Является ли россия правовым государством и почему кратко?

10 ответов на вопрос “Является ли россия правовым государством и почему кратко?”

  1. Bandinaya Ответить

    Обобщая существующие точки зрения, можно определить основные черты правового государства, к которым относятся верховенство права, существование системы разделения властей и взаимная ответственность государства и гражданина.
    В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции Российской Федерации, власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа государственной власти. В теории конституционного права под органом государственной власти понимается гражданина или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства и действуют в установленном государством порядке в присущих ему организационно-правовых форм для решения стоящих перед ним задач и достижения намеченных целей.
    Из данного определения можно вывести черты государственного органа:
    1. Орган государственной власти наделен государственно-властными полномочиями, дающими возможность решать в пределах предоставленных ему прав определённые вопросы, издавать акты, обязательные для других органов и учреждений, должностных лиц и граждан, к которым данные акты адресованы. Если властными полномочиями могут обладать не только государственные органы (например, органы местного самоуправления), то государственно-властными полномочиями обладают только государственные органы.
    Раскрывая понятие государственно-властных полномочий выделяют совокупность следующих прав (обязанностей) государственного органа:
    а) возможность непосредственно решать конкретные вопросы государственной и общественной жизни;
    б) право принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу для других государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан;
    в) право совершать иные действия, имеющие юридическое значение (выдача документов, удостоверение юридических фактов, регистрация общественных объединений и т.д.);
    г) возможность путем использования организационных, материально-финансовых рычагов, методов убеждения и принуждения обеспечить выполнение принимаемых решений, осуществлять контроль за их реализацией[202].
    Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию, под которой понимается совокупность полномочий органа, которыми он наделён в отношении своих предметов ведения.
    2. Органы государственной власти образуются в строго установленном государством порядке, что обеспечивает легитимность и исключает возможность их произвольного создания. Порядок образования государственного органа имеет важное значение в определении места органа в конституционной системе власти, так как определяет источник и природу его полномочий. Наибольшее значение в системе государственной власти России имеют органы, формируемые на основе реализации гражданами прямого избирательного права и имеющие источником своих полномочий суверенную волю народа.
    Порядок создания органов или его основные принципы получили закрепление в Конституции Российской Федерации: Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 96 и 97), Правительства (ст. 111 и 112) и т. д. Подробная регламентация процесса создания органов государственной власти прописана в соответствующих нормативно-правовых актах: федеральные органы государственной власти формируются на основе федеральных законов, органы государственной власти субъектов Федерации—законов субъектов Федерации, соответствующих федеральных законов.
    3. Каждый орган уполномочен осуществлять свои задачи и функции, которые закрепляются в правовых актах. Так, Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод – человека и гражданина… (см. ст. 80 Конституции). «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (ст. 110 Конституции).
    4. Каждый орган действует в присущих ему организационно-правовых формах, закрепляемых нормативно-правовыми актами. В данном случае речь идет только «об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер»[203], большинство которых закрепляется в подзаконных актах.
    Степень правовой регламентации порядка и процедуры деятельности органов государственной власти имеет различный уровень. Особенно она высока в отношении законодательных (представительных) органов, что связано с важной сферой их деятельности – законотворчеством. Органы законодательной власти работают в сессионном порядке. Необходимость обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина определяет детальную регламентацию порядка принятия и вступления в силу судебных решений.
    5. Орган государственной власти является составной и относительно обособленной частью единой системы органов государственной власти. Каждый орган наделен соответствующей компетенцией, нарушать которую не вправе другие органы государственной власти. Но при этом все органы государственной власти действуют на основе единых принципов.
    Во избежание деспотизма государственная власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной властью. С помощью компетенции, принадлежащей различным ветвям власти, органы публичной власти могут контролировать друг друга. Только при соблюдении этих условий может быть установлен демократический режим правления. Законодательная власть представлена парламентом, исполнительная – правительством, судебная – судами. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций органы государственной власти самостоятельны и независимы, но при этом не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.
    Анализируя систему государственного устройства различных стран, В.Е. Чиркин обращает внимание на то, что традиционное деление власти на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует современному конституционному нормотворчеству: происходит выделение четвертой власти – «контрольной»[204]. Также в некоторых странах можно наблюдать появление избирательной, учредительной и других властей. В Конституции Алжира 1976 г. названы шесть властей, в их числе политическая власть[205].
    В Российской Федерации на федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительная – Правительством Российской Федерации, судебная – федеральными судами Российской Федерации (Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд, суды субъектов Российской Федерации и др.). Анализ конституционных норм позволяет высказать точку зрения, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как отмечает один из авторов российской Конституции С.М. Шахрай. Президент Российской Федерации занимает позицию верховного арбитра, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти[206].
    На уровне субъектов Российской Федерации законодательную власть представляют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительную власть возглавляет высшее должностное лицо субъекта Федерации. В структуру судебной власти субъектов Российской Федерации входят конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций органы государственной власти самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать между собой. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий.
    Что полагается по поводу распространения принципа разделения властей на местное самоуправления, то в отечественной правовой науке отсутствует единая точка зрения. Существует мнение, что принцип разделения властей может не распространяться на местное самоуправление. Поэтому на местном уровне принятие решения, его исполнение сосредоточены в одних руках, одном органе или лице. Выборные коллегиальные органы не освобождены от исполнения решений, а управляющие не только исполняют решение коллегиальных органов, но и сами принимают решения[207]. В соответствии с позицией других авторов принцип разделения властей распространяется на все уровни власти, в том числе и на местное самоуправление[208].
    Важным признаком правового государства является верховенство права, которое заключается в связанности, ограничении государства правом, обязанности государства и всех его органов подчиняться праву. Данный признак находит выражение в его нормативном закреплении. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты, принимаемые на территории России, не должны им противоречить. В отличие от советских времен, когда применялись неопубликованные законы, в настоящее время все законы подлежат обязательному опубликованию, кроме содержащих государственную тайну и сведения конфиденциального характера.
    В правоотношениях между государством и человеком стороны по своему статусу являются равными и несут взаимную ответственность. В случае причинения человеку вреда незаконным действием (или бездействием) органами государственной власти или её должностными лицами потерпевший от таких действий имеет право на возмещение вреда. Так, в соответствии со статьёй 53 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
    Также признаком правового государства можно считать приоритет международного права, который находит отражение в конституциях большинства демократических государств. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  2. Zipperok Ответить

    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством. Россия признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
    Верховным правовым актом в правовой системе России признается Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Все акты, изданные в Российской Федерации, в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления должны соответствовать федеральной Конституции.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны также соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). К числу актов, которые должны соответствовать законам, относятся нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, российских министерств, федеральных служб, агентств и др. Долгое время сила закона подменялась “ведомственным нравом”, построенным на личных контактах и “телефонном праве”, но главной альтернативой закону в советский период являлась коммунистическая воля, выраженная в партийных директивах Коммунистической партии.
    Важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Согласно Конституции РФ (ст. 19) Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
    В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания
    Законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Весьма важным конституционным требованием является положение о том, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Получая возможность своевременно и в полной мере ознакомиться со своим правовым статусом и его изменением, человек тем самым оказывается защищенным от произвола правоприменителя.
    Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Это тоже одно из непременных качеств современного правового государства. Россия на достаточно высоком уровне интегрирована в международно-правовую систему. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ).
    Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. За последнее десятилетие законодательство РФ существенно обновилось и продолжает интенсивно развиваться во всех сферах.
    Формально-юридическое признание России правовым государством не означает автоматического функционирования и развития Российского государства в соответствии с этим. В настоящее время в определенной мере сохраняет свою значимость проблема соотношения закона и, так называемой, целесообразности. В первые годы советской власти на официальном уровне была признана доктрина “революционной целесообразности” при принятии и реализации закона. Допускались ситуации, когда “революционная целесообразность” ставилась выше закона. Эта трактовка особенно широко использовалась в годы репрессий. Доминирование целесообразности над законностью в советский период было связано также с проведением ведомственных интересов. Имела место практика, когда некоторые руководители партийных и исполнительных органов ставили целесообразность, т.е. ведомственные интересы выше интересов закона.
    Хотя в современный период официально доктрина приоритета целесообразности над законностью не допускается в правотворчестве и правоприменении, в то же время нельзя игнорировать важность задачи преодоления в правовом сознании остатков сложившегося ранее стереотипа, особенно при принятии решений органов исполнительной власти и судебных решений.
    В правовом государстве отношение к закону должно быть совершенно иное. Обход закона под предлогом общественной “целесообразности” недопустим даже в том случае, когда закон несовершенен или устарел. Закон может быть изменен или отменен только уполномоченным на то государственным органом или народом, принявшим его. Пока этого не произошло, все субъекты правовых отношений, включая государственные органы, обязаны действовать на основе закона и в его рамках.
    Признание России правовым государством требует преодоления легковесного отношения к праву и в период реформирования общества и государства. Борьба с устаревшими нормами, утверждение демократии и легитимности должно происходить с соблюдением установленных процедур законотворчества.
    Верховенство права и закона в то же время не означает его всесилие. В сущностно-содержательном смысле правовое государство живет в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия в последние два десятилетия. С помощью правового обновления создается новый режим демократии и свободного развития государства и общества.

  3. Sirann Ответить

    В последнее время вопрос: «Можно ли считать современную Россию правовым государством?», вызывает достаточно неоднозначные реакции. Согласно Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Однако если подумать, возникает серьезная проблема: понятия правового государства в том виде, в каком оно сложилось в России. [1]
    Председатель Конституционного суда РФ Валерий Дмитриевич Зорькин, на открытом интервью для «Российской Газеты» своим ответом подчеркнул: «Россия не является правовым государством». По его словам, страна находится в переходном этапе своего развития. «Было бы трудно надеяться на это после тысячелетних стереотипов, в которых закон и право отнюдь не на первом месте, а главный принцип был „давайте жить по правде, а не по закону“». Правовое государство — это особая система, которая держится “не на силе как таковой, не на праве силы, а на силе права«”. [2]
    Почти в каждом выступление руководства нашей страны, мы слышим высказывания о правовом государстве. Безусловно, много шагов сделано в этом направлении. Создание правовых документов, нормативно-правовых актов- свидетельствует о вкладе в становление основополагающих правовых начал. Но ведь их с большим трудом можно применить к нынешнему состоянию нашего государства!
    К признакам современного правого государства принято относить:
    · Верховенство права;
    · Разделение властей;
    · Равенство всех перед законом и судом;
    · Соответствие законодательства принципам и нормам международного права;
    · Наличие развитого гражданского общества;
    · Соблюдение защиты прав и свобод человека;
    · И другие основополагающие признаки;
    Перечисленные признаки отражены в нормативной базе, основного закона нашей страны. Однако их реальная реализация вызывает огромное количество вопросов. Они безусловно взаимосвязаны и образуют единую систему, в которой один компонент находится в зависимости от остальных.
    При отсутствие развитого гражданского общества, невозможно ни соблюдение защиты прав и свобод человека, ни эффективный контроль за реализацией императивных норм, ни тем более, ответственность государства перед его гражданами. Реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы которая существует как норма.
    Если рассматривать принцип «Равенства всех перед законом и судом», то в России этот принцип не реализован во всей полноте. СМИ пестрят заголовками об «иммунитете» чиновников, и судебном снисхождении в отношении указанных лиц, а в тюрьмах немало осужденных- невиновных в совершенных преступлениях. От сюда и главный вопрос — а существуют ли равенство в нашем правовом государстве и чье равенство прав закрепляет Конституция РФ.
    В нашей стране существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости, и не зависимости друг от друга. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародного избранника. Конституция РФ декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Не смотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию отнюдь нельзя назвать правовым государством.
    В Российской Федерации отсутствует надежная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.
    По мнению Валерия Зорькина, основой закон не должен превращаться в идеологический документ, который лежит на полках и пылится, как это было раньше. “Конституция СССР была совсем неплохим документом, но ведь она никому не нужна была, потому что все девальвировалось шестой статьей, — напомнил Валерий Зоркин. — Сейчас Конституция — это реально действующий документ. Понятно, что мы пока не достигли идеала правового государства и пока нас рано сравнивать с передовыми с этой точки зрения государствами, но все же основы правового государства в Российской Федерации созданы«. [3]
    Список литературы
    «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL : http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения 21.05.2017)
    Российская газета — Столичный выпуск № 3948 (0) /Анна Закатнова, Екатерина Конькова URL: https://rg.ru/2005/12/12/zorkin.html (дата обращения 21.05.2017)
    Интернет-газета URL: https://www.znak.com/2016-05-17/glava_konstitucionnogo_suda_rf_rossiya_ne_yavlyaetsya_pravovym_gosudarstvom (дата обращения 21.05.2017)

  4. Anadi Ответить

    В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ написано, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В данной статье говорится о том, что Россия на настоящий момент является правовым государством, но на самом деле это цель, к которой нужно идти.
    Процесс становления правового государства протяжен во времени, на это требуются многие года усилий как со стороны властных структур, так и со стороны рядовых граждан. Этот процесс связан, прежде всего, с формированием гражданского общества. Такое общество не создать при помощи правового акта, оно требует количественных и качественных изменений в обществе и менталитете. Этот процесс происходит плавно и меняет общество изнутри.
    Первостепенная задача – создание совершенной законодательной базы, законы и кодексы которой будут способны стать основой такого государства и общества. К созданию такой базы мы приступили не так давно. Но проблема тут не только юридическая. Требуется коренное изменение экономической, социальной и политической систем. В настоящий момент Россия, как и весь мир, находится в состоянии кризиса, что способствует обострению тех проблем, которые и так были в большом количестве в нашем обществе. Общественность недовольна, в первую очередь, положением дел в области прав человека, ростом преступности, коррумпированностью власти, тотальной бюрократизацией страны.
    Хотя идея правового государства принадлежит западному миру, ошибочно полагать, что механическое копирование западных образцов приведет Россию к согласию, порядку и демократии. Если использовать их модель в голом виде, не адаптируя под российскую ментальность, то ничего из вышеперечисленного не произойдет, так как исторически низкий уровень политической культуры не возможно исправить в одночасье. В последнее время растет политизированность населения и вовлеченность в общественную деятельность. Это, несомненно, можно считать положительными тенденциями, но есть также и ряд недостатков – зачастую правовой нигилизм сметает все положительные наработки, которые были сделаны за последнее время. Конечно, нам необходимо учитывать опыт Запада, обдуманно выбирая свой собственный путь развития, и, в конце-концов, удастся найти ту точку баланса, единственно возможную для нашей не простой в управлении страны.

  5. Dused Ответить

    В ст. 1 Конституции Россия провозглашена правовым государством. Российская Федерация признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
    Верховным актом в правовой системе России признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Все акты, изданные в Российской Федерации, в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления должны соответствовать федеральной Конституции, ее идеям и принципам.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). К числу актов, которые должны соответствовать законам, относятся нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств, ведомств, агентств палат Федерального Собрания, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и др.
    Весьма важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ). Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
    В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания.
    Законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Весьма важным конституционным требованием является положение, закрепленное в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и устанавливающее, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом в Конституции РФ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
    Признание норм международного права – одно из непременных качеств современного правового государства. Россия на высоком уровне интегрировала свое законодательство с международно-правовой системой.
    Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.
    В развитие Конституции РФ принимаются специальные законы, посвященные тому или иному виду или носителю публичной власти. В них публичному характеру деятельности носителей власти уделяется специальное внимание.
    Верховенство права и закона не означает его всесилие. В сущностно-содержательном смысле правовое государство живет
    в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия после принятия Конституции РФ 1993 г.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *