В каком произведении шостакович использует стихи долматовского?

3 ответов на вопрос “В каком произведении шостакович использует стихи долматовского?”

  1. Ku4Iv Ответить

    1924—1925
    Соч. 10 Первая симфония f-moll:
    1. Allegretto. Allegro non troppo.
    2. Allegro.
    3. Lento.
    4. Lento. Allegro molto.
    M., Музсектор Госиздата, 1927
    1925
    Соч. 11 Две пьесы для октета (4 скрипки, 2 альта. 2 виолончели):
    1. Прелюдия.
    2. Скерцо.
    М., Музсектор Госиздата, 1928
    1926
    Соч. 12 Первая соната для фортепиано (одночастная)
    М., Музсектор Госиздата, 1927
    1927
    Соч. 13 Афоризмы. Десять пьес для фортепиано:
    1. Речитатив.
    2. Серенада.
    3. Ноктюрн.
    4. Элегия.
    5. Похоронный марш.
    6. Этюд.
    7. Пляски смерти.
    8. Канон.
    9. Легенда.
    10. Колыбельная песня.
    Л., «Тритон», 1927
    Соч. 14 Вторая симфония «Октябрю» (одночастная).
    Симфоническое посвящение с заключительным хором на слова А. Безыменского.
    М., Музсектор Госиздата, 1927
    1927—1928
    Соч. 15 «Нос». Опера в трех действиях по Гоголю. Либретто
    Е. Замятина, Г. Ионина, А. Прейса и Д. Шостаковича «Universal Edition»,
    Вена, 1952
    Соч. 15а Сюита из оперы «Нос» для певцов-солистов и оркестра;
    1. Увертюра.
    2. Ария Ковалева.
    3. Антракт из 1-го действия.
    4. Антракт из 2-го действия.
    5. Песенка Ивана.
    6. Монолог Ковалева.
    7. Галоп.
    Рукопись, Ленинградская филармония
    1928
    Соч. 16 «Таити-Трот». Оркестровая транскрипция песни-танца
    8. Юманса «Теа for Two» («Чай для двоих»). Рукопись.
    Соч. 17 Две пьесы Скарлатти, инструментовка для духового состава. Рукопись
    Соч. 18 Музыка к немому кинофильму «Новый Вавилон»
    Соч. 19 1929
    Музыка к пьесе Маяковского «Клоп» (Театр имени Мейерхольда).
    Рукопись, Театральный музей имени Бахрушина
    Соч. 20 Третья симфония Es-dur, «Первомайская» (одночастная) для оркестра
    и хора. Слова С. Кирсанова. М., Музгиз, 1932.
    1928—1932
    Соч. 21 Шесть романсов на слова японских поэтов для голоса
    (тенор) с оркестром:
    1. Любовь.
    2. Перед самоубийством.
    3. Нескромный взгляд.
    4. В первый и последний раз.
    5. Безнадежная любовь.
    6. Смерть. Рукопись, ЦГАЛИ
    1929—1930
    Соч. 22 «Золотой век». Балет в трех действиях. Либретто
    А. Ивановского.
    Рукопись, Библиотека Ленинградского театра оперы и балета имени С. М.
    Кирова
    1929—1932
    Соч. 22а Сюита из балета «Золотой век»:
    1. Вступление.
    2. Адажио.
    3. Полька.
    4. Танец.
    М., Музгиз, 1935
    1929
    Соч. 23 Две пьесы для оркестра к опере «Колумб»
    Дресселя:
    1. Антракт.
    2. Финал. Рукопись утрачена
    Соч. 24 Музыка к пьесе А. Безыменского
    «Выстрел» (Ленинградский театр рабочей молодежи). Рукопись утрачена
    1930
    Соч. 25 Музыка к пьесе А. Горбенко и Н. Львова «Целина»
    (Ленинградский театр рабочей молодежи). Рукопись утрачена
    Соч. 26 Музыка к кинофильму «Одна».
    Рукопись, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени
    Глинки
    1930—1931
    Соч. 27 «Болт». Балет в трех действиях. Либретто В. Смирнова.
    Рукопись, Библиотека Ленинградского театра оперы и балета имени С. М.
    Кирова
    1931
    Соч. 27а Сюита из музыки к балету «Болт»:
    1. Увертюра.
    2. Танец бюрократа.
    3. Танец ломового.
    4. Танго.
    15. Интермеццо.
    6. Танец рабыни.
    7. Танец.
    8. Общий танец и апофеоз.
    Рукопись, Бюро проката нот Музфонда СССР
    Соч. 28 Музыка к пьесе А. Пиотровского «Правь, Британия»
    (Ленинградский театр рабочей молодежи) Рукопись, ЦГАЛИ
    1930—1932
    Соч. 29 «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»).
    Опера в четырех действиях по Лескову. Либретто А. Прейса и Д. Шостаковича
    М., Музгиз, 1935
    1931
    Соч. 30 Музыка к кинофильму «Златые горы».
    Рукопись утрачена
    Соч. 30а Сюита из музыки к кинофильму «Златые горы»:
    1. Вступление.
    2. Вальс. 3. Фуга.
    4. Интермеццо.
    5. Похоронный марш.
    6. Финал.
    М., Музгиз, 1935
    Соч. 31 Музыка к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый» В.
    Воеводина и Е. Рысса. Рукопись, ЦГАЛИ
    1931—1932
    Соч. 32 Музыка к трагедии Шекспира «Гамлет» (Театр имени Вахтангова).
    Рукопись, музей Театра имени Вахтангова
    1932
    Соч. 32а Сюита из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет»:
    1. Вступление и ночной дозор.
    2. Похоронный марш.
    3. Туш и танцевальная музыка.
    4. Охота.
    5. Пантомима актеров.
    6. Шествие.
    7. Музыкальная пантомима.
    8. Пир.
    9. Песенка Офелии.
    10. Колыбельная.
    11. Реквием.
    12. Турнир.
    13. Марш Фортинбраса.
    М., «Советский композитор», 1960
    Соч. 33 Музыка к фильму «Встречный».
    Рукопись, Музыкальный отдел «Ленфильма»
    1932—1933
    Соч. 34 Двадцать четыре прелюдии для фортепиано
    М., Музгиз, 1934
    1933
    Соч. 35 Первый концерт для фортепиано с оркестром
    1. Allegretto.
    2. Lento.
    3. Moderate
    4. Allegro con brio. M., Музгиз, 1934
    Соч. 36 Музыка к мультипликационному фильму «Сказка о попе и работнике
    его Балде» (фильм на экранах не появлялся).
    Рукопись, Государственный центральный музей музы-кальной культуры имени
    Глинки
    1933—1934
    Соч. 37 Музыка к спектаклю «Человеческая комедия» по Баль-
    заку (Театр имени Вахтангова). Рукопись, музей Театра имени Вахтангова.
    1934
    Соч. 38 Музыка к кинофильму «Любовь и ненависть».
    Рукопись, Государственный центральный музей музыкальной культуры имени
    Глинки
    1934—1935
    Соч. 39 «Светлый ручей». Балет в трех действиях.
    Либретто Ф. Лопухов а и А. Пиотровского. Рукопись, Библиотека Большого
    театра СССР
    1934
    Соч. 40 Соната для виолончели и фортепиано d-moll:
    1. Moderato.
    2. Moderato con moto.
    3. Largo.
    4. Allegretto.
    Л., «Тритон», 1935
    1934—1935
    Соч. 41 Музыка к кинофильму «Юность Максима».
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма» Музыка к кинофильму «Подруги»
    Рукопись. ЦГАЛИ
    1935
    Соч. 42 Пять фрагментов для оркестра.
    Рукопись. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени
    Глинки
    1935—1936
    Соч. 43 Четвертая симфония c-moll:
    1. Allegretto росо moderato.
    2. Moderato con moto.
    3. Largo. Allegretto.
    M., «Советский композитор», 1962
    1936
    Соч. 44 Музыка к пьесе А. Афиногенова
    «Салют, Испания» (Ленинградский театр драмы имени
    Пушкина).
    Рукопись.
    1936—1937
    Соч. 45 Музыка к кинофильму «Возвращение Максима».
    Рукопись.
    1936
    Соч. 46 Четыре романса для голоса (бас) и фортепиано на сти-
    хи Пушкина:
    1. «Возрождение».
    2. «Юношу, горько рыдая, ревнивая дева бранила…»
    3. «Предчувствие».
    4. «Стансы».
    М., «Советский композитор», 1960
    1937
    Соч. 47 Пятая симфония d-moll:
    1. Moderate
    2. Allegretto.
    3. Largo.
    4. Allegro non troppo. M., Музгиз, 1939
    1936—1937
    Соч. 48 Музыка к кинофильму «Волочаевские дни».
    Рукопись. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени
    Глинки
    1938
    Соч. 49 Первый квартет C-dur:
    1. Moderate
    2. Moderato.
    3. Allegro molto.
    4. Allegro.
    M., Музгиз, 1939
    Соч. 50 Музыка к кинофильму «Выборгская сторона».
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма»
    Соч. 50а Фрагменты из музыки к кинотрилогии о Максиме для оркестра:
    1. Вступление.
    2. Сцена нападения.
    3. Гибель старого рабочего.
    4. Вальс.
    5. Демонстрация.
    6. Баррикада.
    7. Похоронный марш.
    8. Финал.
    М., «Советский композитор», 1961
    Соч. 51 Музыка к кинофильму «Друзья».
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма».
    Соч. 52 Музыка к кинофильму «Великий гражданин» (первая серия).
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма»
    Соч. 53 Музыка к кинофильму «Человек с ружьем».
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма»
    1939
    Соч. 54 Шестая симфония h-moll:
    1. Largo.
    2. Allegro.
    3. Presto.
    M., Музгиз, 1941
    Соч. 55 Музыка к кинофильму «Великий гражданин» (вторая серия).
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма»
    Соч. 56 Музыка к мультипликационному фильму «Глупый мышонок»
    Рукопись утрачена
    1940
    Соч. 57 Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано g-moll:
    1. Прелюдия (Lento).
    2. Фуга (Adagio).
    3. Скерцо (Allegretto).
    4. Интермеццо (Lento).
    5. Финал (Allegretto).
    М., изд-во оркестротек Союза советских композиторов, 1941
    Соч. 58 Оркестровка оперы Мусоргского «Борис Годунов»
    «Советский композитор», М., 1963
    Соч. 58а Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»
    (Ленинградский Большой драматический театр имени
    Горького)
    Рукопись, библиотека Большого драматического театра имени Горького
    Соч. 59 Музыка к кинофильму «Приключения Корзинкиной».
    Рукопись утрачена
    1941
    Соч. 60 Седьмая симфония C-dur:
    1. Allegretto.
    2. Moderato (росо allegretto).
    3. Adagio.
    4. Allegro non troppo. M., Музгиз, 1942
    1942
    Соч. 61 Вторая соната для фортепиано h-moll:
    1. Allegretto.
    2. Lai go.
    3. Moderato. Allegro non troppo. M., Музгиз, 1943
    Соч. 62 Шесть романсов для голоса (бас) и фортепиано:
    1. «Сыну». Слова В. Роллея. Пер. Б. Пастернака.
    2. «В полях под снегом и дождем». Слова Р. Бернса. Пер. С. Маршака.
    3. «Макферсон перед казнью». Слова Р. Бернса. Пер. С. Маршака.
    4. «Дженни». Слова Р. Бернса. Пер. С. Маршака.
    5. Сонет 66. Слова В. Шекспира. Пер. Б. Пастернака.
    6. «Королевский поход». Английская детская народная песня. Перевод С.
    Маршака
    Музфонд, М., 1943
    Соч. 63 Музыка к спектаклю «Отчизна»
    (Ансамбль песни и пляски НКВД). Рукопись. Центральный клуб МВД
    1943—1944
    Соч. 64 Музыка к кинофильму «Зоя».
    Рукопись. Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    1943
    Соч. 65 Восьмая симфония c-moll;
    1. Adagio.
    2. Allegretto.
    3. Allegro non troppo.
    4. Largo.
    5. Allegretto. M., Музгиз, 1946
    1944
    Соч. 66 Музыка к спектаклю «Русская река»
    (Ансамбль песни и пляски НКВД).
    Рукопись. Центральный клуб МВД
    Соч. 67 Трио (второе) для скрипки, виолончели и фортепиано e-moil:
    1. Andante.
    2. Allegro non troppo.
    3. Largo.
    4. Allegretto. M., Музгиз, 1945
    Соч. 68 Второй квартет A-dur:
    1. Увертюра (Moderato con moto).
    2. Речитатив и романс (Adagio).
    3. Вальс (Allegro).
    4. Тема с вариациями (Adagio. Allegro non troppo). M., Музгиз, 1945
    1945—1946
    Соч. 69 Детская тетрадь. Шесть пьес для фортепиано:
    1. Марш.
    2. Вальс.
    3. Медведь.
    4. Веселая сказка.
    5. Грустная сказка.
    6. Заводная кукла.
    М., Музфонд СССР, 1945
    1945
    Соч. 70 Девятая симфония Es-dur:
    1. Allegro.
    2. Moderato.
    3. Presto.
    4. Largo.
    5. Allegretto.
    M., Музфонд СССР, 1945
    Соч. 71 Музыка к кинофильму «Простые люди».
    Рукопись. Музыкальный отдел «Ленфильма» Соч. 72 . Две песни для голоса
    и фортепиано.
    Слова М. Светлова:
    1. Колыбельная.
    2. Фонарики.
    М., Музфонд СССР, 1945
    1946
    Соч. 73 Третий квартет F-dur:
    1. Allegretto.
    2. Moderato con moto.
    3. Allegro non troppo.
    4. Adagio.
    5. Moderato.
    M., Музфонд СССР. 1947
    Соч. 74 Поэма о Родине для солистов, хора и оркестра.
    Слова разных авторов. М., Музфонд СССР, 1947
    1947—1948
    Соч. 75 Музыка к кинофильму «Молодая
    гвардия» (две серии).
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    Соч. 75а Сюита из музыки к кинофильму «Молодая гвардия»:
    1. Вступление.
    2. У реки.
    3. Скерцо.
    4. Тревожная ночь.
    5. Песня молодогвардейцев.
    6. Смерть героев.
    7. Апофеоз.
    М., Музгиз, 1954
    1947
    Соч. 76 Музыка к кинофильму «Пирогов».
    Рукопись.
    Соч. 76а Сюита из музыки к кинофильму «Пирогов».
    Рукопись, Бюро проката нот Музфонда СССР
    1947—1948
    Соч. 77 Первый концерт для скрипки с оркестром a-moll:
    1. Ноктюрн (Moderato).
    2. Скерцо (Allegro).
    3. Пассакалия (Andante).
    4. Бурлеска (Allegro con brio). М., Музгиз, 1956
    1948
    Соч. 78 Музыка к кинофильму «Мичурин».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинем атогр афии
    Соч. 78а Сюита из музыки к кинофильму «Мичурин» для хора и
    оркестра.
    Бюро проката нот Музфонда СССР
    Соч. 79 «Из еврейской народной поэзии», вокальный цикл для
    сопрано, контральто и тенора с сопровождением фортепиано. Слова народные:
    1. «Плач об умершем младенце».
    2. «Заботливые мама и тетя».
    3. Колыбельная.
    4. «Перед долгой разлукой».
    5. «Предостережение».
    6. «Брошенный отец».
    7. «Песня о нужде».
    8. «Зима».
    9. «Хорошая жизнь».
    10. «Песня девушки».
    11. «Счастье».
    М., Музфонд СССР, 1955
    Соч. 80 Музыка к кинофильму «Встреча на Эльбе».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии.
    Соч. 80а Сюита из музыки к кинофильму «Встреча на Эльбе».
    Рукопись, Нотная библиотека Госкомитета Совета министров СССР по телевидению
    и радиовещанию
    1949
    Соч. 81 «Песнь о лесах», оратория для солистов (тенор и бас),
    смешанного хора, хора мальчиков и оркестра. Слова Е. Долматовского:
    1. «Когда окончилась война».
    2. «Оденем Родину в леса».
    3. «Воспоминание о прошлом».
    4. «Пионеры сажают леса».
    5. «Сталинградцы выходят вперед».
    6. «Будущая прогулка».
    7. «Слава».
    М., Музгиз, 1950
    Соч. 82 Музыка к кинофильму «Падение Берлина» (две серии).
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    Соч. 82а Сюита из музыки к кинофильму «Падение Берлина»
    для хора и оркестра. Слова Е. Долматовского:
    1. Вступление.
    2. Сцена у реки.
    3. Атака.
    4. В саду.
    5. Штурм Зееловских высот.
    6. В разрушенном поселке.
    7. Сцена в метро.
    8. Финал.
    М., Музгиз, 1951
    Соч. 83 Четвертый квартет D-dur:
    1. Allegretto.
    2. Andantino.
    3. Allegretto.
    4. Allegretto. M., Музгиз, 1954
    1950
    Соч. 84 Два романса на стихи Лермонтова:
    1. «Баллада».
    2. «Утро Кавказа». Рукопись, ЦГАЛИ
    Соч. 85 Музыка к кинофильму «Белинский». Фильм на экранах
    не появлялся.
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    Соч. 85а Сюита из музыки к кинофильму «Белинский» для хора
    и оркестра:
    1. Увертюра.
    2. «Грустная песенка».
    3. «Сила народная».
    4. Интермедия.
    5. Песня без слов.
    6. Сцена.
    7. Финал.
    М., «Советский композитор», 1960
    1951
    Соч. 86 Четыре песни для голоса и фортепиано. Слова Е. Долматовского:
    1. «Родина слышит, Родина знает».
    2. «Любит, не любит».
    3. «Выручи меня».
    4. «Спи, мой хороший». М., Музгиз, 1952
    1950—1951
    Соч. 87 Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано.
    М., Музгиз, 1952
    1951
    Соч. 88 Десять поэм для смешанного хора без сопровождения!
    1. «Смелей, друзья, идем вперед!» Слова Л. Радииа.
    2. «Один из многих». Слова Е. Тарасова.
    3. «На улицу!»
    Слова неизвестного автора
    4. «При встрече во время пересылки». Слова А. Гмырева.
    5. «Казненным». Слова А. Гмырева.
    6. «Девятое января». Слова А. Коца.
    7. «Смолкли залпы запоздалые». Слова Е. Тарасова.
    8. «Они победили». Слова А. Гмырева.
    9. «Майская песня». Слова А. Коца.
    10. «Песня».
    Слова В. Тан-Богораза (из Уолта Уитмена)
    М., Музгиз, 1952
    Соч. 89 Музыка к кинофильму «Незабываемый 1919-й»,
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра
    кинематографии
    Соч. 89а Фрагменты из музыки к кинофильму
    «Незабываемый 1919-й»:
    1. Вступление.
    2. Романс. Встреча Шибаева с Катей.
    3. Сцена морского боя.
    4. Скерцо.
    5. Штурм Красной горки.
    6. Интермедия.
    7. Финал.
    М., Музгиз, 1955
    1952
    Соч. 90 «Над Родиной нашей солнце сияет».
    Кантата для смешанного хора, хора мальчиков к оркестра. Слова Е. Долматовского.
    М., Музгиз, 1953
    Соч. 91 Четыре монолога для голоса (бас) и фортепиано на стихи Пушкина:
    1. «Отрывок».
    2. «Что в имени тебе моем».
    3. «Во глубине сибирских руд».
    4. «Прощание».
    М., «Советский композитор», 1960
    Соч. 92 Пятый квартет B-dur:
    1. Allegro non troppo.
    2. Andante.
    3. Moderato.
    M., Музгиз, 1954
    1953
    Соч. 93 Десятая симфония e-moll:
    1. Moderato.
    2. Allegro.
    3. Allegretto.
    4. Andante. Allegro. M., Музгиз, 1954
    Соч. 94 Концертино для двух фортепиано
    (одночастное). М., Музфонд СССР, 1955
    1954
    Соч. 95 Музыка к документальному кинофильму «Песня вели-
    ких рек».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра
    кинематографии
    Соч. 96 Праздничная увертюра.
    М., Музфонд СССР, 1955
    1955
    Соч. 97 Музыка к кинофильму «Овод».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    Соч. 97а Фрагменты из музыки к кинофильму «Овод»:
    1. Увертюра.
    2. Контрданс.
    3. Народный праздник.
    4. Интерлюдия.
    5. Вальс-шарманка.
    6. Галоп.
    7. Вступление.
    8. Романс.
    9. Интермедия.
    10. Ноктюрн.
    11. Сцена.
    12. Финал.
    М., Музгиз, 1960
    1954
    Соч. 98 Пять романсов для голоса (бас) и фортепиано.
    Слова Е. Долматовского:
    1. «День встречи».
    2. «День признания».
    3. «День обид».
    4. «День радости».
    5. «День воспоминаний». М., Музгиз, 1956
    1956
    Соч. 99 Музыка к кинофильму «Первый эшелон».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии.
    Соч. 99а Фрагменты из музыки к кинофильму «Первый эшелон»
    для хора и оркестра.
    М., «Советский композитор», 1962
    Соч. 100 Испанские песни для голоса (сопрано) и фортепиано:
    1. «Прощай, Гренада».
    2. «Звездочки».
    3. «Первая встреча».
    4. «Рондо».
    5. «Черноокая».
    6. «Сон».
    Нотное приложение к журналу «Советская музыка»,.
    1956, №9
    Соч. 101 Шестой квартет G-dur:
    1. Allegretto.
    2. Moderato con moto.
    3. Lento.
    4. Lento.
    M., «Советский композитор», 1953
    1957
    Соч. 102 Второй концерт для фортепиано с оркестром E-dur:
    1. Allegro.
    2. Andante.
    3. Allegro.
    M., «Советский композитор», 1959
    Соч. 103 Одиннадцатая симфония «1905 год» g-moll:
    1. «Дворцовая площадь» (Adagio).
    2. «9-е Января» (Allegro).
    3. «Вечная память» (Adagio).
    4. «Набат» (Allegro non troppo. Adagio. Allegro). М., «Советский композитор»,
    1958
    Соч. 104 Две обработки русских народных песен для хора без
    сопровождения:
    1. «Венули ветры».
    2. «Как меня младу-младешеньку муж больно бил». Рукопись, Государственный
    академический русский народный хор
    1958
    Соч. 105 «Москва, Черемушки».
    Музыкальная комедия в трех действиях. Либретто В. Масса и М. Червинского.
    М., «Советский композитор», 1959
    1959
    Соч. 106 Оркестровка оперы Мусоргского «Хованщина». М., Музгиз, 1963
    Соч. 107 Первый концерт для виолончели с оркестром Es-dur:
    1. Allegretto.
    2. Moderato.
    3. Cadenza.
    4. Allegro con moto. M., Музгиз, 1960
    1960
    Соч. 108 Седьмой квартет fis-moll:
    1. Allegretto.
    2. Lento.
    3. Allegro.
    M., «Советский композитор», 1960
    Соч. 109 «Сатиры» для голоса (сопрано) и фортепиано на слова
    Саши Черного:
    1. «Критику».
    2. «Пробуждение весны».
    3. «Потомки».
    4. «Недоразумение».
    5. «Крейцерова соната». М., «Музыка», 1967
    Соч. 110 Восьмой квартет c-moll:
    1. Largo.
    2. Allegro molto.
    3. Allegretto.
    4. Largo.
    5. Largo.
    M., «Советский композитор», 1961
    Соч. Ill Музыка к кинофильму «Пять дней — пять ночей».
    Рукопись, Нотная библиотека симфонического оркестра кинематографии
    1961
    Соч. 111а Сюита из музыки к кинофильму «Пять дней —пять ночей».
    Рукопись. Нотная библиотека симфонического оркестра
    кинематографии
    Соч. 112 Двенадцатая симфония «1917 год» d-moll:
    1. «Революционный Петроград» (Moderato).
    2. «Разлив» (Adagio).
    3. «Аврора» (Allegretto).
    4. «Заря человечества» (L’istesso tempo). М., «Советский композитор»,
    1961
    1962
    Соч. 113 Тринадцатая симфония для солиста (бас), хора басов и оркестра
    b-moll. Слова Е. Евтушенко:
    1. «Бабий яр» (Adagio).
    2. «Юмор» (Allegretto).
    3. «В магазине» (Adagio).
    4. «Страхи» (Largo).
    5. «Карьера» (Allegretto).
    М., «Советский композитор», 1971
    1963
    Соч. 114 «Катерина Измайлова». Опера в четырех действиях. Новая редакция. М., «Музыка», 1965
    Соч. 115 Увертюра на русские и киргизские народные темы для
    оркестра. М., «Музыка», 1967
    1963—1964
    Соч. 116 Музыка к кинофильму «Гамлет».
    Рукопись, Бюро проката нот Музфонда СССР
    1964
    Соч. 116а Сюита из музыки к кинофильму «Гамлет».
    Рукопись, Бюро проката нот Музфонда СССР
    Соч. 117 Девятый квартет Es-dur:
    1. Moderato.
    2. Adagio.
    3. Allegretto.
    4. Adagio. 5 Allegro.
    M., «Музыка», 1966
    Соч. 118 Десятый квартет As-dur:
    1. Andante.
    2. Allegretto furioso.
    3. Adagio.
    4. Allegretto.
    M., «Музыка», 1965
    Соч. 119 «Казнь Степана Разина».
    Вокально-симфоническая поэма для солиста (бас), хора и оркестра.
    Стихи Е. Евтушенко. М., «Музыка», 1966
    1965
    Соч. 120 Музыка к кинофильму «Год как жизнь».
    Рукопись.
    Соч. 121 Вокальный цикл для голоса (бас) и фортепиано на
    слова из журнала «Крокодил»:
    1. «Собственноручное показание».
    2. «Трудно исполнимое желание».
    3. «Благоразумие».
    4. «Иринка и пастух».
    5. «Чрезмерный восторг». «Советская музыка», 1966, № 1
    Соч. 122 Одиннадцатый квартет f-moll:
    1. Вступление (Andantino).
    2. Скерцо (Allegretto).
    3. Речитатив (Adagio).
    4. Этюд (Allegro).
    5. Юмореска (Allegro).
    6. Элегия (Adagio).
    7. Заключение (Moderato).
    М., «Советский композитор», 1967
    Соч. 123 «Предисловие к полному собранию моих сочинений и раз-
    мышление по поводу этого предисловия» для голоса (бас) и фортепиано. Рукопись
    Соч. 124 Оркестровка хоров А. Давиденко
    «На десятой версте», «Улица волнуется». М., «Советский композитор», 1968
    Соч. 125 Новая оркестровка концерта для виолончели с оркестром
    Шумана.
    М., «Музыка», 1966
    Соч. 126 Второй концерт для виолончели с оркестром g-moll:
    1. Largo.
    2. Allegretto.
    3. Allegretto.
    M., «Советский композитор», 1970
    1967
    Соч. 127 Семь романсов на стихи А. Блока для голоса (сопрано) „
    скрипки, виолончели и фортепиано:
    1. «Песня Офелии».
    2. «Гамаюн — птица вещая».
    3. «Мы были вместе».
    4. «Город спит».
    5. «Буря».
    6. «Тайные знаки».
    7. «Музыка».
    М., «Музыка», 1968
    Соч. 128 Романс «Весна, весна» на стихи Пушкина.
    Рукопись
    Соч. 129 Второй концерт для скрипки с оркестром cis-moll:
    1. Moderato.
    2. Adagio.
    3. Adagio.
    4. Allegro.
    M., «Музыка», 1968
    Соч. 130 Траурный симфонический прелюд для оркестра памяти
    погибших героев Сталинградской битвы. Рукопись
    Соч. 131 Симфоническая поэма «Октябрь».
    М., «Музыка», 1969
    Соч. 132 Музыка к кинофильму «Софья Перовская».
    Рукопись
    1968
    Соч. 133 Двенадцатый квартет Des-dur:
    1. Moderato.
    2. Allegretto.
    М., «Музыка», 1969
    Соч. 134 Соната “для скрипки и фортепиано G-dur:
    1. Andante.
    2. Allegretto.
    3. Largo.
    M., «Музыка», 1970
    1969
    Соч. 135 Четырнадцатая симфония для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Г. Лорки, Г. Аполлинера, Р. Рильке и В. Кюхельбекера:
    1. De profundi’s.
    2. «Малагенья».
    3. «Л ope лея».
    4. «Самоубийца».
    5. «Начеку».
    6. «Мадам, посмотрите…».
    7. «В тюрьме Санте».
    8. «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану».
    9. «О, Дельвиг, Дельвиг!»
    10. «Смерть поэта».
    11. «Заключение». М., «Музыка», 1971
    1970
    Соч. 136 «Верность», восемь баллад для мужского хора без сопровождения
    на стихи Е. Долматовского:
    1. «Как в незапамятном году».
    2. «Люди верили в пламя».
    3. «Великое имя».
    4. «Революции знамя».
    5. «Трудный поиск красоты».
    6. «Я все о нем хочу узнать».
    7. «Так вот какие люди были».
    8. «На встречах юных поколений». М., «Музыка», 1970
    Соч. 137 Музыка к кинофильму «Король Лир».
    Рукопись
    Соч. 138 Тринадцатый квартет h-moll (одночастный).
    М., «Музыка», 1972
    Соч. 139 «Марш советской милиции» для духового оркестра.
    Рукопись
    1971
    Соч. 140 Оркестровка шести романсов соч. 62 для баса и камерного оркестра.
    Рукопись
    Соч. 141 Пятнадцатая симфония A-dur:
    1. Allegretto.
    2. Adagio.
    3. Allegretto.
    4. Adagio.
    Соч. 142 Четырнадцатый квартет Fis-dur:
    1. Allegretto.
    2. Adagio.
    3. Allegretto.
    M., «Музыка», 1974
    Соч. 143 Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано:
    1. «Мои стихи».
    2. «Откуда такая нежность?»
    3. «Диалог Гамлета с совестью».
    4. «Поэт и царь».
    5. «Нет, бил барабан…».
    6. «Анне Ахматовой». М., «Музыка», 1974
    1974
    Соч. 143а Оркестровка шести стихотворений Марины Цветаевой для контральто
    и камерного оркестра. Рукопись.
    Соч. 144 Пятнадцатый квартет es-moll:
    1. Элегия. Adagio.
    2. Серенада. Adagio.
    3. Интермеццо. Adagio.
    4. Ноктюрн. Adagio.
    5. Траурный марш. Adagio molto.
    6. Эпилог. Adagio. М., «Музыка», 1975
    Соч. 145 Сюита для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буонарроти:
    1. «Истина».
    2. «Утро».
    3. «Любовь».
    4. «Разлука».
    5. «Гнев».
    6. «Данте».
    7. «Изгнаннику».
    8. «Творчество».
    9. «Ночь».
    10. «Смерть».
    11. «Бессмертие».
    Соч. 145а Оркестровка сюиты на слова Микеланджело Буонарроти для баса
    и симфонического оркестра
    1975
    Соч. 146 Четыре стихотворения капитана Лебядкина для баса и фортепиано.
    Слова Ф. М. Достоевского:
    1. «Любовь капитана Лебядкина».
    2. «Таракан».
    3. «Бал в пользу гувернанток».
    4. «Светлая личность»
    Соч. 147 Соната для альта и фортепиано C-dur:
    1. Moderato.
    2. Allegretto.
    3. Adagio.
    Произведения, не обозначенные opus’м
    1920—1921
    Пять прелюдий для фортепиано. Рукопись
    1934
    Сюита для джаза.
    Союз советских композиторов, изд-во оркестротек, 1939
    1944
    Инструментовка восьми английских и американских народных песен. М., Музфонд
    СССР, 1944
    1949
    Первая балетная сюита. М., Музгиз. 1950
    1951
    Вторая балетная сюита. М., Музгиз, 1951
    1952
    Третья балетная сюита. М., Музгиз, 1952
    1953
    Четвертая балетная сюита. М., Музгнз, 1953
    1960
    «Новороссийские куранты». Огонь вечной славы. Рукопись
    1962
    Оркестровка вокального цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти»
    1959—1962
    «Танцы кукол». Семь пьес для фортепиано. М., Музгиз. 1952.

  2. Oleger1979 Ответить

    Жанры
    Назад
    Композиторы

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975)

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург – 9 августа 1975, Москва) – русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, один из самых значительных композиторов XX века, оказавший и продолжающий оказывать творческое влияние на композиторов. В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Малера, Берга, Стравинского, Прокофьева, Хиндемита. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.
    Предки композитора по линии отца имели польское происхождение, как и сама фамилия – Шостакович (до 1904 года писавшаяся как Шестакович). Прадед, Пётр Михайлович (1808–1871), принимал участие в Польском восстании 1830 года, впоследствии переселился в Екатеринбург. Его сын Болеслав (1845–1919) в 1866 году был обвинён в попытке покушения на царя Александра II, арестован и сослан в Томск, а позднее – в Нарым, где родился Дмитрий Болеславович Шостакович (1875–1922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов.
    Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850–1911), был одним из начальников на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (1878–1955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем – в Петербургской консерватории у Александры Розановой. В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба.
    Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец его – Дмитрий Болеславович Шостакович (1875–1922), был инженером-химиком и страстным любителем музыки, мать, София Василиевна Шостакович – одаренной пианисткой. Семья была либеральных взглядов, и юный Шостакович 8 января 1918 года написал траурный марш памяти руководителей партии кадетов, Шингарёва и Кокошкина, убитых накануне матросами и солдатами. После занятий в частной музыкальной школе, в 1919 г. Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию в класс фортепиано, и позже стал серьёзно заниматься композицией. В эти годы он зарабатывал себе на жизнь тапёрской игрой в кинотеатрах. О его игре современник писал так: «Худенький мальчик за роялем перерождался в очень дерзкого музыканта, с мужским ударом пальцев, с захватывающим движением ритма. Он играл свои сочинения, переполненные влияниями новой музыки, неожиданные и заставляющие переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез…»
    В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 г. – по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая Симфония. По традиции, восходящей к Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В 1927 г. на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, заранее надеясь на победу, он в итоге получил только почётный диплом участника. На счастье, необычный талант музыканта (в конкурсную программу Шостакович включил сонату собственного сочинения) заметил один из членов жюри конкурса, австро-американский дирижёр и композитор Бруно Вальтер, который предложил Шостаковичу поиграть ему на рояле еще что-нибудь. Услышав Первую Симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин, и затем исполнил Симфонию в текущем сезоне, тем самым сделав имя русского композитора знаменитым.
    В 1927 году произошли еще два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор, представитель Второй венской школы, Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с Иваном Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No.2 (op.36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.
    Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича – обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова Александра Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова Семёна Кирсанова). Эти две наиболее «экспериментальные» по форме и языку симфонии Шостаковича особенно сильно тяготеют к эстетике футуризма и конструктивизма.
    Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова (написана в 1930–1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, неожиданно подверглась разгрому в официальной советской печати (печально знаменитая редакционная статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года), и была снята с репертуара.
    В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии – произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Однако Шостакович благоразумно приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой, понимая, что в атмосфере начавшегося в стране государственного террора, когда ежедневно арестовывались представители творческих профессий, исполнение её могло быть воспринято властью как вызов. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.
    В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию – произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Своей 5-й Симфонии Шостакович предпослал фразу: «Ответ Советского композитора на справедливую критику Партии». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде», и за симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке». Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.
    С 1937 г. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится профессором.
    Находясь в первые месяцы Великой отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года – в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.
    Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную трагическую фреску происходящего вокруг. В ней как в зеркале видны и ужас российской повседневности с её лицемерием и гигантоманией, и трагедия войны, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.
    В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.
    Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).
    В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни. В этой «лёгкой» на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества – обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.
    После грома, прогремевшего сначала в 1946-м над целым рядом известных писателей (печальное «разоблачение» журналов «Звезда» и «Ленинград», за которым последовало преследование Зощенко и Ахматовой), в 1948-м сталинские власти принялись «наводить порядок» и в Союзе Композиторов, обвинив многих мастеров – Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и др. – в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригоднности и изгнан из Московской консерватории. Главным обвинителем был секретарь ЦК КПСС, близкий соратник Сталина, Андрей Жданов. Несмотря на скорую кончину Жданова, репрессии в стране продолжали разгораться, что сильно отражалось на творчестве Шостаковича. Снова «невовремя», в 1948 году, он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и во время организованной руководителем НКВД Абакумовым в январе 1949 года массированной антисемитской государственной компании, продолжавшейся вплоть до смерти Сталина в 1953 году, Шостакович вновь оказывается под ударом – на сей раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа». Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.
    Как и прежде в 1936–37 годах, положение вновь спасает вовремя выпущенное в свет «правильное» музыкальное произведение. В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» – образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Евгения Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу новое поощрение в виде очередной по счёту Сталинской премии.
    Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя – Иоганна Себастьяна Баха, – что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру».
    С недолгой «оттепелью» (начавшейся в 1956 году после доклада Хрущёва, разоблачающего Сталина) композитор, как и многие его современники, связывал надежды на бо’льшую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва-Черёмушки». Одновременно с этим композитор-мыслитель подвергает серьёзному пересмотру ключевые моменты в истории страны, создаёт 11-ю Симфонию (1957), назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).
    В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти (т.н. «общественная деятельность»). В 1957 году он становится секретарем Союза композиторов СССР, в 1960-м – Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 – первый секретарь). В том же 1960-м году Шостакович вступает в КПСС.
    Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление с партию (как только что избранный Первый секретарь Союза Композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в «пару» к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» – произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Евгения Евтушенко – сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым очередную «кантатную» симфонию, Тринадцатую – которая после недовольства Хрущёва всё-таки была исполнена в ноябре 1962-го. (Геноцид евреев во время войны власти СССР признавали лишь скрепя сердце и не желали специально выделять эти события на фоне других, менее масштабных преступлений нацистов.)
    С отстранения от власти Хрущёва и началом эпохи политического застоя в России тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальные произведения на слова Александра Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) – снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных – Шостакович использует стихи Аполинера, Рильке, Кюхельбеккера и Лорки, которые связаны одной темой – смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).
    В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи Цветаевой и Микеланджело, 13-ый (1969–1970), 14-ый (1973) и 15-ый (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку Глинки, Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972-го. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
    В последние несколько лет композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
    Жанры
    Назад
    Композиторы

  3. dkr25 Ответить

    Из «Стихов к Шостаковичу»
    -1-
    Чёрный кофе последних квартетов…
    И великий виолончелист
    Не сфальшивит в последнее лето.
    В Комарове осыплется лист.
    Ничего уже больше не будет.
    Сосны выплачут боль на ветру,
    Но хрипатый потомок разбудит,
    Взяв гитару, глухую страну.
    01.08.1988 г. С.-Петербург
    -2-
    М.Л.Ростроповичу
    Верлибры прощальных квартетов,
    Летящие в жуткую тьму,
    В безумно-палящее лето,
    Один из немногих пойму.
    Пойму оркестровку разлуки
    Среди нищеты и тщеты,
    Когда гениальные руки
    Коснутся небесных святынь.
    23.06.1989 г. С.-Петербург
    -3-
    Воронихинской ограды
    Соловьиная свирель.
    Мне другого и не надо,
    Лишь бы только эту трель
    Слушать,
    словно бред симфоний
    Шостаковича –
    салют
    Чёрно-пепельных агоний
    Тех, кого навылет бьют.
    23.06.1989 г. С.-Петербург
    -4-
    Я в «Четырнадцатой» исчезну
    И «Пятнадцатой» захлебнусь.
    Опрокинусь в чёрную бездну –
    В Шостаковическую Русь –
    В эти чёрные перехлёсты,
    В непроглядные миражи,
    В эти жуткие перекрёстки
    Ослеплённой мраком души.
    29.03.1992 г. С.-Петербург
    -5-
    В двух последних симфониях чёрных,
    Там, где скрючился смеркнувший век,
    Проливаются сумерки мёртвых
    Чёрной кровью на пепельный снег.
    27.08.1992 г. С.-Петербург
    -6-
    Это выплеснулась чёрная
    Кровь на родину чумную,
    Когда музыка вечерняя
    Прочитала отходную.
    И открылась тайна жгучая
    Коммунизма и фашизма
    Сквозь кромешные созвучия
    Всех кровавых катаклизмов.
    В музыкальных этих выстрелах
    Кровь хлестала из коверны,
    Чтобы звукописью выстроить
    Путь души в венце из терний.
    29.08.1992 г. С.-Петербург
    -7-
    Чёрной музыкой упьюсь –
    Шостаковическим вздохом,
    Будто к прошлому вернусь –
    В сумасшедшую эпоху.
    Этих звуков чёрный цвет
    Душу жжёт осатанело.
    Только красной краски нет –
    Всё давно дотла сгорело.
    30.05.1993 г. Москва
    -8-
    Дом на улице Неждановой…
    Там уж скоро восемнадцать
    Лет, как нет его дыхания,
    Но всё будет вспоминаться,
    Как летели в ночь созвучия
    Через мрак кромешный адов
    Над Россиею, замученной
    Шайкой красных оккупантов.
    30.05.1993 г. Москва
    -9-
    Не пойму — с какого берега
    Залетели эти звуки,
    Но душа уже поверила
    Чёрной музыке разлуки.
    И звучат совсем не летние,
    А осенние мотивы,
    И ведут по чёрной лестнице
    К тем, которые не живы.
    31.05.1993 г. С.-Петербург
    -10-
    Дмитрий Дмитрич! Дмитрий Дмитривич!
    Ах, какая чернота!
    Вашей музыки не вытравить
    Из России никогда.
    Ваша музыка кромешная
    Будет вечно петь о том,
    Как Россия наша грешная
    На Голгофу шла с крестом.
    Так рыдай во всеуслышанье,
    Русь, – в пылании крестов
    Над великим чернокнижием
    Музыкальных катастроф.
    06.08.1994 г. С.-Петербург
    -11-
    Он кричал чумными звуками
    О трагедии России,
    И симфонии аукали
    Души тех, кого убили.
    Он писал, от муки скорчившись,
    Как Россия шла на плаху,
    На убой ведома кормчими
    Под кровавым красным флагом.
    06.08.1994 г С.-Петербург
    -12-
    Трио для скрипки, виолончели
    И фортепьяно –
    Траур музыки, звучи звончее –
    Бред окаянный –
    Мрак ДДШ мне чёрным бальзамом
    Выплеснул в душу –
    В чёрные камни, в тёмные ямы,
    В дикую стужу.
    24.11.1994 г. Самара
    -13-
    14-ая симфония ДДШ
    И когда этой музыки медленный вздох,
    задрожав, задохнулся
    на самой пронзительной ноте,
    И окончились чары, и чёрный рояль оглох,
    и дирижёрская палочка
    в пальцах маэстро замерла на отлёте,
    Мне показалось, что это уже конец всего,
    и что больше не будет
    ни голоса, ни оркестра,
    Ни гениального композитора самого,
    ни оплаканного ликами смерти отечества,
    Что дальше уже ничего нельзя, и осталось пойти
    за Кюхельбекером, Рильке, Аполлинером и Лоркой
    по чёрной дороге,
    По проложенному музыкой траурному пути
    к трагедии, пропасти, катастрофе.
    08.09.1994 г.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *