Что делать если звук пропал на компе?

13 ответов на вопрос “Что делать если звук пропал на компе?”

  1. Dm.VZ Ответить

    1. Проверьте регуляторы громкости

    Найдите в правом углу внизу экрана место расположения часов, отображаемых в форме динамика.
    Если данный значок отсутствует, как в Windows XP, проверяйте настройки посредством панели управления, расположенной в разделе «Звуки и аудиоустройства» (инструкция для Windows XP, пункт 4).
    Кликнув левой клавишей мыши по данной иконке, следует убедиться в том, что звук включен, а регулятор громкости не располагается в самом низу.
    Далее следует нажать по значку динамика правой клавишей и открыть «Микшер громкости».
    Откроется окно, в котором нужно отметить, включены ли регуляторы:
    Громкость в микшере Windows7, Vista;

    Громкость в микшере Windows XP.
    Если вы не можете изменить настройки в силу деактивации параметров (они выделены в бледный серый цвет), степень работоспособности аудиоустройства проверяется в диспетчере задач (пункт 3). При наличии проблем, потребуется переустановка аудиодрайвера (пункт 6).

    2. Проверьте степень физического подключения устройств аудио вывода

    Перед проверкой настроек и состояния звуковой карты убедитесь в правильном включении или присоединении динамиков или наушников. Аудио карта содержит вывод для присоединения звуковых колонок, помеченный зелёным цветом.
    При установке на компьютере свыше одной звуковой платы, нужно проследить за присоединением динамиков к разъёму рабочей карты (которая применяется системой). Провод, соединяющий колонки с системным блоком, должен плотно прилегать.
    Степень работоспособности колонок лучше всего проверить на другом компьютере, либо присоединив к аудио выходу одно из подходящих устройств.

    3. Проверьте звуковую карту на работоспособность в диспетчере устройств

    Чтобы зайти в «Диспетчер устройств», нажмите последовательно:
    В Windows7 или Vista:
    «Пуск», после чего пункт «Настройка», затем «Панель управления» и «Диспетчере устройств».
    В Windows XP:
    Правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню, кликнув по иконке «Мой компьютер», выбрав «Свойства», перейдя во вкладку «Оборудование» и нажав «Диспетчер устройств».
    Ваше аудиоустройство должно отображаться в разделе «Звуковые, видео и игровые устройства».
    При отсутствии устройства, либо расположении восклицательного знака напротив него, дело в повреждённом или отсутствующем драйвере. Драйвер в данном случае полностью обновляется или переустанавливается (пункт 6).

    4. Проверьте настройки параметров воспроизведения аудио

    Для вызова окна по настройкам аудио в Windows7 и Vista, потребуется нажать: «Пуск», потом «Настройка», «Панель управления» и «Звук».
    После этого раскроется диалоговое окно, в котором будет виден список всех ваших устройств. В данном случае по умолчанию стоит одно устройство:
    О том, что аудио работает правильно, свидетельствует соответствующая надпись под названием с зелёной галочкой неподалёку от иконки устройства.
    Если в этом окне наблюдается другая картина, характеризующая явные перебои в работе устройства, потребуется переустановка драйвера (пункт 6).
    В Windows XP:
    «Пуск», потом «Настройка», далее «Панель управления», «Звуки и аудиоустройства». Вкладка «Аудио» в разделе «Воспроизведение звука» содержит устройство, правильно определённое и выставленное по умолчанию:
    Далее следует перейти на вкладку «Громкость» и убедиться в том, что напротив пункта «Выключить звук» не стоит галочка. Громкость микшера в обязательном порядке должна иметь значение выше нуля.
    Если на данном этапе настройки соответствуют норме, но пропал звук на компьютере и так и не возвращается, переходите к следующему пункту.
    В случае невозможности передвинуть регулятор громкости микшера и присутствия надписи: «Звуковые устройства отсутствуют» взамен вашего устройства, служит сигналом о том, что требуется переустановить драйвер звука, либо о неисправности звуковой карты (пункт 6).

    5. Проверьте включение необходимой службы «Windows Audio»

    Для этого нужно открыть: «Пуск», потом «Настройка», после чего «Панель управления», нажать «Администрирование» и в конце — «Службы». Но возможен и несколько иной вариант.
    «Пуск» – «Выполнить», после чего в строке ввести команду services.msc, нажав для завершения «Ок». Откроется окно, в котором нужно будет найти службу под названием «Windows Audio».
    В случае запуска и работы службы в режиме «Авто», как наглядно демонстрируется на рисунке, потребуется закрыть окно и перейти к последующему пункту.
    При выключенной службе, потребуется её включение. Выбрав её при помощи правой кнопкой мыши, нажмите пункт «Свойства» в выпашем меню.
    В окне со свойствами, нужно проделать следующее:
    Выставить тип запуска «Авто»;
    Нажать «Запустить» (в ОС Windows7 или Vista), либо «Пуск» (для ОС Windows XP);
    Нажать «Применить», а затем «OK».
    При отсутствии эффекта можно переходить к последующим действиям.

    6. Переустановите драйвер, отвечающий за работу звукового устройства

    При обнаружении проблем в диспетчере устройств, либо в окне с настройками параметров аудио, свидетельствующих о неправильной работе звукового устройства, речь идёт о повреждённом или работающем некорректно, драйвере звука. Обязательно потребуется его обновление, либо переустановка.
    Отыскать драйвер звуковой карты можно на диске, который поставляется в комплекте, либо на диске с драйверами материнской платы со звуковым устройством, интегрированным в системную плату. Диск с драйверами для материнской платы предоставляется с компьютером в момент покупки. Драйвера обязательно должны подходить к вашей операционной системе (ОС). К примеру, если у вас стоит Windows 7, а диск с драйверами к Windows XP, просто скачайте с сайта производителя карты (материнской платы) нужный драйвер.
    Допустим, подходящий пакет для инсталляции необходимых драйверов у вас имеется. В «Диспетчере устройств» («Панель управления», пункт «Система», «Оборудование» и «Диспетчер устройств») аудиодрайвер, установленный в данный момент, потребуется удалить. При отсутствии вышеуказанного нужно отыскать «Мультимедиа аудиоконтроллер», после чего удалить аудио-видео кодеки, установленные на своём ПК. Для этого потребуется вызвать «Установку и удаление программ» из Панели управления, после чего нажать на перезагрузку системы.
    Перезагрузка компьютера в ОС Windows 7 позволит обновить систему автоматически, посредством технологии Plug and Play. Для установки вручную, потребуется вставить в привод диск с драйвером.
    Попробуем рассмотреть установку драйверов, ориентируясь на Windows XP. Отличия в версиях Windows заключаются лишь в незначительной разнице внешнего вида диалоговых окон.
    Открыв окно диспетчера устройств, отыщите раздел, в названии которого присутствует «звук» или «мультимедиа». Для открытия свойств устройства, просто щёлкните по нему 2 раза. Выбрав вкладку «Драйвер», нужно нажать кнопку «Обновить». Откроется меню, в котором система выдаст запрос на автоматическую или ручную установку. Нажмите второй пункт, а затем кнопку «Далее»:
    После открытия окна установите напротив пункта галочку «Включить следующее место поиска». Кнопка «Обзор» поможет указать оптический привод с диском. Нажав кнопку «Далее», найдите нужные драйвера и установите их.
    По окончании вы получите оповещение системы о том, что установка драйвера прошла успешно, и вы можете использовать оборудование. В итоге вы обрадуетесь появившемуся звуку. В крайнем случае, это произойдёт после перезагрузки.

    7. Проверьте, верны ли настройки в BIOS

    Также отсутствовать звук в Windows может в силу выключенного состояния интегрированной аудиокарты в параметрах BIOS. Для входа в Биос в момент загрузки компьютера нажмите кнопку Del. В отдельных моделях ПК это клавиши F2, F10, F12. В списке устройств материнской платы потребуется найти звуковую карту, после чего убедиться, что переключатель, стоящий напротив, установлен в положение «Enabled».
    Распространённой причиной того, что внезапно пропал звук на компьютере, является поломка звуковой карты. Однако до покупки новой следует убедиться в том, что после применения вышеперечисленных вариантов, никакие действия не помогают.

  2. ssvveenn17 Ответить

    1. Если звука нет только в наушниках или внешних колонках, убедитесь, что они правильно подключены к компьютеру и источнику питания. Если на аудиоустройстве есть выключатель или регулятор громкости, проверьте его.
    По возможности присоедините наушники или колонки к другому компьютеру и протестируйте их. Не заработают — можете отнести аксессуар в сервисный центр.
    2. Если звука нет во встроенных динамиках, убедитесь, что наушники и другие аудиоустройства отключены от портов компьютера.
    3. Проверьте статус звукового устройства. Для этого кликните правой кнопкой мыши по значку громкости и выберите «Устройства воспроизведения». Убедитесь, что нужное устройство включено и используется по умолчанию. Если это не так, измените его статус с помощью окружающих кнопок. Если видите список из нескольких устройств и не знаете, какое из них выбрать, включайте их по очереди и проверяйте звук.

    4. Проверьте уровни звука в системном микшере. Кликните правой кнопкой мыши по значку громкости и выберите «Открыть микшер громкости». Подвигайте ползунки и проверьте наличие звука.
    5. Перезапустите компьютер. Это поможет, если звук пропал из-за банального сбоя в программном обеспечении.
    6. Проверьте работу службы Windows Audio. Для этого вызовите окно «Выполнить» (Windows + R), введите в поле services.msc и нажмите Enter. В появившемся списке найдите службу Windows Audio и откройте её свойства двойным щелчком. Убедитесь, что для неё установлен автоматический тип запуска. Если это не так, смените значение на «Автоматически», кликните ОК и перезагрузите компьютер.

    7. Переустановите драйвер звуковой карты. Его можно загрузить с диска, который продают в комплекте с материнской платой, или на сайте производителя. Если не хотите искать и устанавливать драйвер вручную, можете воспользоваться автоматическим сервисом, который всё сделает за вас.
    8. Установите самое свежее из доступных обновлений для вашей версии Windows. Это можно сделать в «Центре обновления Windows», который легко найти через поиск по системе по запросу «обновления». Если не поможет, попробуйте восстановить Windows.
    9. Если ни один из этих способов не даст результата, можете отнести компьютер в сервисный центр.

    Если звук пропал на компьютере с macOS

    1. Если звука нет только в наушниках или внешних колонках, убедитесь, что они правильно подключены к Mac и источнику питания. Если на аудиоустройстве есть выключатель или регулятор громкости, проверьте его.
    По возможности присоедините наушники или колонки к другому компьютеру и протестируйте их. Не заработают — можете отнести аксессуар в сервисный центр.
    2. Если звука нет во встроенных динамиках, убедитесь, что наушники и другие аудиоустройства отключены от портов Mac.
    3. Выключите компьютер и отсоедините кабель питания на 30 секунд, затем подключите его обратно. Через 5–10 секунд снова запустите Mac и проверьте звук.
    4. Проверьте настройки звука. Для этого откройте меню Apple и перейдите в раздел «Системные настройки» → «Звук». Под вкладкой «Выход» выберите тип аудиоустройства (встроенные динамики, аудио монитора, внешние динамики или другой), на котором не работает звук. Убедитесь, что флажок «Выключить звук» не установлен, подвигайте ползунок громкости и проверьте наличие звука.

    5. Обновите macOS до последней доступной версии. Чтобы проверить наличие обновлений, откройте программу App Store и на верхней панели инструментов кликните по кнопке «Обновления».
    6. Если ничего не поможет, обратитесь в службу поддержки Apple или в сервисный центр.
    Читайте также:
    Почему компьютер не видит телефон или планшет и что с этим делать →
    Что делать, если тормозит компьютер с Windows →
    Как очистить кеш на компьютере или мобильном устройстве →

  3. MaxPayne3 Ответить

    В системе Windows 7 звук может исчезать по нескольким причинам:
    настройка или отключение регуляторов громкости;
    устройство не подключено или не установлено «Устройством по умолчанию»;
    сбой настроек в БИОС;
    проблемы с аудиокартой;
    проблемы с драйверами;
    неполадки с кабелями.

    Регуляторы громкости

    В первую очередь стоит проверить регуляторы. Находятся они на панели задач, обычно в правом нижнем углу экрана, рядом с датой и временем. В активном состоянии значок звука выглядит как динамик с отходящими от него звуковыми волнами.
    Возможно 2 варианта:
    Звук отключен. Рядом со значком динамика находится перечеркнутый красный круг.
    Регулятор выставлен на минимальное значение, и динамик в таком случае будет без волн.
    Для решения проблемы:
    Нажмите на значок и в появившемся окне регуляторов установите уровень громкости на более высокий, переместив ползунок вверх по шкале. Если звук отключен, то кликните на кнопку под регулятором «Включить звук».
    Можно дополнительно проверить регуляцию громкости на отдельных приложениях, например, в браузере. Для этого после нажатия на значок динамика выберите «Микшер». Откроется окно с отдельными регуляторами, может быть отключен какой-то из них. Выполните вышеперечисленные шаги.

    Устройства воспроизведения

    Часто к компьютеру подключены несколько девайсов, которые могут воспроизвести звук. Например, колонки и наушники. И если вывод настроен через наушники, то колонки будут молчать. Либо по каким-либо причинам все аудиоустройства были отключены.
    Пошаговая инструкция:
    Через кнопку «Пуск» зайдите в «Панель управления».
    Выберите раздел «Оборудование и звук», а далее — «Звук».
    Либо нажимаем на уже известный значок справа внизу экрана, выбираем выделенную строку.
    Открывается окно настройки различных параметров. Во вкладке «Воспроизведение» проверяем подключение нужного девайса. Рядом с ним должны располагаться зеленая галочка и надпись: «Устройство по умолчанию». Если они отсутствуют, то иконка выглядит серой, а надпись меняется на «Отключено».
    В таком случае нажимаем на устройство правой кнопкой мыши и кликаем «Включить» или «Использовать по умолчанию».
    Если в списке нет нужных динамиков, нажмите в любом месте окна также правой кнопкой мыши и выберите «Показать отключенные устройства». Повторите действия по подключению.
    Готово. Проверяем.

    Настройки в BIOS

    Звук может пропасть, т.к. заводские настройки BIOS сбились, и аудиокарта, включенная по умолчанию, отключена. Для исправления ситуации необходимо войти в БИОС:
    У компьютеров разных компаний способы сделать это отличаются. Обратитесь к руководству компьютера, чтобы узнать, что подойдет в вашем случае. Обычно это удержание определенной клавиши (Del, F9, F12) в процессе запуска.
    После запуска БИОС выбираем «BIOS Setup». В новом окне с помощью стрелок на клавиатуре выделяем звуковую карту, нажимаем на клавишу Ввод и выбираем «Enabled».
    Опять жмем Ввод. Сохраняем настройки. Перезагружаем ПК.

    Аудиокарта

    Подтверждение правильности установки аудиокарты — это один из важных шагов по устранению неполадок:
    В Панели управления зайдите в раздел «Система и безопасность».
    Нажмите «Диспетчер устройств» под категорией «Система» и введите пароль администратора, если будет предложено.
    В новом окне дважды щелкните «Звуковые, видео и игровые контроллеры». Убедитесь, что в списке есть звуковая карта. На изображении выделен пример – AMD High Definition Audio Device.
    Если не видите звуковую карту, обратитесь к руководству пользователя ПК за инструкциями по переустановке. Двойным кликом можно открыть окно дополнительной информации и посмотреть состояние устройства.
    Оно может быть отключено — тогда рядом с его иконкой будет находиться стрелочка вниз.
    Выберите вкладку «Драйвер». Здесь можно запустить карту, нажав на соответствующую кнопку.

  4. syndikats Ответить

    Если на компьютере нет звука, не спешите нести его в мастерскую. В большинстве случаев проблему можно решить самостоятельно.
    Первым делом, проверьте надежность подключения к компьютеру аудиосистемы или наушников, а также их работоспособность. Если причина не в этом, попробуйте выполнить изложенные здесь рекомендации.
    1. В правом нижнем углу экрана (возле часов) найдите значок в виде аудиоколонки и щелкните по нему левой кнопкой мышки.

    В открывшемся окне поднемите до максимума уровень громкости и убедитесь, что возле изображения динамика отсутствует красный запрещающий значок. Чтобы убрать запрещающий значок – щелкните по нему мышкой. Чтобы повысить уровень громкости – перетащите мышкой ползунок вверх.

    2. Щелкните правой кнопкой мышки по значку с аудиоколонкой, находящемуся в правом нижнем углу экрана. В появившемся контекстном меню выберите пункт “Устройства воспроизведения”.

    В открывшемся окне убедитесь, что в качестве устройства воспроизведения используются динамики (возле пункта “Динамики” должна находиться “зеленая галочка”). Если это не так – дважды щелкните левой кнопкой мышки по пункту “Динамики”.

    3. Если проблема не исчезла или значок с аудиоколонкой в правом нижнем углу экрана отсутствует, нужно проверить статус аудиоустройств компьютера в “Диспетчере устройств Windows”. Сделать это можно следующим образом:
    • зайти в Диспетчер устройств Windows (как туда войти, читайте здесь);
    • в Диспетчере, в списке устройств найти пункт “Звуковые, видео и игровые устройства” и открыть его, дважды щелкнув на нем левой кнопки мышки;
    • удалить из этого пункта все устройства, в названии которых есть слово «Audio» (кроме пункта «Аудио кодеки», если такой есть!!!). Чтобы удалить устройство, нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мышки и в появившемся контекстном меню выбрать пункт «Удалить». Затем подтвердить удаление в открывшемся диалоговом окне;

    • когда все устройства, в названии которых есть слово «Audio», будут удалены из списка, в меню Диспетчера устройств нужно щелкнуть мышкой по разделу «Действие» и выбрать пункт «Обновить конфигурацию оборудования».

    Windows автоматически проверит оборудование компьютера, обнаружит удаленные звуковые устройства и установить для них новые копии драйверов. Об обнаружении и установке новых устройств в области уведомлений (в правом нижнем углу экрана) будут появляться всплывающие сообщения. Пользователю ничего делать не нужно. Процесс длится не долго (около минуты).
    4. Если после выполнения п.3 звук не появился, а в Диспетчере устройств Windows возле аудиоустройства отображается маленький значок (желтый вопросительный знак или др.), значит, на компьютере отсутствует драйвер аудиоустройства.
    Драйвер необходимо найти и установить. Подробнее об этом читайте здесь.
    5. Если перечисленные выше рекомендации проблему не решили, нужно также проверить и при необходимости исправить статус системной службы Windows Audio. Делается это так:
    • нажать комбинацию клавиш Win+R.
    Кому не понятно объясню, что сначала на клавиатуре нужно нажать кнопку Win (кнопка с логотипом Windows в нижнем ряду слева) и, не отпуская ее, нажать кнопку R (в русской раскладке кнопка К).
    • в открывшемся окне напечатать или скопировать с этой страницы команду services.msc и нажать кнопку «ОК».

    • откроется список системных служб Windows. В нем нужно найти пункт с названием Windows Audio и дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мышки;
    • в открывшемся окне убедиться, что в пункте «Тип запуска» выбран вариант «Автоматически». Если для этой службы был выбран другой тип запуска, изменить его на «Автоматически», после чего нажать кнопку «Применить», закрыть все окна и перезагрузить компьютер.

    6. Причиной отсутствия звука на компьютере может быть отключение аудиоустройства в настройках BIOS. Необходимо зайти в BIOS компьютера, проверить и при необходимости исправить настройки аудиоконтроллера.
    О том, что такое BIOS и как изменить ее параметры, читайте здесь.

  5. Ksardas_pro Ответить

    Затем следуйте указаниям мастера. В процессе восстановления вам предложат выбрать точку восстановления: обратите внимание, что показываются не все точки, которые есть на ПК (чтобы увидеть все – поставьте галочку “Показать другие точки восстановления”, см. скрин ниже).
    Выбор точки восстановления
    Примечание!
    Прочитать подробно о том, как восстановить Windows 10 — см. в моей предыдущей инструкции.
    Кстати, Windows 7 и 8 — восстанавливаются во многом аналогично, так что, статья актуальна и для этих ОС!
    *

    Поломка звуковой карты

    Вообще, звуковая карта – достаточно надежное устройство (по большому счету). По крайней мере, выходят из строя они намного реже, чем видеокарты (если не брать в статистику неудачные модели и китайские низкокачественные экземпляры).
    Приходит в негодность звуковая карта чаще всего из-за:
    удара молнии (хоть и боятся этого только люди старшего поколения, но это так. Особенно если у вас сеть не заземлена);
    сварки: если ваш сосед сварщик и часто что-то сваривает, то вам не очень повезло… Дело в том, что при сварке происходят резкие скачки электричества – это очень пагубно сказывается на технике. Совет простой: приобрести нормального качества UPS (+ сетевой фильтр, чтобы раз и навсегда убрать скачки в сети).
    блока питания низкого качества.
    Как узнать, что сгорела звуковая карта:
    если она сгорела при вас – вы, скорее всего, почувствуете запах гари, возможен небольшой “дымок”;
    попробуйте 👉 открыть BIOS – если она там не определяется (и вы не видите ее название) – то это плохой признак, и указывает он, обычно, на то, что звуковая карта не подключена, либо неисправна;
    так же можно воспользоваться 👉 диспетчером устройств — если диспетчер не видит звуковую карту совсем, значит есть высока вероятность, что карта неисправна. Достоверно подтвердить/опровергнуть это — могут в сервис-центре (либо, если вы подключите карту к другому ПК).
    Простое и быстрое решение
    Должен заметить, что сейчас есть в продаже недорогие внешние звуковые карты, подключаемые к USB-порту.
    Выглядят они — как флешки, да и по размеру некоторые из них сопоставимы (либо совсем немногим больше).
    👉 В помощь!
    Купить внешние звуковые карты можно в китайских онлайн-магазинах.
    Такую звуковую карту без проблем можно подключить к USB-порту любого компьютера или ноутбука, и получить качественный звук (многие из них выдают звук лучше, чем встроенная звуковая карта 👌).
    Простая внешняя звуковая карта – 3D Sound
    *
    Дополнения в комментариях – приветствуются…
    Статья будет дополняться по мере решения различных проблем со звуком.
    На этом всё, всем удачи и терпения!

    Первая публикация: 30.11.2016
    Статья отредактирована 5.01.2020

  6. bteu Ответить

    Дорогие друзья, сегодня мы с вами узнаем, что делать, если пропал звук на компьютере. Сразу отметим, что причин этой проблемы может быть очень много, следовательно, и решений будет немало.
    В связи с этим стоит предупредить, что для выполнения рекомендаций стоит выделить отдельное время для работы за вашим компьютером или ноутбуком. Если вы в спешке будете пробовать делать всё подряд, то ничего хорошего из этого не выйдет.

    Итак, как мы с вами будем работать? Для облегчения задачи мы поделим проблему по категориям:
    Подключаемые колонки, которые вы покупали отдельно и установили в свой компьютер или ноутбук через специальный кабель.
    Встроенные колонки, встречающиеся на ноутбуках. Могут также стоять на мониторе персонального компьютера.
    Подключаемые наушники. Аналогично первому варианту, только теперь вы устанавливаете наушники, а не колонки.
    Ну и, пожалуй, последняя категория: беспроводные устройства воспроизведения звука. Здесь могут быть как наушники, так и колонки. Снова делить их на два мы не будем, так как смысла в этом нет: схема подключения одна и та же, в отличие от проводного способа, где соединение может разниться.
    Чтобы облегчить себе работу, вы можете сразу выбрать свой тип подключения и перейти к соответствующему блоку. Всего их будет два, которые полностью ответят на вопрос о том, почему нет звука на компьютере:
    Колонки, наушники и другие внешние источники звука. Здесь рассматриваются и проводные и беспроводные типы.
    Программная часть, где рассматривается решение проблем с драйверами. В этот блок переходят также сразу те, у кого встроенные колонки (например, на ноутбуке).
    Обратите внимание, что после каждого пункта требуется проводить проверку воспроизведения. Для этого желательно использовать один и тот же файл: это может быть ролик в интернете, чтобы не оказалось проблем с самим файлом на компьютере. Например, вы включаете песню и нет звука, а оказалось, что файл повреждён. Что делать, если пропал звук на компьютере? При полной готовности узнать ответ, идём дальше.

    Колонки, наушники и другие внешние источники звука

    Итак, у нас не работает звук на компьютере. Как его включить? Для начала стоит проверить правильность подключения проводов, которые обеспечивают соединение с вашими устройствами. То есть, если вы вставите шнур не в то гнездо, то, конечно, звука на компьютере не будет. Для этого можно обратиться к инструкции колонок от производителя. Если её у вас нет, то можете найти её в интернете.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *