В каком произведении шостакович использует свой знаменитый романс?

9 ответов на вопрос “В каком произведении шостакович использует свой знаменитый романс?”

  1. 1emoNadiK-TV Ответить

    Сочинения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по жанрам с указанием названия, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

    Оперы

    Нос (по Н. В. Гоголю, либретто Е. И. Замятина, Г. И. Ионина, А. Г. Прейса и автора, 1928, поставлена в 1930, Ленинградский Малый оперный театр)
    Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова, по Н. С. Лескову, либретто Прейса и автора, 1932, поставлена в 1934, Ленинградский Малый оперный театр, Московский музыкальный театр им. В. И. Немировича-Данченко; новая редакция в 1956, посвящена Н. В. Шостакович, поставлена в 1963, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
    Игроки (по Гоголю, не окончена, концертное исполнение в 1978, Ленинградская филармония)

    Балеты

    Золотой век (1930, Ленинградский театр оперы и балета)
    Болт (1931, там же)
    Светлый ручей (1935, Ленинградский Малый оперный театр)

    Музыкальная комедия

    Москва, Черемушки (либретто В. З. Масса и М. А. Червинского, 1958, поставлена 1959, Московский театр оперетты)

    Для солистов, хора и оркестра

    оратория Песнь о лесах (слова Е. Я. Долматовского, 1949)
    кантата Над Родиной нашей солнце сияет (слова Долматовского, 1952)

    Поэмы

    Поэма о Родине (1947)
    Казнь Степана Разина (слова Е. А. Евтушенко, 1964)

    Для хора и оркестра

    Гимн Москве (1947)
    Гимн РСФСР (слова С. П. Щипачёва, 1945)

    Для оркестра

    15 симфоний (№ 1, f-moll op. 10, 1925; № 2 — Октябрю, с заключительным хором на слова А. И. Безыменского, H-dur op. 14, 1927; № 3, Первомайская, для оркестра и хора, слова С. И. Кирсанова, Es-dur op. 20, 1929; .№ 4, c-moll op. 43, 1936; № 5, d-moll op. 47, 1937; № 6, h-moll op. 54, 1939; № 7, C-dur op. 60, 1941, посвящена городу Ленинграду; № 8, c-moll op. 65, 1943, посвящена Е. А. Мравинскому; № 9, Es-dur op. 70, 1945; № 10, e-moll op. 93, 1953; № 11, 1905 год, g-moll op. 103, 1957; № 12-1917 год, посвящена памяти В. И. Ленина, d-moll ор. 112, 1961; № 13, b-moll op. 113, слова Е. А. Евтушенко, 1962; № 14, op. 135, слова Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. М. Рильке, 1969, посвящена Б. Бриттену; № 15, op. 141, 1971)
    симфоническая поэма Октябрь (op. 131, 1967)
    увертюра на русские и киргизские народные темы (ор. 115, 1963)
    Праздничная увертюра (1954)
    2 скерцо (ор. 1, 1919; ор. 7, 1924)
    увертюра к опере «Христофор Колумб» Дресселя (ор. 23, 1927)
    5 фрагментов (ор. 42, 1935)
    Новороссийские куранты (1960)
    Траурно-триумфальный прелюд памяти героев Сталинградской битвы (ор. 130, 1967)

    Сюиты

    из оперы Нос (ор. 15-а, 1928)
    из музыки к балету Золотой век (ор. 22-а, 1932)
    5 балетных сюит (1949; 1951; 1952; 1953; op. 27-a, 1931)
    из музыки к кинофильмам Златые горы (ор. 30-а, 1931)
    Встреча на Эльбе (ор. 80-а, 1949)
    Первый эшелон (ор. 99-а, 1956)
    из музыки к трагедии «Гамлет» Шекспира (ор. 32-а, 1932)

    Концерты для инструмента с оркестром

    2 для фортепьяно (c-moll ор. 35, 1933; F-dur op. 102, 1957)
    2 для скрипки (a-moll op. 77, 1948, посвящён Д. Ф. Ойстраху; cis-moll ор. 129, 1967, посвящён ему же)
    2 для виолончели (Es-dur ор. 107, 1959; G-dur op. 126, 1966)

    Для духового оркестра

    Марш советской милиции (1970)

    Для джаз-оркестра

    сюита (1934)

    Камерно-инструментальные ансамбли

    Для скрипки и фортепиано

    соната (d-moll ор. 134, 1968, посвящена Д. Ф. Ойстраху)

    Для альта и фортепиано

    соната (ор. 147, 1975)

    Для виолончели и фортепиано

    соната (d-moll ор. 40, 1934, посвящена В. Л. Кубацкому)
    3 пьесы (ор. 9, 1923-24)
    2 фортепианных трио (ор. 8, 1923; op. 67, 1944, памяти И. П. Соллертинского)
    15 струн. квартетов (№ l, C-dur op. 49, 1938: № 2, A-dur op. 68, 1944, посвящён В. Я. Шебалину; № 3, F-dur ор. 73, 1946, посвящён квартету им. Бетховена; № 4, D-dur op. 83, 1949; № 5, B-dur op. 92, 1952, посвящён квартету им. Бетховена; № 6, G-dur ор. 101, 1956; № 7, fis-moll op. 108, 1960, посвящён памяти Н. В. Шостакович; № 8, c-moll op. 110, 1960, посвящён памяти жертв фашизма и войны; № 9, Es-dur ор. 117, 1964, посвящён И. А. Шостакович; № 10, As-dur op. 118, 1964, посвящён М. С. Вайнбергу; № 11, f-moll ор. 122, 1966, памяти В. П. Ширииского; № 12, Des-dur ор. 133, 1968, поcвящён Д. M. Цыганову; № 13, b-moll, 1970, поcвящён В. В. Борисовскому; № 14, Fis-dur op. 142, 1973, поcвящён С. П. Ширинскому; №15, es-moll ор. 144, 1974)
    фортепианный квинтет (g-moll op. 57, 1940)
    2 пьесы для струнного октета (ор. 11, 1924-25)

    Для фортепиано

    2 сонаты (C-dur ор. 12, 1926; h-moll op. 61, 1942, поcвящена Л. Н. Николаеву)
    24 прелюдии (ор. 32, 1933)
    24 прелюдии и фуги (op. 87, 1951)
    8 прелюдий (op. 2, 1920)
    Афоризмы (10 пьес, op. 13, 1927)
    3 фантастических танца (op. 5, 1922)
    Детская тетрадь (6 пьес, op. 69, 1945)
    Танцы кукол (7 пьес, без op., 1952)

    Для 2 фортепиано

    концертино (ор. 94, 1953)
    сюита (ор. 6, 1922, поcвящена памяти Д. Б. Шостаковича)

    Для голоса с оркестром

    2 басни Крылова (ор. 4, 1922)
    6 романсов на слова японских поэтов (ор. 21, 1928-32, поcвящён Н. В. Варзар)
    8 английских и американских народных песен на тексты Р. Бёрнса и др. в переводе С. Я. Маршака (без op., 1944)

    Для хора с фортепиано

    Клятва наркому (cлова В. М. Саянова, 1942)

    Для хора a cappella

    Десять поэм на слова русских революционных поэтов (ор. 88, 1951)
    2 обработки русских народных песен (ор. 104, 1957)
    Верность (8 баллад на слова Е. А. Долматовского, ор. 136, 1970)

    Для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано

    7 романсов на слова А. А. Блока (ор. 127, 1967)
    вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто и тенора с фортепьяно (ор. 79, 1948)

    Для голоса с фортепиано

    4 романса на слова А. С. Пушкина (ор. 46, 1936)
    6 романсов на слова У. Рэли, Р. Бёрнса и У. Шекспира (ор. 62, 1942; вариант с камерным оркестра)
    2 песни на слова М. А. Светлова (ор. 72, 1945)
    2 романса на слова М. Ю. Лермонтова (ор. 84, 1950)
    4 песни на слова Е. А. Долматовского (ор. 86, 1951)
    4 монолога на слова А. С. Пушкина (ор. 91, 1952)
    5 романсов на слова Е. А. Долматовского (ор. 98, 1954)
    Испанские песни (ор. 100, 1956)
    5 сатир на слова С. Чёрного (ор. 106, 1960)
    5 романсов на слова из журнала «Крокодил» (ор. 121, 1965)
    Весна (слова Пушкина, ор. 128, 1967)
    6 стихотворений М. И. Цветаевой (ор. 143, 1973; вариант с камерным оркестром)
    сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (ор. 148, 1974; вариант с камерным оркестром)
    4 стихотворения капитана Лебядкина (слова Ф. М. Достоевского, ор. 146, 1975)

    Для солистов, хора и фортепиано

    обработки русских народных песен (1951)

    Музыка к спектаклям драматических театров

    «Клоп» Маяковского (1929, Москва, Театр им. В. Э. Мейерхольда)
    «Выстрел» Безыменского (1929, Ленинградский ТРАМ)
    «Целина» Горбенко и Львова (1930, там же)
    «Правь, Британия!» Пиотровского (1931, там же)
    «Гамлет» Шекспира (1932, Москва, Театр им. Вахтангова)
    «Человеческая комедия» Сухотина, по О. Бальзаку (1934, там же)
    «Салют, Испания» Афиногенова (1936, Ленинградский театр драмы им. Пушкина)
    «Король Лир» Шекспира (1941, Ленинградский Большой драматический театр им. Горького)

    Музыка к кинофильмам

    «Новый Вавилон» (1929)
    «Одна» (1931)
    «Златые горы» (1931)
    «Встречный» (1932)
    «Любовь и ненависть» (1935)
    «Подруги» (1936)
    «Юность Максима» (1935)
    «Возвращение Максима» (1937)
    «Выборгская сторона» (1939)
    «Волочаевские дни» (1937)
    «Друзья» (1938)
    «Человек с ружьем» (1938)
    «Великий гражданин» (2 серии, 1938-39)
    «Глупый мышонок» (мультфильм, 1939)
    «Приключения Корзинкиной» (1941)
    «Зоя» (1944)
    «Простые люди» (1945)
    «Пирогов» (1947)
    «Молодая гвардия» (1948)
    «Мичурин» (1949)
    «Встреча на Эльбе» (1949)
    «Незабываемый 1919-й год» (1952)
    «Белинский» (1953)
    «Единство» (1954)
    «Овод» (1955)
    «Первый эшелон» (1956)
    «Гамлет» (1964)
    «Год, как жизнь» (1966)
    «Король Лир» (1971) и др.

    Инструментовка сочинений других авторов

    М. П. Мусоргского — опер «Борис Годунов» (1940), «Хованщина» (1959), вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962)
    оперы «Скрипка Ротшильда» В. И. Флейшмана (1943)
    хоров А. А. Давиденко -«На десятой версте» и «Улица волнуется» (для хора с оркестра, 1962)

  2. Undead_Army Ответить

    Первые балеты – «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»
    Коллективный герой произведения – футбольная команда (что неслучайно, поскольку композитор увлекался спортом, профессионально разбирался в тонкостях игры, что давало ему возможность писать отчеты о футбольных матчах, был активным болельщиком, окончил школу футбольных судей). Далее появляется балет «Болт» на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конармейцем и само по себе, с современной точки зрения, было практически пародийным. Балет был создан композитором  в духе конструктивизма. Современники по-разному вспоминали премьеру: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет прошел под овации. Музыка балета «Светлый ручей» (премьера – 04.01.35), действие которого происходит в колхозе, насыщена не только лирическими, но и комическими интонациями, что также не могло не отразиться на участи композитора.
    Шостакович в ранние годы много сочинял, но часть произведений оказалась собственноручно им уничтожена, как, например, первая опера «Цыганы» по Пушкину.
    Опера «Нос» (1927-1928)
    Она вызвала ожесточенные споры, в результате чего оказалась надолго снята с репертуара театров, позже – вновь воскресла. По собственным словам Шостаковича, он:
    «…менее всего руководствовался тем, что опера есть по преимуществу музыкальное произведение. В “Носе” элементы действия и музыки уравнены. Ни то, ни другое не занимает преобладающего места».
    В стремлении к синтезу музыки и театрального представления, композитор органично объединил в произведении собственную творческую индивидуальность и различные художественные веяния («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека). Огромное влияние на композитора оказала театральная эстетика реализма Вс. Мейерхольда. В целом, «Нос» закладывает основы, с одной стороны, реалистического метода, с другой – «гоголевского» направления в советской оперной драматургии.
    Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда»)
    Она была отмечена резким переходом от юмора (в балете «Болт») к трагедии, хотя трагедийные элементы уже сквозили в «Носе», составляя его подтекст.
    Это – «…воплощение трагического ощущения жуткой бессмыслицы изображаемого композитором мира, в котором попрано все человеческое, а люди – жалкие марионетки; над ними возвышается его превосходительство Нос» (Л. Данилевич).
    В такого рода контрастах исследователь Л. Данилевич видит их исключительную роль в творческой деятельности Шостаковича, и шире – в искусстве века.
    Опера «Катерина Измайлова» посвящена жене композитора Н. Варзар. Изначальный замысел был масштабен – трилогия, изображающая судьбы женщины в различные эпохи. «Катерина Измайлова» была бы первой ее частью, изображающей стихийный протест героини против «темного царства», толкающего ее на путь преступлений. Героиней следующей части должна была бы стать революционерка, а в третьей части композитор хотел показать судьбу советской женщины. Этому замыслу осуществиться было не суждено.
    Из оценок оперы современниками показательны слова И.Соллертинского:
    «Можно утверждать с полной ответственностью, что в истории русского музыкального театра после «Пиковой дамы» не появлялось произведения такого масштаба и глубины, как «Леди Макбет».
    Сам композитор называл оперу «трагедией-сатирой», объединив тем самым две важнейшие стороны своего творчества.
    Однако 28.01.36 в газете «Правда» появляется статья «Сумбур вместо музыки» об опере (которая уже получила высокую оценку и признание публики), в которой Шостаковича обвиняли в формализме. Статья оказалась результатом непонимания сложных эстетических вопросов, поднимаемых оперой, но в результате имя композитора резко обозначилось в негативном ключе.
    В этот тяжкий период для него оказалась неоценимой поддержка многих коллег и В. Мейерхольда, который публично заявил, что приветствует Шостаковича словами Пушкина о Баратынском:
    «Он у нас оригинален – ибо мыслит».
    (Хотя поддержка Мейерхольда вряд ли могла в те годы быть именно поддержкой. Скорее, она создавала опасность для жизни и творчества композитора.)
    В довершение ко всему, 6 февраля в этой же газете выходит статья «Балетная фальшь», фактически зачеркивающая балет «Светлый ручей».
    Из-за этих статей, нанесших жесточайший удар композитору, его деятельность как оперного и балетного композитора завершилась, несмотря на то, что его постоянно пытались заинтересовать различными проектами в течение многих лет.

    Симфонии Шостаковича

    В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений.
    О Первой симфонии американский музыкальный журнал в 1939 году писал:
    «Это голос нового поколения в музыке и жизни».
    Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества.
    Вторая симфония – это отражение современной композитору жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей.
    Третья симфония отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка в сравнении со Второй.
    Начинает рельефно прослеживаться принцип монтажной драматургии, театральность, зримость образов.
    Четвертая симфония – симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича.
    Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени». Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал:
    «В музыке Четвертой симфонии бурлит и клокочет сама жизнь».
    Пятую симфонию часто сопоставляют с шекспировским типом драматургии, в частности, с «Гамлетом».
    Сам автор считал, что содержание любой трагедии
    «должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».
    Так, о своей Пятой симфонии он говорил:
    «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения».
    Поистине знаковой стала Седьмая симфония («Ленинградская»), написанная в блокадном Ленинграде под непосредственным впечатлением от страшных событий Второй мировой войны.
    По мнению Кусевицкого, его музыка
    «необъятна и человечна и может сравниться с универсальностью человечности гения Бетховена, родившегося, как и Шостакович, в эпоху мировых потрясений…».
    Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио. Максим Шостакович, сын композитора, считал, что в этом произведении отражен не только антигуманизм фашистского нашествия, но и антигуманизм сталинского террора в СССР.
    Восьмая симфония (премьера 04.11.1943) – первая кульминация трагедийной линии творчества композитора (вторая кульминация – Четырнадцатая симфония), музыка которой вызывала полемику с попытками принизить ее значимость, однако она признана одним из выдающихся произведений ХХ века.
    В Девятой симфонии (завершена в 1945) композитор (существует такое мнение) откликнулся на окончание войны.
    В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы.
    Десятая симфония продолжила линию, заложенную в симфонии №4.
    После нее Шостакович обращается к иному типу симфонизма, воплощающему народный революционный эпос. Так, появляется дилогия – симфонии №№ 11 и 12, носящие названия «1905 год» (симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября) и «1917 год» (симфония № 12).
    Симфонии Тринадцатая и Четырнадцатая также отмечены особыми жанровыми признаками (черты оратории, влияние оперного театра).
    Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров.
    Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. С одной стороны, это произведения, написанные под воздействием страха перед тем, что происходит в стране, некоторые из них написаны по заказу, некоторые, чтобы обезопасить себя. С другой стороны, это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки. Такова Четырнадцатая симфония. Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.

  3. Tujas Ответить

    Сочинять музыку Шостакович начал, когда ему было всего девять лет. После посещения оперы Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” мальчик заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой и поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской.
    На протяжении долгих лет он активно работал над симфониями и операми. В январе 1936 оперу “Катерина Измайлова”, музыку к которой написал Дмитрий Шостакович, посетил сам Иосиф Сталин. Произведение шокировало диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и фольклорной музыке. Его реакция нашла своё выражение в редакционной статье “Сумбур вместо музыки”, которая на годы определила пути развития советской музыки. Большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936 года, практически исчезло из культурного обихода страны.
    В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере Мурадели “Великая дружба”, в котором музыка крупнейших советских композиторов (в том числе Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна) объявлялась “формалистической” и “чуждой советскому народу”. Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936 году. Композитор, вынужденный подчиниться диктату и “осознавший свои ошибки”, выступил с ораторией “Песнь о лесах” (1949), кантатой “Над Родиной нашей солнце сияет” (1952), а также музыкой из фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.
    Вокальные циклы и фортепианные сочинения Шостаковича вошли в мировую сокровищницу музыкального искусства, но прежде всего он был гениальным симфонистом. Именно в своих симфониях он попытался переложить на язык музыки историю XX века, со всеми его трагедиями и страданиями. “Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку самых известных из них.
    Симфония №1
    Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа. После её премьеры в Ленинграде 12 мая 1926 года критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке после эмиграции Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. Слушатели были поражены, когда после бури аплодисментов на сцену вышел раскланиваться юноша, почти мальчик с упрямым хохолком на голове.
    Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации. В 1927 году Первая симфония Шостаковича прозвучала в Берлине, затем в Филадельфии и Нью-Йорке. Её включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний мальчик вошёл в историю музыки.
    [OBJ Дмитрий Шостакович – Симфония №1 (дирижер – Валерий Гергиев)]
    Симфония №7
    Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начал работать над седьмой симфонией – “Ленинградской”. Закончил он её в декабре 1941 года, 5 марта 1942 года состоялась премьера симфонии в Куйбышеве. Концерты также прошли в Москве и Новосибирске, но поистине легендарное исполнение симфонии состоялось в осаждённом Ленинграде. Музыкантов отзывали из военных частей, некоторых из них перед началом репетиций пришлось положить в больницу, чтобы подкормить и подлечить. В день исполнения симфонии, 9 августа 1942 года, все артиллерийские силы осаждённого города были брошены на подавление огневых точек врага – ничто не должно было помешать знаменательной премьере.
    Любопытно, что написал о симфонии Алексей Толстой: “Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Постараемся (хотя бы отчасти) проникнуть в путь музыкального мышления Шостаковича — в грозные тёмные ночи Ленинграда, под грохот разрывов, в зареве пожаров, оно привело его к написанию этого откровенного произведения”.
    [OBJ Дмитрий Шостакович исполняет фрагмент 7-й симфонии]
    Симфония №10
    Десятая симфония, одно из самых личных, автобиографичных сочинений Шостаковича, была создана в 1953 году. Её ждали как апофеоз победы, а получили нечто странное, двусмысленное, вызвавшее и недоумение и недовольство критики. Ею в советской музыке символически открылась эпоха “оттепели”. Это была глубоко интимная исповедь художника, отстоявшего свое “Я” в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет.
    [OBJ Дмитрий Шостакович – Симфония №10 (исполняет Карельский симфонический оркестр, дирижёр – Евгений Клейнер)]

  4. Anarariel Ответить

    В его музыке, как в зеркале, отразился весь тот ужас, с которым столкнулся человек в прошлом столетии в нашей стране. Биограф композитора Кшиштоф Мейер заметил по этому поводу: «Трудно себе представить расцвет его таланта за границами его родины, — в этом отношении он принципиально отличался от Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева»
    *
    — Мейер К. «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время» — СПб.: DSCH, Композитор, 1998. С.3
    . Импульсом к созданию многих произведений для Шостаковича были конкретные события, но связь не всегда проявлялась очевидным образом, например, в названии произведений («Симфоническое посвящение Октябрю» или «Первомайская» симфония), «гораздо существеннее эмоциональная программность многих других произведений — крайне трудно поддающаяся аналитическому описанию, хотя и отчетливо ощущаемая»
    *
    — Мейер К. «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время» — СПб.: DSCH, Композитор, 1998. С.3
    . Даже музыка, написанная к фильмам Козинцева и Трауберга, звучит, как «у бездны на краю». Будучи втянутым в махину тоталитарного государства, Шостакович не мог не ощущать пропасть, что и запечатлено в «Свидетельстве», воспоминаниях Дмитрия Дмитриевича, записанных Соломоном Волковым.
    Александр Блок когда-то произнес знаменитые слова: «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем», они приобрели символическое значение. Блок умер, потому что ему нечем было дышать. Шостакович умер от рака легких, словно воплотив эту страшную метафору в жизнь, хотя его «творческую волю — тайную свободу» никому так и не удалось отнять.
    Наследие Шостаковича огромно, композитор работал в разных жанрах. Он также написал несколько вокальных циклов, симфонии с участием певцов, оперы. Композитор часто обращался к сюжетам русской литературы, а иногда и сам писал тексты («Антиформалистический раек»). Мы выбрали две оперы, раек и один цикл, чтобы немного поговорить о связи Шостаковича с литературой.

    Опера «Нос»

    (1927–1928)
    Шостакович создал «Нос», когда ему было всего 22 года. Либретто по повести Гоголя должен был писать Евгений Замятин. Сотрудничество, не удовлетворило Шостаковича (хотя сцена пробуждения Ковалева из первого акта принадлежит именно Замятину). Композитор обратился к молодым литераторам Александру Прейсу и Георгию Ионину. По желанию Шостаковича либреттисты дополнили «Нос» фрагментами из «Старосветских помещиков», «Мертвых душ», «Записок сумасшедшего», «Тараса Бульбы» и «Женитьбы», а также включили в оперу песенку Смердякова из «Братьев Карамазовых» Достоевского. В результате получилось 12 картин в трех актах. «„Нос“ — это остроумнейшее разоблачение „механизма“ обывательской „утки“, — писал Соллертинский. — Зародившийся из ничего вздорный слух, пустяковый анекдот распухает до пределов фантастического мыльного пузыря и затем лопается с треском, оставляя, как и следовало ожидать, пустое место»
    *
    — Соллертинский И. «Нос» — орудие дальнобойное // Рабочий и театр.1930. № 7. С. 6.
    .
    «Нос» для своего времени — глубоко новаторская опера. В ней Шостакович отчасти предвосхитил поиски так называемой конкретной музыки, исследующей границы музыкального. Речь идет об оркестровом антракте перед второй картиной, написанном для одних ударных (можно послушать это произведение, например, в исполнении ансамбля Марка Пекарского).

    Опера «Леди Макбет Мценского уезда»

    (1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934-м)
    Сюжет очерка Николая Лескова (так жанр определил сам автор) обратил на себя внимание Шостаковича в начале 30-х, когда в руки композитору попало издание с рисунками Бориса Кустодиева. С последним Шостакович был знаком еще в юности, Кустодиев даже написал портрет своего молодого друга. Сюжет очерка — драма молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой. Катерина влюбляется в молодого приказчика Сергея. Чтобы ничто не мешало их страсти, Измайлова сначала отравляет свёкра, затем вместе с Сергеем убивает своего мужа, после душит подушкой малолетнего племянника (детоубийство отсутствует в либретто, написанном А. Прейсом). Преступники отправляются на каторгу, там Измайлова переживает предательство любовника, а потом гибнет, увлекая свою соперницу Сонетку на дно. Шостакович отзывался о сюжете так: «…„Леди Макбет“ можно назвать трагико-сатирической оперой. Несмотря на то, что Екатерина Львовна является убийцей своих мужа и свекра, я все-таки ей симпатизирую. Я старался придать всему быту, ее окружающему, мрачный сатирический характер. Слово „сатирический“ я отнюдь не понимаю как „смешной, зубоскальский“. Наоборот, в „Леди Макбет“ я старался создать оперу — разоблачающую сатиру… заставляющую ненавидеть весь страшный произвол и издевательство купеческого быта»
    *
    — Шостакович Д. Трагедия-сатира // Советское искусство. 1932
    . Хотя композитор и позиционировал оперу как сатирическую, ее финал трагичен, именно там «впервые с такой силой у него прозвучала нота великого пессимизма, которая будет доминировать в его творчестве многие годы»
    *
    — Мейер К. «Шостакович: Жизнь. Творчество. Время» — СПб.: DSCH, Композитор, 1998. С. 47.
    .
    В 1936-м после просмотра оперы Сталиным, Молотовым, Ждановым и Микояном «Леди Макбет…» была подвергнута осуждению (печально известная статья «Сумбур вместо музыки» вышла в газете «Правда»).

    «Антиформалистический раёк»

    (1948, вторая редакция — 1957)
    1948 год в советской музыкальной истории запомнился кампанией, ратующей за народность и направленной против формализма в музыке. Поводом для общей травли послужило постановление об опере Вано Мурадели «Великая дружба». Любопытно, что сам Мурадели был ярым пропагандистом режима (автором таких произведений, как «Кантата о Сталине», поэма-кантата «Вождю», песня «Нас воля Сталина вела» и так далее), однако лояльность к власти не спасла композитора. В постановлении об опере «Великая дружба» утверждалось, что «исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918–1920 гг. Из оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что является исторически фальшивым, так как помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы». Документ затрагивал и других композиторов, в том числе и Шостаковича. Партийные деятели считали, что в его музыке имеются «антинародные, формалистические извращения».
    Эти события побудили композитора написать «Антиформалистический раёк». Жанр восходит к «Райку» Модеста Мусоргского, высмеивавшего противников «Могучей кучки». «Антиформалистический раёк» это и литературное произведение. (Текст был впервые опубликован в 1993 году в журнале «Наше наследие».) Его полный подзаголовок: «Для чтеца, четырёх басов и смешанного хора в сопровождении фортепиано. Слова и музыка неизвестных авторов. В помощь изучающим. Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке». Тем самым Шостакович пародировал издания типа «В помощь изучающим „Краткий курс истории ВКП(б)“», «В помощь изучающим марксистско-ленинскую эстетику» и тому подобное. По сюжету райка, в одном из дворцов культуры состоялось собрание на тему «Реализм и формализм в музыке». Высказываются видные партийные деятели: Единицын, Двойкин, Тройкин, в их образах без труда угадываются реальные люди. В партии Единицына — звучит тавтология сталинской речи, выступление Двойкина построено на цитатах из речей Жданова и так далее. Но важны не только слова Единцына, Двойкина и Тройкина, но и музыкальные цитаты в их «выступлениях». Так, речь Единицына перекликается с мотивом «Сулико», любимой песней Сталина, усиливая тем самым пародийные коннотации. Партия Двойкина завершается лезгинкой, которая вместе с первыми словами: «Товарищи! Своим выступлением я не имею в виду вносить диссонансы или атональность в те мысли, которые мы здесь слыхали (то есть речь Единицына — прим. автора)», демонстрирует соглашательство со всем, что бы ни сказал вождь. Музыкальные отсылки в выступлении Тройкина к «Калинке», «Камаринской» и «Речной песне» Хренникова, а также обыгрывание фамилий «народных» композиторов («Дзержинка», «Расхреновые») указывают на прототипы (Иван Дзержинский, Тихон Хренников).
    Шостакович писал «Раек» в стол, понимая, что поставить его на сцене невозможно. Композитор не оставлял надежд и во времена Оттепели, но впервые «Раек» был исполнен лишь в 1989 году.

    «Четыре стихотворения капитана Лебядкина»

    (1975)
    И вновь смешное приобретает у Шостаковича зловещие черты. На репетиции композитор сказал: «Здесь, кажется, мне удалось ухватить „достоевщину“. Лебядкин, конечно, шут гороховый, но иногда от него становится страшно…»
    *
    — Нестеренко Е. Счастье творческого общения // Музыкальные кадры. 30 сентября 1976 года. С. 2–3.
    . В письме Исааку Гликману Шостакович замечает следующее: «У меня получилось очень зловещее произведение»
    *
    — Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману. Письма к другу. СПб., 1993. C. 302.
    . Любопытный факт, в творческой биографии Шостаковича Лебядкин соседствует с циклом на стихи Цветаевой, сюитой на слова Буонаротти. Исаак Гликман утверждал, что Шостакович после работы над драматическими произведениями «испытывал потребность высказаться в совершенно контрастном юмористическом жанре».
    Впрочем, все перечисленное лишь малая часть сочинений, созданных «на слова». Шостаковичу принадлежит вокальный цикл на стихи Александра Блока и Саши Черного, романсы на стихи Пушкина, а в Симфонии № 14 использованы поэтические тексты Лорки, Аполлинера, Рильке, Кюхельбекера.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *