В каком возрасте интимно личностное общение является ведущим?

11 ответов на вопрос “В каком возрасте интимно личностное общение является ведущим?”

  1. Landakelv Ответить

    Сообщение
    &#8470 13
    В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?
    1) совет друга – дружеский совет
    2) народные пословицы – пословицы народа
    3) идти неохотно – идти с неохотой
    Ответ: 1
    &#8470 14
    В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?
    1) в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания
    2) в обеспечении реального психологического контакта с учащимися, процесса познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями, развития познавательной направленности личности;
    3) в развитии организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умений детей через активное участие в роли исполнителя или организатора различных видов деятельности.
    Ответ: 1
    &#8470 15
    В каком возрасте интимно-личностное общение является ведущим?
    1) в подростковом возрасте
    2) в младшем школьном возрасте
    3) в старшем школьном возрасте
    Ответ: 1
    &#8470 16
    Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.
    1) квартал, эксперт, корысть, намерение
    2) банты, иксы, краны, торты
    3) еретик, недуг, некролог, приданое
    Ответ: 1

  2. bvgonya Ответить

    Вопрос
    № 25

    Общение
    со сверстниками ведущий вид деятельности
    в подростковом возрасте

    Ведущей
    деятельностью в подростковом возрасте
    является общение со сверстниками. Это
    объясняется рядом причин.
    Во-первых,
    общение со сверстниками – это важный
    специфический канал информации; по нему
    подростки обсуждают то что не могут
    сообщить родителям.
    Во-вторых,
    это специфический вид межличностных
    отношений. Групповые игры, совместная
    деятельность вырабатывают навыки
    социального взаимодействия, умения
    соотносить личные интересы с общественными.
    Соревновательность групповых
    взаимоотношений, которой нет в отношениях
    с родителями, служит ценной жизненной
    школой,
    В-третьих,
    это специфический вид эмоционального
    контакта. Сознание групповой принадлежности,
    солидарности облегчает подростку
    автономизацию от взрослых и дает чувство
    эмоционального благополучия.
    Общаясь,
    подростки осваивают нормы социального
    поведения, морали, устанавливают
    отношения равенства и уважения друг к
    другу.
    В
    отличие от общения со взрослыми, отношения
    со сверстниками строятся как
    равнопартнерские и управляются нормами
    равноправия.
    В
    подростковом возрасте появляется два
    вида отношений: в начале этого периода
    – товарищеские, в конце – дружеские.
    В
    старшем подростковом возрасте появляется
    три вида взаимоотношений:
    внешние
    – эпизодические «деловые» контакты,
    служащие для сиюминутного удовлетворения
    интересов и потребностей;
    товарищеские,
    способствующие взаимообмену знаниями,
    умениями и навыками;
    дружеские,
    позволяющие решать вопросы
    эмоционально-личностного характера.
    Во
    второй половине подросткового возраста
    общение со сверстниками превращается
    в самостоятельный вид деятельности.
    Подростку не сидится дома, он рвется к
    товарищам, хочет жить групповой жизнью.
    Проблемы, возникающие во взаимоотношениях
    со сверстниками, переживаются очень
    тяжело. Для привлечения к себе внимания
    сверстников подросток может пойти на
    все, даже на нарушение социальных норм
    или открытый конфликт со взрослыми.
    Товарищеские
    отношения
    базируются на «кодексе
    товарищества», включающем в себя уважение
    личного достоинства другого человека,
    равенство, верность, честность,
    порядочность, готовность прийти на
    помощь.
    Успехи
    в среде сверстников в отрочестве ценятся
    более всего. В подростковых объединениях
    в зависимости от общего уровня развития
    и воспитания стихийно формируются
    свои кодексы чести.
    Конечно, в целом нормы
    и правила заимствуются из отношений
    взрослых. Однако, здесь пристально
    контролируется то, как каждый отстаивает
    свою честь, как осуществляются отношения
    с точки зрения равенства и свободы
    каждого. В этом возрасте осуждаются
    такие качества, как эгоистичность,
    жадность, нарушение данного слова,
    измена товарищу, зазнайство, нежелание
    считаться с мнением других. Такое
    поведение в группе сверстников-подростков
    не только не приветствуется, но и
    отвергается. Подростку, продемонстрировавшему
    подобные качества, могут объявить
    бойкот, отказать в приеме в компанию, в
    совместном участии в каких-либо делах.
    Подростки жестко оценивают сверстников,
    которые в своем развитии еще не достигли
    уровня самоуважения, не имеют собственного
    мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
    В
    подростковой группе обязательно
    появляется лидер и устанавливаются
    отношения лидерства. Подростки стараются
    привлечь к себе внимание лидера и дорожат
    дружбой с ним. Подростку также интересны
    друзья, для которых он может быть лидером
    или выступать равноправным партнером.
    Подростки
    отличаются крайним конформизмом
    (зависимостью от мнения других) в
    подростковой группе. Один зависит от
    всех, стремится к сверстникам и подчас
    готов выполнить то, на что его подталкивает
    группа. Группа создает чувство «Мы»,
    которое поддерживает подростка и
    укрепляет его внутренние позиции. Очень
    часто подростки для усиления этого «Мы»
    прибегают к автономной групповой речи,
    к автономным невербальным знакам; в
    этом возрасте подростки начинают носить
    одного стиля и вида одежду, чтобы
    подчеркнуть свою причастность друг к
    другу.
    В
    неформальных подростковых объединениях
    формируется или заимствуется своеобразный
    сленг – слова или выражения, употребляемые
    определенными возрастными группами,
    социальными прослойками. Сленг придает
    эффект усиления чувства «Мы». Речь
    подростков может быть сплошь сленговая,
    но может иметь в обороте и 5–7 сленговых
    слов.
    Главное,
    что эти слова присутствуют в группе,
    являются ее достоянием, они преступают
    нормы обыденной этики, освобождают от
    нормативной пристойности и дают ощущение
    раскрепощения в диалоге. Подростки
    пользуются сленгом в классе, в спортивных
    группах, во дворах домов, а также в
    диффузных неформальных объединениях
    под сленговыми названиями (панки,
    металлисты, хиппи, фашисты, люберы и
    др.).
    Самое
    трудное в отрочестве – чувство
    одиночества, ненужности своим сверстникам.
    Подросток начинает комплексовать,
    испытывает чувство растерянности и
    тревоги. Совсем другое, когда отношения
    со сверстниками строятся благополучно:
    подросток удовлетворен этим и может
    чувствовать себя счастливым.
    Важным
    фактором дружеского сближения является
    сходство интересов и дел. Подросток,
    который дорожит дружбой с товарищем,
    может проявить интерес к делу, которым
    тот занимается, в результате чего
    возникают новые познавательные интересы.
    Дружба активизирует общение подростков,
    у них появляется возможность обсуждать
    события, происходящие в школе, личные
    взаимоотношения, поступки сверстников
    и взрослых.
    К
    концу подросткового возраста очень
    велика потребность в близком друге.
    Подросток мечтает, чтобы в его жизни
    появился человек, который умеет хранить
    тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим.
    Овладение нравственными нормами
    это важнейшее личностное приобретение
    подросткового возраста.
    Общение
    оказывается настолько притягательным,
    что дети забывают об уроках и домашних
    обязанностях. Связи с родителями, столь
    эмоциональные в детские годы, становятся
    не столь непосредственными. Подросток
    теперь менее зависит от родителей, чем
    в детстве. Свои дела, планы, тайны он
    доверяет уже не родителям, а обретенному
    другу. При этом в категорической форме
    отстаивает право на дружбу со своим
    сверстником, не терпит никаких обсуждений
    и комментариев по поводу не только
    недостатков, но и достоинств друга.
    Обсуждение личности друга в любой форме,
    даже в форме похвалы, воспринимается
    как покушение на его право выбора, его
    свободу. В отношениях со сверстниками
    подросток стремится реализовать свою
    личность, определить свои возможности
    в общении. Чтобы осуществлять эти
    стремления, ему нужны личная свобода и
    личная ответственность. И он отстаивает
    эту личную свободу как право на взрослость.
    При этом по отношению к родителям
    подросток, как правило, занимает
    негативную позицию.
    Учебная
    деятельность,
    хотя она и остается
    преобладающей, отступает на второй
    план. Оценки перестают быть единственной
    ценностью, важным становится то, какое
    место подросток занимает в классе. Все
    самое интересное, сверхсрочное, неотложное
    происходит и обсуждается на переменах.
    Подростки
    стремятся участвовать в разнообразных
    видах деятельности: спортивной,
    художественной, общественно полезной
    и др. Таким образом они стараются занять
    определенное место среди людей, показать
    свою значимость, взрослость, ощутить
    себя членом общества, реализовать
    потребность в принятии и самостоятельности.

  3. Kalace Ответить

    Главная тенденция в развитии подростка – переориен-
    тация общения с родителей и учителей на сверстников.
    Общение со своими сверстниками – ведущий тип дея-
    тельности в подростковом возрасте.
    1. Общение является для подростков очень важным ин-
    формационным каналом.
    2. Общение – специфический вид межличностных от-
    ношений, он формирует у подростка навыки социального
    взаимодействия, умение подчиняться и в то же время от-
    стаивать свои права.
    3. Общение – специфический вид эмоционального кон-
    такта. Дает чувство солидарности, эмоционального бла-
    гополучия, самоуважения.
    Психологи считают, что общение включает две проти-
    воречивые потребности: потребность в принадлежности
    к группе и в обособленности (появляется свой внутрен-
    ний мир, подросток испытывает потребность остаться на-
    едине с собой). Подросток, считая себя уникальной лич-
    ностью, в то же время стремится внешне ничем не
    отличаться от сверстников. Типичной чертой подростко-
    вых групп является конформность – склонность человека
    к усвоению определенных групповых норм, привычек и
    ценностей, подражательность. В отношениях исходного
    возрастного равенства подростки отрабатывают способы
    взаимоотношений, проходят особую школу социальных
    отношений, взаимодействуя друг с другом, подростки
    учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заин-
    тересованность, совместное постижение окружающего
    мира и друг друга становятся самоценными. Общение
    оказывается настолько притягательным, что дети забыва-
    ют об уроках и домашних обязанностях. Связи с родите-
    лями, столь эмоциональные в детские годы, становятся
    не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны
    подросток доверяет уже не родителям, а обретенному
    другу. При этом в категорической форме отстаивает пра-
    во на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких
    обсуждений и комментариев по поводу не только недо-
    статков, но и достоинств друга.
    В отношениях со сверстниками подросток стремится
    реализовать свою личность, определить свои возможно-
    сти в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему
    нужны личная свобода и личная ответственность. И он от-
    стаивает эту личную свободу как право на взрослость.
    Деятельность общения чрезвычайно важна для фор-
    мирования личности в полном смысле этого слова. В этой
    деятельности формируется самосознание – основное но-
    вообразование этого возраста – социальное сознание,
    перенесенное внутрь.

  4. Kenin Ответить

    а) подростковом
    б) юношеском
    в) дошкольном
    г) младшем школьном
    52. Непосредственно-эмоциональное общение — ведущая деятельность, в возрасте:
    а) младшем школьном
    б) младенческим
    в) дошкольном
    г) раннем
    Возрастная периодизация
    Л. С. Выготский предложил возрастную периодизацию на основе.
    а) развития интеллекта
    б) развития психосексуальности
    в) смены ведущей деятельности
    г) появления новообразований и учета динамики переходов от одного возраста к другому
    54. Оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная – эти стадии развития психики выделяет:
    а) Д. Б. Эльконин
    б) Э. Эриксон
    в) Ж. Пиаже
    г) 3. Фрейд
    55. Стадию сенсомоторную, конкретных операций, формальных операций в развитии психики выделяет:
    а) Д. Б. Эльконин
    б) Э. Эриксон
    в) Ж. Пиаже
    г) 3. Фрейд
    56. С точки зрения Л. С. Выготского, существует два типа возрастов:
    а) стабильный и кризисный
    б) психологический и хронологический
    в) социальный и хронологический
    г) психологический и биологический
    57. Новообразования стабильных периодов:
    а) отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего периода
    б) входят в интегральную структуру личности
    в) носят неустойчивый характер
    г) не входят в интегральную структуру личности
    58. Обособление через оценки окружающих, преодоление профессиональных, политических и др. детерминаций своего поколения, формирование ответственности за собственную самость характеризует ступень развития субъектности, определяемой как… (по В.Слободчикову).
    а) интеграция
    б) одушевление
    в) персонализация
    Г) индивидуализация
    58. Новообразования кризисных периодов:
    а) отмирают, поглощаясь новообразованиями следующего периода
    б) входят в интегральную структуру личности
    в) носят устойчивый характер
    г) остаются с человеком на всю жизнь
    59. Возрастной кризис развития — это:
    а) болезнь развития
    б) результат неправильного воспитания
    в) нормативный процесс, необходимый для поступательного личностного развития
    г) отклонение от нормы
    60. Для кризисных периодов характерно:
    а) трудновоспитуемость
    б) продолжительность по срокам
    в) плавное изменение личности
    г) появление устойчивых новообразований
    61. Внутреннее содержание кризисных периодов:
    а) снижение темпа развития
    б) перестройка социальной ситуации развития
    в) приостановление прогрессивного развития личности
    г) трудновоспитуемость

  5. Bandiron Ответить

    Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:
    Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
    Во-вторых, Это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
    В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
    Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
    К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.
    На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.
    Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
    Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.
    С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.
    Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых.
    Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилнации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых.
    Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.
    Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.
    С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, такими же, как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой -бравирование собственными недостатками.
    Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально – ориентированную.
    Интимно – личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, – “я” и “ты”. Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.
    Стихийно – групповое общение – взаимодействие, основанное на случайных контактах – “я” и “они”. Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
    Социально – ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – “я” и “общество”.
    Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.
    Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
    Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы показывают, что общение подростков приобретает интимно-личную и стихийно-групповую форму при отсутствии развёрнутой общественно-полезной деятельности. Невключённостъ подростков в систему общественно-полезных дел, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе, что обеспечивается расширением социально-ориентированной формы общения, приводит к активизации интимно-личностного и ещё большей степени стихийно-группового общения.
    Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.
    Фельдштейном Д.И. проводились исследования на выявление круга общения подростков и мотивов общения. Результаты исследования показали, что каждой из форм общения соответствует определённый крут общения.
    Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%.
    Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения.
    При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы.
    Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения.

  6. Stonecaster Ответить

    «Опредмеченной» потребностью» мотив назвал
    (*ответ*) А.А. Леонтьев
    Г.А. Ковалев
    Л.И. Божович
    Р. Зайонц
    А. Адлер рассматривал стремление к превосходству как
    (*ответ*) единый фундаментальный мотив
    комбинацию отдельных побуждений
    мотив, приобретаемый к концу жизни
    негативный мотив
    А. Адлер утверждал, что стремление к превосходству
    (*ответ*) является у человека врожденным
    приобретается на пятом году жизни
    может быть только у больного человека
    обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации
    Автором теории когнитивного баланса является
    (*ответ*) Ф. Хайдер
    К. Роджерс
    Г. Олпорт
    А. Маслоу
    Активизацию и направленность поведения человека обеспечивает
    (*ответ*) побуждение
    регуляция
    наблюдательность
    рефлексы
    Биологическая мотивация в структуре высшей мотивации человека
    (*ответ*) сохраняется
    отсутствует
    исчезает в процессе филогенеза
    исчезает в процессе онтогенеза
    Биологическим потребностям свойственна следующая особенность
    (*ответ*) гомеостатический характер
    познавательный характер
    социальный характер
    опосредованный характер
    Более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между организмом и средой называется
    (*ответ*) потребностью
    желанием
    ощущением
    инстинктом
    В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью, по Д.Б.Эльконину, является
    (*ответ*) игровая деятельность
    непосредственно-эмоциональное общение со взрослым
    предметно-манипулятивная деятельность
    учебная деятельность
    В младенчестве ведущей деятельностью, по Д.Б.Эльконину, является
    (*ответ*) непосредственно-эмоциональное общение со взрослым
    предметно-манипулятивная деятельность
    игровая деятельность
    интимно-личностное общение
    В младшем школьном возрасте (7-11лет) ведущей деятельностью, по Д.Б.Эльконину, является
    (*ответ*) учебная деятельность
    игровая деятельность
    предметно-манипулятивная деятельность
    интимно-личностное общение
    В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны
    (*ответ*) побудительная и регуляционная
    активная и наблюдательная
    мыслительная и наблюдательная
    пассивная и мыслительная
    В подростковом возрасте ведущей деятельностью, по Д.Б. Эльконину, является
    (*ответ*) интимно-личностное общение
    учебная деятельность
    учебно-профессиональная деятельность
    предметно-манипулятивная деятельность

  7. Mnekelv Ответить

    Интимно-личностное общение является ведущей деятельностью подростков в концепции Д. Б. Эльконина. Главная потребность подростка – найти свое место в обществе, быть “значимым”. Интимно-личностное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей; формируется личностная рефлексия и самосознание как основное новообразование подросткового возраста.
    Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Становящееся самосознание подростков требует “зеркала” – такого же сверстника как и он сам, “отражаясь” в котором он сможет лучше понять, разглядеть самого себя. Именно обсуждение собственных представлений о жизни, о “правильном” поведении, об образе себя для другого является содержанием разговоров подростков.
    В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на формировании его личности. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе.
    Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Для подростков при реализации потребности принадлежности к группе характерны две противоречивые тенденции: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *