В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы?

16 ответов на вопрос “В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы?”

  1. Dukazahn Ответить

    Пояснение.Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (17.1—17.4).
    В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).
    Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).
    Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.
    Ком­мен­та­рий к темам сочинений
    С17.1. В чём свое­об­ра­зие кон­флик­та Чац­ко­го с фа­му­сов­ским обществом? (По ко­ме­дии А. С. Гри­бо­едо­ва «Горе от ума».)
    Образы, со­здан­ные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, не­ха­рак­тер­ны для клас­си­ци­сти­че­ской комедии; не­тра­ди­ци­о­нен и кон­фликт пьесы. Между Чац­ким и Фа­му­со­вым раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры о при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот — социальный; с одной его сто­ро­ны — Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой — мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым. Это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов — лишь наи­бо­лее яркие их представители. С ис­то­ри­че­ской точки зре­ния такой ва­ри­ант об­ще­ствен­но­го кон­флик­та неразрешим: про­ти­во­сто­я­ние ста­ро­го и но­во­го мир­ным путем раз­ре­шить­ся не может. Од­на­ко в ко­ме­дии от­но­ше­ния кон­крет­ных героев, Чац­ко­го и фа­му­сов­ско­го общества, вы­яс­не­ны до конца: они глу­бо­ко пре­зи­ра­ют друг друга, не хотят иметь ни­че­го общего; кон­фликт в ли­те­ра­тур­ном смыс­ле разрешим, в об­ще­че­ло­ве­че­ском — нет.
    С17.2. Какие черты «нового человека» в об­ра­зе Ба­за­ро­ва при­ни­ма­ет и какие от­ри­ца­ет И. С. Тургенев? (По ро­ма­ну «Отцы и дети».)
    «Мне меч­та­лась фи­гу­ра сумрачная, дикая, большая, до по­ло­ви­ны вы­рос­шая из почвы, сильная, злобная, чест­ная — и все?таки об­ре­чен­ная на гибель, по­то­му что она все?таки стоит в пред­ве­рии будущего», — так писал Тур­ге­нев о своем герое. Пи­са­тель сам не опре­де­лил­ся в от­но­ше­нии к Базарову. С одной стороны, он оправ­ды­ва­ет и оце­ни­ва­ет Ба­за­ро­ва по достоинству, впол­не ис­крен­не вос­хи­ща­ясь его умом, твердостью, уме­ни­ем от­ста­и­вать свои иде­а­лы и до­би­вать­ся желаемого; на­де­ля­ет этот образ чертами, ко­то­ры­ми не об­ла­да­ет сам. Но, с дру­гой стороны, чи­та­тель чув­ству­ет (прямо ука­за­ния на это нет в тексте, но это про­скаль­зы­ва­ет само собой, по­ми­мо воли автора), что Ба­за­ров чужд автору, не­по­ня­тен — от­ри­ца­ние исксства, природы, любви не­при­ем­ле­мо для Тургенева. Тур­ге­нев ис­крен­не хочет за­ста­вить себя по­лю­бить сво­е­го героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно. Автор и его глав­ный герой так и оста­ют­ся по раз­ные стороны. Имен­но по­это­му образ но­во­го че­ло­ве­ка Ев­ге­ния Ва­си­лье­ви­ча Ба­за­ро­ва по­лу­чил­ся сложным, противоречивым, и, безусловно, очень интересным.
    С17.3. По­че­му в сти­хах о Рос­сии А. А. Блок об­ра­ща­ет­ся к ис­то­ри­че­ско­му про­шло­му Родины?
    По сло­вам са­мо­го Блока, тема Рос­сии — глав­ная в его поэзии. Блок об­ра­тил­ся к этой теме уже в самом на­ча­ле сво­е­го твор­че­ско­го пути и остал­ся верен ей до конца жизни. Сти­хо­тво­ре­ние «Гамаюн, птица вещая» стало пер­вым про­из­ве­де­ни­ем юного Блока, по­свя­щен­ным судь­бе России. Уже в нем вста­ет тема ис­то­ри­че­ско­го пути родины, ее тра­ги­че­ской истории. Птица Гамаюн…вещает и поет, Не в силах крыл под­нять смятенных… Цикл «На поле Куликовом» це­ли­ком по­свя­щен России. В пер­вом сти­хо­тво­ре­нии этого цикла вста­ет тема пути, рас­кры­ва­ю­ща­я­ся в двух планах: про­стран­ствен­ном и временном. Вре­мен­ной план пред­став­ля­ет собой изоб­ра­же­ние ис­то­ри­че­ско­го пути России:В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя И хан­ской сабли сталь… И веч­ный бой! Покой нам толь­ко снит­ся Сквозь кровь и пыль…Именно со­че­та­ние вре­мен­но­го плана с про­стран­ствен­ным при­да­ет сти­хо­тво­ре­нию осо­бый динамизм. Рос­сия ни­ко­гда не за­сты­нет в мерт­вен­ной неподвижности, ее вечно будут со­про­вож­дать перемены.Ожиданием пе­ре­мен про­ни­за­но и сти­хо­тво­ре­ние «Рожденные в года глухие…», по­свя­щен­ное 3. Н. Гиппиус. Блок осо­зна­ет об­ре­чен­ность сво­е­го поколения, по­ко­ле­ния детей «страшных лет России», и при­зы­ва­ет к обновлению.
    С17.4. Образы двух столиц в русской литературе.
    Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город — Петербург, — перенес столицу туда. С тех пор началось противостояние Петербурга и Москвы, претендующих на звание главного города страны. Эта борьба не могла не отразиться в произведениях писателей, чувствующих дух времени. Кроме того, оба города самобытны и не похожи один на другой: Москва — всегда кипящая, жизнелюбивая, деятельная; Петербург — сумрачный, гордый, хранящий традиции. Он, даже лишившись официального статуса, остаётся «культурной столицей».А. С. Пушкин восхищается горделивой, не сдавшейся Наполеону Москвой: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» Но Петербург поэту дороже:Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит…Такие стихи мог написать лишь человек, истинно любящий Петербург. Для Пушкина этот город — воплощение Петровского духа.Целый цикл «Петербургских повестей» находим у Гоголя. Но велико-лепие Петербурга отходит здесь на второй план, поскольку пишет Гоголь вовсе не путеводитель по городу, но сатирические произведения. Равнодушие, бюрократия, обезличивание человека — вот что волнует писателя в первую очередь. Поэтому образ столицы раздваивается.Нельзя не вспомнить и «Москву кабацкую», воспетую Сергеем Есениным. Здесь кипит ночная жизнь, всё в дыму, все в пьяном угаре. В этой Москве царят разгул, пьянство, нет ничего святого. Поэту хочется вырваться из душной атмосферы кабаков, увидеть хоть кусочек чистого неба, вдохнуть свежего воздуха. Но выхода нет, и эта безысходность, угнетенность действует и на читателя. Как далека эта Москва от пушкинской!В русской литературе, как и в жизни, нет однозначного ответа: какой город лучше? Москва и Петербург дороги русскому сердцу каждый по-своему.

  2. Прорыв Ответить

    Пояснение.Л. Н. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» по­ка­зал войну прав­ди­во и с бес­по­щад­ным реализмом. Во­ен­ные сцены от­кры­ва­ют­ся смот­ром войск под Браунау. До на­ча­ла Оте­че­ствен­ной войны оста­ет­ся целых семь лет. Но герои ро­ма­на и вслед за ними сам автор уже здесь за­да­ют­ся вопросами: «Что такое война? Что такое героизм, подвиг?» И ответ на­пра­ши­ва­ет­ся сам собой: война — это труд, страдание, кровь и ги­бель сотен и тысяч людей. Же­сто­ким бес­смыс­лен­ным вы­гля­дит эпи­зод бом­беж­ки от­сту­па­ю­щих рус­ских войск у пло­ти­ны Ауге­ста после про­иг­ран­но­го Аустер­лиц­ко­го сражения. Но не менее жут­кое зре­ли­ще воз­ни­ка­ет перед нами в сцене го­ло­да в Пав­ло­град­ском полку, ко­то­рый от го­ло­да и бо­лез­ней по­те­рял почти по­ло­ви­ну людей. С боль­шой силой ан­ти­во­ен­ная тема на­чи­на­ет зву­чать в ро­ма­не с на­ча­лом Оте­че­ствен­ной войны. И здесь она со­еди­ня­ет­ся с темой патриотической, и тон пи­са­те­ля ста­но­вит­ся су­ро­вым и на­прав­лен про­тив на­по­лео­нов­ско­го вторжения. Л. Н. Толстой на­зы­ва­ет войну «противным че­ло­ве­че­ско­му ра­зу­му и всей че­ло­ве­че­ской при­ро­де событием». В сло­вах ав­то­ра и речах глав­ных ге­ро­ев произведения, участ­ни­ков войны, зву­чит ее ре­ши­тель­ное осуждение. И для князя Андрея, и для ка­пи­та­на Тушина, и для Пьера, и для Долохова, и для мно­гих дру­гих ге­ро­ев ро­ма­на война — это «страшное дело». Даже для Ни­ко­лая Ростова, меч­тав­ше­го со­вер­шить ге­ро­и­че­ский подвиг. Герои ро­ма­на Л. Толстого «Война и мир» осуж­да­ют войну, вос­при­ни­ма­ют ее как «страшную необходимость», но участ­ву­ют в ней, по­то­му что от ее ис­хо­да за­ви­сит «вопрос жизни и смер­ти отечества». Антивоенная тема также зву­чит и в про­из­ве­де­нии А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Не дай Бог уви­деть рус­ский бунт, бес­смыс­лен­ный и беспощадный!» По­ка­зы­вая же­сто­кие кро­ва­вые сцены рас­пра­вы цар­ских войск над Пу­га­че­вым и его войском, а также казнь за­щит­ни­ков Бе­ло­гор­ской крепости, поэт го­во­рит нам, читателям, о своем про­те­сте про­тив бра­то­убий­ствен­ной войны. Война — это то, что про­ти­во­ре­чит че­ло­ве­че­ской природе; спа­си­тель­но для людей — милосердие, а не кровь и смерть.Юрий Живаго, герой од­но­имен­но­го ро­ма­на Б. Пастернака, так и не смог при­нять действительность, где льет­ся кровь и царит насилие. Он с оди­на­ко­вым усер­ди­ем вра­чу­ет и партизан, и кол­ча­ков­ца Се­ре­жу Ранцевича. Мо­ло­дой врач ор­га­ни­че­ски не пе­ре­но­сит насилия, по­то­му что оно разрушительно. Его воз­му­ща­ет рас­стрел пар­ти­за­на­ми груп­пы заговорщиков, а глав­ное — идея на­силь­ствен­но­го пе­ре­устрой­ства жизни. Ре­во­лю­ция от­ня­ла у Жи­ва­го все: семью, любовь, творчество. И он умер. Таким образом, ан­ти­во­ен­ный пафос, со­звуч­ный ли­ри­че­ско­му герою сти­хо­тво­ре­ния В.Маяковского, зву­чит во мно­гих про­из­ве­де­ни­ях рус­ских писателей.

  3. Тучи в голубом Ответить

    В произведениях разных поэтов звучит тема внутренней свободы. Для сравнения со стихотворением М. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» возьмем стихотворение «Свобода» другой поэтессы, её современницы – Зинаиды Гиппиус. В лирическом произведении «Свобода» так же, как в стихотворении Цветаевой, центральной является тема внутренней свободы и уникальности человеческого бытия: «Я не могу покоряться // Если я Бога люблю». Лирическая героиня Гиппиус также, как и цветаевская героиня («Меня – видишь кудри беспутные эти? – // Земною не сделаешь солью»), утверждает своё право как художника на полную независимость от внешнего и мирского, свою индивидуальность и особенность: «Я не могу покоряться людям. // Можно ли рабства хотеть?», «Я разрываю людские сети — // Счастье, унынье и сон».
    За ещё один стихотворением в качестве примера для сравнения с лирическим произведением «Кто создан из камня, кто создан из глины…» обратимся к творчеству самой Цветаевой. В стихотворении «Душа» поэтесса, со свойственной ей экспрессией, эмоциональной остротой и художественной оригинальностью, поэтически рассказывает о своей душе-«летчице»: «Выше! Выше! Ло

  4. Marira Ответить

    Лирический герой Маяковского – бунтарь. Маяковский бросает вызов обыденному сознанию, серости и пошлости мышления, бездуховности и унылости бытия. «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность,, некое расписание хода жизни. Маяковский как поэт революционер стремится разбудить в людях чувство протеста против общепринятых правил, норм поведения, стандартного мышления. Относясь к поэтам футуристам, которые позиционировали свое творчество, как протест против общественного сознания, он выражал общий настрой этого авангардного течения в советском искусстве двадцатого века. Как поэт революционер он призывает к новому будущему. Но новое будущее немыслимо в соединении со старым общественным сознанием. Именно к культурной революции на уровне сознания призывает Маяковский своих читателей.
    В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы И В чём она и созвучны стихотворению Цветаевой ” Кто создан из камня, кто создан из глины..”
    В стихотворении Цветаевой чувствуется протест. Она не хочет быть такой как все, она не хочет быть приземленной, созданной из плоти. Самым главным для нее является ощущение внутренней свободы в том числе и от земного материального бытия. Тема внутренней свободы отражается и в стихотворении Тютчева Силентиум. Но если Цветаева смело открывает свой внутренний мир всем, не боится быть непонятой, и не сомневается, что затронет каждое сердце, то лирический герой Тютчева ради обретения внутренней свободы наоборот прячет свой внутренний мир ото всех, как бы боясь что вторжение в этот мир приведет к несвободе, что открытость может повлечь за собой непонимание. Тема внутренней свободы затронута и в стихотворении Лермонтова «Тучи». У Лермонтова тема свободы и изгнания перекликаются. В стихотворениях “Тучи” . Герой Лермонтова ощущает себя таким же странником как и тучи, чуждым обществу и его страстям, особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Но если героиня Цветаевой как бы бросает обществу открытый вызов, то у Лермонтова чувство отчуждения от общества естественно, это его обычное состояние, и по другому он не может себя чувствовать.
    В чем своеобразие воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда

  5. Shalirad Ответить

    Пояснение.В стихотворении «У поэтов соперников нету» раскрывается тема поэта и поэзии. Окуджава в своих размышлениях следует за русской поэтической традицией, за такими авторами, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, — не случайно мотивы их творчества отчетливо прослеживаются в произведениях поэта. Читая стихотворение «У поэта соперников нету…», невольно вспоминаются произведения поэтов-предшественников: «Пророк» (Пушкин, Лермонтов), «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (Пушкин); «Дума», «Кинжал» (Лермонтов).По мнению Окуджавы, поэт-пророк всегда стоит особняком в мире, ему нет равных, к нему нельзя подходить с теми мерками, которыми оценивают обыкновенного человека. Автор подчеркивает, что поэт одинок везде, на нет лежит печать избранности. Причем творчество самоценно, поэтому поэт не принимает участия в той суете, которая свойственна людям: у него нет даже соперников, поэт выше соперничества, он творец:У поэта соперников нету —ни на улице и не в судьбе.Перекликаются с этими строками пушкинские:Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум,Усовершенствуя плоды любимых дум,Не требуя наград за подвиг благородный.Тема избранничества поэта звучит в стихотворении Лермонтова «Поэту»:«Смотрите: вот пример для вас!Он горд был, не ужился с нами.Глупец, хотел уверить нас,Что бог гласит его устами!И у Пушкина, и у Лермонтова, и у Окуджавы прослеживается мысль о том, что зачастую поэт не понятен толпе, но он должен быть выше этого, возможно, творчество его оценят потомки.

  6. Mnenn Ответить

    Пояснение.Поэт у Не­кра­со­ва на­хо­дит­ся под игом обыденного, он спус­ка­ет­ся с небес на землю, за­хо­дит в подвалы, а по­то­му он во все­услы­ша­ние от­ре­ка­ет­ся от по­э­ти­че­ских ат­ри­бу­тов и от­ка­зы­ва­ет­ся вос­пе­вать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой». Н. А. Не­кра­сов в сти­хо­тво­ре­нии «Блажен не­зло­би­вый поэт…» про­ти­во­по­став­ля­ет два типа поэта ли­те­ра­ту­ры того времени. С одной стороны, — не­зло­би­вый поэт, при­ме­ром ко­то­ро­го для Ни­ко­лая Не­кра­со­ва был Ва­си­лий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, об­ли­чи­тель толпы, во­ору­жен сатирой, вме­сто одоб­ре­нья его ждут хулы и гоненья: Питая не­на­ви­стью грудь, Уста во­ору­жив сатирой, Про­хо­дит он тер­ни­стый путь С своей ка­ра­ю­щею лирой Через по­э­зию Не­кра­со­ва про­хо­дит образ оратора, трибуна. Его по­э­ти­че­ское «я» — это не со­би­ра­тель­ный образ поэта, это имен­но сам Н. А. Некрасов. Поэт часто оди­нок и на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном кон­флик­те с толпой, ко­то­рая не по­ни­ма­ет и не при­ни­ма­ет его стихов, вы­сме­и­ва­ет поэта. Путь человека, ре­шив­ше­го слу­жить народу, тяжел — он может остать­ся для своих чи­та­те­лей безвестным, его кля­нет толпа, не жа­лу­ют современники, да, этот путь во­ис­ти­ну тернист: …свой венец тер­но­вый приняла, Не дрогнув, обес­слав­лен­ная Муза И под кну­том без звука умерла.Истинный поэт очень часто не понят обществом, ко­то­ром он хочет по­да­рить свои вдохновение, мысли, стихи. не деньгами, не ти­ра­жа­ми из­ме­ря­ет­ся труд поэта, а со­зна­ни­ем того что он «чувства добрые..лирой пробуждал», но он оста­ет­ся непонятым.М. Ю. Лер­мон­тов в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк» раз­ви­ва­ет мысли од­но­имен­но­го пуш­кин­ско­го произведения. Если Пуш­кин ос­нов­ное вни­ма­ние со­сре­до­то­чил на том, ка­ки­ми ка­че­ства­ми дол­жен об­ла­дать поэт-пророк и как они му­чи­тель­но даются, то лер­мон­тов­ский герой в на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния уже об­ла­да­ет «всеведеньем», ко­то­рое дает ему право про­воз­гла­шать людям “любви и прав­ды чи­стые ученья”. Он хочет про­бу­дить в них стрем­ле­ние к луч­шей жизни, же­ла­ние из­ба­вить­ся от «злобы и порока». Но его гу­ман­ные ис­крен­ние слова не вы­зы­ва­ют от­кли­ка в обществе, по­гряз­шем в грехе и разврате.В меня все ближ­ние моиБросали бе­ше­но каменья.В своей бла­го­род­ной мис­сии про­ро­ку при­хо­дит­ся тер­петь насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Про­рок чув­ству­ет себя сво­бод­ным толь­ко в пре­крас­ном мире природы, пол­ном гармонии, но он вновь воз­вра­ща­ет­ся к людям, ибо не может от­ка­зать­ся от сво­е­го назначения, труд­ной и бла­го­род­ной миссии. Значит, про­рок не по­ко­рил­ся судьбе, не от­ка­зал­ся в угоду «могущественным старцам» от иде­а­лов любви и справедливости. Таким дол­жен быть ис­тин­ный поэт, не от­сту­па­ю­щий перед труд­но­стя­ми и гонениями. Поэт в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Разговор кни­го­про­дав­ца с поэтом» тоже оста­ет­ся непобежденным, по­то­му что:Не про­да­ет­ся вдохновенье,но можно ру­ко­пись продать.

  7. ЛиМоНкА Ответить

    СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    Специфика задания 16
    Составитель Валеева Д.Р.
    МАОУ «МСОШ №16»
    АННОТАЦИЯ
    Данный тип заданий имеет особую сложность. Самый низкий показатель в ЕГЭ 2015 года виден в задании 16 на сопоставление лирических произведений. Результаты по анализу лирики стали традиционной проблемой. Анализ лирического стихотворения дается ученикам намного сложнее, чем анализ отрывка из эпического или драматического произведения. Связано это со спецификой стихотворного текста (сложной образностью, символичностью, ассоциативными связями и т.д.). Очевидно, что в школьной практике необходимо развивать навыки анализа лирического стихотворения. В старших классах ослаблена работа по сдаче стихотворений наизусть. Кроме этого, низкие результаты по данному заданию объясняются следующими, на мой взгляд, причинами: в заданиях 2015 года большинство текстов стихотворений было взято не из кодификатора. Эта ситуация не могла не вызвать затруднений при выполнении учащимися заданий ЕГЭ, поскольку при подготовке учителя ориентировались на списки кодификатора. Хотя в пояснениях кодификатора указывается на возможность такого подхода к выбору лирических произведений. Как и в прошлые годы, в КИМы ЕГЭ по литературе были включены произведения объективно сложные для понимания (А. Тарковский «К стихам», Б. Пастернак «Бабье лето», А. Блок «В густой траве пропадешь с головой…»). Думается, что успешной сдаче экзамена по литературе будет способствовать и более «реалистичный» отбор произведений. Включение в КИМы текстов высочайшей сложности практически обрекает работу на низкие баллы
    Представляю вашему вниманию дидактический материал. Данный ресурс рекомендуется использовать для подготовки к ЕГЭ по литературе.
    СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    Специфика заданий 16
    Выполнение заданий 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст.
    Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
    Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) по существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте. Без обращения к контексту нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.
    Повышенный уровень освоения материала характеризуется умением применять полученные знания для анализа литературных произведений различных жанров в их взаимосвязи; решать различные задачи на основе конкретных действий: делать выводы, сравнивать произведения разных авторов и различных эпох, обобщать имеющиеся знания. Содержание заданий этого уровня отвечает как минимуму содержания литературного образования средней (полной) школы, так и содержанию курса литературы, рекомендуемого для углубленного изучения литературы в профильных классах и школах. Посредством этих заданий проверяются не только умения, необходимые для базового уровня усвоения материала, но и те, с помощью которых достигается расширение и углубление основных системных знаний по предмету. К ним относятся:
    – умение интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте;
    – умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций.
    Эти задания проверяют:
    1) умение воспринимать информацию, содержащуюся в тексте;
    2) умение анализировать содержание текста;
    3) умение обобщать наблюдения над художественным текстом;
    4) умение находить литературные аналогии;
    5) умение убедительно обосновывать выбор каждого произведения;
    6) умение убедительно сопоставлять выбранные произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
    7) умение выявлять авторскую позицию и не искажать её при анализе произведения;
    8) умение логично и последовательно излагать мысли.
    Задания обладают хорошей дифференцирующей способностью и помогают осуществить объективный отбор наиболее сильных выпускников.
    Для успешного выполнения заданий данного типа, экзаменуемые должны владеть умением устанавливать внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление литературы, а как часть единого литературно-художественного пространства. Выделенный параметр проверяет именно это умение выпускника. Если экзаменуемый в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.
    Выполняя задания 16, выпускник самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). При указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа (например, Л.Н. и А.К. Толстые; В.Л. и А.С. Пушкины). Ответ необходимо аргументировать, опираясь на текст произведения, учитывать авторскую позицию и при необходимости излагать свою точку зрения.
    В критериях оценивания заданий 16 нет требования обязательного использования теоретико-литературных понятий. Однако многие задания построены таким образом, что без опоры на эти понятия и без умения использовать их при анализе выполнить задание будет затруднительно (в этом случае отметка по первому критерию будет неизбежно снижена).
    В заданиях 9 и 16 требуется написать развёрнутый ответ на вопрос о связи прозаического фрагмента или предложенного стихотворного текста с произведениями других русских писателей и поэтов.
    Формулировки заданий можно разбить на два типа.
    1. Задание состоит из двух подвопросов. Первый относится к самому произведению, а второй проверяет умение сопоставлять литературные явления, находить тематические, образные, персонажные и т.д. параллели. Например:
    9. Как автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою и в каких ещё произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?
    16 . Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
    2. Другой тип задания требует назвать авторов и произведения, соотносящиеся с проанализированным текстом тематически, образно, эмоционально и т.д., а далее самостоятельно обосновать выявленные параллели. Например:
    9. Что сближает с комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» другие произведения русской классики, обращённые к злободневным вопросам? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)
    16. Каким русским поэтам близок С.А. Есенин своим отношением к Руси? С.А. Есенин. «Запели тёсаные дроги…» (Приведите 2–3 примера стихотворений и обоснуйте свой выбор).
    Примерный план для развернутого сочинения на сопоставление.
    1.Вступление (= тезис)
    2.Ответ на вопрос:
    а) первая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.
    б) вторая позиция сопоставления, общее и различия в изображении, приемах, подходе к материалу и т.д.
    3. Заключение (= вывод), соответствующий тезису.
    Обратимся к примеру.
    Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?
    К теме родной природы и до, и после А.А. Фета обращались многие русские поэты, ведь отражённое в стихах настроение и состояние природного мира зачастую позволяет автору выразить свои переживания.
    В «Зимнем утре» А.С. Пушкина картины природы вызывают у лирического героя ассоциации с чем-то светлым, чудным, потому что его переполняет чувство любви, окрашивающее восторженным отношением всё вокруг: и блестящий на солнце снег, и “речку подо льдом”, то есть самые обыденные, привычные детали пейзажа. Этот мотив “прекрасного в обыденном” и сближает пушкинское стихотворение с «Вечером» Фета.
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» проникнуто чувством умиротворения и гармонии. Лермонтову, как и Фету, свойственно понимать и одушевлять природу. Более того, одушевлённая природа будто вступает в диалог с лермонтовским героем: “студёный ключ лепечет таинственную сагу”, “ландыш серебристый приветливо кивает головой”. Гармония, царящая в мире, помогает смирить тревогу в душе лирического героя. В этот момент и происходит единение с природой, с миром: “И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога”.
    Итак, стихотворение Фета с пушкинским сближает мотив красоты, которую поэт видит в родных зимних пейзажах. Мотивы единения с природой и умиротворяющей красоты окружающего мира — общие у Лермонтова и Фета. Лирические герои Пушкина и Лермонтова, подобно фетовскому, чувствуют неразрывную связь человека и природы.
    Комментарий.
    В работе привлечение литературного контекста основано прежде всего на правильном понимании смысла вопроса. Особенно ценно в этой работе то, что выбор произведений продиктован личной позицией экзаменуемого: по его мнению, сближают стихи Пушкина и Лермонтова с «Вечером» Фета мотивы одушевления природы, её умиротворяющей красоты, прекрасного в обыденном. Автор сочинения объясняет, что дало ему повод для сопоставления, аргументирует свои рассуждения цитатами и кратким комментарием, показывающим, на каком основании сближаются в его сознании названные стихотворения. Последний абзац содержит вывод-итог, краткое обобщение сказанного.
    Оценка задания — 3 балла: экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, называет два произведения двух поэтов, в лирике которых есть общие с фетовскими мотивы; даёт содержательное обоснование сопоставления, приводит необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
    Критерии оценивания заданий 9 и16 — общие. Требования к ответам 9-16 таковы: понимание специфики задания, точность и полнота ответа на главный (центральный) вопрос, привлечение литературного контекста, обоснование сопоставления (оно может опираться на изученный материал или предлагать собственные аспекты сопоставления), полнота аргументации, точность фактического материала. При этом привлечение литературного контекста следует обосновывать в первую очередь с литературоведческой точки зрения, и только во вторую — с позиции пишущего. Главное здесь — правильное понимание смысла вопроса.
    Примечание. При выполнении задания 16 для сопоставления с лирическим стихотворением можно использовать только стихи. (Поэмы, роман в стихах – это иные жанры).
    ТЕМА ДРУЖБЫ В ЛИРИКЕ
    Кто из русских поэтов обращался к традиционной теме дружбы?
    «И.И. Пущину» А.С. Пушкин
    Мой первый друг,
    Мой друг бесценный!
    И я судьбу благословил,
    Когда мой двор уединенный,
    Печальным снегом занесенный,
    Твой колокольчик огласил.
    Молю святое провиденье:
    Да голос мой душе твоей
    Дарует то же утешенье,
    Да озарит он заточенье
    Лучом лицейских ясных дней!
    Стихотворение «19 октября»

  8. GoodLoose Ответить

    Эти материалы помогут выпускникам в сдаче экзамена по литературе.
    Тема природы (пейзажная лирика)
    С4. Кто из русских поэтов обращался к теме человека и природы?
    Истинным украшением русской литературы являются стихотворения о родной природе. К теме человека и природы обращались А.С.Пушкин, А.А.Фет.
    Стихотворение «Это утро, радость эта…» А.А.Фета наполнено звуками, запахами, цветами, оно заражает радостью от ощущения весны. Примечательно, что в стихотворении нет ни одного глагола, но оно удивительно динамично. Поэт рисует картину мазками, одна картина сменятся другой, и лишь в последней строке становится понятно, что череда прекрасных мгновений природы- весна.
    В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» отражена гармония состояния природы и настроения человека. Вечером «вьюга злилась» и подруга «печальная сидела», а с изменением погоды меняется и настроение. По контрасту со вчерашней бурей великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее. От любования красотой природы автор переходит к теме любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюблённого человека. Всё стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы: голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковёр.
    Под голубыми небесами великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит…
    Таким образом, поэты достигают небывалого мастерства, изображая картины родной природы.
    Тема поисков жизненного смысла(философская лирика)
    С4. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни?
    Мотив быстротечности жизни звучит в стихотворениях С.А.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», А.Ахматовой «Приморский сонет», А.С. Пушкина «Элегия».
    Так, в стихотворении С.Есенина « Мы теперь уходим понемногу», написанном за год до кончины поэта, лирический герой размышляет о смысле жизни. Произведение наполнено грустью, тоской о весёлых прожитых днях. ЛГ не хочет покидать этот мир, где был так счастлив.
    От того и дороги мне люди,
    Что живут со мною на земле.
    В философском стихотворении «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье») А.С.Пушкина в основе композиции использован приём антитезы. В первой части стихотворения изображено полное разочарование поэта в окружающем мире. Вторая часть противопоставлена первой. Лирический герой принимает жизнь во всех её противоречиях, с её страданиями и радостями. Главной ценностью для него является сама жизнь, способность любить, мыслить, чувствовать.
    В стихотворении А.Ахматовой «Приморский сонет» утверждается мысль, что человек не может существовать вечно, человеческую смерть заменяет новая жизнь. Таков закон бытия. К своей смерти ЛГ относится спокойно, философски. Она ощущает себя частью огромного мира.
    Таким образом, и С.А.Есенин, и А.С.Пушкин, и А.Ахматова задумываются о «вечном», осмысливают прошлое и понимают, насколько ценна человеческая жизнь.
    Тема свободы (свободолюбивая лирика)
    С4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема свободы?
    Тема свободы звучит в лирике А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
    Так, например, стихотворение « К Чаадаеву» А.С.Пушкин пишет в жанре дружеского послания, посвящает своему другу – единомышленнику Петру Чаадаеву. Товарищи мечтали об освобождении России от гнёта самодержавия и крепостного права, но Чаадаев не верил в осуществление их надежд. Пушкин же старался убедить друга, что их мечты скоро сбудутся и что оба они примут участие в разрушении самодержавия. Поэт призывает:
    Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы.
    В стихотворении « Дума» М.Ю. Лермонтова огорчает то, что молодое поколение примирилось с самодержавием, признало революционную борьбу бесполезной. Поэт убеждён в том, что свобода не приходит сама собой, за неё борются, страдают, идут на каторгу и даже умирают. Он упрекает молодое поколение в бездействии.
    Таким образом, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов считают, что необходимо вести борьбу против самодержавно- крепостнического строя.
    Тема дружбы
    С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу?
    В своей лирике к друзьям или братьям по перу обращались А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов.
    В стихотворении « Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкин поддерживает своих друзей – декабристов. Поэт передаёт стихотворение жене декабриста Муравьёва, которая уезжала из Москвы к мужу. Автор заверяет друзей, что революционная борьба велась ненапрасно, что придёт время и народ будет освобождён от гнёта самодержавия.
    Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Поэт» распадается на 2 части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли – продажи. Кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральным образом второй части является поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал , но нынче поэзия также не выполняет своего предназначения. Автор обвиняет поэтов- современников в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии.
    Таким образом, слово, по мнению поэтов, должно быть оружием в борьбе за правое дело.
    Столкновение мечты и реальности
    С4. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности?
    Столкновение мечты и реальности отражено в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, М.Цветаевой.
    Так, например, в стихотворении «Нищий» М. Ю. Лермонтова в центре первых двух строф дан образ нищего, который просит на кусок хлеба. Чёрствость, бездушие и безразличие людей выразительно демонстрируются в следующих строчках:
    И кто-то камень положил в его протянутую руку.
    В заключительной строфе проводится параллель между нищим и влюблённым. Разлад между мечтой и действительностью проникает и в это прекрасное, светлое чувство: любовь приносит не радость, а боль и страдания.
    Стихотворение « Тоска по родине! Давно» является одним из самых трагических в творчестве М. Цветаевой. Трагедия заключается в том, что беззаветно влюблённая в родину лирическая героиня оказалась лишена её.
    Таким образом, поэты не удовлетворены действительностью, поэтому они вспоминают о прекрасном прошлом.
    Тема Родины
    С4. В каких произведениях русских поэтов тема Родины занимает центральное место?
    Тему Родины поднимали в своём творчестве М.Ю. Лермонтов и А.Блок.
    Так, в стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонтов называет свою любовь «странной» потому, что любит в своей стране природу, народ, а не её историю и славу, «купленную кровью». Лирический герой противопоставляет этой помпезной России другую, горячо любимую им: с безбрежными степями, разливающимися реками, избами, крытыми соломой, с пьяными мужичками.
    Итогом размышлений А. Блока о судьбе своей о судьбе своей страны является стихотворение «Россия». Центральная тема- страстное признание в любви к нищей , но в то же время прекрасной родине.
    Россия, нищая Россия
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые-
    Как слёзы первые любви.
    Поэт изображает «серые избы», «расхлябанные колеи», «унылую песню ямщика», вместе с тем он любит Россию, так как это его родина.
    Таким образом, и у М.Ю. Лермонтова, и у А. Блока образ Родины соткан из противоречий, но поэты любят её и верят в будущее своей страны.
    Образ матери
    С4. Какие стихотворения русских поэтов обращены к матери или близкому человеку?
    А.С.Пушкин и С.А. Есенин в своих стихотворениях признаются в любви к близким им людям.
    В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви. В « Письме к матери» лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью к своей «старушке»:
    Пишут мне, что ты, тая тревогу,
    Загрустила шибко обо мне,
    Что ты часто ходишь на дорогу
    В старомодном ветхом шушуне.
    ЛГ с горечью осознаёт, что у матери есть основания беспокоиться о своём непутёвом сыне : она знает о запоях, о кабацких драках., пытается утешить мать, обещает вернуться домой.
    В стихотворении « Няне» А.С. Пушкина также поднимается тема самоотверженной материнской любви. Её воплощением является няня, которой посвящено произведение. Оно пронизано нежностью, любовью и бесконечной благодарностью ЛГ .Обращаясь к няне, он находит самые трогательные и ласковые эпитеты: « подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя».
    Таким образом, поэты бесконечно любят близких, признаются им в любви, понимают, что часто приносят им переживания, тревогу, хлопоты.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *