Чем отличается академия от университета и института?

17 ответов на вопрос “Чем отличается академия от университета и института?”

  1. Crank2004 Ответить

    Современная российская система образования представлена тремя видами высших учебных заведений: академия, университет и институт. По окончании школы абитуриенты становятся перед важным выбором и здесь главное – правильно понимать, чем отличается один вид от другого. Об отличиях университета и института мы уже рассказывали. Сегодня поговорим о разнице между академией и университетом.

    В обществе бытует мнение, что статус учебного заведения напрямую влияет на престиж получаемого диплома и, следовательно, на востребованность выпускника работодателями. По этой причине создается официальный рейтинг ВУЗов. Однако с точки зрения получения определенной профессии никакого статуса не существует. Каждое из высших учебных заведений, прошедших аккредитацию, предоставляет достаточный уровень знаний, необходимых для овладения специальностью и последующей работы.
    Название «университет» происходит от латинского «универсальный», что в полной мере отражает специфику учебного заведения. Университеты охватывают широкий круг специальностей, а потому являются «всеобъемлющим» учебным заведением. Первые университеты появились во Франции и Австрии, а впоследствии распространились по всему миру. Университет проводит обучение в двух областях: первое высшее профессиональное образование и второе дополнительное образование. Образовательная программа объединяет большой спектр направлений. Кроме того, в университетах осуществляется повышение квалификации работников и переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием.
    Отличительная черта университетов – разнообразие факультетов. Одно учебное заведение может выпускать специалистов гуманитарных и технических областей. В зависимости от сроков обучения, университет может выпускать бакалавров, младших и старших специалистов, магистров, аспирантов.
    Считается, что первые академии появились еще в античной Греции. Такие высшие учебные заведения готовят специалистов в одной конкретной отрасли искусства или науки. В большинстве случаев определяющая область отражена в самом названии ВУЗа, например, Академия экономики и права или Российская академия художеств. В этом заключается ключевое отличие академии от университета. В остальном заведения схожи. Так, в академии тоже осуществляется обучение в областях первого высшего профессионального образования и дополнительного послевузовского образования. Нередки случаи, когда университеты существуют при академиях.

    С юридической точки зрения, университеты и академии должны отвечать определенным требованиям, прописанным в Федеральном законе. При несоответствии установленным критериям учебное заведение может быть понижено в статусе либо полностью лишено права на осуществление образовательной деятельности. Специальная оценка проводится государственными органами ежегодно. Так, согласно закону, статус университета может получить только учебное заведение, в котором разработаны программы обучения по семи большим группам специальностей. Для академий подобного правила не существует, а, следовательно, университет имеет более высокий статус.
    Требования предъявляются и к преподавательскому составу ВУЗа. Если в академии более 55% педагогов должны иметь научные звания и степени, то в университете их должно быть не менее 60%. Кроме того, на каждые 100 студентов академии должно приходиться 2 аспиранта, в университете их должно быть уже не менее 4.
    Выводы:
    Академии появились в Древней Греции, университеты – в средневековой Европе.
    Университеты обучают по семи и более большим группам специальностей. Академии, как правило, направлены на конкретную профессиональную область.
    В университетах осуществляется повышение квалификации работников и переподготовка специалистов с уже имеющимся высшим образованием.
    Законодательно университет имеет более высокий статус и отвечает большему числу требований.
    Преподавательский состав академии должен состоять из педагогов с научными степенями и званиями на 55%, университета – на 60%.
    На каждые 100 студентов в академии приходится 2 аспиранта, в университете – 4.

  2. geltui Ответить

    Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.
    Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка “установленного образца”.

    Институт

    Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.
    Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

    Университет

    Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.
    Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

    Академия

    Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.
    Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.
    Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

    Чем академия отличается от университета и института

    Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:
    квалификация преподавательского состава;
    число учащихся в аспирантуре;
    количество профилей обучения;
    ведение научной работы.

  3. Kid_Nice Ответить

    Вопрос о грядущем поступлении волнует не только школьников, но и их родителей. В чем разница между университетом и институтом можно понять, лишь сравнивая десятки учебных заведений в поисках оптимального варианта. Каждый старается выбрать что-то наиболее престижное, а главное — с наивысшим качеством предоставляемых знаний.
    Однако стоит помнить, что вопреки всеобщему мнению, статусность вуза никак не влияет на качество предоставляемых им знаний, а главное, не имеет значения даже престижность диплома. При приёме на работу на многие специальности диплом из условного МГУ приравнивается к соответствующему документу из областного политеха. Отличие же их больше в разнообразии предлагаемых факультетов и специальностей, а также особенностях учебного процесса: углубление в узкопрофильные дисциплины или создание прочной базы общих знаний у студента.

    Вне зависимости от названия и статуса, высшее учебное заведение готовит квалифицированных специалистов во многих областях:
    искусство;
    право;
    педагогическая деятельность;
    наука и др.
    После того как студент окончит обучение, получит вместе со специальностью диплом, отвечающий государственным стандартам, который свидетельствует о его квалификации и возможности занимать те или иные должности.

    Критерии и статусность института

    Этот вид вузов довольно широко распространён.
    Определить его можно по следующему набору критериев:

    Институт — учебное заведение, в котором проводится подготовка специалистов в одной, конкретной области. Она может относиться как к научной деятельности, так и к любой другой сфере жизни общества.
    После окончания обучения в институте студент становится квалифицированным работником одной из сфер жизни общества.
    Для прохождения студентами в период обучения министерство образования разрабатывает и тестирует образовательные программы для каждого курса каждой специальности.
    В целях дополнительного развития студенты институтов могут посещать различные факультативы, курсы повышения квалификации, заниматься практикой на территории учебного заведения. В некоторых институтах преподаватели даже позволяют студентам принимать участие в различных научных исследованиях или разработках, если это не мешает их учебной программе.

    Программы обучения, исследования

    У университетов иная цель — выпускать не узкопрофильных работников, а специалистов иного профиля. Большой выбор различных специальностей даёт университет. Какое образование получать, решает только сам поступающий. Направления, которые выбирает для себя абитуриент, могут быть не связаны друг с другом, а это значит, что можно свободно сочетать изучение точных и гуманитарных наук.
    В отличие от института, разнообразные прикладные и теоретические исследования — обязательный атрибут учебной программы университета.
    Кроме того, при университетах часто открываются колледжи, предлагающие выпускникам девятых классов получить среднее специальное образование.

    Так как это не только вуз, но и главный методический научный центр, обучение в нём проводится сразу по двум программам:
    Получение первого высшего профессионального образования.
    Образование, получаемое после окончания другого учебного заведения.
    В университет могут прийти как только окончившие школу выпускники, так и специалисты с уже имеющимся высшим образованием. У них есть возможность поднять уровень своих знаний и квалификацию.

  4. woller Ответить

    По легенде академия возникла изначально как школа, которой руководил философ Платон. Она находилась в роще бога Академа. Недолго думая, Платон решил назвать свою школу Академией, в честь этого бога. Позже академии стали чем-то вроде кружков интеллигенции  и только при дворе Карла Великого академия стала высшим учебным заведением. В России же первой академией стала Духовная, открывшаяся в 1658 году.
    Университет появился в средние века, приблизительно в XII-XIV, и сразу представлял собой многопрофильное высшее учебное заведение. Сегодня это популярнейшие высшие образовательные учреждения во всём мире. В России пытаются сократить количество университетов, так как многие из высших учебных заведений не соответствуют мировым стандартам обучения.
    к содержанию ↑

    Образование и статус заведения

    Академии – это образовательные учреждения, относящееся к высшим. Направления деятельности у академий достаточно обширны: реализация образовательных программ как вузовского, так и послевузовского образования, проведение исследований в определённой области науки.  На каждую сотню студентов академии должно приходиться не менее двух аспирантов. Не менее 55% педагогов должны иметь учёные степени и звания.

    Университет осуществляет многопрофильную подготовку по разнообразным специальностям. Также, как и в академии, в университете проводят переподготовку кадров. Минимальное количество аспирантов, приходящееся на каждые сто студентов не должно быть меньше, чем 4 человека. Процент педагогов, которые в обязательном порядке должны иметь учёную степень или звание равняется 60.
    к содержанию ↑

    Выводы TheDifference.ru

    Современные академии готовят специалистов определённого направления, например сельскохозяйственное или художественное. Университеты – многопрофильные заведения.
    Университеты по статусу выше, чем академии, но это не влияет на качество получаемого образования и на его ценность. И в том, и в другом случае студент получает высшее образование.
    На каждую сотню студентов в академии должно приходиться не менее двух аспирантов, а в университете – не менее четырёх.
    Процент педагогов с ученой степенью или званием в академиях не может быть менее 55%, а университетах- 60%.

  5. Stepanuch Ответить

    14.07.2011
    Вы, наверное, не раз задавались вопросом, почему одни вузы называются университетами, другие – академиями? И отличаются ли эти заведения по статусу и качеству полученных знаний?
    Некоторые отличия, конечно, есть, и многие думают, что от названия учебного заведения зависит престижность диплома, который это заведение выдает по окончании учебы. Но это не совсем так. От названия зависит в основном то, какое количество различных специальностей в разных отраслях может предложить учебное заведение своим абитуриентам.
    Университеты готовят специалистов по очень широкому спектру специальностей: от гуманитарных до технических. Студенты, которые ходят в один и тот же университет, могут получать абсолютно разные специализации. Статус «университет» считается самым высоким среди высших учебных заведений.
    Чуть ниже идут академии. Но это не значит, что образование здесь будет хуже по качеству, а диплом не таким престижным. Просто академии отличаются от университетов: они готовят специалистов в какой-то одной области науки или искусства, которая обычно отражена в названии
    Бывает, что у вуза меняется его статус: например из академии вуз превращается в университет, но название при этом остается тем же. Так, например, произошло и с нашим вузом, который теперь называется МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

  6. elfimov-pa Ответить

    Университеты, или «универсальные учебные заведения», существуют в России с 1755 года — дольше других вузов. Этот статус, который считается высшим для вуза. Из названия понятно, что университет готовит специалистов «на все случаи жизни». Он старается включить как можно больше разных научных и прикладных сфер. В университет ходят будущие фармацевты наравне с будущими юристами.
    По нынешним законам, разноплановая подготовка обязательна: например, в техническом университете должна быть хотя бы одна гуманитарная или экономическая специальность. Это объясняется трендами глобализации и востребованностью универсальных специалистов. Студенты углубленно изучают предметы своей специальности и охватывают дополнительные. К примеру, автор статьи учился в техническом университете, но на гуманитарной специальности, однако все равно сдавал экзамены по высшей математике, математическому анализу и статистике.
    Обычно в университете не меньше 7 факультетов.

    Академия

    Академии — вторая ступень в рейтинге статусов вуза. Откажитесь от распространенного стереотипа о низком качестве образования в академиях. Академии сосредоточены на какой-нибудь конкретной области знаний в сфере науки или искусства и готовят специалистов именно для выбранной сферы. Она всегда упомянута в названии, например, Уральская архитектурно-художественная академия, и все факультеты и специальности прочно привязаны к ней.
    Факультеты переподготовки, или последипломное образование, — тоже работа академий. Туда часто поступают после изучения общего курса знаний по специальности, чтобы обучиться по более узкому профилю. У академий спектр специалистов в выбранной отрасли обычно шире, чем в университетах, но подготовку специалистов из других сфер там не осуществляют.
    Формальная разница между академией и университетом определяется по квалификации преподавателей, числу аспирантов, количеству профилей, ведению научной работы. В остальном академии обучают по таким же, как университеты, программам высшего образования.

    Институт

    Институты в ранге вузов идут после академий. Обучение в них еще более узкопрофильное. Институты выпускают специалистов только одной профессии. Они могут быть частью другого вуза – в этом главное отличие институтов от академий и университетов.
    В институтах количественно меньше научных работников и менее строгие требования к техническому оснащению помещений, библиотекам и методическим программам.
    Преподаватели и работники могут заниматься научными исследованиями, но для них это требование факультативное. Многие институты призваны обучать прикладным профессиям; хотя научно-исследовательские институты по-прежнему остаются на плаву и успешно функционируют.
    Институт может поменять свой статус при соответствии нужным требованиям. Но возможность оставить прежнее название с припиской о новом статусе остается. Так делают знаменитые институты, чтобы сохранить поток абитуриентов.

  7. Virtuozo75 Ответить

    Ответ Полины в большей степени описывает реалии российской бюрократии, чем исторически сложившиеся правила присваивания названий научным организациям. Все просто.
    Институт (лат. institutum — установление, обычай, учреждение) — любая организация, занимающаяся любой деятельностью. Президент России это институт. Пресса это институт. Государственный Астрономический Институт им. Штернберга (научная организация) — тоже институт. И даже Московский Авиационный Институт (учебная организация) — самый настоящий институт. Почти все образовательные институты в России подчинены министерству образования и науки и напрямую им управляются.
    Университет (лат. universitas — совокупность, общность) — комплекс, объединяющий в себе философов, ученых различной специальности и их учеников. Университеты обычно независимы и самоуправляемы, часто закрытые для полиции и представителей власти. Часто университеты, не расположенные в больших городах, становятся “градообразующими предприятиями”. В городе Heidelberg, в котором я сейчас живу, на 150 тысяч населения 30 тысяч студентов университета. Обычно именно университеты присваивают ученые степени доктора (в России до недавнего времени это делал специальный орган минобрнауки), тогда как институты могут быть базами для непосредственной работы ученых, например, аспирант университета одновременно является сотрудником института.
    Поэтому студенты настоящих, исторически сложившихся университетов, часто не любят, когда их спрашивают, как дела в “институте”. Университет это нечто большее, чем институт. Но забюрократизованность российского образования и его подотчетность министерству образования вместо независимости университетов лишают университеты статуса, который университеты обычно имеют в других странах. Например, академик Садовничий, чтобы подольше побыть ректором университета, продал независимость университета Путину — теперь президент назначает ректора МГУ, а не ученый совет.
    Академия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научное сообщество, клуб. Обычно связано с группой научных институтов, лучшие ученые из которых принимаются в академию и получают соответствующий статус академика от других академиков. Академии часто издают научные журналы и могут являться экспертным сообществом. Некоторые академии также ведут образовательную деятельность. При этом академию, в принципе, может основать каждый, но такие академики будут высмеяны (см. РАЕН). До недавнего времени Российская Академия Наук непосредственно управляла большинством научных организаций в России, но после реформы 2013 года потеряла такую возможность, а институты стали управляться чиновниками ФАНО.

  8. densava Ответить

    А зачем Вы сюда ещё и ВУЗ приплели? ВУЗ – это Высшее Учебное Заведение.
    Типы ВУЗов:
    1. Федеральный университет -ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования.
    2. Университет – многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания. Если говорить иначе, то «университет» можно описать словом «универсальный» . Здесь студенты, не смотря на специальность, обязаны изучить историю и иностранные языки.
    Университетское благополучие определялось двумя принципами- независимость и самоуправление. О статусе университета мечтают многие вузы-это иное финансирование, совершенно другой набор абитуриентов.
    3. Академия – готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности. История гласит, что во времена античности Платон решил открыть собственную школу. Расположил он ее посреди прекрасной роще, которая была посвящена богу Академу. В честь него, Платон и назвал свою школу. В Российской Федерации академия возникает как научное учреждение. После этого имя академии носили разные отраслевые учебные заведения. Изначально учебный департамент, существовавший в структуре Академии наук, назывался… университетом. Наши предки именно таким способом хотели разрешить вопрос о экономии государственных средств. Статус о современной академии в России гласит, что колоссальной разницы между университетом и академией не обнаружено. И университет и академия показывает высокое качество по реализации высшего и послевузовского профессионального образования, способствуют повышению квалификации, осуществляют подготовку научных, а также научно-педагогических работников.
    4.Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности. Институт считается самым молодым учебным заведением в Российской Федерации. В России дореволюционного времени институтом назвали только узкоспециализированные учреждения. Самым ярким отличием института от университета и академии, в том, что методическим центром институт назвать нельзя. Так же, он может являться частью другого высшего учебного заведения.
    P.S. Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *