Что делать если заказчик не оплачивает выполненные работы договора нет?

19 ответов на вопрос “Что делать если заказчик не оплачивает выполненные работы договора нет?”

  1. Beaswyn Ответить

    Какой самый большой бич в работе фрилансеров и аутсорсинговых компаний? – Заказчик отказывается платить за выполненную работу. Хуже этой гнили быть ничего не может.

    Все эти “переделайте так и этак”, “мне нужно срочно уже на вчера” или “это слишком дорого, давайте снизим стоимость” даже рядом не стояли с ситуацией, когда вы, вроде, и сделали всё согласно договорённости, ни больше, ни меньше, потратили кучу своего времени и заодно даже исправили мелкие недочеты, сделанные до вас, а тут раз – и понимаете, что, похоже, вас держат за простофилю.
    Я искренне верю, что для такого рода заказчиков в аду уготовано специально отведённое тёплое, уютное местечко, где их будут кормить только солеными огурцами и поить прокисшим молоком, а АдГорТеплоОбеспечение навсегда отключит горячую воду. Как-то не вяжется со стереотипами о казанах с кипятком, но я именно так это себе представляю.

    Способы забрать деньги за выполненную работу

    Юридические методы
    1. Акт выполненных работ
    Это самый лучший вариант, но для аутсорсеров и фрилансеров, к сожалению, самый редкий. Ведь обычно при наличии акта выполненных работ, подписанного в двухстороннем порядке, такого рода проблем даже не возникает. Но самоубийцы всё-таки существуют и умудряются отказываться платить даже при наличии у исполнителя подписанного договора. Такие дерзкие заказчики попросту рассчитывают, что исполнитель не станет возиться с бумажками и предпочтет забыть всё как страшный сон. А вот здесь как раз стоит немножко поднатужиться – бумажка в такой ситуации очень выручает. С таким козырем в рукаве грех не заявиться с заявлением в соответствующие органы. Но такой вариант – для счастливчиков. Немногие заключают договора заранее, так что поехали дальше.
    2. Ценное письмо с уведомлением
    Вариант для продвинутых, кому не жалко времени или тех, у кого сумма за выполненную работу того стоит и есть адрес заказчика (домашний или юридический). Тут на помощь придёт старая добрая телеграмма, если вы ещё помните, что это такое. Необходимо отправить заказчику телеграмму с обратным уведомлением о том, что задание выполнено и нужно подписать акт выполненных работ. Можно воспользоваться экспресс-почтой с указанием времени и даты приёмки работ. Скорее всего, заказчик не подпишет акт (сволочь потому что). В таком случае нужно сделать соответствующую отметку на акте и отправить его ценным письмом с уведомлением и описью вложения. Можно это сделать через ту же экспресс-почту и обязательно с описью. Всю эту “мышиную возню” лучше выполнить пораньше, глядишь и заработаете чего-нибудь сверху на дополнительных штрафных санкциях. Согласно п.4 ст. 753 ГК РФ, допускается оформление односторонних актов оказанных услуг, т. е. выполненных работ. Тут дело в том, что заказчик не может отказаться от подписи без обоснованных причин. Также составляйте досудебную претензию на оплату задолженности и отправляете хитрецу. Если же дело не двигается и обратной связи нет, то либо заказчик уже успел скончаться, либо берёте в охапку все эти квитанции и прямиком идёте сами знаете куда – в суд, конечно. Главное – это наличие доказательств того, что вы направляли уведомления и акты (почтовые квитанции, заверенные тексты телеграмм и т.д.).
    3. Защита авторских прав
    Авторское право подтверждается двумя способами: официально (патенты, лицензии), что в случае с фрилансом не очень применимо, и доказательство, что именно вы – автор. Авторство можно доказать с помощью оригинала работы, сохраненной на вашем компьютере с указанием даты создания. Идеально будет, если заказчик сам укажет настоящего автора при использовании неоплаченной работы – это весьма облегчит процесс. Хорошим дополнением будет электронное письмо исполнителя заказчику с высланной неоплаченной работой. Также сгодятся любые подтверждения факта выполнения работы без оплаты: скриншоты фриланс-биржы с сообщениями, предоставление доступа к переписке и т.д.

    Психологические методы
    1. Будьте настойчивы
    Все эти “вежливо напомните о себе” приберегите для переписок с рекрутёрами или вашей бывшей. Если вы читаете эту заметку, значит, жаренным уже запахло, а на лбу уже начинает проявляться аббревиатура любителя одесской хурмы. Если задержка уже есть, хоть и небольшая, то это уже тревожный знак. Опять же вспомните свою бывшую. Будьте уверенными в себе и чётко дайте понять, что в случае отказа от оплаты будете вынуждены принять меры по взысканию: от публичной огласки до использования юридических методов. Слишком рано для такого рода предупреждения быть не может. Если просрочка уже началась и заказчик не предоставил скриншот или другие доказательства отправки электронных денег на ваш счёт, то время действовать решительно. Как правило, после такого сигнала заказчики, которые “та, подождёт” или “а вдруг забудет”, сразу дадут обратную связь постараются в кратчайшие сроки произвести оплату. Термин просрочки – 2-3 дня.
    2. Угрожайте
    Если же заказчик подумал, что вы блефуете, то есть, продолжает вас игнорировать или придумывает новые отмазки для отсрочки платежа (родственник заболел, бухгалтер в отпуске или потому что гладиолус), то самое время приступить к более радикальным мерам. Даже если скончался его любимый Барсик, выразите соболезнования и “обрадуйте” заказчика, что платить всё равно придётся немедленно. Здесь фразу “в случае неуплаты буду вынужден…” уже не используйте. Она слишком мягкая. На этом этапе решительно приводите конкретные угрозы. Нет, биты и лопаты не упоминайте, рано ещё. Пригрозите заказчику сделать какую-нибудь гадость с выполненной работой, или натворить ещё что-нибудь. Да что угодно! Для достижения цели все средства хороши! Сообщите, что расскажите на конкретных форумах, блогах и в СМИ о недобросовестности заказчика и его мерзкой “компании”. А ведь для инфоповода некоторые материал-чернуху возьмут с удовольствием! Придумайте, самое гадкое, что вы можете сделать заказчику без прямого контакта с ним и расскажите ему об этом. В это же время приступите к принятию юридических мер по взысканию задолженности и поспешите уведомить об этом самого заказчика. Он должен знать, что в случае отказа платить, ему придётся долго разгребать последствия. Термин просрочки – 3-7 дней.

    3. Да не достанься же ты никому!
    Если же скоропостижная кончина Барсика никак не даёт заказчику произвести оплату за выполненное вами задание, то уничтожьте плоды вашей работы по возможности, предварительно сохранив копию. В случае для разработчиков сделайте резервную копию и верните время вспять. Если доступ к FTP имеется, то тут лучше не удалять, а скорее “приукрасить” уже имеющееся. Например, на скорую руку интернет-магазин можно превратить в сайт услуг профессионального врача-проктолога или исковеркать и открыть доступ к разработанному для заказчика сайту, или снести его вовсе. Лингволансерам, например, можно исказить сделанный перевод или написанный текст и обнародовать от имени заказчика. Короче говоря, включите свою тёмную фантазию и реализуйте. Свои негативные отзывы со скринами везде, где только можно, также прилагаются. Пошлите всю эту красоту заказчику и его заодно. Предложите вернуть всё на место и удалить свои письмена только после оплаты. Термин просрочки – более недели.

    Превентивные методы
    1. Безопасная сделка
    Отдавайте предпочтение такой платформе фриланса где есть сервис, который сможет обеспечить 100%-ую оплату вашего труда. Не жмитесь на те несчастные 10%. Ну получите вы не $100, а $90. Зато получите, ведь оплата резервируется уже в момент выбора вас как исполнителя. Если незнакомый заказчик нашёл вас где-нибудь в социальных сетях, то переведите ваше общение на платформу и пусть заказчик публикует заказ через безопасную сделку. Так вы обезопасите себя от любителя лёгкой наживы.

    2. Требуйте оплату поэтапно
    Этот метод позволяет сократить сумму, на которую вас могут кинуть, если вы используете прямую сделку с заказчиком. Заблаговременно установите цели, по достижению которых будет производиться оплата. Например, если вы фрилансер-переводчик и вам нужно перевести, скажем, 6000 слов, то разбейте работу на три части по 2 тыс. и за каждую выполненную часть договоритесь с заказчиком об оплате по факту выполнения.
    3. Не высылайте всю работу сразу
    Если же о поэтапной оплате с заказчиком не договорились и сделка у вас прямая, то вышлите половину выполненной работы, а остальное пришлите в неудобном заказчику формате или просто в скриншотах. То есть, так, чтобы это доказывало факт выполнения работы, но так, чтобы заказчик не смог ею воспользоваться в случае внезапного приступа клептомании.
    4. Заключайте договор
    Маловероятно, но если всё же будет такая возможность, то не поленитесь подтвердить ваши намерения о сотрудничестве в письменной форме. Особенно, если речь идет о крупной сумме заказа. Это избавит вас от будущих проблем в случае недобросовестности заказчика.
    А у вас, дорогие фрилансеры, бывали ли случаи, когда заказчик не платил? Почему? И чем он аргументировал столь не двузначное заявление? Просим поделиться опытом (мнением) и ответить на эти вопросы здесь (http://goo.gl/forms/MXWiaFHYDv).

  2. CrazyBoyTheNoob Ответить

    Они зачастую делают это на основе шаблонов и не вникают в мельчайшие детали так, как это сделал бы человек с юридическим образованием и опытом работы.
    Помните, что договор — это как правила дорожного движения, по которым вам ездить! Если он составлен так, что каждая сторона однозначно понимает предмет и объем своих обязательств, то есть ясно, вдумчиво и подробно, то вам будет проще работать, и заказчику легче оценить проделанную вами работу и в конечном счете заплатить за нее. Зачастую в правила дорожного движения водители заглядывают тогда, когда на них накладывается штраф либо происходит ДТП. С договором похожая ситуация — стороны обращаются к документу и начинают его изучать только при возникновении споров.

    Как правильно составить договор?

    Составляйте договор самостоятельно
    Если используете шаблоны, то адаптируйте их под ваши конкретные договоренности с заказчиком. Определите в договоре виды и содержание услуг, которые вы как исполнитель будете оказывать. Например, можно согласовать техническое задание или иной аналогичный документ и оформить его в виде приложения к договору.
    Согласуйте с заказчиком критерии качества услуг, по которым он будет оценивать и принимать работу. Они должны быть максимально объективными и проверяемыми, иначе можно попасть в ситуацию, когда заказчик будет откладывать оплату, мотивируя это тем, что услуги не соответствуют заявленному качеству. Смоделируйте в договоре порядок приемки услуг и их оплаты — он должен быть понятным сторонам и не допускать немотивированного отказа заказчика.
    Кейс
    Исполнитель: дизайнер
    Заказчик: некоммерческая организация
    Предмет договора: создание фирменного стиля
    Некоммерческая организация обратилась к дизайнеру за помощью в создании логотипа. В дополнение к договору исполнитель выслал подробное техзадание, которое заказчик заполнил. Когда заказчику не понравились все разработанные варианты логотипа, исполнитель поднял техническое задание и попросил дать пояснения, в какой части выполненная работа не соответствует техзаданию. Заказчик не смог дать аргументированный ответ. Все варианты логотипа соответствовали ТЗ. Хотя на этапе согласования и приема услуг со стороны НКО стали появляться новые вводные, работа исполнителя была оплачена в соответствии с условиями договора, даже несмотря на то, что заказчик не воспользовался созданными дизайнером логотипами.
    Включите в договор условие о том, что акт об оказании услуг считается подписанным заказчиком автоматически на случай, если он его не подписывает в течение установленного договором срока.
    Таким образом, если заказчик не подписал акт и при этом не представил обоснованных возражений в предусмотренный договором срок, акт считается подписанным заказчиком, а услуги — принятыми заказчиком. Задача исполнителя — соблюсти со своей стороны условия договора, а также правильно и своевременно отправить заказчику подписанный со своей стороны акт, счет и иные документы, которые предусмотрены договором (например, отчет об оказании услуг). Судебная практика поддерживает данную позицию.
    Важно! Рекомендуем в раздел «Порядок сдачи и приема услуг» добавить следующий пункт: «Заказчик обязуется в течение 2-х рабочих дней со дня получения акта об оказании услуг рассмотреть, при отсутствии возражений, подписать и направить Исполнителю подписанный акт об оказании услуг или мотивированный отказ от приемки услуг. В случае если Заказчиком не направлен подписанный акт выполненных услуг или мотивированный отказ от приемки услуг Исполнителю в указанный срок, услуги по настоящему договору считаются оказанными качественно и принятыми Заказчиком полностью».
    В договорах можно не ставить в зависимость оплату услуг от подписания акта, либо вообще не предусматривать подписание акта.
    Предусмотрите в договоре обязанность исполнителя предоставлять отчет об оказанных услугах (ежемесячно, ежеквартально и т. п.).
    Детальный учет деятельности исполнителя поможет впоследствии подтвердить факт оказания услуг.
    Кейс
    Исполнитель: PR-компания
    Заказчик: финансовая организация
    Предмет договора: оказание PR-услуг
    Ежемесячно исполнитель направлял в адрес заказчика отчет о выполненных работах, счет за оказание услуг и акт. Заказчик, как правило, оплачивал счета и подписывал акты с опозданием, но сразу за несколько месяцев. Всех это устраивало, пока стороны не решили расторгнуть договор. Заказчик посчитал, что за несколько последних месяцев услуги были не оказаны. Но направленные в его адрес отчеты, счета и акты (пусть и не подписанные заказчиком) говорили об обратном.
    Для легализации электронного документооборота между сторонами определите в договоре порядок переписки по каналам электронной связи: согласуйте адреса электронной почты, аккаунты мессенджеров и так далее.
    Оговорите, что при обмене информацией и документами по указанным каналам они признаются исходящими от стороны-отправителя и полученными стороной-адресатом. Такая презумпция поможет вам в том случае, если заказчик начнет утверждать, что не получал документы либо их получило неуполномоченное лицо.
    Важно! Суд признал электронную переписку в качестве надлежащего доказательства по делу, так как адреса электронной почты, по которым велась переписка, согласованы сторонами в договоре оказания услуг, несмотря на то, что ответчик отрицал факт переписки.
    Чтобы избежать отказа заказчика оплатить услуги из-за ненадлежащей подписи на акте об оказанных услугах, предусмотрите в договоре конкретный круг лиц, уполномоченных на подписание акта.
    Также приложите к акту надлежащим образом заверенную доверенность.

    Какие еще документы, кроме договора, важны?

    Если переговоры с должником зашли в тупик, направленные в его адрес претензии не помогают, то следующий шаг — это обращение в суд. И здесь как никогда уместны высказывания: «дьявол в деталях» и «мелочи не играют решающей роли, они решают все».
    Для доказательства факта оказания услуг можно использовать любые письменные документы, имеющие отношение к этому процессу:
    акты сверки расчетов, содержащие ссылку на договор;
    договор с третьим лицом, которое было привлечено для оказания услуг;
    журнал учета;
    акты снятия показаний приборов учета;
    путевые листы, товарные накладные;
    переписка сторон, удостоверенная в нотариальном порядке;
    доверенность, выданная исполнителю;
    материальный результат оказания услуг (заключения, ходатайства, судебные решения, отчеты об оценке, бизнес-планы, фотоотчеты).
    В совокупности с другими доказательствами уже в суде также могут служить:
    детализация звонков телефона истца с отображением входящих и исходящих вызовов номера телефона ответчика;
    видеозаписи, подтверждающие взаимодействие сторон;
    свидетельские показания.
    Материалы по теме:
    Как заказчику работать с веб-дизайнером: пять правил
    Ваших клиентов уводят? Как этого не допустить
    Как работать с минимальным бюджетом и не навредить себе и проекту
    Почему вам надо прекратить исполнять все желания клиента
    Сделайте их счастливыми: как мы добиваемся лояльности клиентов
    Фото на обложке: Unsplash

  3. Runewind Ответить

    1. Вызовите заказчика на приемку телеграммой (закажите телеграмму с доставкой вам текста и уведомления) или экспресс-почтой, где будет указаны дата, время и место приемки работ;
    2. Если заказчик не пришел на приемку или пришел, но отказывается подписать акты, сделайте на акте отметку об этом и отправьте их ценным письмом с описью вложения и уведомлением (или экспресс-почтой с описью).
    Главное во всей этой эпопеи – наличие доказательств направления всех уведомлений и актов (почтовые квитанции, заверенные тексты телеграмм и т.д.). Чем раньше вы направите все это, тем раньше у заказчика возникнет обязательство по оплате, и тем больше набежит штрафных санкций в вашу пользу.
    Запомните – законодательство позволяет взыскивать долги по договору строительного подряда и по актам, подписанным в одностороннем порядке (если применены все процедуры, описанные выше).
    Далее желательно (а в некоторых случаях это даже необходимо) отправить претензию с требованием об оплате задолженности, но претензию лучше составлять не по стандартной форме, а с применением передовых технологий взыскания долгов (об этом во второй части статьи), так называемый «расширенный претензионный порядок».
    Если после получения актов и претензии заказчик не подает признаков жизни, то настает пора решительных действий: или обращения в суд, или применения внесудебного порядка взыскания с помощью методов корпоративного коллекторства. Но в любом случае принимать решение, что лучше в том или ином случае, лучше уже с участием юриста. И уж тем более обращаться в суд – только с юристом (точно так же как нельзя без участия врача удалить себе аппендицит, точно так же нельзя ходить в суд, тем более арбитражный, без профессионального представителя). Возможно, что при экспертизе имеющихся документов выясниться, что шансы на судебное взыскание малы, и стоит применить меры корпоративного коллекторства, о чем во второй части нашей статьи.
    Быстрое взыскание неюридическими методами
    Многие долги организаций выглядят безнадежными для взыскания из-за готовности оппонентов противодействовать стандартному юридическому взысканию (претензия-суд-исполнительное производство-банкротство). Реакцией на такую ситуацию стало появление корпоративного коллекторства, которое может быть названо расширенным претензионным порядком разрешения долговых проблем или «законным шантажом». Основа корпоративного коллекторства – демонстрация фактическим руководителям организации-должника возможности наступления негативных последствий в связи с особым образом организованным системным распространением информации и PR-поддержкой юридических процессов.
    Вариант обращения в суд, а затем сопровождения исполнительного производства или даже банкротства занимает много времени, финансовых ресурсов и порой бывает не эффективен. Дело в том, что владельцы организаций-должников готовятся к использованию стандартных юридических приемов («бросают» одни организации и ведут бизнес через другие, запускают управляемое банкротства, затягивают судебные процессы и т.д.). Как уже отмечалось, ситуация обостряется еще и тем, что именно в сфере строительства гораздо чаще встречаются случаи ненадлежащего документального оформления отношений контрагентов.
    Первым шагом является анализ не только юридических, но и экономических, личных и прочих систем, куда входят лица, от которых зависит оплата задолженности. Цель исследования и описания систем – нахождение «ключевых» точек, т.е. конкретных лиц, передачи которым специально обработанной информации должник хотел бы избежать, т.к. они могут по собственной инициативе или из-за влияния обстоятельств прореагировать негативным для него образом.
    Основные виды ключевых точек:
    1) Учредители, участники, руководители, в том числе фактические, т.е. юридически не имеющие отношение к организации. Указанные лица могут быть ключевой точкой, даже если они не занимаются оперативным управлением организации и являлись своего рода инвесторами;
    2) Контрагенты, т.е. поставщики, покупатели, заказчики, кредиторы и т.д. Рассматривая в качестве ключевой точки контрагента необходимо, прежде всего, задать вопрос: достаточно ли он независим от должника? Может ли он прореагировать негативным для должника образом? Можно ли «заставить» его прореагировать через обращение к вышестоящим для него организациям, публичное освещение отсутствия реакции, поощрения недобросовестности?
    3) Объединения предпринимателей, т.е. отраслевые ассоциации и союзы, Торгово-промышленные палаты и т.д., куда входит организация-должник или иные организации фактических руководителей организации-должника или они сами как физические лица. Объединения могут быть «ключевой точкой» в связи с тем, что уставные документы этих организаций часто предусматривают возможность исключения участников из-за нарушения норм действующего законодательства, одним из которых как раз и является невозврат долга. Стоит отметить, что для должников часто опасно не само исключение, а та огласка, которая при этом происходит.
    Часто именно эту ключевую точку при планировании взыскания мы ищем в первую очередь, т.к. информирование объединения заставляет оппонентов задуматься об опасности распространения информации вообще, в том числе с выходом в публичную плоскость.
    4) Контролирующие органы. Часто речь идет о специфических, т.е. важных для бизнеса должника, а не общих контролирующих органах , как органы прокуратуры, Президента и т.д. Примеры специфических контролирующих органов, которые стали ключевой точкой в отдельных взысканиях: подразделение Министерства экономического развития, которое занимается выделением квот, департамент Россельхознадзора, который контролирует производство удобрений и т.д.
    Примеры поиска ключевых точек. Одна небольшая строительная фирма уклонялась от оплаты долга путём создания «дублирующего» юрлица (новой фирмы с аналогичным названием), и взыскать долг в судебном порядке было проблематично. Однако фирма вернула долг после того, как получила уведомление о возможном обращении контрагенту – муниципальному заказчику, с которым имела большой опыт работы по муниципальным контрактам.

  4. Keratius Ответить

    Представьте ситуацию: вы заключили договор, выполнили весь объем работ по нему, но оплаты не дождались. Произойти это может с каждым, кто оказывает различного рода услуги, и встречается на практике достаточно часто, и поэтому знать о поведении в таких ситуациях необходимо.
    В данной статье мы расскажем, как поступить, если заказчик не платит по договору, можно ли взыскать честно заработанные средства и что для этого понадобится.

    Порядок действий, если заказчик не платит по договору

    В ситуациях, когда контрагент не платит, многие люди теряются, ведь не знают, какие существуют пути для взыскания задолженностей по договору. Тем не менее, существует определённый алгоритм действий, который позволяет успешно отстоять свои права. Вот его основные шаги:
    Уточнение причин неуплаты. Вполне вероятно, что заказчик не просто так не внес оплату, может быть, он недоволен качеством услуг, сроками поставки и т.д. В этом случае нужно уточнить все замечания, исправить их, и получить оплату. Также может оказаться, что контрагент на самом деле еще не получил весь пакет услуг по договору (например, задержалась доставка, не подписан финальный акт выполненных работ или подобная ситуация). Потому в первую очередь надо связаться с контрагентом и выяснить, знает ли он, что пришло время оплатить оказанные услуги, а если знает, то почему до сих пор этого не сделал. Исходя из полученного ответа, можно формировать дальнейшие шаги, но существует немалая вероятность того, что возникло банальное недоразумение, и спор разрешится уже на данном этапе.
    Написание претензии. если уважительных причин для невыплаты денег у заказчика нет, или он не выходит на связь и не объясняет свои действия, следующим этапом будет подготовка официальной претензии. Претензия – это уже документ с юридической силой, которым вы уведомляете вторую сторону конфликта, что не согласны с текущим положением вещей, и хотите его изменить. Как составить претензию? Вначале укажите все обстоятельства: когда был подписант договор каких работ и в каком объеме касался, были ли работы выполнены в срок. Дальше опишите обязанности контрагента: согласно договору, он обязывается выплатить определенную сумму денег за оказанные услуги. Обязательно укажите, что работы выполнены в полном объёме, но оплата до сих пор не получена. Требования – следующий раздел претензии – выплатить всю задолженность по договору на указанный расчетный счет, с указанием сроков погашения. В противном случае сторон-заявитель оставляет за собой право подать в суд. Кроме того, в суде будут взысканы также проценты за использование средств и расходы на судебные тяжбы. В конце претензии подается список документов, подтверждающих позицию заявителя. Это может быть копия договора, подписанный акт выполненных работ и другие документы, относящиеся к делу.
    Подготовка иска в суд. Хотя претензия о взыскании задолженности по договору является достаточно эффективным средством для защиты своих прав в споре с заказчиком, далеко не всегда это позволяет добиться желаемого результата. Потому следующий шаг процедуры – это подготовка искового заявления в арбитражный суд. И в претензии, и в иске подаются схожие данные, только исковое заявление более формализовано и к нему более строгие требования, потому рекомендуется для его составления привлечь адвоката. Суть иска остается прежней: между истцом и ответчиком был договор, который одна сторона (исполнитель) выполнила в полном объеме, а вторая (заказчик) выполнять отказалась. Все это подкрепляется соответствующими документами, которые подтверждают позицию истца.
    Обращение в арбитражный суд. Готовый иск подается в арбитражный суд по месту регистрации компании-заказчика, и если при его составлении не допущены ошибки, принимается к рассмотрению. Когда назначено заседание, истцу или его представителю необходимо явиться в суд, подтвердить сведения, указанные в иске, и убедить судью в том, что правда на его стороне. Если это удастся, суд взыщет с заказчика причитающиеся деньги, а также дополнительные средства, если они заявлялись в иске.
    И хотя вышеописанный порядок взыскания задолженности по договору не является единственно возможным рекомендуется придерживаться именно его как наиболее действенного для достижения поставленной цели.

    Можно ли взыскать задолженность если услуги были оказаны без договора?

    Достаточно часто встречаются ситуации, когда стороны работают без формального договора, основывая свое сотрудничество на устных соглашениях. Как и везде, здесь можно столкнуться с неплатежами со стороны заказчика, но доказать свою правоту намного сложнее: нет документов, которые подтверждают существование деловых отношений между сторонами. При этом законодательство говорит о том, что отсутствие договора не может быть основанием для невыплаты средств за выполненные работы. Но в таких ситуациях исполнителю потребуются квалифицированная помощь адвоката по арбитражным делам, ведь придется доказывать сам факт сотрудничества посредством подтверждения услуг, которые были оказаны. Справиться с этим сможет только опытный юрист, ранее занимавшийся подобными спорами.
    Заключение
    Если заказчик отказывается оплачивать оказанные услуги, причитающиеся средства можно с него взыскать. Но предварительно нужно провести переговоры, поинтересоваться, почему оплата не была совершена, и только если это не дало эффекта, переходить к судебному процессу. На всех этапах спора поможет грамотный адвокат.

  5. Mnerdred Ответить

    Приветствую Вас дорогие коллеги! Хотел бы обратиться к вам за практическим советом или просто аргументированным мнением! Ситуация следующая: Клиент (подрядчик) получил заявку на выполнение работ по бурению от начальника геологического ОТДЕЛА др. организации! Устно обговорив детали подрядчик приступил к выполнению работ без подписания договора, ввиду особой срочности этих самых работ для заказчика. Заказчик оттягивал наступление момента подписания договора, ссылаясь на то что правовой отдел занимается проработкой и формированием текста и условий договора. (Договор не подписан и на текущий момент) Как уже многие догадались, работы были выполнены, частично оплачены путем перечисления аванса, ну а акт приемки выполненых работ на сегодняшний день так и не подписан заказчиком(хотя подрядчик его направил заказчику сразу после выполнения работ). У организации-заказчика сменилось руководство и добровольно решать данный вопрос они не собираются.
    все документы(если таковыми их можно назвать) что у меня есть по данному делу это:
    1. односторонне подписанные акты кс-2, кс-3.
    2. платежка на авнс
    3. и первая страница договора!!! подписанная начальником отдела, разумеется без печатей и подписей полномочных представителей сторон.
    Вопрос!!?
    Стоит ли здесь подавать иск на взыскание неосновательного обогащения ввиду того что работы были выполнены, а договор не заключен. если да то как доказать сам факт принятия результата работ и то что они имеют для заказчика потребительскую ценность ведь формально заказчик даже не подписался под условиями и порядком принятия и передачи результата работ, ввиду того что отсутствует сам текст договора. плюс к этому все осложняется тем что заявку и тутульный лист договора подписывал не директор а всего лишь начальник отдела. боюсь как бы не отказали во взыскании неосновательного обогащения при всех “радостях” данного дела для подрядчика.
    Коллеги, прошу, выскажите свое мнение и идеи по данному вопросу. что можно сделать что бы не оставить в кризисной ситуации нерадивого подрядчика

  6. Made in МаМа Ответить

    После осмотра объекта
    После осмотра объекта, заказчик направляет претензию об объеме или несоответствующем качестве работ, если же этого не происходит, то он обязан подписать предоставленные вами акты. Обычно, срок подачи претензии заказчика оговаривается договором, но исходя из практики, он не превышает 10 дней. Если же, претензия от заказчика не поступала, выполненные работы можно считать принятыми в полном объеме. Это мнение было не раз озвучено в решениях арбитражных судов и даже постановлениях Высшего Арбитражного Суда.
    Односторонне подписание акта
    С учетом вышеуказанного, подрядчик имеет право односторонней подписи акта КС-2 с отметкой об отказе другой стороны, а заказчик вынужден доказывать обоснованность своего отказа, в судебном порядке. Вышеуказанное действие предусмотрено п. 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ.
    Обращение в суд
    Совершив все действия, можно смело подавать в суд, имея дополнительную уверенность, что решение будет в пользу подрядчика.

    Договор возмездного оказания услуг

    Несмотря на специфические различия между этим договором и договором строительного подряда, практика рассмотрения подобных дел в суде, показывает применение аналогичных методов вынесения решений. То есть, алгоритм действий для данных договоров является универсальным.
    Вот краткий перечень действий:
    Услуги предоставлены, необходимо направить акт о выполненных работах заказным письмом или вручить лично.
    Заказчик отказывается от договора, либо от подписания акта выполненных работ, но не направляет претензию исполнителю.
    В таком договоре, заказчик имеет возможность совершить отказ от его исполнения – это закреплено п. 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ. В таком случае, он обязан возместить все, понесенные исполнителем, расходы. Что фактически приравнивается к оплате услуг исполнителя.
    Исполнитель в одностороннем порядке подписывает акт и ставит отметку об отказе заказчика.
    Исполнитель подает в суд для взыскания причитающейся платы.
    Подобный алгоритм применяется для любого типа договоров. Изменения в него вносятся условиями, которые оговаривают сами стороны. Обычно это касается сроков направления уведомления, способов его подачи, способов проведения переговоров по мирному урегулированию споров и так далее.
    Но этот алгоритм, создан на основе законодательных норм и судебной практики, а условия договора не могут противоречить действующему законодательству. Другое дело, если работы были выполнены без письменного скрепления деловых отношений сторон.

    Отсутствие договора имеет два уровня сложности для решения

    Средний уровень – договор был составлен, но не подписан, хотя все работы уже выполнены и контрагент не подписывает акт выполненных работ.
    Средний уровень сложности решения предусматривает следующие действия. Если договор был составлен и направлен вам, но по каким-то причинам не подписан двумя сторонами, закон на стороне исполнителя. В суде вам необходимо доказать, что вы согласились с условиями договора и приступили к выполнению работ, в сроки обозначенные в нем.
    Таким доказательством может служить запрос к заказчику для получения доступа на объект, деловая переписка с ним, документы подтверждающие начало работ, проект договора и так далее. В таком случае, закон признает договор заключенным, со всеми вытекающими последствиями, в том числе обязанностью подписать акт выполненных работ, в случае отсутствия претензий к ним.

  7. Pethis Ответить

    Таким образом, в глазах потенциального судьи подрядчик выглядел крайне непривлекательно: затянул сроки проведения работ, несмотря на «заботливые» напоминания заказчика; не учел, что работы будут проводиться в условиях открытой местности в самые суровые зимние месяцы, хотя должен был это предвидеть; не позаботился о наличии сметы к договору.
    Подрядчик строил свою позицию на нарушениях со стороны заказчика
    Юристы компании-подрядчика все равно подали иск в суд о взыскании задолженности по договору строительного подряда. Свою позицию они обосновывали следующими аргументами.
    Заказчик, которому было направлено уведомление о готовности работ, обязан был немедленно приступить к их приемке (п. 1 ст. 753 ГК РФ). В договоре содержалось положение о том, что «в течение трех рабочих дней после получения акта выполненных работ заказчик обязан подписать его или в тот же срок представить письменный мотивированный отказ от приемки. В случае мотивированного отказа заказчика от приемки работ в течение трех дней составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения». В данной же ситуации заказчик не принял участие в приемке, несмотря на получение им уведомления о готовности результата работ, мотивированного отказа он также не представил. Следовательно, заказчик был обязан оплатить произведенные по договору работы на основании подписанного подрядчиком в одностороннем порядке акта выполненных работ.

  8. Mnerdred Ответить

    В соответствии с разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в п. 1 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51) работы, выполненные без договора и не принятые заказчиком, не подлежат оплате. При этом ВАС РФ обратил внимание на то, что в соответствии со статьей 740 ГК РФ основанием для возникновения правоотношения по строительному подряду является договор, который на выполнение указанных в односторонних актах формы КС-2 в данном случае не заключался.
    Более того, из пункта 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» (далее – Обзор) следует, что взыскание стоимости выполненных работ в рамках внедоговорных отношений возможно только при установлении фактов выполнения работ и их принятия заказчиком.
    В п.8 Обзора ВАС РФ указал, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
    При этом в качестве обоснования указанного довода ВАС РФ приведены следующие фактические обстоятельства:
    «Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика стоимости выполненных работ на основании акта приемки результата работ, от подписания которого отказался директор школы, отремонтированной по договору строительного подряда.
    Возражая против заявленного иска, заказчик – отдел народного образования – сослался на то, что по договору строительного подряда предусмотрено выполнение подрядчиком работ по капитальному ремонту школы, но не установлено, что директор школы представляет интересы заказчика и производит приемку результатов работ. Поэтому директор школы обоснованно отказался от подписания акта приемки работ. Кроме того, в акт приемки включены работы, не предусмотренные договором, а также выполненные с отступлением от строительных норм и правил. Заказчик был лишен возможности заявить свои возражения, так как не был извещен о времени приемки результатов работ.
    Арбитражный суд в удовлетворении иска отказал по следующим основаниям.
    Статья 753 ГК РФ предусматривает возможность составления одностороннего акта. Названная норма защищает интересы подрядчика, если заказчик необоснованно отказался от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
    При разрешении данного спора было установлено, что подрядчик не известил заказчика о завершении работ по договору и не вызвал его для участия в приемке результата работ. Поэтому подрядчик не мог ссылаться на отказ заказчика от исполнения договорного обязательства по приемке работ и требовать их оплаты на основании одностороннего акта сдачи результата работ, так как фактически объект в установленном порядке заказчику не передавался».
    ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 01.06.2011 по делу № А45-20152/2010 разъяснил, что отсутствие между сторонами договорных отношений при учете того, что акты о приемке выполненных работ подписаны неуполномоченным лицом свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания в пользу общества суммы задолженности.
    ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 12.01.2006 № Ф08-6429/2005 по делу № А63-1518/2004-С3 прямо указал, что основанием возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Работы, выполненные без договора и не принятые заказчиком, оплате не подлежат.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *