Автор ножницы бумага 14 уроков как быстро писать впечатляющие тексты?

15 ответов на вопрос “Автор ножницы бумага 14 уроков как быстро писать впечатляющие тексты?”

  1. Bloodterror Ответить

    Как научиться придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты? Как разбудить в себе потенциал оригинального рассказчика?
    Журналист и писатель Николай Кононов создал метод, который выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу. «В эти 267 страниц я постарался сгустить всё, что знал — приёмы, методы, ловушки и тактику ухода от них, etc. — и что понял за двадцать лет в журналистике, а также [чёрт знает, как посчитать сколько] в литературе. Сочиняя эту книгу, я хотел помочь тому, кто пишет статьи, нон-фикшн, письма, питчи и любые тексты, которыми надо кого-то убедить, просветить и увлечь».
    Авторский метод, состоящий из 14 уроков-ступенек, опробован во многих редакциях, на семинарах документальной литературы и журналистики, на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или начального уровня.
    Метод подои?дет и ученым, и творческим людям, и репортерам, и редакторам, и копираи?терам, и менеджерам, и студентам — всем, кто воздеи?ствует словом на ход событии?.
    Вы сможете писать статьи, посты, лонгриды, очерки, слоганы. Да книги в конце концов. Выбирать захватывающие темы и придумывать заголовки. Доносить до читателя смысл, а не белый шум.

    Еще книга расскажет, как:

    Найти свой личный стиль
    Исследовать тему и собирать материал
    Преодолеть писательский блок и прокрастинацию
    Научиться писать «портреты» людей
    Приемы работы с короткими и длинными текстами
    Брать интересные и содержательные интервью
    Написать деловое письмо, питч, лонгрид и посты в соцсети
    Выбрать тему и «продать» историю читателю
    Стать редактором

    От автора

    Можно ли научиться писать, овладеть «магией слова»?
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу — из 14 уроков-ступенек. Этот метод опробован на всех моих редакциях, потом на курсах нон-фикшн (документальной литературы) и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или уровня начинающего. Студенты, не разбиравшиеся в писательском ремесле, учились придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты.
    Я собрал под этой обложкой все ментальные и технические приемы и постарался рассказать о них просто и внятно. Приемы эти не претендуют на какую-то особенную уникальность, но, кажется, мне удалось написать книгу, которая ближе других подобралась к русскому варианту Elements of Style. Я рассказываю, как писать и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Уверен, что мой метод подойдет и ученым, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам — всем, кто воздействует словом на ход событий.
    Если вы сомневаетесь в необходимости уметь писать в эпоху стикеров, снэпчата и вотсапа, у меня есть следующие серьезные аргументы.
    Во-первых, фото и видео, конечно, победили буквы, но парадоксальным образом мы пишем все больше. По тому, как адресат формулирует мысли в почте, мессенджере или приложении для знакомств, мы решаем, тратить время на общение с ним или нет. Мы все острее ощущаем усталость от входящего в наш мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл, и тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. Я помогал и помогаю таким людям обретать свой голос и делать себе имя.
    Во-вторых, ремесло рассказчика вечно. «Романисты» в тюремной камере бытия ценятся всегда. Презентация, питч инвестору, легенда о компании для внутренних и внешних коммуникаций создаются по законам драматургии. Умение рассказывать истории окупается с первой же книги, раунда инвестиций, громкой статьи или выступления на конференции.
    В-третьих — это важно для журналистов — в отличие от сценариста в кино и игровой индустрии, писатель не стеснен техническими требованиями. Продюсер не заставит его вводить новых героев, ваш текст минует семь нянек-скриптдокторов. При этом кинопродюсеры охотятся за классными историями для экранизации. В моем случае права на экранизацию «Кода Дурова» приобрел продюсер Александр Роднянский.
    Итак, садимся и пишем.

    Для кого эта книга

    Для всех, кто пишет профессионально: журналистов, копирайтеров, редакторов и авторов.

    Статьи в блоге

    Если хотите познакомиться с книгой поближе, почитайте эти статьи в нашем блоге:
    Как писать классные и захватывающие тексты?
    Советы для пишущих от Николая В. Кононова
    О том, как писать тексты, на примере брокколи и пивных баров
    Интервью с автором книги «Автор, ножницы, бумага» Николаем Кононовым

  2. Yozshugis Ответить

    Автор
    Николай Кононов — журналист, главный редактор издания «Секрет фирмы», поэт, прозаик, создатель сайтов Hopes & Fears и Secretmag.ru, автор нескольких книг.
    Сложность изложения
    2 из 5.
    Целевая аудитория
    Начинающие и опытные блогеры, копирайтеры, журналисты, редакторы, а также все, кто воздействует словом на ход событий.
    Зачем читать
    В книге рассказывается о том, как придумать тему для текста, написать и самостоятельно отредактировать его. Автор предлагает 14-ступенчатый метод, который был опробован им на желающих начать с нуля, а также на редакциях и курсах по нон-фикшен и журналистике.
    Читаем вместе
    Любые авторские сомнения должны перерождаться в глубокую внутреннюю работу по синтезу раскрываемой темы. Сегодня люди пишут все больше, несмотря на победу фотографий и видеоконтента. И тем сильнее ощущается усталость от того обилия информации, которая поступает в их мозг. На первый план выходят лаконичность и умение оперативно донести смысл, рассказывать так, чтобы читатели с удовольствием «тонули» в тексте.
    К писателю, в отличие от киносценариста, нет никаких технических требований, но при этом продюсеры с радостью берут яркие истории для экранизации.
    Первый предложенный автором урок посвящен выбору и формулировке темы, а также определению жанра. Вы должны писать о том, что хорошо и долго знаете, что входит в ваши личные переживания и опыт. Он называет следующие критерии отбора и анализа темы:
    Ваш текст сообщает что-то важное.
    Он полезен для читателей.
    Текст обосновывает какую-то касающуюся их закономерность.
    Он нестандартно объясняет важные процессы.
    В тексте есть история яркого героя, который отражает дух времени.
    Не стоит выбирать тему по принципу «она мне нравится больше всего» или если вы не слишком хорошо разбираетесь в ней.
    С выбором жанра еще проще, так как здесь есть немного вариантов: автор либо раскрывает тему в главах статьи, либо пишет личную историю, либо создает моноисторию об одном герое. Удачная формулировка позволяет понять важность прочтения этого текста.
    Урок второй: «Исследование темы и сбор материала». Вы не должны никому верить, когда отправляетесь на сбор фактов. Для этого вам следует изучить открытые источники в Сети и в офлайне, при необходимости взять интервью у экспертов. Если ваш собеседник действительно знаток и специалист, нужно отнестись к нему с уважением, тогда удастся получить более глубокое понимание темы. Здесь важно приступить к написанию статьи только после опроса всех источников и корректировки изначальной гипотезы. Когда вы собираетесь писать о людях или явлениях, у которых есть авторы и действующие лица, временно «включайте доктора Хауса».
    Урок третий: «Структура истории и подробный план». Именно такой план всегда должен быть под рукой: в нем отображаются линия развития героя и его прогресс. В план включаются именно нюансы истории, в то время как в голове вы держите ее структуру. История содержит экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию, развязку и заключение. Если план изначально составлен неверно, история может быстро завянуть.
    Урок четвертый: «Преодоление прокрастинации и писательского блока». Блок может случиться с каждым автором. Увы, не бывает тех, кто умеет избегать его, но всегда находятся те, кто борется с ним. Если вы правильно настроите себя на писательскую работу, то сможете делать это каждый день. Здесь помогает проговаривание будущего текста вслух. Креатив можно искать в самой жизни, чтобы читатели с удовольствием узнавали в нем себя и то, что происходит в их жизни. За полчаса до начала работы не стоит заниматься другими делами, особенно сидеть в социальных сетях. Важно иметь в компьютере файлы с заготовленной сырой информацией. Все, что вы формулируете, тут же записывайте и ни в коем случае не откладывайте на завтра. Ваш мозг — это лучший редактор, который нуждается в постоянной тренировке.
    Урок пятый: «Сначала понимаем, затем объясняем». Здесь важно писать простыми словами, но при этом не терять смысл и глубину понимания. Не надо заваливать читателей заумными терминами — все любят доступные объяснения на человеческом, а не канцелярском языке. Вы всегда можете отредактировать текст, поэтому не останавливайтесь и доверьтесь потоку сознания. Важна суть без воды и засилья стилистическими красотами. Называйте вещи своими именами и воспринимайте правку как часть письменного процесса.
    Урок шестой: «Техника человеческого портрета». Реальность и так дает очень много, поэтому не стоит додумывать черты и личные детали героев. Вспоминайте приемы, которые используют известные авторы для запоминания их героев. Они раскрываются именно через поступки, которые не нужно объяснять. Для характеристики героя подходят только говорящие детали, сообщающие что-то важное о нем. Ни в коем случае не показывайте ваше личное отношение к нему, выкладывайте информацию постепенно. Самое важное — старайтесь понять характер и биографию героя, чтобы его образ был более убедительным и точным. Придумайте такую сцену, которая лучше всего будет работать на сюжет истории.
    Урок седьмой: «Работа с героями через диалоги и интервью». Вам следует изучить бэкграунд героя и его роль в истории, а в случае скучного повествования с его стороны не бойтесь провоцировать на выход из навязываемого вам тона разговора. Записывайте все сказанные им детали, высказывайте свежие идеи, чтобы вас не воспринимали как диктофон. Ваш интерес к собеседнику должен быть маниакально искренним.
    Урок восьмой: «Личный стиль». Здесь важно обращать внимание на интонацию, которая отражает ваш взгляд на мир. Многие читатели больше заинтересованы в личности рассказчика, а не в его героях или происходящих с ними коллизиях. Вы не должны стесняться личного опыта, который передаете с помощью языка и способа описания мира. Не меньше, чем интонация, важен ритм текста. Всегда старайтесь определить комфортный для вас стиль, не копируйте его у других авторов.
    Урок девятый: «Как работать над длинным текстом». В такие моменты вас могут посетить депрессия и мысль «я больше не могу», но подумайте, какое это счастье — проделать такую огромную работу! Попробуйте создать персональный ритуал перед дневной нормой текста и придерживайтесь его. Разумеется, это не означает, что надо выстреливать по 100 тысяч знаков за раз. Если вы совсем не можете писать — не трогайте текст, отдохните несколько дней, а затем откройте его на случайной странице и читайте, пока не вернется кураж. Помните: когда-нибудь это закончится, и вы все сможете отредактировать и исправить. Даже то, что написано неидеально, лучше, чем вовсе не написанное.
    Урок десятый: «Как работать над коротким текстом». Не надо стараться что-то продавать с помощью текстов — все это делает непосредственно ваша история. Она вызывает приятные впечатления или ощущения, что продукция того или иного бренда решит все проблемы. Пробуйте создавать вау-эффект не как копирайтер, а как автор. Нативная реклама отлично маскируется под обычную, и с ее помощью продукт продается дороже. Представляйте текст как микропьесу или пост о вашем личном опыте. Рекламная история не допускает длинных жанров, поэтому лучше сделать небольшой текст в виде детектива с крутой интригой. Один текст — это всегда один жанр. Попробуйте быстро прочитать написанное и поймать первое ощущение: если оно не сильно приятное, то лучше не обманывайте себя. Текст должен быть броским и содержать несколько уровней понимания.
    Урок одиннадцатый: «Камень, ножницы, бумага, или Сам себе редактор». Любое слово должно сообщать дополнительную информацию, которая важна для понимания истории. Смело редактируйте, убирайте прилагательные и лишние слова, даже если они кажутся очень красивыми. Вы можете перестроить текст, но оставьте и его предыдущую версию. Пока вы редактируете его, попробуйте изучить текст глазами читателей: представьте, что его писали не вы, а кто-то совершенно незнакомый.
    Урок двенадцатый: «Упаковка идей и написание делового письма». Сегодня мы все чаще используем короткие сообщения с эмодзи, тщательнее выбираем собеседников для разговора. Краткость тоже стала серьезным требованием для делового письма. Для начала сформулируйте цепляющий заголовок, поскольку получатель потратит на прочтение письма не больше 10 секунд. Дальше вы раскрываете тему: чем дольше ваши объяснения, тем меньше вы даете внятности. Всегда используйте много глаголов и мало прилагательных, объясняйте суть вашего предложения, но не слишком подчеркивайте его выгоды. Не стоит выдавать сразу всю информацию — лучше заинтересовать собеседника, чтобы потом дать ему больше деталей. В конце письма оставляете контакты. Спрессуйте смысл и выгоду проекта в один абзац и отложите письмо до утра, чтобы перечитать его на свежую голову.
    Урок тринадцатый: «Продаем историю читателям». На обложке должны красоваться нужные слова, которые побудят прочитать историю, подчеркнут ее важность и своевременность. Заголовок должен быть емким, охватывающим тему. В нем вы высказываете самое важное и отсекаете детали, которые можно рассказать позже. Редактор не трогает сам текст — он только помогает сделать его ярче. Редактору всегда хочется получить захватывающий и хорошо проработанный в плане фактов текст, который не нужно редактировать.
    Урок четырнадцатый: «Редакторский взгляд на историю». Если вам посчастливилось стать редактором, вы изначально должны понимать, кому адресовано медиа и какие жанры вам следует применять. Личный бренд и бренд издания хорошо работают в связке. Каждый автор нуждается в редакторе, который скорее выступает соавтором, нежели помощником. Вам нужно понять, кто целевая аудитория издания, и проанализировать ее, а также посмотреть на ситуацию глазами читателя. Не менее важно быть примером для начинающих авторов и четко формулировать задание для опытных авторов в том числе. Ваш креатив — это умение задавать небанальные вопросы по существу и находить не менее яркие и исчерпывающие ответы. Редактор — это продюсер, помогающий «режиссеру» реализовывать идеи.
    Лучшая цитата
    «Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора».
    Чему учит книга
    — Первая половина успеха — это когда читатели кликнули на заголовок, вторая — когда прочли первый абзац и втянулись в изучение статьи или книги.
    — Когда вы сможете разобраться с общей темой и жанром, то сумеете сформулировать тему в двух простых предложениях. Главным критерием выбора тем является их ценность для читателя.
    — Общие правила работы журналистов включают соблюдение обязательств перед источниками, анонимность, право редакции не публиковать интервью, проверку фактов, аккуратные отношения с ньюсмейкерами и пиарщиками.
    — Любой автор хочет быть понятым и влиять рассказанными историями на ход событий.

  3. Best Play Ответить

    Я хорошо запомнил тот двор, железную дверь с синей облупившейся краской и надписью «Редакция» – и приступ отчаяния, когда выяснилось, что дверь закрыта. Вечером играла «Алания», и вся редакция ушла на стадион. Мне был очень нужен компьютер с интернетом, чтобы написать и отправить в свою газету репортаж – на первую полосу, о первых выборах первого президента Чечни в горном селе Итум-Кала рядом с Аргунским ущельем, куда недавно прорвались террористы.
    Мне было тяжело не только потому, что в Чечне все пронизано фальшью, жизнь делилась на парадную и настоящую – и в настоящей председателя избиркома могли увезти в багажнике и застрелить за честный комментарий журналисту, – но и из-за режима контртеррористической операции, а также расстояний. Пришлось умолить пограничников вылететь на вертолете гораздо раньше и во Владикавказе отвезти к их друзьям-журналистам. Оставался час до сдачи номера общенациональной газеты «Известия», а писать во всем Владикавказе было не на чем.
    Метнувшись вглубь двора, я заметил распахнутое окно и мужчин, выпивающих за кружевной занавеской. Подойдя ближе, увидел логотип у их подъезда – DHL. Оказалось, филиал службы доставки. Стакан вина, тост за Большого Бога (иначе осетины пить не начинают) – и я сидел перед компьютером.
    Вдруг меня схватил за горло ужас. Блокнот был переполнен сценками, диалогами, фактами, деталями. Требовалось передать самое важное, яркое, любопытное, ничего не забыть и не переврать. Как?! Оставалось 45 минут.
    Отложив блокнот, я представил, что моя память – военный ангар, враг целится в него ракетой и надо быстро успеть вынести уникальные документы. Я стал записывать все, что ум автоматом определял как важное. Ну, как когда ты вернулся из путешествия, тебя усадили за стол и расспрашивают, что интересного – и неосознанно отбираешь, что рассказывать, что нет, желая не разочаровать вопрошающего.
    Через 10 минут тело письма дежурному редактору было испещрено короткими зарисовками, цифрами и пояснениями к ним. Еще пять минут ушло, чтобы придумать структуру текста. Тоже без премудростей: три дня до выборов, два дня, день, ночь в отсыревшей армейской палатке, приезд урн для бюллетеней на бронетранспортерах, сами выборы и чем они кончились.
    Оставалось полчаса. Пришлось писать коротко, без прилагательных, описывать только события, вставлять самые яркие куски разговоров.
    За пять минут до дедлайна письмо ушло. Я откинулся на спинку стула. Затем бросился открывать папку «Отправленные» и лихорадочно перечитывать. Послал еще одно письмо с уточнениями, выверенными словами и деталями. Редактор ответил, что все принято.
    Назавтра репортаж вышел.
    Прошли годы. Я уволился из «Известий», прекратил писать о конфликтах, терактах и беженцах, но переключился на другую, не менее важную войну – сражение тех, кто пытается что-то изменить, против безволия и апатии большинства.
    Я писал о предпринимателях в журнал Forbes, объездил, разыскивая героев, полстраны – от Ледовитого океана до Азии. Выпустил две книги: «Бог без машины: истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес с нуля в России» и «Код Дурова. Реальная история создателя “ВКонтакте”». Существующие медиа казались мне скучными, и я сделал два своих издания: сайт о бизнесе новой волны Hopes & Fears и Secretmag.ru (перезапуск закрывшегося ежемесячника «Секрет фирмы» в интернете). Работа главного редактора не похожа на работу ни автора, ни линейного редактора. Но я продолжаю писать, в том числе для западных изданий, например New York Times и Quartz, открывать новых героев и помогать журналистам создавать яркие, глубокие истории – работая по правилам, не допускающим лжи и искажения фактов.
    Так вот, однажды, перелистывая пожелтевшие номера в ящике с архивом, я наткнулся на репортаж, написанный дрожащими пальцами под аккомпанемент осетинского застолья. Перечитав его, я понял: это один из самых моих удачных текстов. Я был огорошен и потрясен: другие тексты писал днями и неделями, а тут меньше часа – и пожалуйста. Позже я понял, что случилось. В 45 минут спрессовались многие приемы, интуитивно принятые, но в тот момент еще не отрефлексированные. Текст соткался от безысходности и из-за спешки, зато почти идеально соответствовал подходу «краткость плюс выразительность».

  4. Kazira Ответить

    Вместо предисловия
    Я хорошо запомнил тот двор, железную дверь с синей облупившейся краской и надписью «Редакция» – и приступ отчаяния, когда выяснилось, что дверь закрыта. Вечером играла «Алания», и вся редакция ушла на стадион. Мне был очень нужен компьютер с интернетом, чтобы написать и отправить в свою газету репортаж – на первую полосу, о первых выборах первого президента Чечни в горном селе Итум-Кала рядом с Аргунским ущельем, куда недавно прорвались террористы.
    Мне было тяжело не только потому, что в Чечне все пронизано фальшью, жизнь делилась на парадную и настоящую – и в настоящей председателя избиркома могли увезти в багажнике и застрелить за честный комментарий журналисту, – но и из-за режима контртеррористической операции, а также расстояний. Пришлось умолить пограничников вылететь на вертолете гораздо раньше и во Владикавказе отвезти к их друзьям-журналистам. Оставался час до сдачи номера общенациональной газеты «Известия», а писать во всем Владикавказе было не на чем.
    Метнувшись вглубь двора, я заметил распахнутое окно и мужчин, выпивающих за кружевной занавеской. Подойдя ближе, увидел логотип у их подъезда – DHL. Оказалось, филиал службы доставки. Стакан вина, тост за Большого Бога (иначе осетины пить не начинают) – и я сидел перед компьютером.
    Вдруг меня схватил за горло ужас. Блокнот был переполнен сценками, диалогами, фактами, деталями. Требовалось передать самое важное, яркое, любопытное, ничего не забыть и не переврать. Как?! Оставалось 45 минут.
    Отложив блокнот, я представил, что моя память – военный ангар, враг целится в него ракетой и надо быстро успеть вынести уникальные документы. Я стал записывать все, что ум автоматом определял как важное. Ну, как когда ты вернулся из путешествия, тебя усадили за стол и расспрашивают, что интересного – и неосознанно отбираешь, что рассказывать, что нет, желая не разочаровать вопрошающего.
    Через 10 минут тело письма дежурному редактору было испещрено короткими зарисовками, цифрами и пояснениями к ним. Еще пять минут ушло, чтобы придумать структуру текста. Тоже без премудростей: три дня до выборов, два дня, день, ночь в отсыревшей армейской палатке, приезд урн для бюллетеней на бронетранспортерах, сами выборы и чем они кончились.
    Оставалось полчаса. Пришлось писать коротко, без прилагательных, описывать только события, вставлять самые яркие куски разговоров.
    За пять минут до дедлайна письмо ушло. Я откинулся на спинку стула. Затем бросился открывать папку «Отправленные» и лихорадочно перечитывать. Послал еще одно письмо с уточнениями, выверенными словами и деталями. Редактор ответил, что все принято.
    Назавтра репортаж вышел.
    Прошли годы. Я уволился из «Известий», прекратил писать о конфликтах, терактах и беженцах, но переключился на другую, не менее важную войну – сражение тех, кто пытается что-то изменить, против безволия и апатии большинства.
    Я писал о предпринимателях в журнал Forbes, объездил, разыскивая героев, полстраны – от Ледовитого океана до Азии. Выпустил две книги: «Бог без машины: истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес с нуля в России» и «Код Дурова. Реальная история создателя “ВКонтакте”». Существующие медиа казались мне скучными, и я сделал два своих издания: сайт о бизнесе новой волны Hopes & Fears и Secretmag.ru (перезапуск закрывшегося ежемесячника «Секрет фирмы» в интернете). Работа главного редактора не похожа на работу ни автора, ни линейного редактора. Но я продолжаю писать, в том числе для западных изданий, например New York Times и Quartz, открывать новых героев и помогать журналистам создавать яркие, глубокие истории – работая по правилам, не допускающим лжи и искажения фактов.
    Так вот, однажды, перелистывая пожелтевшие номера в ящике с архивом, я наткнулся на репортаж, написанный дрожащими пальцами под аккомпанемент осетинского застолья. Перечитав его, я понял: это один из самых моих удачных текстов. Я был огорошен и потрясен: другие тексты писал днями и неделями, а тут меньше часа – и пожалуйста. Позже я понял, что случилось. В 45 минут спрессовались многие приемы, интуитивно принятые, но в тот момент еще не отрефлексированные. Текст соткался от безысходности и из-за спешки, зато почти идеально соответствовал подходу «краткость плюс выразительность».
    Я стал осмыслять этот подход и позже развил его в последовательный метод обучения – от формулировки темы до сдачи текста. Этот метод опробован на всех моих редакциях, потом на курсах нон-фикшен (документальной литературы) и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или уровня начинающего. Студенты, не разбиравшиеся в писательском ремесле, учились придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты.
    Готовясь к занятиям, я искал поддержки у предшественников. Есть русскоязычная библия издательского редактора «Как надо и как не надо издавать книги» Аркадия Мильчина. Есть библия переводчика – «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Но неужели нет русского аналога великой Elements of Style?
    Мне не удалось найти исчерпывающего учебника по письму, зато YouTube вывалил на меня кучу ссылок на мастер-классы, где литераторы рассуждали по полчаса, можно ли научиться писать, овладеть «магией слова».
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек. Этот подход сработал на моих курсах. Несколько очерков вышли в популярных изданиях и получили успех, например история о самом актуальном художнике России Петре Павленском от Марии Михантьевой или текст Михаила Левина, исследовавшего феномен женщин-доминатрикс через личный опыт садо-мазо. А главное – студенты разобрались в себе: о чем на самом деле они хотят рассказать, каково их уникальное послание миру.
    Поэтому я не очень удивился, когда Артем Степанов из издательства «Манн, Иванов и Фербер» предложил написать учебник по мотивам курса. Я собрал под этой обложкой все ментальные и технические приемы и постарался рассказать о них просто и внятно. Приемы эти не претендуют на какую-то особенную уникальность, но, кажется, мне удалось написать книгу, которая ближе других подобралась к русскому варианту Elements of Style.
    Я рассказываю, как писать и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Уверен, что мой метод подойдет и ученым, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам – всем, кто воздействует словом на ход событий. Буду рад, если вы пришлете свои отзывы на [email protected].
    Если вы сомневаетесь в необходимости уметь писать в эпоху стикеров, Snapchat и WhatsApp, у меня есть следующие серьезные аргументы.
    Во-первых, фото и видео, конечно, победили буквы, но парадоксальным образом мы пишем все больше. По тому, как адресат формулирует мысли в почте, мессенджере или приложении для знакомств, мы решаем, тратить время на общение с ним или нет. Мы все острее ощущаем усталость от входящего в наш мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл, и тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. Я помогал и помогаю таким людям обретать свой голос и делать себе имя.

  5. Artimador Ответить

    Автор, ножницы, бумага, Как быстро писать впечатляющие тексты, 14 уроков, Кононов Н.В., 2017.
    Журналист и писатель, главный редактор издания «Секрет фирмы», автор книг «Код Дурова» и «Бог без машины» рассказывает, как придумать и сформулировать тему для текста – статьи, книги, питча, письма, поста – написать его и самостоятельно отредактировать. Авторский метод, состоящий из 14 уроков-ступенек, опробован на редакциях, семинарах документальной литературы и журналистики, а также курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля. Благодаря опыту автора, доступности изложения, примерам и выводам после каждой главы книга станет незаменимым руководством как для начинающих, так и «продолжающих» журналистов, копирайтеров, блогеров, редакторов.

    Выбираем и формулируем тему. Определяем жанр.
    «Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?» Эти вопросы задает себе любой автор – даже известный, – если, конечно, он не нобелевский лауреат или графоман. Фокус в том, как обратить сомнения в плодотворную внутреннюю работу по синтезу темы, которую вы хотите раскрыть. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако мы с вами попробуем все-таки совмещать желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора, потому что автор – далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.

  6. Dolas Ответить

    Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков
    Николай Викторович Кононов
    Журналист и писатель, главный редактор издания «Секрет фирмы», автор книг «Код Дурова» и «Бог без машины» рассказывает, как придумать и сформулировать тему для текста – статьи, книги, питча, письма, поста – написать его и самостоятельно отредактировать. Авторский метод, состоящий из 14 уроков-ступенек, опробован на редакциях, семинарах документальной литературы и журналистики, а также курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля. Благодаря опыту автора, доступности изложения, примерам и выводам после каждой главы книга станет незаменимым руководством как для начинающих, так и «продолжающих» журналистов, копирайтеров, блогеров, редакторов.
    Николай Кононов
    Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты. 14 уроков
    Все права защищены.
    Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
    © Н. В. Кононов, 2017
    © Издание. Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017
    * * *
    Вместо предисловия
    Я хорошо запомнил тот двор, железную дверь с синей облупившейся краской и надписью «Редакция» – и приступ отчаяния, когда выяснилось, что дверь закрыта. Вечером играла «Алания», и вся редакция ушла на стадион. Мне был очень нужен компьютер с интернетом, чтобы написать и отправить в свою газету репортаж – на первую полосу, о первых выборах первого президента Чечни в горном селе Итум-Кала рядом с Аргунским ущельем, куда недавно прорвались террористы.
    Мне было тяжело не только потому, что в Чечне все пронизано фальшью, жизнь делилась на парадную и настоящую – и в настоящей председателя избиркома могли увезти в багажнике и застрелить за честный комментарий журналисту, – но и из-за режима контртеррористической операции, а также расстояний. Пришлось умолить пограничников вылететь на вертолете гораздо раньше и во Владикавказе отвезти к их друзьям-журналистам. Оставался час до сдачи номера общенациональной газеты «Известия», а писать во всем Владикавказе было не на чем.
    Метнувшись вглубь двора, я заметил распахнутое окно и мужчин, выпивающих за кружевной занавеской. Подойдя ближе, увидел логотип у их подъезда – DHL. Оказалось, филиал службы доставки. Стакан вина, тост за Большого Бога (иначе осетины пить не начинают) – и я сидел перед компьютером.
    Вдруг меня схватил за горло ужас. Блокнот был переполнен сценками, диалогами, фактами, деталями. Требовалось передать самое важное, яркое, любопытное, ничего не забыть и не переврать. Как?! Оставалось 45 минут.
    Отложив блокнот, я представил, что моя память – военный ангар, враг целится в него ракетой и надо быстро успеть вынести уникальные документы. Я стал записывать все, что ум автоматом определял как важное. Ну, как когда ты вернулся из путешествия, тебя усадили за стол и расспрашивают, что интересного – и неосознанно отбираешь, что рассказывать, что нет, желая не разочаровать вопрошающего.
    Через 10 минут тело письма дежурному редактору было испещрено короткими зарисовками, цифрами и пояснениями к ним. Еще пять минут ушло, чтобы придумать структуру текста. Тоже без премудростей: три дня до выборов, два дня, день, ночь в отсыревшей армейской палатке, приезд урн для бюллетеней на бронетранспортерах, сами выборы и чем они кончились.
    Оставалось полчаса. Пришлось писать коротко, без прилагательных, описывать только события, вставлять самые яркие куски разговоров.
    За пять минут до дедлайна письмо ушло. Я откинулся на спинку стула. Затем бросился открывать папку «Отправленные» и лихорадочно перечитывать. Послал еще одно письмо с уточнениями, выверенными словами и деталями. Редактор ответил, что все принято.
    Назавтра репортаж вышел.
    Прошли годы. Я уволился из «Известий», прекратил писать о конфликтах, терактах и беженцах, но переключился на другую, не менее важную войну – сражение тех, кто пытается что-то изменить, против безволия и апатии большинства.
    Я писал о предпринимателях в журнал Forbes, объездил, разыскивая героев, полстраны – от Ледовитого океана до Азии. Выпустил две книги: «Бог без машины: истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес с нуля в России» и «Код Дурова. Реальная история создателя “ВКонтакте”» (http://litres.ru/pages/biblio_book/?art=4442369). Существующие медиа казались мне скучными, и я сделал два своих издания: сайт о бизнесе новой волны Hopes & Fears и Secretmag.ru (http://secretmag.ru/) (перезапуск закрывшегося ежемесячника «Секрет фирмы» в интернете). Работа главного редактора не похожа на работу ни автора, ни линейного редактора. Но я продолжаю писать, в том числе для западных изданий, например New York Times и Quartz, открывать новых героев и помогать журналистам создавать яркие, глубокие истории – работая по правилам, не допускающим лжи и искажения фактов.
    Так вот, однажды, перелистывая пожелтевшие номера в ящике с архивом, я наткнулся на репортаж, написанный дрожащими пальцами под аккомпанемент осетинского застолья. Перечитав его, я понял: это один из самых моих удачных текстов. Я был огорошен и потрясен: другие тексты писал днями и неделями, а тут меньше часа – и пожалуйста. Позже я понял, что случилось. В 45 минут спрессовались многие приемы, интуитивно принятые, но в тот момент еще не отрефлексированные. Текст соткался от безысходности и из-за спешки, зато почти идеально соответствовал подходу «краткость плюс выразительность».
    Я стал осмыслять этот подход и позже развил его в последовательный метод обучения – от формулировки темы до сдачи текста. Этот метод опробован на всех моих редакциях, потом на курсах нон-фикшен (документальной литературы) и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или уровня начинающего. Студенты, не разбиравшиеся в писательском ремесле, учились придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты.
    Готовясь к занятиям, я искал поддержки у предшественников. Есть русскоязычная библия издательского редактора «Как надо и как не надо издавать книги» Аркадия Мильчина. Есть библия переводчика – «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Но неужели нет русского аналога великой Elements of Style?
    Мне не удалось найти исчерпывающего учебника по письму, зато YouTube вывалил на меня кучу ссылок на мастер-классы, где литераторы рассуждали по полчаса, можно ли научиться писать, овладеть «магией слова».
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек. Этот подход сработал на моих курсах. Несколько очерков вышли в популярных изданиях и получили успех, например история о самом актуальном художнике России Петре Павленском от Марии Михантьевой или текст Михаила Левина, исследовавшего феномен женщин-доминатрикс через личный опыт садо-мазо. А главное – студенты разобрались в себе: о чем на самом деле они хотят рассказать, каково их уникальное послание миру.
    Поэтому я не очень удивился, когда Артем Степанов из издательства «Манн, Иванов

  7. UPALIJED Ответить

    «Мой метод выглядит, как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек». В каждой из 14 глав рассматривается определенная часть процесса создания текста (письма, статьи, книги, и т. д.). Сам процесс можно разделить на пять основных этапов:
    Выбор и формулирование темы
    Исследование темы, сбор материала
    Создание структуры, подробного плана
    Создание текста
    Редактирование
    Коротко о каждом этапе.
    1. Выбор и формулирование темы
    Обычно, если есть необходимость или желание писать текст, есть и тема, хотя бы примерно. Если нет, ее можно выбрать. У каждого есть личный опыт, который может быть полезен и интересен другим. Во многих явлениях мы разбираемся, в других можно разобраться достаточно глубоко. «Если, конечно, речь не о сверхспециальных дисциплинах вроде общей теории поля». Николай Кононов предлагает воспользоваться следующими критериями для выбора темы (примеры автора в скобках):
    текст сообщает что-то очень важное (в чем секрет гениальности, «Переломный момент» Малкольма Гладуэлла);
    текст нетривиально объясняет важные процессы («Эгоистичный ген» Ричарда Докинза);
    текст остро полезен читателю (Eat This Not That Дэвида Зинченко и Мэтта Гулдинга);
    текст обосновывает свежую, касающуюся читателя закономерность и дает ей имя («Черный лебедь» Нассима Талеба о природе катастроф и кризисов);
    текст рассказывает историю яркого героя («И ботаники делают бизнес» Максима Котина).
    После выбора темы важно сформулировать ее в двух простых предложениях. Это простой внятный ответ на вопрос «О чем текст?». «Лично я хотел рассказать, как писать хорошо, и научить этому за 14 практических уроков. (Видите, даже одно предложение получилось)». Четкая формулировка темы значительно упростит процесс исследования. Вам будет легче понимать, подходит определенная информация или нет.
    2. Исследование темы, сбор материала
    «Если у вас уже есть уверенное знание о предмете – прекрасно, составьте карту и отметьте на ней слепые зоны (места, в которых вы недостаточно разобрались). Прежде чем отмечать, хорошенько погуглите». Если вы пишете о людях или о результатах их деятельности, собирайте информацию из разных источников и сравнивайте. Искажение информации в одном источнике может варьироваться «в диапазоне от «все выдумал» до «что-то приукрасил, о чем-то умолчал»». Помните о коллективных искажениях памяти. Даже у нескольких свидетелей могут быть одинаковые воспоминания, не соответствующие действительности. «Источники надо проверять и никому не доверять безгранично. Мне тоже».
    В книге есть рекомендации, как получать информацию от экспертов и проводить интервью. Во время исследования стоит проводить ревизию собранных материалов, чтобы лучше понимать, не уклоняетесь ли вы от темы и не следует ли ее скорректировать. Тема или гипотеза может меняться или уточняться в ходе исследования. Автор выделяет следующие этапы исследования:
    сбор информации в открытых источниках (интернет, пресса),
    поиск демиурга (автор текста, идеи или основное действующее лицо), свидетелей, экспертов,
    подготовка к интервью с ним,
    оценка найденных фактов,
    добор недостающих или новых,
    последняя верификация собранного материала,
    выводы и корректировка темы.
    3. Создание структуры, подробного плана
    Здание может рухнуть из-за ошибки архитектора или неисполнения плана строительства. С текстом может произойти что-то похожее. «Читатель бросит вашу блестящую историю на полдороге, если вы ее криво, помпезно или недостаточно изобретательно спроектируете». Можно воспользоваться классической трехчастной структурой (завязка, кульминация, развязка), и затем делать ее сложнее. «В целом, движение героя к цели и то, как он меняется под действием обстоятельств, и есть сюжет». То же происходит с явлением. У сюжета может быть несколько сломов:
    неожиданно изменившиеся обстоятельства,
    уточнение цели,
    неоправданные ожидания,
    зазор между мечтой и реальностью.
    Автор рекомендует рисовать прогрессии героя и сюжета в виде графика с двумя линиями. Прогрессия героя – путь к постижению предназначения своих действий, путь героя к цели. Прогрессия сюжета – это эпизоды, выстроенные один за другим, касающиеся истории главного героя. Эти эпизоды должны раскрывать главного героя и отражать изменения, происходящие с ним.
    Герой получится ярче, если у него есть антагонист (враг, соперник, антипод). Это может быть кто-то или что-то (например, сосед, буржуазия, несправедливое устройство общества или собственная лень).
    Имея хороший подробный план, вы сможете вовремя отсечь боковые ветки, не соответствующие общему замыслу. Желательно, чтобы план был достаточно компактным. Это позволит постоянно сверяться с ним в процессе создания текста.
    4. Создание текста
    Работа с самим текстом описана в главах 4-10. В этих главах можно найти полезную информацию, которая поможет ответить на следующие вопросы:
    Как преодолеть писательский блок и прокрастинацию? (Глава 4)
    Как говорить по делу, не увлекаясь стилистическими красотами? (Глава 5)
    Как писать о людях? (Глава 6)
    Как работать с героями? (Интервью, диалог) (Глава 7)
    Как выработать личный стиль? (Глава 8)
    Как писать длинный текст, не забросив его в процессе? (Глава 9)
    Как донести все, что нужно в коротком тексте? (Глава 10)
    Когда текст написан, начинается следующий, не менее важный этап.
    5. Редактирование
    Процесс редактирования описан в главе 11. Автор выделяет следующие этапы:
    сквозная правка легкой рукой;
    отслеживание, насколько ярко и четко выражены главная идея и магистральная линия сюжета;
    дополнительная проверка информации;
    финальный тюнинг текста, отделка ключевых эпизодов; их будут цитировать, они запомнятся читателю.
    Полезный совет: Если хотите перестроить текст, перестраивайте, но сохраните предыдущую версию.
    Заключение
    Итак, мы коротко рассмотрели этапы создания текста. В главе 12 речь идет о написании делового письма. Глава 13 посвящена заголовкам, подзаголовкам, синопсису. Как написать на обложке истории нужные слова? В 14 главе автор предлагает посмотреть на текст глазами редактора.
    Книга может быть полезна журналистам, писателям, копирайтерам, менеджерам, редакторам – «всем, кто воздействует словом на ход событий».

  8. Jambik Ответить

    Я хорошо запомнил тот двор, железную дверь с синей облупившейся краской и надписью «Редакция» – и приступ отчаяния, когда выяснилось, что дверь закрыта. Вечером играла «Алания», и вся редакция ушла на стадион. Мне был очень нужен компьютер с интернетом, чтобы написать и отправить в свою газету репортаж – на первую полосу, о первых выборах первого президента Чечни в горном селе Итум-Кала рядом с Аргунским ущельем, куда недавно прорвались террористы.
    Мне было тяжело не только потому, что в Чечне все пронизано фальшью, жизнь делилась на парадную и настоящую – и в настоящей председателя избиркома могли увезти в багажнике и застрелить за честный комментарий журналисту, – но и из-за режима контртеррористической операции, а также расстояний. Пришлось умолить пограничников вылететь на вертолете гораздо раньше и во Владикавказе отвезти к их друзьям-журналистам. Оставался час до сдачи номера общенациональной газеты «Известия», а писать во всем Владикавказе было не на чем.
    Метнувшись вглубь двора, я заметил распахнутое окно и мужчин, выпивающих за кружевной занавеской. Подойдя ближе, увидел логотип у их подъезда – DHL. Оказалось, филиал службы доставки. Стакан вина, тост за Большого Бога (иначе осетины пить не начинают) – и я сидел перед компьютером.
    Вдруг меня схватил за горло ужас. Блокнот был переполнен сценками, диалогами, фактами, деталями. Требовалось передать самое важное, яркое, любопытное, ничего не забыть и не переврать. Как?! Оставалось 45 минут.
    Отложив блокнот, я представил, что моя память – военный ангар, враг целится в него ракетой и надо быстро успеть вынести уникальные документы. Я стал записывать все, что ум автоматом определял как важное. Ну, как когда ты вернулся из путешествия, тебя усадили за стол и расспрашивают, что интересного – и неосознанно отбираешь, что рассказывать, что нет, желая не разочаровать вопрошающего.
    Через 10 минут тело письма дежурному редактору было испещрено короткими зарисовками, цифрами и пояснениями к ним. Еще пять минут ушло, чтобы придумать структуру текста. Тоже без премудростей: три дня до выборов, два дня, день, ночь в отсыревшей армейской палатке, приезд урн для бюллетеней на бронетранспортерах, сами выборы и чем они кончились.
    Оставалось полчаса. Пришлось писать коротко, без прилагательных, описывать только события, вставлять самые яркие куски разговоров.
    За пять минут до дедлайна письмо ушло. Я откинулся на спинку стула. Затем бросился открывать папку «Отправленные» и лихорадочно перечитывать. Послал еще одно письмо с уточнениями, выверенными словами и деталями. Редактор ответил, что все принято.
    Назавтра репортаж вышел.
    Прошли годы. Я уволился из «Известий», прекратил писать о конфликтах, терактах и беженцах, но переключился на другую, не менее важную войну – сражение тех, кто пытается что-то изменить, против безволия и апатии большинства.
    Я писал о предпринимателях в журнал Forbes, объездил, разыскивая героев, полстраны – от Ледовитого океана до Азии. Выпустил две книги: «Бог без машины: истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес с нуля в России» и «Код Дурова. Реальная история создателя “ВКонтакте”». Существующие медиа казались мне скучными, и я сделал два своих издания: сайт о бизнесе новой волны Hopes & Fears и Secretmag.ru (перезапуск закрывшегося ежемесячника «Секрет фирмы» в интернете). Работа главного редактора не похожа на работу ни автора, ни линейного редактора. Но я продолжаю писать, в том числе для западных изданий, например New York Times и Quartz, открывать новых героев и помогать журналистам создавать яркие, глубокие истории – работая по правилам, не допускающим лжи и искажения фактов.
    Так вот, однажды, перелистывая пожелтевшие номера в ящике с архивом, я наткнулся на репортаж, написанный дрожащими пальцами под аккомпанемент осетинского застолья. Перечитав его, я понял: это один из самых моих удачных текстов. Я был огорошен и потрясен: другие тексты писал днями и неделями, а тут меньше часа – и пожалуйста. Позже я понял, что случилось. В 45 минут спрессовались многие приемы, интуитивно принятые, но в тот момент еще не отрефлексированные. Текст соткался от безысходности и из-за спешки, зато почти идеально соответствовал подходу «краткость плюс выразительность».
    Я стал осмыслять этот подход и позже развил его в последовательный метод обучения – от формулировки темы до сдачи текста. Этот метод опробован на всех моих редакциях, потом на курсах нон-фикшен (документальной литературы) и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или уровня начинающего. Студенты, не разбиравшиеся в писательском ремесле, учились придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты.
    Готовясь к занятиям, я искал поддержки у предшественников. Есть русскоязычная библия издательского редактора «Как надо и как не надо издавать книги» Аркадия Мильчина. Есть библия переводчика – «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Но неужели нет русского аналога великой Elements of Style?
    Мне не удалось найти исчерпывающего учебника по письму, зато YouTube вывалил на меня кучу ссылок на мастер-классы, где литераторы рассуждали по полчаса, можно ли научиться писать, овладеть «магией слова».
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек. Этот подход сработал на моих курсах. Несколько очерков вышли в популярных изданиях и получили успех, например история о самом актуальном художнике России Петре Павленском от Марии Михантьевой или текст Михаила Левина, исследовавшего феномен женщин-доминатрикс через личный опыт садо-мазо. А главное – студенты разобрались в себе: о чем на самом деле они хотят рассказать, каково их уникальное послание миру.
    Поэтому я не очень удивился, когда Артем Степанов из издательства «Манн, Иванов и Фербер» предложил написать учебник по мотивам курса. Я собрал под этой обложкой все ментальные и технические приемы и постарался рассказать о них просто и внятно. Приемы эти не претендуют на какую-то особенную уникальность, но, кажется, мне удалось написать книгу, которая ближе других подобралась к русскому варианту Elements of Style.
    Я рассказываю, как писать и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Уверен, что мой метод подойдет и ученым, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам – всем, кто воздействует словом на ход событий. Буду рад, если вы пришлете свои отзывы на nickolay.kononov@gmail.com.
    Если вы сомневаетесь в необходимости уметь писать в эпоху стикеров, Snapchat и WhatsApp, у меня есть следующие серьезные аргументы.
    Во-первых, фото и видео, конечно, победили буквы, но парадоксальным образом мы пишем все больше. По тому, как адресат формулирует мысли в почте, мессенджере или приложении для знакомств, мы решаем, тратить время на общение с ним или нет. Мы все острее ощущаем усталость от входящего в наш мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл, и тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. Я помогал и помогаю таким людям обретать свой голос и делать себе имя.
    Во-вторых, ремесло рассказчика вечно. «Романисты» в тюремной камере бытия ценятся всегда. Презентация, питч инвестору, легенда о компании для внутренних и внешних коммуникаций создаются по законам драматургии. Умение рассказывать истории окупается с первой же книги, раунда инвестиций, громкой статьи или выступления на конференции.
    В-третьих – это важно для журналистов, – в отличие от сценариста в кино и игровой индустрии, писатель не стеснен техническими требованиями. Продюсер не заставит его вводить новых героев, ваш текст минует семь нянек-скриптдокторов. При этом кинопродюсеры охотятся за классными историями для экранизации. В моем случае права на экранизацию «Кода Дурова» приобрел продюсер Александр Роднянский.
    Я приношу благодарность редакторам, у которых учился: Кириллу Вишнепольскому и Владимиру Федорину. Отдельной похвалы заслуживает Ольга Свитова, редактор этой книги, которая помогла сделать текст еще более понятным и четким.
    Итак, садимся и пишем.

    Глава 1
    О чем писать
    Выбираем и формулируем тему. Определяем жанр

    «Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?» Эти вопросы задает себе любой автор – даже известный, – если, конечно, он не нобелевский лауреат или графоман. Фокус в том, как обратить сомнения в плодотворную внутреннюю работу по синтезу темы, которую вы хотите раскрыть.
    Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако мы с вами попробуем все-таки совмещать желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора, потому что автор – далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.
    С каждым из нас случались истории – любые: семейные, профессиональные, медицинские, героические, – и каждый из нас так или иначе их формулировал и затем рассказывал. Пусть даже себе. Личный опыт достоин описания. Убеждение, что только коллективный опыт или исследование достойны публикации, – ошибка. Литература полна произведениями от первого лица, с частными историями – от «Исповеди» Аврелия Августина до книг Светланы Алексиевич, где она дает голос хору женщин-фронтовиков, спасателям из Чернобыля, ветеранам чеченской войны и другим «маленьким людям», а вовсе не титанам и первооткрывателям.

  9. Mr.Хайнзерберг Ответить

    Это совсем новая книга, вышла в 2017 году. В твердом переплете, бумага хорошего качества, плотная, удобный для чтения шифр.
    Книга разделена на 14 разделов – 14 уроков, каждый урок посвящен какой-то отдельной теме.
    Например, как справиться с прокрастинацией, иначе говоря, как побороть свою лень, если писать надо, но не хочется.
    Как составлять план текста, как его оформлять, какое важное значение имеет заголовок. Узнала, в чем разница между длинным текстом и коротким, и здесь дело, конечно, не только в количестве знаков. И каждый вид текста требует особого подхода.
    Один из уроков посвящен важной, на мой взгляд, теме – выработке своего собственного стиля.
    Вообще, каждый урок – это целый кладезь информации. Казалось бы, вот они ценные сведения, бери их и применяй на практике.
    Так можно ли научиться писать?
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек.
    Я рассказываю, как писать и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Уверен, что мой метод подойдет и ученым, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам – всем, кто воздействует словом на ход событий.
    Книга “Автор, ножницы, бумага” предназначена прежде всего журналистам, для тех, кто начинает писать и хочет делать это качественно.
    Те, кто пишет статьи, отзывы, тоже могут почерпнуть немало полезного. Ведь нас тоже можно назвать в какой-то степени журналистами, ведь мы пишем для кого-то и нас читают. А это означает, что писательству можно и нужно учиться, зазорного в том ничего нет, только на пользу и нам и читателям.

  10. Morarad Ответить

    Вместо предисловия
    Я хорошо запомнил тот двор, железную дверь с синей облупившейся краской и надписью «Редакция» – и приступ отчаяния, когда выяснилось, что дверь закрыта. Вечером играла «Алания», и вся редакция ушла на стадион. Мне был очень нужен компьютер с интернетом, чтобы написать и отправить в свою газету репортаж – на первую полосу, о первых выборах первого президента Чечни в горном селе Итум-Кала рядом с Аргунским ущельем, куда недавно прорвались террористы.
    Мне было тяжело не только потому, что в Чечне все пронизано фальшью, жизнь делилась на парадную и настоящую – и в настоящей председателя избиркома могли увезти в багажнике и застрелить за честный комментарий журналисту, – но и из-за режима контртеррористической операции, а также расстояний. Пришлось умолить пограничников вылететь на вертолете гораздо раньше и во Владикавказе отвезти к их друзьям-журналистам. Оставался час до сдачи номера общенациональной газеты «Известия», а писать во всем Владикавказе было не на чем.
    Метнувшись вглубь двора, я заметил распахнутое окно и мужчин, выпивающих за кружевной занавеской. Подойдя ближе, увидел логотип у их подъезда – DHL. Оказалось, филиал службы доставки. Стакан вина, тост за Большого Бога (иначе осетины пить не начинают) – и я сидел перед компьютером.
    Вдруг меня схватил за горло ужас. Блокнот был переполнен сценками, диалогами, фактами, деталями. Требовалось передать самое важное, яркое, любопытное, ничего не забыть и не переврать. Как?! Оставалось 45 минут.
    Отложив блокнот, я представил, что моя память – военный ангар, враг целится в него ракетой и надо быстро успеть вынести уникальные документы. Я стал записывать все, что ум автоматом определял как важное. Ну, как когда ты вернулся из путешествия, тебя усадили за стол и расспрашивают, что интересного – и неосознанно отбираешь, что рассказывать, что нет, желая не разочаровать вопрошающего.
    Через 10 минут тело письма дежурному редактору было испещрено короткими зарисовками, цифрами и пояснениями к ним. Еще пять минут ушло, чтобы придумать структуру текста. Тоже без премудростей: три дня до выборов, два дня, день, ночь в отсыревшей армейской палатке, приезд урн для бюллетеней на бронетранспортерах, сами выборы и чем они кончились.
    Оставалось полчаса. Пришлось писать коротко, без прилагательных, описывать только события, вставлять самые яркие куски разговоров.
    За пять минут до дедлайна письмо ушло. Я откинулся на спинку стула. Затем бросился открывать папку «Отправленные» и лихорадочно перечитывать. Послал еще одно письмо с уточнениями, выверенными словами и деталями. Редактор ответил, что все принято.
    Назавтра репортаж вышел.
    Прошли годы. Я уволился из «Известий», прекратил писать о конфликтах, терактах и беженцах, но переключился на другую, не менее важную войну – сражение тех, кто пытается что-то изменить, против безволия и апатии большинства.
    Я писал о предпринимателях в журнал Forbes, объездил, разыскивая героев, полстраны – от Ледовитого океана до Азии. Выпустил две книги: «Бог без машины: истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес с нуля в России» и «Код Дурова. Реальная история создателя “ВКонтакте”». Существующие медиа казались мне скучными, и я сделал два своих издания: сайт о бизнесе новой волны Hopes & Fears и Secretmag.ru (перезапуск закрывшегося ежемесячника «Секрет фирмы» в интернете). Работа главного редактора не похожа на работу ни автора, ни линейного редактора. Но я продолжаю писать, в том числе для западных изданий, например New York Times и Quartz, открывать новых героев и помогать журналистам создавать яркие, глубокие истории – работая по правилам, не допускающим лжи и искажения фактов.
    Так вот, однажды, перелистывая пожелтевшие номера в ящике с архивом, я наткнулся на репортаж, написанный дрожащими пальцами под аккомпанемент осетинского застолья. Перечитав его, я понял: это один из самых моих удачных текстов. Я был огорошен и потрясен: другие тексты писал днями и неделями, а тут меньше часа – и пожалуйста. Позже я понял, что случилось. В 45 минут спрессовались многие приемы, интуитивно принятые, но в тот момент еще не отрефлексированные. Текст соткался от безысходности и из-за спешки, зато почти идеально соответствовал подходу «краткость плюс выразительность».
    Я стал осмыслять этот подход и позже развил его в последовательный метод обучения – от формулировки темы до сдачи текста. Этот метод опробован на всех моих редакциях, потом на курсах нон-фикшен (документальной литературы) и журналистики. А затем и вообще на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или уровня начинающего. Студенты, не разбиравшиеся в писательском ремесле, учились придумывать, разрабатывать, писать и редактировать яркие, захватывающие тексты.
    Готовясь к занятиям, я искал поддержки у предшественников. Есть русскоязычная библия издательского редактора «Как надо и как не надо издавать книги» Аркадия Мильчина. Есть библия переводчика – «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Но неужели нет русского аналога великой Elements of Style?
    Мне не удалось найти исчерпывающего учебника по письму, зато YouTube вывалил на меня кучу ссылок на мастер-классы, где литераторы рассуждали по полчаса, можно ли научиться писать, овладеть «магией слова».
    Можно. Никакой магии нет. 15 лет работы с текстами и их авторами убедили меня, что каждый носит в себе потенциал оригинального рассказчика. Но как разбудить этот потенциал?
    Мой метод выглядит как лестница к умению писать оригинально и по делу – из 14 уроков-ступенек. Этот подход сработал на моих курсах. Несколько очерков вышли в популярных изданиях и получили успех, например история о самом актуальном художнике России Петре Павленском от Марии Михантьевой или текст Михаила Левина, исследовавшего феномен женщин-доминатрикс через личный опыт садо-мазо. А главное – студенты разобрались в себе: о чем на самом деле они хотят рассказать, каково их уникальное послание миру.
    Поэтому я не очень удивился, когда Артем Степанов из издательства «Манн, Иванов и Фербер» предложил написать учебник по мотивам курса. Я собрал под этой обложкой все ментальные и технические приемы и постарался рассказать о них просто и внятно. Приемы эти не претендуют на какую-то особенную уникальность, но, кажется, мне удалось написать книгу, которая ближе других подобралась к русскому варианту Elements of Style.
    Я рассказываю, как писать и письма, и слоганы, и статьи, и очерки. Уверен, что мой метод подойдет и ученым, и репортерам, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам – всем, кто воздействует словом на ход событий. Буду рад, если вы пришлете свои отзывы на nickolay.kononov@gmail.com.
    Если вы сомневаетесь в необходимости уметь писать в эпоху стикеров, Snapchat и WhatsApp, у меня есть следующие серьезные аргументы.
    Во-первых, фото и видео, конечно, победили буквы, но парадоксальным образом мы пишем все больше. По тому, как адресат формулирует мысли в почте, мессенджере или приложении для знакомств, мы решаем, тратить время на общение с ним или нет. Мы все острее ощущаем усталость от входящего в наш мозг потока информации. Тем важнее лаконичность, умение быстро донести смысл, и тем ценнее люди, которые умеют объяснять доступно, оригинально и ярко. Видеть удивительное в невыдуманном, реальном мире. Рассказывать так, чтобы читатель не смог оторваться от текста. Я помогал и помогаю таким людям обретать свой голос и делать себе имя.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *