В каком разделе языкознания изучаются звуки речи 5 класс?

9 ответов на вопрос “В каком разделе языкознания изучаются звуки речи 5 класс?”

  1. bervl Ответить

    176. Учимся читать и понимать лингвистический текст
    1. Прочитайте про себя, а затем вслух.
    1) Устная речь — это речь произносимая и слышимая, а письменная — это речь записанная и читаемая.
    2) Устная речь намного старше речи письменной. Более того, письменная речь возникла сравнительно недавно — на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки — буквы, а не наоборот.
    3) Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают предметы, явления, действия (сравните: [л], [с], [т], [о] и [стол]).
    4) У письменной речи до недавнего времени было одно преимущество: она закреплялась на бумаге и могла передаваться из поколения в поколение. В XX веке устную речь стали записывать на грампластинку, на магнитофонную ленту, диск, диктофон. Сейчас для этого используется компьютер, мобильный телефон.
    2. Расскажите, чем отличается устная речь от письменной. Какая речь старше? Какими средствами передаётся устная речь, а какими — письменная?
    3. Спишите первый и четвёртый абзацы.
    Учимся читать и понимать лингвистический текст

  2. voloyura Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  3. freez007 Ответить

    Четверть
    Класс
    Дата проведения урока
    УРОК № 3
    Тема урока:
    Фонетика, графика, орфография. Звуки речи и буквы.
    Цель урока:
    закрепить навык сопоставления разделов русского языка и лингвистических понятий; акцентировать внимание на важности фонетики, графики, орфоэпии; формировать представление об отличии буквы от звука; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать информацию и учебно-научных текстов, навыки самоконтроля; воспитывать культуру речи и интерес к родному языку.
    Тип урока:
    Урок формирования новых знаний и умений.
    Формируемые умения (универсальные учебные действия)
    Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
    Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
    Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей).
    Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    II. Мотивация учебной деятельности.
    «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких»
    Н.В. Гоголь
    Задание:
    1. Прочитайте высказывание Н.В. Гогодя
    2. Как вы думаете, почему именно эти слова великого русского писателя взяты эпиграфом к уроку?
    3. Объясните смысл высказывания.
    4. Как Н.В. Гоголь относится к языку?
    III. Актуализация опорных знаний.
    Вопросы для беседы.
    1. Что такое язык?
    2. Что такое речь? Чем язык отличается от речи?
    3. Какой бывает речь? (устная и письменная)
    4. Чем устная речь отличается от письменной?
    IV. Постановка целей и задач.
    На сегодняшнем уроке мы будем учится разграничивать звуки речи и буквы, познакомимся с такими разделами о языке как фонетика, графика, орфоэпия.
    Как можно сформулировать тему нашего урока?
    V. Работа над темой урока.
    1. Чтение учебно-научного текста (аудирование)
    Задание:
    Прочитайте учебно-научный текст. Заполните таблицу.
    1 группа:
    Раздел науки о языке
    Что изучается в разделе?
    2 группа:        3 группа:
    Звуки речи
    Буквы
    3 группа:
    Звуки речи
    Буквы
    Текст
    Приходилось ли вам слышать такое рассуждение: «Зачем нужно изучать лингвистику в школе? Ведь каждый младенец начинает говорить на своём родном языке, ничего не зная о его строении и происхождении.
    Однако давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научится лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В-третьих, лингвистика обогащает человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
    Человека окружают разнообразные звуки: тиканье часов, пение птиц, гудение мотора автомобиля, плач младенца, мяуканье кошки, шум деревьев…
    И только звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Звук речи – мельчайшая неделимая единица языка.
    Звуки речи изучает специальный раздел языкознания – фонетика. Фонетика – от греч. phone»звук». Лингвисты, занимающиеся фонетикой, исследуют естественную речь, записанную с помощью специальных знаков на бумаге. Эти звуки называются буквами.
    Правила обозначения звуков речи буквами изучает раздел лингвистики, который называется графика. А правила написания слов и частей слов изучает орфография.
    Знание фонетики развивает способность слышать свою речь и речь окружающих людей, оценивать её с точки зрения правильности и чёткости. Кроме того, фонетика помогает понять законы русского письма и многие орфографические правила.
    Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись – транскрипция. Транскрипция, транскрибировать – от лат. transcription «переписываю»
    2. Выступления групп.
    Составление языковой схемы (Слайд) (2-е учащихся у доски составляют схему) (см. презентацию)
    3. Вопросы для беседы.
    1. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
    2. Существуют ли в природе звуки, кроме звуков речи? Чем они отличаются от звуков речи. (При помощи звуков речи создаются слова).
    4. Наблюдение над языковым материалом (Языковая лаборатория).
    Задание.
    Произнесите записанные на доске слова и запишите их звуковой состав.
    Как называется запись звуков речи на бумаге? В случае затруднения при ответе на этот вопрос обращаемся к учебнику стр. 15 или к научному тексту (фонетическая транскрипция).
    Яблоко [j´аблака], лук [лук], мел [м´эл], кот [кот], молоко [малако], люк [л´ук], мял [м´ял], кит [к´ит].
    Что мы видим? Какова роль звуков? Сделайте вывод. Для чего надо изучать фонетику?
    Вывод
    Звуки речи и буквы не совпадают. Звуки речи разные люди произносят по-разному, не всегда отчётливо. Чтобы зафиксировать нормы произношения создаются орфоэпические словари. Орфоэпия занимается изучением норм произношения звуков и слов.
    Для того чтобы единообразно фиксировать звуки речи, были придуманы буквы письма – графическое обозначение звуков речи. Правила написания слов и частей слов изучает орфография.
    Звуки помогают различать слова по смыслу. Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Звуки обладают так же смыслоразличительной функцией. (Мел – мёл, лук – люк, кит – кот, люк – лук и т.д.)
    5. Проблемный вопрос.
    Как вы считаете, почему именно с фонетики начинается изучение языка?
    Изучать фонетику нужно для того, чтобы видеть различия между звуками речи и буквами письма, между произношением и написанием. Это – залог грамотной письменной речи.
    VI. Закрепление нового материала.
    1. Упр. 19 стр. 15.
    2. Прочитайте двустишия, найдите и запишите «заблудившийся» звук.
    1. Закричал охотник: «Ой!
    Двери гонятся за мной!» [     ]
    2. На виду у детворы
    Крысу красят маляры. [     ]
    3. Тает снег, течёт ручей,
    На ветвях полно врачей. [     ]
    4. Мы собрали васильки,
    На головах у всех щенки. [     ]
    5. Жучка будку не доела,
    Неохота, надоело. [     ]
    6. На пожелтевшую траву
    Роняет лев свою листву. [     ]
    7. Синеет море перед нами,
    Летают майки над волнами. [     ]
    8. Сели в ложку и айда!
    По реке – туда-сюда. [     ]
    (И. Андреева)
    3. Комплексная работа с текстом.
    Задания
    1. Запишите текст.
    2. Озаглавьте его, определите тему, идею. Перескажите текст.
    3. Объяснить правописание Ь знака после шипящих.
    4. Запишите фонетическую транскрипцию слов:
    1 ряд – земле, умная.
    2 ряд – хорошая, люди.
    3 ряд – если, книга.
    (4 человека у доски).
    Текст.
    Нет ещё на земле чуда большего, чем хорошая, умная книга. Если научишься дружить с ним, чудо расскажет тебе, о чём думали люди тысячи лет назад, как они жили. Если научишься понимать его, ты услышишь музыку, колоса птиц и людей. Чудо это может стать лучшим другом и помощником4.
    VII. Рефлексия. Приём «незаконченное предложении».
    – Продолжите предложения.
    1. «Фонетика изучает….».
    2. «Звук речи….».
    VIII. Домашнее задание.
    1. Опираясь на схему, составленную на уроке, подготовить устный рассказ на тему «Звуки речи и буквы».
    2. Учебник стр. 14-15
    3. упр. 20, 21 стр. 15.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *