Что делать если в 3 года ребенок не слушается?

18 ответов на вопрос “Что делать если в 3 года ребенок не слушается?”

  1. DarkArro Ответить

    Кризис 3 лет не имеет границ во времени, у кого-то он может наступить в 2,5 года, а кому-то «повезет» на год позже. Такие отличия зависят от темперамента деток, режима родительского воспитания, а также, степени доверительных отношений между крохой и мамой/папой.
    Кризис ли это, рассмотрим основные признаки:
    стремление противоречить взрослому по любому поводу;
    плач без причины. В некоторых ситуациях это доходит до абсурда: малыш может отказываться от своих желаний, даже если он этого очень хочет, но инициатива приходит от родительской стороны. Например, мама с чадом заигрались на детской площадке, пора идти домой, кушать, про что она и сообщает. Ребенок проголодался, но возвращаться в дом не хочет, кричит и плачет, потому что предложение о возвращении озвучила мама;
    упрямство: «я хочу! я сам!»;
    вспышки ревности и жадности;
    появления необоснованной агрессии, капризов и истерии;
    деспотические наклонности. Ребенок вообще не слушается, диктует свои правила поведения всем окружающим;
    ● происходит переоценка «жизненных ценностей» малыша. Сегодня уже не нравится мишка, хотя еще вчера не мог без него уснуть.
    О признаках кризиса, на которые следует обратить внимание, рассказано в этом видео: 

    Ребенок в 3,5 года не слушается: причины

    Итак, давайте разберем, почему ребенок не слушается в этом возрасте.
    Возрастные изменения.
    Корректируются интересы ребенка, ему становится более интересен окружающий мир, который он хочет самостоятельно исследовать. «Мама говорит не беги туда, а что же будет если я побегу? Интересно…» — вот примерно так, малыш рассуждает в этом возрасте.
    Психологическая напряженность в семье. 
    В случаях, когда родители позволяют себе некоторые вольности в виде сквернословия, поднятия руки на ближнего, не удивляйтесь, почему кроха в 3 года не слушается, дерется и вообще, ведет себя неподобающе. Он вырос там, где такие действия являются абсолютно нормальным явлением.

    Усталость малыша в физическом и эмоциональном плане.
    Чаще всего это случается в семьях, где пытаются дать крохе как можно больше знаний и раскрыть все таланты в раннем возрасте.
    Игнорирование желаний и просьб. 
    Представьте, что вам все время указывают и дают задания, обязательные к исполнению, а о ваших требованиях и желаниях никто не интересуется, обидно, правда? А ребенку вдвойне, вот он истериками и капризами пытается заявить о себе.
    Авторитарный стиль воспитания.
    Папа/мама командует, а ребенок подчиняется и безоговорочно выполняет все указания. Но в некоторый момент приходит период, в котором малыш в 3 года не слушается, кричит, требует чтобы его уважали как личность.Такой революционный настрой ребенка является последствием посягательств на его «я».

    Что делать

    Подготовьтесь к тому, что кроха быстро научится манипулировать вами через плач и истерики, это может происходить как дома, так и в общественных местах. Очень часто в подобных ситуациях родители идут на уступки, исполняют все желания и капризы малыша, лишь бы только он прекратил плакать. Если родитель хоть раз так сделает, с того момента, как говорится, он будет на крючке.

    Как быть, если малыш не слушается в 3 года? Советы психолога

    Не ведитесь на провокации. Терпеливо и в спокойном тоне ведите беседу с ребенком.
    Используйте дипломатические навыки. В необходимых ситуациях подмените желания чада. Например, конфету сегодня купить никак не получится, но вот фруктовый йогурт, да еще и сок, вполне возможно!
    ● Во время истерических предпосылок отвлеките кроху на что-нибудь нейтральное. В большинстве случаев это работает.
    ● Когда 3-летний ребенок не слушается и требует чего-то, предоставьте ему право выбора (как минимум из двух вариантов, которые удобны вам).
    Поощряйте малыша за проявленную самостоятельность.
    ● Не сдавайтесь, и отстаивайте свою позицию.
    Не принуждайте кроху к действию напрямую, эффективней это сделать в игровой форме.
    ● При вспышках истерики не стоит рассказывать как это нехорошо и некрасиво, такими действиями вы только подольете масла в огонь.

    Советы врача Комаровского

    В случаях, когда ребенок в 3 года не слушается, Комаровский Е.О. советует родителям игнорировать истерическое поведение крохи. Малыш своими капризами и плачем испытывает родителей на прочность. Если вы будете оставаться спокойными и непоколебимыми — премьера истерики отложится на некоторое время, а со временем, забудется «главным режиссером» вовсе. Видео с советами известного педиатра, можно посмотреть здесь:

    Ребенок не слушается в 3 года что делать: полезное видео

    Ваш ребенок в три года не слушается? Чтобы узнать почему это происходит и как бороться с такой ситуацией, рекомендуем посмотреть это видео:

    Вам будет интересно

    Рекомендуем прочитать серию статей, что делать если ребенок не слушается в 1, 2, 4, 5, 6 и 7 лет, подготовьтесь к этому заранее:
    Ребенок в 1 год не слушается и истерит, что делать?
    Если не слушается ребенок в 2 года, что делать?
    Если ребенку 4 года, не слушается, что делать: советы психолога
    Если ребенок не слушается в 5 лет, что делать родителям
    Если ребенок 6 лет не слушается, психует и огрызается, что делать?
    Если ребенок в 7 лет не слушается, что делать?

  2. piktors Ответить

    Порой наши просьбы больше напоминают квест, многоходовку с которой не так-то легко выйти победителем. Мы озадачиваем малыша вопросами, на которые он не в состоянии ответить. Например: «ты думаешь, учительнице понравится, если мы опоздаем в школу?», «ты решил на своих руках вырастить колонию микробов?»…
    Чтобы понять, ребенку придется:
    провести логические цепочки,
    выстроить связь между примером и тем, что он знает,
    подумать, какой ответ мы хотим услышать.
    А в итоге он может и не дойти до действий. Мы же увидим картинку так: ребенок нас не слушает.
    Совет! Говорите прямо, что нужно сделать.
    Если хотите малышу задать наводящие вопросы, тогда вы должны учесть несколько моментов:
    С крохой стоит разговаривать на понятном ему языке. Это касается любых сведений и примеров. Если маленький чего-то не знает, тогда или пример нужно поменять, либо объяснить его.
    При помощи примеров/вопросов объяснение будет дольше. Будьте готовы не к моментальному результату, а к беседе на 10-200 минут.
    Приводите многоступенчатые доводы. Никому не хочется воспитывать малыша командами для собаки: «лежать, сидеть, фу». Мы хотим, чтобы дитя научилось самостоятельно принимать правильные решения. Этого можно добиться, если научить размышлять кроху. Как это сделать:
    подготовьтесь к беседе заранее;
    продумайте, что в его возрасте интересно;
    постройте беседу от простого/понятного к сложному на основе интереса крохи
    Избегайте вопросов с двойственными ответами.
    Рост понимания строится не на одном разговоре. Но вы справитесь!

    Запреты-команды

    Представьте, но вы сами можете подсказать карапузу сценарий его баловства! Когда малыш слышит какую-то информацию, он видит ее в картинке. Вы говорите: не лезь на дерево! Ребенок видит, как он на него лезет. И ему уже хочется это сделать. Он даже может не успеть запретить себе залезть.
    Совет! Избавьтесь от слова «не». Если хотите получить конкретный результат, озвучьте его. Не хотите, чтобы маленький лазил по деревьям, а хотите, чтобы он играл на полянке? Так и скажите: «играй на поляне».

    Радио свобода

    Одна из самых частых ошибок родителей является отсутствие действий. Вы можете 100500 раз сказать, но это будет восприниматься, как фоновое звучание, издаваемое радио. И на это можно не обращать внимание.
    Совет! Просите малыша максимум 3 раза:
    Озвучьте просьбу. Если не последовало ответной реакции от крохи, подойдите и удостоверьтесь, что он вас услышал.
    Четко повторите просьбу. И предупредите, что, если не будет действий со стороны малыша, на него будут возложены санкции.
    Последний раз просьба должна сопровождаться санкциями: «Я предупреждала, что будет, если ты не сделаешь то-то?»
    Так вы придадите своим просьбам вес, а себе уважение в глазах карапуза.
    Но не пытайтесь часто управлять поведением крохи. Только в ключевых моментах! В Библии сказано: «вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их». Частыми просьбами по поводу и без, можно раздражать и довести до вынужденной «глухоты» кого-угодно.

    Крик

    Для многих взрослых ничего не стоит перейти на крик. Так они хотят показать свою силу и власть. Но что получается в итоге:
    Крик пугает и доводит до прессинга. В итоге кроха сделает то, что вы «просили», но не поймет, почему так надо. А значит, будет снова и снова вынуждать нас кричать.
    Вы смоделируете ошибочную модель поведения, когда нужно кричать, чтобы быть услышанным. Очень скоро малыш будет кричать на все, и даже на вас, когда вы не услышите его.
    Ваши слова в спокойном тоне обесценятся.
    Даже к бесконечному ору можно привыкнуть и его не замечать.
    Как видно, это – тупиковая линия развития общения. Но выйти из нее можно.
    Совет! Учитесь успокаиваться, видеть последствия своих слов и действий, держите себя в руках. Порой шепот действует сильнее!

    Белый шум

    Те, кто живут рядом с источником постоянного шума, перестают его замечать. Это явление называется «белый шум». Так и наши бесконечное указания и запреты становятся прозрачными и незаметными, как белый шум.
    Совет! Сосредоточьтесь на главном.

    Вы не слушаете сами

    То, насколько вы готовы слушать, настолько слушают и вас. Ребенок учится у нас, следуя нашей манере поведения. Как мы выслушиваем его детский наивный лепет, который важен для него, так он будет внимателен к тому, чем мы делимся с ним.
    Совет! Слушайте!

    Усталость

    Порой чисто физические причины мешают ребенку сосредоточиться. Например, он голоден, устал, занят чем-то важным или в другой комнате.
    Совет! Подыскивайте подходящее время для бесед.
    Возможно, проблему эти советы не решат быстро. Зато помогут найти взаимопонимание и заложат основу для будущего решения. Если вам статья понравилась, подписывайтесь. И получайте еще много интересных статей. Направляйте своих друзей на сайт, чтобы и они смогли поучаствовать в наших беседах!

  3. bazarostov Ответить

    Прежде чем уступить, важно помнить, что уступки не должны перерасти в способ облегчения родительской задачи. Воспитывать и обучать малыша тому, что должен уметь каждый – первоочередная задача родителей.
    Запреты обязательны:
    когда есть угроза жизни или здоровью;
    когда запрет способствует выработке необходимых черт характера;
    когда запрет способствует соблюдению режима дня.
    А в этих случаях можно уступить:
    покупка желаемой игрушки, при условии, что не ежедневно и просьба выражена в качестве просьбы, а не требованием или истерикой. Оптимальным вариантом будет приурочить такую покупку к какому-нибудь торжеству;
    на период болезни либо плохого самочувствия.

    Наказания

    Если наказание становится неизбежным, важно объяснить ребёнку свой поступок. В противном случае существует риск, что малыш затаит злобу, что приведёт к формированию психологических проблем. Важно помнить, что ребёнок 3 лет не всегда в состоянии понять, за что именно его наказывают. У него только начинает формироваться причинно-следственная связь между событиями. Объяснив ему, снижается уровень и острота обиды, а также появляется возможность сделать выводы и вынести урок.
    Наказания бывают:
    Словесные. С помощью разговоров до сознания малыша доходит, что родители недовольны его действиями, что поведение у него неподобающее.
    Физические. Применяются в случае отсутствия реакции с детской стороны на словесное наказание. Крайне нежелательно применение такого вида наказания. Оно провоцирует формирование психологических проблем у детей, неадекватных реакций на происходящие события, развитие комплексов, а также становится причиной непонимания во взаимоотношениях.

    Отделение поступка от личности

    Когда дети не слушаются, важно ругать их за сам поступок, не называя плохими. Поступок – плохой, малыш – нет. Ближе к трём годам детям очень легко поверить в свою неполноценность и ущербность. Задача родителей научиться воспитывать так, чтобы его внутреннее «Я» при этом не страдало, и стремиться не развивать комплексы и неуверенность в себе.

    Основные рекомендации родителям

    Физиологическое и психическое развитие сильно зависит от правильного подхода родителей к послушанию своего малыша. Поэтому не следует пренебрегать нижеприведёнными рекомендациями, которые помогут пройти не только возрастной кризис непослушания, но и любые другие причины, которые заставляют вашего ребёнка идти вразрез с общепринятыми правилами поведения. Итак, что должен уметь и знать каждый родитель:

    Поддерживать зрительный контакт, разговаривая с ребёнком. Чтобы сфокусировать внимание ребёнка, нужно присесть возле него и начать разговор;
    Не позволять вседозволенности. Нужно определить чёткие разумные границы и стараться за них не выходить;
    Чётко соблюдать распорядок дня;
    Соблюдать спокойствие, не поддаваться на провокации, не переходить на крик и вести себя последовательно. Это то, что должен уметь абсолютно любой человек, не говоря уже о родителях;
    Избегать многократного повторения просьбы. Вместо этого, можно прибегнуть к наклейкам-напоминалкам на видных местах;
    Придерживаться одной линии воспитания между всеми членами семьи. То, что нельзя у мамы, должно остаться нельзя у всех; 
    Дать больше свободы выбора и свободы в принятии решений. Например, пойдём гулять в парк или в песочницу;
    Следить за своим поведением и манерой общения. Дети учатся коммуникации у своих родителей;
    Стараться не использовать предлог НЕ. Дети трёх лет не понимают его предназначение и воспринимают такую фразу, как посыл к действию;
    Стремиться превращать в игровые моменты конфликтные ситуации. Например, не родитель – ребёнок спорят между собой, а котик и кролик. Это позволит ему быть более открытым в своих эмоциях.
    Следует помнить, что в 3 года ребёнку необходимо больше времени на выполнение просьбы родителей, также важно чётко формулировать свои мысли (не «Сколько можно», а «Перестань»), выражать их с помощью коротких предложений, и не ставить перед малышом слишком сложных многоуровневых задач. В случае необходимости – разбить такую задачу на несколько этапов.
    И самая главная рекомендация – это временный этап в жизни вашего малыша. И то, насколько вы будете готовы к нему, а также как вы с ним справитесь, зависит психическое здоровье вашего чада.

  4. Skyejin20 Ответить

    Возраст от 3 до 4 лет – переломный для маленьких детей, недаром о нем говорят как о кризисном периоде. Это время протестов, бунта и освобождения от диктата взрослых. Именно поэтому трехлетний малыш не слушается маму, отказывается выполнять ее законные требования, выражает недовольство запретами и ограничениями. Этот этап взросления неизбежен, однако вы можете предугадать и значительно снизить «накал страстей».

    Почему ребенок не слушается: выясняем причину непослушания

    Ребенок в 3-4 года не слушается взрослых не потому, что хочет их разозлить. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними.
    Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия. Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.
    Рассмотрим пример: ребенок бегает по дому и разбрасывает вещи, отказываясь их поднимать. Что можно сделать? Присядьте рядом с ним, чтобы ваши и детские глаза находились на одном уровне. Поинтересуйтесь, почему он балуется. Если малыш молчит, попробуйте угадать.
    – Дима, ты разбрасываешь вещи, потому что разозлился?
    – Да, я злюсь.
    – Почему ты разозлился?
    Хорошо, если ребенок может ответить о причине недовольства. В случае же молчания – помогите ему. Вспомните, что могло стать источником его негативных эмоций.
    – Ты злишься, потому что в магазине я не купила тебе новую машинку?

  5. Evgeniy Alekseevich777 Ответить

    Период между двумя с половиной и тремя годами занимает особенное место в психологии развития. Это возраст, когда очаровательный малыш уже многое умеет делать сам. Ребенок отделяется от матери эмоционально, он уже не так зависим от нее, и хочет проявлять себя как самостоятельная личность. Иначе данный момент называют кризисом трех лет. С ним неизбежно сталкивается каждый родитель. Основные проявления этого периода заключаются в том, что ребенок часто становится неуправляемым и агрессивным. Из милого, ласкового и послушного крохи он превращается во вредное существо, которое испытывает родительское терпение и все делает наперекор. Ребенок нарочно ведет себя плохо, чтобы продемонстрировать близким людям свой индивидуальный характер. Почему малыш так поступает, что руководит его поступками и как следует реагировать родителям?

    Причины


    Если вашему ребенку 3,5 года, вероятно, вы уже успели познакомиться с переменами в его поведении. Вас может удручать и беспокоить то обстоятельство, что изменения произошли стремительно и не в лучшую сторону. Ребенок совсем перестал слушаться, он ведет себя ужасно: закатывает скандалы, устраивает истерики и требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись. Крики здесь не помогают, иногда мамам бывает стыдно перед окружающими людьми за поведение своего чада. Что делать в этом случае? Для начала необходимо разобраться в причинах.

    Отстаивание независимости

    Ребенок трех лет хочет чувствовать себя автономным от мамы. Он начинает осознавать, что является отдельной личностью, у которой есть свои вкусы, желания, предпочтения. Такое осознание приводит к формированию внутреннего протеста: ребенок отказывается есть кашу, сваренную мамой, обзывается, ломает игрушки, обижает других детей. Иногда создается впечатление, что малыш не просто не слушается взрослых, а испытывает их нервы на прочность: он ведет себя не просто плохо, а отвратительно. Многие родители в этот период не знают, что предпринять, оказываются в ситуации тупика.
    Ребенку же кажется, что его свободу хотят ограничить какими-то мнимыми правилами и условностями. И вот он начинает проверять, насколько для взрослых значимы эти рамки и что будет, если нарушить запрет. Каждый родитель малыша 3,5 лет знает, что как только чадо что-то запрещаешь, он тут же начинает требовать именно эту вещь. Если у соседского мальчика имеется красная машинка, то маленькому Гришеньке срочно требуется такая же! Не важно, что уже через несколько минут он про нее забудет, намного значительней для него сейчас момент сиюминутности.

    Проявление самостоятельности

    Малыш 3,5 лет хочет, чтобы взрослые воспринимали его как большого мальчика или девочку. Смешно, но сын или дочь даже могут обижаться, если при ком-то продолжать называть их маленькими. У детей в это время начинает выстраиваться положительный образ собственного «Я», потому они так любят находиться в центре внимания и выставлять напоказ успехи. Достижения придают им оптимизма для того, чтобы продолжать считать себя хорошими. Если ребенка слишком много ругать и одергивать за плохое поведение, то у него может разрушиться это счастливое представление о себе самом.
    Дети в возрасте трех лет мечтают быть самостоятельными во всем. Они не хотят ничего делать по указке взрослых, потому что каждую непреложную истину подвергают сомнению. Тщательный пересмотр прежних правил поведения помогают им сформировать собственный взгляд на мир, пусть пока детский и достаточно примитивный.

    Что делать

    Иногда кажется, что с этим маленьким чудовищем сложно справиться. Легче маме самой убрать за ним игрушки, поднять с пола опрокинутую тарелку, чем просить об этом любимого баловника. Бездействовать, однако, нельзя. Если не ставить маленькому сыну или дочери никаких рамок, то ребенок не будет ощущать границ в своем поведении. Между тем, важно знать, как удовлетворить значимые потребности ребенка, и тогда его поведение можно будет скорректировать. Конечно, избежать проявлений негативизма и яростного бунта не удастся, но всякое воспитание начинается с попытки понять друг друга, изучения особенностей поведения. Маленький человек – не исключение.

    Четкое соблюдение режима дня

    Многие родители грешат тем, что никак не нормируют день малыша, не делают четких моментов кормления, игры, познавательных занятий, отдыха. Крайне важно на все эти составляющие выделять время, и лучше включать в график одни и те же часы. Такие действия помогают формировать у крохи привычку следовать указанным правилам. Четкое соблюдение режима дня позволит ему в дальнейшем оставаться дисциплинированным человеком, вырабатывать в себе ответственность и серьезный подход к любому делу. Кроме того, когда есть точное расписание действий, которые необходимо совершить, и родителям гораздо проще находиться с малышом: не придется его ежеминутно успокаивать, отвлекать от чего-либо. Ребенок, который следует четкому распорядку, сам со временем становится спокойнее, уравновешеннее. Он привыкает, что за одними событиями дня следуют другие. Такая предсказуемость способствует созданию ощущения безопасности, снятия тревоги, агрессивности, всяческого раздражения.

    Запреты и ограничения


    Если маленькому человечку все позволять, то в конечном итоге это выльется во вседозволенность. Тогда и не стоит удивляться тому, что ребенок вас не слушается. Уступив ему однажды, вы рискуете оказаться в незавидной роли. Родителям на самом деле крайне легко потерять авторитет в глазах своего чада. С малых лет ваш наследник должен хорошо усвоить, что ему разрешается, а что нет. По вполне понятным причинам от многих вещей следует оградить малыша заранее. Годам к пяти и мальчики, и девочки обычно начинает четко осознавать, как можно поступать, а чего делать не следует. Сколько бы ребенку ни было лет, запреты должны присутствовать. Они являются неотъемлемым элементом правильного воспитания.
    Запреты и ограничения, если не переходят всякие границы, являются полезными для формирования адекватного отношения к миру и самому себе. Если ребенку все позволять, то он очень скоро перестанет ценить то, что имеет и станет принимать все как должное. Когда любимый сыночек в три года не слушается маму с папой, мало у кого возникнет желание наказать его. Лет ему совсем еще мало для осознания, что он ведет себя некрасиво. Но и родителям надлежит понять свое чадо. Ребенок просто хочет чувствовать себя важным и значительным. Поэтому нельзя запрещать слишком много. Этим вы тоже создаете препятствия для развития.

    Когда уместны уступки

    Родителям важно понимать, что если не уделять достаточно внимания и сил воспитанию, то малыш очень скоро начнет пользоваться тем, что ему всегда уступают. Ребенок всегда сможет найти некоторую слабину в характере близкого человека, причем распознает он ее с легкостью. Никто не говорит о том, что собственное дитя не нужно жалеть, а надо ограничить во всем. Разумный подход поможет преодолеть любые трудности. Уступать, конечно, нужно, даже необходимо, ведь ребенок только узнает этот мир, поэтому ему простительны самые нелепые ошибки.
    Главное, что стоит уяснить: оставляйте всегда незыблемыми те вещи, которые помогают вырабатывать характер, повторяются изо дня в день или попросту представляют собой опасность. Например, малыш должен с малых лет знать, что нельзя играть с огнем, перебегать дорогу на красный свет светофора (даже если ему очень хочется), баловаться в общественном месте, устраивать истерики в магазине. В противном случае вы не сможете справиться с ним, когда он станет старше. Дети имеют обыкновение быстро привыкать к приятным вещам. А вот в чем можно уступить: купите ребенку желанную игрушку, только не по первому требованию со слезами, а на какой-нибудь ближайший праздник. Пусть ваше чадо помечтает о какой-то вещице, он должен знать, что все стоит денег, ничего не дается просто так. Следует уступить ребенку, когда он болеет и плохо себя чувствует. В такие моменты малыш особенно нуждается в вашем внимании и поддержке. Будет несправедливо и неправильно оставлять его страдать еще больше. В детстве так важно чувствовать, что есть на свете кто-то могучий и сильный, кто всегда сможет защитить тебя и убережет от всяких опасностей (реальных или мнимых, существующих лишь в воображении).

    Объясняйте, за что наказываете

    Если вы все же прибегаете в процессе воспитания к некоторым методам воздействия, то нужно обязательно пояснять ребенку свой поступок. Иначе он может очень сильно обидеться и затаить злость на долгие годы. Вряд ли родители стремятся к такому повороту событий. Иногда может казаться, что объяснять ничего и не нужно, но это не так. Маленький человек не всегда оказывается в состоянии сразу сопоставить некоторые факты и сделать соответствующие выводы. Объяснение своего поступка поможет снизить степень обиды ребенка на происходящее и сделать соответствующие выводы.
    Наказание может быть словесным и физическим. В первом случае на ребенка идет воздействие посредством неодобрения со стороны отца и матери. Он начинает понимать, что ведет себя не лучшим образом. Если ребенок капризничает и позволяет себе различные шалости, то самым лучшим методом является просто сделать ему замечание, объяснив, почему так вести себя не нужно. Прибегать к физическому наказанию не рекомендуется. Доказано, что данная мера воздействия не способствует восстановлению контакта детей с взрослыми, а напротив, отдаляет их друг от друга. Физическое наказание ведет к непониманию в отношениях, к формированию различных комплексов, обид, неадекватного поведения в дальнейшем.

    Отделяйте поступок от личности

    Так часто бывает: сделал что-нибудь нехорошее малыш трех лет, и его сразу называют плохим. Но ребенок на самом деле не плохой! Он просто совершил что-то противоречащее общественным представлениям о норме. Поступок может быть некрасивым или характеризовать человека с дурной стороны, но личность при этом никак не должна затрагиваться. Когда малышу только 3,5 года, ему очень просто поверить в собственную неполноценность и никчемность. Не нужно спешить взращивать в наследнике многочисленные комплексы, ведь вы не хотите, чтобы в дальнейшем он страдал? Постепенно в нем может утвердиться мысль о своем дурном характере и тогда разовьется неуверенность в себе.
    Таким образом, прожив три года жизни, ребенок выходит на новый этап. Ему хочется познать этот мир во всей своей полноте. Но тут вмешиваются родители и ставят ему запреты.

  6. badzan Ответить

    3 года – это кризисный период в жизни крохи. Он начинает делать все наоборот, становится крайне капризным и вредным. Нередки ситуации, когда у родителей попросту начинается неровное истощение на фоне постоянных криков и истерик. Характеризуется такой период тем, что малыш становится самостоятельным и пытается найти границы дозволенного. При этом у него возникает желание в 3 года начать отстаивать свое я.
    Как уверяют психологи, ребенок в 3 года имеет страстное желание перекраивать мир под себя. А так как механизмы управления еще не отлажены и даже не знакомы, остается только один вариант – вредность. Поэтому он и не слушается. Для родителей же возраст ребенка 3 года ознаменовывается одним – как научить ребенка слушаться.

    Нередко вредность малыша в 3 года становится причиной того, что он еще не может говорить, поэтому он начинает предъявлять свои желания таким образом и пытается достучаться до родителей, поэтому начинает привлекать их внимание таким способом. И тут маме и папе следует работать на опережение и заняться активным развитием речь малыша.

    Какие запреты можно применять для ребенка

    Малыш растет и естественным образом хочет доказать всем, что он уже многое может и умеет. Задача родителей в 3 года не сломить маленького человечка, а поддержать в нем стремление к самостоятельности. И если он не слушается, не стоит начинать впадать в истерику и использовать различные методы воздействия на ребенка. Важно понять все те причины, что заставляют его вредничать, и построить всю систему общения и воспитания ребенка, чтобы не возникало вопроса: как заставить ребенка слушаться. Заставить его невозможно.
    Кроха в 3 года еще недостаточно хорошо понимает, что можно, а что нет. Поэтому для родителей принципиально важный момент – научить его и закрепить в памяти, какие действия можно совершать, а какие нет. Дети в этом возрасте учатся запоминать правила, а значит такой вариант самый лучший, чтобы обучить их, что допускается, а что нельзя. Однако для родителей должно быть важно не передавить с запретами. Так, например, специалисты рекомендуют не устраивать слишком много нельзя, а использовать их только в жизненно важных ситуациях, например, говоря, что не стоит засовывать пальцы в розетку или играть на дороге. Если же часто запрещать ребенку все, даже такие приятные мелочи, как поваляться в листве в парке и т.д., легко можно полностью лишить его интереса к любой познавательной деятельности.

  7. sash26 Ответить

    Здравствуйте, Оксана.
    Вы сами опаздываете во всем. Ребенку 3,5 года, почему еще его не определили никуда? Например, в ЦРР(центр развития ребенка?)=детский сад? Его поведение, это-крик души, сто он нуждается в четких границах, вот и вам кризис  3-х лет.Упрямство. Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Строптивость. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит ( особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).Своеволие. Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей ( вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы, тд.)Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий. Когда позднее ( в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит, и захотят это исправить, то, сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
    Негативизм. Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
    Что нужно делать?
    Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда
    будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть.
    Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, тд.» Они берут ребенка за руку.ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: « А теперь пора умыться».Или: « Пора убирать игрушки. Эти кубики как потерявшиеся автомобили. Давай поищем для них гараж…»
    Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
    Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» — абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно и строго соблюдаются в семье ( не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора, тд.)
    Причем «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. «Кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей.
    Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день – действительно ли то, что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту, т.д.), их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
    Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлив – сын будет же)
    При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что – нибудь нейтральное.
    Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
    Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол, и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди — ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, т.д
    Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
    Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

  8. igor_art65 Ответить

    Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:
    1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
    2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
    3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
    4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
    5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
    6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

  9. KiAlVa Ответить

    Советы, которые помогут вам улучшить взаимоотношения с ребёнком дошкольного возраста:
    создайте режим дня с достаточным количеством времени для сна и досуга, а также регулярным приемом пищи. Усталый, голодный и скучающий ребёнок склонен к раздражительности и непослушанию;
    концентрируйтесь только на непосредственном общении с ребёнком. Отложите все дела и ни на что не отвлекайтесь. Установите зрительный контакт, если хотите что-то сказать или попросить;
    будьте правильным примером, демонстрируя коммуникативные навыки, такие как умение слушать, сосредотачиваться, устанавливать зрительный контакт и задавать уточняющие вопросы;
    общайтесь доступным языком и простыми понятиями;
    уточняйте, что ребёнок слушал вас, понял и принял слова к действию. Достаточно простого «да»;
    «Потому что я так сказал…» — вам не всегда нужно объяснять мотивы, лежащие в основе просьбы, поскольку иногда это приводит к ненужным вопросам и ссорам;
    избегайте повторения одного и того же вопроса или просьбы снова и снова — это подрывает ваш авторитет.
    Эти советы помогут укрепить родительский авторитет и улучшить ваши отношения с дошкольником. В этом возрасте ребёнок с меньшей вероятностью будет сопротивляться и проявлять непослушание, если получит чёткие инструкции и почувствует поддержку.

    Ребенок не слушается в 8-12 лет: что делать?


    В начальной школе дети больше общаются со своими сверстниками, учителями и другими авторитетными для них фигурами. Они начинают чувствовать уверенность и гордость за свои успехи, навыки и новые способности. Их чувство идентичности еще развито не достаточно сильно — дети только «прощупывают» его, учась самоконтролю и независимости. Однако, поскольку их отношение к риску, ответственности и социальным нормам нельзя назвать зрелым, они склонны действовать импульсивно, идя на поводу у любопытства.
    Школьники ведут себя более организованно и аргументировано, нежели их младшие братья и сестры. Тем не менее, такие дети все еще не способны мыслить абстрактно — большая часть их мыслей и действий направлены на конкретную, чётко поставленную цель. Школьники могут обобщать конкретную информацию, но просьбы и правила, установленные родителями, все равно должны иметь чёткий и обоснованный характер:
    всегда старайтесь давать ребёнку выбор из двух возможных вариантов. Настаивайте на выборе из предложенных вариантов, даже если дети требуют другой вариант;
    включите в свой режим дня обязательное общение с ребёнком на разные темы;
    не решайте все проблемы за ребёнка – лучше спросите, какое решение видит он, обсудите плюсы и минусы;
    используйте авторитетные фразы, такие как «я хочу, чтобы ты…», и «сейчас самое время для тебя…»;
    отстаивайте свою власть и авторитет спокойным, но решительным тоном;
    попросите ребёнка подумать и написать о том, что он сделал неправильно и как это исправить. Затем обсудите это;
    максимально упростите «семейные правила». Примеры: (1) уважай себя и других, (2) — уважай чужую собственность и (3) слушайся и выполняй. Эти правила станут основой позитивной семейной атмосферы.
    Чёткие правила, инструкции и отстаивание родительского авторитета очень важны для правильных взаимоотношений с ребёнком младшего школьного возраста. Дети должны научиться уважению. Кроме того, школьникам необходимо объяснить, что хотя важно признавать и делиться своими эмоциях, они не должны брать верх и становиться причиной разногласия в семье.

    Как общаться с непослушным подростком?


    Подростки имеют более развитое чувство самоидентификации. То, как они себя воспринимают, определяет их взгляд на свое место и значимость в мире. Это формирует основу ценностей и убеждений, определяющих их поведение. Они лучше понимают правила и ожидания, которые предъявляет к ним общество. Однако важно понимать, что подростки постоянно «тестируют» степень своей независимости и контроля в контексте этих границ.
    Поведение подростка зависит от трех факторов: личность, степень возбудимости и количество накопленного стресса. Молодые люди менее склонны к риску, однако их поведение часто кажется более вызывающим. Но, чаще всего, это происходит непреднамеренно. Просто им нужны чёткие границы, внутри которых они будут развиваться и взрослеть.
    Если ребёнок подросткового возраста не чувствует поддержки, уважения и признания в семье, он будет искать их в другом месте. Кроме того, без участия членов семьи в его жизни, подросток становится агрессивным и депрессивным.
    По официальной статистике, ежегодно в РФ из дома уходит более 50 тысяч детей. Средний возраст “потеряшек” — 10-13 лет. Дети сбегают или становятся непослушными по разным причинам:
    насилие в семье или жестокое обращение к ребёнку;
    семейные проблемы (например, разъезд родителей, развод, новый ребёнок, новый отчим/мачеха);
    травля и издевательства в учебном заведении;
    стресс из-за проблем в школе, давление со стороны сверстников, употребление алкоголя или наркотиков или другие проблемы (например, несчастная любовь, проблемы с деньгами, плохие жилищные условия и т.д.).

    Кроме того, это могут быть проблемы с психическим здоровьем, в том числе депрессия и тревога. Или подросток сделал что-то, чего стесняется и стыдиться.
    Первый важный шаг при непослушании подростка, когда тот отказывается выполнять просьбы и следовать правилам родителей, — изучение причин и более глубоких мотивов его поведения. Решите эти вопросы спокойно и с пониманием. Попросите объяснений.
    Как родитель, сосредоточитесь на своем отношении к ребёнку, а не на методах воспитания и дисциплины. Сохраняйте позитивный настрой.
    Постоянно показывайте подростку любовь, уважение и его значимость. Имейте в виду, что подростки особенно чувствительны к неудачам и отказам.
    Помните, что в подростком возрасте ребенок испытывает все чувства в гиперболизированной форме — будь то стыд, смущение, страх, любовь и так далее. Проявляйте уважение и сочувствие к его эмоциям.
    Уважайте опыт и интеллект вашего ребёнка. Сейчас он находятся на ранних стадиях принятия контроля над своей жизнью. Покажите подростку, что вы видите его развитие, видите, как он вырос и стал мудрее. Будьте другом и наставником, а не командиром и боссом.
    Чётко и понятно объясняйте, что вы хотите от ребёнка. Забудьте про намёки и завуалированную форму подачи информации.
    Смотрите, говорите и действуйте с полной уверенностью в своём родительском авторитете.
    Не боритесь с подростком за власть. Например, не запрещайте что-либо делать, но предупреждайте о возможных последствиях.
    Осуществляйте контроль на том уровне, на котором ребенок демонстрирует зрелость. Например:
    если ребёнок проявляет эгоистичность и эгоцентризм, то вы должны проявлять требовательность и даже манипуляции;
    если он переходит от борьбы к сотрудничеству, то и вы должны сменить диктатуру готовностью к переговорам;
    если у ребёнка хорошо развито чувство ответственности, то выберите мягкий вариант контроля (поощряйте его инициативы, проявляйте уважение и сочувствие.
    Примите тот факт, что ваш ребёнок, перейдя в подростковую фазу развития, вероятнее всего, захочет немного расправить крылья и проверить свою независимость. Важно, чтобы вы позволяли ему взаимодействовать с миром на его условиях, пока подросток находится в относительной безопасности.
    Теперь давайте рассмотрим некоторые из возможных причин, почему дети проявляют непослушание и как с этим бороться.

    Почему ребёнок не слушается


    Есть множество причин, по которым ребёнок не желает слушаться и считаться с вашими желаниями и требованиями. Возможно, он просто не понимает, что от него требуется. Существует огромное различие между ребёнком, который предпочитает не подчиняться инструкциям или действовать вопреки вашим ожиданиям, и ребёнком, который не способен эти инструкции выполнять.
    Сознательный выбор не слушать родителя часто основан на выгоде — ребёнок воспринимает непослушание как возможность блеснуть перед друзьями, весело провести время или сбежать от неприятной ему ситуации. Он может вовсе не понимать, почему от него ожидают повиновения, не видеть неприятных последствий своего непослушания или, напротив, ожидать дискомфорт от повиновения родителю. Дети постарше могут также стать недоверчивыми, если они посчитают, что родитель или другая фигура власти имеет недостаточно мудрости и уважения.
    Неспособность соответствовать требованиям — это нечто совершенно иное. Ребёнок может не понимать, чего от него ждут. Он может быть не в состоянии сдерживать свои эмоции или контролировать поведение. У таких детей чаще всего обнаруживается внутренний дискомфорт или конфликт, который побуждает их делать «странные» вещи.
    Когда вы, как родитель или воспитатель, поймёте, является ли поведение ребёнка сознательным выбором или непроизвольным действием, вы должны перейти к оценке этого поведения. Старайтесь быть объективными и всегда смотрите глубже, чтобы найти реальные причины, лежащие в основе непослушания.

    Некоторые возможные причины:
    давление со стороны сверстников;
    употребление психоактивных веществ;
    проблемы с настроением (например, тревога, депрессия);
    восприимчивость (например, умственная отсталость);
    травма (например, серьёзная потеря, издевательства);
    проблемы с самоконтролем (например, подавление гнева, враждебности);
    паранойя (например, недоверие);
    антисоциальные черты личности (например, ложь, чёрствость).
    В зависимости от степени серьёзности, для решения любого из этих вопросов может потребоваться профессиональная помощь. Если вы сильно обеспокоены, лучше обратиться к специалисту. Однако помните, что за исключением каких-либо серьёзных отклонений и психологических проблем, не систематическое непослушание встречается среди детей всех возрастов, когда они проверяют границы дозволенности и независимости.
    Помимо уже упомянутых советов, распределенных по возрастным категориям, есть некоторые общие способы, которые помогут родителю справиться с непослушным ребёнком.

    Советы для родителей

    Эксперты выделяют два метода для установления взаимоотношений с непослушным ребёнком. Первый называется «установление контакта перед просьбой», и вот как он работает.

    Установление контакта перед просьбой или требованием


    Когда вы хотите, чтобы ваш ребёнок что-то сделал, сначала спокойно понаблюдайте, чем он занят в этот момент. Оцените уровень заинтересованности и увлечённости ребёнка.
    Прокомментируйте или задайте вопрос о том, что малыш делает, чтобы продемонстрировать интерес. «Я вижу, что ты …» или «Расскажи мне, чем ты таким интересным занят?»
    Спросите, можете ли вы присоединиться к нему. Пусть ваш ребёнок возьмет на себя инициативу за ваше участие в общем деле.
    Дождитесь естественного завершения дела или спросите ребёнка, не хочет ли он заняться чем-либо еще.
    Выбор дает детям чувство контроля. Такими действиями вы показали ребёнку, что вам важно его мнение, его увлечения.
    В результате у вас появилось гораздо больше шансов «сотрудничать» с ребёнком без пререканий и непослушания, чем если бы вы дали немедленное указание.

    Правило пяти минут


    Еще один действенный метод заключается в использовании 5-минутной техники предупреждения.
    Дети всех возрастов, в особенности маленькие, сопротивляются однообразной деятельности. Если вы скажете ребёнку, что хотите, чтобы он сделал что-то через пять минут, это ответит его желанию переключиться с одного вида деятельности на другой. Не просите сделать прямо сейчас, немедленно…а через пять минут.
    Опять же, такой подход дает детям чувство контроля. И дает шанс родителю заставить ребёнка сделать то, что нужно.
    Например:
    — «Через пять минут тебе пора чистить зубы»;
    — «Я хочу, чтобы через пять минут ты вышел из дома».
    Попробуйте. Вы приятно удивитесь, насколько такая, на первый взгляд простая техника уменьшает истерики, негодование и ссоры в семье.

    Другие советы


    Вот еще несколько дополнительных советов, как справляться с несговорчивым ребёнком. Прежде всего, сохраняйте позитивный настрой, спокойствие и уважительно относитесь к своему ребёнку. Будьте хорошим примером для подражания.
    Контролируйте свои эмоции. Всегда старайтесь понять, что вы чувствуете и почему. Будьте честны с самими собой. Найдите более глубокую причину, по которой что-то вызывает гнев, разочарование или неодобрение.
    Выражайте свои эмоции и давайте ребёнку возможность делать то же самое. Не бойтесь и не стыдитесь рассказывать другим, как вы себя чувствуете и почему. Старайтесь быть объективными и конкретными.
    Сохраняйте спокойствие, даже когда вы чем-то расстроены. Найдите занятие или хобби, которое поможет расслабиться и восстановить внутренний баланс. Можно пойти на пробежку или прогуляться на улице, послушать музыку и так далее.
    Постарайтесь понять точку зрения вашего ребёнка. Попросите разъяснений, если вам что-то непонятно. Если вы внимательно слушали, проблема уже наполовину решена.
    Объясните свою позицию на языке, который ваш ребёнок может понять. Дайте ему или ей веские причины для ограничений и запретов.
    Не используйте угрозы, давление, запугивание, чтобы принудить ребёнка подчиниться.
    Обсудите вопрос, который вас беспокоит. Будьте конкретными. Дайте ребёнку возможность объясниться. Слушайте внимательно.
    Не фокусируйтесь на проблеме. Сосредоточьтесь на решении. Составьте список по крайней мере из трех возможных вариантов. Попросите друга, члена семьи, учителя или соседа внести свой вклад, если это необходимо. Другая точка зрения обычно помогает продвинуться вперёд.
    Проявите к ребёнку уважение как к ценному члену семьи. Признайте его сильные стороны, навыки и способности. Составьте список и посмотрите, как каждая из этих сильных сторон может быть использована для решения существующей проблемы.
    Дайте ребёнку свободу и возможность самостоятельно принимать решения и переживать последствия.

  10. sasha869 Ответить

    Некоторые родители не считают нужным углубляться в детскую психологию, а сразу хватать ремень. как детский психолог с Высшим образованием я попробую в двух словах написать про этот кризис. кому неинтересно-не читайте.
    Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет .
    Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
    Упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
    Строптивость . Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
    Своеволие . Стремится все делать сам.
    Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
    Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
    Деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
    Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция “Я сам” . Ребенок познает различие между “должен” и “хочу”.
    Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.
    Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении “могу”: он должен научиться соотносить свое “хочу” с “должен” и “нельзя” и на этой основе определить свое “могу”. Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции “хочу” (вседозволенность) или “нельзя” (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность.
    Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность.
    Совет родителям!
    Старайтесь корректировать поведение ребенка терпеливо, тихо и незаметно. Это большой и кропотливый родительский труд. Но стоит запастись терпением. Потому что именно кризис 3 лет является переломным для того, чтобы развить у ребенка самостоятельность, умение и стремление приспосабливаться к жизни, проявлять жизненную позицию, проявлять себя как личность.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *