. Принятое в 1892 г. Положение об управлении Туркестанским краем закрепило за новыми подданными все те права, которые имелись у жителей других районов империи. Но при этом сохранилось существовавшее ранее судопроизводство (за исключением преступлений против русских, православной веры, собственности и некоторых других). Местное население было освобождено от обязательной военной службы, активно участвовало в управлении краем. При этом многие должности замещались путём выборов. Политический надзор в городах, а также полицейские функции находились в руках местных жителей. В условиях нехватки воды лица из числа коренного населения осуществляли и контроль за ирригационными сооружениями, за распределением водных ресурсов. Как оседлые, так и кочевые жители края имели специальную систему народных судов, избираемых населением из жителей соответствующих волостей. Этот народный суд совершался публично и гласно.
    Следует отметить и тот факт, что с приходом российской власти в Среднеазиатский регион здесь заметно смягчилось уголовное законодательство, были отменены смертная казнь, телесные наказания за многие преступления. Были значительно снижены налоги.

  6. Felothris Ответить

     О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

    4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть. Повиноваться власти Его не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает.
    5. Особа Государя Императора священна и неприкосновенна.
    6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство Престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского: но Супруг Ее не почитается Государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с Супругами Государей, кроме титула.
    7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственною Думою.
    8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру в Государственном Совете и Государственной Думе.
    9. Государь Император утверждает законы, и без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.
    10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего Государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от Него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим Его Именем и по Его повелениям.
    11. Государь Император, в порядке верховного управления, издает, в соответствии с законами, Указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.
    12. Государь Император есть Верховный Руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского Государства.
    13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.
    14. Государь Император есть Державный Вождь российской армии и флота. Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Государем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.
    15. Государь Император объявляет местности на военном или исключительном положении.
    16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и опредение внешнего ее вида.
    17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.
    18. Государь Император, в порядке верховного управления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями Государственной службы.
    19. Государь Император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также право состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.
    20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную Его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых Государевыми, кои, всегда принадлежа Царствующему Императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.
    21. Государю Императору, как Главе Императорского Дома, принадлежат, согласно учреждению о Императорской Фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же определяются так же устройство состоящих в ведении Министра Императорского Двора учреждений и установлений, равно как и порядок управления оными.
    22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение Именем Императорского Величества.
    23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождения их от суда и наказания, а также сложение в путях Монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.
    24. Постановления свода законов о порядке наследия Престола, о совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке, о вступлении на Престол и о присяге подданства, о священном короновании и миропомазании, о титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе и о вере сохраняют силу Законов Основных.
    25. Учреждение о Императорской Фамилии, сохраняя силу Законов Основных, может быть изменяемо и дополняемо только Лично Государем Императором в предсказываемом Им порядке, если изменения и дополнения сего Учреждения не касаются законов общих и не вызывают нового из казны расхода.
    26. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются Председателем Совета Министров либо Главноуправляющим отдельною частью и обнародываются Правительствующим Сенатом.

    Глава вторая.

    О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ.

    27. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *