Вопросы что как и для кого производить не составляли бы проблемы эссе?

11 ответов на вопрос “Вопросы что как и для кого производить не составляли бы проблемы эссе?”

  1. Sanmorin Ответить

    Автор данного высказывания затрагивает проблему ограниченности ресурсов. П. Самуэльсон считает, что основные вопросы экономики не были бы проблемными, если были бы неограниченные ресурсы. Речь идет о ресурсах, которые используются человечеством для производства материальных благ. Я полностью согласен с высказыванием автора.
    Идея заключается в том, что все проблемы экономики именно кроются в ограниченности ресурсов.
    Сейчас люди отходят постепенно от сельского хозяйства и природных ресурсов. Все большее значение занимает место информация и способности ума людей. Так как они не требуют больших затрат и возобновляемы. Так, можно говорить и о том, что экономика развивается параллельно обществу. Так как они взаимосвязаны.
    Из курса обществознания мы знаем, что ресурсы – это имеющую в распоряжение людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей. А также мы знаем, что эти возможности ограничены. Поэтому для решения этих вопросов была создана экономика. Экономика – это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
    Наверное, все женщины хотели себе бы норковые шубы, но в мире нет такого количества норок. Поступаете в 2019 году?
    Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
    подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
    Поэтому норковые шубы производятся в малом количестве и имеют высокую цену.
    Другой пример, это лесная промышленность. Человечеству нужна древесина для различного производства, но лес тоже ограничен. Поэтому если человечество будет использовать ресурсы неразумно, то это обернется экологической катастрофой, которая приведет к гибели всего живого.
    Таким образом, что экономика не дает второго шанса. Важно сразу понимать как? что? и для кого? производить. Иначе этот суровый мир тебя поглотит.
    Полезный материал по теме:
    Вопросы: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены (П. Самуэльсон)
    Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать
    «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать» 6 баллов
    Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать. (Р.Строуп, Дж. Гвартни)
    «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать» Р. Строуп, Дж. Гвартни

  2. Volodenka1993 Ответить

    В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система — это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе — рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
    (По материалам интернет-издания)

  3. Nkleura Ответить

    Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.
    Вопрос «что производить?» возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Вопрос о том, что производить, является основным для любого общества.
    Второй вопрос «как производить?» возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Например, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.
    Третий вопрос «для кого производить?», конечно, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения. На практике движение к справедливому распределению может означать частичный отказ от эффективности. Общество должно решить, какой частью эффективности оно готово пожертвовать во имя более справедливого распределения.
    Сложность принятия решений по этим вопросам (что, как и для кого) связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

    Методы распределения ресурсов в закрытой экономике


    Закрытой называется экономика, при которой страна не ведет международной торговли. В современном мире таких стран уже нет, но наличие международной торговли мало меняет логику распределения ресурсов. Мы будем использовать модель закрытой экономики, чтобы упростить пояснения. Рассмотрим три метода распределения:
    Распределение в случае, когда ценами управляет только рынок — чисто рыночная экономика.
    Распределение в случае, когда на цены оказывают влияние и рынок, и правительственные решения — смешанная экономика.
    Распределение в случае, когда цены назначаются правительством — командная экономика,
    1. Распределение при чисто рыночной экономике. При наличии свободных рыночных отношений решения о том, что, как и для кого производить, не принимаются сознательно потребителями или фирмами. Центральной власти, которая устанавливала бы цены или планы выпуска, не существует. И то и другое определяется в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Фирмы предлагают товары и услуги, руководствуясь своим желанием получать прибыль, а потребители предъявляют такой спрос на эти товары и услуги, при котором они получают максимальную полезность.
    В этих условиях ответ на вопрос о том, что производить, вытекает из тех предпочтений, которые потребители свободно выражают на рынке. Свои предпочтения потребители доводят до сведения производителей через деньги. На рынках ежедневно проводится как бы общее голосование, при котором потребители отдают «голоса» своих денег за миллионы различных товаров и услуг.
    Решение вопроса о том, как производить, происходит в ходе конкуренции между фирмами за доступные факторы производства. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.
    Наконец, решение вопроса о том, для кого производить тоже происходит на рынках. Фирмы производят для тех, кто способен платить, т. е. для тех, у кого есть доходы. Доходы получают домашние хозяйства, продавая фирмам факторы производства. Распределение доходов зависит от того, как распределена собственность на факторы и от цен факторов. Большинство семей получают доход, продавая фирмам свой труд. Продажа факторов производства происходит на свободных рынках факторов. Продавцы на этих рынках и являются теми людьми, для которых фирмы производят.
    Мы рассмотрели случай, когда ценовой механизм работает без внешнего вмешательства, или, говоря языком экономистов, находится в совершенных условиях.
    2. Распределение ресурсов в смешанной экономике. Смешанная экономика занимает промежуточное положение между чисто рыночной и командной. В условиях именно этой экономики живет большинство стран мира. Все зависит от того, в какой мере правительство участвует в экономике.
    Наиболее масштабное вмешательство со стороны правительства имеет место в странах, которые избрали социалистический путь развития. В них обычно все факторы производства распределяются правительством, а продукты потребления выпускаются на рынок, но рыночные цены опять-таки контролируются правительством.
    В странах, которые принято называть капиталистическими, правительство тоже вмешивается в экономику и тем самым ставит препятствия на пути развития рыночных отношений. Вмешательство правительства заключается в директивных ограничениях на некоторые цены и в контроле ряда производств.
    Помимо вмешательства правительства, есть в этих странах и другие факторы, которые мешают рынку находиться в совершенных условиях:
    Затраты на информацию. В реальной жизни совершенные знания о ценах на товары и о ресурсах сами ни в коем случае не являются свободным продуктом. Требуются значительные затраты на получение этой информации и на связанные с ней исследования. Для среднего потребителя и небольшой фирмы такие затраты могут оказаться непосильными. У многих потребителей не хватает знаний о технических характеристиках сложных изделий (например, об автомобилях, компьютерах, телевизорах), которые находятся в продаже, и продавцы часто оказываются недостаточно компетентными в этих вопросах. Те же проблемы существуют и на рынке ресурсов: рабочие редко осведомлены об уровне зарплаты и перспективах роста на конкурирующих фирмах. По этим причинам решения о покупке товаров или продаже факторов производства часто принимаются совсем не оптимальные. Это находит отражение в распределении ресурсов.
    Власть монополий. Под этим понимается возможность фирм управлять ценами своей продукции на рынке. В стремлении к максимальной прибыли монополии имеют тенденцию к установлению цен выше, чем при свободной конкуренции, а это ведет к перераспределению ресурсов в пользу монополий. Контроль за прибылью монополий является одной из причин, по которым государство вмешивается в ценовой механизм, используя законодательство и национализацию.
    Внешние факторы. Экономическая деятельность любого общества сопровождается социальными издержками (загрязнения, шумы) которые не принимаются во внимание фирмами при определении уровня цен. Наличие таких социальных издержек означает, что цены не в полной мере соответствуют реальной полезности, которую получают потребители. По этой причине потребители расходуют свои доходы не оптимальным образом, соответственно, и ресурсы распределяются не оптимально. В смешанной экономике внешние факторы регулируются государством посредством принятия законов, установления налогов и субсидий.
    Общественные блага. Ценовой механизм по самой своей природе не распространяется на блага общественного пользования, например на дороги, полицию, оборону. Такие блага потребляются всем или большей частью населения, и их пользователи не могут производить оплату через систему цен. В условиях смешанной экономики решением этих задач также занимается государство.
    3. Распределение ресурсов в командной экономике. Командной называется такая экономика, при которой решения об объемах производства и, распределении ресурсов принимаются правительством. Для этого обычно в стране создается центральный плановый орган (ЦПО). Этот орган представляет собой большой административный аппарат, который разрабатывает долговременные государственные планы экономического развития и на их основе выпускает директивы руководителям предприятий по вопросам: а) что производить; б) где получать ресурсы; в) какую технику производства использовать; г) куда поставлять произведенные товары.
    Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах. Распределению подлежали факторы производства, жилые помещения, образовательные услуги и даже личные доходы. Что касается таких предметов потребления, как продукты питания, одежда, бытовая техника, для них существовал рынок, но рыночные цены регулировались правительством.
    Есть страны, в которых директивно распределяются все ресурсы, включая потребительские товары и услуги. Так, например, организована экономическая жизнь в КНДР.
    Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов
    И рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.
    1. Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения:
    Эффективность экономики. Сторонники рыночной системы считают, что потребители являются лучшими судьями своих интересов. Каждый из них стремится распорядиться своими деньгами таким образом, чтобы получить максимальную пользу. Сторонники централизованного управления считают, что рынок служит в основном интересам хорошо обеспеченных людей, а экономику можно считать эффективной только тогда, когда она отражает интересы всех членов общества. По их мнению, только на уровне правительства можно организовать изучение интересов всего населения и находить оптимальное распределение ресурсов.
    Большая свобода выбора. На рынках потребители, общаясь с производителями, передают им свои пожелания по характеристикам товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести. Фирмы на основе этих пожеланий создают продукты, которые, по их мнению, будут пользоваться спросом. Поскольку фирм существует много и они конкурируют друг с другом, на рынке появляется большое количество продуктов одного и того же назначения, но с разными возможностями и разным качеством изготовления. У потребителей появляется возможность свободного выбора из гораздо более широкого перечня товаров и услуг, чем это могло бы быть при централизованно планируемой экономике.
    Быстрая реакция на изменения экономической обстановки. Рыночная экономика реагирует быстрее, чем командная, на изменение условий. Связано это с тем, что в масштабах фирмы такие факторы, как рост цен на сырье или топливо, падение спроса на товар или услугу, оказывают значительно более острое воздействие на бюджет, чем в масштабах государства. Кроме того, административный аппарат фирмы несопоставимо меньше ЦПО государства и времени для принятия решения также требуется несоизмеримо меньше.
    Более сильные стимулы рисковать. Стремление фирм выиграть конкуренцию побуждает их к рискованным вложениям с надеждой удержать или расширить свою долю рынка. Поскольку фирмы непосредственно взаимодействуют с потребителями, они обычно хорошо знают свой рынок, и в большинстве случаев их рискованные вложения приводят к успеху. Если вложения направлены на развитие технологий, то они ведут к ускорению экономического роста.
    2. Недостатки рыночного механизма. Критики свободных рыночных отношений видят в них целый ряд недостатков. Назовем наиболее часто упоминаемые из них:
    Неравенство в доходах и богатстве. Высказывается мнение, что ценовая система приводит к предельному неравенству в доходах и богатстве. При производстве товаров и услуг в соответствии с «голосованием» денег, дефицитные ресурсы направляются на производство роскоши для богатых, которые имеют больше денежных «голосов», а не на производство товаров для бедных. Это мнение имеет под собой реальную основу. Примером может служить строительство жилых домов в Москве. Большинство строящихся зданий предназначено для людей, имеющих много денег, и практически недоступно для людей с доходами ниже средних. Ценовая система игнорирует понятие справедливости.
    Безработица. Некоторые экономисты считают, что свободный рыночный механизм ввергает экономику в циклическую безработицу, поскольку между решениями производителей и намерениями потребителей жесткой связи не существует. Опыт показывает, что при отсутствии государственного вмешательства общий спрос на товары периодически оказывается меньше, чем общий объем их производства. В результате накапливается запас непроданных товаров, он вынуждает производителей сокращать объем производства и увольнять рабочих. Малая подвижность трудовых ресурсов не позволяет удовлетворить спрос, и резервы остаются неиспользованными.
    Инфляция. В 70-х и 80-х годах прошлого века большинство индустриально развитых стран и многие менее развитые страны переживали быстрый рост цен. Это, в свою очередь, вызвало серьезное напряжение в общественной и политической жизни. Опыт тех лет побудил многих экономистов утверждать, что периодические всплески инфляции являются органическим свойством рыночной экономики. В случае централизованного управления такие явления могут быть исключены.
    Надуманный спрос. В стремлении привлечь потребителей и удержать объем продаж на существующем уровне либо увеличить его компании широко используют мощные средства рекламы. Главная цель рекламы — вызвать у потребителя желание купить продукт. Поэтому рекламодатели стремятся привлекательно показать пользу, которую потребитель может получить от продукта. Иногда рекламируемый продукт потребителю не нужен, но под действием рекламы он его покупает. Получается так, что потребитель теряет на рынке свою независимость.
    Несовершенства рынка. Рыночные цены в ряде случаев не соответствуют реальной пользе, которую получает потребитель. Они подвержены сильному влиянию со стороны монополий, не учитывают потери, связанные с загрязнениями окружающей среды, часто включают неоправданно большие административные расходы. При наличии таких несовершенств выполнить условия для эффективного развития экономики едва ли возможно.
    3. Преимущества командной экономики. Некоторые недостатки в распределении, привносимые рыночным механизмом, исчезают, когда решения принимаются ЦПО. Существует мнение, что централизованное распределение имеет следующие преимущества.
    Полная занятость. ЦПО создает условия для полного использования трудовых ресурсов. Если в каком-то регионе недостаточно рабочих мест, он принимает решение о строительстве нового завода либо создании нового предприятия, даже если деятельность вновь созданных организаций не приносит прибыли.
    Низкий уровень инфляции. Поскольку при командной экономике весь спектр цен на товары и услуги устанавливается административно, уровень инфляции может удерживаться на более низком уровне, чем при действии ценового механизма. Если ЦПО не сумеет обеспечить соответствие предложения спросу, то недостаток товаров скорее приведет к образованию очередей, черному рынку и, возможно, общественным волнениям, чем к подъему цен.
    Минимальные потери ресурсов. При командной экономике ЦПО планирует всем заводам и производство и распределение готовой продукции, поэтому производитель не подвергается риску израсходовать ресурсы впустую. Государственные предприятия не зарабатывают прибыли. Все деньги, полученные ими от реализации продукции, снова возвращаются в производство. Таким образом, потери, связанные с формированием прибыли, тоже отсутствуют. Конечно, всегда существуют потери, вызванные ошибками ЦПО, но эти потери, как правило, невелики.
    Большая способность адаптироваться к внешним эффектам. Все виды вредных воздействий производства и потребления на окружающую среду находятся под контролем государственных органов, и ЦПО включает в планы предприятий работы по нейтрализации этих воздействий. В тех случаях, когда нейтрализовать воздействие не удается, ЦПО, руководствуясь интересами общества, запрещает производство.
    Минимальное неравенство в доходах и богатстве. Поскольку ЦПО определяет цены на все факторы производства, он способен минимизировать неравенства в распределении доходов и богатства. При командной экономике люди не способны аккумулировать большое количество капитала, поскольку все основные предприятия принадлежат государству. Кроме того, государство имеет возможность устанавливать желаемые стандарты на жилье, медицинское обслуживание и образование для всех членов общества. Обычно оно стремится к тому, чтобы чрезмерно большого различия в условиях жизни не было.
    4. Недостатки командной экономики. В адрес командной экономики со стороны экономистов поступает гораздо больше критики, чем в адрес рыночной экономики. По мнению большинства экономистов, командная экономика имеет дефект в своей основе. Ей занимаются не сами потребители или производители, а их представители в органах власти. По этой причине она имеет целый ряд серьезных недостатков. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто называют критики.
    Затраты на информацию. Для работы ЦПО нужен объем информации гораздо больший, чем для частной фирмы. Информация должна быть собрана с территории всей страны; к анализу информации должны быть привлечены высококвалифицированные специалисты по товароведению в различных отраслях производства, по экономике, по обработке статистических данных, по планированию и другим вопросам. Стоимость сбора и обработки информации оказывается очень высокой. При рыночной экономике фирмам нужна только та информация, которая относится к ее деятельности, и основную часть этой информации приносят «голоса» денег.
    Сложность оценки спроса. При отсутствии свободных цен чрезвычайно трудно оценить существующий и будущий спрос на товары и услуги. Иногда спрос оценивают по размеру очередей на дефицитные товары или по количеству нераспроданных товаров, иногда методом опроса населения, но такие оценки всегда менее точные, чем подсчет реального количества закупок на свободном рынке.
    Задержки в планировании производства. При командной экономике, после того как нужная информация собрана и решения приняты, много времени уходит на составление планов для предприятий страны. За время планирования предпочтения потребителей и потребности производителей в ресурсах могут существенно измениться. В результате объемы выпуска могут не соответствовать реальному спросу и технология может оказаться отставшей.
    Утрата стимулов. Известно, что при рыночной экономике ценовой механизм порождает стимулы развивать бизнес и даже подталкивает к рискованным вложениям средств. В командной экономике, где цены и уровень зарплаты регулируются государством, эти стимулы очень ослаблены. Возможности увеличить заработок низкие, для сохранения существующего заработка больших усилий не требуется. В силу этих обстоятельств продуктивность труда многих работников оказывается низкой.
    Ограниченный выбор товаров и услуг. В командной экономике существует тенденция к стандартизации продуктов и практически не учитываются индивидуальные вкусы. Выбор товаров и услуг оказывается значительно уже, чем в условиях конкурентного рынка. Поскольку спрос на товары и услуги формируется в зависимости от тех продуктов, которые имеются на рынке, потребители высказывают свои пожелания в очень ограниченном диапазоне. По этой причине расширение ассортимента происходит медленно.

  4. zmey8281 Ответить

    экономический деньги ликвидность эффективность
    Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука – это наука об эффективном использовании ресурсов.
    Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого – либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск».
    Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.
    ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.
    КАК ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.
    ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ – это проблема, решающая кому достанутся произведённые блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.
    Первая проблема – «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар “Н” свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
    Вторая проблема – “Как производить?”, определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы “выжить” и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества.
    Третья проблема – “Для кого производить? “, разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.
    В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.
    Вопросы: “Что? Как? Для кого производить?” не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.
    Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: “Что? Как? Для кого производить?” в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

  5. a-kazakov Ответить

    Эти три проблемы являются основными и общими для всех экономических систем, для всех хозяйств. Но в разных экономических системах разрешаются они по разному, следовательно, по разному выстраивается экономическая политика. Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями.
    В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться обычаями, и при решении вопросов: «Что? Как? Для кого?» – можно обращаться к традиционным методам ведения дел. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но члены общины будут удивлены, а возможно, и обижены, если их спросят о мотивах поведения. В слаборазвитых странах, традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями.
    «Как другую крайность, – пишет П. Самоуэльсон, – можно представить себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который произвольно своими декретами или приказами решает вопрос: «Что? Как? Для кого?». Не трудно понять, что речь здесь идет об административно-командной экономике бывшего СССР. Она возникла на основе полного обобществления материальных условий производства, когда появились не только возможность, но и необходимость ведения хозяйств по заранее обдуманному плану в масштабе всего общества. Центр стал определять функциональную направленность каждой производственной единицы и доводить до нее плановые задания по всем показателям деятельности. При командной экономике вопрос: «Что? Как? Для кого?» определяется правительством, а нередко и «правителем», приказывающим индивидам и фирмам выполнять доведенный до них сверху план любой ценой. При такой системе общество перестает развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение исторически неизбежен.
    В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объемы производства.
    Первая проблема – «Что производить?» определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар «Н» свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
    Вторая проблема – «Как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается вывод Адама Смита: «… ни один индивид… не будет думать об общественных интересах… Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями».
    Третья проблема – «Для кого производить», разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода. В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную конъюнктуру, обречен на разорение.
    Вопросы: «Что? Как? Для кого производить?» не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.
    Рассмотренная классификация способов разрешения триединой проблемы: «Что? Как? Для кого производить?» в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения. В данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования, что и определяет параметры проводимой ими экономической политики.

    Экономическая политика меркантилизма

    Меркантилизм – это первая экономическая школа (XV-XVII ст.), которая рассматривала золото и серебро (позднее – излишек продуктов, которые обмениваются на внешнем рынке) в качестве источника богатства. и разрабатывала рекомендации своим правителям относительно развития международной торговли.
    Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период «периодом первоначального накопления капитала». Начало этого периода связывается с началом великих географических открытий, когда появились возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока золота в страны нарождающегося капитализма.
    Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и государства. Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей силы.
    Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке господствует политика активного денежного баланса – это ранний меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.
    Второй этап – поздний меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается экономическими методами (ограничения иностранной торговли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров).

    Экономическая политика на основе воззрений физиократов

    Физиократы – это представители экономической школы, представители которой считали, что источником богатства является работа в сельском хозяйстве, поэтому рекомендовали правительствам своих стран развивать именно эту сферу.
    Физиократы исходили из постулата, согласно которому земля и сельскохозяйственное производство являются основополагающим в экономике каждого государства. Постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.
    В теоретическом наследии Ф. Кенэ, который является основоположником школы физиократов, важное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве. А в промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, а происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой. Промышленность – это «бесплодная отрасль», она только преобразует вещество природы, не увеличивая богатства. Не случайно физиократия возникла во Франции, так как именно в этой стране большинство населения жило на доходы, получаемые от земледелия.
    Физиократы утверждали, что экономические законы так же естественны, как и законы природы. Их не нужно придумывать, их надо познавать, им нужно подчиняться.
    В сочинениях Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы. В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни.
    Именно Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Кенэ считал, что «Деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Ф. Кенэ не только подразделил капитал на основной и оборотный, но и смог убедительно доказать, что оба они находятся в движении.
    Теоретическая концепция Кенэ была основой политических требований физиократов. Они считали, что поскольку весь чистый доход достается классу собственников, то нужно ввести налог с этого дохода и взимать его с земельных собственников. Для своего времени это было очень прогрессивное мнение, введение которого в жизнь было практически невозможно, так как физиократы не проводили грани между чисто теоретическими и практическими (экономико-политическими) суждениями.

    Экономическая политика на основе классической теории саморегулирования

    Классическая теория саморегулирования в качестве основного регулятора экономических процессов признает рыночный механизм, который эффективно регулирует распределение ресурсов, автоматически устанавливая экономическое равновесие (между спросом и предложением) в связи с этим представители данной шкоды экономической теории возражали против вмешательства государства в экономику.
    Классическая школа политической экономии зародилась в Англии в конце XVII в. – начале XVIII в. в период буржуазной перестройки промышленного производства, когда господство торгового капитала сменилось господством промышленного капитала.
    Формирование экономической науки увязывается с именем и творчеством Адама Смита – величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Именно он создал первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки.
    Предметом изучения экономической науки А. Смит ставит центральную проблему – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он считает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источником богатства он ставит не торговлю и сферы обращения, а сферу производства, в других работах – «для приумножения богатства предпочтительнее развитие сельского хозяйства, а не промышленности».
    У Смита богатство общества – все то, что создается в материальном производстве. Условие роста богатства – разделение труда, рост его производительности. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и отличаются от естественных цен – цен, определяемых затратами труда на его создание, а в развитом обществе источником стоимости, наряду с трудом становиться капитал и земля, поэтому цена товара складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Смит приходит к выводу, что с ростом общественного богатства растут доходы всех классов общества. Деньги – мерило стоимости товара.
    В понимании А. Смита рыночные законы наилучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, то есть когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. «Экономический человек» – в понимании Смита – стремящийся к личному обогащению совершенный эгоист. «Невидимая рука» независимо от воли и намерений индивида – «экономического человека» – направляет его и всех людей к наилучшим результатам, к выгоде, к более высоким целям общества, оправдывая как бы тем самым стремление человека-эгоиста ставить личный интерес выше общественного. Именно эта трактовка рыночных законов экономики подкрепляет вывод А. Смита «Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества».
    Последователем и одновременно активным оппонентом отдельных теоретических положений А. Смита был Д. Рикардо. Главной задачей политической экономии Рикардо считает определение законов, которые управляют распределением доходов. Капитал – накопленный прошлый труд.
    Д. Рикардо трактует понятия стоимости, заработной платы, капитала, прибыли, ренты последовательно в духе трудовой теории. Труд – это естественный создатель стоимости товара. Стоимость определяется не средними затратами, а затратами в наихудших условиях, если они нужны, чтобы удовлетворить потребность общества в данном товаре.
    Устойчивость денежного обращения является важнейшим условием нормального развития экономики. Для этого необходим свободный размен бумажных денег на золото – «золотой денежный стандарт». Рикардо был приверженцем количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их (денег) количеством в обращении.
    Д. Рикардо придерживается следующей точки зрения: «Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе». Это следует из его трактовки обратной связи между заработной платой рабочего и прибылью собственника.
    Для нашего времени и понимания более близка и понятна теория Адама Смита в сравнении с теорией Д.Рикардо.

    Экономическая политика кейнсианства

    Кейнсианство – это направление развития экономической теории, основателем которого считают выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Сторонниками данной школы обосновывается объективная необходимость и практическое значение государственного регулирования экономики.
    Кейнсианство возникло в 30-х годах XX ст. как ответ на потребности Великой депрессии. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследований, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, так как основное их содержание – это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве.
    В теоретическом аспекте идеи Кейнса оказали содействие зарождению нового раздела экономической теории – макроэкономики – и первым попыткам применения агрегированных экономических величин. Кейнсианство открыло «первую страницу» в эконометрическом анализе национального хозяйства, введя в мир важнейшие математические инструменты и приемы. В практическом плане экономическая политика, которая выражала идеи Кейнса и которую проводило большинство стран после Второй мировой войны, во многом оказывала содействие выходу их из кризиса и смягчению циклических колебаний.
    Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых в обосновании «психологического закона». Дж.М. Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.
    Заслугой Кейнса является и то, что он, выступив против традиционной классической теории, обосновал объективную необходимость и роль государственного регулирования рыночной экономики, выяснил основные средства и инструменты государственного влияния:
    стимулирование совокупного спроса путем поощрения инвестиционной деятельности, а значит, уменьшение цены кредита (уровня учетной ставки);
    расширение государственных закупок;
    повышение уровня занятости как фактора возрастания доходов население;
    проведение рациональной фискальной политики и т.п.
    Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – «эффект мультипликатора». Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
    Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.
    Действие основного психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно проявляется в настоящее время. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.
    В связи с тем, что экономика нашей страны утратила способность к саморегулированию необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.

    Экономическая политика марксизма

    Марксизм – это экономическая школа, основанная на учении К. Маркса, которая обосновывает необходимость уничтожения частной собственности и конкуренции, замены стихийного развития сознательным, целенаправленным влиянием государства на социально-экономические процессы с помощью плана на основе общественной (общенародной) собственности.
    Основателем марксизма как течения был Карл Маркс. Главный труд К. Маркса – «Капитал».
    Основное место в учении Маркса занимает концепция базиса и надстройки – не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. По теории Маркса, капитализм, как строй, себя обязательно изживет, но главным в этом является не нарушение рыночных принципов распределения доходов, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации, к войнам. Идеальным Маркс видит социализм и коммунизм. Это его положение зиждется на теории классов, главной идеей которой является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества. То есть в своих выводах Маркс, так же как и Риккардо, признает два основных класса – класс пролетариев и класс капиталистов.
    В теории Карла Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала. Согласно этого закона, мелкое производство исчезает, так как капитал различными путями концентрируется в одних руках. На основе этого устанавливаются крупные, а затем еще более крупные концентрированные производства. Возникает необходимость управления производством из единого центра. Одновременно идет концентрация рабочего класса, он становится все более сплоченным и организованным, способным взять власть в свои руки и экспроприировать капиталистическую собственность. Это ведет к утверждению общественной собственности на средства производства. В ходе социалистической революции пролетариат берет политическую власть в свои руки, на смену капитализму приходит социализм – общество господства общественной собственности, социального равенства, отсутствия эксплуатации, коллективного характера труда, планомерного развития экономики.

    Экономическая политика и теория общественного выбора

    Заслуживает внимания теория общественного выбора, основателем которой является лауреат Нобелевской премии американский экономист Джеймс Бьюкенен. Ее представители исходят из того, что занимаясь политической деятельностью, принимая участие в разработке и реализации решений в экономической сфере, человек, который занял государственный пост (государственный служащий, парламентарий, президент), не обязательно будет руководствоваться интересами общественного благополучия. Используя политические (бюрократические) институты, чиновник будет стараться реализовать свои индивидуальные цели, получить политическую или экономическую «ренту». Нередко используются:
    лоббизм (деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы людей),
    логроллинг (взаимная поддержка решений определенными группами: «ты мне – я тебе»);
    торговля голосами (скупка голосов).
    Цель поиска «ренты» – получение привилегий, преференций, государственных кредитов, информации, ограничение конкуренции и т.п.
    Приверженцы теории общественного выбора, не возражая против роли государства, все-таки видят решения проблемы в свободном развитии рыночных отношений на цивилизованных правовых основах.

    Экономическая политика и «неоклассический синтез»

    «Неоклассический синтез» – это экономическая школа, которая соединила достижений теорий неокейнсианства и неолиберализма. Эта теория является теоретической основой смешанной системы регулирования рыночной экономики.
    На протяжении двух последних столетий и до сегодняшнего дня борьба с массовой безработицей и инфляцией была и остается самой актуальной проблемой социально-экономического развития государств с рыночной организацией. Именно это, как утверждает автор всемирно известного учебника «Экономикс» П. Самуэльсон, побуждает современные демократические страны , располагающие как фискальными и кредитно-денежными инструментами, так и политической возможностью, использовать их, чтобы преодолеть хронические резкие спады и «галопирующие» инфляции. Это приводит к неоклассическому синтезу.
    «Неоклассический синтез» – это по существу, сочетание современных неокейнсианских и неолиберальных положений и истин с предшествовавшими им ранними неоклассическими, а так же с некоторыми постулатами классической политической экономии прежде всего в связи с «современными теориями формирования доходов». П. Самуэльсон попытался соединить неоклассическую теорию и кейнсианство, факторы, обеспечивающие оптимальный уровень производства и факторы, активизирующие спрос. Этим П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микро- и макроэкономикой. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. Ученый соединяет денежно-кредитную и бюджетную политику государства, считает, что жесткая денежная политика борьбы с инфляцией может разрушить производство. Не нужно противопоставлять, наоборот, объединять, синтезировать подходы: сочетать достижение краткосрочных целей с решением долгосрочных задач, достижение эффективности производства увязывать с решением социальных проблем, использовать в зависимости от обстановки и денежно-кредитные и бюджетные методы.

    Экономическая политика на основе теории «экономики предложения»

    Теория «экономики предложения» представляет собой неолиберальную экономическую теорию, которая, в отличие от кейнсианства, пропагандирует необходимость стимулирования предложения, а также возрастания эффективности производства на основе снижения затрат производства, сокращения подоходных налогов, стимулирования инновационного предпринимательства, сокращения социальных затрат и т.п.
    Модель экономической политики предложения появилась в середине 70-х гг. прошедшего столетия как реакция на кейнсианскую модель. К этому времени обнаружилось, что глубокие циклические кризисы могут сочетаться со структурными кризисами – такими, как энергетический, сырьевой, экологический. В отличие от кейнсианской, эта модель предполагает воздействие государства не на совокупный спрос, а на совокупное предложение.
    В отличие от кейнсианской, в этой модели стимулирование совокупного предложения не только не вызывает повышение уровня цен, но даже способно привести к его снижению. Такая модель кажется более привлекательней, чем первая. Но ее не так легко реализовать. Она предполагает использование средств, способных побудить предприятия не просто наращивать производство, но делать это за счет накопления капитала на обновляющейся технической основе, позволяющей удешевлять производство и понижать общий уровень цен, на что компании идут неохотно.
    Сторонники данной модели считают, что здесь наиболее действенным средством является конкуренция среди производителей. Вот почему они полагают необходимым со стороны государства принимать меры по обеспечению большего совершенства рынка, чтобы на нем был высокий уровень конкуренции.
    Среди методов государственного воздействия на совокупное предложение особо выделяются налоговые методы. В целях стимулирования роста производства предлагается идея уменьшения «налогового клина» между издержками и ценами товаров. Так, снижение подоходных налогов, в том числе на заработную плату, позволяет фирмам понижать зарплату при сохранении ее реального содержания. Это, в свою очередь, ведет к снижению издержек предприятий и расширению производства.
    Кроме того, сторонники политики предложения считают, что низкие подоходные налоги поощряют людей больше зарабатывать, что также ведет к росту производства. Снижение налогов на предприятия позволяет им больше средств использовать на расширение производства, обновление его фондов. Именно подобная налоговая политика в 80-е гг. была заложена в основу политики в США, которая получила название «рейганомики». Похожей была и политика «тэтчеризма» в Великобритании.
    Часть теоретиков политики предложения считает, что помимо снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот на предложение необходимо воздействовать всем набором возможных методов, включая:
    антимонопольное законодательство;
    политику доходов, в том числе «замораживание» заработной платы, чтобы сдержать рост издержек предприятий;
    проведение жесткой рестриктивной денежно-кредитной политики для борьбы с инфляцией;
    использование госбюджетных средств для оказания помощи предприятиям в деле их технического переоснащения, в подготовке и переподготовке кадров и т.д.;
    приватизацию государственных предприятий для пополнения госбюджета.
    Многие сторонники политики предложения под лозунгом «дерегулирования экономики» выступают за ограничение государственного вмешательства в экономику мерами денежно-кредитной политики. В этом они оказываются солидарными с представители монетаризма, которые считают, что государству следует уделять основное внимание денежной массе, находящейся в экономике, через нее влияя на производство.

    Экономическая политика на основе теории рациональных ожиданий

    Теория рациональных ожиданий – это неоклассическая теория, которая утверждает, что мероприятия государства по стабилизации экономики являются неэффективными. Это обусловлено тем, что субъекты хозяйствования (предприниматели, потребители, наемные работники), осмысливая всю информацию об объектах, которые представляют для них денежный интерес, понимая возможные последствия экономической политики государства, ведут себя рационально, т.е. принимают оптимальные (наилучшие для них) решения, максимизирующие их благополучие.
    Теория рациональных ожиданий является основой многих экономических и политических выводов, считающихся однако спорными. Например, приверженцы кейнсианской теории считают понижение безработицы с помощью экспансивной политики центрального банка возможным: повышение цен поднимет доход предприятий и инвестиции в производственные мощности и соответственно спрос на дополнительную рабочую силу повысятся по меньшей мере в краткосрочном периоде. Такая экономическая политика направлена на стимулирование предложения рынка. Однако, согласно теории рациональных ожиданий рынок будет предполагать повышение уровня инфляции, т. е. повышение цен вследствие расширения денежной массы. Это отразится на повышении уровня номинальной заработной платы по требованиям трудящихся, цель которых – сохранить прежний уровень реальной зарплаты. В результате повышение денежной массы приведёт лишь к повышению инфляции не оставив даже краткосрочного эффекта на рынке труда и уровень безработицы останется прежним.

  6. chdima1 Ответить

    В основе всякого общества лежит несколько универсальных экономических условий. Некоторые коренные проблемы сохраняют в современном хозяйстве такое же значение, какое они имели в древнем мире.
    Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:
    1. Что должно производиться, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
    Что хотелось бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться. Иногда выбор может быть очень трудным.
    2. Как будут производиться товары, кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией, на каких типах предприятий?
    Существуют различные варианты производства всего набора благ и каждого из них в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, использовать земельные участки, выпускать автомобили и т.д. Решение о производстве может приниматься на уровне государства или частной фирмы.
    3. Для кого предназначаются произведенные товары, в каких пропорциях будут распределяться между людьми, семьями, кто будет извлекать из них пользу?
    Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Решение этой проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
    Эти три вопроса являются основными и общими для всех экономических систем, для всех хозяйств. Но в разных экономических системах разрешаются они по разному. На разных этапах своего развития общество использует разный подход и инструментарий для выявления и учета производственных и личных потребностей и для распределения материальных и людских ресурсов по видам деятельности, где вырабатываются необходимые продукты, услуги и идеи.
    Человечество в своем развитии выработало несколько способов упорядоченного распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между конкурирующими целями.
    В мировой экономической литературе наибольшее распространение получила классификация хозяйственных систем по двум признакам:
    По форме собственности на средства производства.
    По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
    Эти способы могут быть сведены в три основные группы:
    Основанные на традициях и обычаях.
    Основанные на командно-административных методах.
    Основанные на рыночном механизме.
    В условиях примитивной цивилизации поведение людей может определяться обычаями, и при решении вопросов: «Что? Как? Для кого?» — можно обращаться к традиционным методам ведения дел. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но члены общины будут удивлены, а возможно, и обижены, если их спросят о мотивах поведения.
    В слаборазвитых странах, традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с большими трудностями.
    «Как другую крайность, — пишет П. Самоуэльсон, — можно представить себе могущественного благожелательного или злобного диктатора, который произвольно своими декретами или приказами решает вопрос: «Что? Как? Для кого?». Не трудно понять, что речь здесь идет об административно-командной экономике бывшего СССР.
    Она возникла на основе полного обобществления материальных условий производства, когда появились не только возможность, но и необходимость ведения хозяйств по заранее обдуманному плану в масштабе всего общества. Центр стал определять функциональную направленность каждой производственной единицы и доводить до нее плановые задания по всем показателям деятельности. При командной экономике вопрос: «Что? Как? Для кого?» определяется правительством, а нередко и «правителем», приказывающим индивидам и фирмам выполнять доведенный до них сверху план любой ценой. При такой системе общество перестает развиваться по объективным законам и выход его в тупиковое положение исторически неизбежен.
    Рыночный механизм — это такая форма организации хозяйств, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством купли-продажи (обмена) с целью решения основных проблем экономики. В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как и для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объемы производства.
    Первая проблема — «Что производить?», определяется голосованием посредством доллара покупателя. О спросе на товар «Н» свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
    Вторая проблема — «Как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита: «… ни один индивид… не будет думать об общественных интересах… Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями». («Богатство народов», IV, гл. II).
    Третья проблема — «Для кого производить», разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.
    В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.
    Вопросы: «Что? Как? Для кого производить?» не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.
    Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: «Что? Как? Для кого производить?» в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.
    Следует сразу оговориться, что в данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования. Рынок тесно взаимодействует с государством. В разных странах сложились свои модели смешанной экономики.
    Шведская система характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. Сердцевиной этой системы является социальная политика государства, подкрепленная высоким уровнем налогообложения.
    Здесь относительно невелики различия в доходах населения при общем высоком уровне его социального обеспечения.
    Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы (рекомендательного характера), ориентирующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.
    В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развитии образования, регулировании бизнеса.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *