В каком году амнистия для большого числа лиц осужденных за политические и уголовные преступления?

17 ответов на вопрос “В каком году амнистия для большого числа лиц осужденных за политические и уголовные преступления?”

  1. SonyCat Ответить

    В последнее время в социальных сетях в Интернете появилось большое количество вопросов и статей об амнистии. Вопросы о том – будет ли амнистия, подписали ли её, подпадает ли под неё кто-либо. По-моему, настало самое время дать общие разъяснения о сущности амнистии в принципе, а также о порядке её объявления и последующего исполнения постановления об амнистии.
    Амнистия (в переводе с древнегреческого — αμνηστια— забвение, прощение) в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определённого круга лиц. Это к возможным вопросам о том, когда амнистию подпишет Президент и в отношении объявлении амнистии к отдельным индивидуумам. Президент не подписывает амнистию, он может лишь внести проект постановления об амнистии на рассмотрение Государственной Думы. Именно поэтому в прессе встречаются таким словосочетания, как, например «президентская амнистия» или «президентский проект амнистии». Сразу же следует отграничить амнистию от помилования. Помилование осуществляет Президент РФ своим указом в отношении конкретного лица или лиц.
    По предметам своего ведения Государственная Дума издаёт постановления, в том числе и постановления об объявлении амнистии. Как правило, одновременно с постановлением об объявлении амнистии принимается и постановление о порядке её применения. Исторически сложилось так, что объявление амнистии приурочивается, как правило, к какому-либо государственному событию, юбилею, празднику. В последнее время амнистия объявляется, в основном, к годовщинам Победы в Великой Отечественной войне, а также к 20-летнему юбилею принятия Конституции РФ.
    Согласно постановлению об амнистии, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, а если оно уже осуждено – от наказания. Также осуждённому наказание может быть сокращено, заменено более мягким видом наказания, осуждённый может быть освобождён от дополнительного вида наказания (например, при назначении наказания одновременно в виде лишения свободы и ограничения свободы, — от последнего). С лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Об этом говорят положения статьи 84 Уголовного кодекса РФ.
    Между тем, в силу ряда положений, в том числе статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ, прекращение уголовного преследование вследствие издания акта амнистии не является реабилитирующим, и влечёт определённые правовые последствия, в частности – отказ в приёме на работу на определённые должности в органы государственной власти, а также – на педагогические должности.
    Что же касается конкретной категории лиц, подлежащей амнистии, то анализ последних постановлений об амнистии позволяет выделить из них следующие категории осуждённых или обвиняемых в совершении впервые преступлений небольшой или средней тяжести:
    а) пожилые граждане;
    б) несовершеннолетние;
    в) женщины, имеющие малолетних детей;
    г) инвалиды 1 и 2 групп.
    Кроме того, амнистия распространяется и на иные категории граждан, например, впервые осуждённых за совершение преступлений небольшой или средней тяжести в принципе. А также за неумышленные преступления, при этом срок наказания по которым составляет не более пяти лет лишения свободы.
    В последнее время амнистия практически не распространялась на лиц, совершивших тяжкие, а тем паче – особо тяжкие преступления. Исключением, пожалуй, можно назвать лишь политическую амнистию 1994 года, когда были освобождены многие бывшие политические деятели, в основном – члены ГКЧП, защитники Белого дома в октябре 1993 г. В последующие годы на амнистию могли рассчитывать лишь лица, осуждённые за преступления, максимальный размер наказания за которые составлял не более пяти лет.
    Из общих правил бывают исключения. Например, подлежали амнистии в разных случаях и иные категории граждан (например, исключительно ветераны ВОВ, а также мужчины старше 55 лет и женщины старше 50 лет). Кроме того, далеко не по всем видам преступлений указанных категорий распространяется амнистия. Так, амнистия не распространяется на преступления, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних (иначе – педофилия), ряда преступлений против общественной безопасности, общественной нравственности, порядке управления, а также и преступлений против личности, на некоторые другие виды преступлений. Не применяется она, как правило, к ранее судимым лицам, а также к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания, к коим, в частности относятся и лица, совершившие в период испытательного срока при условном осуждении новое преступление.
    Ещё одна интересная категория вопросов – применение амнистии при осуждении по совокупности преступлений (статья 69) и приговоров (статья 70 Уголовного кодекса РФ). Сразу отвечаю категорически – нет, при осуждении по совокупности приговоров амнистия не применяется, даже если первая судимость была за совершение преступления, подпадающего под актуальное постановление об амнистии. Что касается осуждения по совокупности преступлений, то все преступления должны подпадать под действие амнистии, а общий срок или размер наказания – не превышать установленный постановлением об амнистии. В случае, например, если человек осуждён по статье 158 УК РФ к двум годам лишения свободы, и по статье 105 УК РФ – к семи годам лишения свободы, в совокупности – в шести годам лишения свободы, то амнистия отдельно по статье 158 УК РФ не применяется. И напротив, в случае, если он, например, осуждён по статье 158 УК РФ к двум годам лишения свободы и по совокупности преступлений по статье 112 УК РФ к трём годам лишения свободы, окончательно же, путём частичного сложения наказания – к четырём годам лишения свободы, то амнистии он подлежит по каждой из этих статей, в общем.
    Постановления об амнистии каждый раз по своему содержанию бывают разные.
    Приведённые в настоящей статье данные являются среднестатистическими, они могут быть неприменимы к конкретному определённому акту амнистии. В основном, они призваны ориентировать читателя на примерную группу обвиняемых либо осуждённых, которые теоретически могут претендовать на применение в отношении них акта амнистии, и напротив, на тех, к кому акт амнистии, скорее всего, применён не будет.

  2. Zlobin_NI Ответить

    Государственная Дума приняла постановление единогласно. Депутаты работали над документом два пленарных заседания. Они поддержали внесённый Президентом документ, но приняли к нему ряд поправок.
    Концепцию президентской амнистии поправки не изменили. Под неё по-прежнему попадают пенсионеры, инвалиды, беременные, женщины с детьми, несовершеннолетние, чернобыльцы, а также полицейские и военные, принимавшие участие в боевых действиях.
    Освободят от наказания только в случае, если срок лишения свободы не превышает 5 лет и ранее гражданин не отбывал наказание в исправительных учреждениях.
    “Внесены поправки, и амнистия распространяется не только на тех, у кого есть приговор суда, но и по тем лицам, по которым ведутся следственные мероприятия. Вот это важно. По поводу злоупотребления служебного положения с использованием насилия, так называемая садистская статья. Мы знаем известные дела, они достаточно резонансные. Сейчас на эту статью, на этих садистов амнистия не при какой ситуации распространяться не будет”, – сообщил глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
    Таким образом, не удастся избежать наказания бывшим сотрудникам казанского РОВД “Дальний”, замучившим подозреваемого до смерти бутылкой из-под шампанского. Под действие амнистии не попадут террористы, педофилы, а также проходящие по статьям “Организация массовых беспорядков” и “Применение насилия в отношении представителя власти”. Так что амнистия коснется лишь некоторых фигурантов так называемого “Болотного дела” – тех, кто не причастен к организации беспорядков и нападению на полицейских.
    “Мы считаем, что должна амнистия распространяться на всех, независимо каким, кто был втянут, не втянут в эти столкновения. Ограничение о скоплениях такое, что тех, кто призывал, кто просто выступал, тех мы вроде как прощаем. А тот, кто был втянут в эти столкновения, нет. Это серьезный недостаток этой амнистии”, – заявил заместитель председателя фракции КПРФ Анатолий Локоть.
    По этой амнистии могут быть освобождены активисты Greenpeace, задержанные в Печорском море на судне Arctic Sunrise. Также могут выйти на свободу участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алехина.
    По оценкам думского комитета по уголовному законодательству, амнистия коснётся от 12 до 15 тысяч человек. Непосредственно из мест лишения свободы выйдут 3-3,5 тысячи.
    “Греческое слово “амнистия” трактуется двояко: с одной стороны, это прощение, а с другой стороны, забвение. Простить – мы прощаем, а вот те, кто выйдет на свободу, наверное, никогда не должны забывать, какую ошибку они совершили, попав в тюрьму. И надеюсь, что больше никогда эту ошибку они не совершат”, – сказал лидер “Справедливой России” Сергей Миронов.
    А либеральные демократы сегодня безуспешно пытались внести поправку, чтобы выпустить из колоний, осужденных по 282-й статье Уголовного кодекса – “Возбуждение ненависти либо вражды.”
    “Мы нарушаем свободу слова, свободу убеждений. Ничего нельзя сказать. В Иркутской области привлекают к ответственности жителя – он плохо отозвался о Государственной Думе, о нас с вами. Ну недоволен он нашей работой! То есть любая рознь в отношении любой группы, любое слово, все, что вы ни говорите. Нет горячей воды – вы разжигаете рознь против работников коммунальной службы, скользкая дорога – значит, против работников, которые отвечают за дороги в этом городе”, – сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
    “Комитет не считает возможным принять эту поправку постольку, поскольку это антиэкстремистская статья, и считаем, что амнистия на нее не должна распространяться”, – заявил Павел Крашенинников.
    В результате, во всех трёх чтениях постановление принято единогласно. Текст уже опубликован на интернет-портале правовой информации и по закону амнистия официально вступила в силу. Российская газета напечатает документ в своём завтрашнем номере.

  3. Inkoer Ответить

    Через две с небольшим недели после смерти Сталина главный силовик Советского Союза Лаврентий Берия, сохранивший свои посты после смерти вождя, отправил в Президиум ЦК (так в те времена называлось политбюро) записку со смелой идеей — объявить широкомасштабную амнистию, поскольку лагеря в буквально смысле слова переполнены и в этом сейчас нет никакой необходимости.
    По оценке Берии, из 2,5 миллиона обитателей ГУЛАГа назвать опасными государственными преступниками можно было не более 220 тысяч человек, осуждённых по политическим статьям, а также за диверсии.
    Дело в том, что в конце 30-х годов было очень сильно ужесточено уголовное законодательство, которое без изменений действовало вплоть до самой смерти Сталина. Например, в соответствии с указом от 26 июня 1940 года самовольный уход на другую работу (без разрешения директора предприятия) карался тюремным заключением до четырёх месяцев, а прогул, либо 20-минутное опоздание — исправительными работами на полугодовой срок. Даже мелкая кража, независимо от ущерба, влекла за собой год лишения свободы. Мелкое хулиганство — пять лет. Выпуск бракованной продукции грозил инженерам и начальству предприятия тюремным заключением от пяти до восьми лет. Кроме того, ещё до войны вышел запрет на условно-досрочное освобождение, не отменённый вплоть до самой смерти Сталина.
    Словом, неудивительно, что к моменту смерти Сталина был установлен абсолютный рекорд по количеству обитателей исправительно-трудовых лагерей. При численности населения примерно в 185 миллионов человек в лагерях находилось 2,5 миллиона, то есть в тюрьме сидел каждый 74-й гражданин страны. Для сравнения: в современной России сидит каждый 225-й житель страны (650 тысяч на 146,5 млн).
    Пятая часть обитателей ГУЛАГа находилась в лагерях за незначительные преступления (до пяти лет лишения свободы) — мелкое хулиганство, халатность, мелкие кражи, выпуск брака и т.д. Преступления этих людей не повлекли серьёзных последствий и, по мысли Берии, сажать их было вовсе не обязательно. Кроме того, лагеря планировалось разгрузить за счёт тяжелобольных, а также пожилых заключённых и женщин, имеющих маленьких детей.
    Кроме того, в записке Берия призвал к смягчению уголовного законодательства, аргументировав это следующим образом: “Признаётся необходимым пересмотреть уголовное законодательство, имея в виду заменить уголовную ответственность за некоторые хозяйственные, должностные, бытовые и другие менее опасные преступления мерами административного и дисциплинарного порядка, а также смягчить уголовную ответственность за отдельные преступления… Ежегодно осуждается свыше 1,5 млн человек, в том числе до 650 тыс. на различные сроки лишения свободы, из которых большая часть осуждается за преступления, не представляющие особой опасности для государства. Если этого не сделать, через один-два года общее количество заключённых опять достигнет 2,5–3 млн человек”.

    Предложение Берии было одобрено президиумом, и 27 марта 1953 года за подписью Ворошилова был опубликован Указ об амнистии. К слову, тогда амнистию прозвали “ворошиловской”, поскольку его подпись стояла под указом, “бериевской” она стала позднее, уже в рамках борьбы за власть.
    Существует крайне распространённый миф, что Берия выпустил из тюрем уголовников, однако это не соответствует действительности. Эта версия стала популярной уже после свержения Берии и использовалась для его дополнительной дискредитации.
    В действительности под амнистию попадало только несколько категорий заключённых, например, осуждённые за незначительные преступления (до пяти лет лишения свободы). Эта категория заключённых сразу же освобождалась. Таких оказалось около 500 тысяч человек (пятая часть всех заключённых).
    Кроме того, на свободу были отпущены женщины, имевшие детей до десятилетнего возраста, а также беременные заключённые. Амнистии подлежали тяжелобольные заключённые, получившие инвалидность, а также пожилые заключённые — в возрасте старше 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, несовершеннолетние, осуждённые за мелкие кражи и хулиганство и все осуждённые за должностные и хозяйственные преступления.
    Также вдвое сокращались сроки заключения для всех категорий заключённых, за исключением убийц, бандитов, похитителей государственной собственности в особо крупных размерах и политических заключённых. Все вышеперечисленные категории также не подлежали амнистии.
    За несколько месяцев амнистии численность обитателей лагерей сократилась вдвое. На свободу вышло 1,2 млн человек из 2,5 миллиона заключённых. Политические заключённые, рецидивисты, убийцы, а также совершившие особо тяжкие преступления остались в лагерях.
    По категориям амнистируемых цифры получились следующие: имевших сроки до пяти лет — 551 тысяча, пожилых заключённых как мужского, так и женского пола — 62 тысячи, инвалидов — 43,5 тысячи, осуждённых за должностные и хозяйственные преступления — 49,7 тысячи, несовершеннолетних — 5,7 тысячи, беременных и матерей, имеющих маленьких детей, — 63 тысячи. Остальная часть амнистированных освободилась благодаря сокращению сроков заключения в два раза.
    Кроме того, было прекращено около 500 тысяч следственных дел по незначительным преступлениям.

    Самые крупные советские лагеря находились в труднопроходимой и отдалённой местности, чтобы исключить возможность побегов. Поэтому вывезти оттуда крупные партии амнистированных было не очень лёгкой задачей, требовалось значительно большее количество транспорта, чем обычно. Бывших заключённых крупными партиями свозили на крупные узловые железнодорожные станции, где они дожидались отправки домой.
    Из-за логистической неразберихи и проблем с транспортом некоторые заключённые неделями ждали своей отправки на этих станциях. Несомненно, это подталкивало их к криминалу. И на узловых станциях уровень преступности сразу же после амнистии действительно подскочил. Хотя о захватах вчерашними зэками целых населённых пунктов и об уголовном терроре, разумеется, речи не шло, это уже более поздние мифы.
    Перед отправкой каждому амнистированному выдавался паспорт, справка об освобождении, билет до дома, небольшая сумма денег на расходы на питание в дороге. Предполагалось, что сразу же после прибытия домой все амнистированные будут трудоустроены, но механизмы государственной машины вращались медленно, и даже спустя полгода после амнистии треть отпущенных на свободу ещё не была трудоустроена.
    Проще всего было с амнистированными из сельской местности, составлявшими большинство. Они возвращались домой и сразу же трудоустраивались в колхозы и совхозы. Горожанам было несколько труднее сразу найти работу. Поэтому в сельской местности амнистия прошла совершенно безболезненно, а вот в городах ситуация была несколько иная, хотя и сильно преувеличенная слухами.

    Смерть Сталина оказалась серьёзным ударом для общества, более трёх десятилетий существовавшего в информационном вакууме. Общество привыкло к вождю, и никто не знал, что будет дальше, но многие были уверены, что теперь ничего хорошего ждать не придётся. Ходили слухи о скором начале третьей мировой войны, ядерном ударе и едва ли не конце света. На эту нервную обстановку наложилась и масштабная амнистия (столь крупных не было за всё время советской власти), ходили слухи о “миллионах уголовников”, которые сейчас примутся терроризировать города.
    И уже через несколько месяцев после начала амнистии некоторые города охватила самая настоящая паника. Люди передавали друг другу самые невероятные слухи о якобы имевшем место уголовном терроре и даже писали полные страха и ярости письма на имя советских вождей. Опасавшиеся за свою пока ещё шаткую репутацию новые власти проводили тщательные расследования по этим письмам и ничего не находили. Истории об уголовном терроре после тщательных расследований оказывались лишь паникой обывателей.
    Так, коллективное анонимное письмо жителей города Молотова (ныне Пермь), пришедшее на имя Ворошилова, рассказывало о леденящих душу событиях в этом городе, оказавшемся во власти террора: “Ученики 10-го класса одной из школ г. Молотова изнасиловали девушку и привязали её на кладбище к кресту, она получила повреждение и отморожение и вскоре скончалась. Имеется много и таких случаев, когда людей просто убивают или калечат без всяких видимых к этому причин. В Молотове есть так называемый шпальный посёлок, который бандиты проиграли в карты и начали жечь в нём дома, затем они проиграли в карты 300 девушек, и начались убийства абсолютно повсюду, даже и около милиции, и рядом с тюрьмой. Жители Молотова глубоко возмущены этими действиями. После амнистии выпущенные хулиганы до 18-летнего возраста занялись опять своим прежним делом — воровством и убийствами. Как указывают работники скорой помощи, в первое воскресенье после вступления в силу амнистии буквально происходила резня и побои в трамваях, поездах, на базарах, в магазинах и т.д., что скорая помощь не успевала выезжать на вызовы”.
    В Кремле сразу же велели местному начальству провести тщательное расследование ужасов городка, оказавшегося во власти криминальных демонов. Однако по результатам проверок выяснилось, что практически все факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности. На кресте никого не распинали, в карты не проигрывали и не насиловали, несколько пожаров в “шпальном” было, но ещё до смерти Сталина, обнаружено несколько местных жителей, подбрасывавших анонимки с угрозами поджога лицам, с которыми находились в неприязненных отношениях, из шести тысяч амнистированных, осевших в городе, к уголовной ответственности вновь привлечено лишь 11 человек.
    Но паника шагала по стране. Аналогичные письма ярости приходили из многих городов: Свердловска, Ярославля, Баку, Орехово-Зуева. Каждый раз с ужасающими историями, то про сожжённый уголовниками барак, в котором погибли десятки семей рабочих, то про детей, режущих ножами прохожих. Наиболее популярным слухом было проигрывание в карты, причём в отдельных случаях сообщалось о целых крупных городах, проигранных в карты, чьё население теперь якобы приговорено к смерти.
    Паника достигла такого уровня, что в Кремле потребовали ответа от МВД. Министр Круглов в докладной записке сообщил: “Вокруг амнистии распространяется много разных нелепых и провокационных слухов, по которым амнистированные якобы совершают массовые убийства, занимаются бандитизмом, разбойными нападениями, грабежом и творят другие преступления. Проверки показали, что большинство этих слухов и анонимных писем не подтвердилось и оказалось вымыслом. В личных беседах с авторами писем выяснено, что большинство из них конкретными фактами о совершённых преступлениях не располагало. Заявления писали под впечатлением распространявшихся среди населения преувеличенных слухов об убийствах и грабежах, якобы совершаемых лицами, освобождёнными из мест заключения по амнистии”.

  4. anton6051 Ответить

    Актом о помиловании лицо:
    может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
    назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания;
    может быть снята судимость.
    Помилование применяется в отношении лиц:
    осужденных судами РФ и отбывающих наказание на территории РФ;
    осужденных судами ИГ и отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с ее международными договорами;
    отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
    С ходатайством о помиловании к Президенту РФ может обратиться осужденный через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в любое время после начала отбывания наказания.
    При рассмотрении ходатайства о помиловании должны приниматься во внимание:
    характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
    поведение осужденного во время отбывания наказания;
    срок отбытого наказания;
    совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
    применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или УДО от наказания; – возмещение материального ущерба;
    данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
    другие обстоятельства.
    Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
    совершивших умышленное преступление в период испытательного срока условного осуждения;
    злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
    освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно или по амнистии;
    освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
    которым ранее производилась замена наказания более мягким наказанием.
    !!! Разграничения помилования и амнистии:
    · по органам, издающих эти акты (амнистия – ГД ФС РФ, а помилование – Президент РФ);
    · акт амнистии распространяется на индивидуально-неопределенный круг лиц, а акт помилования распространяется на конкретных лиц;
    · актом амнистии может освободить лицо от уголовной ответственности, а актом помилования это сделать нельзя.
    Судимость (ст. 86 УК РФ) – правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления, и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера. Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. Наличие у лица судимости принимается во внимание при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ). Судимость необходима для повышения эффективности уголовного наказания, предупреждения новых преступлений лицом, имеющим судимость.
    Возможны два варианта прекращения судимости:
    1. Погашение:
    судимость автоматически прекращается по истечении установленных законом сроков;
    если назначено наказание более мягкое чем лишение свободы, то срок погашения – 1 год;
    3 года при осуждении за преступления небольшой и средней тяжести;
    8 лет при осуждении за тяжкие преступления;
    10 лет при осуждении за особо тяжкие преступления.
    Судимость погашается по истечении определенных сроков после отбытия наказания (как основного, так и дополнительного). В срок погашения судимости засчитывается время на протяжении которого приговор не приводился в исполнение и течение давности его исполнения не приостанавливалось.
    2. Снятие судимости означает аннулирование правовых последствий, связанных с наличием судимости, до истечения установленных законом сроков погашения судимости. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Судимость может быть снята судом и органами государственной власти (напр., актом амнистии).
    Погашение судимости является обязательным, а снятие ее – факультативным, но в обоих случаях – окончательным, безусловным.

  5. Citizen_DED Ответить

    Многие уголовники, приговоренные к максимальному сроку, с воодушевлением восприняли амнистию. И хотя освобождение им не светило, под общий шумок и они мечтали вырваться на волю. Попытка не пытка, ведь терять им было нечего. Дело в том, что в 1947 году была отменена смертная казнь. Ее восстановили через три года, но только в отношении «изменников Родины, шпионов и подрывников-диверсантов». Рецидивистам – самым страшным обитателям лагерей – смертная казнь не грозила. Они этим и пользовались. Могли почти безнаказанно убить любого заключенного, даже по самому пустяковому поводу: душили удавками, закалывали вилками, забивали арматурой. Только жесткие меры смогли подавить этот беспредел. К примеру, в Джидинской колонии была проведена показательная казнь: семерых бандитов, совершивших тяжкие преступления, находясь в заключении, поставили перед строем и расстреляли из автоматов. Подобное повторили и в других лагерях. Метод подействовал. Обстановка стала относительно спокойнее.
    Несмотря на принятые меры предостережения, 1953 год отметился массовыми побегами особо опасных преступников. В одном из лагерей заключенные разобрали кирпичную стену, и на свободу вырвалось более 900 человек. Ловили беглецов не очень активно, вернули обратно за колючую проволоку только несколько десятков человек. Остальные погибли от голода, переохлаждения или стали добычей медведей и волков. Тысячи квадратных километров тайги стали гораздо более серьезным препятствием, чем лагерная охрана.

  6. Andrey G. Ответить

    Амнистия (ст. 84 УК) — это акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, досрочно снимается судимость.
    Под амнистией (в переводе с греч. — забвение) принято понимать прощение, даруемое верховной властью целым группам преступников.
    Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК). По своей правовой природе амнистия представляет собой комплексный правовой институт: это и конституционно-правовой акт (постановление Государственной Думы), и важное мероприятие уголовно- правового (а также в определенной мере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного) характера.
    В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК акт об амнистии может содержать следующие решения (одновременно все — в отношении разных категорий лиц, либо только некоторые из них).
    1. Лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Как и во всех иных случаях освобождения от уголовной ответственности, такое решение не следует рассматривать как «акт прощения» лица, совершившего преступление, со стороны высших органов государственной власти. Акт амнистии не может отменить тот факт, что лицо совершило преступление, и не реабилитирует его, поэтому для освобождения и по данному основанию требуется согласие лица на освобождение. Такое освобождение влечет прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора.
    2. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 84 УК). Закон не предусмотрел достаточно надежных критериев избрания того или иного из предлагаемых решений, что обусловливает значительный элемент случайности при выборе решения.
    Назначенное осужденному наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания в соответствии с перечнем, установленным ст. 44 УК. Логично предположить, что в данном случае законодатель имеет в виду только меру основного наказания. Судьба дополнительного наказания, назначенного осужденному, в таких случаях как бы «зависает», остается неопределенной. Законодатель указывает в рассматриваемой уголовно-правовой норме, что осужденный может быть освобожден от дополнительного вида наказания, но лишь в качестве альтернативы сокращению либо замене основного наказания.
    3. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть досрочно снята судимость. Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае основывается на совокупности юридического (издание акта амнистии) и ряда фактических (объективных и субъективных) условий, которые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте амнистии. Это такие обстоятельства, на основании которых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное им наказание и т.п.
    Изданием акта амнистии могут преследоваться разные цели, которые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений. Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально- экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны. При этом во всех случаях важно соблюдать меру: амнистия должна оставаться исключительным событием в уголовной политике и практике государства, она не должна превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Для применения амнистии должны быть веские основания, она не должна применяться «механически», «огульно», акты амнистии не должны подменять декриминализацию или использоваться не в соответствии с целями уголовно-правового воздействия. Отрицательно следует оценить использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы.
    Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.
    В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на которые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

    Уголовно-правовое значение амнистии

    Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103).
    Вопрос о юридической природе амнистии спорен в теории уголовного права. Слово «амнистия» в переводе с греческого означает прошение, забвение. Одни ученые, определяя отраслевую принадлежность амнистии, не считают ее институтом уголовного права и рассматривают ее в рамках конституционного права. Другие полагают, что ее следует рассматривать в рамках многоотраслевого института. Третьи приходят к выводу, что амнистия — своеобразная государственная мера, направленная на реализацию уголовной ответственности. Большинство же считают се институтом уголовного права.
    Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц.
    Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе. Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:
    об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
    об освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
    о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
    о сокращении срока назначенного наказания;
    об освобождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.
    Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.
    Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам. Например, Государственной Думой были приняты постановления от 20 апреля 2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», от 19 апреля 2006 г. N° 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России».
    Но амнистия может быть применена и по политическим соображениям или в целях «разгрузки» уголовно-исполнительной системы. Таково, например, постановление Государственной Думы от 12 марта 1997 г. № 1199-11 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике».
    Поскольку применение акта об амнистии соответствующими государственными органами представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором она определяет органы, на которые возлагается применение акта об амнистии, раскрывает содержание терминов, используемых в акте об амнистии, разъясняет различные вопросы, связанные с применением этого акта.
    В актах об амнистии почти всегда содержится специальная оговорка о неприменении его к отдельным категориям лиц (совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимым, к которым ранее применялись акты амнистии или помилования, и др.) либо оговариваются специальные условия применения к лицам определенных категорий данного акта. Так, в постановлении от 24 декабря 1997 г. № 2038-II ГД «Об объявлении амнистии» указывалось, что к лицам, больным венерическими заболеваниями, либо к лицам, которым назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, акт об амнистии применяется только после завершения полного курса лечения.
    Амнистия не означает реабилитации лица, совершившего преступление. Напомним, что это лишь акт прощения, милосердия. Поэтому освобождение конкретного лица по амнистии возможно только при отсутствии с его стороны возражений против этого. При наличии таких возражений (возможно, лицо надеется, что при рассмотрении дела в суде будет установлена его невиновность) производство по делу продолжается в обычном порядке, доводится до судебного разбирательства и суд постановляет либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с применением предписаний, указанных в акте об амнистии.

  7. РЎeprocessV Ответить

    Однако акты амнистии могут издаваться и по сугубо политическим мотивам. Пример этому — постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. № 65-Т ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии», амнистировавшее активных участников известного августовского (1991 г.) путча и не менее известных событий в октябре 1993 г. По первому делу (о ГКЧП) расследование и судебный процесс шли очень трудно; тем не менее они были нужны хотя бы для того, чтобы расставить точки над i, чтобы в рамках судебного приговора было гласно установлено, что же все- таки случилось в те августовские дни, кто из главных действующих лиц и как принимал во всем этом участие. Только приговор был способен подвести под этими событиями юридическую и историческую черту.
    Совсем иначе обстояло дело с юридической оценкой трагических событий 3—4 октября 1993 г., поскольку в отличие от предыдущих они были связаны с насилием и кровопролитием, допущенными обеими противоборствующими сторонами (вооруженный штурм «Останкино» и мэрии, снайперская стрельба по собравшимся вокруг Белого дома, расстрел из танковых орудий здания парламента и т.д.). Виновность в этом соответствующих лиц также могла быть установлена лишь в ходе судебного разбирательства. Вот почему в обоих случаях амнистия была принципиально не нужна. Однако разумеется, что возможные неудачные примеры амнистий не могут служить доказательством их принципиальной нецелесообразности. Профессионально грамотно подготовленная амнистия вполне способна нейтрализовать ее возможные негативные последствия и способствовать реализации принципов справедливости и гуманизма уголовного права.
    Как уже отмечалось, акт амнистии сочетает в себе освобождение как от уголовной ответственности, так и от наказания. Конкретное же содержание амнистии определяется собственно в акте об амнистии. Так, постановлением Государственной Думы РФ от 20 апреля 2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в числе других категорий лиц, освобождаемых от наказания, были, например, освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока ветераны Великой Отечественной войны и бывшие узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны. Этим же постановлением снималась судимость с лиц, освобожденных от наказания.
    Постановление предписывало прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия, а также уголовные дела, находящиеся в производстве судов, по которым не начато судебное разбирательство, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного постановления лицами, освобожденными от наказания.
    Вместе с тем в акте об амнистии может специально оговариваться его неприменение к отдельным категориям лиц. Например, постановление Государственной Думы РФ от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» не распространяло действие акта амнистии, в частности, в отношении:
    — осужденных, совершивших преступления, предусмотренные ст. 105, 111, ч. 2 ст. 117, ч. 3 ст. 122, ст. 126, ч. 3 ст. 127, ст. 1271 и 1272, ч. 2 ст. 128, ст. 131 — 135, ч. 2—4 ст. 150, ч. 3 ст. 151, ч. 3, 4 ст. 158, ч. 3, 4 ст. 159, ч. 4 ст. 1591, ч. 4 ст. 1592, ч. 4 ст. 1593, ч. 3 ст. 1594, ч. 4 ст. 1595, ч. 4 ст. 159е,
    ч. 3, 4 ст. 160, ч. 2, 3 ст. 161, ст. 162, ч. 2, 3 ст. 163, ст. 164, ч. 3, 4 ст. 166, ч. 4 ст. 174, ч. 4 ст. 1741, ст. 186, ч. 3 ст. 189, ч. 2 ст. 201, ст. 205—2055, 206—211, ч. 1, 2, 4 ст. 212, ч. 2, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ч. 2, 3 ст. 221, ч. 2, 3 ст. 222, ч. 2, 3 ст. 2221, ч. 1—3 ст. 223, ст. 2231, 226 и 2261, ч. 2, 3 ст. 227, ч. 2, 3 ст. 228, ст. 2281, ч. 2 ст. 2284, ст. 229 и 2291, ч. 2, 3 ст. 230, ч. 2 ст. 231, ст. 232, ч. 3 ст. 234, ч. 3 ст. 2341, ч. 2, 3 ст. 2381, ч. 2, 3 ст. 240, ст. 2401, ч. 2, 3 ст. 241, ч. 2,
    3 ст. 242, ст. 2421, 242?, ч. 2 ст. 244, ч. 4-6 ст. 264, ст. 275-279, 281—2822,
    ч. 2 ст. 2823, ч> з сх< 285, ч. 2, 3 ст. 286, ст. 290-2911, 295, 296, 299 и 300, ч. 3 ст. 301, ст. 313, ч. 3 ст. 314, ст. 317, 318 и 321, ч. 2 ст. 322, ст. 329, ч. 2 ст. 333, ч. 2, 3 ст. 335, ст. 353-360 УК; — осужденных, совершивших преступления при особо опасном рецидиве; — осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы; — лиц, освобождавшихся после 2005 г. от наказания в порядке помилования или в соответствии с актами об амнистии и вновь совершивших умышленные преступления; — осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Лица, подпадающие под действие акта об амнистии, освобождаются как от основного, так и от дополнительного наказания, если оно не исполнено на день вступления в силу акта об амнистии. Это касается и тех лиц, которым основное наказание актом амнистии было сокращено. Вместе с актом амнистии обычно принимается постановление (также Государственной Думы) о порядке применения акта об амнистии, где прописывается механизм реализации этого акта и дается его официальное толкование. Так, например, постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. № 1764-IV ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации “Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов”» определяло субъекты применения акта амнистии, давало толкование понятия «ветераны Великой Отечественной войны» и других лиц, на которых распространялась амнистия, а также определяло целый ряд других вопросов механизма реализации данного акта амнистии. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК акт амнистии является основанием прекращения уголовного преследования в отношении соответствующего подозреваемого или обвиняемого. При этом данное основание не является, как уже указывалось, реабилитирующим. В связи с этим согласно ч. 2 ст. 27 УПК прекращение уголовного преследования вследствие акта амнистии не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает. Яркой иллюстрацией этого является дело генерала армии, Главнокомандующего сухопутных войск Минобороны СССР, Героя Советского Союза В. И. Варенникова, обвиняемого по упоминавшемуся делу ГКЧП ни много ни мало как в измене Родине (п. «а» ст. 64 УК РСФСР 1960 г.). Все обвиняемые по этому делу (как и по делу, возбужденному в связи с событиями 3—4 октября 1993 г.) приняли обращенный к ним акт амнистии за совершенные «преступления» (постановление Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии»), тем самым юридически согласившись с предъявленным им обвинением. Все, кроме В. И. Варенникова. В связи с этим его дело было рассмотрено Военной коллегией Верховного Суда РФ, которая вынесла в отношении пего оправдательный приговор за отсутствием в его действиях состава преступления (на него Генеральная прокуратура РФ вынесла протест, который постановлением Президиума Верховного Суда РФ был оставлен без удовлетворения). 1 Очевидно, не будет преувеличением сказать, что народ наш в принципе против амнистий, и они воспринимаются им нс с восторгом. Подобное отношение к отечественным амнистиям возникло не на пустом месте. Люди старшего поколения помнят печально знаменитую амнистию 1953 г., когда после смерти И. В. Сталина государство выпустило на свободу не политических заключенных — жертв сталинских репрессий, а отпетых уголовников: насильников, воров и грабителей (молодежь может иметь представление об этой амнистии по фильму «Холодное лето пятьдесят третьего»). Эта амнистия привела к резкому росту насильственной и корыстной преступности. С «перебором» была проведена и хрущевская амнистия 1957 г. к 40-летию Октябрьской революции. В брежневские времена амнистии объявлялись более регулярно (обычно накануне больших праздников), но при этом были гораздо умереннее предыдущих и не влияли серьезно на динамику преступности. Однако последнее обстоятельство не смогло поколебать в принципе устойчивого неприятия советскими людьми (ныне российскими гражданами) амнистий.

  8. Bargold Ответить

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  от 19 апреля 1995 г. N 713-1 ГД 
    ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С 50-ЛЕТИЕМ ПОБЕДЫ
    В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 ГОДОВ 
    В ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
    1. Освободить от наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденных участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
    2. Освободить от наказания в виде лишения свободы осужденных:
    а) проходивших службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите интересов СССР и Российской Федерации после окончания Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов;
    б) инвалидов I и II группы;
    в) женщин старше 55 лет, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, и беременных женщин;
    г) мужчин старше 60 лет.
    3. Освободить от наказания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых колониях.
    4. Освободить от наказания лиц, осужденных за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания.
    5. Освободить от наказания лиц, условно осужденных, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
    6. Прекратить уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, следствия и судов о преступлениях, совершенных до вступления настоящего Постановления в силу:
    а) лицами, указанными в пункте 1 настоящего Постановления;
    б) лицами, указанными в пункте 2 настоящего Постановления;
    в) несовершеннолетними, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы и ранее не отбывшими наказание в воспитательно-трудовых колониях;
    г) лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы. По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления настоящего Постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.
    7. Сократить неотбытую часть наказания:
    а) осужденным участникам Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, не подпадающим под действие пункта 1 настоящего Постановления, а также осужденным труженикам тыла, награжденным орденами и медалями СССР и Российской Федерации за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны, — наполовину;
    б) несовершеннолетним, не подпадающим под действие пунктов 2, 3 и 4 настоящего Постановления, и лицам, осужденным к лишению свободы за неосторожные преступления, не подпадающим под действие пункта 4 настоящего Постановления, — наполовину;
    в) лицам, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и не подпадающим под действие пункта 2 настоящего Постановления, — на одну треть;
    г) лицам, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше пяти лет и не подпадающим под действие пункта 2 настоящего Постановления, — на одну четверть.
    8. Не распространять действие пункта 1 настоящего Постановления на осужденных, совершивших преступления, предусмотренные статьями 77, 102, 103, частью второй статьи 108, статьей 191.2 Уголовного кодекса РСФСР, а также на лиц, признанных особо опасными рецидивистами.
    9. Не распространять действие пунктов 2 — 5, подпунктов «б», «в», «г» пункта 6, подпунктов «б», «в», «г» пункта 7 настоящего Постановления на осужденных:
    а) совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 65, 66, 67, 77, 77.1, 79,  87, 102, 103, частью второй статьи 108, статьями 117, 125, 125.1, 126.1, 147.2, 148.1, частью второй статьи 149, статьями 173, 174, 174.1, 176, 176.1, 177, 178, 179, 191.1, 191.2, 193, частью третьей статьи 206, статьями 213.2, 213.3, 218, 218.1, частью второй статьи 224, статьями 224.1, 224.2, 226.1, пунктом «в» статьи 240 Уголовного кодекса РСФСР, а также осужденных за кражу, хищение, грабеж, разбой, мошенничество и вымогательство;
    б) повторно осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
    в) признанных особо опасными рецидивистами;
    г) ранее освобождавшихся от наказания в порядке акта амнистии или помилования и вновь совершивших умышленное преступление;
    д) злостных нарушителей режима отбывания наказания.
    10. К лицам, в отношении которых наряду с наказанием за совершенное преступление назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, а также к больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания в соответствии с настоящим Постановлением, акт амнистии применяется по окончании полного курса лечения.
    11. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
    Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П.РЫБКИН

  9. andru47rus Ответить

    58-1. Определение контрреволюционной деятельности.
    «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и … правительств Союза ССР, союзных и автономных республик или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции».
    58-1а. Измена Родине: расстрел с конфискацией имущества, или 10 лет с конфискацией имущества.
    58-1б. Измена со стороны военного персонала: расстрел с конфискацией имущества
    58-1в. В случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его семьи, если они чем-либо способствовали готовящейся или совершённой измене, или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей, караются — лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества.
    Остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежат лишению избирательных прав и ссылке в отдалённые районы Сибири на 5 лет.
    58-1г. Недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой лишение свободы на 10 лет. Недонесение со стороны остальных граждан (не военнослужащих) преследуется согласно ст.58-12. [20 июля 1934 г.]
    58-2. Вооружённое восстание или вторжение с целью захватить власть: расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства[нет в источнике] союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнание из пределов Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения до лишения свободы на срок не ниже трёх лет, с конфискацией всего или части имущества.
    58-3. Контакты с иностранным государством в «контрреволюционных целях» или отдельными его представителями, а равно способствование каким бы то ни было способом иностранному государству, находящемуся с Союзом ССР в состоянии войны или ведущему с ним борьбу путём интервенции или блокады караются по статье 58-2.
    58-4. Оказание помощи «международной буржуазии», которая не признаёт равноправия коммунистической системы, стремясь свергнуть её, а равно находящимся под влиянием или непосредственно организованным этой буржуазии общественным группам и организациям в осуществлении враждебной против СССР деятельности: наказание аналогично статье 58-2
    58-5. Склонение иностранного государства или каких-либо в нём общественных групп, к объявлению войны, вооружённому вмешательству в дела Союза ССР или иным неприязненным действиям, в частности: к блокаде, к захвату государственного имущества, разрыву дипломатических отношений и другим агрессивным действиям против СССР: наказание аналогично статье 58-2
    58-6. Шпионаж: наказание аналогично статье 58-2.
    58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путём соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций то есть промышленный саботаж: наказание аналогично статье 58-2
    58-8. Террористические акты, направленные против представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций: наказание аналогично статье 58-2
    58-9. Причинение ущерба системе транспорта, водоснабжения, связи и иных сооружений или государственного и общественного имущества в контрреволюционных целях: наказание аналогично статье 58-2
    58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.58-2 — 58-9), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.
    Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении: наказание аналогично статье 58-2.
    58-11. Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, приравнивается к совершению таковых и преследуется уголовным кодексом по соответствующим статьям.
    58-12. Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении: от 6 месяцев лишения свободы.
    58-13. Активная борьба против революционного движения, проявленные на ответственной или секретной (агентура) должности при царском строе или контрреволюционных правительств в период гражданской войны: наказание аналогично статье 58-2
    58-14. (добавлено 6 июня 1937 г.) Контрреволюционный саботаж, то есть сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленно небрежное их исполнение со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, влечёт за собой лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до расстрела с конфискацией.

  10. Sh1 Ответить

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
    ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 23 февраля 1994 г. N 63-1 ГД
    ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
    КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
    В связи с принятием Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания постановляет:
    1. Освободить от наказания в виде лишения свободы, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы:
    а) осужденных, проходивших службу в составе действующих армий и соединений либо принимавших участие в боевых действиях по защите Родины, а также в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
    б) женщин;
    в) мужчин старше 60 лет;
    г) инвалидов первой и второй групп.
    2. Освободить от наказания лиц, осужденных за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания.
    3. Освободить от наказания несовершеннолетних мужского пола, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказание в воспитательно-трудовых колониях.
    4. Освободить от наказания лиц, условно осужденных, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденных к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы.
    5. Освободить от наказания лиц, осужденных за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывших не менее одной трети назначенного срока наказания.
    6. Прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу:
    а) лицами, перечисленными в пункте 1 и не подпадающими под действие пункта 8 постановления;
    б) лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы;
    в) несовершеннолетними мужского пола, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказания в воспитательно — трудовых колониях.
    По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.
    7. Сократить неотбытый срок наказания:
    а) несовершеннолетним мужского пола, не подпадающим под действие пунктов 1, 2, 3 постановления, и лицам, осужденным к лишению свободы за неосторожные преступления, не подпадающим под действие пункта 2 постановления, — наполовину;
    б) лицам, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и не подпадающим под действие пунктов 1, 3 и 5 постановления, — на одну треть;
    в) лицам, осужденным за умышленные преступления к лишению свободы на срок свыше пяти лет и не подпадающим под действие пункта 1 постановления, — на одну четверть.
    8. Не распространять действия пунктов 1 — 7 постановления на осужденных:
    а) совершивших преступления, предусмотренные статьями 64, 66, 67, 68, 74, 77, 77.1, 79, 87, частью 2 статьи 88, частями 3, 4 статьи 89, частями 2, 3, 4 статьи 90, статьей 91, частью 3 статьи 92, частями 2, 3 статьи 93, статьями 93.1, 95, 102, 103, 108, 117, частью 1 статьи 125, статьями 125.1, 126.1, частями 3, 4 статьи 144, частями 2, 3, 4 статьи 145, статьей 146, частями 2, 3 статьи 147, статьей 148, статьями 173, 174, 174.1, 176, 176.1, 176.2, 177, 178, 179, 191.2, 193, частями 2 и 3 статьи 206, статьями
    212.1, 213.2, 218, 218.1, частью 2 статьи 224, статьями 224.1, 224.2, 226.1, пунктом «в» статьи 240 Уголовного кодекса РСФСР;
    б) ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
    в) признанных особо опасными рецидивистами;
    г) являющихся злостными нарушителями режима отбывания наказания;
    д) ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания в порядке акта амнистии или помилования и вновь совершивших умышленное преступление.
    9. К лицам, в отношении которых наряду с наказанием за совершенное преступление назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании или венерических заболеваний и подлежащим освобождению от наказания в соответствии с настоящим постановлением, акт амнистии применяется по окончании полного курса лечения.
    10. Под действие постановления подпадают лица, осужденные судами Российской Федерации, а также судами СССР.
    11. Данное постановление вступает в силу с момента опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
    Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.П.РЫБКИН
    Об исполнении амнистии 1994 года

  11. fededef Ответить

    Амнистия — это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью. Законодательного определения понятия «амнистия» нет. В уголовном законе отмечены только субъект, принимающий акт об амнистии, лица, к которым она применяется, и последствия ее применения.
    Ключевые слова: амнистия, общая амнистия, частичная амнистия, помилование.
    «Первые упоминания об амнистии отмечены в Древней Греции: в переводе с греческого «amnestia» означает забвение, прощение. По своей сущности амнистия представляет акт великодушия, гуманизма, милосердия со стороны государства» [6, с. 250].
    Гришко А. Я. на основании французской доктрины, изложенной П. И. Люблинским в монографической работе «Право амнистии: историко-догматическое и политическое исследование» (Одесса, 1907) отметил, что «амнистия есть акт, посредством которого власть запрещает начинать или продолжать какие-либо преследования или приводить в исполнение обвинительные приговоры по отношению к нескольким лицам, специально указанным по ряду учиненного им и деяния» [3, с. 15].
    Позднее появляется указание на специальный характер амнистии — цель забвения прошлого: «Амнистия есть акт социальной власти, имеющий целью и результатом предание забвению известных нарушений, а, следовательно, и уничтожение возникших или могущих возникнуть преследований или постановленных по этим нарушениям приговоров» [3, с. 16].
    М. Д. Шаргородский подчеркивал, что «амнистией может быть произведено полное или частичное, условное или безусловное освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда». В комментарии к Уголовному кодексу РСФСР под редакцией В. С. Никифорова содержится определение амнистии как акта, распространяющегося на неопределенное число лиц, отвечающих указанным в акте амнистии признакам.
    Черненко Т. Г. под амнистией понимает «акт, принятый Государственной думой Федерального собрания Российской Федерации, не отменяющий и не изменяющий уголовного закона, издаваемый в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, посредством применения которого в отношении лиц, совершивших преступления, наступают благоприятные правовые последствия: освобождение от уголовной ответственности или наказания, основного или дополнительного; сокращение назначенного наказания или его замена более мягким видом; снятие судимости [5, с.67].
    М. М. Исаев отмечал, что «если акт касается отдельного лица, мы говорим о помиловании [3, с. 19], которое в свою очередь означает: принятое из соображений гуманизма решение Президента Российской Федерации о смягчении положения индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, которое может выражаться в освобождении лица от отбывания наказания, в сокращении назначенного наказания, в замене наказания более мягким видом наказания либо в снятии судимости с лица, отбывшего наказание [5, с. 74]. Если же акт распространяется на неопределенно большое число лиц — мы говорим об амнистии» [3, с. 19].
    Важно отметить, что законодательного определения понятия амнистии нет. В уголовном законе (ст. 84 УК РФ) названы только субъект, принимающий акт об амнистии (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации), лица, к которым она применяется (неопределенный круг лиц), и последствия ее применения [1, с. 36].
    Согласно толковому словарю Ожегова С. И. «амнистия — это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью» [7].
    Проблеме понятия амнистии посвящены специальные исследования многих авторов. Природа амнистии глубоко изучена Н. Д. Дурмановым, О. С. Зельдовой, М. М. Исаевым, А. С. Михлиным, И. Л. Марогуловой, С. И. Комарицким, М. Д. Шаргородским, Л. В. Яковлевой.
    Амнистия может быть общей и частичной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями Уголовного кодекса. Частичная же относится к определенной категории лиц, совершивших преступления, предусмотренные актом амнистии [4, с. 643].
    Российское законодательство долгое время не определяло понятия амнистии, хотя освобождение на Руси государями нередко практиковалось по поводу самых разных событий. Например, Иван IV (Иван Грозный) завещал после своей смерти освободить всех узников [6, с. 250].
    Впервые в России законодательно понятие амнистии было закреплено в Указе об амнистии, принятым Временным правительством 7 марта 1917 г. Интересен тот факт, что за период Советской власти было принято 70 актов об амнистии. В Российской Федерации издано 35 актов об амнистии [6, с. 251].
    Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в акте об объявлении амнистии не указываются конкретные лица (по фамилии), однако круг лиц, на которых распространяется и на которых не распространяется амнистия, всегда строго определен. Например, женщины, несовершеннолетние, впервые совершившие преступления, лица, осужденные за преступления определенных категорий, лица, к которым ранее амнистия применялась и т. д. [1, с. 36].
    Акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его принятия. Кроме того, он не вносит изменений в уголовный закон, не ставит под сомнение законность и обоснованность приговор суда, имеет, как правило, универсальный характер, обычно применяется к лицам, в отношении которых производится предварительное расследование, к лицам, в отношении которых дела находятся в производстве суда, к лицам, осужденным судом и отбывающим наказание [6, с. 251].
    Вопросы, которые подлежат разрешению в конкретном акте амнистии, строго регламентированы в ч. 2 ст. 84 УК:
    1) лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности;
    2) лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания;
    3) назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания;
    4) лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания;
    5) с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость [1, с. 36].
    Например, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов» с лиц, освобожденных от наказания, была снята судимость.
    Амнистия — это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов — высших органов государственной власти и управления. Чаще всего акты амнистии принимались в связи с какими-либо знаменательными событиями в жизни государств.
    Например, Стоглавый собор объявил амнистию к церковному празднику Пасхи, по которой освобождались все тюремные сидельцы, кроме осужденных за убийство и разбой. Со времен Бориса Годунова стали обычными амнистии по поводу восшествия на престол, болезни или выздоровления царя или членов его семьи, рождение наследника и т. п. [4, с. 647].
    Акты амнистии являются проявлением государственного гуманизма в отношении лиц, совершивших преступление. «Цель амнистии — смягчение участи определенной категории лиц, совершивших преступление (освобождение от наказания, от неотбытой его части и т. п.), поскольку это не противоречит задачам борьбы с преступностью в целом и применения в этой борьбе уголовно-правовых мер» [5, с. 65].
    Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии возможно на стадии возбуждения уголовного дела, предварительного следствия, судебного разбирательства до вынесения приговора. Согласно ст. 27 УПК РФ в случае принятия акта амнистии уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается [2, с.16].
    Акт амнистии вступает в силу с момента его принятия или со дня официального опубликования.
    Таким образом, амнистия — это комплексный вид освобождения, поскольку он может предусматривать все известные уголовному праву виды освобождения — как от уголовной ответственности, так и от наказания или его правовых последствий — судимости. Освобождение в результате акта об амнистии возможно на любых стадиях уголовного процесса: как в процессе предварительного следствия, в стадии вынесения приговора, так и в стадии его исполнения [4, с. 646].
    Кроме того, к характерным признакам амнистии относятся следующие:
    – издание акта об амнистии
    – амнистия имеет четкие исходные условия и границы применения
    – она не отменяет и не изменяет нормы уголовного законодательства, а действует в течение незначительного периода параллельно с другими уголовными законами
    – акт об амнистии содержит нормативные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, сокращения неотбытой части наказания, замены наказания более мягким наказанием и освобождения от правовых последствий наказания.
    Литература:
    1. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 октября 2014 г. — Москва: Эксмо, 2014. — 208 с.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 октября 2014 г. — Москва: Эксмо, 2014. — 272 с.
    3. Гришко, А. Я. Амнистия. Помилование. Судимость / А. Я. Гришко, А. М. Потапов. — М.: Университетская книга; Логос, 2009. — 272 с.
    4. Козаченко, И. Я. Уголовное право. Общая часть. / Отв. ред. И. Я. Козаченко. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2008. — 720 с.
    5. Чернеченко, Т. Г. Освобождение от уголовного наказания: учебное пособие / Т. Г. Черненко, И. В. Масалитина, В. А. Терентьева; Кемеровский университет. — Кемерово, 2011. — 144 с.
    6. Чучаев, А. И. Российское уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. проф. А. И. Чучаева. — М.: НИЦ Инфра-М: КОНТРАКТ, 2012. — 320 с.
    7. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.оzhegоv.оrg/wоrds/430.shtml (Дата обращения 12.03.2015).

  12. Arturo-Don Ответить

    
    В статье рассматривается необходимость выработки в России единого нормативного акта, регламентирующего критерии определения преступлений, за совершение которых возможно амнистирование и помилование преступников.
    Ключевые слова: амнистия, помилование, исполнение наказания, правовой статус, пробел, нормативный акт.
    The article deals with the need to develop in Russia a single normative act regulating criteria for the definition of crimes for which Amnesty and pardon of criminals are possible.
    Key words: amnesty, pardon, execution of punishment, legal status, gap, conflict, normative act.
    Ключевое направление развития уголовного и уголовно-исполнительного законодательства РФ на сегодняшний день заключается в его гуманизации. Об этом, в частности, свидетельствует декриминализация некоторых деяний, смягчение уголовной ответственности для преступления небольшой тяжести и замена реального лишения свободы более мягким наказанием, таким как штраф (в большей степени это относится к экономическим преступлениям, которых в последнее десятилетие ставится все больше).
    Одними из инструментов такой гуманизации уголовной политики России являются амнистия и помилование лиц, совершивших уголовно-наказуемое деяние.
    Характер этих уголовно-правовых институтов можно с уверенностью назвать многоаспектным. Во-первых, они несут в себе колоссальную превентивную нагрузку, которая в наибольшей степени эффективна среди лиц, впервые совершивших преступление, несовершеннолетних, а также лиц, совершивших преступления по неосторожности.
    Во-вторых, стимулирование правопослушного поведения амнистированных и помилованных лиц. Как справедливо замечает Р. А. Ромашов, прощение со стороны государства лиц, совершивших преступление и приговоренных к наказанию по решению суда, является актом гуманизма, который свидетельствует о том, что общество (как минимум в лице правительства) готово принять человека, виновного в преступных действиях, но раскаявшегося в содеянном и стремящегося вновь стать полноправным и законопослушным гражданином [3, С.4].
    В-третьих, экономическая выгода, заключающаяся в значительной финансовой экономии бюджетных средств за счет освобождения лиц, отбывающих наказания, и лиц, в отношении которых осуществляется расследование, находящихся на полном государственном обеспечении.
    В-четвертых, возможность наилучшей и своевременной социальной реабилитации таких лиц.
    Сегодня, нормы Уголовного кодекса Российской Федерации не содержат дефиниций «амнистии» и «помилования» [5], а статья 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорит лишь о том, что «порядок применения амнистии определяется органом, издавшим акт об амнистии» [6].
    Главным отличительным свойством амнистии от помилования является ее неперсонифицированный характер, а также отличие органа, издающего соответствующий акт. Если помилование, является актом единоличного органа власти в лице Президента Российской Федерации, то амнистия объявляется, как правило, законодательным органом власти.
    Нельзя не согласиться с мнением А. П. Фокова, о том, что «до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию» [7, С. 2–3]. Выработка государственной политики в отношении амнистии и помилования является важным моментом в установлении тактики и стратегии государства в вопросе освобождения от отбывания наказания и уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления [4, С. 20].
    Подобное нормативное игнорирование важных уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов порождает массу проблем на этапе правоприменительной деятельности.
    Так, в частности, кроме того, что российском законодательстве не выработано понятия такой категории, как «амнистия», также не разработаны нормы, которые содержали бы признаки, которым должны соответствовать категории преступлений и группы лиц, которые амнистируются. Подобный пробел требует от законодателя необходимость повсеместного анализа положений данного института, изучения детерминантов, оказывающих влияние на возможность реализации ее в конкретном случае и к конкретной категории противоправных деяний. Так, И. В. Паханов отметил, что «опрос практических работников и анализ уголовных дел, прекращенных на основании актов об амнистии, показал, что недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих применение амнистии, являются существенным препятствием на пути к успешному ее применению» [2, С. 1097].
    Нельзя допустить того, чтобы амнистия, являясь своего рода «исключением из правил» приобретала массовый и систематический характер, применялась к лицам, морально и этически не достойным подобного акта гуманизма и тем более, нельзя допустить заинтересованности и лоббизма в процессе подготовки и осуществления амнистии.
    Помилование, в отличие от амнистии носит индивидуальный, персонифицированный характер, но, тем не менее, и этот институт уголовного права не лишен проблем нормативного и прикладного характера.
    Так, ряд ученых и юристов-практиков отмечают несколько процессуальных проблем, возникающих в процессе помилования.
    Как показывает практика, осужденный, подающий прошение о помиловании, не имеет иного выхода, как признать свою вину в совершенном деянии, в противном случае его ходатайство не будет рассмотрено. Такая позиция не дает осужденному возможности претендовать на перспективу обращения за реабилитацией и восстановлением своей репутации, тем самым нарушая его конституционные права на защиту чести и достоинства.
    Кроме того, существует еще одна важная проблема в вопросе реализации прав граждан на помилование. Зачастую осужденные не обращаются с прошением о помиловании, так как после принятия решения региональными комиссиями по вопросам помилования сроки дальнейшего прохождения документов о помиловании нормативно не определены. В таком случае, для лиц, осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, теряет свой смысл, так как «срок отбытия наказания для получения права на условно-досрочное освобождение или даже срок полного отбытия назначенного наказания может наступить раньше, чем будет принято окончательное решение по ходатайству о помиловании» [1, С.51]. Другими словами, существует острая необходимость правовой регламентации сроков прохождения этапов рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании как на региональном, так и на федеральном уровне.
    В существующий на сегодняшний день нормативной регламентации помилование есть еще одна острая проблема, заключающаяся в правовой коллизии. Так, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести и ранее освобожденный от отбывания наказания условно-досрочно или актом помилования, при повторном преступлении небольшой тяжести (совершенном по неосторожности) не имеет шансов на помилование согласно действующему Положению о порядке рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании, когда как в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, за совершение особо опасных преступлений, подобных положений не предусмотрено.
    Представляется целесообразным установить право на обращение с прошением о помиловании лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве после фактического отбытия закрепленного на нормативном уровне минимального срока.
    Таким образом, делая вывод, следует сказать о том, что, несмотря на тенденцию России к гуманизации уголовной политики и внедрения в нее амнистии и помилования, данные институты еще находятся в процессе становления и совершенствования, требуют значительной нормативной доработки в соответствии с существующими пробелами, возникающими в процессе их применения. Так, в вопросах реализации положений о помиловании осужденных назрела необходимость нормативной регламентации сроков прохождения ходатайств (прошений о помиловании) на региональном и федеральном уровне, а также анализ действующего положения на предмет справедливости применения данного института в отношении категорий осужденных отбывающих наказание за преступления небольшой, средней тяжести и лиц, осужденных к пожизненному лишению свободу за совершение особо опасных деяний.
    Таким образом, отсутствие нормативно-правового императивного акта, регламентирующего порядок амнистии и помилования, а устанавливающего критериев установления необходимости осуществления амнистии или помилования в отношении тех или иных категорий преступлений или лиц, совершивших преступления, порождает вероятность низкой эффективности данных институтов на практике. Другими словами, амнистирование или помилование преступников без должного анализа характера и опасности совершенных ими деяний, перспектив рецидива среди тех или иных категорий нарушителей обуславливает нивелирование положительных свойств и, собственно, сущности данных уголовно-правовых мер.
    Литература:
    Базаров Р. А. Помилование: проблемы правовой регламентации// Вестник Волгоградской Академии МВД России.- 2012.-№ 2 (21). — С.51–55
    Паханов И. В. Об актуальности исследования института амнистии и помилования // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 1097–1098
    Ромашов Р. А. Амнистия и помилование как виды государственного прощения вины // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2012. — № 20. — С. 4–7
    Скуратов Ю. И., Чурилов С. Н., Грудинин Н. С. Государственная политика в сфере амнистии и помилования в Российской Федерации: тенденции и противоречия // Всероссийский криминологический журнал. — 2015. — № 1. — С.20–27
    Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. — Режим доступа: http:// base.garant.ru
    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ.- Режим доступа: http:// base.garant.ru
    Фоков А. П. Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов// Российский судья.-2010.-№ 6.- С.2–3

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *