Анализ рассказа как я стал писателем шмелева?

14 ответов на вопрос “Анализ рассказа как я стал писателем шмелева?”

  1. Hellsingoff Ответить

    Цель: Проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество писателя.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Создание мотивации.
    Сегодня мы познакомимся с еще одним великим мастером русского слова и образа. Вы уже встречались на уроках литературы с отдельными страницами творчества и некоторыми фактами его биографии.
    Сейчас я прочитаю несколько отрывков из его произведения.
    – Определите автора этих строк и название произведения.
    … Кап-кап…кап-кап-кап…кап-кап…
    Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.
    Я просыпаюсь под это тартанье, и первая моя мысль: взялась! Конечно, весна взялась.
    … Зажмурив глаза, я вижу, как в комнату льется солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки.
    А смотреть в форточку приятней.
    Стоят воробьи на ветках, мокрые все, от капель, качаются. А в небе видна черная каша галок.
    (Отрывок из главы «Мартовская капель» повести «Лето Господне» И.С. Шмелева)
    – По каким признакам вы догадались?
    (Языковые приметы: описывает предметы и явления простым языком, использует свойственные только ему эпитеты, метафоры: «тартанье капели, суетятся золотинки, черная каша галок»).
    Итак, назовите тему урока.
    (Запись на доске и в тетради.)
    На экране телевизора появляется портрет писателя (приложение 1).
    Рассмотрите И.С. Шмелева.
    Какие детали во внешности писателя привлекают ваше внимание? (серьезные грустные глаза, но ласковая улыбка)
    Не только вы, но и те, кто был знаком со Шмелевым, отмечали именно эти детали в его внешности.
    Какими чертами характера мог обладать человек с подобными чертами лица?
    Какие факторы могут влиять на формирование характера человека, его мировоззрения?
    Скажите, а важно ли знать, в какое историческое время происходит становление личности писателя? Почему? (Время накладывает отпечаток на судьбу человека, формирует его взгляды, убеждения; могут звучать темы в творчестве писателя).
    Исходя из темы урока, и того, что вы сейчас сказали, определите цель урока, используя следующие опорные слова: проследить, какое… оказало… эпоха на… и… писателя.
    III. Узнаем новое
    (Работа в тетрадях.)
    Разделите тетрадный лист на 2 равных столбика
    Сформулируйте в виде вопросов, что бы вы хотели узнать о биографии и творчестве И.С. Шмелева.
    Составление ОТ
    Хочу знать
    Узнал(а)
    1. Какие исторические события происходили в России, когда родился и творил писатель?
    2. Какое влияние оказала семья на воспитание мальчика?
    3. Какое образование получил?
    4. Чем закончился первый печатный опыт?
    5. Какова тематика произведений Шмелева? (Дата, название произведения, тема.)
    Второй столбик дети заполняют самостоятельно (каждый ребенок получает распечатку с биографией писателя – приложение 2), затем осуществляется проверка.
    Походу чтения дети должны отметить:
    + – новое знание;
    ! – то, что удивило.
    Вывод
    Какое влияние оказала историческая эпоха на формирование личности писателя? (Ответ дети дают письменно).
    Путь Шмелева в литературу был долгим и нелегким. О трудностях становления писателя повествует рассказ «Как я стал писателем».
    IV. Анализ рассказа «Как я стал писателем».
    Прочитайте начало рассказа. Какова его роль?
    (Первая фраза сразу отвечает на вопрос заглавия, весь остальной рассказ раскрывает эту фразу. Лаконичное начало быстро вводит читателя в творческую лабораторию писателя.)
    Какую роль в судьбе писателя сыграли детские впечатления?
    (Еще в детстве писатель обладал живым воображением, фантазировал, одушевлял окружающие предметы.)
    О каком произведении напоминают описания вещей: «живые доски», «живая метла», «живая половая щетка»?
    (Рассказ М.А. Осоргина «Пенсне», где также широко применяется прием олицетворения.)
    Как воспринимали первые писательские опыты мальчика в гимназии?
    (Серьезно никто не относился, пытались найти недостатки.).
    Какие способы создания образа литературного героя вы знаете?
    (Социальный статус, портретная, речевая характеристики, жизненные принципы, поступки героя и его отношение к другим персонажам, отношения к герою других персонажей.).
    В рассказе изображены преподаватели гимназии – инспектор Баталин и словесник Цветаев. Какую роль они сыграли в судьбе мальчика?
    Работа в группах.
    Класс делится на 4 группы по 5-7 человек. В каждой группе есть координатор, который организует, направляет работу. 1-2 группы – образ Баталина, 3-4 – словесник Цветаев.
    Каким образом и с помощью каких средств художественной выразительности создается образ Баталина, Цветаева?
    Образ Баталина
    Способы создания образа
    Средства художественной выразительности, приемы
    1. Социальный статус
    Инспектор
    2. Портретная характеристика
    Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры.
    3. Речевая характеристика
    Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом.
    Образ Цветаева
    Способы создания образа
    Средства художественной выразительности, приемы
    1. Социальный статус
    Преподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович».
    2. Портретная характеристика
    Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом».
    3. Речевая характеристика
    Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал
    Какой прием использует Шмелев, создавая образы Баталина и Цветаева?
    (Противопоставление.)
    С какой целью автор это делает?
    (Баталин – это педагог, которого близко нельзя допускать к детям; Цветаев – учитель, который сыграл в судьбе Шмелева важную роль.)
    Какими качествами «на ваш взгляд» должен обладать учитель?
    Как проявляется в рассказе характер самого автора?
    (В мыслях и действиях, он наделен фантазией, увлечен литературой, это благодарный человек учебник стр. 138 зачитать цитату)
    V. Самостоятельная работа.
    Самостоятельная работа проводится в виде теста (приложение 3).
    VI. Подведение итогов.
    Какая тема урока?
    Чему учились?
    На каких предметах вы можете пользоваться полученными знаниями?
    VII. Рефлексия.
    Оцените свою деятельность на уроке: я закрою глаза и задам вам один вопрос. Если вы считаете, что работу выполнили хорошо, качественно, то покажите вот так (сжав кулак оттопырить большой палец вверх), если так себе, то (сжав кулак оттопырить большой палец вниз).
    VIII. Домашнее задание.
    Написать рассказ на тему: «Как я написал свое первое сочинение?».

  2. Syrop Ответить

    Заполнение таблицы может быть завершено дома.
    И т о г о в ы й в о п р о с:
    Какими способами Осоргин создаёт в рассказе комический эффект?
    Домашнее задание
    Завершить заполнение аналитических таблиц.
    Письменно ответить на итоговый вопрос урока.
    Прочитать фрагменты «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”».
    Индивидуальные задания.
    Прочитать повесть Н. В. Гоголя «Нос» и найти основания для её сопоставления с рассказом
    М. А. Осоргина «Пенсне». Записать результаты своей сопоставительной работы.
    Подготовить краткие сообщения о журнале «Сатирикон», истории его создания и сатириконцах (Тэффи,
    О. Дымове, А. Аверченко) с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
    (см. «Википедию», http://literatura5.narod.ru/satirikon1.html).
    Подготовить выразительное чтение фрагментов из сатирического стихотворения А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (по
    выбору учителя).
    Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Всеобщей истории, обработанной “Сатириконом”» (см. следующий урок).
    Следующие уроки: Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”» (отрывки) >>>
    Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2017.
    ПЕНСНЕ
    М.А.ОСОРГИН
    [2]
    Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые
    ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно
    передразнивает своего владельца,— но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое
    чувствуется в кольце и особенно в серьгах,— и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка,
    интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.
    Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,— живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью
    менее индивидуальной и заметной.
    Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек,
    карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился,
    это эти вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант,
    исторический труд Тита Ливия[3] и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить
    полнейшую самостоятельность поступков.
    Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в
    голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и “неодушевленности”,— я бы и посейчас думал так элементарно.
    Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью “теряется” в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете
    на одеяло карандаш. Через минуту — карандаша нет. Вы шарите, ищите, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике:
    нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо — но карандаша нет. Ежась от холода, вы
    плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы
    наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку — карандаш в ней.
    Ясно, что сам попасть он в нее не мог,– но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.
    Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно
    той жизни, которую мы для них выдумали.
    Я помню поразительный случай с моим пенсне: простое пенсне, без оправы — два стекла и легкая дужка.
    Сидя в кресле у стены, я читал; на новой главе хотел протереть стекла, вынул платок, и вдруг — пенсне исчезло. Опытный в этих делах, я обыскал не только
    все карманы, складки одежды, щели в кресле, маленький столик рядом, листы книжки — все решительно. Пенсне не было нигде; не быть и раньше не могло, так как
    я очень дальнозорок и мелкой печати без стекол не разбираю.
    Не подумайте, что пенсне мое оказалось на носу; в таких случаях я прежде всего ощупываю переносицу; на ней были две свежие ямки — и ничего больше. Я
    отодвинул кресло, осмотрел на нем все кисточки и пуговки, о которых Козьма Прутков сказал, что они выдуманы самым глупым на свете человеком,— и все бесплодно.
    Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты. Усомнившись в себе, я обыскал
    письменный стол в соседней комнате, заглянул на вешалку, стыдливо пробежал глазом по ванной — все было напрасно.
    Тогда я вспомнил, что ясно слышал звук падения пенсне; я еще порадовался, что — судя по звуку — оно не разбилось. И вот я снова ползаю по полу, смотрю сбоку,
    смотрю снизу, смотрю сверху, топаю ногами — чтобы хоть раздавить его, проклятое, и наконец успокаиваюсь. Ни-ка-ких!
    Так и исчезло — как провалилось. Но в паркете не было ни единой щелочки.
    Прошла неделя или больше. Про этот случай я не забыл и много раз о нем рассказывал, показывая и место происшествия. Как обычно, скептики смеялись, практики
    перещупывали кресло и осматривали пол, прислуга перетерла тряпочкой все предметы, вымела все пылинки и даже вымыла черную лестницу (до следующего этажа). Вся
    квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было.
    Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив
    расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,— и целый день мыслил, пользуясь главным
    образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это
    был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.
    И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места.
    На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое
    переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним,
    смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
    Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно
    подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть
    физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это — не случай и не недоглядка.
    Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости,
    точно не оно — наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.
    Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их
    возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?
    На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости,— в этом я,
    свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
    Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего,
    кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно “странно упало”. Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается!
    Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена ошибка: он искал
    пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это — чепуха.
    Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось
    в мельчайшие осколки.
    Пусть это будет случайностью — мне так легче думать. Я был глубоко огорчен, если бы были объективные данные считать этот “случай” самоубийством. И что
    могло побудить эту в сущности своей кристальную душу на роковой шаг? Прогулка по свету? Преувеличенный на одну диоптрию взгляд на мир? Или тот публичный позор,
    которым я обставил возвращение моих загулявших стеклышек?
    Мне жаль бедняжку! Мы долго жили дружно и вместе прочли много добрых и глупых книг, в которых людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность
    поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности.
    Источник: Осоргин М. А. Сивцев Вражек: Роман. Повесть. Рассказы. Сост., предисл. и коммент. О. Ю. Авдеевой. — М.: Моск. рабочий, 1990.

  3. serg_ns Ответить

    И. Шмелев – это писатель первой половины XX-ого века. Он очень рано начал писать какие бы то ни было произведения. Из немного смешного и комедийного автобиографического рассказа «Как я стал писателем», мы узнаем, что даже в детстве автор увлекался тем, что рассказывал разные истории и был «балаболом».
    Мне очень понравился этот рассказ, потому что из него мы узнаем в подробностях, как знаменитый русский писатель приобрел такую славу и с чего он начинал. Более того, удивительно то, что и сам И. Шмелев стал писателем неожиданно. «Вышло это так просто и неторжественно, что я и не заметил. Можно сказать, вышло непредумышленно», – пишет он.
    Но по ходу рассказа мы можем понять, что писательским талантом И. Шмелев обладал с ранних лет. Еще в третьем классе он писал поэмы, а потом перешел на рассказы. Даже несмотря на то, что за некоторые произведения его очень сильно ругали, автор все-таки не отчаялся и не бросил писать. Мне кажется, если обладаешь каким-то талантом или если тебе нравится какое-то дело, то не стоит его бросать только потому, что это не нравится кому-то другому. Ведь именно так и поступил И. Шмелев.
    И вот однажды он пишет рассказ «У мельницы» и отправляет его в не очень известную редакцию. Проходит много времени, и он сам уже забывает об этом рассказе, как вдруг, ни с того ни с сего, его вызывают в эту самую редакцию и говорят, что рассказ его им очень понравился. Это был, на мой взгляд, переломный момент. Ведь это была самая первая публикация И. Шмелева. Мы только можем представить, какого было счастье человека, который любит писать, увидеть себя на страницах журнала. Через строки романа я даже могу почувствовать то, что переживал сам И. Шмелев.
    Мне очень понравился этот рассказ, потому что он написан живым языком и написан на основе реальных событий, которые происходили со знаменитым русским писателем.

  4. aliwan181189abraman Ответить

    Рассказ И. С. Шмелева «Как я стал писателем» носит автобиографический характер. Это рассказ-воспоминание, попытка творчески осмыслить призвание писателя, проявляющееся с самого детства.
    Первый период своей жизни автор называет «дописьменным»: он еще не писал на бумаге, но отличался способностями речи, был, как он говорит, писателем «без печати». Он говорил с игрушками, с вещами, которые казались ему живыми и «рассказывали сказки». В гимназии его прозвали «римский оратор» и часто делали замечания в дневнике: «Оставлен на полчаса за постоянные разговоры на уроках». Увлекшись романами Жюля Верна, автор пишет «поэму» о путешествии на Луну на воздушном шаре гимназических учителей. «Поэма» имела успех у учащихся, но после того как она попала в руки инспектору, «гонораром» автора было наказание. Иронически автор описывает, как в этом «письменном» периоде он писал сочинения, приплетая к теме что попало. Оправдываясь, что это у него «лирическое отступление», как у Гоголя, он добился того, что возмущенный преподаватель оставил его на второй год.
    Таким образом, право на собственные размышления пришлось зарабатывать через множество испытаний. И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство», и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце».
    Третий период творчества был «печатный». Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем». Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца», потом еще «два месяца»… Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва». Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
    Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.

  5. SERIK2012 Ответить

    И лишь один любимый словесник поощрял творчество гимназиста. Писать на поэтические темы «было одно блаженство», и наградой за творчество были как оценки, так и похвалы учителя. Этот человек сыграл большую роль в становлении Шмелева как писателя, «и до сего дня – он в сердце».
    Третий период творчества был «печатный». Написав большой рассказ, юноша робко отнес его в редакцию журнала. Кабинет редактора казался ему «святилищем». Ответа на рассказ надо было ждать «два месяца», потом еще «два месяца»… Юноша уже не верил в успех, позабыл о рассказе  – и вдруг письмо из журнала, похвала редактора, книжка с его рассказом и неслыханный для бедного студента гонорар. И новые обязательства, и слова редактора смутили героя: «искусство – это благоговение, молитва». Сознание собственного несовершенства, несоответствия этим высоким словам его писательского труда ошеломили молодого писателя. Он почувствовал себя другим и понял, что для этого должен многое сделать, читать, думать.
    Юноша осознал свое назначение и почувствовал высокую ответственность писателя за свое творчество. Умение писать пришло к нему нелегким путем, но читатель верит, что этот человек добьется творческих успехов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *