В каком году в риме была установлена республика?

11 ответов на вопрос “В каком году в риме была установлена республика?”

  1. Akinozilkree Ответить

    В 364 году структура разделения Римской империи на административные части была изменена. Валентиниан I и Валент поделили государство на две части – восточную и западную. Это деление отвечало основным условиям исторической жизни. На Западе торжествовал романизм, на Востоке – эллинизм. Основной задачей западной части империи было сдерживать наступающие варварские племена, используя при этом не только оружие, но и дипломатию. Римское общество превратилось в лагерь, где каждый слой общества служил этой цели. Основу армии империи начали все больше составлять наемники. Варвары на службе Рима защищали его от иных варваров. На Востоке все было более менее спокойно и Константинополь занимался внутренней политикой, укрепляя свою власть и силу в регионе. Империя еще несколько раз объединялась под властью одного императора, но это были лишь временные успехи.

    Рис. 3. Раздел Римской империи в 395 году.
    Феодосий I – последний император, объединивший две части империи воедино. В 395 году он, умирая, разделил страну между сыновьями Гонорием и Аркадием, дав восточные земли последнему. После этого вновь объединить две части огромной империи не удастся никому.

  2. киса Ответить

    Древний Рим в V столетии до нашей эры стал республикой, где правили избранные на определенный срок консулы, Сенат (Совет старейшин) и представители плебса — народные трибуны. В первом столетии до н. э. республиканская система пошатнулась. Страной начали управлять не законы, а честолюбивые полководцы, развратные тираны, неограниченные диктаторы, скудоумные деспоты или денежные олигархи. Историк Тацит пишет: «Наступили времена, наполненные несчастьями, кровавыми стычками, общим несогласием; времена дикие и нестабильные даже в периоды мира» . Причин этого много, по их поводу до сих пор спорят историки.
    Причин было много. Одной из разрушающих республику сил стала демагогия — игра на низших чувствах плебса и подмена одних политических понятий совсем другими. Вот могущественный полководец Луций Корнелий Сулла с помощью своего войска захватил власть в Риме. Сначала он расправился с политическими противниками с помощью так называемых проскрипций — списков лиц, объявленных вне закона. Каждый римлянин имел право и обязанность выдавать или убивать этих людей. За награду. После этого Сулла написал письмо Сенату, в котором речь шла о «необходимости наделить одну персону чрезвычайными полномочиями для того, чтобы установить порядок в государстве» . Сенат покорно предоставил диктатору все возможные и неограниченные полномочия, начиная с права принимать «любые необходимые законы» . Прерогативы всех других ветвей власти были фактически упразднены без какого-либо сопротивления.
    (Далее, впрочем, произошло экстраординарное в истории событие — реализовав все свои честолюбивые замыслы, после пяти лет правления всесильный диктатор отказался от власти. Некоторые историки утверждают, что «старый республиканец» сделал это по причине «презрения к гражданам Рима» , которые слишком легко ему подчинялись) .
    Вскоре на римском подиуме появились новые фигуры, новые претенденты на неограниченную власть — полководцы Помпей, Цезарь и Красс (последний «прославился» исключительно как чрезвычайно богатый человек) . В 59 году до н. э. эта троица образовала так называемый Первый триумвират — на короткое время их интересы сошлись. Каждый триумвир тайно надеялся, что сможет поссорить между собой двух других и таким образом ослабить соперников. Приверженцы республики не сумели противостоять триумвирату — «Трехглавому чудовищу» , как писали тогдашние сатирики. По словам древнеримского историка Диона Кассия, «среди людей, занимавшихся тогда политикой, ни один не отмечался неподкупностью или преданностью интересам республики.. . Их усилия были искусственными, а их источником не была естественная добропорядочность» .
    Опираясь на три армии, полководцы провели через Сенат выгодные им законы и обеспечили себе бессрочное правление богатыми провинциями, а также престижные государственные должности. Сопротивления почти не было — в моменты важных голосований на Форуме появлялись солдаты со спрятанным под одеждой оружием; доходило и до вооруженных стычек. Спустя некоторое время триумвират распался. Красс погиб на войне; отношения между Цезарем и Помпеем обострились — каждому было тесно вдвоем на самой верхушке власти. Вражда привела к кровавой гражданской войне, которую выиграл Цезарь. Побежденный Помпей был предательски убит.
    Так Цезарь стал единственным правителем Рима. Сенат дал ему титулы «вечного» диктатора, «отца отчизны» , верховного жреца и т. п. Республиканские учреждения сохранились, но с того времени носили исключительно декоративно-церемониальный характер. Тацит сообщает: «Цезарь, действуя якобы в интересах народа и постепенно набирая силу, начал подменять собой Сенат, магистратов и даже законы, не встречая никакого сопротивления. Так как знать, осыпанная Цезарем почестями — пропорционально ее низкопоклонству — думала только о собственной безопасности. Доверие к республиканским органам власти было подорвано, а законы, которые постоянно нарушались насилием и подкупом, перестали быть надежной защитой для людей».

  3. Gak Ответить

    Ключевые слова конспекта: Римская республика, консул, народные трибуны, право вето, Ганнибал, Сенат, рабы, реформы, диктатура, Цезарь.
    После изгнания седьмого царя Тарквиния Гордого в Риме была установлена республика (510 г. до н.э.). Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из граждан и избиравшему высших должностных лиц: двух консулов и народных трибунов.
    Два консула:
    — обладали высшей гражданской и военной властью;
    — по очереди председательствовали в Народном собрании;
    — обладали равной властью;
    — производили набор в войска;
    — предлагали новые законы;
    — избирались на 1 год.
    Народные трибуны (от 2 до 10 чел.) — высшие должностные лица, избираемые из плебеев. Им принадлежало право вето — право отменять распоряжения консула, решение Совета, запретить голосовать закон.
    Внутреннюю и внешнюю политику определял Сенат, состоявший из 300 членов. Пожизненными сенаторами являлись патриции-аристократы. Денег за свою работу они не получали. Сенат разрабатывал планы ведения войны, вел переговоры с другими государствами, распоряжался государственной казной. Судьями могли стать только сенаторы.
    В Древнем Риме сложилась единая рабовладельческая элита под названием нобилитет (V — III в. до н.э.). Он состоял из патрициев и богатых плебеев. Массу свободного трудового населения составляла плебс, у которого не было рабов. Беднейшую часть плебса именовали пролетариями.

    Рим вел многочисленные войны за расширение своей территории. Он подчинил всю Италию (V—III вв. до н.э.).
    Между Римом и Карфагеном велись войны за господство в Западном Средиземноморье. В результате трех Пунических войн Рим приобрел о. Сицилию, о. Сардинию, Корсику, Пиренейский полуостров, Северную Африку (264-240, 218-201, 149-146 гг. до н. э.). В этих войнах прославился карфагенский полководец Ганнибал, который в 216 г. до н. э. одержал победу в битве при Каннах и осадил Рим (211 г. до и. э.).
    Рим завоевал Восточное Средиземноморье, подчинив Македонию и Грецию (II в. до н.э.), Сирию (I в. до н.э.), Птолемеевский Египет (30 г. до н.э.).
    В итоге сложилось развитое рабовладельческое государство, в котором рабы делились на:
    частных рабов — использовали в сельском хозяйстве и в качестве слуг;
    государственных рабов — на рудниках и тяжелых общественных работах;
    гладиаторов — особых рабов, сражавшихся на арене цирка для развлечения римлян.
    Завоевательные походы разоряли крестьянство. Поэтому народные трибуны братья Тиберий и Гай Гракхи провели реформы с целью остановить разорение крестьянства, укрепить государство и армию.  По требованию Тиберия Гракха Народное собрание приняло закон о наделении бедняков землей без права продажи (133 г. до н.э.). Начался передел земли. После гибели братьев-трибунов был отменен запрет на продажу земли. Начался период гражданских войн (133-30 гт. до н.э.).
    Рим потрясли восстания рабов, самым крупным было восстание под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.).
    Вскоре в Риме была установлена военная диктатура (I в. до н.э. в.). Первым военным диктатором становится Корнелий Сума (83-79 гг. до н.э.).
    В результате борьбы за власть между полководцами Гнеем Помпеем, Марком Лицинием Крассом и Юлием Цезарем, составлявших ранее триумвират, последний стал диктатором — правителем, обладающим неограниченной властью (44 г. до н.э.). Цезарь был убит на заседании Сената (организаторы Марк Брут, Гай Кассий) — 15 марта 44 г. до н.э.
    Это конспект по теме «Римская республика (510-30 гг. до н.э.)». Выберите дальнейшие действия:
    Перейти к следующему конспекту: Пунические войны
    Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

  4. Morlugra Ответить

    Крупным успехом в борьбе за уравнение патрициев и плебеев в гражданских правах стало издание около 450 г. до н.э. Законов XII таблиц. Они заменили обычное (изустное) право писанными законами, что существенно ограничило возможности для судебного произвола. Вскоре в 445 г. до н.э. закон Канулея снял запрет на браки между плебеями и патрициями.
    В IV в. до н.э. плебеи были допущены к замещению любых государственных должностей (включая консулов и диктатора), а также получили возможность выдвигаться в Сенат. Более того, закон Лициния и Секстия (367 г. До н.э.) установил, что один из консулов должен избираться из числа плебеев. В 287 г. до н.э. законом Гортензия решения плебейских трибутных собраний (плебисциты) приобрели силу закона и стали распространяться на всё население. В дальнейшем из патрицианско-плебейской аристократии стала формироваться новая социальная группа – нобилитет. Таким образом, произошла консолидация свободного населения Римского государства и унификация социально-политической системы.
    По мере превращения Рима в столицу огромной территории состав населения стал пополняться иностранцами – перегринами, которые претендовали на то, чтобы учитывались право и обычаи их собственной страны. В результате этого в пределах одного и того же города возникают и обособляются две системы права: одна для римских граждан, другая – для перегринов: право квиритское и право перегринское.
    Перегринское право со временем стало называться «правом народов». С IV – III вв. до н. э. основным работником в Риме становится раб.
    С приростом населения увеличилось число центурий, и в III в. до н. э. их было уже триста семьдесят три. Происходит демократизация центуриатного собрания, и каждый разряд населения получает по семьдесят центурий.
    Резко возросло количество триб, вместо четырех стало тридцать пять. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.
    Правительственная власть складывалась из коллегий, избираемых народными собраниями на год. По истечении срока члены коллегий несли ответственность за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Каждый мог наложить вето на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов и коллегия преторов. Консулы были высшими магистратами республики.
    Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибун не мог отлучаться из Рима и имел право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили, налагать вето на постановление сената.
    Армия в Риме строилась на строгой дисциплине. Командующий имел в отношении всех своих солдат и офицеров право смертной казни. При нарушении воинского долга прибегали к децимации – казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, – по жребию. Гражданин, достигший семнадцати лет, был обязан нести военную службу.
    Государственный строй древнего Рима в период империи:
    принципат, доминат
    Во II – I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в по-лосу кризиса. Многочисленные восстаниярабов, войны с союзниками Рима, а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причины кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства, но полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоёванными народами. Установление военно-политической диктатуры подготовило переход от республики к монархии.
    В истории Римской империи выделяется два периода: принципат (I в. до н. э.-III в. н.э.) и доминат (III-Vвв.). Началом Римской империи считается приход к власти в 27 г. до н.э. Октавиана Августа.
    Принципат стал особой формой монархии, сочетавшей республиканские полисные традиции государственного управления с централизацией власти. В период принципата республиканские учреждения (Сенат, народные собрания) постепенно утрачивали прежние полномочия. Государственная система перерождалась, из неё вытеснялись принципы выборности, подотчётности, коллегиальности.
    Основные государственные полномочия были сосредоточены в руках принцепса. В республиканский период так именовали первого сенатора, начиная с Октавиана, титул принцепса стал носить глава государства. Его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей-консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия империум, включая право вето на решения всех государственных органов и возможность формировать Сенат. Вначале чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем император стал называть своего преемника, и его воля приобрела обязывающий для Сената характер. Фактически Сенат лишь оформлял решения императора в сенатус-консультах, которые теперь приобрели силу закона.
    Параллельно вырождению республиканских институтов происходило формирование бюрократического аппарата. Реорганизация управления провинциями позволила принцепсу создать собственную казну – фиск, которая оказалась вне ведения Сената. Опорой принцепса стала армия, превратившаяся в корпоративную организацию. Ядро армии составили преторианцы-гвардия, составленная из граждан Италии и подчинённая лично императору. В период принципата путь в армию открыли для наёмников из римских провинций. Они получали солидное жалованье и земли, что позволяло ветеранам после отставки занимать значительные посты на государственной службе в провинциях. Кроме того, провинциалов привлекала перспектива получить за воинские заслуги римское гражданство. Поэтому армия всё больше отдалялась от римского населения и оказывалась неподконтрольной обществу.
    В период домината Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, владыкой). Римские магистраты окончательно утрачивают своё значение и превращаются в почётные должности для приближённых императора. Сенат к 369 г увеличился до 2 тыс., человек и превратился в неэффективное учреждение, раболепствующее перед императором. Его роль низводится до положения городского совета, в котором регистрируются императорские эдикты. Органы муниципального самоуправления превратились в дополнение к императорскому бюрократическому аппарату и ограничивались поддержанием хозяйственной деятельности и правопорядка. Реальная власть переходит к совету императора – священному консисторию.
    В правление императора Константина опорой абсолютной власти императора становится христианство,которое в 381 г. было провозглашено государственной религией.

  5. Ishnrana Ответить

    Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.
    Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: “что приобретается через посредство раба – приобретается для господина”. Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.
    Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий – часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак. Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.
    Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.
    По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
    По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.
    В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.
    Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.
    По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы – древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.
    Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций – стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.
    Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей – домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом “собственного права”, члены же его семьи назывались лицами “чужого права” – права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.
    Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только “собственного права”.
    Государственный строй. В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
    В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета.
    В Римской республике существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные.
    Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.
    В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
    Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
    Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии – ликторов.
    Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
    Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица – цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
    Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии – кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
    Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.
    Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными – на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.
    Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры – иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
    Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел “высочайший империум” (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) – право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) – без права приговаривать к смертной казни.
    Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.
    Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
    Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой – дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
    Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.
    Коллегии “двадцати шести мужей” состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.
    Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
    Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах – тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.
    Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы “для издания законов и устройства государства”).
    К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.
    Армия. Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.
    Первоначальная военная организация Рима была проста. Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет, обладавшие имущественным цензом, были обязаны участвовать в военных действиях (причем клиенты могли выполнять военные обязанности вместо патронов). Воины в поход должны были являться со своим оружием, соответствовавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял определенное число центурий, объединявшихся в легионы. Командование армией сенат вручал одному из консулов, который мог передать командование претору. Во главе легионов стояли военные трибуны, центуриями командовали центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись декурионами. В случае если военные действия продолжались больше года, консул или претор сохранял свое право командовать армией.
    Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н.э. в армии появились добровольцы, которым стали платить жалованье. В III в. до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания число центурий возросло. На их базе формировалось до 20 легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников, организованных Римом муниципий и присоединенных к нему провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже до двух третей римской армии. В это же время понижается имущественный ценз, с которым была связана военная обязанность.
    Длительность и частота войн превращает армию в постоянную организацию. Они же вызвали растущее недовольство основного контингента воинов – крестьянства, отвлекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она была проведена Марием в 107 году до н.э.
    Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность римских граждан, допустила набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Кроме того, легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Реформа существенно изменила социальный состав армии – большую ее часть теперь составляли выходцы из малоимущих и неимущих слоев населения, чье недовольство собственным положением и существующими порядками нарастало. Армия профессионализировалась, превратилась в постоянную и становилась самостоятельной деклассированной политической силой, а полководец, от успехов которого зависело благосостояние легионеров, – крупной политической фигурой.
    Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступила против существующей власти и свергла ее. Впервые римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции ношение оружия и появление войска в городе запрещалось.

  6. Niron Ответить

    Таким образом, Рим стал членом Союза, затем его вождём, наконец, господином. В 493 г. до н.э. он вступил в борьбу с вольсками; именно в этой войне Гай Марций удостоился прозвища «Кориолан» после захвата города Кориолы, столицы вольсков. Историки добавляют (возможно, в их сообщениях присутствует лёгкий привкус романтики), что Кориолан стал непримиримым реакционером, по настоянию народных собраний плебса был отправлен в изгнание (491 г.), затем бежал к вольскам, перестроил их армию и повёл её на осаду Рима. Умирающие от голода римляне, продолжает легенда, отправляли посольство за посольством с целью переубедить его, но всё – без результата. Наконец, к Кориолану вышли жена и мать и принялись уговаривать его изменить свои намерения, угрожая, что иначе они встанут на пути продвижения армии вольсков. После этого он отступил вместе со своей армией и был убит вольсками; или, согласно другой версии, дожил среди них до глубокой старости.

    Кориолан. Художник Николя Пуссен
    В 405 г. до н.э. Вейи и Рим вступили в смертельный поединок за контроль над Тибром. Рим осаждал враждебный город девять лет – и безуспешно. Воодушевлённые этим этрусские города объединились в очередную антиримскую коалицию. Подвергнувшись нападениям со всех сторон, когда само его существование оказалось под вопросом, Рим назначил диктатора Камилла, поднявшего на борьбу новую армию, захватившего Вейи и разделившего их земли между римскими гражданами. В 351 г. до н.э. после множества новых войн южная Этрурия была присоединена Римом и получила почти современное название Тускии, а впоследствии – Тосканы.
    Тем временем, в 390 г. до н.э., возникла новая и ещё большая угроза. Начался тот долгий поединок между Римом и Галлией, конец которому положит только Цезарь много столетий спустя. Пока Рим и Этрурия сражались друг с другом в следовавших одна за другой четырнадцати войнах, кельтские племена просочились через Альпы из Галлии и Германии и поселились в Италии к северу от реки По. Латинские историки называли захватчиков кельтами (Keltai или Celtae), галатами или галлами (Galatae, Galli). Об их происхождении мало что известно; мы можем лишь видеть в них представителей той же ветви индоевропейцев, которая обитала в Германии, Галлии, Центральной Испании, Бельгии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии и приняла участие в формировании там прароманских языков.
    Полибий рисует их «высокими и статными», обожающими войны, сражающимися обнажёнными, если не считать золотых амулетов и цепочек. Когда кельты, жители Южной Галлии, отведали италийского вина, оно якобы так им понравилось, что они решили отправиться в ту страну, где выращиваются столь восхитительные плоды. Скорее всего, ещё больше их подгоняла нехватка пахотных территорий и новых пастбищ. Придя в Италию, кельты жили там некоторое время в неестественном для них мире, возделывая землю и пася скот, при этом постепенно перенимая этрусскую культуру, которую они застали в соседних городах.

    Этрусские воины
    Около 400 г. до н.э. галлы вторглись в Этрурию и принялись за её разграбление. Этруски сопротивлялись вяло, так как большая часть их армии отправилась на подмогу осаждённым римлянами Вейям. В 391 г. до н.э. 30 000 галлов вышли к Клюзию, годом позже они встретились с римлянами у реки Аллии, обратили их в бегство и вошли в Рим, не встретив никакого сопротивления. Они разграбили и сожгли большие участки города и семь месяцев осаждали остатки римской армии на гребне Капитолийского холма. В конце концов, римляне уступили и заплатили галлам почти полторы тонны золота за то, чтобы те оставили город. Тем не менее, римский историк Ливий уверяет, что в последний момент римский командующий Марк Фурий Камилл отказался выдать золото и силой вынудил галлов ретироваться – эта версия отвергается сегодня всеми учёными как выдумка, призванная не оскорбить римскую гордость.
    Галлы всё-таки ушли, но возвратились в 367, а затем в 358 и 350 гг. до н.э. Раз за разом встречая отпор, они, наконец, удовольствовались контролем над Северной Италией, получившей с тех пор название Цизальпинской Галлии (то есть, Галлии, находящейся «по эту сторону Альп». Пережившие галльское нашествие римляне нашли свой город настолько опустошённым, что многие склонялись к мысли покинуть развалины и сделать новой столицей Вейи. Камилл (за изгнание галлов получивший почётное звание «второго основателя Рима» и удостоенный триумфа) разубедил народное собрание, а правительство Республики взяло на себя финансовую помощь тем, кто решил заново отстроить свои дома. Эта стремительная застройка явилась в значительной мере причиной хаотичности городской планировки и рискованной изогнутости узких улиц – что можно наблюдать доселе, в Риме XXI века.
    Покорённые народы, видя, что Рим находится на краю гибели, вновь и вновь поднимали восстания, и потребовалось полвека периодических войн, чтобы излечить их от стремления к свободе. Латины, эквы, герники, вольски нападали по очереди или все вместе. Если бы вольскам удалось одержать победу, они отрезали бы Рим от Южной Италии и моря, чем, вполне возможно, положили бы конец римской истории и лишили бы нас античного наследия. В 340 г. до н.э. города Латинского Союза были побеждены; два года спустя Рим распустил Союз и присоединил к себе почти весь Лациум. Эта война была отмечена двумя, по-видимому, легендарными, деяниями. Один из консулов, Публий Деций, врезался на полном скаку в самую гущу врагов, пойдя на верную смерть, чтобы добиться для Рима поддержки богов. Его коллега по консульской магистратуре Тит Манлий Торкват обезглавил родного сына после того, как тот одержал победу в стычке с противником, не подчинившись приказу – даже если это и красивые выдумки, они в любом случае показывают силу римского характера.

    Самнитский воин
    Между тем, победив вольсков, Рим оказался лицом к лицу с сильными племенами самнитов. Они господствовали над большой частью Центральной Италии, где находились такие богатые города, как Нола, Беневент, Кумы и Капуя. Они подчинили своей власти большинство этрусских и греческих поселений западного побережья и были достаточно эллинизированы, чтобы создать самобытное кампанское искусство. Возможно, самниты были куда более цивилизованы, чем римляне. С ними Рим сражался в трёх кровопролитных войнах за контроль над Италией. У Кавдия (321 г. до н.э.) римляне пережили одно из самых сокрушительных поражений, и их разбитая армия прошла «под ярмом›› – аркой из вражеских копий – в знак покорности. Консулы, бывшие вместе с армией, заключили постыдный мир, который был отвергнут Сенатом.
    Самниты вступили в союз с этрусками и галлами, и некоторое время Рим в одиночестве противостоял племенам всей Италии. Бесстрашные легионы одержали решительную победу при Сентине (295 г. до н.э.), и Рим присоединил к своей державе Кампанию и Умбрию. Ещё через двенадцать лет стойко державшаяся Республика отогнала галлов за реку По и вновь низвела Этрурию на положение зависимой территории. Отныне на землях между галльским Севером и греческим Югом Рим оказался повелителем Италии. Завершая дело, Сенат предлагает греческим полисам выбирать между альянсом с римским главенством и серьёзным конфликтом. Предпочитая союз с Римом дальнейшему поглощению «варварскими» (т.е. италийскими) племенами, численность которых как вне, так и внутри греческих городов неуклонно возрастала, Турин, Локры и Кротона приняли римские условия.

    Пирровы победы

    Возможно, здесь, как и в городах Лация, возникли серьёзные трудности в связи с классовой войной, и римские гарнизоны размещались ради защиты крупных собственников земли от набирающего силы плебса – уже создавались предпосылки к грядущей Аграрной революции. Город Тарент заупрямился и призвал на помощь эпирского царя Пирра. Этот благовоспитанный грек и хороший воитель, распалённый преданиями об Ахилле и Александре, пересёк с эпирскими войсками Адриатическое море, разбил римлян при Гераклее (280 г. до н.э.) и подарил европейским языкам новое прилагательное, скорбя о том, сколь дорогой ценой досталась ему Пиррова победа. Теперь к царю присоединились все греческие города Италии, а луканы, бруттии и самниты объявили себя его союзниками. Пирр направляет в Рим своего военачальника Кинея с предложением мира и отпускает под честное слово 2000 пленников, обязанных вернуться, если Рим предпочтёт войну.

    Пирр. Античный бюст
    Сенат уже было согласился на его условия, когда старый и слепой Аппий Клавдий (ранее дважды занимавший должность консула и один раз назначенный диктатором), который задолго до этого отошёл от всех общественных дел, был внесён в здание Сената и заявил, что Рим не станет заключать мира, пока на земле Италии находится вражеская армия. Сенат отослал обратно пленников, освобождённых Пирром, и вступил в войну. Молодой царь одержал ещё одну победу, а затем, недовольный медлительностью и трусостью италийских союзников, Пирр переправляется со своей поредевшей армией на Сицилию. Он снимает с Сиракуз карфагенскую осаду и вытесняет карфагенян из всех их владений на острове.
    Тем не менее, высокомерное поведение Пирра стало раздражать сицилийских греков, полагавших, что они способны сохранить свободу, не имея ни порядка, ни смелости. Они лишили царя Пирра своей поддержки, и тот вернулся в Италию, сказав о Сицилии: «Что за превосходную награду оставляю я для схватки между Карфагеном и Римом!» Его армия встретилась с римской в битве при Беневенте, где Пирру впервые пришлось испытать поражение (275 г. до н.э.); легковооружённые и мобильные манипулы доказали своё превосходство над неповоротливыми греческими фалангами и открыли новую главу в военной истории. Пирр потребовал от своих италийских союзников подкреплений, те отказали, сомневаясь в его надёжности и постоянстве. Он возвратился в Эпир и погиб в Греции смертью искателя приключений – во время уличного боя со спартанцами некая женщина бросила в него с крыши дома куском черепицы, попавшим в стык между пластинами доспеха. Царь рухнул на землю и был добит.

    Солдаты Пирра в бою с карфагенским слоном
    В том же году (272 г. до н.э.) капитулировал город Тарент, а вскоре все греческие города прекратили сопротивление, тогда же сдались и самниты. Так после двухсот лет беспрестанной войны Рим становится ведущей политической и военной силой Италии, объединяющей прежде разрозненные земли. Завоевания были быстро закреплены созданием колоний, частью создававшихся Латинским Союзом, частью Римом. Эти колонии служили нескольким целям: они находили занятие для избытка населения и, как следствие этого, снижали классовую вражду в самом Риме. Колонии действовали как воинские гарнизоны и были очагами лояльности среди покорённых народов, аванпостами и рынками сбыта для римской торговли. Кроме того, колонии позволяли решить и продовольственный вопрос, производя аграрную продукцию, поставлявшуюся в столицу.
    Завоевания в Италии были доведены до конца при помощи плуга вскоре после того, как были начаты мечом. Именно таким способом были основаны или романизированы многие италийские города, существующие поныне. Латинские язык и культура распространились по всему полуострову, в массе своей всё ещё варварскому и многоязычному. Италия постепенно продвигалась к единству. Первый шаг по пути к политическому синтезу – жестокому по исполнению, величественному по результату в виде Империи – был сделан.
    Однако на Корсике, Сардинии, Сицилии, в Африке, закрывая западное Средиземноморье для римской торговли и заключая Италию в стены омывающих её морей, встала держава, более древняя и богатая, чем Рим – Карфаген, о войнах с которым мы уже рассказывали прежде.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *