В каком океане пролегает северный морской путь?

12 ответов на вопрос “В каком океане пролегает северный морской путь?”

  1. GYLYVYR Ответить

    Несмотря на очевидный выигрыш, особого роста грузоперевозок по СМП не наблюдается.
    Факторы, снижающие эффективность использования более короткого пути от СМП:
    – снижение цен на нефть и газ, резкое снижение стоимости судового топлива;
    – движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
    – уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
    – высокая стоимость тарифа СМП – до 30 долл США/т ( тариф Суэцкого канала – 5 долл США/т);
    – НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает отгрузки по СМП СПГ.
    Тем не менее, факт налицо:
    Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала – 35 дней и около 900 т топлива.
    Китай уже, фактически, принял решение об использовании СМП, и планирует к 2025 г. перевозить там около 20 % внешнеторговых грузов.
    Но с оговорочками:
    – у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
    – Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
    – Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
    Впрочем, преимущество РФ есть:
    – атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
    – необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
    – необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.
    Пони мая это, китайцы на самом деле хотят создать с РФ совместную компанию по СМП.
    Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
    Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки ( северный завоз и тд).
    Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую СМП, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.

  2. Bloodsong Ответить

    СЕ?ВЕРНЫЙ МОРСКО?Й ПУТЬ (СМП), Се­ве­ро-Вос­точ­ный про­ход (до нач. 20 в.), глав­ная рос. мор­ская ком­му­ни­ка­ция в Арк­ти­ке, про­хо­дя­щая вдоль сев. бе­регов Рос­сии по мо­рям Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (Ба­рен­це­во, Кар­ское, Лап­те­вых, Вос­точ­но-Си­бир­ское, Чу­кот­ское) и час­тич­но Ти­хо­го ок. (Бе­рин­го­во м.), со­еди­няю­щая ев­ро­пей­ские и даль­не­во­сточ­ные пор­ты, а так­же устья су­до­ход­ных си­бир­ских рек в еди­ную транс­порт­ную сис­те­му. Ог­ра­ни­чен зап. вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ли­вы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­ле­лью 66° с. ш. и ме­ри­диа­ном 168°58?37? з. д. Его дли­на от Кар­ских Во­рот до бух­ты Про­ви­де­ния ок. 5610 км, про­тя­жён­ность при­мы­каю­щих к не­му су­до­ход­ных реч­ных пу­тей ок. 37000 км. Аль­тер­на­ти­вой СМП слу­жат транс­порт­ные ар­те­рии, про­хо­дя­щие че­рез Су­эц­кий, Па­нам­ский ка­на­лы или оги­баю­щие мыс Доб­рой На­де­ж­ды. От С.-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка по СМП 14280 км, че­рез Су­эц­кий ка­нал 23200 км, во­круг мы­са Доб­рой На­де­ж­ды 29400 км.
    Про­вод­ка транс­пор­тов че­рез ле­до­вые мас­си­вы воз­мож­на толь­ко с по­мо­щью ле­до­ко­лов. Для экс­плуа­та­ции СМП со­зда­ны спец. служ­бы: па­ро­ход­ст­ва, мор­ские, реч­ные и авиац. пор­ты, гид­ро­графич. и про­мыш­лен­но-транс­порт­ные пред­при­ятия, на­уч. ин-ты и сеть по­ляр­ных гид­ро­ме­тео­стан­ций. СМП об­слу­жи­ва­ет пор­ты Арк­ти­ки и круп­ных рек Си­би­ри, обес­пе­чи­ва­ет ввоз про­до­воль­ст­вия, то­п­ли­ва, обо­ру­до­ва­ния; вы­воз ле­са, по­лез­ных ис­ко­пае­мых. Зап. сек­тор Арк­ти­ки от Мур­ман­ска до Ду­дин­ки об­служи­ва­ет­ся ле­до­ко­ла­ми Мур­ман­ско­го, Вос­точ­ный – от Ду­дин­ки на вос­ток – Даль­не­во­сточ­но­го мор­ских па­ро­ходств.
    Совр. СМП – итог мно­го­ве­ко­во­го ос­вое­ния сев. ок­ра­ин Рос­сии, его ис­то­рия на­чи­на­ет­ся с пер­вых пла­ва­ний по­мо­ров в 11–13 вв., идея прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния СМП вы­ска­за­на рус. ди­пло­ма­том Д. Ге­ра­си­мо­вым в 1525. Ос­вое­ние арк­тич. мор. по­бе­ре­жья ве­лось си­бир­ски­ми ка­за­ка­ми и «про­мыш­лен­ны­ми людь­ми». Пла­ва­ние ле­том 1648 из устья Ко­лы­мы к р. Ана­дырь Се­мё­на Деж­нё­ва с то­ва­ри­ща­ми до­ка­за­ло раз­дель­ность Ев­ра­зии и Аме­ри­ки и на­ли­чие мор. про­хо­да из Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок. в Ти­хий ок. Вид­ное ме­сто в этом изу­че­нии за­ня­ли две Кам­чат­ские экс­пе­ди­ции под на­чаль­ст­вом В. Бе­рин­га, вы­со­ко­ши­рот­ная экс­пе­ди­ция во гла­ве с В. Я. Чи­ча­го­вым, Се­ве­ро-Вос­точ­ная – И. Бил­линг­са – Г. А. Са­ры­че­ва, Усть-Ян­ская и Ко­лым­ская экс­пе­ди­ции под рук. П. Ф. Ан­жу и Ф. П. Вран­ге­ля, но­во­зе­мель­ские экс­пе­ди­ции Ф. П. Лит­ке, П. К. Пах­ту­со­ва и А. К. Ци­воль­ко. Ре­зуль­та­ты их иссле­до­ва­ний пред­ре­ши­ли во­прос о воз­мож­но­сти су­до­ход­ст­ва по СМП. С 1877 на­ча­лись эпи­зо­дич. Кар­ские экс­пе­ди­ции с це­лью вы­во­за че­рез Кар­ское м. на ми­ро­вой ры­нок си­бир­ской с.-х. про­дук­ции и по­лез­ных ис­ко­пае­мых. До 1919 из-за от­сут­ст­вия в сев. мо­рях долж­но­го на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния, пор­тов, ле­до­ко­лов из 122 экс­пе­ди­ций толь­ко 75 про­шли ус­пеш­но. В 1878–79 швед. экс­пе­ди­ция Н. А. Э. Нор­ден­шель­да со­вер­ши­ла пер­вое сквоз­ное пла­ва­ние по СМП с зи­мов­кой у по­бе­ре­жья Чу­кот­ско­го п-ова. Сре­ди на­уч. экс­пе­ди­ций это­го пе­рио­да вы­де­ля­ют­ся: рос­сий­ские – под ко­манд. С. О. Ма­ка­ро­ва, Э. В. Тол­ля, Г. Л. Бру­си­ло­ва и В. А. Ру­са­но­ва, Г. Я. Се­до­ва, Б. А. Виль­киц­ко­го; ино­стран­ные – аме­ри­кан­ская Дж. Де-Лон­га, нор­веж­ские – во гла­ве с Ф. Нан­се­ном и во гла­ве с Р. Амунд­се­ном. По­яв­ле­ние па­ро­во­го фло­та, изо­бре­те­ние ра­дио, по­строй­ка ле­до­ко­лов по­слу­жи­ли бо­лее вы­со­ко­му уро­в­ню ис­сле­до­ва­ний СМП. Во вре­мя Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 адм. А. В. Кол­чак 23.4.1919 впер­вые рас­по­ря­дил­ся о соз­да­нии К-та СМП, ко­то­рый по­сле по­ра­же­ния Вост. фрон­та Рус. ар­мии в Си­би­ри в пол­ном со­ста­ве был вве­дён в со­став уч­ре­ж­де­ний Сиб­рев­ко­ма. С 1921 ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­ют­ся Кар­ские экс­пе­ди­ции, а с 1923 – Ко­лым­ские рей­сы, под­го­то­вив­шие поч­ву для от­кры­тия мо­ре­пла­ва­ния по всей трас­се СМП. В 1932 экс­пе­ди­ция на ле­до­коль­ном па­ро­хо­де «Алек­сандр Си­би­ря­ков» во гла­ве с О. Ю. Шмид­том впер­вые про­шла из Ар­хан­гель­ска до Бе­рин­го­ва прол. без зи­мов­ки, до­ка­зав воз­мож­ность экс­плуа­та­ции СМП. В 1932 соз­да­но Глав­ное управ­ле­ние СМП (Глав­сев­мор­путь), ко­то­ро­му по­ру­ча­лось про­ло­жить окон­ча­тель­но СМП от Бе­ло­го м. до Бе­рин­го­ва прол. и обес­пе­чить безо­пас­ность пла­ва­ния. В 1930–40-е гг. по­строе­ны арк­тич. пор­ты Игар­ка, Дик­сон, Пе­век, Про­ви­де­ния и др. Пла­ва­ния на «Че­лю­ски­не» (1933–34) и «Лит­ке» (1934) ещё раз под­твер­ди­ли го­тов­ность СМП к со­вер­ше­нию по не­му гру­зо­вых рей­сов. Для ос­вое­ния СМП име­ли зна­че­ние: экс­пе­ди­ции – гид­ро­гра­фи­че­ская по изу­че­нию об­ста­нов­ки трас­сы и для со­став­ле­ния на­ви­гац. карт и ло­ций, вы­со­ко­ши­рот­ная на «Сад­ко» (1935), дрейф «Ге­ор­гия Се­до­ва» (1937–40), пер­вая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс» (1937–38) во гла­ве с И. Д. Па­па­ни­ным, тран­сарк­тич. по­лё­ты из Мо­ск­вы в США (1937), ле­до­вые пат­ру­ли (с 1938), возд. экс­пе­ди­ция на по­люс от­но­си­тель­ной не­дос­туп­но­сти (1941), по­сле­во­ен­ные экс­пе­ди­ции – на ле­до­ко­ле «Се­вер­ный по­люс» в сев.-вост. мо­ря (1946), на «Лит­ке» в Кар­ское м. (1948), на том же суд­не (1955) и ди­зель-элек­тро­хо­де «Обь» (1956) в Грен­ланд­ское мо­ре. С 1948 про­во­дят­ся вы­со­ко­ши­рот­ные возд. экс­пе­ди­ции под назв. «Се­вер». Вы­са­жен­ные на дрей­фую­щие льды стан­ции бы­ли ба­за­ми дол­го­врем. на­уч. на­блю­де­ний. С 1950 по 2013 во льдах Арк­ти­ки ра­бо­та­ли дрей­фую­щие на­уч. стан­ции «Се­вер­ный по­люс» («СП»), все­го их бы­ло 40; в 2015 на­ча­ла ра­бо­ту дрей­фую­щая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс–2015».
    Сре­ди вы­даю­щих­ся пла­ва­ний по СМП по­сле 1935 – про­вод­ка во­ен. ко­раб­лей Балт. фло­та на Даль­ний Вос­ток (1936). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны СМП – важ­ней­шая транс­порт­ная ма­ги­ст­раль Арк­ти­ки, по не­му осу­ще­ст­в­лял­ся про­ход бое­вых ко­раб­лей Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та в Ба­рен­це­во мо­ре. За 4 во­ен. го­да су­да­ми Глав­сев­мор­пу­ти вы­пол­нен боль­шой объ­ём во­ин­ских и нар.-хо­зяйств. пе­ре­во­зок. Че­рез арк­тич. пор­ты Нарь­ян-Мар, Игар­ка, Ду­дин­ка, Дик­сон, Тик­си флот снаб­жал­ся ка­мен­ным уг­лём (Пе­чор­ского и др. арк­тич. бас­сей­нов), во­ен. пром-сть – ни­ке­лем, ме­дью, ле­сом. Пе­ре­воз­ки вы­пол­ня­лись при про­ти­во­дей­ст­вии авиа­ции, под­вод­ных и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка, в ми­ни­ро­ван­ных при­бреж­ных во­дах. Арк­тич. ком­му­ни­ка­ции за­щи­щал Сев. флот, су­до­ход­ст­во обес­пе­чи­ва­лось сис­те­мой мор. кон­во­ев. По СМП про­шли сот­ни су­дов, из них ок. 170 – в кон­во­ях. Бы­ло пе­ре­ве­зе­но св. 4 млн. т разл. гру­зов. С по­мо­щью ле­до­ко­лов не­ред­ко реч­ные су­да пе­ре­во­ди­ли из ев­роп. пор­тов на ре­ки Си­би­ри (с 1948), ры­бо­ло­вец­кие су­да – на Даль­ний Вос­ток (с 1951) и др. Всту­п­ле­ние в строй но­вых мощ­ных су­дов ле­до­во­го клас­са, усо­вер­шен­ст­во­ва­ние обо­ру­до­ва­ния арк­тич. пор­тов, соз­да­ние се­ти по­ляр­ных стан­ций и об­сер­ва­то­рий слу­жи­ли пре­вра­ще­нию СМП в ма­ги­ст­раль мас­со­вой пе­ре­воз­ки хо­зяйств. гру­зов.
    В 1991 СМП от­крыт для ме­ж­ду­нар. су­до­ход­ст­ва. В 21 в. Рос­сия про­дол­жает ос­вое­ние и ис­поль­зо­ва­ние СМП, рас­ши­ре­нию ко­то­ро­го спо­соб­ст­ву­ет гло­баль­ное по­те­п­ле­ние кли­ма­та и со­кра­щение льдов в Арк­ти­ке. Од­на­ко по срав­не­нию с 1980-ми гг. объ­ём пе­ре­во­зок сни­зил­ся при­мер­но в 5–6 раз. В 2011 по это­му пу­ти про­шли 34 ком­мерч. суд­на (для срав­не­ния – че­рез Су­эц­кий ка­нал в год про­хо­дит 18000 су­дов). В 2013 тран­зит­ные пе­ре­воз­ки по СМП со­ста­ви­ли ок. 1,3 млн. т, до 2019 пред­по­ла­га­ет­ся уве­ли­че­ние гру­зо­по­то­ка до 50 млн. т/год. Судь­ба СМП в зна­чит. сте­пе­ни за­ви­сит от раз­ра­бот­ки раз­ве­дан­ных в его зо­не ми­нер. ре­сур­сов.
    В 2012 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­дат. ак­ты РФ в час­ти гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния в ак­ва­то­рии Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти», ко­то­рым пре­ду­смот­рен ряд мер по раз­ви­тию СМП, в т. ч. соз­да­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции в фор­ме фе­де­раль­но­го гос. ка­зён­но­го уч­ре­ж­де­ния (ФГКУ), под­ве­дом­ст­вен­но­го Рос­мор­реч­фло­ту (ос­но­ва­но по рас­по­ря­же­нию Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 15.3.2013). Су­ще­ст­ву­ет ме­ж­ду­нар. про­ект «Се­вер­ный мор­ской ко­ри­дор» по соз­да­нию на ба­зе СМП еди­ной транс­порт­ной сис­те­мы пор­тов и ин­фра­струк­ту­ры в сев. час­ти Ев­ро­пы.

  3. Dik Ответить

    Строго говоря, имеют право
    Однако и для России не всё так просто с юридической ситуацией вокруг Северного морского пути.
    Сегодня – да, проход судов по акватории СМП осуществляется, как это формулируется, на разрешительной и возмездной основе. А акватория определена хорошо – в общем, практически до постоянных льдов на самом севере. Не обойти. И пока не очень зависящее от этого маршрута международное морское торговое сообщество терпит эту самую разрешительную и возмездную практику, тем более что реально противопоставить ей ничего не может. Ибо русские, как сказано в предыдущем материале, могут просто сесть на бережку и делать ставки, как далеко пройдёт по затянутому льдом мелководью судно, не обеспеченное навигационной информацией.
    Но недовольство, надо сказать, высказывают даже китайцы, выступая в том смысле, что СМП является международной транспортной магистралью, а потому там не распространяется особый режим использования СМП на проход коммерческих судов. Хотя… Почему только китайцы? Откровенно говоря, недовольство лихими ценами за ледовую проводку, а также ностальгически-советским бюрократическим «профессионализмом» администрации (теперь уже можно сказать – прежней) Севморпути высказывают и русские судовладельцы. Скажем, когда 5-8 суток тратятся на ожидание ледокола, то неважно, что его задержало, ледовая обстановка или бумажная тягомотина, – убытки-то всё равно твои.
    И в этом смысле у американцев определённые моральные основания для биения себя пяткой в грудь имеются. Как имеются и заинтересованные в их успехе зрители.
    Схема Северного морского пути. Телеканал «Царьград»
    А Россия? А у России вовсе не всё гладко на правовом ринге.
    Часть трассы Северного морского пути проходит в наших территориальных водах, но часть – в экономической зоне, где, в общем-то, существует право на свободное судоходство, – признаёт специалист из морского ведомства. – Более того, они могут зайти даже в территориальные воды. Есть Конвенция ООН по морскому судоходству, там записано право свободного мирного прохода. Конечно, много на эту тему есть и всякого рода условий. В том числе национальных. Есть, например, федеральный закон 155 «О внутренних морских водах, о территориальном море и прилежащей зоне». И есть постановление правительства 1102 от 1999 года. Но в принципе международным правом свободного прохода американцы воспользоваться могут.
    Весьма профессиональные разъяснения юридических аспектов движения по СМП содержатся в работе Грейть В.В. «Северный морской путь – территориальные воды России или международный транспортный путь?» (Молодой учёный, 2017 г.). Вот несколько важных положений, приведённых там.

  4. DESPERADO Ответить

    ?
    Проблема определения правового статуса Северного морского пути (далее — СМП) является очень важной и актуальной на сегодняшний день. Как мы можем видеть, Россия все больше и больше укрепляет свои позиции в СМП, пытаясь уровнять правовой статус СМП с правовым статусом своих территориальных вод. Так Россия полностью поставила под свой контроль судоходство на данной трассе. Насколько это соответствует нормам международного права, и какое видение этой проблемы в современном мире?
    Северный морской путь — самый короткий морской путь между Европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря) и частично Тихого океана (Берингово море). На основании норм международного права, затрагивающих правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ, мы видим, что для плавания по трассам Северного морского пути предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия. СМП представляет собой альтернативу транспортным Суэцкому и Панамскому каналам. Так, например, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 тыс. км, через Суэцкий канал — 23 тыс. км, вокруг Африки — почти 30 тыс. км. [1] СМП также имеет большое значение для связи стран Евразийского континента с богатой углеводородами Арктикой. Россия планирует использовать ее в качестве стратегической ресурсной базы [2]. Как мы видим, СМП является весьма интересным проектом для нашей страны. Однако использовать его хотят и иные страны, имеющие собственные национальные интересы в отношении данной магистрали. Так, в частности, весь морской грузопоток, идущий в Китай, проходит через СМП. Сам Китай планирует к 2025 году осуществлять до 20 процентов внешнеторговых перевозок по транспортной магистрали. Также Китай настаивает на том, что особый режим использования СМП не распространяется на проход коммерческих судов, в силу того, что СМП является международной транспортной магистралью. Мы можем сделать вывод, что СМП, безусловно, необходим для Китая и его торговых партнеров [3].
    Освоение Арктики, изучение и защита ее природы, согласование действий приарктических государств для решения арктических проблем осуществляет региональная международно-правовая организация — Арктический Совет. В связи с тем, что СМП является транспортной магистралью, ведущей в Арктику, деятельность Арктического Совета распространяется в определенной мере и на него. Членами данной организации являются арктические и приарктические государства: РФ, США, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия. Примечателен тот факт, что все перечисленные страны, за исключением Финляндии, являются странами НАТО, что ставит Россию в крайне сложную ситуацию. Происходит конфронтация интересов альянса и РФ. США настаивает на том, что Россия угрожает арктическим территориям альянса и планирует постепенное вытеснение других стран с этого региона. В связи с этим происходит наращивание военных сил НАТО в Арктике, и в частности вдоль СМП, не входящем в территорию РФ. Россия против присутствия сил альянса в Арктике [4].
    Число стран, желающих использовать и осваивать СМП, из года в год растет. В мае 2013 г. странами-наблюдателями Арктического совета стали Япония, Китай, Сингапур. Страны Евросоюза и прочие страны АТР также активно интересуются транспортной магистралью [5]. Как мы видим, Россия далеко не единственная страна, предъявляющая требования на использование СМП и освоение Арктики.
    Следует обратить внимание на статью 5.1 КТМ РФ [6], которая устанавливает акваторию СМП. Анализируя текст статьи, мы увидим, что граница представляет собой не единую неподвижную линию, а набор территорий, по которым СМП может проходить. Таким образом, СМП не имеет единой фиксированной трассы, статья дает лишь определяет координаты местностей, где трасса может проходить. Это связано с тем, что потоки СМП неустойчивы и их направление во многом зависит от внешних факторов: замерзания морей, погодных и иных гидрологических и климатических условий. Анализируя географическое положение СМП, становится ясно, что большая часть его акватории постоянно находится либо в границах территориального моря (12 морских миль), либо в границах исключительной экономической зоны (200 морских миль) или континентального шельфа РФ. Если на участки СМП, находящиеся в территориальном море распространяется суверенитет РФ, то на участки, проходящими через исключительную экономическую зону и континентальный шельф Россия имеет только ряд суверенных прав, среди которых нет права на ограничение прохода иностранных судов [7]. На первый взгляд у России отсутствуют права на полный контроль СМП, однако de facto она его осуществляет. Насколько юридически правомерны такие действия со стороны РФ?
    Изучение и освоение Арктики Россией началось еще с 11 века. Именно тогда русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В 12-13 веках Россией были открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце 15 века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В 18 веке всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. Важную роль в освоении Арктики имел СМП [8]. Начиная с 1821 года, на территории Арктики велись активные астрономические и геодезические работы, физико-географические и гидрографические исследования.
    Современные ученые — правоведы [9] отмечают, что РФ вполне может требовать установления суверенитета над СМП и территорией Арктики в силу права первооткрытия, которое было достаточным основанием, согласно международному праву того времени, для распространения своей власти на территории. Так Доктрина Открытия 1853 года, сформулированная Верховным Судом США для оправдания существования колониального режима говорит о том, что открытые территории признаются частью той страны, подданным которой является открыватель. Нормы данной доктрины можно вполне использовать для объяснения притязаний России на СМП [10].
    В то же время следует говорить о том, что Россия, на протяжении долгого времени, не только реализовывала властные правомочия в отношении СМП и Арктики, но и активно создавала законодательство в отношении этих территорий. В 19-20 веках был издан ряд нормативно-правовых актов, закрепляющий суверенитет России на приарктические территории. Так Инструкция 1893 г. определила, что “под суверенитет России подпадают все заливы, бухты и рейды “русского побережья Северного Ледовитого океана и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы”. Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане” [11] распространяет суверенитет СССР на все открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем и не находящиеся под юрисдикцией иных государств земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.
    Стоит говорить о том, что деятельность России полностью соответствовала международно-правовым нормам. Помимо России, признавала свой суверенитет над арктической территорией и Норвегия. В 1925 году она объявила своей территорией архипелаг Шпицберген, с установлением статуса внутренних вод на прибрежные акватории. В 1985 году Канада провела схожую с СССР работу — объявила своими проливы, внутри Канадского Арктического архипелага. Более того деятельность этих стран не встретила активного сопротивления со стороны мирового сообщества [12].
    Россия ведет активную работу по изучению и освоению СМП уже не первый век и в связи с этим занимает лидирующие позиции в арктическом регионе. США крайне негативно реагирует на то, что наша страна диктует условия пользования СМП мировому сообществу. Так в 1964 году советские власти задержали два военных корабля США, проходящих участок СМП вдоль арктического побережья СССР. Правительство СССР направило в Посольство США ноту протеста о незаконном проходе судов иностранного государства по внутренним морям РФ. СССР настаивал на том, что всем иностранным судам необходимо согласовывать свой проход через внутренние воды СССР с Правительством СССР. В 1965 году США направили встречную ноту протеста, в которой оспаривали доводы СССР. США утверждали, что СМП является международным транспортным путем и на него не может распространяться суверенитет какой-либо страны и, следовательно, все государства должны иметь право свободного прохода по этому маршруту [13].
    Как мы видим, хоть деятельность России и не встречала сильного сопротивления со стороны мирового сообщества, тем не менее, нормы международного права прямо не закрепляют воды СМП за Россией, не приравнивают их в правовом статусе с ее территориальными водами, а также не обозначают иных оснований на закрепление права владения на весь СМП за Россией. Это говорит о том, что Россия не имеет правовых оснований осуществлять контроль всей транспортной магистрали. Более того, учитывая, что территория подконтрольных участков постоянно меняется из-за природных условий, у России возникают большие сложности по координации использования СМП в том числе и другими странами. В связи с этим мы приходим к выводу, что Россия должна утратить лидирующую роль в управлении СМП. Однако нужно обратить внимание на два условия, которые оправдывают политику РФ в связи с регулированием данной трассы.
    Во-первых, СМП является единой транспортной коммуникацией, часть которой круглогодично простирается в территориальных водах РФ. Это позволяет говорить о том, что иностранные суда в любом случае не смогут пройти весь СМП без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории.
    Во-вторых, неарктическое государство не сможет осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства предоставить свою территорию для швартовки иностранных судов, обеспечить их средствами связи, проводить спасательные операции в случае стихийных бедствий, реализовать в случае необходимости природоохранные мероприятия и на совершение прочих действий, необходимых для комфортного и безопасного использования СМП [5].
    Таким образом, можно сделать вывод о том, что хоть РФ и не обладает правами на контроль всего СМП, тем не менее, такой контроль необходим исходя из принципов целесообразности, логичности, продуктивности и безопасности. В настоящее время мы видим, что уточнение правового режима морских районов Арктики приарктическими странами и, в первую очередь, — Россией неизбежно и необходимо.
    Арктика является районом крайнего севера, воды которого регулярно подвергаются замерзанию. Это позволяет РФ применять статью 234 Конвенции ООН по морскому праву, которая говорит о том, что прибрежные государства могут применять национальные законы в границах исключительной экономической зоны в тех районах, которые подвержены покрытию льдами, для обеспечения экологической безопасности этих районов [14]. Ограничение движения судоходства на СМП можно считать действиями, направленными на защиту морской среды и обеспечением международной экологической безопасности. Бесконтрольное судоходство по покрытым льдом участкам СМП безусловно являлось бы экологически вредным фактором воздействия на окружающую среду и вело бы к ухудшению экологической обстановки. Основываясь на данном тезисе, а также беря во внимание тот факт, что СМП это единая транспортная магистраль, часть которой постоянно проходит в границах РФ, Россия применяет данную статью ко всему СМП. Так, на базе принципа обеспечения экологической безопасности, в Арктике установлены Правила плавания в акватории Северного морского пути от 17 января 2013 года [7]. Россия не единственная страна, которая устанавливает ограничение судоходства в водах, в которых должно действовать правило свободного мореплавания, идеями защиты от загрязнения для обеспечения предотвращения мировой экологической угрозы. Точно такого же мнения придерживается Канада, обосновывая свои полномочия над исключительной экономической зоной Арктики, поставив под контроль движение иностранного морского транспорта в границах канадских арктических вод. Для обеспечения своей политики был издан Акт о предотвращении загрязнении арктических вод 1985 года, который позволяет Канаде устанавливать региональные стандарты судоходства и ограничивать движения судов, не соответствующим этим стандартам в границах своей исключительной экономической зоны [15].
    Тем не менее, нельзя говорить о том, что РФ и иные страны арктического региона намерены изолировать весь прочий мир от возможности использования СМП. Министр иностранных дел РФ считает, что СМП должен обеспечивать интересы стран-участниц Арктического Совета, его наблюдателей, а также иных заинтересованных государств. Страны должны осуществлять политику регионального сотрудничества, поиск совместного решения проблем, связанных с освоением и использованием СМП и исследованием Арктики. Однако РФ не должна уступать свой приоритет в использовании и управлении СМП, который складывался на протяжении нескольких веков. Только учитывая интересы всех заинтересованных сторон возможно мирное эффективное международное исследование и использование ресурсов и пространств Арктики и управление СМП [16].
    Литература:
    Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России. Факторы и стратегия развития // Науковедение. — 2014. — № 6. — С. 1-16. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/20TVN614.pdf — (дата обращения: 30.03.2017).
    Экономика и геополитика Арктики // Фонд стратегической культуры. URL: http://m.fondsk.ru/news/2015/12/18/ekonomika-i-geopolitika-arktiki-37483.html — (дата обращения: 30.03.2017).
    Лукин Ю.Ф. Северный морской путь оживает // Арктика и север — 2011 — С. 1-29. URL: http://www.narfu.ru/aan/arctic_news/SMP.pdf — (дата обращения: 30.03.2017).
    НАТО посягает на Арктику и Севморпуть // Аналитический портал Pravda.ru. URL: http://www.pravda.ru/world/13-12-2014/1239709-nato-0/ — (дата обращения 30.03.2017).
    Гаврилов В.В. Правовой статус Северного морского пути РФ // Докипедия. URL: http://dokipedia.ru/document/5210123 (дата обращения 30.03.2017).
    Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) // “Российская газета”, N 85-86, 01-05.05.1999.
    Правила плавания в акватории Северного морского пути // Официальный сайт Администрации СМП. URL: http://www.nsra.ru/ru/pravila_plavaniya/ (дата обращения 30.03.2017).
    История освоения Арктики в XVIII веке // Арктика Антарктика. URL: http://www.arktika-antarktida.ru/arktikahistory3.shtml (дата обращения 30.03.2017).
    Овлащенко А. В. Проблемы правового режима Северного морского пути // Транспортное право — 2007 — № 2. URL: http://w.pc-forums.ru/o4813.html (дата обращения 30.03.2017).
    Предварительное исследование последствий для коренных народов международно-правовой концепции, известной как «доктрина открытия» // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/esa/socdev/unpfii/documents/E.C.19.2010.13 %20RU.pdf (дата обращения 30.03.2017).
    Об объявлении территорией союза ССР земель и островов, расположенных в северном ледовитом океане: постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926. // Петербуржский правовой портал. URL: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=18601 (дата обращения 30.03.2017).
    A. Chircop, I. Bunik, M. L. McConnel, K. Svendsen. Course Convergence? Comparative Perspectives of the Governance of Navigation and Shipping in Canadian and Russian Arctic Waters // Ocean Yearbook — 2014. — № 28. — С. 307. (дата обращения 30.03.2017).
    Арктика может стать новым предметом споров США и России // Аналитический портал «Око планеты». URL: https://oko-planet.su/politik/politiklist/236931-arktika-mozhet-stat-novym-predmetom-sporov-ssha-i-rossii-the-atlantic-ssha.html (дата обращения 30.03.2017).
    Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву: конвенция ООН (Заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) // Собрание законодательства РФ. 1 декабря 1997 г. N 48. Ст. 5493.
    Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики // Вся Норвегия на русском. URL: http://www.norge.ru/artcitclov/ (дата обращения 30.03.2017).
    Лавров С.В. Нуукская Декларация: новый этап сотрудничества арктических государств // Арктика: экология и экономия — 2011 — № 3. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/190410

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *