В какую сторону по компасу делать намаз?

12 ответов на вопрос “В какую сторону по компасу делать намаз?”

  1. Nikitos Ответить

    Введите ваш адрес в поле «Enter Location»
    Карта отобразит ваше местонахождение и направление киблы в виде полоски, а компас слева укажет точный угол направления киблы.
    Карта с расположением киблы на Halatrip.com

    Eqibla.com

    Ещё один англоязычный онлайн-ресурс eqibla.com поможет мусульманам в поисках киблы.
    Перейдите на данный ресурс, в строке «Enter your address» введите ваш адрес, и нажмите на кнопку «Locate».
    Карта отобразит ваше местоприбывание, а линией укажет правильное направление киблы.
    Кроме того, ресурс определит широту и долготу, дистанцию до Каабы, а также покажет кибла сколько градусов.
    Карта с направлением киблы на «Eqibla.com»

    Islamicfinder.org

    Англоязычный ресурс для мусульман islamicfinder.org также поможет вам в определить направление киблы онлайн. Для этого вам нужно поместить курсор на карте на место вашего местоприбывания (зажав левую клавишу мыши), сервис тот час же укажет штриховой линией направление киблы.
    Как и ресурс eqibla.com данный ресурс определяет широту и долготу, дистанцию и покажет кибла градус онлайн.
    Направление киблы на «islamicfinder.org»

    Qib.la

    Сервис qib.la также позволяет легко узнать киблу. По переходу на данный сервис он запросит у вас разрешение на определение вашего местоположения. Если вы нажмёте на «Allow location access», то он найдёт ваше местонахождение на карте, и покажет вам направление на Мекку.
    Также вы можете указать своё местоположение на карте самостоятельно, и линия со стрелками укажет вам путь на Священную Каабу.
    Рабочее окно сайта «qib.la»

    Мобильные приложения для поиска направления Каабы

    Также вы можете воспользоваться такими мобильными приложениями для вашего смартфона как «Найти направление Qibla» (Android), «iSalam: Киблу компас» (iOS), «Qibla Compass» (Android), «Muslim Pro» (Andoid) и другие. С помощью встроенного инструментария вашего смартфона (GPS, акселерометр, магнитометр, гироскоп и др.) вы сможете правильно определить киблу.
    Мобильное приложение «Muslim Pro» поможет вам правильно определить киблу

    Заключение

    В данном материале мной было перечислены сетевые компас-ресурсы, которые помогут правильно определить киблу. Все они обладают простым и удобным функционалом, вам будет достаточно указать свой адрес, и ресурс тот час же укажет вам правильное направление киблы. Мир вам!

  2. НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК Ответить

    Всевышний Аллах сказал:
    Смысл: «Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заветной мечети Мекки (Масджид аль-Харам). Где бы вы ни оказались, обращайте ваши лица в её сторону» (сура «аль-Бакара», 2:150).
    Намаз необходимо совершить, повернувшись в сторону священной Каабы, которая находится в Заповедной мечети в городе Мекке. Все мусульмане во время исполнения намазов и некоторых других обрядов поклонения обращают свои лица именно в сторону Каабы. Направление на Каабу из любой точки Земного шара в Исламе имеет название Кибла. Ясно, что все эти направления сходятся над Каабой, подобно тому, как меридианы сходятся над полюсом.
    В первые годы распространения Ислама Киблой являлся масджид аль-Акса (Кудс), находящийся в городе Иерусалиме. Изменение Киблы с Кудса на Мекку произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, в месяце Шабан 2 года хиджры, в соответствии со следующим кораническим откровением:
    Смысл: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (сура 2 «аль-Бакара», аят 144).
    Это произошло в ответ на высказывания мединских иудеев о том, что, дескать, Пророк  (мир ему и благословение)  и мусульмане не знали, где находится кибла и якобы они их научили этому. В ответ Мухаммад (мир ему и благословение)  возвёл мольбу Аллаху о том, чтобы Он указал мусульманам их Киблу. В ответ Аллах указал ему направление новой Киблы. Ею стала почтенная Кааба, находящаяся внутри мекканской мечети. Узнав об этом, иудеи и мединские  лицемеры начали выражать недоумение этим. Об этом, как мы указали выше, повествуется в коранических аятах (2: 142 -150).
    Каждая мечеть ориентирована и распланирована так, что все молящиеся обращены в сторону Каабы. На первых порах строительства мечетей к обеспечению Киблы приглашались звездочёты; позже и в настоящее время с этой задачей стали справляться архитекторы и др., правильно определяющие направление к Каабе.
    В пределах небольшой площади, достаточно удалённой от Каабы (на территории России это может быть любой населённый пункт), расхождение направлений киблы мало, что позволяет распространять Киблу от мечети на ближайшие молитвенные комнаты и на прочие места для намаза методом параллельного переноса. В сложных случаях, а также в полевых условиях  могут быть применены способы ориентирования по Солнцу или по компасу.
    В настоящее время разработаны также много компьютерных программ, позволяющие определить киблу.
    Кибла – ориентир мусульман

  3. Astart Ответить

    Киблу определяют разными методами.

    Первый метод: 1. При возможности видеть Каабу своими глазами или трогать её (по отношению к слепому человеку) Киблу определяют визуально. 2. Возможность видеть или трогать нишу (михраб ), которую утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданный из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е., в Равзе. 3. Нахождение неопровержимого доказательства. К примеру, он видит место совершения намаза в Запретной мечети Мекки аль-Харам. 4. Рассказ правдивого человека или же то, что передали из поколения в поколение, или же увидели, что праведники совершили намаз, повернувшись в эту сторону. Эта сторона и будет Киблой. 5. Видение Полярной звезды для того, кто может определить сторону Киблы по ней в месте, где он сам живёт.
    Второй метод: Опора на рассказ доверенных лиц, которые имеют и опираются на соответствующее знание. Например, человек говорит: «Я вижу Каабу или нишу, или же Полярную звезду», если тот умеет определить Киблу по ней или же он увидел много поколений, которые совершали намаз, поворачиваясь в одну определённую сторону. К этому методу относится и определение Киблы по компасу. Эти оба метода более достоверны, чем определение её по другим признакам (иджтихад).
    Второй метод достаточен, если не смогли определить её первым методом.
    Третий метод: Усердие определить Киблу (иджтихад) самого совершающего намаз доступными ему средствами, если он не нашёл человека, рассказывающего о Кибле, или других средств, как михраб, компас. Также он сам имеет право определить её, если трудно найти знающего человека. Человек делает иджтихад, если он зрячий и знает, как  её определить. И ему нужно определить Киблу для каждого фарз-намаза, если предыдущие доводы не остались в силе.
    Четвёртый метод: Если он не в силах делать иджтихад, то нужно следовать за доверенным, знающим методы определения Киблы человеком.

    Важные замечания, связанные с определением Киблы

    1. Нельзя следовать за словом другого человека, кроме того случая, когда доказательства, которые у него есть, слабые, то есть, недостаточны для определения Киблы.
    Исходя из вышесказанного, тот, кто сам может определить Киблу, не имеет право следовать за другим человеком.
    Зрячий, находящийся внутри мечети аль-Харам  или же в мечети, михраб которого установлен правильно, или находящийся на крыше дома или же внутри него, через окна которого  можно увидеть Каабу  или михраб,  то ему нельзя следовать словам другого человека в определении Киблы,  даже если другой человек будет рассказывать, имея знания об этом, пока его слова не дойдут до степени таватура, или же этот человек не является праведником, в этом случае можно следовать за его словом.
    Выше было сказано от имама аз-Захаби, что можно следовать слову доверенного человека относительно определения Киблы или же следовать михрабу, который установлен правильно.
    От аш-Шавбири передано: «Нужно следовать слову праведного человека, который утверждает, что видит михраб, когда сам путается в сторонах и не имеет возможности видеть Каабу или же михраб, как мы упомянули выше. Или же есть возможность самому увидеть Каабу, но с трудностями. В этих случаях ему можно следовать за словом доверенного человека, который рассказывает  о Кибле,  опираясь на свои знания: «Я вижу Каабу или же михраб». В таких случаях совершающий намаз не обязан стараться видеть Каабу своими глазами или входить в мечеть, если есть трудность, даже небольшая.
    Слепой и тот, кто находится в темноте, если у них  будет возможность трогать Каабу или михраб, который установлен правильно, без трудностей, им обязательно это  надо сделать,  и недостаточно следовать за словом другого человека, если в его словах нет точности, как рассказ доверенного человека или же это дошло до него методом таватура. А если ему трудно трогать Каабу или михраб из-за переполненности мечети, то ему можно следовать за человеком, который ему рассказывает, в какой  стороне  находится Кааба, как это сказал ибн Касим.
    Касания до людей, которые совершают намаз, достаточно, когда ему трудно самому определить Кибла, как это сказано в книге «Фатави ар-Рамали».
    Слепой или находящийся в полной темноте   мусульманин должен принять  во внимание только  информацию, полученную  ощупыванием  или следовать указаниям доверенного человека.
    Также явным доказательством будет, если он увидел совершающего намаз человека  спиной к нему, то это и будет Кибла, или же о Кибле рассказали большое количество людей. Если ему самому трудно определить её, то можно следовать словам доверенного человека или же достаточно трогать людей, совершающих намаз.
    2. Рассказ хозяина дома имеет больше веса перед иджтихадом, если знает, что он установил местонахождение Киблы по Полярной звезде  или по правильно установленному   михрабу. А если узнал, что он опирается на свой иджтихад или же сомневается в его определении, то он не имеет право опираться на его слово, а необходимо самому делать иджтихад, если в силах. А если он не  умеет делать иджтихад, то имеет право следовать за ним.
    Аш-Шаркави говорит: «Обязательно придерживаться слова хозяина дома по отношению к Кибле».
    3. Доводов определения Киблы много, таковыми являются солнце, луна, звезды, горы, ветры.
    Самым сильным из них является Полярная звезда. В разных частях света  она расположена по- разному по отношению к Кибле.
    Когда человек может определить Киблу по этим признакам, ему нельзя следовать за кем-то, если не уверен, что тот точно знает,где  Кибла.
    Если он совершил намаз без ижтихада, то он должен возмещать намаз, если даже оказался прав. А если времени  до  намаза осталось очень мало, то есть, нет времени для иджтихада, тогда он следует, за кем хочет и не возмещает намаз.
    Нет разницы в этом вопросе между человеком, который находится дома или в пути.
    Учёный Калюби, опираясь на книгу «Джалал», говорит: «Если человек нашёл михраб, который установлен правильно дома или в пути, куда он направляется, или же нашёл хоть одного человека, точно знающего Киблу, то в этом случае ему необязательно изучать, где находится Кибла,  во всех других ситуациях  обязательно надо определить  Киблу.
    Автор книги «Бушра аль-карим» говорит: «Во многих мусульманских странах определено, на какой стороне находится Кибла, и не обязательно изучать доводы, кроме как в тех местах, где не известна  Кибла  или сомнительно её определение из-за пренебрежительного отношения к религии обитателей этой местности».
    4. Если время близко и нет времени для иджтихада, или это невозможно из-за туч или темноты,  доводы противоречат друг другу или же не нашёл того, за кем можно следовать, то он совершает намаз, проявляя уважение к времени  его начала,  повернувшись  в какую хочет  сторону и потом возместит его обязательно.
    5. Можно совершить намаз, не поворачиваясь  в сторону Киблы в желательном намазе, находящемуся в дозволенной поездке, если даже путь будет коротким, следуя за большинством учёных.
    Если человек идет пешком, то ему в четырёх случаях обязательно нужно поворачиваться в сторону Киблы:
    а). Во время намерения.
    б). Во время поясного поклона.
    в). Во время земного поклона.
    г). Во время сидения между двумя земными поклонами.
    В этих случаях ему нельзя ходить, надо  обязательно остановиться для  совершения  этих  действий.
    Достаточно путнику совершать сунна-намаз знаками в случае, если имеются явные трудности (сильная грязь, дождь или снег).
    В четырёх случаях ему можно обратиться в ту сторону, куда он идёт:
    а). Стояние.
    б). Выпрямление.
    в). Чтение «ат-Ташаххуда».
    г). При произнесении Салама.
    Условием для каждого намаза является обращение в сторону Каабы, будь намаз обязательным или же желательным, как и было сказано выше, кроме случаев большой опасности. Тогда  совершает намаз, как может, будь он  пеший или  едущий верхом, повернувшись к Кибле или в другую любую сторону. Плывущий на корабле (кроме капитана) обязан  обращаться в сторону Киблы, если  для этого  нет помех во время всего намаза,  а если трудно, тогда не обязательно, за исключением произнесения  намерения. Капитан корабля имеет право совершать намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы, даже при формировании  намерения.
    Человеку, едущему на любом другом транспорте, следует поворачиваться к Кибле, если это не трудно и к ней же обращать все  поклоны. А если трудно, это не обязательно делать, кроме  намерения, а если и это трудно, то ему и это не обязательно.
    Определение киблы – направления на Каабу
    Кибла – ориентир мусульман

  4. ENQEE Ответить

    Совершающий намаз человек, по возможности, должен  повернуться в сторону киблы. Если Кааба видна, нужно уверенно повернуться в ее сторону; если находится далеко от Каабы, например, как мы, то повернуться нужно предположительно. И в обоих случаях нужно повернуться не в сторону Каабы, а к самой Каабе – точно в первом случае и предположительно во втором.
    Человек, не способный повернуться к кибле из-за болезни, в отсутствие того, кто его повернул бы к ней, или человек, которого привязали к чему?то, совершает намаз в таком же состоянии, но после возобновляет, совершая его лицом к кибле.
    Совершать намаз в направлении киблы обязательно  во всех намазах, за исключением:
    1. «намаз в состоянии сильного страха». В таком состоянии не обязательно поворачиваться к кибле ни в фарз намазах, ни в желательных;
    2. желательные намазы, совершаемые в сафаре.
    Путнику дозволяется совершать желательные намазы верхом или пешком, повернувшись в ту сторону, куда он держит путь. И ему не разрешается повернуться в другую сторону, кроме как к кибле, потому что та сторона – это и есть для него кибла.
    В хадисе, переданном от шейхов аль-Бухари и Муслима, говорится: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз верхом на верблюде в пути, повернувшись туда, куда повернется его животное“, т.е. в сторону его конечной цели.
    В другом их предании говорится: “Однако Он (мир ему и благословение Аллаха) не совершал верхом фарз намаз”.
    И в хадисе, переданном аль-Бухари, приводится: “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел совершить фарз, он спускался с животного и поворачивался к кибле“.
    Путь должен быть дозволенным, а не просто дальним, и его конечная цель должна быть определена – вот условия, по которым в пути допускается не поворачиваться к Кибле.
    Совершающему желательный намаз в пути в паланкине, если возможно повернуться к кибле во время всего намаза и выполнять поясные и земные поклоны, сделать это надо. Но а если невозможно, но получается без труда, например, животное стоит на месте, и получается на нем повернуться к кибле или же его повернуть, или животное на ходу и послушно, а у человека в руках поводья, то в этом случае он обязан повернуться к кибле только при вступлении в намаз, а поясной поклон он выполняет, кланяясь, а для земного поклона – кланяясь еще ниже.
    Человек, путешествующий пешком, во время желательного намаза поясные и земные поклоны обязан выполнять, повернувшись к кибле; так же он должен повернуться к кибле при вступлении в намаз, следовательно, имеет право не делать этого при чтении «Ташахуда», «Аль-Фатихи» и «Салама». Эти арканы он выполняет при ходьбе.
    Фарз намаз на верховом животном можно совершить, если оно не шевелится и если наездник выполняет и   поясные, и земные поклоны на нём, повернувшись к кибле.
    Но а если животное движется, фарз на нем совершать нельзя, так как ходьба животного считается ходьбой человека, потому что на нём можно сделать таваф (обход вокруг Каабы).
    Совершать намаз на корабле, машине и т. д., то есть там, где можно спокойно выполнить все арканы намаза, можно, если механизмом управляет другой человек и он не свернёт с пути по направлении к кибле.
    Тому, кто без труда может определить направление киблы, и нет для этого никакой преграды, например, человек находится в мечети «Аль-Харам» и из-за темноты или тумана ее не видно,  нельзя доверяться другим относительно нахождения Каабы; также нельзя делать иджтихад, потому что ему легко узнать точное месторасположение Каабы.
    Если нет возможности точно узнать, где кибла – человек находится вдали от мечети или не видно Каабы, то ему разрешается довериться тому, кто это знает точно, будь он раб или свободный, мужчина или женщина, за исключением нечестивца (фасик) и мумайиза (ребенок семи лет до совершеннолетия). Если же такого человека нет и есть возможность совершить иджтихад, так как человек может определить нахождение киблы по компасу, солнцу, луне или звездам, то ему не разрешается следовать за другим человеком, подобным ему, он обязан сделать иджтихад, и, самостоятельно определив  нахождение киблы, совершить намаз.  А если же времени намаза осталось мало, он совершает его в любую сторону, но потом возмещает. Этому человеку следовать за другим не допускается. Если даже он в иджтихаде замешкался из?за мрака, тумана или туч, он совершает намаз, проявляя уважение ко времени намаза, повернувшись как придется, но потом возмещает.
    Если человек не в силах делать иджтихад – не помнит признаки, по которым он определял направление,  он обязан возобновить иджтихад для наступившего следующего намаза.
    Человеку, не способному делать иджтихад и определить нахождение киблы по признакам из-за слепоты или неспособности узнать их, разрешается довериться человеку, который может это сделать, будь это раб или женщина, но не нечестивец и не мумайиз. И такой человек не обязан возмещать намазы, совершенные таким образом, но он обязан спрашивать у того человека направления киблы для каждого из намазов.
    Если у человека есть возможность научиться определять направление киблы, он обязан это сделать, и следовать за другими ему не дозволительно. Если даже на это придется расходовать средства, предназначенные на хадж.
    Если человек совершит намаз, выбрав направление к кибле по ижтихаду ошибочно, данный намаз следует возобновить, если его время не закончилось, и возместить, если времени не осталось. Но а если он это узнал, будучи в намазе, тогда надо начать заново.
    Если при повторном ижтихаде определится другое направление киблы, следует совершать намаз уже в этом направлении; первый намаз возмещать не надо, так как ижтихад другим ижтихадом не нарушается. Разницы нет, когда ижтихад поменялся: будучи в намазе или после. Тем не менее, если совершить четырёхракаатный намаз, все ракааты на четыре стороны ижтихадом четыре раза, то и этот намаз засчитывается из-за упомянутой выше причины. Следовательно, если у человека, совершающего намаз, менялся ижтихад относительно направления киблы, то он повернётся в эту сторону и завершит намаз. Если же он поменяется после завершения намаза, то это не повлияет на совершённый намаз.
    Но нужно учитывать, что ижтихад не делают из-за несущественных признаков, рассматриваются лишь веские причины, а не просто слова «я думаю», «мне кажется» и тому подобное.
    Мухаммад  Халиков
    Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

  5. Shataxe Ответить

    В прошлом киблу определяли при помощи дополнительных инструментов и карты. Но не все люди были грамотными. Их обучали более опытные в этом вопросе люди. Процесс определения был схож с тем, что мы узнали с предыдущего раздела статьи. Сначала нужно было определить сторону света. Позже были созданы специальные приборы, которые позволяли найти направление. Были созданы специальные таблицы, которые облегчали мусульманам задачу — нахождение направления для всех населенных пунктов.

    Советы и рекомендации

    Используя свои устройства с ОС Android, iPhone, iOS найдите нужное приложение через поиск в соответствующих для смартфона маркетах. Устанавливаются они в одно нажатие кнопки.
    Базовые рекомендации для верующих:
    Вы можете записать координаты Каабы, чтобы в будущем рассчитать направление — 21 градус 25’21. 15’’ с. ш. N 39 градусов 49’34.1’’ в. д.;
    Собираясь в путешествие, заранее отметьте направление для молитвы на месте, куда вы отправляетесь;
    Вы можете найти специальные коврики для молитв, на которых встроен компас и пометка с нужным направлением;
    В крупных городах есть мечете, где можно узнать это;
    Вам стоит использовать все возможности и варианты для определения киблы. На помощь придет компас, который доступен в мобильных устройствах. Даже если он отсутствует, постарайтесь найти другие способы определить направление.
    В статье мы подробно разобрали, каким образом можно определить точное направление киблы, используя онлайн-сервисы. А также как мусульмане находили местопложение Мекки в прошлом.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *