В каких произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны?

5 ответов на вопрос “В каких произведениях русских композиторов звучат колокольные звоны?”

  1. dr.vitus Ответить

    Колокольный звон в произведениях русских композиторов
    Любовь русского народа к колокольному звону проявилась в большом количестве народных песен, ему посвященных, начиная с детской песни – прибаутки «Бом – бом, тили – бом, загорелся Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.
    Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали – колокол.
    Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.
    При разработке проекта мы прослушали и вспомнили музыкальные произведения, которые звучали на уроках музыки и в которых русские композиторы использовали колокольные звоны. В опере Мусоргского «Борис Годунов» вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы – это Бориса венчают на престол. Тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же – мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса[7].
    В финале оперы «Иван Сусанин» звучит хор «Славься!». Глинка определяет этот хор как «Гимн – марш». В этом хоре проявляются черты кантаты. Тема хора сочетает в себе древние знаменные распевы, мощь многоголосного партесного пения, маршевые ритмы военных песен 1812 года. Звучание симфонического оркестра сливается с мощью двух медных духовых оркестров на сцене и звоном колоколов. Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Ивана Сусанина, славят русский народ. Музыка М.И. Глинки звучит в наши дни и вдохновляет наш народ на созидание, является мощной объединяющей силой.
    Под звуки колокольного набата созывает народ под русские знамена, новгородский князь Александр Невский в кантате С.С. Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».
    В 1874 году композитор Мусоргский создает сюиту «Картинки с выставки» и заключает её пьесой былинного характера – «Богатырские ворота», фортепиано изображает величаво и торжественно звон колоколов, символизируя мощь русского народа.
    Удивительные звуки, передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок, а самое главное – перезвон колоколов в увертюре «Рассвет на Москве – реке» в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского. В «Сюите № 2» С.В. Рахманинова колокольный звон изображают два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона.
    Многие композиторы вспоминают конкретные яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С.В. Рахманинов написал грандиозное вокально-симфоническое произведение – поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.
    С тихого удара колокола начинается первая часть музыкального произведения Г.В. Свиридова «Отчалившая Русь». А слушая пьесу «Дорога» вы услышите, как музыка передает бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушенно, словно тройка едет к нам издалека, затем мощь оркестра возрастает, и мы будто воочию видим, как мимо нас скачут красавцы кони. Слушая такую музыку, невольно вспоминаются слова писателя Н.В. Гоголя, в которых он воспел русскую птицу – тройку. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие дороги и государства».
    Колокольный звон для этих композиторов был не только иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Асафьева: «Звон как колорит атмосферы» – той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство.
    В ходе работы стало ясно, что в конце XX – начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение – дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.
    Колокола и колокольчики возвращаются в нашу повседневную жизнь. В начале третьего тысячелетия вновь торжественно гудят над городами и селами церковные колокола в праздничные дни.
    В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества. Чаще всего такие праздники колокольной музыки устраивают в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда в городах звучат целый день колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.
    В истории XX столетия есть страницы, написанные кровью невинных жертв. В мемориальных комплексах, посвященных их памяти. Скорбят о них печальные колокола. «Хатынь» – огромные, словно обожженные огнем войны. «Бухенвальдский набат» – так по праву назвал его поэт А. Соболев.
    Люди мира на минуту встаньте.
    Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.
    Это раздается в Бухенвальде
    Колокольный звон, колокольный звон

  2. hat Ответить

    Цель: раскрыть значение колокольных образов в русской музыке XIX-XX
    веков.
    Задачи:
    Образовательные:
    обобщить знания о колокольных образах в русской музыке XIX века;
    проанализировать элементы выразительности, использованные композитором
    при создании образа колокольного звона в их связи со спецификой строения и
    исполнения колокольного звона настоящего;
    закрепить понятия «энгармонизм», «альтерация» и определить их роль в
    формировании музыкального образа;
    обратить внимание учащихся на использование образа колоколов в других
    видах искусства, отметить элементы выразительности, которыми пользовались
    авторы для создания своих произведений;
    сформировать собственное мнение о роли колокольного звона в русской
    культуре;
    практически закрепить полученные знания посредством музицирования.
    Воспитательные:
    воспитание патриотизма через изучение русской классической музыкальной
    культуры;
    воспитание бережного отношения к отечественному культурному наследию;
    формирование эмоционально-нравственного отношения к произведениям разных
    видов искусства;
    воспитание культуры исполнения музыки.
    Развивающие:
    развитие умения анализа музыкального текста;
    развитие навыков сравнения, обобщения, осознанного слушания музыки;
    развитие речи;
    развитие умения применять ЗУН, полученные на других предметах, в
    ситуации интеграции данной темы с другими предметными областями.
    Тип урока: обобщающий.
    Оборудование урока и методическое обеспечение:
    компьютер, проектор, экран;
    доска с нотной записью для анализа аккордов;
    презентация к уроку (Приложение 1);
    аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений;
    фортепиано;
    нотные тексты фрагментов музыкальных произведений;
    портреты композиторов.

    Ход урока

    Организационный момент. Приветствие.

    Преподаватель: Давайте улыбнемся наступающему дню и начнем наш урок
    музыкальной литературы, посвящённый колоколам и колокольным звонам в русской
    музыке.
    Открывает урок звучание колоколов.

    Основная часть урока.

    Преподаватель: Определите, пожалуйста, фрагмент какого произведения будет
    звучать.
    (Звучит вступление ко второй картине Пролога из оперы Мусоргского
    «Борис Годунов»).
    (Приложение 1. Слайд №2)
    Преподаватель декламирует стихотворение:
    Иль влетим мы в светлый град
    Со Кремлём престольным?
    Чудно улицы гудят
    Гулом колокольным,
    И на площади народ,
    В шумном ожиданье,
    Видит: с запада идет
    Светлое посланье…
    (А.К. Толстой)
    Преподаватель: Узнали музыку?
    Учащиеся:
    Преподаватель: Да, это сцена коронации из оперы Модеста Петровича Мусоргского
    «Борис Годунов».
    (Слайд №3)
    Преподаватель: Действие 2-й картины Пролога в опере Мусоргского «Борис
    Годунов» происходит на площади Успенского собора Кремля.
    (Слайд №4)
    Преподаватель: Посмотрите, как выглядят декорации этой сцены.
    (Слайд №5)
    Преподаватель: Коронация, или венчание на царство – один из самых
    торжественных государственных ритуалов. Во время богослужения на голову государя
    возлагали шапку Мономаха – символ царской власти.
    (Слайд №6)
    Преподаватель: И, конечно, такой великий праздник сопровождался звучанием
    колоколов.
    Давайте поставим себя на место композитора. Как он может поступить, зная, что
    в спектакле нужен колокольный звон?
    (Слайд №7)
    Учащиеся: Композитор может использовать звучание настоящих колоколов.
    Преподаватель: Верно. Именно так поступил Михаил Иванович Глинка. Вспомните,
    как называется его опера и где именно там звучат колокола.
    Учащиеся: Опера «Жизнь за царя», Эпилог.
    (Слайд №8)
    Преподаватель: А теперь посмотрим, как поступает Мусоргский. Для этого
    возьмем нотный текст и проанализируем его (Приложение № 2).
    Посмотрите внимательно, из каких голосов складывается музыкальная ткань.
    Сколько слоёв фактуры можно выделить?
    Учащиеся: В этом музыкальном фрагменте фактура трёхслойная.
    Преподаватель: И это не случайно.
    (Слайд №9)
    Колокола, как правило, размещаются таким образом, что в центре находятся
    самые крупные и самые низкие по звучанию – благовестники, рядом – зазвонные
    (высокие), подзвонные – колокола среднего регистра
    .
    Давайте разделимся на три группы звонарей (каждой группе учащихся выдаётся на
    стол визитная карточка). Теперь посмотрим, что происходит в каждом слое фактуры
    (условно говоря, в каждой группе колоколов).
    Анализируется каждый слой фактуры. В результате анализа учащиеся определяют,
    что в басовых голосах (группа «Благовестники») Мусоргский использует неизменное
    повторение (остинато). Средние голоса (Группа «Подзвонные») звучат аккорды, а
    верхних голосах (группа «Зазвонные») проводится фигурация аккордов среднего слоя
    фактуры.
    Преподаватель: Теперь, когда нам стало понятно, что композитор строит
    музыкальную ткань подобно строению настоящего колокольного звона, давайте
    проанализируем гармонию этого музыкального фрагмента.
    Преподаватель: Сколько аккордов в гармонии?
    Учащиеся: Всё вступление построено на двух аккордах.
    Работа с нотным станом. На нём выписаны аккорды из сцены колокольного звона.
    Преподаватель: Определите, пожалуйста, структуру аккордов и назовите их.
    Учащиеся: Первый аккорд по строению является малым мажорным секундаккордом.
    Второй аккорд – это малый мажорный квинтсекстаккорд.
    Преподаватель: Да, на первый взгляд здесь действительно два аккорда. Но это
    не совсем так. Ваша задача – сделать энгармоническую замену звуков первого
    аккорда. Все помнят, что такое энгармонически равные звуки?
    Учащиеся: Это звуки одинакового звучания, но разного названия (написания).
    Преподаватель: Теперь нам стало понятно, что второй аккорд в гармонии этой
    сцены является альтерированным вариантом первого. Вспомним, что такое альтерация
    и для чего она применяется.
    Ответы учащихся: Альтерация – это повышение и понижение ступеней с целью
    обострения ладовых тяготений.
    Преподаватель: Верно. Получается, что используя в этой сцене неустойчивую,
    напряжённую гармонию, композитор преследует определённую цель. Почему Мусоргский
    так поступает? В чём смысл этого неустойчивого, напряжённого звучания?
    (Слайд №10)
    Ответы учащихся: Звон колоколов здесь необходим, это – традиция, правило
    русской жизни. Неустойчивые и напряжённые аккорды передают внутреннее состояние
    Бориса Годунова.
    Преподаватель: Действительно, Мусоргский, следуя за Пушкиным и Карамзиным,
    принял версию об убийстве царевича Дмитрия и причастности к ней Годунова, он
    считал Бориса преступником и гениально передал в этой сцене двойственность его
    души, терзаемой трагедией совести.
    (Слайд №11)
    Преподаватель: Вспомните, будет ли еще звучать колокольный звон в опере?
    Учащиеся: Это будет погребальный звон в сцене смерти Бориса Годунова.
    Преподаватель: Как мы видим, колокола обрамляют партию Годунова, обозначая вехи
    его жизненного пути: вступление на престол и смерть.
    В каких произведениях Мусоргского есть еще колокольные звучания?
    Учащиеся: В пьесе «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»,
    во Вступлении к опере «Хованщина» («Рассвет на Москва – реке»).
    Преподаватель: А в произведениях других русских композиторов? Где ещё в
    русской музыке XIX века можно встретить колокольные звоны или темы, связанные с
    колоколами? Я буду показывать вам портреты композиторов, а вы, пожалуйста,
    вспоминайте их «колокольные» темы.
    Преподаватель показывает портреты Чайковского и Рахманинова, учащиеся
    приводят примеры музыкальных произведений.
    (Слайд №12)
    Учащиеся: Кантата «Москва», пьеса «В церкви» из Детского альбома
    Чайковского; Прелюдия cis moll для фортепиано, главная тема из Второго
    фортепианного концерта, вокально-симфоническая поэма «Колокола» Рахманинова.
    Преподаватель: Сюда же можно отнести уже упоминавшуюся оперу Глинки «Жизнь за
    царя», набатный колокол из оперы Бородина «Князь Игорь»
    (Слайд №13)
    Преподаватель: Тема колокольного звона была любима не только музыкантами, но
    и художниками 19 века. Посмотрите на репродукцию картины русского художника
    Исаака Левитана «Вечерний звон».
    (Слайд №14.)
    Преподаватель: Исследователи творчества художника считают, что линии в
    пейзажах Левитана расходятся подобно кругам на воде. Само собой напрашивается
    сравнение с тем, как разносится в пространстве звон колокола.
    (Слайд №15)
    Преподаватель: XX-й век принёс русской культуре невиданные испытания. Это
    отразилось в восприятии и в отражении образа колоколов в искусстве.
    (Слайд №16)
    Преподаватель: В Третьяковской галерее хранится картина художника Аристарха
    Лентулова с изображением колокольни Ивана Великого. По настроению она очень
    противоречивая: праздничный калейдоскоп «лоскутных» пятен – как будто звук
    колоколов, тревожная изломанность форм – предвестник грядущей катастрофы.
    На многие десятилетия замолчали колокола. Но в музыке – театральной и
    симфонической их звучание продолжалось. Кроме того, в кино тоже часто
    использовали колокольные звоны.
    (Слайд №17)
    Преподаватель: Например, у режиссера Сергея Эйзенштейна, в его фильмах,
    колокола, как незримые актеры, исполняют свои роли.
    (Слайд №18)
    Преподаватель: Скажите, над какими фильмами Эйзенштейн работал вместе с
    композитором Сергеем Прокофьевым?
    (Слайд №19)
    Учащиеся: «Александр Невский», «Иван Грозный».
    Преподаватель: Возьмите нотный пример, определите название темы
    (Приложение 3).
    Учащиеся: Это тема хора «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр
    Невский». Музыка этой кантаты Прокофьева основана на музыкальном материале из
    фильма «Александр Невский».
    Преподаватель: В этом номере из кантаты тоже есть звучание колокола. Сейчас я
    предлагаю вам исполнить тему хора, но «колокольное» вступление вы будете
    импровизировать сами на фортепиано.
    Выбираются 2 человека для импровизации вступления. С ними обговаривается
    фактура, продолжительность и характер исполнения. Остальные учащиеся
    настраиваются в тональности, с ними тоже обговаривается темп и характер
    исполнения.
    Далее следуют импровизация вступления и пение с листа.

    Заключительная часть урока.

    (Слайд №20)
    Преподаватель: Послесловием к нашему исполнению могут стать следующие
    стихотворные строки:
    …И колокол гудел над головой
    Так, словно то сама душа России
    Своих детей звала на смертный бой.
    Преподаватель: Сегодня мы убедились, что колокольные звоны в русской
    музыкальной культуре имеют особое значение. Подобно тому, как звучание колокола
    сопровождало важные события в жизни отдельного человека и целого народа, так и в
    музыке с колокольные темы отмечают вехи русской истории и культуры. Попробуйте
    сами определить, что значит колокольный звон в нашем мире.
    Учащиеся: Колокол – это голос истории. Колокол – это голос совести.
    Колокол – это голос Бога. Колокол – это вестник жизни или смерти.
    (Слайд №21)
    Преподаватель: А сейчас, каждый из вас, закрыв глаза, определит для себя
    самый яркий и наиболее запомнившийся момент сегодняшнего урока и затем сообщит
    об этом всем остальным.
    Учащиеся:
    (Слайд №22)
    Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, объясняет домашнее задание.
    Домашнее задание:
    Вспомнить авторов и названия музыкальных произведений, прозвучавших на уроке.
    И записать их в тетрадь.
    Существуют специалисты по колоколам и колокольным звонам. Как называется эта
    профессия?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *