Чем личность индивид и индивидуальность отличаются друг от друга?

20 ответов на вопрос “Чем личность индивид и индивидуальность отличаются друг от друга?”

  1. JoJorisar Ответить

    Наряду
    с понятием “личность” употребляются
    термины “человек”, “индивид”,
    “индивидуальность”. Содержательно
    эти понятия переплетены между собой.
    Человек – это родовое понятие, указывающее
    на отнесенность существа к высшей
    степени развития живой природы – к
    человеческому роду. В понятии “человек”
    утверждается генетическая предопределенность
    развития собственно человеческих
    признаков и качеств.
    Индивид – это единичный представитель
    вида “homo
    sapiens”
    . Как индивиды люди отличаются друг от
    друга не только морфологическими
    особенностями (такими, как рост, телесная
    конституция и цвет глаз), но и
    психологическими свойствами (способностями,
    темпераментом, эмоциональностью).
    Индивидуальность – это единство
    неповторимых личностных свойств
    конкретного человека. Это своеобразие
    его психофизиологической структуры
    (тип темперамента, физические и психические
    особенности, интеллект, мировоззрение,
    жизненный опыт).
    Соотношение индивидуальности
    и личности определяется тем, что это
    два способа бытия человека, два его
    различных определения. Несовпадение
    же этих понятий проявляется, в частности,
    в том, что существуют два отличающихся
    процесса становления личности и
    индивидуальности. Становление
    личности есть процесс социализации
    человека, который состоит в освоении
    им родовой, общественной сущности. Это
    освоение всегда осуществляется в
    конкретно-исторических обстоятельствах
    жизни человека. Становление личности
    связано с принятием индивидом выработанных
    в обществе социальных функций и ролей,
    социальных норм и правил поведения, с
    формированием умений строить отношения
    с другими людьми. Сформированная личность
    есть субъект свободного, самостоятельного
    и ответственного поведения в социуме.
    Становление индивидуальности
    есть процесс индивидуализации объекта.
    Индивидуализация – это процесс
    самоопределения и обособления личности,
    ее выделенность из сообщества, оформление
    ее отдельности, уникальности и
    неповторимости. Ставшая индивидуальностью
    личность – это самобытный, активно и
    творчески проявивший себя в жизни
    человек. В
    понятиях “личность” и “индивидуальность”
    зафиксированы различные стороны, разные
    измерения духовной сущности человека.
    Суть этого различия хорошо выражена в
    языке. Со словом “личность” обычно
    употребляются такие эпитеты, как
    “сильная”, “энергичная”,
    “независимая”, подчеркивая тем
    самым ее деятельностную представленность
    в глазах других. Об индивидуальности
    говорят “яркая”, “неповторимая”,
    “творческая”, имея в виду качества
    самостоятельной сущности.

    2) Свойства личности и индивидуальности.

    Индивидуальность
    – это своеобразие отдельного человека,
    совокупность только ему принадлежащих
    особенностей. В психологии проблема
    индивидуальности ставится в связи с
    целостной характеристикой отдельного
    человека в многообразии его мыслей,
    чувств, проявлений воли, способностей,
    мотивов, желаний, интересов, привычек,
    настроений, переживаний, качеств
    персептивных процессов, интеллекта,
    склонностей, способностей и других
    особенностей. Вопрос об индивидуальности
    рассматривается с учетом анализа
    темперамента и характера человека,
    поиска оснований для выделения типов
    людей и ставится как проблема соотношения
    в человеке типологических черт и
    индивидуальных различий, поэтому
    индивидуальность описывается как набор
    признаков, присущих данному человеку.
    Предпосылки человеческой индивидуальности
    заложены в анатомо-физиологических
    задатках, которые преобразуются в
    процессе воспитания, имеющего социально
    обусловленный характер, порождая широкую
    вариативность проявлений индивидуальности.
    Только что родившиеся дети, так похожие
    друг на друга, с первых минут своей жизни
    демонстрируют свою индивидуальность
    в поведении и восприятии окружающего
    мира. Пусть это проявляется в реакции
    на приход и уход мамы, особенностях
    подачи самых примитивных сигналов
    окружающим или выражении негативного
    отношения к чему-либо. Ребенок проявляет
    свободную волю, которая приобретает
    все более конкретные формы в ходе его
    развития. По мере взросления индивидуальность
    претерпевает изменения под влиянием
    внешних и внутренних факторов.
    Индивидуальность реализуется как через
    поведение человека в ситуации общения,
    так и через культивирование им различных
    способностей в деятельности.
    Неповторимость психики
    человека определяется органическим
    единством и целостностью процесса
    развития его потребностей и способностей,
    формирующихся в деятельностном общении
    с носителями культуры (в широком смысле
    этого слова).
    Термин «индивидуальность»
    употребляется как синоним слова «индивид»
    для обозначения неповторимой совокупности
    признаков, присущих отдельному организму
    и отличающих данный организм от всех
    других, принадлежащих к тому же виду.
    Индивидуальность,
    таким образом, есть личность в ее
    своеобразии. Когда говорят об
    индивидуальности, то имеют в виду
    оригинальность личности. Обычно словом
    «индивидуальность» определяют какую-либо
    главенствующую особенность личности,
    делающую ее непохожей на окружающих.
    Индивидуален каждый человек,
    индивидуальность одних проявляется
    очень ярко, выпукло, других –
    маловыразительно, малозаметно. Иногда
    пики внешних проявлений оригинальности
    личности приходятся на ранние стадии
    развития человека (от 3 до 5 лет), а затем
    стихают или приобретают скрытый характер.
    Индивидуальность может проявляться в
    интеллектуальной, эмоциональной, волевой
    сфере или сразу во всех сферах психической
    деятельности.
    Оригинальность
    интеллекта, например, состоит в способности
    видеть то, что не замечают другие, в
    особенностях переработки информации,
    т.е. в умении ставить проблемы
    (интеллектуального и морального
    характера) и решать их, в большой
    подвижности эмоций. Особенности воли
    проявляются в силе воли, удивительном
    мужестве, самообладании. Оригинальность
    может состоять в своеобразном сочетании
    свойств конкретного человека, придающем
    особый колорит его поведению или
    деятельности.
    Значительную роль в современном
    процессе развития индивидуальности
    личности играют средства массовой
    информации. Телевизионные программы и
    передачи например побуждают личность
    к несколько одностороннему,
    стандартизированному развитию. Яркие
    образы восприятия угнетают такие функции
    мышления, как анализ и самоанализ. Часто
    акценты в предоставляемых телевидением
    программах уже расставлены и как бы
    подталкивают зрителя к определенным
    выводам. Особенно это опасно для
    развивающейся личности, которая только
    начинает свой процесс социализации и
    часто принимает любую авторитетно
    заявленную теорию за истину.
    Индивидуальность характеризует
    личность конкретнее, детальнее и тем
    самым полнее. Она является постоянным
    объектом исследования при изучении как
    психологии личности, так и других
    направлений психологии.
    Одним из важнейших,
    определяющих свойств индивидуальности
    является способность, выражающаяся в
    степени качества выполнения той или
    иной деятельности. Способности – это
    такие индивидуально-психологические
    особенности, которые имеют отношение
    к успешности выполнения одной или
    нескольких деятельностей. Основой для
    развития способностей могут быть
    всевозможные комбинации общих и
    специальных индивидуально-психологических
    качеств. Среди самых распространенных
    можно назвать такие способности, как
    трудоспособность, выносливость и т.д.
    Э.А. Голубева выяснила, что сочетание
    природных предпосылок социальных
    способностей составляет сложные
    системокомплексы. Так, например, при
    развитых лингвистических способностях
    люди отличаются пассивностью, преобладанием
    зрительной памяти над всем другим,
    развитыми второсигнальными функциями.
    Люди с коммуникативными склонностями
    запоминают информацию большей частью
    на слух, в качестве общих характеристик
    у них наблюдается подвижность психики
    и нервной системы. При способностях к
    музыкальному самовыражению на первый
    план выходят лабильность нервной системы
    в разных возрастах, большая восприимчивость
    и чувствительность, а также преобладание
    непроизвольного уровня регуляции.
    Способности
    – это те особенности психологии человека,
    которые определяют продуктивность
    получения различных навыков и умений,
    но наличие способности к чему-то не
    означает изначального обладания уже
    заложенными умениями и навыками.
    Способности человека выступают только
    тенденцией к более легкому освоению
    тех или иных знаний. Так же, как засеянное
    поле является лишь возможностью по
    отношению к будущему урожаю, который
    может вырасти из семян, но лишь при
    благоприятных условиях, способности
    человека являются лишь возможностью
    для приобретения знаний и умений.
    В том случае, когда
    определенный набор свойств личности
    совпадает с требуемыми в данной сфере
    труда, а освоение профессии происходило
    достаточно легко и в установленные
    сроки, есть смысл говорить о наличии у
    данного человека способностей к этой
    конкретной деятельности. Поскольку
    человек отличается от другого как раз
    своими способностями, этот набор качеств
    можно назвать индивидуально-психологическими
    особенностями. Система способностей,
    присущих человеку, включает в себя
    качества основные (свойства, непосредственно
    относящиеся к преобладающей деятельности
    (музыкальный слух певца или зрительная
    память художника)) и дополнительные
    (свойства, не имеющие прямого отношения
    к выполняемой основной деятельности,
    но помогающие справляться со своими
    обязанностями достаточно качественно
    (хороший глазомер у строителя или
    выносливость у водителя-дальнобойщика)).
    Но и ведущие, и вспомогательные компоненты
    образуют единство, обеспечивающее
    качественный уровень обучения и
    воспитания, и вместе с тем определяют
    особенные способы и методы, связанные
    с личными качествами педагога.
    К числу общих качеств
    личности, которые в условиях конкретной
    деятельности могут выступать как
    способности, относятся
    индивидуально-психологические
    характеристики, определяющие принадлежность
    индивида к одному из трех типов людей.
    И.П. Павлов классифицирует их как
    «художественный», «мыслительный» и
    «средний» типы. Эта типология образована
    в процессе учения о том, что высшая
    нервная деятельность определяется
    существованием в ней двух сигнальных
    систем: образной и эмоциональной;
    сигнализации образов посредством слова
    – сигнала сигналов.
    Художественный
    тип характеризуется преобладанием
    сигналов первой сигнальной системы,
    мыслительный – относительным преобладанием
    сигнала сигналов, средний тип людей –
    равным наличием обеих сигнальных систем.
    Например, художественному
    типу присуща красочность образов,
    формируемых непосредственным воздействием
    реального впечатления, переживаний,
    эмоций. Мыслительному типу – абстрактное
    восприятие и построение логических
    систем, теоретизирование. Но в то же
    время наличие у человека например
    художественных способностей вовсе не
    означает, что он должен стать или станет
    в дальнейшем выдающимся или даже
    посредственным художником. Просто
    представителю этого типа легче, чем
    другому, освоиться в деятельности,
    требующей впечатлительности, эмоционального
    отношения к событиям, образности и
    живости фантазии. Поэтому часто существуют
    стереотипы представлений о той или иной
    профессии, которые в реальной жизни
    очень часто подтверждаются. Способности
    мыслительного типа дают возможности
    для наиболее благоприятного развития
    деятельности, связанной с оперированием
    абстрактным материалом, понятиями,
    математическими выражениями и др.
    Применение своим способностям
    представители этого типа могут найти
    в таких предметах, как математика,
    философия, физика, языкознание и т.д.
    Здесь должны пригодиться перечисленные
    качества для овладения основами этих
    наук, а возможно, и для достижения
    некоторых высот в них.
    В заключение надо
    сказать, что присутствие у человека
    ярко выраженных предпосылок конкретного
    типа не означает его полной бездарности
    в других областях. Можно говорить лишь
    об относительном преобладании одних
    компонентов психики над другими. Но при
    этом все же вторая сигнальная система
    абсолютно преобладает над первой,
    поскольку языковые и мыслительные
    свойства имеют решающее значении в
    профессиональной деятельности, а
    творческое отражение мира опосредуется
    мыслями, выраженными словесно. Областью
    преобладания первой сигнальной системы
    можно назвать эмоциональные образные
    реакции, переживаемые человеком во сне,
    здесь осознанные процессы мышления
    теряют свою силу.
    (Индивидуальность
    как свойство личности. Сущность
    индивидуальности связана с самобытностью
    индивида, со способностью его быть самим
    собой, выступать самостоятельным
    существом в рамках другого целого.
    Индивидуальность человека состоит: в
    том, что каждый индивид неповторим, но,
    особенно в том, что каждый индивид – это
    отдельный самобытный субъект, который,
    будучи включен в окружающий его мир, в
    ту или иную социальную структуру,
    сохраняет свою относительную
    самостоятельность. Индивидуальная
    самобытность проявляется во всех
    признаках индивидуальности. Но истинный
    смысл индивидуальной неповторимости
    связан не столько с внешним обликом
    индивида, сколько со способом бытия в
    качестве самостоятельного субъекта
    деятельности. Индивидуальность можно
    определить как особую форму бытия
    человека в обществе. Целесообразно
    сопоставить понятие индивидуальности
    с понятием личности, так как индивидуальность
    существует не наряду с личностью, а как
    одно из её свойств. Понятие личности
    фиксирует социально значимые черты
    человека, свойственные ему как отдельному
    индивиду. Но если сущность личности
    есть персонификация общественных
    отношений, то конкретная личность может
    выразить свою общественную сущность в
    форме индивидуальности. В качестве
    индивидуальности личность создает свой
    собственный образ, является «автором»
    своих поступков. «Если личность –
    «вершина» всей структуры человеческих
    свойств, то индивидуальность – это
    «глубина» личности и субъекта деятельности»Личность,
    взятая вне связи с индивидуальностью,
    вне её собственного способа бытия, есть,
    конечно, абстракция и реально не
    существует. Если человеческий индивид
    не может стать личностью, не усвоив
    своей социальной сущности, то личность
    не может обрести свое самостоятельное
    бытие, не став индивидуальностью. Таким
    образом, личность социальна по своей
    сущности, но индивидуальна по способу
    своего существования. Она представляет
    собой единство социального и
    индивидуального, сущности и существования.
    Личность и индивидуальность не только
    взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают
    друг друга. Формирование личностных
    качеств человека находится в тесной
    связи с его индивидуальным самосознанием.
    Поведение конкретного человека, его
    отношение к своим социальным ролям и
    функциям зависят от его индивидуального
    сознания, уровня его развития, индивидуальны
    особенностей. Таким образом, индивидуальность
    не только связана с личностью, но и
    образует её существенную черту, а потому
    должна органически войти в определение
    самого понятия личности. Понятие
    индивидуальности не совпадает целиком
    с понятием личности. Если понятие
    личности характеризует человека со
    стороны его социальной обусловленности,
    его социального содержания, указывая
    на его социальные позиции и ориентации,
    то понятие индивидуальность раскрывает
    форму, способ его бытия. Природные
    особенности индивида сами по себе не
    формируют индивидуальности. Человеческий
    индивид становится индивидуальностью
    по мере того, как перестает быть только
    «единицей», «экземпляром» рода и
    приобретает относительную самостоятельность
    своего бытия. Индивидуальность – это
    особое сформировавшиеся качество
    конкретного человека, взятого в единстве
    его природных и социальных свойств, его
    сознания и деятельности. Так
    «индивидуальность по-разному проявляется
    в предметном мире, органической природе
    и человеческом обществе, соответственно
    можно выделить три её формы: предметная,
    биологическая и социальная». Сущностное
    определение индивидуальности состоит
    в том, что она отражает самобытность
    конкретного индивида. Понятие личности
    характеризует человека со стороны его
    социального содержания, то понятие
    индивидуальность раскрывает форму,
    способ его бытия. Понятие индивидуальности
    неразрывно связано с процессом
    индивидуализации человека, с формированием
    и развитием своей самобытности и
    уникальности. В целом индивидуальность
    личности понимается как совокупность
    смысловых отношений и установок человека
    в мире, которые присваиваются в ходе
    жизни в обществе, обеспечивают ориентировку
    в иерархии ценностей и овладение
    поведением в ситуации борьбы мотивов;
    воплощаются через деятельность и общение
    в продуктах культуры, в других людях, в
    самом себе. Индивидуальность — это
    своеобразие конкретно взятого человека,
    совокупность лично ему принадлежащих
    особенностей и стилей. В психологии
    проблема индивидуальности ставится в
    связи с целостной характеристикой
    отдельного взятого человека в
    многообразности его мыслей, чувств,
    проявлений силы воли, способностей и
    талантов, мотивов, потребностей,
    интересов, привычек, переживаний, качеств
    персептивных процессов, интеллектуального
    уровня, склонностей и других различных
    особенностей. Проблема индивидуальности
    рассматривается с учетом анализа
    темперамента и характера человека,
    поиска оснований для выделения типов
    людей и ставится как проблема соотношения
    в человеке типологических черт и
    индивидуальных различий, поэтому
    индивидуальность описывается как набор
    признаков, присущих данному человеку.
    Предпосылки человеческой индивидуальности
    заложены в анатомо-физиологических
    задатках, которые преобразуются в
    процессе воспитания, имеющего социально
    обусловленный характер, порождая широкую
    вариативность проявлений индивидуальности.
    Индивидуальность реализуется как через
    поведение человека в ситуации общения,
    так и через культивирование им различных
    способностей в деятельности. Неповторимость
    человеческой психики определяется
    органическим единством и целостностью
    процесса развития его потребностей и
    способностей, формирующихся в
    деятельностном общении с носителями
    культуры (в широком смысле этого слова).
    Термин «индивидуальность» употребляется
    как синоним слова «индивид» для
    обозначения неповторимости определенных
    признаков, присущих конкретному человеку
    и отличающих данного человека от всех
    иных, принадлежащих к тому же виду. Как
    правило словом «индивидуальность»
    определяют какую – либо главную особенность
    личности человека, делающую ее непохожей
    на окружающих. Индивидуален каждый
    человек, индивидуальность одних
    проявляется очень ярко, выпукло, других
    — маловыразительно, малозаметно.
    Индивидуальность может проявляться в
    интеллектуальной, эмоциональной, волевой
    сфере или сразу во всех сферах психической
    деятельности. Оригинальность интеллекта
    например состоит в способности видеть
    то, чего не замечают другие, в особенностях
    переработки информации, т. е. в умении
    ставить проблемы (интеллектуального и
    морального характера решать их, в большой
    подвижности эмоций. Особенности воли
    проявляются в ее силе, удивительном
    мужестве, самообладании. Индивидуальность
    определяет личность конкретнее, детальнее
    и тем самым более полнее. Она является
    постоянным объектом исследования как
    при детальном изучении психологии
    личности, так и других направлениях
    психологии.)

  2. MaRFiX_WoLF Ответить

    Вильям Джеймс – личностное я, которое соединяет в себе я сознающее и я, как объект (свои мысли, переживания, представления о себе, всё, что мы относим к своему).
    O Карл Роджерс – представление о наших характеристиках и способностях; представление о возможности взаимодействия с другими людьми и с миром, ценностные представления (базовые ориентиры), представления о целях и идеях, которые могут иметь положительные или отрицательные направленности.
    Я-концепция может делиться относительно времени:
    O Я в прошлом
    O Я в настоящем
    O Яв будущем
    Я-концепция формируется при накоплении опыта, решении жизненных задач и при оценивании результатов.
    Источники Я-концепции:
    O Сравнивание себя с другими.
    O Свидетельство восприятия с другими.
    O Оценка результатов деятельности
    O Переживания внутренних состояний.
    Функции Я-концепции:
    O Обрабатывает и структурирует поступающую информацию о нас
    O Регуляторная (Я-концепция регулирует наше поведение, отношение с людьми и деятельность).
    O Защитная (защищае свою независимость, стабильность)
    O Компенсаторная.
    O Направляющая
    Отношение других к нам формирует отношение к себе, а отношение к себе формирует наше отношение к другим людям.
    «Я-концепция» включает в себя три компонента:
    1. когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание);
    2. эмоциональный – самоуважение, самолюбие, самоуничижение и т. п.;
    3. оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку.
    Составляющими «Я-концепции» являются:
    · реальное «Я» – представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент;
    · идеальное «Я» – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы;
    · динамическое «Я» – то, каким субъект намерен стать;
    · фантастическое «Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным;
    · представляемое «Я» – маска, скрывающая «подлинные переживания» человека.
    Самооценка – это ядро Я-концепции.
    В.Джеймс: самооценка зависит от того, кем мы хотели бы быть и кем мы являемся.
    СО = уровень достижений/уровень притязаний (должен быть адекватный)
    Самооценка бывает:
    O Адекватная (критическое отношение к себе, соотношение своих возможностей с задачами разной трудности и с требованиями окружающих).
    O Неадекватная (завышенная/заниженная).
    Самооценка личности.
    Самооценка — это ценность, которая приписывается индивидом самому себе или отдельным своим качествам и эмоционально переживается им. Основные критерии оценивания задаются системой личностных смыслов. Главные функции, выполняемые самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих людей и достижения индивида. Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.
    В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.
    Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.
    Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.
    Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих.
    Надо отметить, что требования, предъявляемые к ребенку или подростку извне, если они расходятся с требованиями его к себе, не способны оказать на него должное воздействие. Возможность поступать независимо или вопреки оценкам окружающих связана с устойчивостью личности. Если расхождение между оценкой или самооценкой носит длительный характер (особенно в тех случаях, когда оценка является адекватной), последняя либо перестраивается вслед за оценкой, либо возникает острый конфликт, приводящий к серьезному кризису.

  3. Nalmehelm Ответить

    Учитывая данные определения, можно заключить, что человек смертен лишь частично: он смертен как индивид и индивидуальность, личностное проявление человека может преодолевать временные границы его жизни как индивида. И чем более развита, чем ярче и оригинальнее проявляется личностная компонента человека, тем менее привязана она к границам существования человека как индивида. Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как индивид жил в период с 17 декабря 1770-го по 26 марта 1827-го года. О его индивидуальности можно прочитать в биографических справках. Но как личность Бетховен жив! Он жив в тех симфониях и сонатах, трио и квартетах, концертах и увертюрах, которые на протяжении многих поколений изучаются, исполняются и слушаются миллиардами людей во всем мире. И каждый раз, когда звучит его музыка, «оживает» личностная сторона Бетховена.
    Среди всех ролей, выполняемых личностями, обычновыделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимости от этого различают следующие социальные типы личности:
    1) деятели;
    2) мыслители;
    3) люди чувств и эмоций;
    4) гуманисты и подвижники.
    Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.
    Второй тип составляют мыслители. Их мысли – о судьбах мира, их цели – спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Таких людей обычно принимали посланцами богов. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и др. Бытие некоторых из них, на первый взгляд, парадоксально — о судьбах людей они размышляли вдали от них. На самом деле это вполне объяснимо. Чтобы понять глубинный смысл человеческого бытия, надо уйти от «поверхности» повседневности, от временного «суетного» мира и, таким образом, приобщившись к вечности, найти в ней ответы на животрепещущие вопросы современности.
    Люди чувств и эмоций – творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами». Такие люди, как А. Блок, А. Белый, В. Хлебников и др., бывают непризнанными пророками в своем Отечестве, в разное время интуитивно предвидевшие события, отметившие собою века.
    К четвертому типу, гуманистов и подвижников относятся люди, о которых можно сказать что они чужую боль воспринимают как свою, личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной принадлежности. Они не изучали этики сострадания, они ее почувствовали своим сердцем. Это известная всему миру Мать Тереза, Альберт Швейцер – философ, теолог, органист, музыковед, врач, основавший на собственные средства в Ламбарене (Габон) медицинский центр и посвятивший духовному и телесному исцелению людей всю жизнь.
    Ценности личности
    Ценность – это понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений. Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.
    Существуют различные критерии классификации ценностей:
    · в зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные;
    · по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные;
    · по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями. Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия. Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.
    В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе. Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями. Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.
    Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
    · поддерживают порядок, равновесие в обществе;
    · подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;
    · помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
    Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные (профессиональные) нормы и нормы права.
    Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
    Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
    Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
    Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами, имеют общеобязательный характер, формально определены (четко сформулированы в письменной форме), регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще) и подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
    Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей. Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей. Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения.
    Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.
    Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
    Выделяются две основные жизненные позиции:
    · пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;
    · активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
    В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
    · авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
    · групповая конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
    · общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению», такое поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств).
    Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
    · активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение группе;
    · подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
    · игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
    · непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.
    Смысл жизни человека
    Вопрос о смысле жизни– это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни. Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Не случайно поэтому передовые умы человечества так по-разному понимают его: смысл– в борьбе (В. Белинский, П. Бомарше), в действии, в движении (Ж.-Ж. Руссо), в совершенствовании себя и общества (И. Г. Фихте), в служении обществу (Н. С. Лесков), в обогащении человечества знаниями (Д. Дидро).
    Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:
    · смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;
    · смысл жизни выносится за пределы самой жизни;
    · смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;
    · не существует смысла жизни.
    В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. А поэтому человек не переделывает мир, и уж тем более не творит его сам, а действует лишь сопричастно Божьему творчеству, самосовершенствуясь и совершенствуя мир. Смысл человеческой жизни– в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (B.C. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти, он не может быть создан, ибо создать можно лишь субъективный смысл, не считаясь с жизненными обстоятельствами, и потому смысл и должно, и можно найти. В этом человеку поможет совесть. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна, сама жизнь. На основе ситуативного смысла человек намечает и решает ситуативные задачи каждого дня или даже часа. Существует также смысл истории и сверхсмысл бытия Вселенной.
    Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости. Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели. Многие люди живут во имя собственного будущего. Как замечает мудрец: «Много людей живет, не живя, но только собираясь жить». А из глубин веков ему «отвечает» Сенека: «Пока мы откладываем жизнь, она проходит».
    С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. Из уст современного молодого человека можно услышать, что смысл его жизни состоит в удовольствиях, радости, счастье. Но удовольствие является лишь следствием наших стремлений, а не его целью. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий, поскольку действия двух человек, один из которых потратил деньги на чревоугодие, а другой на благотворительность, были бы равноценными, так как следствием того и другого является удовольствие.
    Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
    Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
    · смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
    · смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л.Н. Толстой);
    · смысл жизни в достижении некого идеала человека;
    · смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
    Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно с достоинством и чувством исполненного долга.
    Смерть и бессмертие
    Есть две наиболее общие полярные точки зрения на смерть:
    1. смерть как отрицание будущего, следовательно, обесценивание прошлого, поскольку в таком случае оно как подготовка настоящего и будущего не имеет смысла. Отсюда делается вывод: бери от настоящего все, что можно взять.
    2. смерть как переход прошлого в вечность. Жить, по мнению Франкла, значит творить для вечности. Осознавая это, человек должен максимально использовать все свои способности и время, чтобы внести свой посильный вклад в историю, обогатив тем самым будущее. Следовательно, смерть, как и жизнь, имеет смысл.
    Как писал А. Шопенгауэр, люди, возможно, даже не стали бы философствовать, если бы не было смерти. Смерть, следовательно, выступает как «вдохновительница» философии.Только факт смерти ставит вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т. е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Значит жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть. Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.
    Философский смысл смерти состоит еще и в том, что она есть момент обновления, прежде всего органического мира, а затем и всего мира. Не было бы смерти, человек бы не думал о вечности, не «примерял» бы себя к ней, надеясь на собственное бессмертие. Не было бы смерти, не было бы и бессмертия, которое обязано ей своим существованием. Бессмертие есть отрицание смерти, тогда как смерть является отрицанием жизни. Следовательно, бессмертие есть двойное отрицание или отрицание отрицания. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.
    Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о «вознаграждении», поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он борется, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.
    Смерть – это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов,человек вообще никогда не появился бы.
    Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует, несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.
    Смерть имеет и нравственно-философский смысл. Осознание бренности своей жизни заставляет человека найти или придать ей смысл. Обреченность человека на смерть может стать стимулом делать добро людям, чтобы оставить о себе светлую память потомков, «подстегнуть» человека закончить начатое дело, особенно если оно – проявление художественного или философского творчества, а значит, реализовать замысел автора не сможет никто другой, кроме него самого.
    Идея бессмертия, как известно, возникла почти одновременно со страхом смерти, как реакция на него. Но решающим в возникновении этой идеи был, вероятно, даже не страх, а острое чувство трагического сиротства, которое испытывала семья покойного, социальная группа или общество в результате ухода из жизни человека, чья жизнь была подвигом служения людям, либо вообще оставила значительный культурно-исторический след в их социальном бытии.
    Бессмертие – это чисто человеческий феномен, так как животные не знают о конечности своего существования, поэтому не думают о бессмертии, живут только сегодняшним днем. Человек же, живя настоящим, устремляет себя в будущее, вынося результаты своей деятельности за пределы настоящего. Однако и человек не всегда анализирует прошлое, не всегда опирается на него. И тогда рвется связь времен, без которой сама идея бессмертия становится бессмысленной.
    Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов.
    Существуют различные концепции бессмертия: биологическая, ге-ронтологическая, психологическая, религиозная, философская и т. д. Остановимся на некоторых из них.
    1) Многие понимают бессмертие геронтологически как продление жизни. Однако бессмертие определяется не количеством прожитых лет, не экстенсивностью жизни, а ее качеством, интенсивностью, значимостью для человека и общества. Биологически, генетически бессмертие понимается как наследование в генах потомства: детей, внуков, правнуков и т. д. Этот вид бессмертия свойствен большинству людей, о нем А. Франс сказал: «Жизнь коротка, но человек вновь переживает ее в своих детях». Вместе с передачей анатомо-физиологических признаков люди передают своим потомкам и свои способности в виде задатков, которые развиваются в способности при благоприятных условиях.
    2) Следующий вид бессмертиямумификация тела в гробницах египетских фараонов, в мавзолеях государственных деятелей. Практика бальзамирования тел (В.И. Ленин, Мао-Цзэдун и др.), а также создание криогенных установок для глубокого замораживания тел сулят людям возможности увековечивания памяти о дорогих их сердцу людях.
    3) Третий вид бессмертия – это космизация тела и души умершего, вхождение их в так называемое космическое «тело», распад в нем на отдельные частицы, включенные в вечный круговорот материи. Верящие в это люди питают надежду, что когда-либо эти разрозненные частицы скомбинируются так же, как были в его теле, что приведет к его реальному телесному возрождению.
    4) Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Создание выдающегося произведения литературы или искусства, научные открытия, проявления полководческого таланта в военном сражении, определившем победу в войне, государственная мудрость политика, непревзойденный никем спортивный рекорд, незаурядное исполнительское искусство остаются навечно в памяти народной, социально наследуясь в сменяющихся поколениях.
    5) Пятый путь в бессмертие – изменение состояния сознания в процессе и результате эзотерических (тайных, скрытых) действий, погружения в свое внутреннее пространство души и «прорыв» в прошлое и будущее.
    В заключение хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, человек бессмертен и вечен как духовное существо. А его бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность.
    Тесты для самоконтроля к главе 12
    1. Раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека.
    а) философская герменевтика;
    б) философская антропология;
    в) социальная философия;
    г) диалектическая философия.
    2. Кто из классиков философской антропологии считал, что сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни»?
    а) Макс Шелер;
    б) Арнольд Гелен;
    в) Гельмут Плеснер;
    г) Эрих Фромм.
    3. Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации:
    а) индивид;
    б) индивидуальность;
    в) личность;
    г) человек.
    4. Единичный представитель вида homo sapiens, биологиче­ский организм, носитель общих наследственных свойств биологи­ческого вида:
    а) индивид;
    б) индивидуальность;
    в) личность;
    г) человек.
    5. Совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества:
    а) индивид;
    б) индивидуальность;
    в) личность;
    г) лидер.
    6. Понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений:
    а) ценность;
    б) важность;
    в) авторитетность;
    г) существенность.
    7. В зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на:
    а) положительные и отрицательные;
    б) материальные и духовные;
    в) ценности-цели и ценности-средства;
    г) все вышеперечисленные.
    8. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:
    а) стоит ли рождаться?
    б) стоит ли жить?
    в) стоит ли взрослеть?
    г) стоит ли умирать?
    9. В чем усматривал смысл жизни В. Белинский и П. Бомарше?
    а) в борьбе;
    б) в действии, в движении;
    в) в служении обществу;
    г) в обогащении человечества знаниями.
    10. В чем усматривал смысл жизни Д. Дидро?
    а) в борьбе;
    б) в действии, в движении;
    в) в служении обществу;
    г) в обогащении человечества знаниями.

  4. BJIacTeJIuH Ответить

    Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения. Личностные отличия особенно заметны у однояйцевых близнецов, выросших вдали друг от друга.
    Свойства личности:
    социализация – личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу;
    зрелость – личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики;
    самосознание – личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого;
    направленность – настоящая личность, как алмаз, имеет множество граней и социальных ролей;
    привилегированность – чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.
    Еще одно важное качество личности, отличное от индивида – необходимость признания обществом. Например, в племенах индейцев имя человеку давали только тогда, когда он совершал некое важное деяние.
    Основной мотив, определяющий деятельность индивида – это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

  5. BupTyo3 Ответить

    Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
    Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
    Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
    В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.
    Личность – это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

  6. Agamatus Ответить

    Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.
    Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
    Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens». Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях жизни. Индивид как целостность- это продукт биологической эволюции, в ходе которого происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но так же и их интеграции, их взаимного «слаживания». Индивид- это прежде всего генотипическое образование. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
    Слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном, как об индивиде, об индивидуальных особенностей (возбудимое, спокойное, агрессивное животное или новорожденный).
    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
    В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

  7. Играющая с огнём Ответить

    ТЕМА 6. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
    Лекция 6. Понятие личности
    Основные понятия:
    Индивид; личность; индивидуальность; психодинамический подход; когнитивно-поведенческий подход; экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход; феноменология; отношение; статус в обществе; установка; социальность; уникальность; трансцендентность; целостность; субъективность; активность; нравственность.
    Соотношение понятий «индивид, личность и индивидуальность»
    Слово «личность» – в английском языке «personality» – происходит от латинского «persona». Первоначально это слово означало маску, которую надевал актер в древнегреческом театре. По сути, данный термин изначально указывал на роль в театральном действии, т.е. в понятие «личность» вкладывался внешний, поверхностный социальный образ, подобный тому, что демонстрирует человек, играя определенные социальные роли.
    Есть аналог этого слова и в русском языке – «личина», что также обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Подобная трактовка понятия «личность», на сегодняшний день, считается весьма упрощенной. Однако она по-прежнему распространена среди непрофессионалов: большинство людей оценивает личность по критерию внешней привлекательности: обаянию, манерам, умению вести себя в обществе, т.е. в обыденной психологии имеет место отождествление личности с тем впечатлением, которое человек производит на окружающих.
    Научный подход к личности отличается от житейского. Более того, в настоящее время проблемой личности занимается ряд наук: философия, социология, история, медицина, правоведение, педагогика и, конечно же, психология. И каждая из названных наук имеет свой подход к личности, свое понимание с учетом исследовательских целей и задач. Например, опытный врач любой специальности достигает высокой эффективности лечения не только благодаря точной диагностике заболевания и установления его причины, но и благодаря тому, что при взаимодействии с больным учитывает его состояние и особенности личности.
    Как определяется личность с позиций научной психологии? Какие возможности в плане самопознания и самосовершенствования личности открывает психолого-педагогический подход, т.е. объединение двух важных традиций в изучении личности? На эти вопросы вы найдете ответ в данном разделе.
    Разграничение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»
    Для осуществления научного подхода к личности следует четко разграничить понятия, которые будут использоваться в дальнейшем: индивид, личность и индивидуальность.Об индивидеговорят, когда рассматривают человека как представителя вида homo sapiens. Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими, т.е. образуют фенотип. Фенотип – это продукт взаимодействия генотипа и среды. Как индивиды, люди отличаются друг от друга морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы и др.

  8. Daitaur Ответить

    Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
    Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
    Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

  9. Zargas Ответить

    Задания на различение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» нередко вызывают затруднения, поскольку их научная трактовка, приведенная в учебниках, подчас приходит в противоречие с употреблением этих терминов в обыденной жизни. Так, слова «индивидуальность» и «личность» используются на житейском уровне как синонимы.
    При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на то, что термин «индивид» подчеркивает и обозначает типичные признаки. «Индивид» чаще всего рассматривается как представитель человеческого рода, обладающий биологическими родовыми признаками («один из рода человеческого, выделившегося из природы»). Реже термин «индивид» употребляется для обозначения типичных признаков определенной социальной группы (один из людей, один из родившихся в рабочей семье, один из сангвиников и т. п.).
    «Индивидуальность» выступает как носитель специфических характеристик, как природных, биологических, психических, так и общественных, не повторяющихся ни в ком другом. Это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других.
    Наконец, «личность» понимается как устойчивая система исключительно социально значимых характеристик человека – члена общества. Эти характеристики могут быть типичными и специфическими, но главное в них – общественная значимость, обусловленность социальными взаимодействиями. Поэтому, например, в задании «Личность – это…» несостоятелен выбор варианта ответа «всякий человеческий индивид». Вне общества не существует человека как личности. Дети-«маугли», с младенческого возраста растущие вне человеческого общества, не имеют личностных характеристик, хотя и обладают всеми характеристиками человеческого индивида. Человек выступает как личность только тогда, когда он достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта общественных отношений.
    Является ли новорожденный человек личностью? – спрашивалось в одном из заданий экзамена. Если давался утвердительный ответ, значит, само понятие «личность» было истолковано неверно. Новорожденного человека правильно назвать индивидом (он один из человеческого рода) и индивидуальностью (он имеет только ему присущие признаки: рост, вес, цвет глаз, группу крови, природные задатки и т. п.), но личностью он не является, так как не испытал еще на себе влияния общества и не осознал себя в нем.

  10. NEHEDI Ответить

    человек индивид личность
    В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные – рост, цвет глаз, строение тела, и социальные – интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. Индивид – это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятие «индивид» и «личность» противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек – индивид.
    С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
    С индивидом их объединяет то, что их основа в своей сути является биологической, природной. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Прежде всего, индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, представителям одной и той же социальной группы, тем не менее, для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других.
    Например, один человек воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой – с усмешкой, а третий – со скепсисом.
    Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.
    Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

  11. MiFix Ответить

    § Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности).
    § Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут).
    Наивысшей формой интеграции индивидных свойств являются темперамент и задатки.
    Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.
    Биологические особенности человека состоят именно в том, что у него нет унаследованных инстинктивных форм деятельности и поведения. Этому подтверждение – очень малый относительно взрослого вес головного мозга новорожденного, его беспомощность и длительный период детства. Индивидные свойства выражают тенденцию человека как “элемента” в развивающейся системе общества к сохранению, обеспечивая широкую адаптивность человеческой популяции.
    Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.
    2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
    § Первый, наиболее очевидный смысл – несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
    § Второй – социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
    На определенном этапе развития личности взаимоотношения между личностью и порождающим ее основанием (деятельность в обществе) изменяется. Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности; но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее дальнейшее развитие.
    Движущая сила развития личности – противоречия, рождающиеся в процессе деятельности. Преобразуя деятельность, развертывающуюся по тому или иному социальному сценарию, выбирая различные социальные позиции в ходе жизненного пути, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности, становясь все более активным творцом общественного процесса. То есть личность преобразуется из объекта общественного развития в субъект этого процесса; происходит переход от режима потребления, усвоения культуры к режиму созидания и творчества.
    Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность – это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность – это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей. Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано.
    Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:
    § Личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
    § Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
    § Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору;
    § Личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
    При изучении личности как субъекта деятельности выделяют два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) – осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) – преобразование других.
    Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер)
    § Сдвиг мотива на цель. Человек выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности (мотив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положительными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив.
    § Механизм идентификации, 2 стадии: Первая стадия – подражание авторитету; вторая – дезактуализация образца – авторитет теряет субъективную значимость – это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем (Фиксация на образце – не норма).
    § Принятие и освоение социальных ролей, 2 стадии: Первая – принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. Социальная позиция способствует формированию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей деятельности. В норме должна быть вторая стадия – выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль – фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.
    3. Индивидуальность(от лат. individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.
    «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов)

  12. Hugisius Ответить

    Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.
    Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
    Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
    Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
    Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
    Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
    Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
    В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.

  13. Landardin Ответить

    Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.
    Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.
    Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
    По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность –это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
    Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид»,«индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.
    Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
    Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *