Чем философия отличается от мифологии и религии?

10 ответов на вопрос “Чем философия отличается от мифологии и религии?”

  1. artemnet Ответить

    Сходство и отличие мифа и религии. И религиями мифология дают человеку надежду. Но в мифе — это самоуверенная надежда на поко­рение сил природы самим человеком (мечта о покорении воздушного пространства выражена в мифе^о Дедале и Икаре). Религия, напро­тив, уповает на покровительство Бога. Религия дает также надежду на то, что наше существование на Земле не конечно. Человек не желает умирать, он всегда стремится к жизни. Но смерть, в отличие от ко­нечной земной жизни, абсолютна и вневременна. Противостоять ей может лишь идея вечной жизни. Религия — это решение проблемы преодоления страха смерти через обретение бессмертия.
    Отличие философии от мифологии и религии. Религия и мифоло­гия — мировоззренческие формы, появившиеся изначально в про­цессе развития человечества и во многом определившие развитие иных форм мировоззрения, в частности философии. Отличие фило­софии от мифологии и религии состоит в том, что философия пыта­ется решить основные мировоззренческие проблемы средствами ра­зума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определенным логическим законам.
    Философия унаследовала от мифологии и религии мировоззрен­ческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире. Мифология и религия решают мировоззренческие проблемы в основном на духовно-практическом уровне, а философия — на тео­ретическом уровне.
    Истоки философии. Одна из точек зрения на происхождение фи­лософии состоит в том, что она развилась из мифологии и религии.
    Раздел I. Предмет философии
    Так, считается, что основным источником греческой философии слу­жила мифология, главным образом космогонические мифы. В мифах, повествующих о происхождении богов, их борьбе между собой, чередовании различных поколений богов, отражались пред­ставления людей о возникновении и эволюции мира.
    Огромное влияние на зарождение философской культуры в Древ­ней Греции оказали великие поэты — Гомер и Гесиод. Оба пытались объяснить мир и происхождение в нем богов. Поэма Гесиода «Теого­ния» сыграла большую роль в дальнейшей эволюции греческих кос­могонических представлений. Например, считается, что Анаксимандр (VI в. до н.э.) создал свокУ космогонию, т.е. учение о происхождении и устройстве мира, используя идеи Гесиода, но заменив мифологи­ческую терминологию философской.
    Некоторые ученые считают, что развитие философии шло через самостоятельное осмысление действительности. Философская мысль опиралась на повседневные наблюдения и накопленные знания, ко­торые в итоге пришли в конфликт с религиозно-мифологической верой. Но и в этом случае влияние религии и мифагна развитие фи­лософии очевидно. В первом случае философия лишь заменила тер­минологию мифа, а во втором — оттолкнулась от религиозных объ­яснений действительности, отказавшись от ряда противоречащих жизненному опыту представлений.
    Вопросы для самопроверки
    1. Какие мифы вам известны? Какие явления и качества этих явлений отождествлены в мифах, которые вы вспомнили? Какие неодушевленные предметы или образы оживлены в этих мифах?
    2. Создаются ли новые мифы сегодня в цивилизованных странах? Какие? Чем можно объяснить этот феномен?
    3. Чем, на ваш взгляд, отличается миф от науки?
    4. Насколько вы согласны или не согласны с утверждением, что «наука является всего лишь современным высокоинтеллектуальным мифом»? Аргу­ментируйте свою позицию.
    5. Какие общие черты имеются между мифологией и религией?
    6. Какие мировые религии вы знаете? В чем их основные отличия друг от Друга?
    7. Что общего между мировыми религиями? Почему, на ваш взгляд, раз­личные конфессии не объединяются в единую религию?
    8. Какие существуют основания считать, что философия родилась из ми­фологии и религии?
    9. На чем основывается идея, что философия явилась самостоятельной формой мировоззрения, не опирающейся на мифологию и религию?
    Литература
    Литература
    1. Богомолов А.С. Диалектический Логос. М., 1982.
    2. Джеме В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
    3. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого ин­теллекта. М., 1983.
    4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,
    5. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М„ 1994.
    6. Ташор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
    7. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
    8. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М., 1996.

  2. Houstan Ответить

    В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.
    Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Как уже было отмечено выше, философия – это рефлексия, а это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия – это анализ наших представлений о бытии, поэтому чрезвычайно высока степень ее абстракции. Рефлексия – взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение – результат не праздного любопытства не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.
    Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.
    Мифологическое и религиозное мировоззрение – это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
    Философия и религия являются близкими по ряду оснований:
    – Они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.
    – Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.
    – Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).
    И, тем не менее, это различные формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:

  3. dron-n2014 Ответить

    Содержание
    Основные положения мифологии
    Структура
    Функции
    Виды
    Мифология – прародительница философии
    Мифология и философия: сравнительный анализ
    Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

    Основные положения мифологии

    Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

    Структура

    Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:
    Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
    Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
    Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

    Функции

    В литературоведении выделяют 2 функции мифов:
    коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
    познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.
    До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

    Виды

    Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:
    Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
    Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
    Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
    Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
    Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
    Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
    Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
    Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.
    Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

    Мифология – прародительница философии

    У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

    Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.
    Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.
    Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

    Мифология и философия: сравнительный анализ

    Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:
    Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
    Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
    Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
    Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
    Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
    Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
    Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
    Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
    Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.
    Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

  4. aleksandr16 Ответить

    Ключевой термин теории этногенеза Л.Н. Гумилева:
    А) Химера.
    В) Пассионарность.
    С) Харизма.
    D) Пассивность.
    Е) Евразия.
    2
    Наиболее существенным признаком методологической функции философии является:
    A) Исследование единичных форм познания
    B) Систематизация общенаучных методов познания
    C) Исследование всеобщих, универсальных форм теоретического мышления
    D) Обобщение достижений научно-теоретического знания
    E) Классификация конкретно-научных методов познания
    3
    Идеализм в философии означает:
    A) Проекты идеального общества
    B) Уход от действительности
    C) Признание идей, сознания за первичное
    D) Стремление обосновать значения идеалов в жизни
    E) Утверждение существования предметного мира
    3
    По Платону «кажущееся бытие» есть:
    А) Мир чувственных вещей
    В) Мир искусства
    C) Мир идей
    D) Мир религии
    Е) Мир иллюзий человека
    1
    Высказывание «Русские не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путем, что истина есть лишь суждение» характеризует путь постижения истины:
    А) деятельностный
    В) интуитивный
    С) эмпирический
    D) разумный
    Е) чувственный
    2
    Характерная черта философии Просвещения — отсутствие идей …
    А) апокалинтичности
    В)критичности
    C) прогрессизма
    D) веры в человека
    E) свободомыслия
    1
    Жан Бодрийяр определяет это понятие как псевдовещь, замещающую«агонизирующую реальность» постреальностыо посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и изображаемым:
    А) Шизоанализ
    В) Деконструкция
    С) Гипотеза
    D) Психоанализ
    Е) Симулякр
    5
    Как соотносятся философия и мировоззрение:
    A) Философия есть мировоззрение.
    B) Мировоззрение – часть философии.
    C) Философия – часть мировоззрения.
    D) Философия предшествует мировоззрению.
    E) Основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия же вспомогательную.
    3
    Чем отличается философия от мифологии и религии:
    A) Рационально-теоретическим представлением о мире.
    B) Учением о сверхъестественном.
    C) Совокупностью нравственных учений и норм.
    D) Образностью представлений.
    E) Учением об авторитетах.
    1

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *