В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений?

13 ответов на вопрос “В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений?”

  1. Kelbine Ответить

    10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
    29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
    22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
    15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”
    10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  2. Nira Ответить

    Задание 9 (сопоставление произведений эпоса, драмы и лироэпоса), как правило, вызывает определенные трудности у экзаменующихся. Связаны эти трудности и с возможностью потерять драгоценные баллы (максимум 10 за это задание), и с цейтнотом, в условиях которого не всегда сразу приходят на ум нужные произведения, эпизоды, герои. Надеемся, наши советы помогут вам при подготовке.
    Ниже предлагаем вашему вниманию небольшой список произведений, распределенных по темам. Произведения преимущественно из “Кодификатора”, но есть и не вошедшие в него. Естественно, вы вправе брать для сопоставления и другие произведения. Только внимательнее читайте задания, чтобы не отойти от темы!
    1. В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений?
    Д.Фонвизин. Недоросль (г-жа Простакова и ее сын Митрофан)
    А.Грибоедов. Горе от ума (Фамусовское общество и Чацкий)
    Н.Гоголь. Тарас Бульба (Тарас и его сыновья)
    И.Тургенев. Отцы и дети (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров)
    Л.Толстой. Война и мир (семья Болконских)
    М.Шолохов. Тихий Дон (семья Мелеховых, старое и молодое казачество)
    2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне?
    А.Пушкин. Капитанская дочка
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    Л.Толстой. Война и мир. Севастопольские рассказы
    Л.Андреев. Красный смех
    М.Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон
    Б.Васильев. В списках не значился
    3. В каких произведениях отечественной классики звучит тема “гордого человека”?
    А.Пушкин. Цыганы
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Л.Толстой. Война и мир
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    4. Почему жанр “Войны и мира” Л. H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
    А.Н.Толстой. Хождение по мукам
    М.Шолохов. Тихий Дон
    К.Симонов. Живые и мёртвые
    А.Черкасов, П.Москвитина. Сказания о людях тайги
    А.Солженицын. Красное колесо
    5. В чем особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по способам изображения личности героя?
    И.Гончаров. Обломов
    А.Чехов. Невеста. Дом с мезонином
    И.Бунин. Чистый понедельник. Солнечный удар. Тёмные аллеи. Холодная осень
    А.Куприн. Одиночество. Гранатовый браслет. Олеся
    6. В каких произведениях русской литературы раскрывается тема “маленького человека”?
    А.Пушкин. Станционный смотритель. Медный всадник
    Н.Гоголь. Шинель. Нос. Записки сумасшедшего. Мёртвые души (Повесть про капитана Копейкина)
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание (семья Мармеладовых)
    А.Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий
    Л.Андреев. Жизнь Василия Фивейского
    А.Куприн. Молох. Гамбринус
    7. В каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
    А.Грибоедов. Горе от ума
    М.Лермонтов. Мцыри. Песня про царя Ивана Васильевича…
    И.Тургенев. Отцы и дети. Накануне
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание
    Н.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
    8. В каких произведениях русской литературы воспевается яркая, сильная личность?
    Н.Гоголь. Тарас Бульба
    М.Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль
    Н.Островский. Как закалялась сталь
    Б.Пастернак. Доктор Живаго
    9. В каких произведениях русской литературы представлены яркие женские образы?
    А.Пушкин. Капитанская дочка. Евгений Онегин
    М.Лермонтов. Герой нашего времени
    А.Островский. Гроза. Бесприданница
    И.Гончаров. Обломов
    Ф.Достоевский. Преступление и наказание.
    Л.Толстой. Война и мир
    А.Куприн. Олеся
    М.Шолохов. Тихий Дон
    10. В каких произведениях русской литературы присутствуют сцены семейной идиллии?
    Н.Гоголь. Старосветские помещики. Мёртвые души
    И.Гончаров. Обломов
    И.Тургенев. Отцы и дети
    Л.Толстой. Война и мир. После бала
    А.Чехов. Душечка
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  3. Grandis Ответить

    СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    Специфика задания 16
    Составитель Валеева Д.Р.
    МАОУ «МСОШ №16»
    АННОТАЦИЯ
    Данный тип заданий имеет особую сложность. Самый низкий показатель в ЕГЭ 2015 года виден в задании 16 на сопоставление лирических произведений. Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Анализ лирического стихотворения дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложной образностью, символичностью, ассоциативными связями и т.д.). Очевидно, что в школьной практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения. В старших классах ослаблена работа по сдаче стихотворений наизусть. Кроме этого, низкие результаты по данному заданию объясняются следующими, на мой взгляд, причинами: в заданиях 2015 года большинство текстов стихотворений было взято не из кодификатора. Эта ситуация не могла не вызвать затруднений при выполнении учащимися заданий ЕГЭ, поскольку при подготовке учителя ориентировались на списки кодификатора. Хотя в пояснениях кодификатора указывается на возможность такого подхода к выбору лирических произведений. Как и в прошлые годы, в КИМы ЕГЭ по литературе были включены произведения объективно сложные для понимания (А. Тарковский «К стихам», Б. Пастернак «Бабье лето», А. Блок «В густой траве пропадешь с головой…»). Думается, что успешной сдаче экзамена по литературе будет способствовать и более «реалистичный» отбор произведений. Включение в КИМы текстов высочайшей сложности практически обрекает работу на низкие баллы
    Представляю вашему вниманию дидактический материал. Данный ресурс рекомендуется использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе.
    СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    Специфика заданий 16
    Выполнение заданий 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст.
    Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
    Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.
    Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся:
    – умение интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;
    – умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.
    Эти задания проверяют:
    1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
    2) умение анализировать содержание текста;
    3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;
    4) умение находить литературные аналогии;
    5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;
    6) умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
    7) умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при анализе произведения;
    8) умение логично и последовательно излагать мысли.
    Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.
    Для успешного выполнения заданий данного типа, экзаменуемые должны владеть умением устанавливать внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление литературы, а как часть единого литературно-художественного пространства. Выделенный параметр проверяет именно это умение выпускника. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.
    Выполняя задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывать авторскую позицию и при необходимости излагать свою точку зрения.
    В критериях оценивания заданий 16 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).
    В заданиях 9 и 16 требуется написать развёрнутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов.
    Формулировки заданий можно разбить на два типа.
    1. Задание состоит из двух подвопросов. Первый относится к самому произведению, а второй проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т.д. параллели. Например:
    9. Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких ещё произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
    16 . Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
    2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально и т.д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например:
    9. Что сближает с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращённые к злободневным вопросам? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)
    16. Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Руси? С.А. Есенин. «Запели тёсаные дроги…» (Приведите 2–3 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор).
    Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление.
    1.Вступление (= тезис)
    2.Ответ на вопрос:
    а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.
    б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.
    3. Заключение (= вывод), соответствующий тезису.
    Обратимся к примеру.
    Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?
    К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.
    В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает головой”. Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”.
    Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты, которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира — общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.
    Комментарий.
    В работе привлечение литературного контекста основано прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Особенно ценно в этой работе то, что выбор произведений продиктован личной позицией экзаменуемого: по его мнению, сближают стихи Пушкина и Лермонтова с «Вечером» Фета мотивы одушевления природы, её умиротворяющей красоты, прекрасного в обыденном. Автор сочинения объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Последний абзац содержит вывод-итог, краткое обобщение сказанного.
    Оценка задания — 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, называет два произведения двух поэтов, в лирике которых есть общие с фетовскими мотивы; даёт содержательное обоснование сопоставления, приводит необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
    Критерии оценивания заданий 9 и16 — общие. Требования к ответам 9-16 таковы: понимание специфики задания, точность и полнота ответа на главный (центральный) вопрос, привлечение литературного контекста, обоснование сопоставления (оно может опираться на изученный материал или предлагать собственные аспекты сопоставления), полнота аргументации, точность фактического материала. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное здесь — правильное понимание смысла вопроса.
    Примечание. При выполнении задания 16 для сопоставления с лирическим стихотворением можно использовать только стихи. (Поэмы, роман в стихах – это иные жанры).
    ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ
    Кто из русских поэтов обращался к традиционной теме дружбы?
    «И.И. Пущину» А.С. Пушкин
    Мой первый друг,
    Мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!
    Стихотворение «19 октября»

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *