В какой песне речь идет о встрече и о проводах масленицы?

7 ответов на вопрос “В какой песне речь идет о встрече и о проводах масленицы?”

  1. 111fff Ответить

    Проверьте себя
    1. Какой флоьклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
    2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
    3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
    4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
    5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
    Обогащайте свою речь
    Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
    Учимся читать выразительно
    Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
    Литература и другие виды искусства
    Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников: А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
    Фонохрестоматия
    Песни

    Колядки

    Обряд колядования — обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков.
    1. Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков?
    2. Первая из прозвучавших песен «Коляда, ходя, бродя…» содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам двора, в который пришли колядующие. Каким образом это пожелание выражено?
    3. Как вы думаете, какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая — в центральных областях России?
    4. Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?
    5. Кто из вас слышал другие колядки? Где это было? О чём пелось в тех колядках?

    Масленичные песни

    Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
    1. В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
    2. В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами встречают Масленицу? С каким настроением её провожают? Почему Масленица то «любая моя», то «обманка»?
    3. Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы, а может быть, вы видели настоящие масленичные праздники? Расскажите о них, о ваших впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
    Проект
    Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

  2. costolom Ответить




    Устное народное творчество

    Обрядовый фольклор

    Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодёжные гулянья и рождественские обряды.
    Обрядовые песни — это песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
    Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года.

    Календарно-обрядовые песни

    Колядки
    Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием1. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д. Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и весь будет. Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.
    Коляда, коляда!
    Подавай пирога,
    Блин да лепёшку
    В заднее окошко!
    Новый год пришёл,
    Старый угнал,
    Себя показал!
    Ходи, народ,
    Солнышко встречать,
    Мороз прогонять!
    Обряд колядования — обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков.
    Масленичные песни
    Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Основная тема масленичных песен — встреча и проводы Масленицы. В песнях она весёлая обманщица: обещанный праздник проходит слишком быстро, а впереди Великий пост с его ограничениями и запретами.
    Для проводов Масленицы сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом хоронили, напевая песни, или сжигали.
    Как на Масленой неделе
    Со стола блины летели,
    И сыр и творог —
    Всё летело под порог!
    Как на Масленой неделе
    Из печи блины летели.
    Весело было нам,
    Весело было нам!
    Прошла Маслена,
    Кончилось гулянье,
    Идем теперь
    На отдыханье!
    Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
    Весенние песни
    Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
    Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Всё это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.
    Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью,
    С великой милостью,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С хлебами обильными.
    Летние песни
    Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.
    На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались различными песнями.
    Во поле берёзонька стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Ах, люли, люли, стояла,
    Ах, люли, люли, стояла.
    Алыми цветами расцветала,
    Ах, люли, люли, расцветала.
    Осенние песни
    Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.
    Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.
    Жали мы, жали,
    Жали-пожинали, —
    Жнеи молодые,
    Серпы золотые,
    Нива долговая2,
    Постать3 широкая;
    По месяцу жали,
    Серпы поломали,
    В краю не бывали,
    Людей не видали

    Вопросы и задания

    Какой фольклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
    Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
    Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
    Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
    Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
    Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
    Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
    Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.
    1Это название происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день месяца. Есть и другие объяснения, например от слова коло — круг.
    2 Долговая — длинная.
    3 Постатъ — обработанное поле.

  3. sid6787 Ответить

    Проверьте себя
    1. Какой флоьклор называется обрядовым? Какие вы знаете календарно-обрядовые песни? Почему они так называются? Подготовьте исполнение одной из них.
    2. Приходилось ли вам раньше слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?
    3. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чём их отличие от других обрядовых песен?
    4. Символом каких песен была берёзка? Когда они исполнялись?
    5. Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми весёлыми? Почему?
    Обогащайте свою речь
    Объясните значение слов: «жито», «толокно», «лапта», «серп», «жать».
    Учимся читать выразительно
    Подготовьте выразительное чтение одной из песен. Обратите внимание на её напевность, повторы, обращения, эпитеты.
    Литература и другие виды искусства
    Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей, композиторов и художников: А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, а также М. Глинку, Н. Римского- Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова и др. Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?
    Фонохрестоматия
    Песни

    Колядки

    Обряд колядования — обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получением за то подарков — существовал у всех славянских народов. Песни, которые при этом исполнялись, на Руси назывались по-разному: «колядки» (на юге страны), «овсень» (в центральных областях), «виноградье» (на севере). Традиционно такие песни начинались с поздравления с праздником, затем шли пожелания добра и здоровья хозяевам, а в конце — требование подарков.
    1. Какая из прослушанных вами песен соответствует традиционной композиции поздравления и требования подарков?
    2. Первая из прозвучавших песен «Коляда, ходя, бродя…» содержит пожелание добра, достатка, здоровья хозяевам двора, в который пришли колядующие. Каким образом это пожелание выражено?
    3. Как вы думаете, какая из колядок могла быть записана на юге страны, а какая — в центральных областях России?
    4. Какая из колядок вам понравилась больше? Почему?
    5. Кто из вас слышал другие колядки? Где это было? О чём пелось в тех колядках?

    Масленичные песни

    Отношение к Масленице (изображаемой в виде соломенного чучела в традиционной крестьянской одежде) в песнях было различным. В песнях о встрече Масленицы она величалась, прославлялась, представлялась нарядной и красивой. Когда речь заходила о проводах Масленицы, отношение к ней резко менялось — она обманщица, неуклюжая, неопрятная, «подкургузка»; главная вина Масленицы состояла в том, что с её уходом наступит строгий пост, когда нельзя будет веселиться, наряжаться, устраивать застолья.
    1. В какой из прослушанных вами песен речь идёт о завершении масленичных праздников, о проводах Масленицы? Каково отношение поющих к Масленице?
    2. В какой песне речь идёт о встрече и о проводах Масленицы? Какими словами встречают Масленицу? С каким настроением её провожают? Почему Масленица то «любая моя», то «обманка»?
    3. Приходилось ли вам участвовать в праздниках проводов зимы, а может быть, вы видели настоящие масленичные праздники? Расскажите о них, о ваших впечатлениях. Какие песни пелись на этих праздниках? Похожи ли они по манере исполнения на те, которые вы прослушали? Если различаются, то чем?
    Проект
    Подготовьте праздник календарно-обрядовых песен (от зимних рождественских колядок до осенних, связанных со сбором урожая). Продумайте оформление сцены и зала, отберите песни, выучите их, попробуйте внести элементы театрального действа в исполнение песен.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *