Что делать если подросток не хочет учиться в школе и врет?

12 ответов на вопрос “Что делать если подросток не хочет учиться в школе и врет?”

  1. Gucci cat Ответить

    В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
    Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
    Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
    Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

    Может, в старших классах за голову возьмется?

    ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.
    Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.
    Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

    Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

    Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.
    Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.
    Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.
    ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.
    Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.
    Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.
    Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.
    Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.
    Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.
    Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

    Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

    А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
    Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
    Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
    Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
    Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
    Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
    1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
    2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!
    Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
    Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?
    3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
    4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
    Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
    Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

  2. ___{ХулИ}ГанкА___ Ответить

    2.09.19
    Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.
    Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии? 
    Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.
    Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.
    ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:
    -в семье благоприятный психологический климат;
    -мнение ребенка учитывалось;
    -строятся партнерские отношения с детьми.
    Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.
    Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки? 
    Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:
    – ребенок просто не понимает для чего это надо;
    В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.
    – проблемы с учителями или сверстниками;
    Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.
    – семейное неблагополучие;
    Тут без комментариев.
    – плохая компания;
    Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.
    – гиперреактивность;
    Поможет спорт, особенно плавание.
    – зависимость от гаджетов.
    Если не удается справиться самим – к психологу.
    Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам,  домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.
    А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает? 
    Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.
    И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.
    Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.
    Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов?
    Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный.  Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.
    Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:
    – познавательные («хожу в?школу, чтобы узнать новое и?интересное»);
    -?социальные («чтобы общаться с?друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
    Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.
    Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?
    Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:
    – здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;
    – здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;
    -помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);
    – поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);
    – дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);
    – акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;
    – поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;
    – поддерживайте дома благоприятный психологический климат.
    Другое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.

  3. Bandilis Ответить

    Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.
    Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.
    Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.
    Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

    Разделим причины нежелания учиться на три группы:
    Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
    Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
    Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.
    Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации?
    Рано отдали ребенка в школу
    Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.
    Построение слишком далеких перспектив
    «Не будешь учиться, станешь дворником», — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.
    Отсутствие четкой организации жизни ребенка
    Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.

    Отсутствие единства требований со стороны родителей
    Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.
    Некорректные методы воспитания
    К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали», — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть». Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.
    Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка
    Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.
    Привычка всегда быть на стороне учителя
    Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.
    Высмеивание ребенка, частые негативные оценки
    «Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй!». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.
    Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки
    Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так?»

    Какие еще могут быть причины?
    Неблагополучие, напряженная обстановка в семье
    Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.
    Неблагополучие в классе
    Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.
    Отсутствие цели
    Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.
    Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:
    Умение прилагать усилия
    У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.
    Умение действовать по инструкции взрослого
    Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.
    Умение организовывать себя
    Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.
    Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги
    Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно!» и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.
    Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.
    Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!
    Звонок бесплатный и анонимный!
    Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия

  4. Жизнь бессмыслина Ответить

    Индианка писал(а): Н.В. я вот сейчас совсем перестала пинать. И вижу , что отношения наши меняются в лучшую сторону. Но это не касается школы, со школой лучше не стало. Я выжидаю…. иногда очень хочется снова пинать
    Если очень хочется вмешаться в жизнь ребёнка, то можно вполне безопасно делать следующее. Во-первых, помогать ребёнку осознавать, что с ним происходит, в чём у него проблемы, что он может сделать, чтобы эти проблемы уладить самостоятельно, или определить, кого и как привлечь на помощь. Во-вторых, искать и находить (поначалу это трудно) то, за что ребёнка можно похвалить, что у него получается, где он молодец, даже если эти достижения малы или не те, которые бы Вам хотелось видеть.
    Добавлено спустя 42 минуты 34 секунды:
    nnastya писал(а): и как вы себе представляете, вот он забил на учебу. его не пинают, он с тройки на двойку, но когда ты сидишь на уроке и не понимаешь о чем идет речь, потому что не учишь, когда тройки это уже хорошо и делать ничего не надо вот тут в какой момент должен появится интерес к учебе?
    Вот как будто “Электроника” не смотрели. Ведь там же всё замечательно показали примерно тридцать лет назад )))
    Вот ребёнок вдруг обнаруживает, что родители больше его не заставляют учиться. Он может прийти на урок или не прийти, может учить уроки, а может и не учить. Вот она, свобода – ешь её хоть ложкой, хоть, извините, опой. И сначала да, надо её наесться, чтобы из ушей полезло. А потом подкрадывается одиночество и скука, а и вместе с ними страх, переходящий в ужас – ведь другие-то учатся, развиваются, жизнь у них идёт, а ты уже не в ней, и будущее твоё в тумане. И начинает понемногу доходить, что никто не собирается тебя в эту жизнь возвращать, это только твоё дело, твоя жизнь и твоё будущее. Тогда начинаются собственные попытки на свою жизнь повлиять. Много проб и много ошибок. Если взрослые этот процесс поддержат – не будут гнобить за ошибки и порадуются успехам, то постепенно возникнет и окрепнет ощущение “я действительно могу управлять своей жизнью”, а также оформятся направления, по которым ребёнок уже сам решит развиваться и совершенствоваться.
    Цитата: особенно когда одиннадцатый класс на носу. Фокус внимания у ребенка сейчас не на учебе, его сейчас интересует другое
    Да, конечно лучше было бы передать ответственность ребёнку за него самого пораньше, до начала пубертата. Но лучше поздно, чем никогда.
    Цитата: и он свято верит. что и не учась он егэ сдаст, что оно само собой как то, что вот он поиграет а потом как сядет учить…
    Святая вера такого рода замечательно разбивается о реальность, благо детям дают возможность себя попробовать и понять, насколько реальны их знания и умения. Дайте ребёнку возможность услышать “нет” от мироздания. Оно будет гораздо убедительнее того, что говорят родители.
    Цитата: Он свято верит что мама заставляет это делать зря сейчас, когда это можно сделать потом когда нибудь, а сейчас он позанимается более интересными делами, попереписывается в вк, ролики на ютубе посмотрит, в оту поиграет
    А вот тут согласна с Вашим сыном. Зря мама взяла на себя функцию решать, когда и чем ребёнку нужно заниматься, чтобы был достойный результат. С ребёнка имеет смысл спрашивать этот самый результат (опять же по принципу, если ребёнок успешен, то ему будут всякие “плюшки” в дополнение к базовому набору приятностей), но достигать этот результат ребёнок должен научиться сам, в том числе, обучиться распределять время. Родители могут предлагать варианты, а ребёнок выберет подходящий.
    Цитата: В современной школе родители и дети заложники системы.
    Да, согласна. Но родители могут или облегчать детям их положение, или, наоборот, усугублять, становиться постоянным источником давления, от которого и бежать-то некуда (разве что в виртуальность).
    Цитата: Родители только и как то стимулируют интерес к учебе. что я тут только не делала… и научные работы с ним, и разбирали произведения в игровой форме, я только с бубном не плясала.
    А не надо плясать с бубном, достаточно помогать ребёнку в том, что он сам хочет сделать, но затрудняется. Интерес нужно поддерживать, а не внедрять. Если же родитель насилует себя, занимаясь чем-то, чтобы привить ребёнку любовь к этому занятию, то ничего не выйдет. Конечно, если родителю в удовольствие выполнить научную работу или разобрать произведение в игровой форме, то почему бы не провести приятно время, но это вовсе не гарантия, что ребёнок именно этим же и будет увлекаться. Но энтузиазм, усвоенный от родителя, ему поможет в тех делах, которыми он увлечётся.
    Цитата: И сталкиваешься в один прекрасный момент с тем, что он решил вообще забить на все кроме доты и вк
    Если уж так вышло, то придётся смириться с тем, что какое-то время самореализация ребёнка будет в доте и вк, и не пытаться отобрать последнее, что у него осталось.
    Добавлено спустя 17 минут 47 секунд:
    nnastya писал(а): у детей есть желание делать то. что им нравится, то что просто дается, то что не создает трудностей, и это не про учебу, где надо зубрить, разбирать чтото, читать ( о это не ненавистное читать) потом еще сочинение писать… а как написать если не читал? )))
    Дети сначала занимаются тем, что нравится, и что получается довольно легко. Они постепенно обучаются преодолевать нарастающие трудности в тех занятиях, которые нравятся. Родителям важно вовремя и правильно поддержать детей в эти моменты. Постепенно дети начинают получать удовольствие от преодоления и от ощущения своего могущества. То, что легко даётся – приятно, но неглубоко и ненадолго, а вот решённая трудная задача приносит удовольствие другого рода, более значительное. Важно правильно выбрать уровень трудности, чтобы было к чему приложить силы, но и чтобы успех был вполне доступен. Если процесс идёт правильно, то ребёнок не будет бросать дело при первом же затруднении и небольшом дискомфорте. Он становится способен это вытерпеть и достичь поставленной цели. И даже может заниматься тем, что не интересно, но “надо”.
    Однако, что делают взрослые. Во-первых, они жёстко форсируют процесс. Во-вторых, они хотят, чтобы ребёнок занимался тем, что кажется важным/интересным им самим, а не ребёнку. В-третьих, они не умеют помогать и поддерживать, не умеют ставить посильные задачи, впадают в крайности – или тотальный контроль, или полное отстранение. И т.д. И т.п.

  5. ®о©а_КапJI9 Ответить

    – Причин может быть много, и с каждой ситуацией надо разбираться отдельно. Подростковый возраст очень нестабильный. Возможно, его накрыла несчастная любовь. Возможно, он с чем-то не справился, заваливает предмет, и ему нужен репетитор.
    Если подросток лежит и смотрит в потолок не один день, а неделю и больше, нужно разбираться, выяснять причину.
    – Но все-таки какие основные причины того, что «я ничего не хочу» – достаточно распространенное явление среди подростков?
    – Если мы говорим про семьи с подростками, живущими в больших городах, и про тех, кто взрослеет у очень внимательных, мотивированных родителей, очень часто подростки ничего не хотят, потому что они просто не успевают захотеть. Мы, боясь что-то упустить в их развитии, предупреждаем их желания. Особенно желания образовательные и те, что связаны с хобби. Он еще толком не успел захотеть, желание еще до конца не вызрело, а мы раз – и реализовали все.
    Например, ребенок думает о программировании, задумался о хорошем компьютере, два года ходит на занятия – это одно, а другое – походил неделю, а к воскресенью компьютер купили. Результат может быть для человека не очень ценным из-за того, что на его достижение потребовалось совсем не много времени, а его не перехитришь.
    Я не говорю о том, что нужно каждое желание мариновать и тогда хороший результат будет гарантирован. Но не учитывать это тоже нельзя.
    Еще один момент заключается в том, что сегодня у подростка очень насыщенная информационная среда – много занятий в школе, много дополнительных занятий. Соответственно, может не возникать желания только потому, что ничего уже не нужно, слишком всего много, до перегруза.
    Третье – это то, что взросление происходит в довольно защищенной среде, без экономических и социальных катаклизмов. Поэтому дети часто растут инфантильными. Они не то что не хотят заниматься чем-то, каким-то хобби, они в целом не очень что-то хотят. У них не развита воля, они привыкли, что где можно не напрягаться, лучше не напрягаться.
    Они внимательно выбирают, что им подходит, а что не подходит, и очень ориентированы на заботу о себе. Вроде бы звучит плохо. Но в то же время именно эта способность, немного направленная в другую сторону, даст им возможность отказаться от ненужного: это меня не интересует; а вот у меня нет этого драйва; а вот мне это тяжело, у меня это не пойдет. Так что есть шанс, что они все-таки выберут то, что их заинтересует по-настоящему.

  6. Mowield Ответить

    Илья Базенков, психолог
    Подросток не хочет учиться. Что делать?
    «Подросток не хочет учиться, ему ничего не интересно, раньше учился с удовольствием, а теперь не хочет» – это типичные жалобы родителей и учителей.

    Учебная мотивация школьников часто падает после перехода ребенка из начальной в среднюю школу. Но с чем это связано, и что в связи с этим могут сделать взрослые? Сразу скажем, что это частое явление, связанное с возрастными изменениями. Впрочем, об особенностях подросткового периода написано много, повторяться не будем. Остановимся на главном.
    1. Ведущей деятельностью у подростков становится общение со сверстниками, нередко – в ущерб учебе. Влияние родителей на подростков уменьшается по сравнению с младшим возрастом.
    2. У подростка возникает потребность в самостоятельности, ощущении собственной «взрослости», как следствие – повышенная чувствительность к оценке его личности со стороны окружающих, ранимость.
    3. Самооценка подростка может резко колебаться в зависимости от обстоятельств.
    4. Неустойчивость интересов подростка. Он может увлечься чем-нибудь, а через некоторое время охладеть, особенно в том случае, если его интерес не подкрепляется вниманием со стороны значимых для него окружающих.
    5. Дальние перспективы, долгосрочные планы подростком часто не воспринимаются. Он находится «здесь и сейчас».
    Разумеется, многое зависит от индивидуальных особенностей. Но в целом все вышесказанное в той или иной степени относится ко всем подросткам, хотя проявляться может по-разному, в зависимости от темперамента и характера.
    Вернемся к учебной мотивации или, говоря простым языком, желанию подростка учиться. И главной проблеме – что делать родителям, если подросток не хочет учиться? Очень часто родители задают вопросы. – как заставить учиться подростка или как объяснить подростку, что надо учиться.
    Но прежде чем пытаться заставлять подростка учиться, надо разобраться в его психологических особенностях. Практика показывает, что заставить ребенка хотеть учится невозможно. Но ему можно и нужно помочь. А для этого надо постараться его понять.
    Согласно исследованиям нейрофизиологов особенности подросткового возраста, в том числе и учебная мотивация, связаны с определенными структурами головного мозга.
    Не будем здесь утомлять терминами – лимбическая система, орбитофронтальная кора, вентральный стриатум и т.д. Интересующимся рекомендуем книгу – Л.Стейнберг, Переходный возраст – не упустите момент.
    Нас интересуют практические выводы и ответ на вопросы: «Как увеличить влияние родителей на подростков?» , «Как помочь родителям подростка?», «Как повлиять на подростка?»
    Обратите внимание! Речь не идет о том, как заставить подростка учиться.
    Итак, что же делать, если подросток не хочет учиться? 
    1. Часто родители пытаются заставить подростка учиться, прибегая только к наказаниям и порицаниям, обращают внимание только на негатив.
    Но в силу возраста «центр удовольствия» у подростков играет гораздо большее значение, чем в раннем и взрослом возрасте. Подростки более восприимчивы к вознаграждению и их меньше волнуют потери, Следовательно, на подростка легче повлиять через положительные эмоции, чем угрожать наказанием
    Использование положительной обратной связи в виде похвалы, признания даже маленьких успехов, поощрения гораздо более эффективно.
    2. У подростков еще не развиты навыки саморегуляции. Желательно ему помогать структурировать время, используя для этого какие-то «напоминалки». Например, подойдет записка на листе бумаги, напоминающая о чем-то.
    3. Часто родители используют одни и те же приемы и методы, которые не дают результата. Подумайте, проанализируйте и откажитесь от них. Какой  в них смысл, кроме испорченных нервов?
    4.  Поощряйте даже незначительные успехи, не требуйте невозможного, например, чтобы он с одинаковым вниманием относился ко всем урокам.
    5. Не лишайте его своей любви из-за проблем с учебой. Иногда родители сосредоточены только на том, как заставить своего ребенка-подростка учиться, и отношения по поводу учебы распространяются  в целом на общение родителей с ним. Вот и получается, что из-за того, что ребенок не хочет учиться, он ощущает отсутствие родительской любви.
    6.  Сообщайте ему о своих эмоциях по поводу его учебы, используя технику “Я-сообщений”.
    7. Больше общайтесь на посторонние темы, не связанные с учебой.  Это необходимо для сохранения нормальных с ним взаимоотношений, что необходимо. если родители хотят сохранить свое влияние на подростка.
    8. Соблюдайте правила поведения в конфликтной ситуации.
    См. статью Конфликты подростков и родителей. Что делать?
    Часто на консультациях родителей звучит вопрос: “Как заставить подростка захотеть учиться?”
    Ответ:
    ЗАСТАВИТЬ ПОДРОСТКА ХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО, ЕМУ НУЖНО ПОМОГАТЬ
    Но как могут помочь родители подростку, если он не хочет учиться?
    Во-первых, надо понимать, что если у подростка проблемы с учебой, то для него это стрессовая ситуация, особенно, если он чувствует отвержение себя родителями.
    Во-вторых, часто нежелание учиться объясняется тем, что подросток не видит в этом смысла.
    Самый эффективный способ в этом случае показать ему необходимость учебы, причем использовать конкретные аргументы – надо получить аттестат, такое его отношение к учебе приносит неприятные переживания ему и вам самим, школьная программа обязательная для всех (что с этим поделать?) и т.д.
    В-третьих. Подросток часто не хочет учиться из-за того, что уже сильно отстал и просто не может справиться с требованиями школьной программа.
    Не надо требовать от него быстрых успехов, радуйтесь даже самым незначительным достижениям.
    В-четвертых, подросток может не хотеть учиться из-за того, что у него проблемы в взаимоотношениях в школе со сверстниками или учителями. Попробуйте разобраться в этом.
    В-пятых, то, что подросток не хочет учиться может вызываться какими-то объективными проблемами – СДВГ, нарушения здоровья, психологические причины. В этом случае его “не хочу учиться” на самом деле означает “мне очень трудно учиться”.
    В любом случае родителям надо встать на “помогающую” позицию, а не “авторитарно-карательную”, но при этом не идти на поводу у своего ребенка во всех ситуациях. 
    Что означает “не идти на поводу”? Ваш ребенок не хочет учиться? Но ведь учеба – это его обязанность, даже, если он учиться не хочет. Вы можете ему помочь, но помощь не означает, что вы полностью снимаете с него всю ответственность. Попробуйте договориться с ним, проговорить его обязанности в отношении учебы и, что будет, если он свои обязанности нарушит. Только не надо ставить сверхзадачи, требовать невозможного. Например. чтобы он получал только хорошие оценки.
    А знаете, уважаемые взрослые, что самое трудное? Это изменить свое собственное отношение к подростку и к его учебе. Самое распространенное из них то, что родители полностью несут ответственность за учебу их детей. 
    Естественно, что часто родители чувствуют свою ответственность за то, что подросток не хочет учиться или учится плохо. Да еще окружающие, в частности, учителя считают, что за желание ребенка учиться отвечают родители. А это вопрос спорный. В конце концов именно учителя ответственны за то, чтобы ребенку было интересно на их уроках, обязаны учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика.
    Как родители могут заставить учиться своего ребенка-подростка? Подчеркиваем, не хотеть учиться, а просто учиться, более или менее выполнять требования школьной программы.
    Если есть доверие подростков и родителей, то соблюдение этих правил может и не приведет к желанию подростка учиться, но поможет улучшить учебу. А когда учеба улучшится, то, возможно, и желание учиться у подростка появится.
    К сожалению, именно взаимное доверие подростка и родителей часто отсутствует. Но давайте вспомним, что взрослые отличаются от подростков тем, что могут поступать более осознанно, опираясь на рациональные мотивы, а не действовать только под влиянием эмоций.
    Правила, чтобы не потерять или вернуть доверие подростка и родителей, увеличить влияние родителей на своего ребенка.
    1. Необходимо отказаться от тотального контроля учебы подростка. Перестать постоянно задавать вопросы типа: «Как у тебя дела в школе?», «Ты уроки сделал?», «Ты подготовился к контрольной?», «Ты на завтра в школу все собрал?» и т.п.
    Чего мы добиваемся подобными вопросами? Только того, что у подростка возникает еще большое отрицательное отношение к учебе и раздражение к вам. Он еще больше не будет хотеть учиться. И уж точно не формируется чувство ответственности, т.к. своими вопросами взрослые принимают ее на себя.
    Это не означает безразличия, но внимание к учебе подростка должно быть без навязчивости, которая только вызывает у него раздражение.
    Если подросток попросит вас о помощи или захочет чем-то поделиться, то все внимание на него. Но не читайте нотации. Как только начнете его воспитывать, морализаторствовать, – дверь к общению захлопнется.
    2. Никогда не переносите какие-то конфликты или негативные эмоции по поводу учебы подростка на другие ситуации.
    Представьте себе, что вам по какому-то одному поводу припоминают все, что было и не было? Что вы при этом почувствуете?
    3. Если уж учеба подростка сильно нарушает вашу жизнь – жалобы учителей, вызовы в школу, то просто скажите ему об этом, обсудите с ним, спросите, чем вы можете ему помочь. Но без обвинений во всех грехах, не стараясь вызвать чувство вины, а как равному партнеру, чьи действия осложняют вам жизнь. (Для этого есть замечательная техника «Я-сообщения»)
    4. Знайте, что многочисленные исследования, как в нашей стране, так и других показали, что школьная успеваемость не является показателем интеллекта и дальнейшей успешности человека. Поэтому, стоит ли приносить в жертву отношения со своим ребенком в угоду школьным отметкам?
    5. Никогда не выясняйте отношения с подростком «на эмоциях». Во время ругани родителей в мозгу подростков в наибольшей степени активируется центр негативных эмоций, а активность центров контроля и понимания снижается. Другими словами, он плохо воспринимает в такой ситуации информацию и с трудом контролирует свое поведение.
    6. Если ваш подросток не хочет учиться, то это не повод, чтобы портить с ним отношения во всем.  Разделите проблемы учебы и другое.
    В заключение.
    Взаимоотношения родителей с подростком часто закрепляются на всю жизнь. В этот период подростку тяжелее всех, а вместо помощи и понимания от близких ему взрослых он часто получает дополнительный стресс. Обида или другие негативные чувства могут закрепиться навсегда. Вам это надо?
    ГЛАВНОЕ. 
    Каких-то универсальных рецептов наподобие кулинарных, чтобы воздействовать на подростка не существует. Но выполнение всего того, о чем говорилось выше, приводит к тому, что подросток начинает лучше учиться и становится более ответственным и самостоятельным. И у родителей уже не возникает вопрос: как заставить подростка учиться. Но в первую очередь это зависит от окружающих его взрослых.
    Рекомендуем прочитать статьи по этой теме
    Этот «трудный» подросток. Что делать родителям
    Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность
    Конфликты с подростком. Что делать
    Школьная мотивация, заметки психолога
    Интерактивный тренинг по общению с подростком. Очень помогает
    Новость отредактировал: baz1960 – 13-03-2019, 22:39

  7. Shalitius Ответить

    Та же проблема, что и у всех, в 9 классе оставили на 2 год, учиться не хочет, хотел пойти в вечернюю школу, позвонили ни в одну не принимают, то прописка городская нужна , то набора в 9 классы нет, обзвонила училища тоже такой же результат, плюс к этому постоянно сбегает из дома, ничего не делает, были и у психолога и в школу я не однократно ходила и с директором общалась, она говорит учиться может но не хочет, учились как то более-менее на тройки в 8 классе, в 9 в 1 четверти сломал руку, долго на больничном был, т.к сложный перелом , операция, но суть не в этом , итог этого за 1 четверть не атестован по болезни , на каникулах походил подтянулся хвосты, но оценки за четверть нам не изменили, и сын разозлился и вообще перестал учиться, начал прогуливать, 2 четверть по 3 предметам 2, по 4 не атестован, 3 четверть 50% двоек, 50 не атестован, в итоге не допустили до экзаменов, и оставили на 2 год , даже и не знаю будет он учиться или нет, а без окончания 9 класса даже в училище не берут, как ребёнка заставить учиться, уже руки совсем опустились за 2 года, хотя не дурак учиться может, тяжело ему только черчение и химия даются, с остальными предметами хоть как то но справлялся, вот такая печаль
    Добавлено спустя 2 минуты 58 секунд:
    К компьютеру доступа нет , телефон забирали, и стимулировали чем то приятным , например поход с девушкой в кино, кафе, ничего не действует, до школы доходит, на уроках не присутствует

  8. Nanrad Ответить


    Сложный этап взросления ребенка спокойно пережить удается далеко не всем родителям. Особое беспокойство у взрослых вызывает отказ сына или дочери-подростка от посещения школы, а также их частое вранье. Что делать, если подросток обманывает и отказывается учиться?
    Чтобы избежать различных проблем, связанных с подростковым возрастом ребенка, родителям потребуется внимательно изучить особенности его психологии в этот непростой период, а также научиться понимать настроение и желания своей дочери или сына. Очень важно, чтобы подросток мог доверять маме и папе.
    Зачастую случается так, что родители замечают за своим ребенком слишком частое вранье по-любому поводу. Обычно обманы с его стороны учащаются как раз в подростковый период. У психологов на этот счет есть достаточно четкое и подробное объяснение.
    В первую очередь маме и папе потребуется понять, что ложь для большинства детей — это своеобразный способ защиты от непонимания со стороны родителей и всего окружающего мира. Особенно серьезной может быть проблема, если самого раннего детства сын или дочка не привыкли доверять своим родителям. В таком случае подросток будет уверен, что взрослые точно не поймут его и будет защищаться от них враньем. Чтобы исправить ситуацию, необходимо объяснить наследнику, что он может в любую минуту обратиться к родителям за помощью. Какой бы жизненной сферы она не касалась. И чем раньше это будет сделано, тем более серьезных проблем удастся избежать.
    Еще одной распространенной причиной вранья со стороны подростка может оказаться его желание спрятаться от проблем. Чем старше становится ребенок, тем больше трудностей ему приходится преодолевать. Иногда в подростковый период на него сваливается слишком много проблем. а психологически мальчик или девочка просто еще не готовы их взвалить на свои плечи. Особенно, если до этого все трудности забирали на себя родители. Подростку кажется, что скрыться от проблем и обмануть окружающих — лучшее и самое простое решение в этом случае. Задача родителей — как можно раньше начать учить ребенка брать на себя ответственность и самостоятельно искать выход из сложившихся непростых ситуаций. Конечно, он должен знать, что при этом в любую минуту может обратиться за помощью и поддержкой к маме или папе.
    Если же родители заметили, что подросток врет не членам своей семьи, а друзьям, одноклассникам, учителям и т.д, то, скорее всего, у него есть какие-то серьезные внутренние комплексы и недовольство собой. Возможно, ребенок чувствует себя ущербным по сравнению с окружающими и при помощи лжи пытается возвысить себя и стать не хуже других хотя бы на словах. На самом деле — это достаточно серьезная проблема и справиться с ней ребенку обязательно нужно помочь. Лучше всего в таком случае вызвать сына или дочку на доверительный разговор и попытаться выяснить главную причину изменившегося поведения. Если же ребенок не привык к близости и откровениям между ним и родителями, то можно просто внимательно понаблюдать за его жизнью и отношениями с окружающими, тем самым попробовать вычленить проблему самостоятельно.

    Часто решение проблемы лежит на самой поверхности. Возможно, получить желанное внимание среди друзей и выделиться без вранья подростку поможет новое интересное увлечение, которое ему удастся подобрать вместе с родителями, смена имиджа или какие-либо другие аналогичные способы.
    Маме и папе обязательно нужно понять, что ложь в сложный обсуждаемый период — это не просто «вредность характера», а сигнал о наличии у ребенка каких-либо проблем и моральных трудностей. Даже если взрослым они на первый взгляд кажутся пустяковыми, то для подростка ситуация может быть совсем иной.
    Худшим решением будет чтение нужных надоедливых нотаций, наказание и прочие аналогичные жестокие методы. Лучше всего продемонстрировать ребенку, что он не один, мама и папа его понимают, а также в любую минуту готовы придти на помощь. Пусть подросток знает, что с различными трудностями придется сталкиваться в течение всей жизни, но от этого она не станет менее счастливой и интересной.
    Кроме того, часто помогает направление накопившейся нерастраченной у ребенка энергии в нужное правильное русло. Ведь бывает и такое, что врать мальчик или девочка начинает просто от скуки, чтобы сделать свою жизнь ярче и интереснее.
    Некоторые опытные психологи также отмечают, что ложь подростка иногда провоцируют и сами родители. Например, постоянно задавая ему вопросы с насмешкой или просто отрицательным настроением о различных событиях и поступках. Это будет подкреплять его желание соврать, причем совершенно неосознанно.
    Если такая проблема имеет место быть, то следует начать бороться с ней при помощи игнорирования. Услышав следующую ложь ребенка, потребуется не давать на нее никакую реакцию, как бы этого не хотелось. Необходимо, например, в течение 7 дней постараться контролировать свое общение с подростком и избегать лишних вопросов. А еще лучше менять их формулировку. Например, очень часто, что вранье от ребенка родители слышат по поводу его учебы. Узнав, что сына или дочки не было в школе, не следует провоцировать ложь с его стороны, расспрашивая: «Ну как там на уроках?». Лучше всего сразу спокойно высказать свое негативное отношение к этой ситуации, но без криков и наказаний. Например: «Мне неприятно, что ты обманул меня из-за такого пустяка. Мы могли вместе решить проблему заранее и не привлекать к ней учителей и завуча».

    Если вранье повторится, то следует снова постараться проигнорировать его, сделав вид, что это какая-то совершенно неинтересная посторонняя тема. Или же ответить: «Я отлично умею отличать правду от лжи. Поэтому давай просто спокойно прекратим этот бесполезный разговор».
    Такие действия продемонстрируют ребенку, что его вранье не дает желаемых результатов. Он поймет, что родители всегда видят обман, но при этом не срываются на нем за это и даже не назначают наказания. Бесполезность обмана будет настолько очевидной, что, скорее всего, вскоре он полностью прекратится.
    Конечно, приведенные выше советы могут помочь избавиться от вранья, но более серьезные проблемы, которые за ним кроются, останутся. Например, нежелание учиться из-за которого и начались прогулы школы. С ними бороться будет сложнее.
    Прежде чем приступать к решению этой проблемы, потребуется выяснить, почему подросток не хочет учиться. Причины могут оказаться самыми разными.
    Самая распространенная из них заключается в том, что ребенок просто не видит смысла в своей учебе. Кстати, «подогревает» такие мысли интернет, особенно различные темы в социальных сетях об абсолютной бесполезности диплома. Чтобы исправить ситуацию, стоит рассказать подростку о том, каким образом успешное окончание учебы может сделать жизнь более многогранной и интересной. Только беседа должна случиться как бы невзначай, а не в качестве нотации на тему нежелания ходить в школу. Мама или папа могут обсуждать такую тему между собой, проконтролировав, чтобы и ребенок ее услышал.
    Также часто причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к процессу. Особенно это касается детей, которые сильно выделяются среди своих одноклассников, например, одаренных подростков. Учителя обычной образовательной школы часто просто не способны найти индивидуальный подход к каждому своему подопечному, поэтому ребенок может просто заскучать на уроках. В таком случае лучшим решением будет перевод подростка в специализированный класс или школу, а также мотивация в виде различных олимпиад, викторин и прочих интересных учебных мероприятий. Помочь ребенку начать получать удовольствие от учебы могут и сами родители, подобрав для него увлекательные дополнительные занятия, а, кроме того, правильно организовав досуг после уроков и выходные дни.

    Возможно, нежелание учиться у подростка появилось по той, причине, что он конфликтует с кем-либо из одноклассников и учителей. Причины ссор могут оказаться самыми разными. Например, неудачная попытка завоевать лидерство или же просто переход в новый давно сложившийся коллектив. Ругать ребенка за участие в конфликтах ни в коем случае нельзя, это лишь усугубит ситуацию. Лучше всего попытаться с ним поговорить «по душам». Доверительные беседы и поддержка родителей могут дать мальчику или девочке те самые недостающие силы, которые нужны ему для самостоятельного решения конфликта. Если он оказался не слишком серьезным, то вмешиваться не следует, но обязательно нужно помогать подростку находить лучшие решения возникающих проблем и постоянно интересоваться развитием ситуации. Можно также рассказать о подобном опыте из своей школьной жизни, тем самым показав, что ребенок не одинок в своих трудностях. Или и вовсе предложить ему представить, что неприятный конфликт — это своеобразный увлекательный квест, который нужно полностью пройти и в итоге стать победителем.
    Чтобы не провоцировать у подростка нежелание учиться родителям также очень важно знать, как себя правильно вести. Например, категорически запрещается сравнивать своего ребенка со сверстниками, особенно если они более успешны в какой-либо сфере. Это может спровоцировать у мальчика или девочки ненависть не только к самому процессу образования, но также и к тем людям, с которыми их сравнивают родители. Результатом, скорее всего, станут не только прогулы школы, но и конфликты с теми самыми «идеальными», по мнению мамы и папы, учениками.
    Полезно будет постоянно хвалить ребенка за его даже самые малейшие достижения. Пускай внимание родителей будет акцентировано исключительно на положительных сторонах и поступках подростка. Можно хвалить его также в присутствии посторонних людей. Это приведет к тому, что мальчику или девочке будет хотеться становиться только еще лучше во всех отношениях.
    Не стоит говорить сыну или дочке о том, что будет, если ребенок перестанет учиться или скатиться до не желаемых оценок. Ни к чему хорошему это не приведет. Лучше всего постоянно обсуждать положительные радостные примеры. Например, такие в которых успешная учеба помогла человеку добиться небывалых успехов в жизни и получить от нее все желаемое. Очень полезно завести традицию вместе строить оптимистичные приятные планы на будущее. Можно даже сделать общий (или для каждого отдельный) «коллаж желаний», на котором окажутся все планы, стремления и мечты ребенка в картинках и фотографиях. Лучше всего повесить его на самое видное место и попытаться составить план, как осуществить их все. Пусть он окажется максимально подробным и расписанным практически по неделям и месяцам. Конечно, одним из способов достижения желаемого успеха должна оказаться отличная учеба. По мнению психологов этот способ является одним из самых действенных способов мотивации. Возможно, он настолько сильно увлечет подростка, что тот начнет самостоятельно изучать тему визуализации, правильного построения планов, грамотной самореализации и т.д. А она исключительно полезна для подрастающего поколения, независимо от пола.
    Если у родителей есть время и желание помочь своему ребенку справиться с появившимися проблемами, то им это обязательно удастся. Выяснив причины участившегося вранья и нежелания учиться, можно приступать к активной борьбе с ними.
    Любовь, забота и понимание со стороны мамы и папы помогут ребенку легко и быстро преодолеть все возникшие на жизненном пути трудности. Совместное времяпрепровождение, доверительные откровенные разговоры, а также построение общих планов на будущее — все это является отличным мотиватором для подростка на успехи в учебе. В такой обстановке не составит труда пройти непростой жизненный период ни детям, ни родителям.

  9. Sazilkree Ответить

    Иногда (и не сказать чтоб очень редко) в этом дворе за­кручивался спиральный узел общего и нерешаемого на вид конфликта. Все орут, кто-то кого-то валтузит, кто-то пытается их растащить, кто-то уже размазывает юшку по физиономии, в воздухе висят оскорбления по национальному признаку, оценки уровней умственного и физического развития про­тивников и обещания сношений в особо извращенной форме.
    И вот в этом-то случае неформальные лидеры двора (обычно это были два-три старших подростка, один из них по­чти всегда во дворе присутствовал в качестве «смотрящего») применяли методику, о которой я веду речь. Они несколько раз особым образом хлопали в ладоши (согнутые чашечкой ладони, получается очень громко, что-то вроде акустического удара) и дико орали: «Все! Сделали! Два! Шага назад!» Задача услышавшего этот призыв была проста. Нужно было немед­ленно прекратить то, что ты делаешь (бить, вопить, отнимать, растаскивать и т. д.), поднять голову, мысленно оценить, где центр потасовки, и от этого центра два раза шагнуть или от­ползти на адекватное двум шагам расстояние (если уже ле­жишь) . Если кто-то призыва не услышал (не захотел ему по­следовать) и продолжал агрессировать, то он моментально оказывался в вакууме (например, молотящим кулаками воз­дух) и тоже, конечно, прекращал — выглядеть невменяемым дураком никому не хочется даже в детстве.
    На некоторое время (обычно минута-две) сцена замирала. Кто-то выдыхал, кто-то оглядывался удивленно, кто-то всхли­пывал, кто-то медленно поднимался с асфальта и отряхивал пальто и рейтузы, кто-то продолжал беззвучно бормотать ос­корбления или оправдания себе под нос. Потом лидеры двора шли между замершими фигурами и разбирались (признаю, очень поверхностно — главная их задача была все-таки в оста­новке конфликта, а не в психологическом анализе ситуации): «Это твой мяч? Ты его даешь в общее пользование? Не да­ешь? Тогда вот забирай его и уходи. Это ее битка? Отдай ей! Кто тебе очки разбил? Не видел? И нечего было в очках в кучу-малу соваться! Иди сейчас домой, скажи, с качелей упал…»
    Ну и? — спросит читатель. Все это, конечно, мило-этнографично, даже где-то ностальгично, и немного жалко, что се­годня дворов вашего ленинградского детства нет и в помине, а есть только паблики «Вконтакте» и френдлента в «Фейсбуке». Но какое отношение все это имеет к тому, что мой ребенок меня ни в грош не ставит, хамит мне ежедневно, бабушку, которая его вырастила, недавно матом послал и школу про­гуливает, сидя за компьютером по ночам?
    Никакого не имеет, если у вас опять — «сделайте так, чтобы он…».
    А вот если «делаю я» — тогда самое прямое отношение. Я не знаю, что вы там у себя в семье делали и делаете сейчас, но ситуация однозначно зашла в тупик. Вы уже тысячу раз ему объясняли, «разговаривали по-хорошему», пытались догово­риться и даже по совету какого-то психолога «писали договор и вешали его на стенке» (там было про то, что он каждый день выносит мусор, делает уроки и сидит в компьютере не больше двух часов в день). Однажды вы не выдержали и разбили его телефон об стенку, а он швырнул в вас стаканчиком с каран­дашами. Все бесполезно! Ничего не помогает!
    Тогда и именно тогда — «методика двух шагов» со двора моего детства.
    — Ситуация зашла в тупик! — признаете и объявляете вы. — Я делал(а) то и это, и оно не помогает — и все мы это видим! Становится только хуже и хуже! Поэтому я для начала просто прекращаю делать все то, что делал (а). Явочным порядком, просто договорившись со всеми взрослыми членами семьи (они наверняка устали от конфликтов не меньше вашего). А ребенка честно проинформировав: не могу больше! Исчер­палась. Устала. Все. Все! Сделали! Два! Шага назад!
    Водили до школы под конвоем — перестали водить. Тре­бовали по вечерам показать дневник — не требуем. Отнимали гаджет — не отнимаем. Давали гаджет в обмен на что-то — перестали давать. Орали каждый вечер — перестали орать. Поднимали в школу ведром холодной воды на голову — пе­рестали поднимать. Ласково уговаривали — перестали угова­ривать. Никогда не говорили о чувствах — начали говорить (не ему, в пространство). Задолбали всех своими чувствами — заткнитесь. Простая закономерность: перестали делать все то, что делали на этом поле до того. В пределе:
    — Доброе утро, Петенька!
    — Спокойной ночи, Петенька!
    И все.
    Назначили себе (и всем остальным) срок: две, три недели.
    Вы (и остальные домашние) в эти недели просто отды­хаете. Встаете с асфальта, оглядываетесь, отряхиваете пальто, вытираете юшку. Разговаривать при этом «о природе, погоде и видах на урожай», разумеется, можно. Если ребенок сам вы­шел на вас с вопросом или проблемой — принять, четко и ко­ротко ответить. Если вопрос: купи мне восьмой айфон, — от­вет: не куплю (это в ваших силах). Если вопрос: можно я поеду к друзьям на дачу с ночевкой? — ответ: я бы не хотела, чтобы ты ехал, но насильно задержать тебя физически не могу (это не в ваших силах), а орать и конфликтовать у меня больше нет сил, решай. Если решение принято в вашу пользу, не за­будьте дать положительную обратную связь — шансы есть, ребенку, подростку ведь тоже хочется удержать, закрепить больше чем на две недели непривычное бесконфликтное су­ществование.
    Вот и вся методика.
    Сама по себе она не решает ника­ких проблем, но она реально позволяет разорвать «порочный круг» самовоспроизводящихся, изнуряющих и не ведущих ни к чему конструктивному семейных конфликтов.
    Но, отдыхая от конфликтов, умственно вы, конечно, ра­ботаете. За эти три недели вам (и домашним) надо сформи­ровать план: как жить дальше? Причем план должен быть на все время, оставшееся до взросления ребенка. Если ему, например, сейчас 14 лет и он учится на твердое два, то план— «до армии», на четыре года. Понять для себя: что вы делаете и чего не делаете? И еще раз: там, в этом плане, нет ничего про «он должен», там есть только то, что делаете вы (и дру­гие родственники). Например: если ты учишься в технику­ме, мы кормим тебя до его окончания. А если не учишься, то в 16 лет даем паспорт в зубы, и идешь устраиваться на ра­боту. Устраиваешься, живем мирно, как взрослые люди, — все нормально, хотя мы, конечно, за образование и всячески будем способствовать, если ты соберешься. Если на работу не устраиваешься, мы минимально кормим (без оплаты ин­тернета) до восемнадцати и до тех пор, пока не сумеем раз­менять квартиру и выделить тебе комнату. Дальше уезжаешь туда, и встречаемся по-американски, на рождественскую ин­дейку. Любая попытка как-то нормально обустроиться в жиз­ни: работа, учеба и т. д. — можешь рассчитывать на нашу все­мерную поддержку.
    Или любой другой удобный и выполнимый для вас (се­мьи) план.
    Например: да делай ты что хочешь, пока жива, буду тебе по утрам кофе в постель приносить и гаджет включать, а как помру, уж сам обустраивайся, я все равно этого не увижу.
    Самое главное — потом вы реально делаете то, что запланировали и о чем честно сообщили ребенку. Если вы сомневаетесь, что сможете сделать то или иное, план изна­чально должен быть другим. Только то, в реальности и испол­нимости чего вы не сомневаетесь.
    Теги: воспитаниеконфликтыподросткипсихологиясемья

  10. TEGAX Ответить

    Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Что происходит?
    В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период – трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, – взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, – только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…». Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!
    Однако на деле получается наоборот. Как заставить учиться?
    Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в  унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.
    И совсем  было бы худо, если  бы не странное совпадение: ведь  у всех так, не только у  нас, почему?

    Подросток хочет учиться!

    Есть  такой миф, что подросток учиться  не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории…
    Обычно  родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

    Во что это выльется

    Теперь  у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно  немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область – причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста – правда, здорово?
    Но  что же дальше, спросите вы, во что  все эта апатия к учебе выльется через пару лет?
    А дальше вот что. Средняя школа – важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый – оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.
    Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы – прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.
    Другие причины
    Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
    Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
    Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже снимает  розовые детские очки и видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
    Третья  причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

    Важный  возраст

    Главный совет, который можно дать родителям  на этот момент: будьте рядом и помогайте  утолять возрастную жажду ребенка – познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно – в компании.

    Что почитать взрослым

    Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов.

    Что почитать подросткам

    «Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *