В каких смыслах употребляется понятие история 10 класс?

2 ответов на вопрос “В каких смыслах употребляется понятие история 10 класс?”

  1. _Viktor_163 Ответить

    1. Предмет исторической науки и особенности исторического познания. Память формирует человека и человеческие сообщества. Когда человек теряет память, он перестаёт быть самим собой. То же происходит и с обществом, страной, народом. Без истории они утрачивают способность самоидентификации и перспективы самостоятельного существования, по определению являющегося историческим. Человеческое существование протекает во времени: прошлое — настоящее — будущее. Люди и общество несут в себе прошлое, которое могут осознавать или не осознавать, но под воздействием которого формируется их настоящее и будущее.
    Само понятие «история» употребляется в разных смыслах. История — это прежде всего реальное прошлое человечества, опыт поколений. Человек является субъектом, деятелем, в предельном смысле — творцом истории. Он активный участник того, что происходило и происходит на Земле. Деятельность человека как разумного существа составляет содержание истории как объективного процесса.
    История есть и осознание прошлого. Это осознание составляет важную часть общей картины мира человека или общества. Возникнув как описание прошлого, история постепенно превращается в исследование, поиск знаний о прошлом. Само слово «история» первоначально и означало в греческом и латинском языках «разыскание». С эпохи Возрождения история начинает превращаться в науку, главной функцией которой является выработка, систематизация и теоретическое обобщение объективных знаний о прошлом человечества и закономерностях его развития. Прошлое составляет предмет истории как науки, оно может изучаться как целостно, так и с различной степенью дифференцированности.
    Объект изучения у историка — историческая реальность (точнее, её фрагмент, ибо ни один конкретный учёный не может охватить всю историческую реальность как исследователь) — уже яв ляется результатом человеческой деятельности, она пропущена через сознание тех, кто были её творцами. Таким образом, эта реальность изначально субъективна. Исследователь не может непосредственно включиться в прошлое, ибо его уже нет. Время исследователя и время того, что он исследует, не совпадает.
    Мнение учёного
    …Историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения…
    Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолётным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века.
    В. О. Ключевский
    Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.
    Историк имеет дело с историческими источниками самого разного рода — от материальных вещей до письменных свидетельств, которые составляют основной массив изучаемого материала. Каждый из этих источников по-своему отражает событие или процесс. И не обязательно это определяется политической или идеологической позицией автора источника. Автор источника воссоздаёт, как ему представляется, историческую реальность. Но эта воссозданная реальность, будучи пропущенной через его сознание, выстроенная в виде текста, неизбежно будет содержать элемент субъективности.
    Для того чтобы составить общую картину события, историк должен провести критический анализ и сопоставление источников, и тут к субъективизму источников подключается ещё один уровень сознания — сознание историка, который осуществляет отбор фактов, намечает основные направления, методику исследования. Таким образом, историческое знание всегда более субъективно, чем знание, получаемое науками о природе, потому что предмет исследования уже является результатом деятельности, он изначально пропущен через человеческое сознание.
    В XIX в. в исторической науке весьма распространённым был призыв: «Вернёмся к фактам, истории не нужны интерпретации». Сегодня тоже можно услышать: «Дайте факты, а человек сам разберётся что к чему». Рассуждающий так попадает в ловушку непонимания того, что есть исторический факт.
    Факт истории изначально содержит субъективные моменты. Существование абсолютно объективной фактологической истории невозможно. Вместе с тем история без фактов не более чем умозрительное построение. Истинность исторического знания определяется не тем, что оно выступает как набор фактов, а тем, что при установлении подлинности фактов и их исследовании добросовестно задействован арсенал научных средств и методов, позволяющих максимально преодолеть субъективность исторического источника и субъективность реконструкции.
    Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но достижение истины в истории — это процесс постоянного приближения к реальности. Полное совпадение исторической реальности и нашего знания о ней, к сожалению, недостижимо.
    2. История в системе гуманитарных наук. Историческая наука взаимодействует с социологией, юридическими науками, филологией, искусствоведением, литературоведением, со всей системой гуманитарных наук, каждая из которых позволяет истории раскрыться новыми гранями.
    Сегодня история — это сложный комплекс исторических дисциплин, образующих многоотраслевую область научного знания. Предметом изучения может быть всемирно-исторический процесс в целом — это характерно для такой отрасли исторического знания, как всемирная, или всеобщая, история. К историческому регионоведению относится история континентов и регионов мира, к историческому страноведению — история стран и народов.
    Наука история может классифицироваться по изучаемым сферам человеческой деятельности: социальная, экономическая, политическая, военная, культурная история, история повседневности, история частной жизни и т. п.; по социальным и другим характеристикам участников исторического процесса: гражданская, гендерная (мужчины и женщины в истории), история детей и др. Особые отрасли исторической науки представляют история культуры и история искусства.
    Самостоятельными историческими науками являются археология и этнология. Археология изучает прошлое по материальным остаткам жизнедеятельности людей, вещественным источникам — предметам погребения, фрагментам сооружений и т. п. Этнология реконструирует бытовые и культурные особенности народов и племён, их образ жизни.
    Существуют десятки вспомогательных исторических дисциплин, которые дают возможность добиться большей научной достоверности исторического знания. Так, хронология позволяет точно структурировать исторические процессы во времени, определять даты исторических событий и явлений; дипломатика предоставляет надёжные методы специального изучения и классификации исторических документов государственного и правового характера; палеография изучает развитие письменности, даёт основания для определения авторства, времени и места создания письменного памятника; нумизматика воссоздаёт историю денежного обращения, монетной чеканки; сфрагистика исследует печати; геральдика — гербы.
    Исторический источник — важнейшее связующее звено между учёным-исследователем и прошлым. Исторические источники чрезвычайно разнообразны — от предметов, найденных археологами, до широчайшего круга письменных источников (от маленькой расписки до свода законов), кино-, фотодокументов и др. Историческими источниками являются произведения искусства и литературы, памятники фольклора и обычаи народов и т. п. Каждый вид источников требует особых методов датировки, классификации, изучения, научной критики. Этим занимается особая историческая дисциплина — источниковедение. Проблемы хранения исторических памятников и исторических источников относятся к компетенции архивоведения и музееведения.
    Развитие исторических знаний исследует историография. Она анализирует концепции, взгляды учёных, закономерности становления самой исторической науки.
    Новые аспекты истории человечества, стран и народов позволили раскрыть такие дисциплины, как историческая демография (наука о народонаселении), историческая география, историческая психология, историческая медицина и др. В исторической науке активно используются математические и статистические методы, лингвистический анализ, компьютерная обработка информации и составление баз исторических данных.
    Общим осмыслением исторического процесса и процесса познания, формированием всеохватывающих теорий исторического развития занимается философия истории. Она зародилась ещё в древности, а научный статус приобрела в XVIII в. в эпоху Просвещения.
    История выполняет важные социальные функции. Она является наиболее действенным средством познания обществом своего прошлого и самого себя. Познавательная функция тесно связана с прогностической, т. е. способностью прогнозировать будущее, а также с самоидентификацией обществ, народов и цивилизаций.
    Историческое сознание — одна из основополагающих частей мировоззрения человека и общества. История — фундамент научных знаний о человечестве и его трансформациях во времени.
    История оказывает значительное воспитательное воздействие на формирование личности, ценностей и идеалов человека, общественных групп и общества в целом. Древние римляне называли историю наставницей жизни. История — важный фактор формирования гражданских качеств, нравственных ориентиров.
    Однако нельзя не отметить, что историческая наука может использоваться определёнными политическими режимами для укрепления своей идеологии. Идеологизированная история утрачивает свой научный статус и выступает как средство политического воздействия на массы.
    3. Современные концепции исторического развития. Цивилизационные теории. В современной науке, и особенно в преподавании, широко используются цивилизационные теории. Понятие «цивилизация» происходит от латинского слова civilis — гражданский, государственный, городской. Оно возникло в XVIII в. Французские философы-просветители цивилизацией называли разумно организованное человеческое общество, в котором действуют законы и человек имеет гарантии своих прав. Тогда же была сделана попытка соотнести понятия «цивилизация» и «культура». Под культурой подразумевали духовные формы жизнедеятельности общества — искусство, литературу, мораль, поведенческие модели.
    В XIX в. понятие «цивилизация» начали применять для обозначения технически передового общества, прежде всего европейской цивилизации, бывшей лидером экономического и индустриального развития. Однако постепенно в науке стали разрабатывать историю мировой цивилизации (французские историки Ф. Гизо, Ж. Мишле, английский историк Г. Бокль), связанную с распространением либеральной идеи общественного прогресса. Идея прогресса философски была обоснована великим немецким философом Г. Гегелем, видевшим в истории саморазвитие мирового духа, а социально подкреплялась успехами капитализма.
    Одновременно рос интерес к изучению отдельных культурно-исторических общностей (цивилизаций). Русский философ Н. Я. Данилевский создал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип, считал он, функционирует подобно живому организму, он обособлен во времени и в пространстве, он эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а от государственного к цивилизации. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов.
    Во второй половине XIX в. развивались линейно-стадиальные теории цивилизаций. Возникали исторические схемы, при которых предшествующая цивилизация выступала как бы подножием последующей. В результате вершиной оказывалась европейская цивилизация.
    В начале XX в. немецкий философ О. Шпенглер в сочинении «Закат Европы» отразил разочарование европейской интеллигенции в идее прогресса. Он противопоставил цивилизацию культуре и определил её как стадию исторического умирания, для которой характерны бездушный интеллект и механическая работа, превращение людей в безликую массу.
    Наиболее последовательно теорию цивилизаций в XX в. разрабатывал английский философ и историк А. Тойнби. Он полагал, что цивилизации есть определённые типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры. Для А. Тойнби цивилизация — это достигшая крайних границ самоидентификации культура, в пределе это может быть общечеловеческая, или глобальная, цивилизация. Каждая цивилизация проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения.
    Идеи А. Тойнби в конце XX в. развил американский социолог С. Хантингтон. И Тойнби, и Хантингтон говорят о нарастающем «столкновении цивилизаций», усматривая его главное направление в цивилизационном противостоянии между Западом и Востоком, между евроатлантической цивилизацией и исламским миром. Они констатируют, что на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы «придать миру незападный облик».
    Мнение учёного
    …В нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов.
    С. Хантингтон
    Что имеет в виду С. Хантингтон, говоря о культуре как основном источнике конфликтов в современном мире? Согласны ли вы с ним?
    Однако хочется надеяться, что печальные прогнозы не сбудутся. Человечество преодолеет свою разобщённость, и будущее — за единой земной цивилизацией, в которой будет процветать всё многообразие культур и каждый народ, каждая страна обретут новые ресурсы развития не за счёт противостояния, а за счёт взаимообогащения достижениями науки и культуры.
    В последние годы всё большее распространение получает использование понятия цивилизации как социокультурной общности, в основе формирования которой лежат универсальные ценности, образующие целостную систему регулирования жизни общества. Эти ценности закреплены в религии, морали, праве, искусстве, картине мира (т. е. в понимании человеком окружающей реальности, что позволяет ему действовать по определённым правилам). Такой подход стимулирует комплексное раскрытие роли человеческого фактора в истории цивилизаций.
    Историческая (культурная) антропология. Антропология — это наука о происхождении человека и его эволюции как биологического вида. Под культурой же долгое время традиционно понимались высшие достижения человеческого духа — наука, искусство, литература, общественные идеи, определённые типы поведения и т. д. Это определение культуры сохраняет свою значимость и в наши дни. Но с конца XIX в. исследования культуры стали развиваться в рамках антропологии и этнологии. Появилась историческая (культурная) антропология.
    Изучая жизнь «примитивных» племён, учёные обнаружили, что все стороны жизни этих коллективов были между собой неразрывно связанными, взаимопроникающими. Их хозяйство, социальную организацию, быт, обмен оказалось невозможно понять без обращения к их мифологии, религиозным воззрениям, магической практике. В основе жизни этих племён лежала картина мира, которая определяла все стороны их существования, передачу социального опыта другим поколениям. Антропологи и этнологи показали, что возможно совершенно другое понимание культуры как некоей целостности. Утвердился взгляд, что никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности, т. е. совокупности представлений, присущих определённой общности людей, носителям определённой культуры. Историк не должен произвольно переносить современное содержание таких основополагающих понятий, как: государство, общество, хозяйство, власть, право, вера, свобода, человек, — на изучение прошлого. В каждую историческую эпоху они имели свой, отличающийся от сегодняшнего смысл. Игнорирование этого факта приводит к искажению истории.
    Первыми историко-антропологический подход к собственно историческим исследованиям применили французские историки М. Блок и Л. Февр, основатели исторического журнала «Анналы».
    Мнение учёного
    …В центре историко-антропологического исследования находится человек, представитель социальной группы, член коллектива, с которым его объединяет общность мировоззренческих установок, система мировосприятия и социального поведения… Картина мира заложена в сознании и подсознании любого члена общества… История «сверху» неотрывно связана с историей «снизу», историей того образа мыслей, которые современные исследователи нередко называют историей народной культуры.
    А. Я. Гуревич
    Какой предмет изучения лежит в основе исследований представителей исторической антропологии? Как вы думаете, что будет главным в исследовании, написанном с точки зрения данной концепции?
    Развитие исторической антропологии привело к появлению новых направлений в исторической науке. Возникла не только история ментальности, но и новая культурная история социального, история повседневности и частной жизни и др.
    Знакомясь с современными историческими концепциями, нельзя не обратить внимания на распространение сравнительного (компаративистского) изучения истории. Постоянное сопоставление различных типов исторического развития, цивилизаций и обществ, синхронно существующих в историческом времени, даёт возможность более глубокого и разностороннего обоснования единства человеческой истории, её всемирного характера с момента зарождения.
    Теории модернизации. Во второй половине XX в. получило распространение рассмотрение истории в контексте мировых модернизаций. Существует очень широкое понимание модернизации как социально-экономически-технологической революции, радикальным образом меняющей всю жизнь общества. В этом смысле модернизациями отмечаются узловые моменты (эпохи) исторического развития. Таким образом можно определить как модернизацию и неолитическую революцию, и Возрождение, и становление капиталистических отношений, и промышленный переворот, и формирование современного информационного общества. Однако такое понимание модернизации скорее носит общий культурно-исторический характер и может быть применимо к обществам любого типа и к любым историческим эпохам.
    При этом очевидно, что модернизация связана с оптимизацией и интенсификацией процессов, способствующих развитию общества или отдельных его сфер. Переход от традиционных форм социокультурного функционирования к новым требует сущностных изменений субъекта, формирования человека, готового к преобразованиям модернизационного характера.
    Существует другое понимание модернизации, которое непосредственно связано с историей Западной Европы, с её переходом от Средневековья в эпоху «модернити», т. е. в «современную историю». Это была социально-культурная модернизация, связанная с Возрождением и Реформацией. Она разрушила феодальные отношения, привела к появлению свободной личности, национальных государств, гражданского общества, провозглашению равенства всех перед законом, прав человека. С этой европейской модернизацией связаны утверждение рационализма, защита частной собственности, изменение статуса частной жизни. Она, разрушая старые традиции, внедрила на их место традицию непрерывного изменения, потребность постоянного наращивания производства и потребления.
    Однако наиболее распространено понимание модернизации в узком смысле — как развитие социально-экономических отношений нового типа (капиталистических), которое явилось результатом внутренней эволюции западноевропейской цивилизации и позволило ей занять положение лидера по отношению к другим цивилизациям. В результате Западная Европа как бы навязала свою модель исторического развития другим странам и континентам.
    Итак, Западная Европа стала зачинателем процесса мировой модернизации. Однако другие регионы и страны, в силу естественно-исторических различий, вступили на путь модернизации не одновременно. Принято выделять три эшелона модернизации. Первый эшелон включает страны, в которых модернизация явилась естественным результатом их развития на исходе Средних веков и в начале Нового времени. Это Великобритания, Франция, Нидерланды, Северная Германия, отчасти Северная Италия, Швейцария, несколько позже — Соединённые Штаты Америки, Канада.
    Ко второму эшелону модернизации относят страны Восточной и Юго-Восточной Европы, Россию, Японию и Турцию. В этих странах модернизация осуществлялась по инициативе верхов, начавших реформы. Эти страны пытались форсированно осуществить социально-экономическое и техническое развитие, на что страны первого эшелона затратили многие десятилетия и даже столетия.
    Третий эшелон включает большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Модернизация этих регионов и стран нередко была насильственной и довольно поверхностной. Она мало затрагивала массовые уклады жизни и хозяйствования. Нередко возникало противостояние «модернизированной» элиты и основной массы населения, экономических отношений и социальной структуры западноевропейского образца и местных традиций.
    В каждом эшелоне и в каждый исторический период модернизация приобретала свои особенные черты. В целом же модернизация повсеместно стала важным фактором исторического развития, вступления человеческой цивилизации в индустриальную стадию своего существования.
    4. Хронология и периодизация истории. История протекает во времени, поэтому чрезвычайно важно определить место события или явления на шкале времени.
    Каждая историческая эпоха, каждая цивилизация имели свои системы летосчисления, свои ориентиры во времени. И сегодня сосуществуют григорианский календарь, по которому живём и мы с вами, мусульманское летосчисление, которое начинается с 622 г., и другие календари и системы летосчисления, что затрудняет создание современной научной исторической хронологии.
    Первые попытки создания систематизированной исторической хронологии, сопоставления её с общепринятой европейской были осуществлены в конце XVI в. гуманистами Ж. Скалигером и Д. Петавиусом. Их хронология неоднократно подвергалась критике, она постоянно уточняется, но основа её не оспаривается и большинством современных учёных.
    Периодизация истории может осуществляться по разным определяющим критериям. В основу её может быть положен способ производства как в марксистской теории, или стадии экономического роста и потребления, как в альтернативной марксизму теории американского социолога и историка У. Ростоу. Сегодня наиболее распространённой является периодизация по историческим эпохам, основанная на европейском представлении о линейном развитии истории: Первобытность, Древний мир (включая Древний Восток и Античность), Средневековье, Новое время, Новейшее время (современная история).
    Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: история, цивилизация, историческая антропология. модернизация1.
    1 Здесь и далее подчёркнуты понятия профильного уровня.
    1. В каких смыслах употребляется понятие «история»?
    2. Как происходит процесс исторического познания? Представьте его в виде схемы.
    3. Заполните таблицу «Исторические дисциплины» по схеме: название дисциплины, предмет её исследования.
    4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.
    5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение подтвердите.
    6. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».
    1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.
    2. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект 3-го пункта параграфа.
    3. Подумайте, почему нет единого определения понятия «цивилизация».
    4. Объясните понятие «модернизация». В каких исторических ситуациях уместно использование этого понятия, а в каких нет? Приведите примеры.
    5. Составьте схему «Три эшелона модернизации».
    Практическая работа
    Исторические источники
    Цель работы. Определить роль источников в историческом познании и способы работы с ними.
    Источники. Эсхил. Прометей прикованный (с. 64—65). Эйнхардт. Жизнь Карла Великого (с. 116). Завещание X. Колумба (с. 202). Л. Р. Виллерме. Положение французских рабочих (с. 235—236). Акт о реформе в Великобритании 1867 г. (с. 310).
    Вопросы и задания.
    1. Дайте определение понятия «исторический источник». 2. На основе параграфа «Историческое познание сегодня» составьте схему «Виды исторических источников». 3. Определите, к каким видам исторических источников относятся названные выше документы. Подберите в учебнике другие примеры различных видов источников. Впишите их названия в схему. 4. Проанализируйте один из вещественных и один из письменных источников по приведённому алгоритму: установите происхождение источника (автор, время и место создания); подумайте, какие критерии могут служить определению подлинности данного источника; проанализируйте содержание документа, о какой сфере жизни общества даёт нам сведения этот источник; попробуйте извлечь из источника объективную информацию. Как вы думаете, будет ли она абсолютно объективной? Какие субъективные факторы вам могут помешать? 5. Предположите, как учёные, работая с источниками, стараются максимально приблизиться к установлению исторической реальности.
    Эхо эпохи
    Освальд Шпенглер
    «Закат Европы». Фрагмент
    …У всякой культуры своя собственная цивилизация. Впервые эти два слова, которыми приходилось доныне обозначать неопределённое различие этического характера, понимаются в периодическом смысле, как выражение строгого и необходимого органического следования друг за другом.
    Цивилизация — это неизбежная судьба культуры… Цивилизация — это наиболее крайние и наиболее искусственные состояния, на которые только способен человек высшего рода. Они являются итогом; они следуют как ставшее — за становлением, как смерть — за жизнью… Они представляют собой неотвратимый конец, однако с внутреннейшей необходимостью к этому концу приходят вновь…
    Определите подход О. Шпенглера к соотношению понятий «культура» и «цивилизация».
    Мишель Фуко
    «Археология знания». Фрагмент
    За быстротечной историей правительств и войн выступают истории, внешне почти неподвижные: история морских путей, история зерна и золотодобычи, история засухи и ирригации, история севооборота, история равновесия, которого удалось добиться человечеству в споре нужды и достатка. Старые вопросы, занимавшие некогда историков (какова связь между событиями? как установить их «очерёдность»? в чём смысл пронизывающей их непрерывности? наконец, как обозначить совокупности, которые они образуют, и возможно ли определить некую всеобщность или необходимо ограничиваться восстановлением последовательностей?), отныне замещаются задачами совершенно иного рода: какие страты следует выделять? какие последовательности могут быть установлены? какие критерии периодизации к ним применимы? какие системы связей (иерархичность, преобладание, стратификация, однозначное определение, цепь причинности) свойственны каждому из них? какие ряды последовательностей мы можем выводить в том или ином случае? каковы те хронологические пределы, в которых мы размещаем событийные цепи?..
    Какие уровни исторического знания выделяет М. Фуко? Какие задачи стоят сегодня перед историками, с точки зрения М. Фуко?

  2. chichik1986 Ответить

    Конспект урока Чуганской Т.Г.,учителя истории и обществознания лицея №1524 ЮВАО г.Москвы
    10 класс. Обществознание.
    Тема урока  Исторический процесс.
    тип урока – изучение нового материала
    Цели и задачи:
    I. Предметные результаты.
    1.  Раскрыть суть исторического процесса и показать типы социальной динамики;
    2. Исследовать факторы изменения социума;
    3.Охарактеризовать роли субъектов исторического процесса
    II. Метапредметные результаты.
    1 Уметь строить высказывание по проблеме , слушать одноклассников (коммуникативные УУД);
    2.Уметь работать в соответствии с поставленными задачами  (регулятивные УУД );
    3.Уметь выделять главное в тексте, сравнивать объекты, (информационно-логические УУД);
    4. Уметь делать проект и владеть методами исследовательской деятельности, сравнивать, анализировать, делать выводы.
    III. Личностные результаты.
    Уметь работать в группе.
    План урока.
    1 Оргмомент.
    II Изучение нового материала.
    План.
    1. Исторический процесс. ( повествование учителя с использованием информационно-компьютерных технологий – икт, презентации)
    2 Типы социальной динамики. ( повествование учителя с использованием икт, презентации)
    3. Факторы изменения  социума. ( проект ученицы, икт, презентация)
    4.Роль народа в историческом процессе. ( проект ученика, икт, презентация)
    5. Социальные группы и общественные группы. ( проект группы учеников, икт, презентация)
    6. Роль личности в истории. . ( проект группы учеников, икт, презентация)
    III.Закрепление. Рефлексия. ( решение тестов)
    Домашнее задание : параграф 14, вопросы, составление таблицы “Факторы, влияющие на изменение социума”; Сильным ученикам найти материал по теории элит; по типам лидерства; по проблеме охлократии -власти толпы.
    Повествование учителя.
    На прошлом уроке мы рассматривали развитие истории и познакомились с различными теориями, объясняющими развитие человечества его смысл и направленность. Это цивилизационный и формационный подход. Сегодня мы рассмотрим  исторический процесс, типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.
    1 пункт плана.  Слово “процесс” означает ход какого-либо явления.
    Исторический процесс  -это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений. Он охватывает все проявления человеческой жизнедеятельности от добывания хлеба до изучения планетарных явлений. Исторический процесс – путь человечества с древнейших времён до настоящего времени.
    Он  характеризуется непрерывностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, бушуют войны и революции, человечество преодолевает кризисы и делает выдающиеся открытия, меняются мода и вкусы.
    Исторический процесс  – свидетель бесконечных событий. Он  связан с деятельностью людей : с появлением человека он начинается и с гибелью человечества может и закончиться.
    По мнению нашего историка Н.Карамзина отображение исторического процесса должно быть “зерцалом бытия и деятельности народов.”
    Жизнь общества в прошлом и в настоящем изучает история. Исторический процесс изучает такая наука , как философия истории. Она выявляет общие законы, самые существенные взаимосвязи, общую природу исторического процесса.  Философ К. Ясперс писал “Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как  я вижу целостность прошлого, я познаю настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу – всё это я узнаю в зерцале истории.”
    2 пункт плана. Типы социальной динамики.
    Объяснение учителя. Мы уже поняли, что исторический процесс – это общество в движении, изменении, развитии. Как же функционирует общество? ( учащиеся работают с приложением к уроку №1-2)
    Социальное движение – рассматривают разные типы социальной динамики:
    линейное движение – восходящая или нисходящая линия общественного развития ( прогресс и регресс будут  рассматриваться на след. уроке);
    циклический тип – объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определённую протяжённость во времени, по истечении которой они прекращают своё существование;
    спиралевидный тип – ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом витке, на новом качественном уровне. Пример :от рассеянной мануфактуры к централизованной фабрике и в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: на персональных компьютерах, не выходя из дома.
    В науке были сторонники признания того , что в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не параллельно и не как сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.
    Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление новых свойств, функций, отношений.
    Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние;
    Социальные изменения могут быть в разных формах:
    Эволюция – непрерывное постепенное изменение без скачков и перерывов;
    Периодизация истории: первобытность – началась около 800-600 тыс.лет и продолжалась до 5-3 тысячелетия; – 750 тыс. лет
    древний мир охватил с 4 тыс. до н.э. до  5 века н.э. – 5 тыс.
    средние века -с 5 в. н.э. по 15 в. (включительно)- 10  веков-1 тысяча лет.
    новое время – с 16 в. по 1914 г.- 4 века (400 лет)
    новейшее время – XXI век/
    Мы видим эту непрерывность, постепенность, а так же видим закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую.
    Социальная революция – коренной качественный  переворот во всей социальной структуре общества; приводит к смене общественного старого строя новым ( мирные и немирные  формы)
    Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить о роли реформ.
    Социальная реформа -переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении общественного строя; обычно проводятся “сверху”. Глубокие реформы могут стать альтернативой революции, предупреждать или заменять их.
    Гесиод, Ницше,            Гегель,Маркс,                               Тойнби, Вико,             Платон, Аристотель
    Поппер                         Кондорсе, Тюрго                          Шпенглер
    3 пункт плана. Факторы изменения социума.
    Выступление с проектом и презентацией Арзиевой Алии
    “Факторы двигатели исторического процесса.”
    Выделяют природные факторы, духовные, материальные. Некоторые учёные  считают, что на исторический процесс влияют различные факторы в комплексе.
    4 пункт плана. Роль народа в истории.
    Слово учителя.
    Объектом исторического развития является историческая действительность. Иными словам объект – это на что направлена деятельность. В то время, как под субъектом понимается тот , кто осуществляет деятельность. К субъектам мы относим народ, исторические личности, общественные объединения. Вопросы о том, кто является субъектом исторического процесса, какова роль народных масс в истории, как это показано в приложении, не имеют однозначного решения. Так, русский философ первой половины ХХ в. Л. П. Карсавин считал, что субъектом истории является все человечество, которое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.
    Наиболее значительным субъектом исторического процесса, полагают многие ученые, в том числе марксисты, являются народные массы, роль которых ярко проявляется во всех сферах общественной жизни. Эта позиция, несомненно, имеет аргументированное обоснование, и ее отрицание непродуктивно. Вот как об этом говорится в учебнике «История Средних веков»: «Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других, так называемых „маленьких“, людей либо, по крайней мере, их пассивность и покорность. Но такого рода неучастие тоже есть участие в историческом событии. „Маленьких“ людей нет, есть люди, которые считают себя маленькими, которым внушили мысль, будто бы они маленькие» (Гуревич А. Я., Харитонов Д. Э. История Средних веков. — М., 1995. — С. 5).
    Выступление учеников А. Баранова и А. Бурлова с презентацией и проектом ” Роль народа в историческом процессе.” (Класс работает с приложением №3.)
    Роль народа трактуется по-разному.
    В марксистской философии утверждается, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются творцами истории, играют решающую роль в создании матер. и духовных ценностей, в защите Родины.
    Другие исследователи ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общ. отношений. Они включают в понятие “народ-творец истории” означает широкую общность, соединяющую только те классы и слои, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С понятием “народ” отделяются прогрессивные слои населения от реакционных. Конечно, народ -это прежде всего трудящиеся. Вместе с тем понятие “народ” охватывает и те слои населения, которые , не являясь трудящимися, на данном этапе выражают поступательное движение. (пример: роль буржуазии в антифеодальных революциях)
    Ключевский насыщал “народ” социальным содержанием. вкладывал в него этническое и этическое содержание. ” Для народа характерны этнографические и нравственные связи, создание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов”. Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В.О.Ключевский, ” в делах принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело” ( народное ополчение во время Смуты, подъём народной борьбы в 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.)
    А.И.Герцен народ-консерватор по инстинкту.
    Н.А.Бердяев считал, что народ может не иметь демократических убеждений.
    К.Ясперс отмечал, что массу следует отличать от народа. Масса не обладает сознанием, не имеет традиций не сконструирован. Безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими тиранами.” В массу как правило входят индивидумы, не проявившиеся как личности. В массе человек иррационален, он не принадлежит своим мыслям и ощущениям. Трудно предсказать поведение толпы.
    Масса, отмечают исследователи, — это не социальный класс, а тип людей, встречающихся во всех социальных классах; принадлежность к массе чисто психологический признак. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех. В пособии отмечается, что люди в массе легко могут потерять голову. Социологи подчеркивают, что массой овладеть легче, чем небольшой группой слушателей, поскольку свое одобрение она выражает более темпераментно, спонтанно и категорично и, воодушевившись, уже не терпит сопротивления небольших групп и тем более отдельных индивидов. Толпа вытесняет индивида, его личность, его чувство ответственности.
    Толпа — это масса — нерасчлененная общность людей, собравшаяся в одном месте (на площади, на рынке), часто стихийно и по неожиданному поводу, общность неустойчивая, развивающая относительно большую энергию (обычно на непродолжительное время), действия которой трудно предсказуемы. Толпа делает людей более иррациональными, происходит «разгерметизация эмоциональных сил», и может сложиться ситуация, когда (почти по Шекспиру) «безумные ведут слепых».
    Итак, запишем определение:
    Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.
    Вопрос на закрепление: 1.Какая из приведённых точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории? Или  у тебя сложилась своя точка зрения.
    Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоёв, которые называют элитами – небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры.
    Роль лидеров всегда была велика. Вспомним такие имена, как П. А. Столыпин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Роль лидеров возрастает в наше время. Именно государственный лидер, согласно конституциям многих стран, как правило, принимает самые ответственные решения, в том числе о вступлении государства в войну и о применении тех или иных видов оружия. Как говорят журналисты, он «человек у кнопки».
    Сегодня фигура лидера приобретает беспрецедентное значение. Многое зависит от того, в какой степени он подотчетен обществу, в какой степени независим, способен выслушать других, не поддаваясь натиску частных интересов; обладает ли твердостью характера, мужеством идти на уступки; человечен ли он. Политическое доверие народа лидеру во многом зависит от его взаимоотношений с верящими ему людьми, от его открытости, внутренней свободы, способности получать импульсы из различных сфер жизни, от думающих и ведущих себя по-разному, суверенных людей.
    Вопрос классу: какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной) ?
    5 пункт плана. Социальные группы и общественные объединения
    Проект и презентация  Щетилина Ивана, Власовой Юли.
    Каждый человек принадлежит к социальной общности, социальной группе. Большие исторические общности вам хорошо известны. Назовите их (классы, профессиональные группы, религиозные группы и др.). В разные периоды истории мы видим их активное участие в истории. Сейчас большую роль в жизни обществаиграют партии, движения, профсоюзы)
    6 пункт плана. Роль исторической личности.
    Проект и презентация Тюльпина Д., Басургина А.
    На доске чертится схема:

    Слово учителя.
    -Вот что о великих личностях говорит Карамзин:
    “Сии любимцы неба, рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его;…жизнь их есть история народов” (Н.М.Карамзин)
    Цитаты
    От самых великих людей не стоит требовать того, что может сделать человечество. Франсуа Фенелон
    – исходя из высказываний мы видим, что вопрос о роль личности в истории  –  один из самых противоречивых вопросов, который пытаются решить политики, историки, философы, писатели, художники.  Все по-разному отвечают на него.
    Наша задача будет состоять в том, чтобы рассмотреть аспекты проблемы личности в истории.
    Ученики провели социологический опрос среди 9-11 классов по данной проблеме. Ребята отвечали на вопросы:
    – назвать 5 великих личностей  20 века;
    – дать оценку их деятельности (положительную, многозначную, отрицательную). В результате ребята называли таких деятелей, как У.Черчилль, Ф. Рузвельт, В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзедун, С.П. Королёв, А.И.Солженицын, А.Д. Сахаров и др. Ребята расскажут о результатах этого опроса.
    РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ — роль, выполняемая в истории человеком, который раньше, лучше, глубже и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за это, умеет найти и указать силы, пути и средства для осуществления задач, стоящих перед обществом, народом. (Б.А.Введенский. Большая Советская энциклопедия).
    Оценка роли личности в истории относится к категории наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем, несмотря на то, что она занимала и занимает по сей день многие выдающиеся умы. Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.
    Многие великие люди  пытаются ответить на вопросы: почему произошло, так или иначе? Кто или что влияет на ход исторического процесса? От чего или от кого он зависит?
    Ответы на эти вопросы зависят от личности того, кто их задает: если на вопросы пытается ответить историк, то результатом его деятельности станет исторический труд, основанный на конкретных событиях, если – обществовед, то в результате мы получим систему взаимосвязей и аналитическую картину действительности. А если на эти вопросы отвечает писатель, то созданный труд – художественное произведение.
    Вместе с тем, роль личности в истории не является решающей – это несомненно. Историю делает личность, когда её поддерживают миллионы.
    (Аркадий Давидович).
    Я согласна с Маяковским в том, что «один, даже очень важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более – дом пятиэтажный». Жизнь же целой страны, народа будет поосновательнее пятиэтажки и пытаться «перевернуть» ее или даже просто «поднять» в одиночку – дело бесперспективное.
    III. Рефлексия.
    Учащиеся работают над анализом теста
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.
    Одна из великих загадок существования человечества — смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат). Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации. Недаром философ Н. Бердяев утверждал, что «история возможна только тогда, когда только возможно восприятие истории, если мировой процесс воспринимается как процесс катастрофический». Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.
    Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему. Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях: история — это результат промышления Божьего (или его попущения). По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально-экономических формаций: рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический. Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии. Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения). Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.
    Представители иных течений социально-политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др. Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, экономических, научных и т. д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.
    До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно. Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям. Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т. д.
    Определенную популярность приобрела концепция исторического развития, в основе которой лежит «принцип маятника». В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам. Примеров масса: после Французской революции — империя Наполеона и умиротворяющая реставрация монархии; после свержения монархии и Гражданской войны в Испании — умиротворяющая диктатура Франко и восстановление монархии; после двух революций 1917 года, покончивших с монархией и буржуазными порядками, Гражданской войны в России — полумонархическая диктатура Сталина, умиротворяющий «застой» и, наконец, с 1992 года — возврат к буржуазной (частнособственнической) модели организации экономической, политической и общественной жизни.
    Безумие двух мировых войн, серия разрушительных революций, катастрофические экономические кризисы, наподобие Великой депрессии 1929—1932 гг. в США, многому научили западный мир. Обеспечив доступ к экономическим ресурсам человечества и рационально организовав свою политическую и экономическую жизнь страны Запада, достигли к концу XX — началу XXI века высокой степени преуспевания материальной жизни и стабильности своего существования. К тому же рухнул такой враждебный западу колосс, как коммунистический Советский Союз, исчезли сильные оппоненты буржуазному, рыночному пути развития человечества. В научном виде эта тенденция нашла выражение в знаменитой статье ученого Фукуямы о конце истории. Идея конца исторического процесса заключается в том, что отныне нет смысла ждать в мире каких-то серьезных непредвиденных потрясений. Все в нем достаточно ясно, все определено, основные силы расставлены, мир и его богатства распределены в соответствии с возможностями каждой страны (групп стран), существуют мощные международные инстанции (вооруженные силы ООН, НАТО и т. п.), способные подавить очаги спонтанного возмущения. Однако эту точку зрения трудно признать бесспорной. Потому хотя бы, что в своей основе исторический процесс все-таки остается стихийным, далеко не всегда предсказуемым, и это (как ни парадоксально звучит) спасает мир от многих катастроф, которыми чревато претворение в жизнь умозрительных, часто революционных, моделей развития человечества.
    Задание к тексту.
    Запишите 4 главных вывода по тексту.
    Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
    Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.
    Докажите (опровергните) тезис: «Смысл и счастье истории в её непредсказуемости, стихийности, спонтанности.
    Вариант №1 .Закрепление по вопросам.
    1. В чём заключается смысл понятия “исторический процесс”?
    2.Какие существуют представления о типах социальной динамики?
    3.Какие факторы на ваш взгляд воздействуют на исторический процесс?
    4. Кто творит историю?
    5. Как соотносятся в историческом процессе роли народных масс и выдающиеся личности?
    Вариант №2. Закрепление нового материала по теме “Исторический процесс” (тестирование).
    1.Закончите предложение
    Понятие исторический процесс включает:
    а. судебный процесс, вошедший в историю;
    б. суд над фальсификаторами истории;
    в. цепь исторических событий;
    г. ход определённого события.
    ответ- в
    2. Исторической личностью является:
    а. упомянутая в историческом романе;
    б. профессионально изучающая историю;
    в.попавшая в неприятную историю;
    г. наложившая индивидуальный отпечаток на историческое событие
    ответ- г
    3.Примером роли народных масс в истории является:
    а. создание теории относительности;
    б.Указ Екатерины II “О вольности дворянской”;
    в. создание первой русской газеты “Ведомости”;
    г. революция 1789-1794гг. во Франции
    ответ- г
    4. Многообразие конкретных исторических процессов НЕ ВЫЗВАНО:
    а. различием природных условий;
    б.различием в языке;
    в. спецификой хозяйства;
    г. своеобразием духовной культуры;
    д.особенностью образа жизни;
    е. различием в тенденциях моды.
    ответ- е
    5. Реформа или революция являются:
    1) проявлением социальной динамики;
    2) элементами структуры общества;
    3) видами социальных связей;
    4) типами социальных институтов.
    ответ- 1
    6. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются):
    1) скачкообразность;
    2) революционный характер перемен;
    3) постепенность;
    4) насильственные методы.
    ответ- 3
    7.Понятию “общественный прогресс” противоположно понятие:
    1) социальная революция;
    2) общественный регресс;
    3) общественное развитие;
    4) социальная мобильность.
    ответ- 2
    8. Страна “А”  с населением в 15 млн. человек  расположена в Южном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны “А” к обществам традиционного типа?
    1)  основу хозяйства составляет аграрное производство;
    2) в стране проживает многонациональное население;
    3) слабо развита сеть услуг;
    4) верховная власть в стране передаётся по наследству.
    ответ- 1
    Домашнее задание.  Учебник “Обществознание” Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин, Н.М.Смирнова
    ( профильный уровень): п.14 вопросы, анализ текста источника стр.146., составление таблицы “Факторы, влияющие на изменение социума”
    Сильным ученикам найти материал по теории элит, по типам лидерства,
    по проблеме охлократии -власти толпы.


Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *