В каком месяце завершилось первое в истории кругосветное плавание?

10 ответов на вопрос “В каком месяце завершилось первое в истории кругосветное плавание?”

  1. Tami Ответить

    Первое кругосветное плавание под руководством Фернана Магеллана началась 20 сентября 1519 года и завершилась 6 сентября 1522 года. Идея экспедиции во многом являлась повторением идеи Колумба: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка — это не Азия, но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света.

    В марте 1518 года в Севилью в Совет Индии явились Фернан Магеллан и Руй Фалейру, португальский астроном, и заявили, что Молукки — важнейший источник португальского богатства — должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии.
    После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор: Карл 1 обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.
    Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус, солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть (ее использовали в качестве лекарства).
    Магеллан поднял адмиральский флаг на «Тринидаде». Капитанами остальных судов были назначены испанцы: Хуан Картахена — «Сан-Антонио»; Гаспар Кесада — «Консепсьон»; Луис Мендоса — «Виктория» и Хуан Серрано — «Сантьяго». Штатный состав этой флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетга, историк экспедиции. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.
    20 сентября 1519 года флотилия во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда (устье реки Гвадалквивир).

    2Атлантический океан. Конфликт

    Вскоре после отплытия на эскадре разгорелся конфликт. Капитаны других кораблей вновь стали требовать, чтобы Магеллан дал им разъяснения о маршруте. Но он отказался, заявив: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Вместо прямого пути к Южной Америке Магеллан повел флотилию близко к Африке. Вероятно, он пытался избежать возможной встречи с португальскими кораблями. Этот маршрут был довольно труден для плавания. Магеллан заранее разработал систему сигналов, позволявшую флотилии всегда держаться вместе. Каждый день корабли сходились на близкое расстояние для ежедневного рапорта и получения указаний.
    Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». В течение нескольких дней он продолжал это делать, несмотря на замечания Магеллана. После чего капитаны всех кораблей не были созваны на «Тринидад». Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром «Сан-Антонио» стал родственник Магеллана Алвару Мишкита.

    3Зимовка. Мятеж

    29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а 26 декабря 1519 года — Ла-Платы, где проводились поиски предполагаемого пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года, дойдя до 49° ю. ш., флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан.
    Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.
    1 апреля, в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. Капитан Виктории Мендоса и капитан Консепсьона Кесадо на обед не являются. В ночь на 2 апреля начался мятеж. Бунтовщики освободили находившегося на их кораблях Картахену и решили захватить «Сан-Антонио», чьим капитаном раньше он был. Они подплыли к «Сан-Антонио», захватили спящего капитана Мишкиту и заковали его в цепи. Кормчего Хуана де Элорьягу, пытавшегося оказать сопротивление, Кесадо убил ножом. Командование «Сан-Антонио» было поручено Себастьяну Элькано.
    Магеллан узнал про мятеж только утром. В его распоряжении осталось два корабля — «Тринидад» и «Сантьяго», почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля — «Сан-Антонио», «Консепсьон» и «Виктория». Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель — всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются.
    Усыпив бдительность противника, Магеллан захватил шлюпку, перевозившую письма. Мятежники больше всего опасались удара по «Сан-Антонио», но Магеллан решил напасть на «Викторию», где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находился Гонсало Гомес де Эспиноса и пять надежных людей, отправился «Виктории». Поднявшись на корабль, Эспиноса вручил капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начал читать. Но Эспиноса нанес ему удар ножом в шею, а один из прибывших матросов добил мятежника. Пока команда «Виктории» пребывала в полной растерянности, на борт вскочила еще одна, на этот раз хорошо вооруженная группа сторонников Магеллана во главе с Дуарте Барбозой, незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж «Виктории» сдался без сопротивления. Три корабля Магеллана — «Тринидад», «Виктория» и «Сантьяго» — встали у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству. После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. «Сан-Антонио» был обстрелян и взят на абордаж. Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и «Консепсьон».
    Для суда над мятежниками был создан трибунал. 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. О их дальнейшей судьбе ничего не известно.

    4Магелланов пролив

    В мае Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции. Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном «Консепсьона». В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. «Сан-Антонио» командовал Мишкита, «Викторией» — Барбоза.
    24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75° ю. ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды.
    21 октября под 52° ю. ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» посылаются на разведку. Вскоре налетела буря, длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о том, что, возможно, пролив найден.
    Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд.

    У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка вернулась и моряки сообщили, что видели открытое море. Вскоре вернулся «Консепсьон», но от «Сан-Антонио» не было известий. Пропавший корабль искали несколько дней, но безрезультатно. Позже выяснилось, что кормчий «Сан-Антонио» Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене.
    28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли в океан. Путь по проливу занял 38 дней.

  2. NeZoX KpuCTaLiK Ответить

    КРУГОСВЕ?ТНЫЕ ПЛА?ВАНИЯ И ПУ­ТЕ­ШЕ?­СТВИЯ, экс­пе­ди­ции во­круг Зем­ли, во вре­мя ко­то­рых пе­ре­се­ка­ют­ся все ме­ри­диа­ны или па­рал­ле­ли Зем­ли. Кру­го­свет­ные пла­ва­ния про­хо­ди­ли (в раз­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти) че­рез Ат­лан­ти­че­ский, Ин­дий­ский и Ти­хий океа­ны, со­вер­ша­лись пер­во­на­чаль­но в по­ис­ках но­вых зе­мель и тор­го­вых пу­тей, что при­ве­ло к Ве­ли­ким гео­гра­фи­че­ским от­кры­ти­ям. Пер­вое в ис­то­рии кру­го­свет­ное пла­ва­ние со­вер­ше­но исп. экс­пе­ди­ци­ей в 1519–22 во гла­ве с Ф. Ма­гел­ла­ном в по­ис­ках пря­мо­го зап. пу­ти из Евро­пы в Вест-Ин­дию (ку­да ис­пан­цы на­прав­ля­лись за пря­но­стя­ми) под ко­манд. шес­ти сме­няв­ших­ся ка­пи­та­нов (по­след­ний – Х. С. Эль­ка­но). В ре­зуль­та­те это­го важ­ней­ше­го в ис­то­рии гео­гра­фич. от­кры­тий пла­ва­ния бы­ла вы­яв­ле­на ги­гант­ская ак­ва­то­рия, на­зван­ная Ти­хим ок., до­ка­за­но един­ст­во Ми­ро­во­го ок., по­став­ле­на под со­мне­ние ги­по­те­за о пре­об­ла­да­нии су­ши над во­да­ми, под­твер­жде­на тео­рия ша­ро­об­раз­но­сти Зем­ли, поя­ви­лись не­оп­ро­вер­жи­мые дан­ные для оп­ре­де­ле­ния её ис­тин­ных раз­ме­ров, воз­ник­ла мысль о не­об­хо­ди­мо­сти вве­дения ли­нии пе­ре­ме­ны дат. Не­смот­ря на ги­бель Ма­гел­ла­на в этом пла­ва­нии, имен­но его сле­ду­ет счи­тать пер­вым кру­го­свет­ным мо­ре­хо­дом. Вто­рое кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил англ. пи­рат Ф. Дрейк (1577–80), а третье – англ. пи­рат Т. Ка­вен­диш (1586–88); они про­ник­ли че­рез Ма­гел­ла­нов прол. в Ти­хий ок. для гра­бе­жа ис­па­ноа­ме­ри­кан­ских пор­то­вых го­ро­дов и за­хва­та исп. су­дов. Дрейк стал пер­вым ка­пи­та­ном, пол­но­стью со­вер­шив­шим кру­го­свет­ное пла­ва­ние. Чет­вёр­тое кру­го­свет­ное пла­ва­ние (вновь че­рез Ма­гел­ла­нов прол.) осу­ще­ст­ви­ла ни­дерл. экс­пе­ди­ция О. ван Нор­та (1598–1601). Ни­дерл. экс­пе­ди­ция Я. Ле­ме­ра – В. Схау­тена (1615–17), сна­ря­жён­ная кон­ку­ри­рую­щи­ми куп­ца­ми-со­оте­че­ст­вен­ни­ка­ми для уст­ра­не­ния мо­но­по­лии Ни­дерл. Ост-Инд­ской ком­па­нии, про­ло­жи­ла но­вый путь во­круг от­кры­то­го ею мы­са Горн, но аген­ты ком­па­нии за­хва­ти­ли их ко­рабль у Мо­лукк­ских о-вов, а уце­лев­шие мо­ряки (в т. ч. Схау­тен) окон­чи­ли кру­го­свет­ное пла­ва­ние уже как аре­стан­ты на её су­дах. Из трёх кру­го­свет­ных пла­ва­ний англ. мо­ре­пла­ва­те­ля У. Дам­пи­ра наи­бо­лее зна­чи­тель­ное – пер­вое, ко­то­рое он вы­пол­нил на раз­ных су­дах с боль­ши­ми пе­реры­ва­ми в 1679–91, со­брав ма­те­риа­лы, по­зво­лив­шие счи­тать его од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков океа­но­гра­фии.
    Во 2-й пол. 18 в., ко­гда обо­ст­ри­лась борь­ба за за­хват но­вых зе­мель, Ве­ли­ко­бри­та­ния и Фран­ция на­пра­ви­ли в Ти­хий ок. ряд экс­пе­ди­ций, в чис­ле ко­то­рых пер­вая франц. кру­го­свет­ная экс­пе­ди­ция под на­ча­лом Л. А. де Бу­ген­ви­ля (1766–69), от­крыв­шая в Океа­нии ряд ост­ро­вов; сре­ди уча­ст­ни­ков этой эк­спе­ди­ции бы­ла Ж. Ба­ре – пер­вая жен­щи­на, со­вер­шив­шая кру­го­свет­ное пла­ва­ние. Эти пла­ва­ния до­ка­за­ли, хо­тя и не пол­но, что в Ти­хом ок., ме­ж­ду па­рал­ле­ля­ми 50° с. ш. и 60° ю. ш., к вос­то­ку от ази­ат. ар­хи­пе­ла­гов, Но­вой Гви­неи и Ав­ст­ра­лии нет боль­ших мас­си­вов су­ши, кро­ме Но­вой Зе­лан­дии. Англ. мо­ре­пла­ва­тель С. Уол­лис в кру­го­свет­ном пла­ва­нии 1766–68 впер­вые с при­ме­не­ни­ем но­во­го спо­со­ба счис­ле­ния дол­гот до­воль­но точ­но оп­ре­де­лил по­ло­же­ние о. Таи­ти, не­сколь­ких ост­ро­вов и атол­лов в зап. и центр. час­тях Ти­хо­го ок. Круп­ней­ших гео­гра­фич. ре­зуль­та­тов до­бил­ся англ. мо­ре­пла­ва­тель Дж. Кук в трёх кру­го­свет­ных пла­ва­ни­ях.
    В 19 в. со­стоя­лись сот­ни кру­го­свет­ных пла­ва­ний с тор­го­вы­ми, про­мы­сло­вы­ми и чис­то на­уч­ны­ми це­ля­ми, про­дол­же­ны от­кры­тия в Юж. по­лу­ша­рии. В 1-й пол. 19 в. вы­даю­щую­ся роль сыг­рал рос. па­рус­ный флот; во вре­мя пер­во­го кру­го­свет­но­го пла­ва­ния, со­вер­шён­но­го на шлю­пах «На­де­ж­да» и «Не­ва» И. Ф. Кру­зен­штер­ном и Ю. Ф. Ли­сян­ским (1803–06), вы­яв­ле­ны меж­пас­сат­ные про­ти­во­те­че­ния в Ат­лан­ти­че­ском и Ти­хом океа­нах, объ­яс­не­ны при­чи­ны све­че­ния мо­ря. По­сле­до­вав­шие де­сят­ки дру­гих рос. кру­го­свет­ных пла­ва­ний свя­за­ли срав­ни­тель­но де­шё­вым мор­ским пу­тём С.-Пе­тер­бург с Даль­ним Вос­то­ком и рос. вла­де­ния­ми в Сев. Аме­ри­ке, ук­ре­пи­ли рос. по­зи­ции в сев. час­ти Ти­хо­го ок. Рос. экс­пе­ди­ции вне­сли круп­ный вклад в раз­ви­тие океа­но­гра­фии и от­кры­ли мно­го ост­ро­вов; О. Е. Ко­це­бу во вре­мя свое­го вто­ро­го кру­го­свет­но­го пла­ва­ния (1815–18) впер­вые вы­ска­зал вер­ное пред­по­ло­же­ние о про­ис­хо­ж­де­нии ко­рал­ло­вых ост­ро­вов. Экс­пе­ди­ция Ф. Ф. Бел­линс­гау­зе­на и М. П. Ла­за­ре­ва (1819–21) на шлю­пах «Вос­ток» и «Мир­ный» 16 янв., 5 и 6 февр. 1820 поч­ти вплот­ную по­до­шла к по­бе­ре­жью ми­фи­че­ской до это­го Юж­ной Зем­ли – Ан­тарк­ти­ды (ны­не Бе­рег Прин­цес­сы Мар­ты и Бе­рег Прин­цес­сы Ас­т­рид), вы­яви­ла ду­го­об­раз­ный под­вод­ный хре­бет дли­ной 4800 км, на­нес­ла на кар­ту 29 ост­ро­вов.
    Во 2-й пол. 19 в., ко­гда па­рус­ные су­да бы­ли вы­тес­не­ны па­ро­хо­да­ми и за­вер­ше­ны осн. от­кры­тия но­вых зе­мель, со­стоя­лись три кру­го­свет­ных пла­ва­ния, внёс­шие боль­шой вклад в изу­че­ние релье­фа дна Ми­ро­во­го ок. Брит. экс­пе­ди­ция 1872–76 на кор­ве­те «Чел­ленд­жер» (ка­пи­та­ны Дж. С. Нэрс и сме­нив­ший его в 1874 Ф. Т. Том­сон) в Ат­лан­ти­че­ском ок. об­на­ру­жи­ла ряд кот­ло­вин, жё­лоб Пу­эр­то-Ри­ко, под­вод­ные хреб­ты во­круг Ан­тарк­ти­ды; в Ти­хом ок. вы­пол­не­ны пер­вые оп­ре­де­ле­ния глу­бин в ря­де под­вод­ных кот­ло­вин, вы­яв­ле­ны под­вод­ные под­ня­тия и воз­вы­шен­но­сти, Ма­ри­ан­ский жёлоб. Герм. экс­пе­ди­ция 1874–76 на во­ен. кор­ве­те «Га­зель» (ко­ман­дир Г. фон Шлей­ниц) про­дол­жи­ла от­кры­тия эле­мен­тов рель­е­фа дна и про­ме­ры глу­бин в Ат­лан­ти­че­ском, Ин­дий­ском и Ти­хом океа­нах. Рос. экс­пе­ди­ция 1886–89 на кор­ве­те «Ви­тязь» (ко­ман­дир С. О. Ма­ка­ров) впер­вые вы­яви­ла гл. за­ко­ны об­щей цир­ку­ля­ции по­верх­но­ст­ных вод Сев. по­лу­ша­рия и об­на­ру­жи­ла су­ще­ст­во­ва­ние «хо­лод­но­го про­ме­жу­точ­но­го слоя», со­хра­няю­ще­го в во­дах мо­рей и океа­нов ос­тат­ки зим­не­го ох­ла­ж­де­ния.
    В 20 в. круп­ные от­кры­тия сде­ла­ны во вре­мя кру­го­свет­ных пла­ва­ний в осн. антарк­тич. экс­пе­ди­ция­ми, ус­та­но­вив­ши­ми в об­щих чер­тах кон­ту­ры Ан­тарк­ти­ды, в т. ч. брит. экс­пе­ди­ци­ей на те­п­лохо­де «Дис­ка­ве­ри-II» под команд. Д. Джо­на и У. Кэ­ри, которая в 1931–33 в юж. час­ти Ти­хо­го ок. об­на­ру­жи­ла под­ня­тие Ча­тем, про­сле­ди­ла на про­тя­же­нии поч­ти 2000 км Юж­но-Ти­хо­оке­ан­ский хре­бет и про­ве­ла океа­но­гра­фич. съём­ку ан­тарк­тич. вод.
    В кон. 19 – нач. 20 вв. ста­ли про­во­дить­ся кру­го­свет­ные пла­ва­ния с учеб­ны­ми и спор­тив­но-ту­ри­стич. це­ля­ми, в т. ч. оди­ноч­ные. Пер­вое оди­ноч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил амер. пу­те­ше­ст­вен­ник Дж. Сло­укум (1895–98), вто­рое – его со­оте­че­ст­вен­ник Г. Пид­жен (1921–1925), третье – франц. пу­те­ше­ст­вен­ник А. Жер­бо (1923–29). В 1960 про­шло пер­вое кру­го­свет­ное пла­ва­ние на под­вод­ной лод­ке «Три­тон» (США) под ко­манд. ка­пи­та­на Э. Би­ча. В 1966 от­ряд сов. атом­ных под­вод­ных ло­док под ко­манд. контр-адм. А. И. Со­ро­ки­на со­вер­шил пер­вое кру­госвет­ное пла­ва­ние без всплы­тия в над­вод­ное по­ло­же­ние. В 1968–69 пер­вое оди­ноч­ное без­ос­та­но­воч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние осу­ще­ст­вил на па­рус­ной ях­те «Су­хаи­ли» англ. ка­пи­тан Р. Нокс-Джон­стон. Пер­вой из жен­щин оди­ноч­ное кру­го­свет­ное пла­ва­ние со­вер­ши­ла в 1976–78 польск. пу­те­ше­ст­вен­ни­ца К. Ха­яй­нов­ская-Лис­ке­вич на ях­те «Ма­зу­рек». Ве­ли­ко­бри­та­ния пер­вой вве­ла кру­го­свет­ные гон­ки оди­но­чек и сде­ла­ла их ре­гу­ляр­ны­ми (с 1982). Рос. мо­ре­пла­ва­тель и пу­те­ше­ст­вен­ник Ф. Ф. Ко­ню­хов (р. 1951) со­вер­шил 4 оди­ноч­ных кру­го­свет­ных пла­ва­ния: 1-е (1990–91) – на ях­те «Ка­раа­на», 2-е (1993–94) – на ях­те «Фор­мо­за», 3-е (1998–99) – на ях­те «Со­вре­мен­ный гу­ма­ни­тар­ный уни­вер­си­тет», уча­ст­вуя в ме­ж­ду­нар. па­рус­ной гон­ке «Во­круг све­та – в оди­ноч­ку», 4-е (2004–05) – на ях­те «Алые Па­ру­са». Пер­вое кру­го­свет­ное пла­ва­ние рос. учеб­но­го па­рус­ни­ка «Кру­зен­штерн» в 1995–1996, бы­ло при­уро­че­но к 300-ле­тию рос. фло­та.
    Пер­вое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие с за­па­да на вос­ток осу­ще­ст­вил П. Тей­шей­ра (Пор­ту­га­лия) в 1586–1601, обо­гнув Зем­лю на су­дах и пеш­ком. Вто­рое в 1785–1788 – со­вер­шил франц. пу­те­ше­ст­вен­ник Ж. Б. Лес­сепс, един­ст­вен­ный ос­тав­ший­ся в жи­вых уча­ст­ник экс­пе­ди­ции Ж. Ла­пе­ру­за. В пос­лед­ней тре­ти 19 в., пос­ле опуб­ли­ко­ва­ния ро­ма­на Ж. Вер­на «Во­круг све­та за 80 дней» (1872), по­лу­чи­ли рас­про­ст­ра­не­ние кру­го­свет­ные пу­те­ше­ст­вия за ре­ко­рд­ное вре­мя. В 1889–90 амер. жур­на­ли­ст­ка Н. Блай обо­гну­ла Зем­лю за 72 дня, в кон. 19 – нач. 20 вв. этот ре­корд не­од­но­крат­но улуч­шал­ся. Во 2-й пол. 20 в. К. п. и п. уже не пред­став­ля­лись чем-то эк­зо­ти­че­ским, к ним до­ба­ви­лись ши­рот­ные. В 1979–82 впер­вые в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва Р. Файнс и Ч. Бер­тон (Ве­ли­ко­бри­та­ния) со­вер­ши­ли кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие по Грин­вич­ско­му ме­ри­диа­ну со срав­ни­тель­но ко­рот­ки­ми от­кло­не­ния­ми к вос­то­ку и за­па­ду че­рез оба по­лю­са пла­не­ты (на су­дах, ав­то­ма­ши­нах, мо­то­нар­тах, мо­тор­ных лод­ках и пеш­ком). Пу­те­ше­ст­вен­ни­ки вне­сли вклад в гео­гра­фич. изу­че­ние Ан­тарк­ти­ды. В 1911–13 рос. спорт­смен А. Пан­кра­тов осу­ще­ст­вил пер­вое в ис­то­рии кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие на ве­ло­си­пе­де. Пер­вый кру­го­свет­ный пе­ре­лёт в ис­то­рии воз­ду­хо­пла­ва­ния при­над­ле­жит герм. ди­ри­жаб­лю «Граф Цеп­пе­лин» под ко­манд. Г. Эк­ке­не­ра: в 1929 за 21 сут он пре­одо­лел с тре­мя про­ме­жу­точ­ны­ми по­сад­ка­ми ок. 31,4 тыс. км. В 1949 амер. бом­бар­ди­ров­щик В-50 (ком. – ка­пи­тан Дж. Гал­ла­хер) со­вер­шил пер­вый бес­по­са­доч­ный кру­го­свет­ный пе­ре­лёт (с до­зап­рав­кой в воз­ду­хе). Пер­вый в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва кос­мич. по­лёт во­круг Зем­ли в 1961 вы­пол­нил сов. кос­мо­навт Ю. А. Га­га­рин на кос­мич. ко­раб­ле «Вос­ток». В 1986 брит. эки­паж про­из­вёл пер­вый в ис­то­рии авиа­ции кру­го­свет­ный пе­ре­лёт на са­мо­лё­те без до­заправ­ки (Д. Ру­тан и Дж. Йигер). Суп­ру­ги Кейт и Дей­вид Грант (Ве­ли­ко­бри­та­ния) с тре­мя деть­ми осу­ще­ст­ви­ли кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие в фур­го­не, за­пря­жён­ном па­рой ло­ша­дей. Они вы­еха­ли с Ор­кней­ских о-вов (Ве­ли­ко­бри­та­ния) в 1990, пе­ре­сек­ли океа­ны, стра­ны Ев­ро­пы, Азии и Сев. Аме­ри­ки и в 1997 вер­ну­лись на ро­ди­ну. Кон­ное кру­го­свет­ное пу­те­ше­ст­вие в 1992–98 со­вер­ши­ли рос. пу­те­ше­ст­вен­ни­ки П. Ф. Пло­нин и Н. К. Да­ви­дов­ский. В 1999–2002 В. А. Ша­нин (Рос­сия) про­ехал во­круг све­та на по­пут­ных ма­ши­нах, са­мо­лё­тах, гру­зо­вых су­дах. На возд. ша­ре в оди­ноч­ку впер­вые об­ле­тел Зем­лю в 2002 С. Фос­сетт (США), он же в 2005 со­вер­шил пер­вый в ис­то­рии авиа­ции оди­ноч­ный кру­го­свет­ный бес­по­са­доч­ный пе­ре­лёт на са­мо­лё­те без до­за­прав­ки.

  3. Akisida Ответить

    Многим известно, что Магеллан — мореплаватель, но лишь некоторые знают, как он оказался во главе большой испанской кругосветной экспедиции. Португалец из обедневшего дворянского рода (настоящая его фамилия Магальянш), Магеллан — участник важнейших португальских торговых экспедиций в Индию и Малайзию, где был неоднократно ранен и, по некоторым сведениям, даже остался хром на одну ногу. Восемь лет он служил в португальском флоте, успев завоевать репутацию бравого моряка. Однажды, получив отказ от португальского короля о повышении по службе после колониальных войн в Северной Африке в 1512–1515 гг., Фернан вступает в испанский Совет Индии — учреждение в Севилье, ведавшее новооткрытыми территориями (другое название — Палата контрактов), — и там заявляет, что Молуккские острова, известные также как Острова пряностей, должны принадлежать Испании.

    Острова пряностей сегодня
    Магеллан доказывает, что между Атлантическим океаном и Южным морем есть пролив к югу от Бразилии, через который можно попасть к заветным землям. Друг Магеллана, португальский астроном Руи Фалеру, утверждавший, что нашел способ точно определять географические долготы, подтверждает слова товарища, и вместе они составляют проект путешествия, который одобряется испанцами, главным образом испанским королем Карлом Первым. Он обязывается снарядить пять кораблей и обеспечить их провизией на два года. Магеллан и Фалеру требуют тех же прав и преимуществ, какие некогда были у самого Колумба. В последний момент астроном отказывается от рискованного предприятия, и Фернан Магеллан единолично встает во главе первого кругосветного плавания.

    Пять капитанов

    Адмиральский флаг был поднят над кораблем «Тринидад» — на нем плыл Фернан Магеллан. Остальными кораблями командовали испанцы. «Сан-Антонио» руководил небезызвестный Хуан Картахена, который был страшно недоволен тем, что во главе экспедиции стоит португалец. Из-за этого у Картахены и Магеллана были серьезные конфликты, дошедшие до того, что последний лично арестовал бунтовавшего члена экипажа и снял с должности, хотя сам король Испании назначил Картахену королевским контролером экспедиции.

    Кораблем «Консепсьон» руководил Гаспад Кесада; «Викторией», единственным вернувшимся в Испанию судном, — Луис Мендоса; «Сантьяго» — Хуан Серрано. Историком экспедиции был назначен итальянец Антонио Пигафетта, чьи записи являются основным источником сведений об экспедиции.

    Вперед в неизвестность

    Как уже было сказано, цель Магеллана и команды была исключительно коммерческая: найти кратчайший путь к Островам пряностей и заставить их подчиниться испанской короне.
    Через четыре месяца после отплытия из Испании моряки добрались до берегов Южной Америки. Еще через какое-то время команда доплыла до залива, а не пролива, как предполагалось, ведущего в Южное море. На самом деле это было устье Ла-Платы, тянувшееся на 300 км вглубь и 200 км в ширину. Команда вслед за своим капитаном шла к югу вдоль неизведанных берегов еще три месяца, пытаясь найти заветный пролив. Корабли обошли неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки, проплыв 3,5 тысячи км. Эту землю нарекли Патагонией: территория была названа так по испанскому слову patagon, что значит «большеногий». Мореплаватели сочли ноги индейцев, живших на берегах Южной Америки, очень большими, а ранее упомянутый Пигафетта описывал патагонцев как настоящих великанов.

    Наступала холодная зима. Недовольство моряков росло, запасы кончались. Служащие на «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» навели пушки на «Тринидад» и потребовали проведения переговоров: другие капитаны требовали возвращения назад, в Испанию. Магеллан жестоко обошелся с бунтовщиками: он отдал приказ четвертовать капитана «Виктории» Мендосу, обезглавить капитана «Консепсьона» Кесаде и высадить на пустынный берег Картахену, главного на «Сан-Антонио». Остальных моряков было решено пощадить.
    В начале мая 1520 года у реки Санта-Крус разбивается отправленный на разведку «Сантьяго», команде с трудом удается спастись. Вскоре Магеллан потеряет еще один корабль — «Сан-Антонио». Моряки дезертировали, вернулись обратно в Испанию. Магеллан решил, что корабль погиб.
    Вскоре Магеллан и оставшиеся члены команды обогнули самую южную точку Южно-Американского континента — мыс Фроуорд, что расположен на полуострове Брансуик, — и еще пять дней плыли на северо-запад. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но днем с палубы можно было различить дымки, а по ночам — огни костров. Именно поэтому Магеллан назвал эту южную территорию «Землей огня», мы знаем ее как Огненную Землю. Наконец желанный пролив был найден и получил название Магелланова. Вскоре команда вышла в океан. Погода была хорошая, поэтому его назвали Тихим. Впрочем, несмотря на благоприятную внешнюю обстановку, жизнь на кораблях не была такой уж замечательной: вся команда болела цингой, 19 человек умерли от голода и тяжелых условий.

    Пока моряки двигались к заветным Молуккским островам, они обратили внимание на две звездные системы, которые описал в своих дневниках Антонио Пигафетта. Сейчас эти галактики-спутники Млечного Пути известны как Большое и Малое Магеллановы облака.
    Уже в марте 1521 года корабли вышли к островам… Марианским, а через еще какое-то время добрались до Филиппин, которые прозвали архипелагом Святого Лазаря. Это означало конец перехода через Тихий океан.
    В апреле экспедиция вошла в филиппинский порт Себу, который оказался цивилизованнее, чем думали европейцы. Между ними и местными началась активная торговля: за железо и изделия из него островитяне отдавали золото и еду. Властитель острова, раджа Хумабон, впечатленный силой испанцев и их оружием, соглашается стать подданным испанской короны, однако вождь другого острова, Мактан, противится новым порядкам. Магеллан решает проучить его и заодно продемонстрировать силу испанского оружия, но его команда оказывается неподготовленной к сражению: туземцы атакуют европейцев в незащищенные под доспехами ноги, гибнет множество моряков и, главное, сам Фернан Магеллан. Позже на острове установят памятник мореплавателю, а рядом еще один — вождю островитян, от руки которого погиб адмирал.

    Возвращение домой

    После смерти Магеллана на Филиппинах начальником экспедиции был назначен португалец Жуан Лопиш Карвалью, ранее он руководил «Консепсьоном». На судах оставалось 115 человек, многие были ранены туземцами или больны. Было принято решение сжечь обветшалый «Консепсьон».
    Скоро моряки вышли к острову Калимантан, также известному как Борнео. Там они взяли в плен малайского моряка, который знал путь к Молуккским островам, и 8 ноября 1521 года «Виктория» и «Тринидад» вышли к Тидору, самому большому из Островов пряностей.
    Уже 21 декабря команда корабля «Виктория» отправилась домой. На борту находилось 60 моряков и 13 захваченных в плен малайцев. «Тринидад» оставили на ремонт на Тидоре. К 6 сентября 1522 года «Виктория» достигла устья Гвадалквивира. За 1081 день было совершено первое в истории кругосветное плавание. Выжило только 18 моряков, среди которых было три малайца. «Виктория» привезла в Европу столько пряностей, что их продажа с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова.
    Фото: Stefano Bianchetti / Contributor / Getty Images, Peter Charlesworth / Contributor / Getty Images, Hulton Archive / Handout (x2) / Getty Images, Imagno / Contributor / Getty Images

  4. demonesa_2017 Ответить

    Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

    Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

    Вдоль побережья. Бунт

    Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него – на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное – отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *