В каком году сняли иронию судьбы или с легким паром?

8 ответов на вопрос “В каком году сняли иронию судьбы или с легким паром?”

  1. burnash.dn Ответить

    Традиционно 31 декабря, накрывая праздничный стол или собираясь в гости, мы смотрим всем знакомый, без преувеличения скажем – наизусть, самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» Есть даже такой анекдот: “Посмотрев на прошлой неделе фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром», половина россиян инстинктивно отметила Новый год!”…

    Давайте же заглянем за кулисы создания этого всенародно любимого фильма.
    Итак, телепремьера одной из самых популярных картин Эльдара Рязанова состоялась 1 января 1976 года.

    Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей, а уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам. Кинокартина стала лучшей по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году
    Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и вторая часть названия фильма), написанной в 1969 году. Спектакль по этой пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода фильма.

    На фото Ирина Терешенкова в роли Нади Шевелевой (“Однажды в новогоднюю ночь” или “С лёгким паром!”)
    История имела реальную основу. В начале 60-х композитор и известный шутник Никита Богословский в канун Нового Года надумал отвезти своего пьяного товарища на вокзал. Заплатив пятерку проводнице, его с пятнадцатью копейками в кармане посадили в вагон и отправили в Киев. Веник в портфеле бедолаги тоже имелся. Разница между героем фильма и его прототипом в том, что последний своего счастья в Киеве не нашел.

    Услышав эту историю, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу, которая с успехом шла в театрах страны, а потом перекочевала на телеэкран.

    На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон, Валентина Талызина, голосом которой впоследствии говорила главная героиня и другие. Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих

    Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска
    Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной. Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее хриплый, прокуренный голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая! Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид. Талызина никогда не скрывала своей нелюбви к “этой польке”, а на одной из актерских тусовок открыто заявила о своих правах: “Я за Брыльскую говорила, Пугачева — пела. А она получила государственную премию. За что?” Барбара спорить не стала: “Ты права, но я себе этой премии не давала”, однако так и не переубедила актрису.

    На фото Барбара Брыльска с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы», 1974 год
    Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей.

    Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин по сюжету было не возможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась. Пробовались Пётр Вельяминов, Станислав Любшин

    А Мягкова взяли практически случайно — в работе возник простой, а киношное начальство требовало от режиссера список актеров для утверждения, и тогда ассистент Эльдара Рязанова предложила своего приятеля, малоизвестного актера Андрея Мягкова, чтобы временно заполнить паузу. На пробах случилось чудо: после первой же сцены в исполнении Мягкова, Рязанов понял, что нашел главного героя

    Еще интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год. В частности на экране виден Андрей Миронов, вместе с Людмилой Гурченко они сыграли главные роли в «Соломенной шляпке» и оба пробовались на главные роли в «Иронии судьбы»
    Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили.

    Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял
    Рязанову для замены нужен был исполнитель не только равного таланта, но и похожей фактуры. И тогда он обратился к Юрию Яковлеву.

    К чести Яковлева, он не обиделся на то, что его пригласили в качестве замены, и сразу дал свое согласие

    С Галей, несостоявшейся невестой главного героя, тоже было непросто. На ее роль пробовалось несколько актрис, в частности, Наталья Гвоздикова
    Но в итоге Рязанов остановил свой выбор на Ольге Науменко.

    Роль Гали стала звездной для молодой актрисы

    «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева. Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.
    Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

    По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина
    Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников.

    Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы

    Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает Ширвиндт. – «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!

    Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков)

    В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Ныне в цокольном этаже дома 125 находится Театр на юго-западе. В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта памятная табличка и цены на жилье в доме тут же подскочили.

    Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать. На церемонии открытия довольные старожилы охотно вспоминали, как поили чаем продрогшую Барбару Брыльску и как страдали от ветродуя, который гнал в форточки измельченную бумагу и пенопласт. “Снега в том году было мало, — объясняет Александр Борисов. — Поэтому в ход шли вата, которую мы раскрадывали на крышах, и пенопласт с бумагой, изображавшие вьюгу”

    Полностью фильм мы закончили летом, в июне, – рассказывает Эльдар Рязанов, – и шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а в месте с ним и телевизионной премьеры. Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Брежнев, и ему картина очень понравилась. Так 1 января 1976 года «Иронию судьбы…» впервые показали по телевидению.

    В 1977 году «Ирония судьбы…» получила Государственную Премию СССР. По опросу журнала «Советский экран», «Ирония судьбы…» признана лучшим фильмом 1976 года, а Андрей Мягков – лучшим актером.
    Смотрите также:





    Как снимали “Место встречи изменить нельзя”
    Как снимали “В бой идут одни “старики”
    Как снимали «Джентльмены удачи»
    Как снимали “Приключения Электроника”
    Как снимали “Чародеи”

  2. Smallta Ответить

    В актерских кругах сюжет уже знали и любили. Узнав, что Рязанов хочет экранизировать пьесу, роль Жени Лукашина у режиссера стал канючить сам Андрей Миронов. Он примерял очки в толстой роговой оправе, отращивал волосы для нелепой прически, старательно сутулился на пробах, но вызывал у Эльдара Александровича только улыбку.
    Кто поверит, что героя Миронова не любят женщины, что он одинок и несчастен и так и не нашел свою судьбу? Режиссер пожимал плечами и признался, что скорее видит Миронова в роли Ипполита, но точно не Лукашина.
    Главного героя режиссер никак не мог найти. Пробовал Петра Вельяминова и Станислава Любшина, но все было не то. Однако руководство Мосфильма подгоняло: уже пора присылать документы с утвержденными ролями, съемки простаивают!
    Один из помощников режиссера предложил вписать пока в списки малоизвестного молодого актера Андрея Мягкова, с которым дружил. Рязанову ничего не оставалось, так и сделал. Документы были отосланы, а Мягков просмотрен. Как только актер закончил сцену, Рязанов всплеснул руками: вот он, его Женя Лукашин!

    Эта полька


    С главной женской ролью тоже была целая история: Гурченко, Немоляева, Шуранова, Талызина… Все они проходили пробы на главную роль, но категорически не подходили. Несколько человек уговаривали Рязанова вызвать на пробы Алису Френдлих. А потом режиссер увидел Барбару Брыльску в кинофильме «Анатомия любви»…
    Телефон раздобыл быстро, но выяснилось, что в Польше о знаменитой театральной постановки «С легким паром! или Однажды в Новогоднюю ночь» ничего не знают. Рязанов выслал актрисе сценарий. Той идея ироничной новогодней истории понравилась, она выехала на пробы.
    На этот раз все было так, вот только низкий прокуренный голос и сильный акцент никак не сочетались с тонкой учительницей русского языка из Ленинграда…

    Озвучивать блондинку позвали Валентину Талызину, которая получила роль одной из подруг. Пела за Брыльску Алла Пугачева. О маленьком обмане долгое время никто не знал, тем более, что указать голоса главной героини в титрах попросту забыли. Барбара получила за роль госпремию, на которую страшно обиделась Талызина: «Говорю за Брыльску я, поет — Пугачева, почему премия у нее?», — возмущалась актриса.
    Брыльска и не думала отпираться. Все подтвердила и согласилась, вот только уточнила: эту премию она не сама себе назначила.

    Приветом для актеров, которые пробовались на главные роли, а также намеком на год, который встречают герои стал кинофильм «Соломенная шляпка» — его показывают по телевизору в одном из кадров. Главные роли там сыграли Миронов и Гурченко, а вышел фильм 31 декабря 1974 года.

    Пьяные кадры


    Легенды ходят о знаменитой сцене в бане. Многие убеждены, что съемки шли в Сандунах, а актеры льют бутафорскую водку в бутафорское пиво, но участники событий на такие доводы только улыбаются.
    Пока отсняли все снежные сцены, наступила весна. Работа над «банными» эпизодами попала на май. Днем было тепло, а вот вечера еще не разогрелись. Снимали поздно ночью — чтобы создать зимнюю темноту за окном.
    Никаких Сандунов не было и в помине — лавки и весы поставили под лестницей в одном из павильонов Мосфильма. В холоде бетонного павильона озябшие артисты делали вид, что распарены и расслаблены, кутаясь в простыни и стараясь не обхватывать себя руками, чтобы согреться.
    Создавая правильную атмосферу, Рязанов приказал привезти из настоящей бани две бочки пива и разрешил актерам пить именно его, надеясь, что от малоградусного напитка они не захмелеют. Вместо водки предполагалась вода.
    Однако в первый день съемок у Александра Белявского случился день рождения. Мужики принесли в подарок каждый по настоящей бутылке водки и перед съемкой заменили в портфеле Буркова бутафорские бутылки на настоящие.
    Не сразу Рязанов заметил, что пьяные лица актеров выглядят слишком уж натуралистично. А поняв, немедленно прекратил съемку и разогнал всех по домам. Сцену переснимали еще несколько раз, но в кино попали именно первые, самые достоверные кадры.

    Яковлев


    Съемки были долгими, да еще и проблемы с актерами не прекратились даже после их начала. Например, Ипполитом должен был стать Олег Басилашвили. Он уже сыграл в нескольких сценах, его фотографию сняли вылетающей из окна и поднятой потом Надей из сугроба, но актер по личным причинам не смог продолжать работу.
    Роль передали Юрию Яковлеву, который в результате выписал персонаж под себя, сочинив ему несколько запомнившихся фразочек. Например, откушав мосфильмовской киноеды — той самой заливной рыбы, которая красиво смотрелась, но от которой не требовалось вкуса, он не удержался от комментария. «Какая гадость эта ваша заливная рыба» — это личные эмоции актера, которых изначально в сценарии не было.
    То же самое можно сказать и про сцену в душе. Горячая вода на Мосфильме была редкостью, поэтому, когда на Яковлева во время очередного дубля полилась не привычная холодная, а горячая вода, он снова откомментироваал в своей манере: «О, тепленькая пошла…»

    А сцену с фотографией в сугробе переснять просто не успели. Когда Ипполита заменили, снег уже растаял, поэтому в кино есть знамениты киноляп: Надя, которая крутит роман с героем Яковлева вдруг поднимает из снега фотографию Басилашвили!

    Накладки


    С осадками вообще было туго. По сюжету требовалась снежная питерская зима с пушистыми сугробами и заметенными домами, но в тот январь, как назло держалась плюсовая температура. Снег постоянно таял, да еще и съемки уличных эпизодов приходилось откладывать.
    Так мерзнущий на «тонкой подошве» Лукашин топтался на улице посреди бумажного снега. Метель обеспечивали специальные пушки, а снежки для актера лепили дети, выискивая в тени деревьев редкие очажки еще не растаявшего снега.
    Кстати, про питерскую зиму: обе квартиры снимали в Москве, в соседних дворах!

    фото: oldmos.ru
    По иронии судьбы, это были как раз не «типовые дома», а экспериментальные, с несвойственной панелькам планировкой. Таких тогда в Москве было ровно три, а за пределами столицы не было вообще!
    Закончились съемки в июле, а впервые показали картину 31 декабря 1976 года. Рязанову за месяцы ожидания несколько раз напророчили, что кино не выпустят из-за пропаганды пьянства. Но все обошлось. Кино в тот год привлекло самое большое количество зрителей и до сих пор именно его мы больше всего любим смотреть в канун Нового года.

  3. vady Ответить

    Одна из репризок, написанных для этой музыкальной программы, была основана на реальном случае. Известный своими постоянными розыгрышами композитор Никита Богословский (по легенде, именно он придумал засовывать спящим бумагу между пальцев ног и поджигать ее) однажды напоил своего друга до беспамятства и погрузил в поезд Москва — Владивосток, подговорив проводницу все восемь дней пути не давать бедолаге протрезветь.
    Когда поезд наконец прибыл к пункту назначения, Никита Богословский, прилетевший во Владивосток на самолете, уже встречал приятеля на вокзале. Не дав ошалевшему другу опомниться, композитор-затейник снова напоил его, а когда тот заснул, сунул ему между пальцев ног бумагу и поджег.
    Хотя в итоге сценка про затяжную пьянку в поезде так и не вошла в сценарий концерта, Рязанов и Брагинский усмотрели в ней потенциал. После дальнейшей обработки сюжета история превратилась в сатирическую пьесу «Пассажир, который все время падал с полки».
    Комедия не щадила никого. Она безжалостно бичевала бракоделов, производящих для поездов неровные полки, на которых невозможно удержаться нетрезвому человеку; осуждала жадных проводниц, которые, продавая водку по дикой цене, готовы наживаться на слабостях любителей хмельного; критиковала потолки, которые все время кружатся, когда пытаешься заснуть.
    Надо сказать, на момент написания пьесы оба драматурга сильно пили. Видимо, состояние, в котором создавалась комедия, и объясняет тот странный факт, что все персонажи двоятся.

  4. ki22d404 Ответить

    Эльдар Рязанов Барбара Брыльска Андрей Мягков в день вручения Гос премии СССР за фильм Ирония.... 1978Эльдар Рязанов Барбара Брыльска Андрей Мягков в день вручения Гос премии СССР за фильм Ирония.... 1978Эльдар Рязанов, Барбара Брыльска и Андрей Мягков в день вручения Государственной премии СССР за фильм “Ирония судьбы или с легким паром”, 1978
    В 1977 году было проведено награждение Государственной премией СССР режиссёра Эльдара Рязанова, исполнители главных ролей, Андрея Мягкова и Барбары Брыльска, композитора Микаэла Таривердиева, оператора Владимира Нахабцева, автора сценария Эмиля Брагинского

    Лукашина мог сыграть Андрей Миронов, но говорить о том, что он (согласно сценарию) не пользовался успехом у женщин, по сюжету было невозможно — никто бы в это не поверил. Поэтому кандидатура Миронова отпала. Также на эту роль пробовались Станислав Любшин и Иннокентий Смоктуновский и иные, а Мягкова взяли практически случайно.
    На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы — Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева. Однако Рязанов посчитал эти пробы неудачными. После просмотра скандального (излишне эротического по советским понятиям) польского фильма «Анатомия любви», где главную женскую роль исполнила актриса Барбара Брыльска, Рязанов принял решение пригласить Брыльску на пробы «Иронии». Актриса на тот момент практически не говорила по-русски, и некоторые уточнения съёмочной группе приходилось объяснять актрисе на английском языке
    Об адресах: В Москве с 1958 года существовала Третья улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская панельная пятиэтажка, на которой была установлена табличка о фильме в виде портфеля с веником. Пятиэтажка была снесена в 2015 году, но табличка была сохранена бывшими жильцами. В Ленинграде Третьей улицы Строителей не существовало никогда.
    Где проходили съемки: В качестве типового дома по адресу 3-я улица Строителей, 25, в фильме сняты два панельных дома, расположенных в московском районе Тропарёво-Никулино по адресам: проспект Вернадского, 113 (дом Нади Шевелёвой), и проспект Вернадского, 125 (дом Жени Лукашина). В реальности же, прототипы «типового» дома были построены по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх зданиях на этом проспекте. В 2003 году на стенах домов героев фильма — Жени и Нади — были открыты мемориальные таблички, одну из которых украли. 29 декабря 2007 года памятные таблички были обновлены и вновь торжественно открыты при участии Эльдара Рязанова
    со съемок ИронииНа съемках “Иронии…”
    Бесконечная история: В 2007 году режиссёр Тимур Бикмамбетов снял вторую часть знаменитого фильма – «Ирония судьбы. Продолжение»
    Популярность в мире: В 1992 году «Иронию судьбы» впервые показан на Тайване. Картина настолько полюбилась зрителям, что теперь ее, также как у нас, показывают каждый Новый год по общественному телевидению
    На съемках “Иронии судьбы. Продолжение”
    P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте поделиться с друзьями! Нажмите ниже или слева на символ социальной сети, чтобы поделиться данной статьей. Это будет ваше лучшее «спасибо». 🙂

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *