Война и мир в каком классе проходят?

9 ответов на вопрос “Война и мир в каком классе проходят?”

  1. JOHYVPAL Ответить

    Почему уроки литературы в школе раскололи педагогов на «классиков» и «современников»
    Текст: Ирина Ивойлова/РГ
    Фото: В. Кожевников/ ТАСС
    Если школьные программы по математике или биологии никто не рвется менять, то вокруг литературы постоянно идут споры. Нужен или нет «золотой список» обязательных для изучения книг? Давать или нет список литературы на лето? Вводить ли устный экзамен по литературе? Каких авторов современные дети не в состоянии понять? Об этом корреспондент «РГ» беседует с заместителем директора московской школы N1269, финалистом одного из конкурсов «Учитель года Москвы» Екатериной Баркиной.
    Екатерина Алексеевна, одно из последних предложений — изучать Толстого и Достоевского факультативно, так как для учеников эти авторы слишком сложны. Вы за или против?
    Екатерина Баркина: Если поставить задачу досконально изучить «Преступление и наказание» и «Войну и мир», то надо исключить все остальные произведения из программы. И целый год читать только эти. Тогда ученики поймут и философию Толстого, и его логику изображения исторических событий, и нравственно-философскую позицию Достоевского. Но это дело студентов-филологов. Задача школы иная — привить ученикам вкус к чтению, показать, что такое хорошая литература, которая заставляет читателя сопереживать, рассуждать. А это и Достоевский, и Толстой. Если все время читать беллетристику, «легкую» литературу, никогда не выработается вкус к переживаниям, сильным эмоциям. А чтение — отдых только тогда, когда ты понимаешь, что эти эмоции, переживания тебе приносят удовольствие, делают тебя лучше.
    То есть список обязательных авторов не меняем?
    Екатерина Баркина: Пересматривать программу по литературе необходимо, потому что в ней остаются произведения, которые отсеяны временем. В то же время появились и новые, достойные изучения. Но есть база, первооснова, от нее отказываться нельзя ни в коем случае. Это Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой и многие другие.

    Мне кажется, литература ХIХ века — это своеобразная философия литературных открытий.

    Не понимаю, как можно читать и понимать литературу ХХ века, если не прочитать, например, «Легенду о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» или не иметь представления о романе Чернышевского «Что делать?»? Как потом читать антиутопии Евгения Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984»? Как понимать произведения Михаила Булгакова?
    А Замятин есть в программе?
    Екатерина Баркина: Да, в 11-м классе. И, между прочим, это одно из самых читаемых произведений.
    Почему Замятин в 11-м классе, а такие сложные авторы, как Толстой и Достоевский, изучаются в 9-10-м?
    Екатерина Баркина: Сейчас обязательным является только начальное общее и основное общее образование, т.е. с 1-го по 9-й класс. И если раньше с 9-го по 11-й класс была линейная программа по литературе (9-й класс заканчивали «Мертвыми душами» Гоголя), то теперь основной курс заканчивается в 9-м классе, и необходимо пройти все — от «Слова о полку Игореве» до «Судьбы человека» Шолохова. А в 10-м классе изучаем классическую литературу ХIХ века, начиная с Пушкина, в 11-м — литературу ХХ века, в том числе и Замятина.
    Какие книги из школьной программы даются ученикам труднее всего?
    Екатерина Баркина: К примеру, «Соборяне» Лескова очень сложны для понимания. Это произведение связано с религиозным, христианским, православным сознанием. Тяжело идет Салтыков-Щедрин. Знакомство с его произведениями начинается со «Сказок для детей изрядного возраста» в 7-м классе, а в 8-м классе — фрагменты из «Истории одного города».
    Мне кажется, это методическая ошибка. Все равно что начинать знакомство с искусством с Босха: человеку, который толком еще не знает реализма, сразу предлагают понять сюрреализм. «Историю одного города» стоит изучать вместе с «Историей государства Российского» Карамзина в старшей школе. Почему? Потому что Карамзин посмотрел на историю как реалист, а Салтыков-Щедрин — как сатирик, даже как сюрреалист, хотя направление это и сформировалось только в начале ХХ века.
    Получается, надо больше заниматься не содержанием, а методикой преподавания литературы?
    Екатерина Баркина: Конечно. В том числе необходимо предусматривать соответствие литературного периода тому, что учат школьники на уроках истории. Например, в 5-м классе изучается повесть Тургенева «Муму».

    «Почему Герасим не взял Муму с собой и не ушел с ней в деревню?» — такой самый частый вопрос ребят после прочтения.

    О крепостном праве дети имеют весьма отдаленное представление, потому что изучают в этот момент «Историю Древнего мира», древние цивилизации.
    Вообще программа по литературе в 5-7-х классах очень дробная: практически каждый урок — новое произведение. А что такое один урок на рассказы Астафьева, Распутина, Нагибина? Для того чтобы научиться понимать слово, авторскую позицию, почувствовать стиль автора, нужно время.
    В каких классах совпадают по историческому времени программы по истории и литературе?
    Екатерина Баркина: Попадать в исторические координаты мы начинаем где-то в 8-9-м классе, когда изучается Всеобщая история и история России ХIХ и ХХ веков. Когда появляется историческая точка зрения на важнейшие для литературы события: Отечественную войну 1812 года, восстание декабристов, отмену крепостного права, революции начала ХХ века и т.д. Поэтому понять замысел «Дубровского» с точки зрения взаимоотношений разных социальных классов, размежевания в дворянской среде в 6-м классе — непосильная задача. К тому же дети ждут хеппи-энд, а его в «Дубровском» нет. К тому же настоящая литература требует кропотливой работы со словом, а школьники не умеют и не хотят вчитываться, не раздумывают над смыслом, значением слов.
    Читаем, допустим, «Обломова». В ответ на вопрос: кто лучше, кто нужен России — Обломов или Штольц, — к сожалению, обычно называют последнего. Спорю с ними: «Что же получается: Гончаров написал роман о человеке, который просто лежит на диване и ничего не делает? Почему же тогда Ольга, выйдя замуж за замечательного Штольца, несчастна с ним? А вы перевели с немецкого на русский язык фамилию Штольца?» С сожалением констатирую: редко кому приходит в голову заглянуть в словарь.
    Может, классику как-то иначе надо доносить?
    Екатерина Баркина: Надо менять взгляд на обучение. Современные дети сегодня заглядывают на шаг вперед: «Я учу это, а зачем мне это нужно? Как я смогу применить это в жизни?»

    Новые образовательные стандарты как раз направлены на обучение для жизни, но учителям, к сожалению, очень тяжело перестроиться и отойти от прежней знаниевой парадигмы.

    Я прихожу на урок и спрашиваю педагогов: «Какой прием, какие задания, предложенные ученику, работают на формирование универсальных учебных действий?» Это вопрос часто вызывает затруднение.
    Значит, учителя не понимают, что от них требуется?
    Екатерина Баркина: Получается так: учитель находится в рамках своего предмета, в рамках школьной программы, а, например, работа с ученическими проектами требует выхода из зоны комфорта. Скажем, ученики выбирают тематику, не связанную с программой: Древнюю Грецию, восточную литературу, японские стихи хокку и многое другое. Учителю самому надо открывать этот проект для себя. А у него нет времени, а часто — и желания.
    Разве словесник не обязан все это знать?
    Екатерина Баркина: В рамках программы — да, все остальное — это вопрос профессионального мастерства, кругозора. В профессиональном стандарте сказано: «Педагог должен демонстрировать знание предмета и программы обучения», нет детализации предметного содержания. Если бы такой перечень был, я, как завуч, могла бы попросить учителя, например, сдать ЕГЭ, пройти независимую экспертизу предметных знаний. А в стандарте прописано, какими профессиональными компетенциями должен владеть учитель, как вести воспитательную работу, к каким изменениям должен быть готов. А это можно оценить только по результатам обучения, воспитания и развития школьников.
    Извините, а вы сами ЕГЭ по литературе или по русскому языку сдавали?
    Екатерина Баркина: Да, в прошлом году сдала ЕГЭ по русскому языку и получила 96 баллов. ЕГЭ по русскому и по литературе сейчас устроен достаточно разумно. На литературе возможен выбор тем для сочинения, которые вполне соотносимы с темами экзаменационного сочинения старого, привычного формата. Но учитель не привык сдавать экзамен. Вы знаете, какой была реакция коллег, когда им было предложено пройти независимые испытания? — «Почему мы должны что-то сдавать?!»
    Вы даете ученикам список литературы на лето?
    Екатерина Баркина: Даю два списка. Один дублирует программу, которую будем проходить в следующем году. Второй включает литературу по возрасту, и этот список стараюсь каждый год обновлять. В нем есть и современные произведения для разных возрастов: Ю. Нечипоренко «Смеяться и свистеть», В. Ледерман «Календарь ма(й)я», А. Дорофеев «Божий узел», «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Черновик человека» М. Рыбаковой, «Лестница Якова» Л. Улицкой, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной и многие другие.
    На встречах с коллегами обязательно обмениваемся впечатлениями от прочитанных нами и нашими детьми книг, составляем списки. У меня накопилась уже целая тетрадь.
    Как вы считаете, четыре года бакалавриата достаточно, чтобы подготовить хорошего учителя?
    Екатерина Баркина: Достаточно, если бы была грамотно написана программа, которая включала бы философию, психологию, педагогику, методику, дидактику и предметное содержание. А то бывает, что выпускники педвузов пишут с ошибками.

    Подготовка должна быть такой же, как у врачей.

    Сначала бакалавриат и магистратура, специалитет, а потом своего рода ординатура — педагогическая практика — работа в школе в рамках системы наставничества. И смысл этого этапа не в том, что педагогу доплачивают как молодому специалисту, а в том, что за ним закреплен куратор, наставник, который его консультирует, делится с ним секретами мастерства, просто учит работать. Филологам в педвузах не хватает латыни, а в классических университетах можно давать больше методики и психологии.
    Может, стоит давать побольше педагогики в классических университетах?
    Екатерина Баркина: Педагогика в университетах есть, но, по моим воспоминаниям, — это был один из самых скучных и неинтересных курсов. Возможно, мне не повезло. А педагогика должна быть совмещена с психологией, философией, социологией и другими антропологическими дисциплинами. Надо найти золотую середину между классическим университетским и педагогическим образованием.
    ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
    Из школьной программы ребятам даются труднее всего «Муму» Тургенева, «Миргород» Гоголя, «Тарас Бульба» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «В дурном обществе» Короленко. А с удовольствием читают: Булгакова, Маяковского, Блока, Мандельштама, Цветаеву, Замятина.
    МНЕНИЕ
    Галина Пономарева, завотделом «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» Государственного литературного музея, кандидат филологических наук:
    Достоевского исключать из школьной программы нельзя. Но можно рекомендовать учителю выбирать, какие произведения изучать: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные» или «Бедные люди» (в младших классах — «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей»). Я бы, конечно, остановила выбор на «Преступлении и наказании». Разве философская мысль «Тварь я дрожащая или право имею?» сложна для подростка в 16 лет? Это сегодня еще и важный цивилизационный вопрос.
    К чтению Достоевского ученик средней школы должен быть подготовлен. Я за то, чтобы учителя давали детям на лето короткий, но реальный список литературы. В нем должны быть «Слово о полку Игореве», Фонвизин, Крылов, Радищев (можно в отрывках), Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Некрасов. Обязательно «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова, Солженицын, Распутин, Вампилов («Утиная охота»). Что-то из Блока, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака. Не думаю, что в этот список стоит включать Улицкую, Сорокина, Дмитрия Быкова.
    Ссылки по теме:
    Оригинал статьи на сайте «РГ»
    Онегин: перезагрузка
    Большая перемена
    Классика в мейнстриме
    01.11.2016

  2. Kami Ответить

    Почему роман “Война и мир” обязателен для прочтения по школьной программе?
    Скажу, как понимаю это, Вы и прочие участники сообщества вполне можете иметь другое мнение.
    Этот роман я бы сам давал и доносил, именно доносил, разъяснял на примере других примеров, литературных, может при помощи разных приемов (если бы был педагогом) или иллюстраций, пусть даже из современных кинематографических произведений (со схожей тематикой, скажем) ученикам в классе в…. 11, наряду с “Мастером и Маргаритой”, который идет в 11-м классе как литература 20-го века (по крайней мере, так было у меня в школе) даже считал бы его более важным.
    Я понимаю тяжеловесность некоторых моментов романа, некоторые отступления автора и моменты, которые могут показаться скучными для ученика, я сам его читал, но, мне он показался много легче, чем тот же “Тихий Дон” М. Шолохова, очень тяжело, сложно читать, язык еще специфический (как свойство той народности, герои которой действуют в роизведении)…
    Итак, герои романа “Война и мир” это в первую очередь герои изменяющиеся, и сам автор выделял героев, качества которых изменяются во времени, они живые, при чем изменяются они в эпоху масштабных исторических событий, в которую вовлекаются и простые люди (крестьяне, солдаты) и высшие сословия. (Причем, развитие, как черта, уже подводит к мысли, что человек – формируемое существо, и обстоятельства, влияющие на героя, как и на обычного человека, играют не самую последнюю роль.)
    В контексте этих действий и происходит изменение качеств персонажа(-ей), которые оказываются в более острых, чуждых и непривычных условиях, где их человечность, гуманность, поведение в целом (разное) воспринимается более остро, где их качества подвергаются сильнейшему испытанию, где сами их судьбы могут оборваться (сцена с расстрелом, в которой Пьер напрямую осознает ужас Человекоубийства, но что еще страшнее, что Сами солдаты не хотят исполнять приказ, но “какая-то неведомая, страшная сила”, которая неумолимо управляет действиями единиц уже решила все, вроде 4-й том; отношение Наташи к раненым и ее помощь, 3й том). Подобные обстоятельства позволяют глубже оценивать поступки людей по отношению к друг другу, воспринимать их как человечество, или наоборот “не человечество”, детерминированное историей и приказами совокупность “единиц”.
    Героем, ищущим свое место в мире, и какую-то подлинную систему ценностей является в данном романе Пьер Безухов. Этот герой и подобные герои, лично для меня, интересны тем, что они как бы вместе с читателем проходят через всю сложную историю своего поиска, пробираясь через свою мягкость, вялость или безволие, свой опыт, совершая ошибки, находя новые пути, они становятся тем, чем и должно человеку, опять же по мнению автора, авторы нынче разные). Они, подобно живому думающему человеку, ищут себя и духовную, скажем, основу для принятия своих решений в жизни. А уже читатель, наблюдая, сам выбирает прав ли герой, стоит ли его судить или подумать, что позволило ему поступить так или иначе.
    Подобные произведения, грамотно выстроенные, имеющие развивающихся персонажей, идейную основу, подобно микроскопу, позволяют охватить сразу множество тем, касающихся человека и общества и систему ценностей, по которым они живут, предоставить эту картину читателю на его собственный “суд”. Вопрос лишь в том, как это подать подобное еще не сложившемуся человеку? Возможно, есть и другие примеры, не литературные.
    P.S. Сейчас существует множество живых иллюстраций, из жизни, в наше время, некоторые из которых весьма остро выражают общественные, идейные проблемы, есть и соответствующие литературные произведения, научно-популярные или фундаментальные, которые близки людям этого времени, полагаю, на которых стоит учиться, которые хороши для анализа. Да, во многом, школьная литературная программа утрачивает, если уже не утратила, свою актуальность, она просто не идет “ко времени”, не дает информации, нам нужно думать над методологией решения целого комплекса соц. и тех. проблем, а нынешний список можно и обновить, но это другой вопрос.

  3. Faur Ответить

    1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.
    2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
    Если на посте отсутствует тег “Мое”, то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту.
    3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю “пруфами”, дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях – это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).
    4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.
    5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении – предупреждение, повторно – бан.
    6. Помните – сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.
    Утверждения же – вроде “пост – дерьмо”, есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

  4. 1emoNadiK-TV Ответить

    Физмат школа, или школа-лайт для поступления? Поделитесь опытом, пожалуйста.

    Школа, среднее образование, учителя и ученики, домашние задания, репетитор, каникулы. И это не зависит от загрузки в школе. Мой не любил читать, но у них в классе была мода на определенную литературу, и все читали. Или подождать 10-го класса?

    “Война и мир” опрос

    В школе читала ” Войну и мир ” очень внимательно, ну, мне так казалось)), и очень любила книгу. Да и молодежи не нужны сильно рассуждения “о Надо тоже перечитать, тем более, что в школе я только ” мир ” читала, а войну пропускала. …им читать нужно обязательно. и по…

    Список для чтения 1 класс – помогите

    Список литературы для начальной школы : внеклассное чтение. Может у кого-нибудь есть список литературы для чтения летом после 1 класса по программе Школа 2100 ? Правда, я весь первый класс параллельно со школой занималась с ребенком по 2100 для 1 класса.

    помогите вспомнить повесть из “Нового мира”.

    Музыка, книги, ТВ, кино. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Читала в 80-е летом у деда на каникулах журналы “Новый мир “. Много разного увлекательного было, помнится. Помню какую-то повесть.

    Подскажите стихи, пожалуйста.

    Недавно был в школе конкурс стихов про весну – то, что выучила моя, выучили этот стих точно никто не прочитает его нет и в интернете этот стих папа привез с войны, и мы дети его читали на Я знаю, будет мир опять И радость непременно будет Научатся спокойно спать Все это…

    Стихотворение про войну

    Стихотворение про войну. — посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Можно же рассказать как стихотворение. Я всегда сама в школе так делала, стихи если не по программе задавали.

    книги о войне

    книги о войне. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. “Два капитана” – единственная книга, где есть о войне, которую мой читал, но он у меня вообще не начитанный. Для этого достаточно уроков истории в школе и постоянного муссирования темы, что и происходит в обеих школах …

    Список литературы на лето для 1 класса?! Я в шоке.

    школьная программа не в счет, я про лето 25.05.2013 12:12:34, SunSet. нам дали обычный список. ничего такого >. Прихожу в себя после прочтения обязательного списка литературы на лето для 1 класса. что Даля и Мамина-Сибиряка, которых и до сих пор не читал:) А вообще…

    Подскажите список книг для 1классников по программе 2100.

    Список литературы для начальной школы : внеклассное чтение. Список книг для чтения летом : 1 -4 класс. Одобрено Минобрнауки. Может у кого-нибудь есть список литературы для чтения летом после 1 класса по программе Школа 2100 ? Когда мы на последнем звонке об этом…

    программа по литературе в 5-м классе

    Сейчас дочь в 4-м и у них по чтению идут все малые формы – стихи, сказки, рассказы. Повестей пока нет вообще – может, во втором полугодии будут?
    Интересно, в 5-м классе крупные произведения уже появляются? Что проходят сейчас в 5-м классе по литературе? Набор произведений у всех разный или уже одинаковый для всех программ? Хотелось бы потихоньку подобрать заранее книги, чтобы дочь прочитала до того, как начнут в школе проходить.

    Сразу убицца или подождать еще?

    ну просто читать латинскими буквами. do did done до дид доне но это в основном относится к сложным написаниям типа эигхт eight единственные Лена, да мне обидно, потому, что память у дочки преотличнейшая. Все стихи, что нам в школе задают, она учит буквально в машине, пока…

    читать тем, у кого дети не отличники и медалисты

    Я читала в начальной школе. Дети тоже в 3-5 классе читают. 1. Для получения тройки вовсе не требуется читать рекомендованные на лето книги (как и любые другие летом). Ну я вот ” Войну и мир ” в 80х годах сдавала по книжке “В помощь учителю”, где былт описаны все…

    Стихотворения в 1 классе

    Стихотворения в 1 классе. Школа. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

    Приключения Тома Сойера

    Мне в детстве тоже нравилась книжка, дочь начала читать и бросила, даже то, что они в школе проходили не помогло. ну я бы не сравнивала.Для войны и мира некоторый опыт нужен, а в первой книге про поттера совсем десткий сюжет всем понятный.

    Программы 5 класса: 1543, 1514 и 192

    Конференция ” Школьное и дополнительное образование детей” ” Школьное и В 1543: 7 литератур в неделю и всего 2 русских языка. Там второй язык 3 часа в неделю, столько же В 192 и 1514 программы более-менее схожи оказались. Там примерно по 5 русских и по 2-3…

    ВешаЦа? Или подождать?

    У соседки-то ребенок года в три уже Войну и Мир прочитал !!!Нашу ситуацию я в похожем соседнем топике написала. Подождите. Бросьте читать книжки, попробуйте писать. Чаще дети читают ,не понимая значения отдельных слов или вообще не воспринимают прочитанное.

    Список литературы на лето (1-й класс)

    У нас в литературном чтении есть список доп. литературы – там Пришвин, Бианки Может у кого-нибудь есть список литературы для чтения летом после 1 класса по программе Список литературы для начальной школы : внеклассное чтение. Список книг на лето для 8-летки.

    перед 1 классом что читать?

    Конференция ” Школьное и дополнительное образование детей” ” Школьное и дополнительное образование детей”. Чтение на лето перед 1-м классом. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье Хочется такую книгу…

    Список внеклассной литературы

    Список литературы для начальной школы : внеклассное чтение. Список книг для чтения летом. 17. лондон белый клык 18. кинан-роулинг сверстники 19 Что читать по школьной программе для 6-го класса. Список книг для внеклассного чтения. Из русской литературы XX века…

    Список литературы на лето для первоклашек.

    О школьных учебниках. Вопрос по литературе для самостоятельной работы: “Какой образ впечатление возникает у вас при прочтении…” Список литературы на лето (о чтении, как таковом). Сами списки, те ещё…, вопросов много вызывают, интересного в них ребенку на…

  5. Kishakar Ответить

    Ну и к чертовой матери эту Наташу Ростову! Вот она — “пощёчина общественному вкусу” XXI века: сама того не желая, Людмила Вербицкая предложила поразмышлять на тему новоявленного манифеста “футуристической школы”.
    “А как же “столп”?”— скажут приверженцы олдскульной программы. И вам, и нам, и ещё десяткам поколений школьников, как мантру, повторяли: “Этот роман-эпопея стоит особняком в русской литературе” (почти с придыханием — маленькая ремарка). Вот именно что “особняком”. Это огромный и очень-очень старый дом с толстыми стенами, окнами со скрипучими ставнями и непонятным “воздушным” флёром живущей в ней простушки.
    Да, романтический пафос, безусловно, в “Войне и мире” есть, только исходит он от Андрея Болконского и Пьера Безухова, а никак не от Наташи Ростовой, от которой веет только глупостью. Бесконечной и с очень красивыми глубокими глазами. Не будем отрицать — душа девочки была прекрасна, но мозгов не было с самого начала долгого повествования. И самое страшное, что у Ростовой с возрастом ума тоже не прибавилось. На это нам укажет сам классик, описав жизнь недалёкой домохозяйки, о которой можно сказать на манер детской истории “этому дала, этому дала…” (тут не про секс). Образ Наташи по непонятным причинам был идеализирован в СССР, но современные ученицы (им же во благо) с этим не согласны. В унисон со мной и не одним специалистом по русской литературе.
    Я в силу своей профессии и образования “Войну и мир” прочитала в школе дважды, но большинство учеников всё же сравнивают роман с четырёхтомной пыткой. И не зря, правда. Толстой своим гениальным эпосом (не иронизирую) рассказал о львиной доле человеческих терзаний. Он в одном романе уместил то, что рассказывал в нескольких произведениях “Человеческой комедии” Оноре де Бальзак, и русский классик, полагаю, не рассчитывал на столь огромную подростковую аудиторию.
    Для школьников “Война и мир” превращается в произведение, состоящее из двух романов — для мальчиков и для девочек. Кладём руку на сердце — читали всё? Или (если вы — женщина) выбирали только эпизоды о “мире”? К мужской аудитории аналогичный вопрос, только про “войну”. Полагать, что большинство школьников не пролистывали — это точно такое же враньё, как утверждение, будто большинство людей, читая “Собор Парижской Богоматери” Виктора Гюго, не переворачивают страницы с описанием Парижа. Скука, хотя последний роман — один из моих любимых.
    “Война и мир” — извините, кино не для всех. Наверное, (надо отдать должное произведению) это единственный роман школьной программы, который показывает даже в 10 классе, как сильны гендерные различия. Хотя деления на тех, кто в “голубом” и кто в “розовом”, в этот период уже нет.
    Роман-эпопею Толстого как одно из важнейших произведений русской классики и без всякой школьной программы прочитают дети из интеллигентных семей, ребята, которые любят чтение, но задача школы — не запихать всё, что нужно, в ребёнка, а привить ему любовь к литературе.
    Президент РАО Вербицкая говорила о том, что “Войну и мир” смогут понять далеко не все дети. Но в свои 16 лет школьники в состоянии воспринять всю палитру человеческих чувств и эмоций, что предлагают классики — вопрос только, что в учебной программе есть и другие произведения, которые детям “нужно осилить”.
    “Война и мир” вместе с другим романом-эпопеей “Тихий Дон” входят в список творений, обязательных к прочтению. Но любой педагог скажет, что одно в большинстве случаев исключает второе у подростков. Кому что ближе: в обоих случаях есть “мир” и есть “война”.
    Большой трагедией может стать факт, что история дворянских династий потеряет часть аудитории, но, возможно, на месте “столпа” в учебной программе появятся другие, которые любовь к литературе быстрее взрастят.
    Подростки с “Войной и миром” могут приобрести больше свободы и потерять возникающее с досадной периодичностью ощущение скуки.
    Уже сейчас медиапространство разрывается от потоков негатива а-ля “Нельзя отменять!”, “Сами, наверное, не читали”. Но почему-то “депрессивный, набожный” Достоевский подростков никогда не раздражал. Фёдора Михайловича на палубе удержат.

  6. NYSUR Ответить

    Вот уже несколько дней как в соцсетях развернулась нешуточная война: тысячи пользователей ломают копья, обсуждая предложение президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой исключить «Войну и мир» Толстого из школьной программы.
    «Как можно убрать из программы самое знаменитое произведение русской литературы?! Это приведет к бездуховности», – возмущаются одни. «Погодите, – говорят другие, – Толстой явно писал роман не для школьников. Его аудитория – взрослые образованные люди с жизненным опытом. Что дети могут понять в душевных метаниях Пьера Безухова? Не разумнее ли вместо 4 томов «Войны и мира» изучать, например, «Севастопольские рассказы»?..
    Мы попытались разобраться в этой истории. Вот для начала дословная цитата того, что сказала Людмила Вербицкая: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы «Войну и мир» Льва Толстого, а также некоторые романы Федора Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины…»
    Понятно, что речь идет о личной позиции, а не о каком-то официальном решении. Но высказывание обрело широкий резонанс: Вербицкая является экспертом, к которому прислушиваются высшие чиновники. Она – член Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов. Участвует в работе Комиссии по образованию и Совете по русскому языку при правительстве РФ…
    Вряд ли «Война и мир» исчезнет из школьной программы в обозримом будущем. Но и дискуссия вокруг великого романа и его изучения в школе тоже не случайна.
    МНЕНИЯ
    Не знать эти произведения неприлично
    Елена РАЙСКАЯ, режиссер, сценарист
    – Из средней школы я вышла с выученной наизусть первой главой «Евгения Онегина» (остальные были освоены с большим трудом и малым интересом), с едва прочитанным «Преступлением и наказанием» и с кратким пересказом в учебнике романа «Война и мир». Но к этому всему прилагалось твердое ощущение, что не знать эти произведения неприлично. И спустя время я приступила к ним.
    «Евгений Онегин» подоспел к моим девятнадцати годам. Прочла от корки до корки, восхитилась. В двадцать (где-то так) перечитала «Преступление и наказание», «Идиота», «Братьев Карамазовых», взялась за «Бесов», но они не пошли, и Достоевский оказался не моим писателем. «Войну и мир» читала множество раз на протяжении первой половины своей жизни, сначала пропуская войну, интересуясь исключительно миром, но потом и войну осилила и окончательно поняла, что Толстой – мой писатель.
    Да, конечно, невозможно понять и осознать все названные выше произведения в 15 – 17 лет. Но знать о том, что они существуют и ждут твоего понимания, необходимо. И вот это чувство, что в дальнейшем непременно надобно к ним вернуться, осилить их на следующих этапах жизни, осознать наконец, что ты вырос, поднялся и дотянулся, – это то главное, что может дать человеку средняя школа. Так мне кажется.

  7. Perigamand Ответить

    Ага. Было дело. Его вроде надо было читать к десятому классу, а я прочитал на год раньше, летом, когда погода не радовала. Учительница очень удивилась. Вроде бы плюс в карму, зато ко времени, когда надо было писать сочинение, многое уже забылось. Но ничего, сравнение образов Кутузова и Наполеона написал. Что могу сказать о книге? Начало мутное, слишком много французского, а дальше ничего так, приемлемо. Не буду заявлять, что прямо шедевр-шедевр безоговорочно, что всем обязательно нужно читать. Нет. Не обязательно. Однако литература качественная. И в речи (большая часть нынешней не идёт ни в какое сравнение), и в деталях, и в сюжете, и в персонажах. Качественная и сложная (впрочем, смотря с чем сравнивать, вот, помню, в университете Фому Аквинского читал – муть та ещё…) Так вот. Это роман, со всеми вытекающими: множество сюжетных линий, герои переживают потрясения и меняются, и т.д. И именно поэтому, из-за присущей роману как жанру литературы множественности мессаджей (часть из которых к тому же неявна) и сложности связей между ними воспринять подобную литературу бывает очень непросто для нынешней молодёжи с клиповым мышлением. Зато говорить, что литература – отстой, это всегда пожалуйста, не так ли? А вот и нет. Вообще, такие вещи стоит читать в более старшем возрасте. Когда мозги на место встанут.

  8. Dawnconjuror Ответить

    При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» у учащихся 10-ых классов возникает ряд затруднений, связанных, во-первых, с большим объемом текста, во-вторых, со сложнейшим переплетением сюжетных линий и действующих лиц, а также со своеобразным изображением писателем конкретных исторических событий. В связи с этим, считаю нецелесообразно создавать «мозаичное» прочтение романа и рассматривать отдельные темы, перескакивая из одного тома к другому. Исходя из собственного опыта, в который раз убеждаюсь, что десятиклассникам трудно удержать в памяти достаточное количество эпизодов и сцен из разных томов романа, собранных к какой-либо одной проблеме. Поэтому предлагаю избрать иной путь изучения поистине философского романа Л.Н. Толстого, а именно: постепенное чтение романа от тома к тому, повторяя некоторые темы уроков, например, «Поиски смысла жизни А.Болконского в 1 томе» и «Поиски смысла жизни А.Болконского в 3 томе» (хотя формулировку темы для учащихся можно изменить). «Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе: эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики, действие в «Войне и мире» расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Л.Н. Толстой в самых разных её проявлениях и событиях», – считает С. Бочаров в своей книге «Три шедевра русской классики». Таким образом, проанализировав определенные этапы жизни героев в 1 томе, учащимся будет легче понять смысл их поступков в последующих томах. Что же касается обучения анализу отдельных эпизодов, то этот вид учебной деятельности можно осуществить на более малых жанрах: рассказах, повестях. Думаю, понятно, почему ухожу от традиционного изучения романа «с помощью изолированных сцен», собранных «по кусочку» из всего произведения.
    Конечно, процесс планирования уроков по роману «Война и мир» подобным образом сложен из-за указанных ниже причин и малого количество часов, отведенных программами, утвержденными МО России. Но начать эту работу можно, опираясь только на 1 и 2 тома или на 2 и 3, изучив другие методом анализа отдельных эпизодов, как предлагают автор учебника и методического пособия Ю.В. Лебедев, учитель-исследователь Е.Н. Ильин, авторы методических пособий И.В. Золотарева и Т.И. Михайлова и другие.
    Положительные аспекты планирования:
    Возможность прочтения романа в течение учебной четверти, если роман не прочитан на летних каникулах.
    Закрепление специальных учебных навыков и умений на «повторяющихся» темах.
    Осознанность толстовской концепции развития личности через наблюдение за героями в последовательной, повседневной жизни, вместе с «войной» и «миром».
    Некоторые темы остаются традиционными, например, «Общество в салоне А.П. Шерер» и др.
    Преобладает групповая форма деятельности (и очень много), которая позволяет большинству учащихся самореализоваться на уроке.
    Мотивация на полное и глубокое прочтение романа с первых уроков, а не отбор материала по всем томам.
    Тематика уроков может варьироваться с учетом личностных особенностей и общеучебных навыков и умений10 класса.
     Отрицательные аспекты:
    Упрощенный вариант для учащихся гуманитарных классов.
    На изучение романа отводится большее количество времени за счет сокращения уроков внеклассного чтения.
    Может возникнуть необходимость «сцепления» текста самим учителем из-за интеллектуальных и личностных особенностей данного класса.
    Часть материала все-таки приходится на самостоятельное изучение (чтение – осмысление – вывод).
    Десятиклассники практически не пользуются статьями учебника, за исключением отдельных моментов, без которых невозможно правильное осмысление авторского текста, например, «Философия войны Л.Н. Толстого» (хотя этот аспект я бы отнесла к положительным).
    Некоторые комментарии к формулировке тем уроков и основной деятельности учащихся на уроке:
    Темы, связанные с характеристикой Петербурга через салон А.П. Шерер в 1 и 2 томе, можно построить по принципу контраста, уделяя особое внимание комментированному чтению текста.
    Темы, связанные с анализом главных действующих лиц: Пьера, Наташи, Андрея, Николая, – можно «отдать» для групповых форм работы. А на уроках разбирать только выводы, умозаключения учащихся, к которым они пришли в процессе самостоятельного чтения и обсуждения друг с другом. Что же касается письменного оформления урока, то уместны (даже очень) опорные схемы, конспекты глав в виде таблиц и тезисов. Но необходимо учитывать, что данные темы являются самыми сложными, так как характер героя развивается с каждой ситуацией, положительной или отрицательной, и жить любимому герою Толстого становится все сложнее и сложнее до 4 тома произведения.
    При изучении глав, определяющих основной ход войны в произведении, следует уделить внимание индивидуальным заданиям и комментированному чтению с элементами пересказа-анализа. Следует также учесть, что меняется стиль писателя. Часто из художественного он переходит в публицистический, особенно, если речь заходит о философии войны.
    Некоторые темы необходимо сохранить в том виде, как предлагают авторы методических пособий, например, «Увлечение Пьера масонством» – разные главы из второго тома. События, происходящие между этими главами, представляют собой изолированные сцены, поэтому никакого отношения к данной теме не имеют и легко «вычленяются» из неё.
    Тематика уроков типа «Поиски смысла жизни Пьера Безухова» легко может ограничиться каким-либо томом и будет выглядеть примерно так: «Поиски смысла жизни Пьера Безухова во 2 томе». Подобная тема обычно предполагает отбор материала из всего произведения «Война и мир», но не всегда эта работа достигает желаемого результата, так как не все учащиеся могут охватить такой объемный материал. Поэтому можно постепенно знакомиться с героем, возвращаясь к подобной теме через несколько уроков при изучении каждого тома, собирая материал для итогового занятия.
    Основные виды деятельности учащихся при самостоятельной подготовке к уроку и на уроке
    Деятельность учащихся дома
    Деятельность учащихся в классе
    1. Внимательное чтение глав и выявление + запись в тетради основополагающих событий.
    1. Взаимопроверка с комментариями и анализом.
    2. Самостоятельное определение тематики уроков по предложенным учителем критериям:
    оценка образа одного из главных героев романа по «излюбленному пути» Л.Н. Толстого – от внешнего к внутреннему, от простого – к более сложному;
    «нелюбимые» герои Толстого, наличие у них общих отрицательных черт, одинаковость и однотипность героев;
    рассмотрение нескольких разных жизненных эпизодов с целью определения авторской позиции
    2. Составление опорных схем, таблиц, опорных тезисов.
    3. Пересказ-анализ эпизодов.
    4. Выразительное чтение отрывка из романа наизусть «На краю дороги стоял дуб…»
    Рассмотрим подобные виды работ на примере 2 тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
    Основные события 2 тома:
    Возвращение с войны Николая Ростова, отношение к нему домашних, дружба с Долоховым, проигрыш в карты: «Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?» (1, 1 -2, 10 – 16)
    Дуэль Пьера с Долоховым. «Новое» в характере Долохова: «был самый нежный сын и брат» (1, 3 – 5)
    «Но в чем же я виноват?…- В том, что ты женился, не любя её, в том, что ты обманул и себя и её…» Намерение Пьера «навсегда разлучиться» с женою: «через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния…» (1, 6)
    Жизнь в семье князя Болконского: ошибочное известие о смерти Андрея, роды и смерь Лизы Болконской: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» Возвращение Андрея к жене и отцу. Рождение маленького Николеньки: «…священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика» (1, 7 – 9)
    Знакомство Пьера с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым: «Высшая мудрость одна…Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться…» Вступление в масонство (2, 1 -4) Попытка преобразований – освобождение крестьян от крепостной зависимости (2, 10) Деятельность в масонской ложе. (3, 8 )
    Второй вечер у Анны Павловны. Все та же «несчастная и прелестная» Элен Безухова. (2, 6 – 7)
    Перемены в жизни семьи Болконских после 1805 года. Жизнь Андрея в Богучарово: «князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе…» Воспитание сына. (2, 8 – 9)
    Поиски смысла жизни Пьером: «Пьер теперь только , в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем» (2, 11 – 14) . Самоопределение, история жизни в дневнике (3, 8 – 9) «Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь» (5, 1)
    Возвращение Николая Ростова в полк. Ранение Денисова. Переговоры Александра и Наполеона «глазами» Ростова (2, 15 – 21)
    Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским :«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, – думал князь Андрей, – пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» (3, 1) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, – вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей». Знакомство с графом Аракчеевым, работа в комиссии военных уставов Сперанского: «Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте» (3, 2 – 6)
    Бал у екатерининского вельможи накануне 1810 года – знакомство Наташи и Андрея, развитие отношений между ними. «Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым» Помолвка с Наташей (3, 14 – 19, 21 – 26)
    Нелюбимые герои Толстого: Берг и Вера. «Берг встал и, обняв жену, осторожно, чтобы не измять кружевную перелинку, за которую он дорого заплатил, поцеловал её в середину губ» (3, 20)
    Охота старого князя Ростова, Николая, Пети, Наташи (4, 4 – 8)
    Святки (4, 9 – 12)
    Женитьба Бориса на Жюли Карагиной (5, 5)
    Важные «уроки» Наташи Ростовой: встреча Наташи с Анатолием Курагиным, самообман героини. «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?» – спрашивала она себя …» Попытка Анатоля украсть Наташу (5, 8 – 18) Встреча с Пьером «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе» (5, 19 – 21)
    Прочитав 2 том и определив основные события каждой главы или ряда глав, можно приступать к планированию уроков, учитывая количество часов на каждый том + итоговые занятия. Получается не так много: около 4 – 5 уроков. Конечно же, практически на каждом уроке, помимо ключевой идеи, возникнут и «околотемные» моменты, которые будут достаточно легко подхвачены классом, так как урок построен, прежде всего, на знании учащихся текста! Приступая к этапу формулировки темы и идеи урока, а в связи с этим и постановки целей, необходимо проделать следующее:
    Выявить некоторую закономерность в основных событиях каждой главы 2 тома, например: очень похожи события первых четырех моментов из жизни разных героев романа. Возвращение с войны Николая Ростова – проигрыш в карты; дуэль Пьера с Долоховым – разочарование первого в себе и ,как следствие этого, желание «избавиться» от Элен в последующих главах; смерть и рождение в семье Болконских. Можно объединить эти моменты в один урок, сформулировав тему «Нашли ли любимые герои Толстого смысл жизни?» (по поводу Николая Ростова можно поспорить). Идем дальше: знакомство Пьера с масонами, второй вечер у А.П. Шерер, жизнь А.Болконского в Богучарове, самоопределение П. Безухова, возвращение Н.Ростова в полк, поиски смысла жизни А. Болконского и бал у екатерининского вельможи – все это переходит в тему «Нравственные искания героев. Попытки переосмыслить собственную жизнь» и т.д.
    Можно выявить более значимую тему «Путь исканий Пьера Безухова» или «Путь исканий Андрея Болконского», а про остальных героев поговорить на уроке «в том числе».
    Итак, примерная тематика уроков по 2 тому:
    Нашли ли любимые герои Л.Н. Толстого смысл жизни?
    Путь исканий П. Безухова и А.Болконского.
    «Нелюбимые» герои Л.Н. Толстого.
    Рр Анализ эпизодов «Охота» или «Святки». Сила русского характера.
    Важные «уроки» Наташи Ростовой.
    Очень интересно, используя данную форму планирования, сопоставлять и обобщать повторяющиеся сцены. Так первые две темы помогут вернуть учащихся к главам 1 тома, проследить, что жизненный путь А. Болконского повторяется во многих эпизодах: «уход» от светского общества и жены на войну 1805 года – «мнимый подвиг» и разочарование в своем идеале – познание истины через небо Аустерлица – смерть любимой жены – «уход» от войны (как казалось навсегда) в мирную жизнь – безрезультатная деятельность в комиссии Сперанского и тщетные преобразования в собственном имении – любовь к Наташе Ростовой и возрождение к жизни – разочарование и «смерть» Наташи для Андрея – «уход» на войну 1812 года – смертельное ранение и обретение покоя. Таким образом, слова «уход» и «истина» становятся ключевыми при анализе образа данного героя. Именно князю Андрею предстоит выдержать мучительную борьбу с земными привязанностями и через своего сына все-таки прикоснуться к великой тайне, ведь его собственные попытки «постичь небо» оказались не совсем удачны. Да, здесь, на земле, он был «слишком хорош», по словам Наташи. И Пьер говорит о нем:« Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти». Истина открывается князю перед его смертью, т.е. уходом, поэтому он спокоен. Путь исканий П. Безухова другой. Основные события, формирующие характер этого персонажа, как раз и находятся во 2 томе. Женитьба Пьера на Элен (1 том) повлекла за собой ряд событий, которые заставляют героя страдать: слухи по поводу любовника, дуэль с Долоховым, дружба с Баздеевым, невозможность признаться в любви Н. Ростовой. Он тоже пытается найти свою истину, как и князь Андрей, но у Пьера другое «небо». В этих эпизодах решаются важнейшие вопросы человеческого бытия – что такое добро, справедливость, человеческая жизнь, для чего человек живет на земле? На мой взгляд, не все учащиеся сразу ответят на подобные вопросы, поэтому предоставим им ещё одну возможность при изучении 3 тома и 4 тома романа «Война и мир».

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *