В каких формах социальных общностей отсутствует социальный контроль?

15 ответов на вопрос “В каких формах социальных общностей отсутствует социальный контроль?”

  1. Куратор Анна Ответить

    II. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностных интересов и эмоциональных реакций.
    Социальная структура толпы очень проста и обычно сводится к разделению на лидеров и всех остальных. Но толпа – это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди стараются избегать межличностного контакта. Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к [не явному, но] богатому впечатлениями взаимообмену. Толпы сильно различаются по характеру и поведению, легко трансформируются. Ибо имеются
    Общие признаки толпы:
    1) Внушаемость. У людей в толпе она намного выше, чем вне ее. Люди в толпе принимают мнения, чувства и действия большинства.
    2) Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным. Толпа действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.
    3) Спонтанность. Люди в толпе не задумываются над своими действиями, их поведение зависит исключительно от эмоций.
    4) Неуязвимость. Люди в толпе анонимны; они начинают чувствовать себя вне социального контроля. Каждый в толпе как бы снимает с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
    Виды толпы:
    Случайная толпа – обладает наиболее неопределенной структурой. Людей здесь объединяет либо незначительная цель, либо вообще бесцельное времяпровождение (собрание людей на улице, где что-то произошло). Индивиды в такую толпу слабо эмоционально включены и могут свободно отделить себя от нее.
    Обусловленная толпа – собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное. Поведение ее членов находится под воздействием определенных, заранее обусловленных социальных норм (толпа на стадионе, на концерте, на митинге).
    Экспрессивная толпа – социальная квазигруппа, которая организуется в целях личностного удовлетворения ее членов. Активность людей здесь сама по себе уже является целью и результатом (например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали).
    Действующая толпа (сборище) – эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к активным (насильственным) действиям. Их лидеры обычно однонаправленны в своих агрессивных намерениях, они требуют от всех остальных членов такой толпы строгого конформизма. Действия направляются на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище распадается (например, митингующая толпа).
    Кроме сборища есть и другая форма действующей толпы – восставшая толпа. Это – насильственный и деструктивный коллективный взрыв (эмоций). При восстании поведение менее структурированно, менее целенаправленно, но более неустойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп со своими целями, но действующих в критический момент сходным образом. Поэтому она максимально подвержена различным случайным воздействиям, имеет максимальную непредсказуемость поведения.

  2. LolyDoly_FUN Ответить

    Таким образом, социальный контроль – это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.
    Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).
    Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:
    – стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);
    – экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);
    – морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина – соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);
    – физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);
    – моральная и психологическая защита работника и др.
    Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.
    Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.
    Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля – внешний, взаимный и самоконтроль.
    При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.
    Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой – способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.
    Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.
    Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.
    Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.
    В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.
    В-четвертых, любой контроль – это способ поддержания власти, подчинения: ослабляется контроль, – ослабевает и влияние на людей.
    Взаимный контроль возникает в ситуации, при которой носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Тем самым либо дополняется, либо замещается административный контроль. Контролировать друг друга с точки зрения дисциплины в сфере труда способны не только отдельные индивиды (данный опыт довольно широко распространен на Западе), но и целые группы, если они достаточно сплочены на основе материального и морального интереса. Существуют различные формы взаимного контроля – коллегиальный, групповой, общественный.
    Самоконтроль – это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля – сокращение контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, он дает работнику чувство свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен.
    Недостатками самоконтроля являются в основном два обстоятельства: каждый работник в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется только при таких его личностных качествах, как сознательность, нравственность, порядочность и т.д.
    В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.
    1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения. При сплошном социальном контроле постоянному наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности; объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.
    При избирательном контроле его функции относительно ограничены, распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Выбор типа социального контроля определяется многими факторами: индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации).
    На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если серьезные нарушения не отмечаются достаточно длительное время, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции вновь пробуждаются, принимая «на всякий случай» сплошной характер.
    2. Содержательный и формальный. Основанием для выделения этих типов социального контроля является то обстоятельство, что любые системы отношений и деятельности (как и все в природе) имеют свою форму и содержание.
    Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, действенность контроля, а понятие «формальный» – его поверхностность, видимость, непринципиальность. В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергается не качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности. Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации: пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы; внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.
    Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.
    3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется степенью осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, кто оказывается объектом этих функций. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных или неформальных контролеров, сбора информации через посредников.
    Важный аспект социального контроля – определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неожиданность социального контроля, что способствует его открытому характеру.
    Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы – совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, – регулирующие их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В нормах, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они являются эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.
    Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций. Санкция –предохранительная мера, применяемая к нарушителю социальных ограничений и имеющая для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции бывают формальные — применяемые администрацией в соответствии с установленными критериями и законодательством, и неформальные –спонтанная реакция членов трудовой организации (коллективное осуждение, отказ от контактов и т.д.). Санкции и поощрения, противодействуя нежелательным поведенческим актам и побуждая работников к соответствующему трудовому поведению, способствуют формированию у них сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.

  3. Shalitius Ответить

    Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.
    Социальный контроль — это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.
    В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.
    Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.
    Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.
    Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    Социальные нормы

    Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.
    Правовые нормы – это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.
    Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.
    К социальным нормам обычно относят:
    групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
    социальные обычаи (например, гостеприимства);
    социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
    общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
    социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

    Социальная санкция

    Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.
    Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.
    Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.
    Выделяют следующие механизмы социального контроля:
    изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
    обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
    реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

    Типы социальных санкций

    Санкции
    Позитивные (поощрения)
    Негативные (наказания)
    Формальные (официальные)
    Медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, титулы, грамоты
    Штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, казнь
    Неформальные (неофициальные)
    Похвала, одобрение, комплименты, слава, хорошие отзывы, aплодисменты, улыбка
    Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот
    Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.
    В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются человеком так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

    Типы социального контроля

    В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.
    Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.
    Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.
    Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.
    В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.
    Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
    Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.
    Сознание человека – это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.
    Совесть – способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.
    Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.
    В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.
    Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

  4. АхмедOFF Ответить

    Социальное поведение– совокупность поступков и действий индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, затрагивающая интересы других индивидов и общностей. В поведении проявляются социальные качества человека, особенности его воспитания, культурного уровня, темперамента, его потребности, убеждения. В нем формируется и реализуется его отношение к окружающей природной и социальной действительности, к другим людям и к себе. В социологии принято выделять две формы поведения – нормативную и ненормативную.
    Нормативное поведение– вся совокупность действий и взаимодействий, регулируемых общепринятыми нормами. Этот тип поведения призван поддерживать устоявшиеся в обществе традиции, обычаи и формы взаимодействий между людьми.
    Девиантное поведение– тип поведения, отклоняющийся от господствующих в обществе правил и норм и не согласующийся с ожиданиями общества В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе и обществу выделяют: 1) деструктивное поведение– поведение причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм; 2) асоциальное поведение– поведение причиняющее вред личности и социальным общностям и проявляющееся в наркомании, самоубийстве: 3) противоправное поведение– поведение, представляющее собой нарушение моральных и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
    В социальной среде часто формируется конформное поведение. Конформное поведение– совокупность действий, основанных на некритическом принятии человеком чужого неправильного мнения, сопровождаемых искренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек не сомневается. Конформное поведение отличает людей, у которых отсутствует противоречие с социальной средой. Они являются носителями ценностей и интересов коллектива.
    Социальное поведение регулируется системой правил, норм и санкций, объединяемых процессом социального контроля. Социальный контроль– система предписаний, запретов, убеждений и мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам. Оно упорядочивает взаимодействие между индивидами.
    Категоризация– элемент социального контроля осуществляющий функцию выделения типичного в социальных действиях индивида. Она влияет на формирование общественного сознания и на самоопределение индивида в обществе.
    Общественное сознание– элемент социального контроля, определяющий общественную позицию и выбор индивида. Оно регулирует его поведение в соответствии с существующими в обществе нормами и при помощи социальных санкций.

  5. Полина Кулыгина Ответить

    Социология
    1.Ниже представлен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к критериям социальной стратификации:
    1. Образование 2. Доходы 3. Власть 4. Мораль 5. Авторитет 6. Престиж профессии
    2. Выберите верные суждения о видах социальных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Социальные нормы делятся на приписываемые и достигаемые
    2. Нормы права могут не соответствовать нормам морали
    3. Социальные нормы всегда позволяют оценить поведение личности с позиций добра и зла
    4. В светском государстве граждане обязаны соблюдать религиозные нормы
    5. Через усвоение социальных норм осуществляется социализация индивида
    3. Назовите три основания классификации социальных конфликтов. Используя одну из названных Вами классификаций, укажите виды конфликтов и приведите пример.
    4. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. В молодежной среде существуют ценностные расхождения
    2. Социальный статус молодежи основывается на возрастных особенностях и е меняется в обществах разных типах
    3.Социально – психологические особенности молодежи проявляются в создании молодежной субкультуры
    4. Социальная группа молодежь включает только тех, кто получает образование
    5. Создание семьи и профессиональная деятельность – главные критерии выделения социальной демографической группы молодежь
    5. Книга «Юности честное зерцало» содержала поучения молодым дворянам, например: «Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но не много говорить. Потом слушать и потом мнение свое, что достойно, предъявить». О каком виде социальных норм говорится в условии задания? Назовите и раскройте две любые другие социальные нормы.
    6. 11 – ик подготовил выступление на тему: « Отклоняющееся поведение». Найдите в приведенном ниже списке понятия, непосредственно связанные с темой выступления. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Девиантное поведение
    2. Социальная норма
    3. Делинквентное поведение
    4. Социальная мобильность
    5. Массовая культура
    6. Социальные санкции
    7. Выберите верные суждения о социальной мобильности и ее видах и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Социальная мобильность возможна только для социальной группы
    2. Достижение детьми иного по сравнению с родителями социального статуса называют межпоколенной мобильностью
    3. Миграцию можно рассматривать как проявление социальной мобильности
    4. Смена места жительства без изменения социального статуса – пример горизонтальной мобильности
    5. В современном обществе брак перестал быть каналом социальной мобильности
    8. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    Характеристики
    А) ориентация на модель приемлемого поведения в обществе
    Б) оценивает мир с позиций прекрасного или безобразного
    В) основные оценочные категории – добро и зло
    Г) соблюдение правил приличия
    Д) отражение в золотом правиле нравственности
    Виды социальных норм
    1. Этическая норма
    2. Эстетическая норма
    3. Этикет
    9. Выберите верные суждения о социальном неравенстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Социальное неравенство отсутствует в постиндустриальном обществе
    2. В основе социального неравенства лежит возможность обладать какими – либо благами или ее отсутствие
    3. Социальное неравенство отражается в системе социальной стратификации
    4. Критериями социального неравенства могут служить права и обязанности граждан
    5. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются социальным неравенством
    10. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Отклоняющееся поведение проявляется только в критических ситуациях
    2. Критерием оценки отклоняющегося поведения является степень его соответствия социальным нормам
    3. Преодолеть негативное отклоняющееся поведение невозможно, так как оно всегда связано с биологическими факторами
    4. Отклоняющееся поведение может быть индивидуальным и массовым
    5. Позитивное отклоняющееся поведение не отвечает сложившимся в обществе ожиданиям
    11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социальная стратификация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях социальной стратификации в современном обществе, и одно предложение, характеризующее социальную стратификацию в традиционном обществе.
    12. Выберите верные суждения о первичных социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Первичные социальные институты создаются по указанию представителей политической власти в разных сферах жизни общества
    2. Первичные социальные институты – это одна из форм осуществления духовной деятельности людей
    3. Первичные социальные институты регулируют совместную деятельность множества людей, связанную с удовлетворением фундаментальных общественных потребностей
    4. К первичным социальным институтам относят семью и государство
    5. Признаком формирования первичного социального института является выработка норм, традиций,
    обычаев, которые закрепляют одобряемый обществом образ действий
    13. Назовите три критерия социальной стратификации и проиллюстрируйте каждый из них примером
    14. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Семья – это этническая общность и социальный институт
    2. В нуклеарной семье бубушки, дедушки, братья, сестры со своими семьями живут сообща, под одной крышей
    3. Мнение детей учитывается при принятии решения в семьях партнерского типа
    4. Заключение брака является одной из социальных функций семьи
    5. Семья – это малая социальная группа, основанная на родстве браке или усыновлении
    15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие социализация? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социализации, и одно предложение об агентах социализации при осуществлении одного из указанных видов
    16. Установите соответствие между примерами и факторами социализации и спецификой их действия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    Факторы социализации
    А) реализация программы общего образования
    Б) общественно – полезная деятельность, в которой участвует человек
    В) семейное воспитание
    Г) чтение подростком художественной литературы
    Д) политическая ситуация в мире
    Специфика действия
    1. Действует целенаправленно
    2. Действует стихийно
    17. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Признаками этнической общности являются единство языка, культуры и общая историческая память, которая находит отражение в этническом самосознании
    2. Единство экономки и прочные экономические связи лежат в основе формирования этносов
    3. Одним из признаков этноса является наличие письменности
    4. Каждый этнос развивается обособленно, исключая контакты с другими этническими общностями
    5. К этническим общностям относят род, племя, народность и нацию
    18. Выберите верные о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Социальные нормы – это общие и общеобязательные правила поведения индивидов и социальных групп в обществе
    2. Социальные нормы – это предписания, которые создаются правящей элитой для регулирования общественных отношений
    3. Социальные нормы являются образцами ролевого поведения
    4. Невыполнение социальных норм влечет за собой применение тех или иных социальных санкций
    5. Социальные нормы лежат в основе социального контроля
    19. Вам поручено подготовить развернутый план ответа по теме: Социальный контроль и отклоняющееся поведение
    20. Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1. Социальный конфликт – это форма общественного взаимодействия, выраженная в противоборстве взглядов, интересов, ценностей
    2. Причиной социального конфликта может быть дискриминация социальной группы
    3. Социальный конфликт – это разрушение социальной структуры, которое имеет негативные последствия
    4. Критерием выделения локальных, региональных, межгосударственных и глобальных конфликтов является форма противоборства субъектов конфликта
    5. Социальные конфликты могут возникать стихийно
    21. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1. Социальный контроль – это способ воздействия личности или социальной группы в обществе
    2. Социальный контроль регулирует социальные взаимодействия
    3. Отсутствие социального контроля обеспечивает устойчивость общества
    4. В структуру социального контроля входят социальные нормы и социальные санкции
    5. По критерию направленности различают формальный и неформальный социальный контроль
    22. Семья является одним из первичных социальных институтов. Приведите три признака семьи как социального института и раскройте один из признаков.
    Ответы.
    1. 45
    2. 25
    3. Три основания классификации конфликтов:
    А) сфера проявления
    Б) субъекты конфликта
    В) длительность
    Г) форма развития
    Виды конфликтов
    А) экономические, политические, религиозные, этносоциальные
    Б) межличностные, между личностью и группой, межгрупповые
    В) кратковременные, длительные, повторяющиеся
    Г) мирные, вооруженные
    Виды конфликтов:
    А) борьба партий за власть (политический конфликт)
    Б) противостояние между Чацким и фамусовским обществом (между личностью и группой)
    В) ближневосточный конфликт ( длительный)
    Г) гражданская война (вооруженный)
    4. 13
    5. Ответ на вопрос: этикет
    Две социальные нормы:
    А) нормы морали (оценка поступков с позиции добра и зла)
    Б) нормы права (оценка поступков с позиций правомерности и противоправности)
    В) религиозные нормы (оценка поступков в соответствии с религиозным учением)
    6. 1236
    7. 234
    8. 32131
    9. 234
    10. 245
    11. Ответ: Иерархическое строении общества, расположение индивидов и групп сверху вниз по стратам, которые выделяются на основании определенных признаков
    К критериям социальной стратификации в современном обществе относят доходы, властные ресурсы, образование, профессию.
    В традиционном обществе основой стратификации было деление на сословия (касты).
    12. 345
    13. Критерии стратификации:
    А) доходы, собственность (собственность на средства производства лежит в основе выделения классов буржуазии и пролетариата)
    Б) образование (Иванов закончил вуз, а Петров – среднюю школу, по уровню образования они принадлежат к различным социальным группам)
    В) престиж профессии (получив профессии экономиста, бывший инженер по продажам в супермаркете Сидоров изменил свой социальный статус)
    Г) возможность использовать властные ресурсы (представители высшего класса в стране А имеют возможность влиять на политический курс государства, в отличие от представителей низшего и среднего класса)
    14. 35
    15. Социализация – освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.
    Различают первичную и вторичную социализацию.
    Первичная социализация происходит под влиянием семьи.
    16. 12122
    17. 15
    18. 345
    19. Понятие социальный контроль и его компоненты
    А) социальные нормы
    Б) социальные санкции
    Функции социального контроля
    А) поддержание общественного контроля
    Б) регулятивная
    В) социализации
    Г) интегративная
    Д) оценивающая
    Виды социальных санкций
    А) позитивные и негативные
    Б) формальные и неформальные
    Отклоняющееся поведение
    А) позитивное
    Б) негативное
    Делинквентное поведение и правовое противодействие ему
    Социальные причины негативного поведения:
    А) условия жизни и кризисные явления в обществе
    Б) проблемы процесса социализации
    В) негативное влияние агентов социализации
    20. 125
    21. 124
    22.
    Семья – форма организации людей, малая социальная группа
    Жизнедеятельность семьи регулируют социальные нормы;
    Семья удовлетворяет фундаментальные потребности людей
    Признак:
    Семья – малая социальная группа
    К социальным нормам, регулирующим существование семьи, относятся, например, нормы семейного права.
    Фундаментальной потребностью, которую удовлетворяет семья, является потребность в продолжении человеческого рода

  6. Kazahn Ответить

    Пояснение.Социальный контроль — это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основные средства социального контроля заключаются в следующем:Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.Воспитание — процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.Принуждение — применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются: изоляция (отлучение девианта от других людей, например, заключение в тюрьму), обособление (ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества, например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу), реабилитация (подготовка девиантов к нормальной жизни, например, в группах анонимных алкоголиков).Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением — да, верно.2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации — да, верно.3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение — нет, неверно.4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям — да, верно. Например, образовательное учреждение может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки, в случае, если родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами — да, верно. Например, деятельность опричников в эпоху Ивана Грозного.
    Ответ: 1245.

  7. Karol odnoklassnikov Ответить

    Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции – это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.
    Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний:
    1. Назовите основные признаки и важнейшие черты социальных процессов?
    2. Что означает глобализация социальных процессов в современном мире?
    3. В чем заключаются отличия между процессами приспособления и кооперации?
    4. Какие отличия между процессами конкуренции, соперничества, конфликта, дезорганизации?
    5. Выделите основные социальные процессы в современной Украине?
    6. В каких формах совершается социальный процесс?
    7. Что такое социальный контроль, и какие задачи он выполняет?
    8. Какие виды социальных общностей вы знаете?
    9. Перечислите основные типы социальных изменений?
    10. Какие факторы влияют на социальные изменения?
    Тема 4: Социальные институты и социальные организации общества
    Содержание темы:
    1.Функции и виды социальных институтов.
    2.Процессы институционализации.
    3.Структура и виды социальных организаций.Личность в системе социальных связей.
    Основные понятия и термины:
    Социальный институт, совместная деятельность людей, социальные нормы, социальное поведение, социальное действие, процесс институционализации, функции социальных институтов, социальные организации.
    1. Функции и виды социальных институтов
    Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюркгейма исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:
    1. Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами,институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее,
    существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида.
    2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность; Фактически это в несколько иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда
    любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях.
    3. Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид
    не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против своего желания, осознанно или неосознанно, но мы все вынуждены
    выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае
    могут наступить негативные санкции.
    4. Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на: легитимацию, т.е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом
    наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы.
    5. Институты обладают качеством историчности. Институты – это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях, переживаемых индивидом,
    институт уже существовал до того, как он родился, и будет после того, как он умрет. Значения, воплощенные в институте, аккумулировались в течение долго времени несметным
    числом индивидов.
    Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий – главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
    Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
    Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, в возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных институтов.
    Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих функций складывается в общесоциальные функции институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определеннойупорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая институциональная школа”. Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделиличетыре основных функции социальных институтов: 1) Воспроизводство членов общества.Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.2) Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности– институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля – органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.2) Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Ихсовокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставятцелью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие– механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (подоговору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования ифункционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целейдеятельности института, неопределе
    нности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в “символическую”, ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели. Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своимстатусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств. Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой “теневой экономики”, выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность. Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов:простую и сложную. Простые социальные институты – организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижениецелей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Формирование в обществе четко налаженных, регламентированных, контролируемых и устойчивых взаимодействий – главный путь развития общества. Содержание социальных институтов, их набор, система социальных регуляторов определяют общественный строй и, соответственно, экономический, политический тип культуры, образования и т.д.
    Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости общества, насколько оно способно надежно, устойчиво, на профессиональном уровне удовлетворять разнообразные потребности индивидов.
    Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, в возникновении новых социальных институтов, во-вторых, в развитии, совершенствовании уже сложившихся социальных институтов

  8. Bladeseeker Ответить

    Они очень разные и разной степени строгости.
    Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействие людей.
    Образец – культурное образование, которое определяет, как индивид должен реагировать на ситуацию, важную для него и его окружения. Наиболее часто повторяющийся способ поведения в определенных ситуациях.
    Цель социального контроля – ограничение девиантного поведения.
    Средства обеспечения социального контроля:
    социализация
    групповое давление (вознаграждение/улыбки, кивки, повышение в должности/, наказание, убеждение)
    принуждение государственного аппарата
    Методы социального контроля:
    · изоляция – отлучение индивида от других
    · обособление – ограничение контактов
    · реабилитация – возвращение к нормальной жизни
    Одна из форм социального контроля — представления о гендере.
    Субординация женщин и мужчин – важнейший элемент, на котором держится социальный порядок. Социальные условия для одних благоприятны, для других – нет. Они подчиняются, другие – командуют. Люди неравны, почему же они мирятся с таким положением дел. Почему соблюдается социальный порядок? Добровольное подчинение объясняется тем, что оно воспринимается как естественное, обусловленное самой природой.
    П. Бурдье показывает на примере мужского доминирования (этнографический материал крестьяне – берберы в Алжире)
    Во-первых, природа интерпретируется через бинарные оппозиции: высокое/низкое, сухое/влажное, светлое/темное, и т.д.
    Все они пронизаны ассоциациями с мужское/женское. Женское связывает с теплом очага, терпением, слабостью.
    Представления/стереотипы о полах настолько вплетены в нас в процессе социализации, что мы этого можем и не осознавать. Мы даже не замечаем, как влияют половые различия на наше поведение. Они укореняются в нас с первых дней жизни.
    ПР. Джен Морис, знаменитая писательница, была Джеймсом Морисом. Она описала опыт человека, который изменив свой пол, ощутил себя в разных мирах. Она сделала такое наблюдение – менялась не только реакция окружающих людей, но и ее собственная. Если ее считали некомпетентной в открывании пробок, или тонкостях вождения автомобиля, она начинала вести себя соответственно.
    ПР. Г. Гарфинкель посвятил работу анализу «индивидуального случая» изменения полового статуса. Основной эмпирический материал – интервью с Ангнессой, девятнадцатилетней девушкой, рожденной и воспитывавшейся до 17 лет как мальчик и сознательно сменившей пол. С токи зрения генетики Агнесса представляла редкий случай гормональной феминизации в подростковом возрасте. Мужские органы соседствовали с женскими вторичными половыми признаками. Внешне – привлекательная девушка. До момента поступления в клинику Агнесса жила уже два года в облике девушки и ощущала себя женщиной. Был жених. Сделала операцию. Позже призналась, что никаких биологических дефектов, которые бы вели к феминизации в подростковом возрасте не имела. Она тайно с 12 лет принимала экстрогены (женские половые гормоны), прописанные матери после серезной хирургической операции.
    В 50-х гг. Х. Беньямин впервые описал трансексуализм с научной точки зрения как патологическое состояние личности, заключающееся в расхождении между биологическим и психическим полом.
    С 60-70 хх. начали разделять понятия «пол» (в англ. sex) – биологический пол, физические признаки и «гендер» (в англ. gender) – социальный пол, обусловленный социо-культурными особенностями, обусловленные культурой половые различия. Как сказала Симона де Бовуар «Женщинами не рождаются, ею становятся». Тоже можно сказать и о мужчине. Поведение связано с усвоением комплекса норм, привязанных в культуре к определенному полу. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и феминный). Они формируются через изучение женской и мужской идентичности – феминности и маскулинности.
    Если пол человека определяется биологически, то гендер – культурная и социальная конструкция. Основной политический и теоретический вопрос заключается в том, связан ли гендер с биологией и определяется ли ею. Всегда ли отличия в поведении связаны с биологией. На сегодня не установлено однозначно степень влияния биологии на идентификацию.
    Например, в ХIХ веке медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Диагноз «истерия» считался женским и связывался с наличием матки. Эти взгляды были оспорены феминистками
    ПР. в большинстве культур женщины большую часть своей жизни отдают детям, поэтому не могут принимать активное участи в войне или охоте.
    ПР. родились близнецы, но одному повредили орган и решили реконструировать ему половые органы, чтобы они стали женскими. После этого, воспитывали как женщину. Росли типичные мальчик и девочка. Куклы, замуж, помощь по хозяйству и машинки, милиционер. Но когда узнала о происхождении своего пола, то высказала неуверенность в гендере.
    Т.е. идентификация зависит от ярлыка, который дали человеку с детства. В нормальной ситуации эти ярлыки соответствуют биологическим отличиям в хромосомах, гормонах и анатомии.
    Научение гендеру происходит в процессе социализации. С девочками и мальчиками по-разному разговаривают, разные игрушки.
    ПР. изучение сказок показало, что там в качестве героев значительно чаще выступают мужчины. А если принять во внимание зверей с гендерними признаками, то соотношение 95 к 1. Там мужчины в авантюрных приключениях, а женщины – дома, ждут их, пассивны, или баба-яга.
    Т.е. уже в сказках отражено отношение к гендеру и распределение гендерных ролей. Поэтому феминистки переписывают известные сказки (Золушка разочарована в принце и решает притворится, что туфелька ей давит).
    ПР. тоже и в мультиках. Активные преследователи и герои – мужчины.
    ПР. Изучали, каким игрушкам дети отдают предпочтение. Анализировали отношение к игрушкам, которые традиционно являются женскими, мужскими, нейтральными. И дети, и взрослые одинаково относили игрушки к соответствующему полу. В Италии дети выбирали дифференцированные по полу игрушки чаще, чем в Голландии, что связано с большей традиционностью итальянской культуры. В обоих обществах девочки высказывали желание поиграть с мальчиковыми и нейтральными игрушками намного чаще, чем мальчики выбирали девочковые.
    Поэтому многие авторы говорят о том, что маскулинность – это испытание, а не только власть, за что критикуют феминистки западную культуру – за андроцентризм современной культуры. Т.е. за то, что реальный социальный мир культуры ориентирован на мужчину.
    Признаки:
    •отождествление понятия «человек» и «мужчина» (во многих языках обозначаются одним словом)
    •разделение языка на мужской и женский основано на реальной социальной ассиметрии
    •мужская физиология определяет большее количество видов спорта
    •женщина «выпадает» из социальной жизни в связи с рождением ребенка
    •неудобная одежда (короткие юбки сковывают движения и заставляют постоянно контролировать себя)
    Общество ожидает определенного поведения. Гендер не просто существует, мы каждый день «подтверждаем» свой гендер во взаимодействиях. Польза от ликвидации гендерных различий, к чему стремятся феминистки – вопрос (дать эссе).
    Все социальные нормы сопровождаются санкциями и направлены на поощрение общепринятого поведения, общепринятых образцов действия и предотвращение отклонений от него (девиации, «девиантности», от лат. «отклонение»).

  9. Ararn Ответить

    Выделяется два типа социального контроля:
    Внутренний контроль – самоконтроль. В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести.
    Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение социальных норм. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль выражается в таких формах, как одобрение или осуждение со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых, общественное мнение, традиции, обычаи. Неформальный контроль неэффективен в большой группе. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах – законах, указах, инструкциях, постановлениях. Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.
    Возможны три основные формы внешнего контроля:
    1. изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;
    2. обособление – ограничение контактов, неполная изоляция, например в колонии, психбольнице;
    3. реабилитация – подготовка к возвращению к нормальной жизни (например, реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей).
    Когда человек нарушает существующие в обществе нормы, правила, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т. п. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или сообщества людей является отклонением, то для другого может быть привычкой.
    Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем. Отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
    Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (буквально – преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение к моральным нормам данной группы, а делинквентное – абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
    Существует немало социологических теорий девиантного поведения.ост 19э10
    Роберт Мертон (1910–2003) считает единственным типом недевиантного поведения конформность – согласие с целями общества и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:
    1. инновация – предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;
    2. ритуализм – связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом забывается цель – а для чего все это?
    3. ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения. К ретретистам относятся алкоголики, наркоманы, бомжи, и т. п.
    4. бунт – отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.
    Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории.
    В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом.
    Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми. Постепенно он и сам начинает себя считать девиантом. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального общения, что способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности.
    В рамках своей концепции Мертон отталкивается от того, что девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. Понятие аномии в науку ввел основоположник социологии девиантного поведения Эмиль Дюркгейм (1858–1917).
    Под аномией Дюркгейм понимал состояние общества, когда отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Главное для Дюркгейма в общественной жизни – социальная солидарность, и всяческие отклонения от нее он считает проявлением социальной дезорганизации. Дюркгейм подчеркивал необходимость именно социологического подхода к проявлениям социальной патологии как социально детерминированным явлениям.
    Состояние аномии способствует усугублению различных форм девиантного поведения. Вообще же общество без социальной патологии невозможно. Дюркгейм считает, что преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности невозможно.
    Толкотт Парсонс объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида. В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми. Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает приспособленческой либо отчужденной, активной либо пассивной.

  10. Kigaktilar Ответить

    Социальный контроль – это деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества различными средствами социального воздействия. При этом важно обеспечить соответствие трудового поведения общепринятым социальным нормам.
    К отличительным признакам социального контроля относят упорядоченность, формализованность, категоричность требований, предъявляемых к индивиду, их нормативность, обеспеченность как формальными, так и неформальными санкциями.
    Социальный контроль имеет сложную структуру,которую составляют три взаимосвязанных процесса:
    – наблюдение поведения;
    – оценка поведения с точки зрения социальных норм;
    – реакция на поведение в форме санкций.
    Чаще всего основанием для деления социального контроля на различные виды является субъективность его осуществления.
    В зависимости от субъекта обычно различают следующие виды социального контроля:
    1. Административный контроль.Осуществляют представители администрации предприятия, руководители различных уровней в соответствии с нормативными документами. Этот вид контроля называется также внешним, поскольку его субъект не включен в непосредственно контролируемую систему отношений и деятельности, находится вне этой системы.
    Недостатки административного контроля проявляются в том, что он не всегда может быть всеохватывающим и оперативным; вполне вероятна и его необъективность.
    2. Общественный контроль.Осуществляется общественными организациями в рамках, предусмотренных уставами или положениями об их статусе. Эффективность общественного контроля обусловлена организованностью, структурированностью и сплоченностью соответствующих общественных организаций.
    3.Групповой контроль.Это взаимный контроль членов коллектива. Различают групповой контроль формальный (рабочие собрания и конференции, производственные совещания) и неформальный (общее мнение в коллективе, коллективные настроения).
    Среди преимуществ взаимного контроля отмечают прежде всего простоту механизма надзора, поскольку нормальное или отклоняющееся поведение наблюдается непосредственно. Вместе с тем взаимный контроль также имеет недостатки. Прежде всего это субъективизм: если отношениям между людьми свойственны конкуренция, соперничество, то они, естественно, предрасположены несправедливо приписывать друг другу какие-то нарушения дисциплины, предубежденно оценивать организационно-трудовое поведение друг друга.
    4. Самоконтроль.Представляет собой осознанное регулирование собственного трудового поведения на основе самооценок и оценок на соответствие существующим требованиям и нормам. Основное преимущество самоконтроля — ограничение необходимости специальной контрольной деятельности со стороны администрации. Самоконтроль имеет два основных недостатка: каждый субъект в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, более либерален к себе, нежели к другим; В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (поощрения, взыскания) и моральный (презрение, уважение).

  11. Filentin Ответить

    Пояснение.Социальный контроль — это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основные средства социального контроля заключаются в следующем:Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.Воспитание — процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.Принуждение — применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются: изоляция (отлучение девианта от других людей, например, заключение в тюрьму), обособление (ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества, например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу), реабилитация (подготовка девиантов к нормальной жизни, например, в группах анонимных алкоголиков).Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.1) Неформальный социальный контроль поведения индивида осуществляется его семьёй и ближайшим социальным окружением — да, верно.2) Социальный контроль предполагает целенаправленное воздействие на индивида в процессе его социализации — да, верно.3) Государство преимущественно неформально воздействует на индивидов, демонстрирующих отклоняющееся поведение — нет, неверно.4) Образовательные организации осуществляют социальный контроль по отношению к обучающимся и их семьям — да, верно. Например, образовательное учреждение может обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки, в случае, если родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.5) Социальный контроль в некоторых случаях может осуществляться общественно осуждаемыми средствами — да, верно. Например, деятельность опричников в эпоху Ивана Грозного.
    Ответ: 1245.

  12. ^VLAD^ Ответить

    Совесть– способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.
    Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.
    Социальный контроль, по сути, — это процесс, при помощи которого общество, отдельные его сферы, системы управления, подсистемы, социальные единицы определяют, правильны ли их действия или решения, нуждаются ли они в корректировке.
    Формы социального контроля[править | править вики-текст]
    Социальный контроль может осуществляться в институциональной и неинституциональной формах.
    1. Институциональная форма социального контроля реализуется посредством особого, специализирующегося на контрольной деятельности аппарата, представляющего собой совокупность государственных и общественных организаций (органов, учреждений и объединений).
    2. Неинституциональная форма социального контроля — особый вид саморегулирования, присущего различным общественным системам, контроль за поведением людей со стороны массового сознания.
    Его функционирование основано преимущественно на действии нравственно-психологических механизмов, состоящих из непрерывного мониторинга поведения других людей и оценок соответствия его социальным предписаний и ожиданиям. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами общества (организации, группы, общности), постоянно сопоставляя себя с ними, усваивая в процессе социализации определенные нормы поведения. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения.
    Разновидностью институционального социального контроля выступает государственный контроль.Среди видов государственного контроля выделяют: политический, административный и судебный.
    · Политический контроль осуществляется теми органами и лицами, которые реализуют полномочия верховной власти. В зависимости от политико-государственного устройства это — парламент, региональные и местные выборные органы. Политический контроль могут в определенной мере осуществлять получившие поддержку большинства народа политические партии, особенно представленные в органах власти.
    · Административный контроль осуществляется исполнительными органами всех ветвей власти. Здесь, как правило, реализуется контроль вышестоящих должностных лиц за действиями подчиненных, создаются инспекционные и надзорные органы, которые анализируют выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений, изучают эффективность и качество административной деятельности.
    · Судебный контроль осуществляют все имеющиеся в распоряжении общества суды: общие (гражданские), военные, арбитражные и конституционный суд.
    Однако одному государству сложно реагировать на множество социальных запросов и требований, что приводит к обострению социальных конфликтов, которые деструктивно влияют на характер общественной жизни. Для этого необходимо наличие эффективной обратной связи, обеспечивающей участие граждан в государственном управлении, важным элементом которой являетсяобщественный контроль. Поэтому, наряду с государственным контролем, особую форму контроля представляет общественный контроль — публичный контроль со стороны общества в лице общественности, отдельных граждан, социальных организаций и движений, общественного мнения. В современном демократическом обществе общественный контроль — это деятельность прежде всего сформировавшихся институтов гражданского общества, формального и неформального участия в них отдельных граждан и их объединений.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *