Чем план закупок отличается от план графика?

12 ответов на вопрос “Чем план закупок отличается от план графика?”

  1. tantan Ответить

    И план закупок, и план-график утверждают руководители или иные уполномоченные должностные лица заказчика. Кроме того, каждый документ подписывает ответственный исполнитель. Законодательство не содержит запретов на утверждение указанных документов одним и тем же должностным лицом. Заказчик должен издать соответствующий нормативный акт, назначающий лиц, ответственных за процесс планирования госзакупок, и делегирующий им необходимые права и обязанности.
    Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ заключение контракта поставлено в зависимость от закупочной позиции в плане-графике. С 1 января 2017 г. в соответствии с ограничением ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ в зависимость от включения закупочной позиции в план-график будет ставиться уже непосредственно осуществление закупки.
    План-график является основанием для осуществления закупок. Причем вся информация по закупке, содержащаяся в извещении и документации об осуществлении закупки, должна в полной мере соответствовать плану-графику закупок. В свою очередь, план закупок и план-график должны соответствовать федеральному закону о бюджете (если речь идет о государственных заказчиках).

    Цепочка планирования закупок

    С учетом планового характера закупок контрактной системы процесс планирования предполагает согласованность и корректность информации, идущей по документарной цепочке заказчика: план закупок > план-график закупок > извещение об осуществлении закупки.
    В связи с тем, что начиная с 2016 г. утвержденный план-график закупок размещается заказчиками (кроме федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений) в ЕИС только в структурированном виде, проверка на предмет соответствия извещения об осуществлении закупки данным плана-графика осуществляется автоматически. Размещение закупки, не нашедшей свое отражение в плане-графике, стало технически невозможным. Согласно письму Минэкономразвития России от 09.06.2015 № Д28и-1643 публикация планов-графиков в неструктурированной форме не позволяет ЕИС осуществлять передачу по информационно-телекоммуникационным сетям или обработку в информационных системах информации, содержащейся в планах-графиках закупок.

    Внесение изменений в план закупок и план-график

    Государственные нужды и государственные закупки добавляют в план закупок (и в план-график) не по мере возникновения необходимости в закупке, а согласно заранее известной потребности. Делается это в пределах доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств.
    Как правило, в течение текущего финансового года новые закупки могут добавляться при появлении экономии бюджетных средств, полученной на проведенных процедурах, либо при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок и (или) плана-графика не представлялось возможным.
    При отмене заказчиком закупки из плана-графика могут исключаться закупочные позиции. По общему правилу изменения в план-график вносятся при внесении изменений в план закупок.
    Перечень иных случаев, подразумевающих внесение изменений в план-график, содержится в ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 8 постановления Правительства РФ № 553. По аналогии с планом-графиком изменения в план закупок вносятся в случаях, оговоренных в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Постановления Правительства РФ № 552 (табл. 3).

    Таблица 3. Внесение изменений в план закупок и план-график

    Случаи внесения изменений
    План закупок
    План-график
    Приведение в соответствие в связи с изменением определенных целей осуществления закупок и установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов
    +
    +
    Приведение в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов РФ о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период)
    +
    +
    Реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете
    +
    +
    Реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения
    +
    +
    Использование экономии, полученной при осуществлении закупки
    +
    +
    Увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком

    +
    Изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса

    +
    Изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки
    ±
    +
    Иные случаи, установленные порядком формирования, утверждения и ведения плановых документов, предусмотренным постановлением Правительства РФ
    +
    +
    Изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий
    +
    +
    Выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    +
    +
    Изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг
    +
    +
    Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта
    ±
    +
    Возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно
    +
    +
    С одной стороны, закон прямо установил только для плана-графика возможность редактирования документа при изменении даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, этапов оплаты контракта или отмене заказчиком закупки.
    С другой стороны, план-график формируется в строгом соответствии с планом закупок. Это означает, что в указанном случае редактированию подлежат как план закупок, так и план-график. Так, например, отмена закупки в плане-графике неправомерна без исключения такой позиции из плана закупок.

  2. Gum Ответить


    Порядок создания и опубликования заказов претерпел некоторые дополнения. Это связано с продлением антикризисных мер, ужесточением контроля над расходами в бюджетной сфере. С 01.01.16 г. функционирует сайт ЕИС, призванный собрать всю информацию о заказах, применено забытое понятие «нормирование». Дополнения затронули и порядок формирования и опубликования результатов планирования (плана закупок и плана-графика). Составление планов и публикация их на ЕИС предусматривается с 01.01.17 г.

    Планирование закупок

    Что входит в планирование, в частности в план закупки, на чём необходимо сосредоточить внимание? В целом план закупок по большинству параметров отвечает плану-графику. Чтобы убедиться, можно сравнить примерные план-график и план закупок.
    В плане-графике обязательными сведениями будут:
    Наименование заказа (предмет закупки, его характеристика).
    Количество.
    Цена заказа (начальная).
    Срок объявления заказа.
    Обоснование.
    Добавочные требования, предъявляемые к участникам.
    Вид закупки (аукцион, единственный поставщик).
    План закупок должен включать следующие сведения:
    Наименование заказа, его описание.
    Код закупки идентификационный.
    Финансовое обеспечение.
    Сроки выполнения заказа.
    Объем заказа.
    Обоснование.
    Проведение общественных слушаний по заказу.

    Различия между планом-графиком и планом закупок

    Принципиальной разницей служит то, что план закупок — своего рода стратегия размещения заказа, охватывающая срок три года (2017-2020 гг.). План-график – тактика, которая определяет мероприятия по выполнению заказа, период действия — один год.
    План закупок – это перечень потребностей, для государственных, муниципальных, бюджетных образований, организаций, требующих исполнения и финансов, которые необходимо выделить для их удовлетворения. Необходимо учесть, что злободневность такой закупи, предполагаемые объёмы финансирования должны стать объектом общественного обсуждения. В результате, после их проведения и принятого решения, это может стать поводом для внесения в план закупок соответствующих изменений.
    План-график выступает как механизм исполнения – это список мероприятий, в которых содержатся данные об условиях выполнения процедур для нахождения поставщиков и так далее.
    По основным пунктам закон требует полного соответствия плана закупок и плана-графика. Если совпадений не будет, то это расценивается, как нарушение.

  3. Mananaya Ответить

    Собрали в таблицу порядок вступления в силу новых правил о работе с планом-графиком на 2020 год.
    Когда вступает в силу
    Кого касается
    Что меняется в работе с планом-графиком
    01.01.2020
    Всех заказчиков
    Вступает в силу новый порядок заполнения плана-графика. Утратят силу все постановления о правилах планирования закупок и изменения к ним.
    01.04.2020
    Федеральных бюджетных учреждений, которые проводят госзакупки по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ.
    Федеральных автономных учреждений, которые проводят по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ.
    П. 17 Постановления Правительства № 1279 от 30.09.2019 об объеме финансового обеспечения по каждому КБК и КВР в рамках каждого ИКЗ. Формируется в ЕИС или передается в ЕИС посредством информационного взаимодействия ЕИС с системой «Электронный бюджет» и региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок.
    01.10.2020
    Госзаказчиков, которые действуют от имени субъекта или муниципального образования.
    Бюджетных учреждений субъекта по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ.
    Автономных учреждений, которые созданы субъектом и муниципальным образованием.
    Бюджетных, автономных учреждений, которые созданы субъектом или муниципальным образованием, государственным унитарным предприятием субъекта или муниципальным унитарным предприятием, иными юрлицами, если такому учреждению, унитарному предприятию либо юрлицу передаются полномочия государственного, муниципального заказчика по Бюджетному кодексу.
    П. 17 Постановления Правительства № 1279 от 30.09.2019 при формировании плана-графика госзакупок на 2021 финансовый год, плановый период и последующие периоды.

    Что изменилось в обновленном бланке

    План-график закупок на 2020 год по 44-ФЗ отличается от старого тем, что заказчиков освободили от обязанности:
    детализировать информацию об объекте закупки — включать его описание, количество товара и объем работ, услуг, единицу измерения;
    приводить сведения об НМЦК и цене контракта с единственным поставщиком, размере аванса, СГОЗ, этапах оплаты;
    сообщать другие сведения о закупке. Например: о способе закупки, размере обеспечения заявки и исполнения контракта, о преимуществах, запретах и условиях допуска, ограничениях в госзакупке для СМП и СОНКО.

    Когда формировать и утверждать план-график нового образца

    В п. 12 порядка указано: чтобы утвердить план-график, есть 10 рабочих дней после получения лимитов бюджетных обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
    А в п. 8 порядка указано, что план-график формируют, когда составляют и рассматривают проекты законов о бюджетах или при планировании ФХД.

    На какой срок формировать план-график нового образца

    Формируйте на срок действия закона или муниципального акта о бюджете. Это указано в п. 4 Постановления Правительства № 1279. Например, федеральным заказчикам придется составлять план-график на три года: 2020-2022.
    Утвержденный план-график придется изменять каждый год с учетом нового принятого акта о бюджете. Придется корректировать сведения по очередному финансовому году, первому году планового периода и дополнить информацией по новому году планового периода.

    Как заполнить план-график нового образца: пошаговая инструкция

    Вот пошаговая инструкция, как составить план-график и план закупок на 2020 год:
    Шаг 1. Заполняем раздел 1. В нем укажите:
    полное наименование;
    идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
    код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
    организационно-правовая форма с указанием кода ОКОПФ;
    форма собственности с указанием кода ОКФС;
    место нахождения с указанием кода ОКТМО, телефон и адрес электронной почты.
    А в отношении плана-графика, который содержит информацию о госзакупках в рамках переданных бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юрлицу полномочий государственного, муниципального заказчика, — полное наименование, ИНН, КПП, место нахождения с указанием кода ОКТМО, телефон и адрес электронной почты учреждения, унитарного предприятия или юридического лица.
    Вот пример заполнения плана-графика нового образца.

    Шаг 2. Заполняем раздел 2. Инструкция заполнения плана-графика закупок по 44-ФЗ на 2020 год (раздел 2) начинается с указания идентификационного кода (ИКЗ) по ч. 3 ст. 23 44-ФЗ.

    Шаг 3. Заполняем раздел об объекте закупок.
    Графы 3 и 4 плана-графика заполняются на основании ОКПД2 с детализацией не ниже группы товаров (работ, услуг). Указывайте один или нескольких кодов такого классификатора.
    А в графе 5 укажите наименование объекта госзакупки.

    Шаг 4. Заполняем раздел о годе, в котором планируется госзакупка.

    Шаг 5. Заполняем раздел плана-графика об объеме финансового обеспечения, в т. ч. планируемые платежи.

    Шаг 6. Заполняем строки 7-11 плана-графика. Указываем общий объем финансового обеспечения, который предусмотрен на госзакупки в этом финансовом году, плановом периоде и последующих годах (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому КБК, на объем финансового обеспечения по каждому КВР. Объем финансового обеспечения по каждому КБК или по каждому КВР формируется автоматически на основе информации, которая предусмотрена п. 17 Постановления Правительства № 1279.

    Шаг 7. Заполняем раздел об общественном обсуждении.
    В графе 12 пишите «да» или «нет». Не заполняйте для госзакупок, извещения о которых планируется разместить в плановом периоде, и о госзакупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), контракты с которыми планируются к заключению в течение этого периода.

    Шаг 8. Заполняем в плане-графике сведения о проведении централизованных закупок по ст. 26 44-ФЗ.
    В графе 13 укажите наименование уполномоченного органа или уполномоченного учреждения.

    Шаг 9. Заполняем сведения о совместном конкурсе или аукционе.
    В графе 14 плана-графика укажите наименование организатора совместного конкурса или аукциона.

    Что попадает под отдельную закупку

    В п. 18 Постановления 1279 указано, что в план-график в форме отдельной закупки включается информация:
    о строительных работах, реконструкции объекта капитального строительства по каждому такому объекту;
    заключении энергосервисного контракта (отдельно от госзакупок товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым законодательством ценам (тарифам), и закупок электрической энергии, мазута, угля и топлива, которые используются для выработки энергии);
    каждом лоте, который выделяется по 44-ФЗ;
    процедурах по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 и п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения госзакупок. Графы 3, 4, 12, 14 не заполняются. А как наименования объекта закупки указывайте положение Федерального закона — основание для проведения этих закупок;
    о госзакупке, которая подлежит общественному обсуждению по закону о контрактной системе.

    Как изменить

    В ч. 8 ст. 16 44-ФЗ указано, что план-график изменяется при необходимости:
    привести его в соответствие в связи с изменением требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и(или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (ст. 19 44-ФЗ);
    привести их в соответствие из-за того, что изменились доведенный до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству, изменились показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, в связи с изменением соответствующих решений или соглашений о предоставлении субсидий;
    реализовать решение, которое принято по итогам обязательного общественного обсуждения закупки по ст. 20 44-ФЗ;
    использовать экономию, которая образовалась по ходу закупки.
    Постановление № 1279 дополняет список оснований для корректировки плана-графика. Его изменяют, когда необходимо:
    уточнить информацию об объекте закупки;
    исполнить предписания органов контроля;
    признать закупку несостоявшейся;
    расторгнуть контракт.

  4. Boldel Slayers Ответить

    С 2020 вступают в силу положения Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019, которым чиновники решили упразднить обязательное ведение плана закупок. Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменяют, как работать по новым правилам? Порядок для бюджетников на 2020 следующий:
    Получаем лимиты и объемы финансирования на финансовый период.
    Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
    Утверждаем ПФХД по новой форме (Приказ Минфина № 186н).
    Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
    В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД учреждение обязано утвердить план-график на финансовый период.
    Опубликуйте план-график 2020 в ЕИС.
    В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.
    В связи с отменой ПЗ вопрос, когда должен быть размещен план закупок после утверждения ПФХД в 2020, отпадает сам собой. План закупок отменен, его заполнять не придется в 2020 г.. Но не забывайте про план-график. Его утвердите в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД.

    Новый ПФХД на 2020 год

    С 31.08.2018 вступил в силу новый Приказ Минфина РФ № 186н. Все бюджетные организации, разрабатывая план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 и плановый период 2021-2022 гг., руководствуются новыми правилами. В течение 2019 г. учреждения готовились к переходу на новый приказ.
    Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.
    По п. 6 требований Минфина, ПФХД составляется кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны (п. 7 требований).
    Теперь ПФХД формируют не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».

    Структура плана ФХД с 2020 года

    Новая форма документа значительно отличается от бланка 2019 г. Текстовая часть в новом формуляре отсутствует, а табличная часть подразделяется следующим образом:
    раздел 1. Поступления и выплаты;
    раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.
    По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.

    Что изменилось в структуре ПФХД: таблица

    Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020
    Прежняя форма, действующая до 31.12.2019

    Текстовая (описательная) часть

    Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)
    Раздел 1. Поступления и выплаты
    Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)
    Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг
    Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)

    Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)

    Таблица 4. Справочная информация
    Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

    Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам
    Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

    Правила составления

    Рекомендации по составлению ПФХД на 2020 г. существенно изменены. Ключевые нововведения:
    Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
    Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
    Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Формальный вид для таких обоснований Минфин не предусмотрел. Используйте старые формы обоснований, закрепленный в упраздненном Приказе Минфина № 81н. Всего их 95 шаблонов.
    Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
    Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
    Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2020 г. представлен в Приказе Минфина № 186н.
    Обратите внимание, что плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года в случаях, если:
    учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
    предприятие подлежит реорганизации;
    изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.

  5. Bludterror Ответить

    В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
    В соответствии Требованиями к форме планов закупок товаров, работ, услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043, при формировании плана закупок для обеспечения нужд субъекта РФ указывается в том числе наименование объекта закупки.
    Согласно подпункта «и» п. 1 Требованиям к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554, в плане-графике указывается в том числе наименование объекта закупки (в случае, если при осуществлении закупки выделяются лоты, в плане-графике закупок объект закупки указывается раздельно по каждому лоту).
    Таким образом, наименование объекта закупки, указанного в плане-графике, может отличаться от наименования объекта закупки указанного по соответствующей строке плана закупок, в случае если при осуществлении закупки выделяются лоты. В случае, если заказчиком при осуществлении закупки не выделяются лоты, то наименование объекта закупки должно соответствовать (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ
    Письмо Минэкономразвития России от 24.04.2017 № Д28и-1661
    «…По вопросу 2.
    В соответствии с Требованиями к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 при формировании плана закупок заказчик указывает наименование объекта закупки.
    Согласно Требованиям к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 553 в плане-графике указывается наименование и описание объекта закупки.
    При этом законодательством о контрактной системе не запрещено осуществлять закупку, предусмотренную одной строкой в плане закупок несколькими лотами (несколькими позициями плана-графика). Таким образом, наименование объекта закупки, указанного в плане-графике, может отличаться от наименования объекта закупки указанного по соответствующей строке плана закупок. …»

  6. Ragefire Ответить


    Проф. переподготовка по закупкам

    Подготовка контрактных управляющих по 44-ФЗ

    Курс управления госзакупками

    Курс повышения квалификации по 223-ФЗ

    Курс управления закупками в ГОЗ

    Курс по участию в закупках

    Госзакупки.ру

    Госзаказ в вопросах и ответах

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *