Что можно посмотреть в микроскоп в домашних условиях?

14 ответов на вопрос “Что можно посмотреть в микроскоп в домашних условиях?”

  1. Killswitch82 Ответить

    Хороший микроскоп должен быть металлическим и тяжёлым. Пластиковые микроскопы почти наверняка не прослужат долго, и вряд ли у них будет нормальное качество изображения. Это очень важный критерий, так как в руках активного начинающего исследователя микроскоп будет испытывать нешуточную нагрузку, и это нормально. Особенно страдать будут регулирующие винты. А у пластиковых микроскопов они не очень надёжные, из-за этого картинка будет плохо фокусироваться. У профессионального микроскопа, кстати, таких винтов должно быть два: макро и микро. Но бывают хорошие микроскопы и с одним винтом.
    Помните, что вам не нужен микроскоп с увеличением больше 400 раз. Даже выпускники биологических вузов не всегда умеют нормально работать с такими увеличениями. На нашей кафедре, например, мы такого никогда не делали. Так что увеличение в 400 раз — то что нужно. Эти 400 раз будут складываться из обычного окуляра и сменных насадок с объективами, достаточно будет двух — увеличивающих в 10 и 40 раз. Ещё одна важная вещь — хорошая подсветка. В старых микроскопах для этого использовались зеркала и настольные лампы, а сейчас у большинства есть встроенная подсветка. Лучше пусть она будет диодной.
    Перед покупкой серьёзного микроскопа стоит задуматься, нужен ли вам такой или есть альтернативы. Один из вариантов — бинокуляр с увеличением от 20 до 40 раз. Более того, многие объекты даже удобнее смотреть именно при таком увеличении. Для нормального микроскопа препарат должен быть либо с самого начала очень маленьким (например, одноклеточные амёбы или другие микроскопические организмы), либо нужно делать тоненькие срезы, что тоже требует определённого умения. Ребёнку с этим справиться будет непросто. А в бинокуляр можно смотреть и на объёмные препараты. Ещё один вполне достойный вариант: специальная увеличивающая насадка на смартфон. Они бывают разные, и качество некоторых очень даже приемлемое для непрофессионалов. Хотя для многих детей настоящий микроскоп может быть намного привлекательнее просто из-за своей необычности.

    Что смотреть под микроскопом

    Итак, вы наконец-то решили, какой микроскоп лучше всего вам подходит. И сразу возникает вопрос, а что же теперь с этим микроскопом делать.
    1. Готовые препараты. В комплекте со многими микроскопами идут наборы готовых препаратов, а иногда и описаний этих препаратов, но это не принципиально, их при желании можно найти и в интернете. Такие наборы продаются и отдельно. Главное — это не отправлять ребёнка в самостоятельно плавание без инструкции. Обязательно нужно объяснить ему, что он видит перед собой. Это можно сделать самому, если остались школьные знания, а можно воспользоваться помощью бумажных или электронных методичек.

  2. life.in.flames Ответить

    Вот уже два года, как я наблюдаю за этим миром у себя дома, и год, как делаю фотоснимки. За это время я успел увидеть собственными глазами, какие бывают клетки крови, что опадает с крыльев бабочек и молей, как бьётся сердце у улитки. Конечно, многое можно было бы почерпнуть из учебников, видеолекций и с тематических веб-сайтов. Единственное, что осталось бы не почерпнутым — это ощущение присутствия и близости к тому, чего не видно невооружённым глазом. То, что прочитано в книге или увидено в телепередаче, скорее всего, сотрется из памяти в весьма сжатые сроки. Что увидено лично в объектив микроскопа — останется с тобой навсегда. И останется не столько сам образ увиденного, сколько понимание, что мир устроен именно так, а не иначе. Что это не просто слова из книжки, а личный опыт. Опыт, который в наше время доступен каждому.

    Что купить?

    Театр начинается с вешалки, а исследование — с покупки оборудования. В нашем случае это будет микроскоп, ибо в лупу много не разглядишь. Из основных характеристик микроскопа «для домашних нужд» стоит выделить, конечно же, набор доступных увеличений, которые определяются произведением увеличений окуляра и объектива. Не всякий биологический образец хорош для исследования на больших увеличениях. Связано это с тем, что большее увеличение оптической системы предполагает меньшую глубину резкости. Следовательно, изображение неровных поверхностей препарата частично будет размыто. Поэтому важно иметь набор объективов и окуляров, позволяющий вести наблюдения во всем диапазоне увеличения: 10–20×, 40–60×, 100–200×, 400–600×, 900–1000×. Иногда бывает оправдано увеличение 1500×, достигающееся при покупке окуляра 15× и объектива 100×. Всё, что увеличивает сильнее, разрешающей способности заметно не прибавит, так как на увеличениях около 2000–2500× уже близок так называемый «оптический предел», обусловленный дифракционными явлениями.
    Следующим немаловажным моментом является тип насадки. Обычно выделяют монокулярную, бинокулярную и тринокулярную разновидности. Принцип классификации основывается на том, «сколькими глазами» вы хотите смотреть на объект. В случае монокулярной системы вам придётся щуриться, постоянно меняя глаза от усталости при длительном наблюдении. Здесь вам на помощь придёт бинокулярная насадка, в которую, как и следует из её названия, можно глядеть обоими глазами. В целом, это более благоприятно скажется на самочувствии ваших глаз. Не следует путать бинокуляр со стереомикроскопом. Последний позволяет добиться объёмного восприятия наблюдаемого объекта за счёт наличия двух объективов, в то время как бинокулярные микроскопы просто подают на оба глаза одно и то же изображение. Для фото- и видеосъёмки микрообъектов понадобится «третий глаз», а именно насадка для установки камеры. Многие производители выпускают специальные камеры для своих моделей микроскопов, хотя можно использовать и обычный фотоаппарат (правда, при этом придётся купить переходник).
    Наблюдение при больших увеличениях требует хорошего освещения в силу небольшой апертуры соответствующих объективов. Канули те времена, когда препарат исследовали в отражённом от зеркала свете. Сейчас микроскопы представляют собой комплексные оптико-механо-электрические приборы, в которых всецело используются достижения научно-технического прогресса. В современных устройствах имеется своя лампочка, свет от которой распространяется через специальное устройство — конденсор, — которое и освещает препарат. В зависимости от типа конденсора можно выделить различные способы наблюдения, самыми популярными из которых являются методы светлого и тёмного поля. Первый метод, знакомый многим ещё со школы, предполагает, что препарат освещается равномерно снизу. При этом в тех местах, где препарат оптически прозрачен, свет распространяется от конденсора в объектив, а в непрозрачной среде свет поглощается, приобретает окраску и рассеивается. Поэтому на белом фоне получается тёмное изображение — отсюда и название метода.
    С темнопольным конденсором всё иначе. Он устроен так, что лучи света, выходящие из него, направлены в разные стороны, кроме непосредственно отверстия объектива. Поэтому они проходят сквозь оптически прозрачную среду, не попадая в поле зрения наблюдателя. С другой стороны, лучи, попавшие на непрозрачный объект, рассеиваются на нём во все стороны, в том числе и в направлении объектива. Поэтому в итоге на тёмном фоне будет виден светлый объект. Такой метод наблюдения хорош для исследования прозрачных объектов, которые на светлом фоне не являются контрастными. По умолчанию большинство микроскопов являются светлопольными. Поэтому, если вы планируете расширить набор методов наблюдения, то стоит выбирать модели микроскопов, в которых предусмотрена установка дополнительного оборудования: конденсоров, устройств фазового контраста, поляризаторов и т.п.
    Как известно, оптические системы не идеальны: прохождение света через них сопряжено с искажениями изображения — аберрациями. Поэтому объективы и окуляры стараются изготавливать так, чтобы эти аберрации максимально устранить. Всё это сказывается на их конечной стоимости. Из соображений цены и качества имеет смысл покупать планахроматические объективы. Они используются при профессиональных исследованиях и имеют адекватную цену. Объективы с большим увеличением (например, 100×) имеют числовую апертуру больше 1, что предполагает использование масла при наблюдении — так называемая иммерсия. Поэтому, если кроме «сухих» объективов вы берёте ещё и иммерсионные, стоит заранее позаботиться об иммерсионном масле. Его показатель преломления обязательно должен соответствовать вашему конкретному объективу.
    Конечно, это не весь список параметров, которые следует учитывать при покупке микроскопа. Иногда бывает важно обратить внимание на устройство и расположение предметного столика и рукояток для управления им. Стоит выбрать и тип осветителя, которым может быть как обычная лампа накаливания, так и светодиод, который светит ярче и греется меньше. Также микроскопы могут иметь индивидуальные особенности. Но основное, что стоило бы сказать об их устройстве, пожалуй, сказано. Каждая дополнительная опция — это добавка к цене, поэтому выбор модели и комплектации — это удел конечного потребителя.
    В последнее время наметилась тенденция покупки микроскопов для детей. Такие устройства обычно являются монокулярами с небольшим набором объективов и скромными параметрами, стоят недорого и могут послужить хорошей отправной точкой не только для непосредственно наблюдений, но и для ознакомления с основными принципами работы микроскопа. После этого ребёнку уже можно будет купить более серьёзное устройство на основании выводов, сделанных при работе с «бюджетной» моделью.

    Как смотреть?

    Любительское наблюдение не предполагает исключительных навыков ни в работе с микроскопом, ни в подготовке препаратов. Конечно, можно купить далеко не дешёвые наборы уже готовых препаратов, но тогда не таким ярким будет ощущение вашего личного присутствия в исследовании, да и готовые препараты рано или поздно наскучат. Поэтому, купив микроскоп, стоит задуматься о реальных объектах для наблюдения. Кроме того, вам понадобятся хоть и специальные, но доступные средства для подготовки препаратов.
    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект является достаточно тонким. Даже не каждая кожура с ягоды или фрукта сама по себе обладает необходимой толщиной, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях достаточно адекватные срезы можно делать обычными лезвиями для бритья. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, что во многом повысит дифференцируемость объектов препарата. В идеале стоит работать с моноклеточным слоем ткани, ибо несколько слоёв клеток, наложенных друг на друга, создают нечёткое и сумбурное изображение.
    Исследуемый препарат помещается на стекло предметное и, в случае необходимости, накрывается стеклом покровным. Поэтому, если в комплекте к микроскопу стёкла не прилагаются, их следует купить отдельно. Сделать это можно в ближайшем магазине медицинской техники. Однако не каждый препарат хорошо прилегает к стеклу, поэтому применяют методы фиксации. Основными являются фиксация огнём и спиртом. Первый метод требует определённого навыка, так как можно попросту «спалить» препарат. Второй способ зачастую более оправдан. Чистый спирт достать не всегда возможно, поэтому в аптеке в качестве заменителя можно приобрести антисептик, который, по сути, является спиртом с примесями. Там же стоит купить йод и зелёнку. Эти привычные для нас средства дезинфекции на деле оказываются ещё и хорошими красителями для препаратов. Ведь не всякий препарат открывает свою сущность при первом взгляде. Иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядро, цитоплазму, органеллы.
    Для взятия образцов крови следует приобрести скарификаторы, пипетки и вату. Всё это есть в продаже в медицинских магазинах и аптеках. Кроме того, для сбора объектов из дикой природы следует запастись маленькими пакетиками и баночками. Брать с собой баночку для набора воды из ближайшего водоёма при выезде на природу должно стать у вас хорошей привычкой.

    Что смотреть?

    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного. Что может быть доступнее кожуры репчатого лука (рис. 1 и 2)? Являясь тонкой сама по себе, кожура лука, будучи подкрашенной йодом, обнаруживает в своём строении чётко дифференцируемые ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, пожалуй, и стоит провести первым. Саму кожуру лука нужно залить йодом и оставить окрашиваться на 10–15 минут, после чего нужно промыть её под струёй воды.
    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля (рис. 3). Не стоит забывать, что срез необходимо делать как можно более тонким. Буквально 5–10 минут пребывания среза картофеля в йоде проявят пласты крахмала, которые окрасятся в синий цвет. Йод является достаточно универсальным красителем. Им можно окрашивать широкий спектр препаратов.

  3. V_o_v_a_n Ответить


    Календарь развития ребенка

    Учим детей рисовать животных: 40 картинок-инструкций

    Обучающие и развивающие раскраски для детей: транспорт, одежда, мебель, алфавит, цифры, анатомия

    Оригинальный мастер-класс с ребенком — подарочный новогодний блокнот

    Развитие ребенка на второй неделе жизни

    Сколько и как должны спать новорожденные дети от 0 до 1 года по месяцам

    Массаж новорожденного малыша

    Как подсчитывают баллы по шкале Апгар у новорожденного

    Детские истерики: правила поведения для родителей

    На чем катать ребенка зимой: виды и обзор популярных моделей санок

    Как выбрать слинг для младенца – виды слингов, рекомендации по выбору, советы врачей

    Подушки для кормления ребенка: виды, обзор лучших моделей, отзывы

    Где, когда и как лучше проколоть уши ребенку?

    Ребенка укачивает в транспорте: как сделать путешествие приятным?

    Нужно ли давать ребенку витамины: все за и против

    Ребенок жалуется на боли в животе: как выяснить причину и оказать первую помощь?

    Скрининг первого триместра беременности: сроки проведения и нормы

    Термобелье для детей: советы по выбору, сравнение производителей

    Новый реалистичный бластер NERF из линейки Зомби Страйк

    Что делать, если ребенок рассек лоб или бровь — инструкция для родителей

  4. puls200 Ответить

    Вернуться к списку Задать свой вопрос
    Наблюдательные оптические приборы являются эффективными помощниками родителям, желающим сделать процесс познания ребенком окружающего мира наиболее интересным и результативным. Важно помнить, что взрослый человек должен принимать активное участие в развитии своего чада, подсказывать, советовать, делиться опытом. Лучше вместе, в увлекательной форме определить на что можно посмотреть в детский микроскоп, чем заставить юного ученого самостоятельно разбираться с тематической литературой, штудировать научные и медицинские термины, и тем самым невольно отбить всякий интерес к науке. Отсюда вытекает главная задача: надо создавать позитивную атмосферу игры, при которой дошкольником или учеником начальной школы будут освоены навыки микроскопирования, привьется желание наблюдать, разовьется нестандартное оригинальное мышление.
    Чтобы посмотреть в детский микроскоп рационально, осмысленно и сознательно, необходимо понимать принцип его работы и области исследования, в которых он может применяться. Из-за недостатка знаний не всегда приобретаемое устройство соответствует первоначальным целям. Например, по незнанию выбирают стереомикроскоп с кратностью 40х для изучения клеточных структур и тканей, рассчитывая на объемную визуализацию, но по факту даже на 1000-кратном приближении изображение клетки будет плоским. Или начинающий пользователь «гонится» за большим увеличением, не осознавая, что у каждого объектива есть «полезный» предел, после которого картинка исследуемого объекта будет размыта. Поэтому, в настоящем обзоре будем исходить, что микроскоп изначально подобран правильно – это монокулярная биологическая модель с нижним светодиодным или галогенным осветителем (верхний может иметься дополнительно), и классическим диапазоном увеличений 40-400x (или 64-640х).
    Ботанические микропрепараты.
    Ботаника поможет исследовать закономерности строения растений. Микроскоп покажет гармоничность и красоту этого творения природы. У каждого представителя этого биологического царства свои уникальные особенности, позволяющие жить и приспосабливаться к изменчивым внешним условиям. Можно увидеть клетки и их органеллы, узнать, что такое камбий, коленхима, флоэма и ксилема. Для исследования специальным образом подготавливается тонкий продольный или поперечный срез листа, корня или стебля. Это делается с использованием микротома (по сути, безопасное лезвие, встроенное в круглый вращающийся механизм). Нарезанный биоматериал должен пройти 12-часовую обработку фиксатором (спиртовой раствор), красителем (бриллиантовый зеленый или йод), промыт в проточной воде и заключен между предметным и покровным стеклами. Подробнее о том, как подготовить препарат, можно прочитать в других статях по этой тематике.

    Физиологические образцы.
    Многочисленный мир насекомых разнообразен, необычаен и удивителен. Их безупречное впечатляющее строение можно рассматривать по частям – создавать микрообразцы с крыльями бабочек, жалом пчелы или осы, лапками мух и муравьев, фасеточные глаза. Также заинтересуют наблюдения стадий эмбрионального развития, проследить глубокие преобразования от фазы яйца до взрослой особи.

    Гистология.
    Детишкам постарше, особенно тем, кто хочет быть врачом или биологом, рекомендуется приобрести гистологические образцы. Их нельзя создать дома, т.к. требуется профессиональное лабораторное оборудование. Наука о живых тканях организма позволяет путем световой микроскопии изучать совокупности клеток мышц, эпителия, микроструктуру нервной системы, кровь.

    Одноклеточные микроорганизмы.
    Можно наловить в водоеме инфузорий, амеб и эвглен. Эти протисты всегда присутствуют в глубоких лужах, прудах, заводях рек. Наберите воды из пресного водоема и удивитесь сколько микроскопических существ обитает в одной маленькой капле!

    Микробы на грязных руках.
    Если осуществить соскоб грязи с кожи и «посеять» взятый материал в питательный агар, то через несколько дней в нем разовьются колонии различных бактерий.

    Метериаловедение, металл, бумага, другие непрозрачные объекты.
    Для этого понадобится верхняя подсветка. Если ее нет, то нетрудно задействовать автономный осветитель – лампу или фонарь. Главное, чтобы лучи падали на предмет сверху и отразились от него. Так можно посмотреть на монеты, камушки, минералы, пластик и все другое, что попадается любознательному ребенку под руку.

    Не мешайте вашему ребенку развиваться в гармонии и всеми силами помогайте ему в этом, присмотритесь к его стремлениям, ожиданиям. Пробуйте экспериментировать, используйте творческий подход, совместно приготавливайте микропрепараты. Не загружайте лишней информацией, пусть каждый эксперимент приносит удовольствие и проходит в комфорте и простоте.

  5. ivanBlin Ответить

    Наблюдение в проходящем свете предполагает, что исследуемый объект достаточно тонок. Даже кожура ягоды или фрукта слишком толста, поэтому в микроскопии исследуют срезы. В домашних условиях их делают обычными бритвенными лезвиями. Чтобы не смять кожуру, её помещают между кусочками пробки или заливают парафином. При определённой сноровке можно достигнуть толщины среза в несколько клеточных слоёв, а в идеале следует работать с моноклеточным слоем ткани — несколько слоёв клеток создают нечёткое сумбурное изображение.
    Исследуемый препарат помещают на предметное стекло и в случае необходимости закрывают покровным. Купить стёкла можно в магазине медицинской техники. Если препарат плохо прилегает к стеклу, его фиксируют, слегка смачивая водой, иммерсионным маслом или глицерином. Не всякий препарат сразу открывает свою структуру, иногда ему нужно «помочь», подкрасив его форменные элементы: ядра, цитоплазму, органеллы. Неплохими красителями служат йод и «зелёнка». Йод достаточно универсальный краситель, им можно окрашивать широкий спектр биологических препаратов.
    При выезде на природу следует запастись баночками для набора воды из ближайшего водоёма и маленькими пакетиками для листьев, высохших остатков насекомых и т.п.
    Что смотреть
    Микроскоп приобретён, инструменты закуплены — пора начинать. И начать следует с самого доступного — например, кожуры репчатого лука. Тонкая сама по себе, подкрашенная йодом, она обнаруживает в своём строении чётко различимые клеточные ядра. Этот опыт, хорошо знакомый со школы, и стоит провести первым. Луковую кожуру нужно залить йодом на 10—15 минут, после чего промыть под струёй воды.
    Кроме того, йод можно использовать для окраски картофеля. Срез необходимо сделать как можно более тонким. Буквально 5—10 минут его пребывания в йоде проявят пласты крахмала, который окрасится в синий цвет.
    На балконах часто скапливается большое количество трупиков летающих насекомых. Не торопитесь от них избавляться: они могут послужить ценным материалом для исследования. Как видно из фотографий, вы обнаружите, что на крыльях насекомых есть волоски, которые защищают их от намокания. Большое поверхностное натяжение воды не позволяет капле «провалиться» сквозь волоски и коснуться крыла.
    Если вы когда-нибудь задевали крыло бабочки или моли, то, наверное, замечали, что с неё слетает какая-то «пыль». На снимках отчётливо видно, что это не пыль, а чешуйки с крыльев. Они имеют разную форму и довольно легко отрываются.
    Кроме того, с помощью микроскопа можно изучить строение конечностей насекомых и пауков, рассмотреть, например, хитиновые плёнки на спине таракана. И при должном увеличении убедиться, что такие плёнки состоят из плотно прилегающих (возможно, сросшихся) чешуек.
    Не менее интересный объект для наблюдения — кожура ягод и фруктов. Однако либо её клеточное строение может быть неразличимым, либо её толщина не позволит добиться чёткого изображения. Так или иначе, придётся сделать немало попыток, прежде чем получится хороший препарат: перебрать разные сорта винограда, чтобы найти тот, у которого красящие вещества кожуры имели бы интересную форму, или сделать несколько срезов кожицы сливы, добиваясь моноклеточного слоя. В любом случае вознаграждение за проделанную работу будет достойным.
    Ещё более доступны для исследования трава, водоросли, листья. Но, несмотря на повсеместную распространённость, выбрать и приготовить из них хороший препарат бывает непросто. Самое интересное в зелени — это, пожалуй, хлоропласты. Поэтому срез должен быть исключительно тонким.
    Приемлемой толщиной нередко обладают зелёные водоросли, встречающиеся в любых открытых водоёмах. Там же можно найти плавучие водоросли и микроскопических водных обитателей — мальков улитки, дафний, амёб, циклопов и туфелек. Маленький детёныш улитки, оптически прозрачный, позволяет разглядеть у себя биение сердца.
    Сам себе исследователь
    После изучения простых и доступных препаратов захочется усложнить технику наблюдения и расширить класс исследуемых объектов. Для этого понадобится и специальная литература, и специализированные средства, свои для каждого типа объектов, но всё-таки обладающие некоторой универсальностью. Например, метод окраски по Граму, когда разные виды бактерий начинают различаться по цвету, можно применить и для других, не бактериальных, клеток. Близок к нему и метод окраски мазков крови по Романовскому. В продаже имеется как уже готовый жидкий краситель, так и порошок, состоящий из его компонентов — азура и эозина. Их можно купить в специализированных магазинах либо заказать в интернете. Если раздобыть краситель не удастся, можно попросить у лаборанта, делающего вам анализ крови в поликлинике, стёклышко с окрашенным её мазком.
    Продолжая тему исследования крови, следует упомянуть камеру Горяева — устройство для подсчёта количества клеток крови и оценки их размеров. Методы исследования крови и других жидкостей с помощью камеры Горяева описаны в специальной литературе.
    ***
    В современном мире, где разнообразные технические средства и устройства находятся в шаговой доступности, каждый сам решает, на что ему потратить деньги. Это может быть дорогостоящий ноутбук или телевизор с запредельным размером диагонали. Находятся и те, кто отводит свой взор от экранов и направляет его далеко в космос, приобретая телескоп. Микроскопия может стать интересным хобби, а для кого-то даже и искусством, средством самовыражения. Глядя в окуляр микроскопа, проникают глубоко внутрь той природы, часть которой мы сами.
    Фото автора.
    ***
    «Наука и жизнь» о микросъёмке:
    Микроскоп «Аналит» — 1987, № 1.
    Ошанин С. Л. С микроскопом у пруда. — 1988, № 8.
    Ошанин С. Л. Невидимая миру жизнь. — 1989, № 6.
    Милославский В. Ю. Домашняя микрофотография. — 1998, № 1.
    Мологина Н. Фотоохота: макро и микро. — 2007, № 4.
    ***
    Словарик к статье
    Апертура — действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами зеркал, линз, диафрагм и других деталей. Угол α между крайними лучами конического светового пучка называется угловой апертурой. Числовая апертура А = n sin(α/2), где n — показатель преломления среды, в которой находится объект наблюдения. Разрешающая способность прибора пропорциональна А, освещённость изображения А2. Чтобы увеличить апертуру, применяют иммерсию.
    Иммерсия — прозрачная жидкость с показателем преломления n > 1. В неё погружают препарат и объектив микроскопа, увеличивая его апертуру и тем самым повышая разрешающую способность.
    Планахроматический объектив — объектив с исправленной хроматической аберрацией, который создаёт плоское изображение по всему полю. Обычные ахроматы и апохроматы (аберрации исправлены для двух и для трёх цветов соответственно) дают криволинейное поле, которое исправить невозможно.
    Фазовый контраст — метод микроскопических исследований, основанный на изменении фазы световой волны, прошедшей сквозь прозрачный препарат. Фаза колебания не видна простым глазом, поэтому специальная оптика — конденсор и объектив — превращает разность фаз в негативное или позитивное изображение.
    Моноциты — одна из форм белых клеток крови.
    Хлоропласты — зелёные органеллы растительных клеток, отвечающие за фотосинтез.
    Эозинофилы — клетки крови, играющие защитную роль при аллергических реакциях.

  6. Chrome2208 Ответить

    Микроскоп поможет Вам сделать вывод о том, натуральный ли мед, который хранится у Вас на кухне и которым Вы спасаетесь ненастными вечерами.
    Необходимо взять чуть-чуть меда, растворить его в воде и дать ему пару дней отстояться. После отстаивания нужно собрать пипеткой со дна банки осадок и перенести его на предметное стекло. Наблюдая за осадком под микроскопом, в натуральном меде Вы заметите пыльцу. По виду пыльцы можно определить, с каких растений пчелами собирался мед.
    Смотря на мед в окуляр микроскопа, можно увидеть кристаллы глюкозы, которые похожи на звездочки и иголочки. Если же вместо этого Вы заметите кристаллы сахара в виде крупных частиц, то можно сделать вывод о том, что мед не натуральный.

    Дрожжи под микроскопом

    Нужно взять полстакана кипяченой теплой воды, насыпать туда ложку сахара, размешать и добавить немного пекарских дрожжей из пакетика. Спустя несколько минут возьмите каплю раствора и перенесите ее на предметное стекло, положите сверху покровное стекло и понаблюдайте за исследуемым объектом при среднем и большом увеличении под нижним светом. Под микроскопом Вы увидите клетки круглой или вытянутой формы – это и будут дрожжи. При внимательном наблюдении Вы сможете заметить, как на некоторых клетках периодически начинают расти крошечные почечки – это новые клетки дрожжей. Они либо отрываются от материнских клеток, либо остаются, образуя маленькие цепочки.

    Репчатый лук под микроскопом

    Репчатый лук – это классика жанра. Многие из нас помнят, как в школе рассматривали препарат репчатого лука под микроскопом. Почему именно лука? Потому что у него сравнительно большие клетки, которые очень четко видны под микроскопом даже при небольшом увеличении. Для приготовления микропрепарата лука нужно разрезать луковицу на части и отделить один слой. От этого слоя отрезать маленький кусочек, а затем с вогнутой стороны этого кусочка луковицы при помощи пинцета отделить тонкую пленочку. Затем на предметное стекло капнуть кипяченой воды, опустить в нее пленочку и аккуратно расправить иголкой. После чего капнуть на препарат водного раствора йода (для окрашивания бесцветных клеток лука). Приготовленный объект для изучения необходимо накрыть покровным стеклом и промокнуть выступившую воду. И теперь можно приступать к исследованию растения.

  7. taa3 Ответить

    Микроскоп — удивительное изобретение, благодаря которому стало возможным исследование клеток, полезных и вредных микроорганизмов, а также структуры различных предметов. Если бы не было микроскопов, люди бы не смогли изучить строение и «повадки» вирусов и бактерий, представляющих реальную опасность для жизни и здоровья. Школьники на уроках биологии используют учебные световые микроскопы, рассматривая микропрепараты в условиях проходящего света. Есть и другие виды этих оптических приборов: например, стереоскопические, возможности которых заслуживают отдельного внимания.

    Какой учёный впервые увидел клетку с помощью микроскопа?

    Традиционно исследования микромира в популярной литературе связывают с именем голландского учёного Антония ван Левенгука (1632-1723). Однако клетку впервые рассмотрел другой естествоиспытатель, которого справедливо считают одним из изобретателей микроскопа — англичанин Роберт Гук.

    Он собрал настоящий микроскоп, пригодный для серьёзных исследований, и именно это событие стало стимулом для открытия клеточной структуры всех живых организмов — в том числе, и человеческого.

    Что можно увидеть в школьный микроскоп?


    В школьный микроскоп можно увидеть большинство клеточных элементов, если научиться правильно работать с механизмами увеличения. Обычно, речь идёт об инструменте, имеющем нижнюю подсветку. Препарат кладут на предметный столик, фиксируют его зажимами, затем включают нижнее освещение либо направляют на препарат зеркальце.
    Если вы используете 40-кратное увеличение, клетка будет выглядеть разделённой на ячейки в форме маленьких мешочков. При 100-кратном увеличении можно увидеть поры клетки, ядро и ядрышко. Увеличение от 400 крат и выше в школьных микроскопах применяют для ознакомления, поскольку они не предназначены для глубоких исследований. Если увеличить изображение на школьном приборе до этих цифр, оно будет не таким контрастным и ярким.
    Для изучения микромира вы можете пользоваться набором микропрепаратов, который входит в комплект той или иной модели микроскопа. Если объектов для наблюдения окажется мало, всегда есть возможность докупить микропрепараты дополнительно, так как в ассортименте нашего магазина представлен богатый выбор наборов с чистыми (запасными) предметными стёклами.
    Дома можно найти массу интересных объектов для исследования, начиная от шерсти домашних животных и заканчивая пылью, которую можно легко собрать с помощью ватной палочки, аккуратно нанести на предметное стекло и положить под объектив микроскопа. Главное-сам факт эксперимента, который всегда будет для вас неожиданным и увлекательным.
    Если подключить к школьному микроскопу цифровую видеокамеру (или видеоокуляр), изображение можно будет вывести на экран персонального компьютера и проводить групповые наблюдения. Это очень удобно, потому что нет необходимости выстраиваться в очередь и ждать, пока один человек рассмотрит изображение. Для получения такой возможности необходимо загрузить на компьютер специальную программу, позволяющую не только наблюдать за объектом, но снимать фотографии и видеоролики.

    А что видно в стереоскопический микроскоп?


    В отличие от школьных световых микроскопов, более привычных человеческому взору, стереоскопические микроскопы являются бинокулярными. У них два объектива, поэтому разглядывать объекты через них бывает гораздо удобнее. К тому же, и изображение предмета, получаемого бинокулярным путём, выглядит особенно чётким, контрастным и трёхмерным. Увеличение у таких инструментов колеблется от 20 до 100 крат. С их помощью вы также можете рассматривать микропрепараты и разные микроорганизмы (инфузорий, дафний, артемий и т.д.). Также стереоскопические микроскопы предназначены для таких исследований:
    изучение состава почв;
    растений и цветов;
    волос, нитей, кристаллических форм (сахара, соли);
    минералогических образцов (разных камней);
    монет и драгоценностей;
    микросхем телефонов и других гаджетов.
    Если, например, вы будете рассматривать монетку в стереомикроскоп, то уведите в подробностях её рельеф и мельчайшие царапины.
    Если вы хотите рассмотреть под стереомикроскопом структуру камня, нужно отколоть от него небольшой кусочек и для удобства положить на чашку Петри. Расстояние между объективом и предметным столиком прибора вполне позволяет изучать препараты именно таким способом. В этом заключаетя существенное отличие стереомикроскопов от классических (бинокулярных) световых моделей.

  8. hook691 Ответить

    Микроорганизмы (или попросту микробы) — это живые «существа», которых мы не можем увидеть простым глазом. Их размер настолько мал (от 0,1 мм и менее), что подробно их разглядеть возможно только через микроскоп. При этом, существуют как опасные микробы, так и микрофлора, постоянно обитающая на человеческих руках.
    Родители, приходящие в магазины оптических товаров с детьми, часто спрашивают, можно ли рассмотреть микробы на руках под микроскопом и как это сделать. Такой эксперимент возможен, но он требует времени и покупки ряда предметов, используемых в микробиологических лабораториях.

    Как выглядят микробы под микроскопом?

    Для начала изучения микроорганизмов можно воспользоваться книгами с красочными фотографиями. Лучше показать ребёнку картинки в каком-нибудь обучающем пособии для детей. Обычно, такие книги написаны понятным и лёгким языком, а изображения на фото достоверно показывают, как выглядят различные представители микромира. Например, книга «Невидимый мир. Книга знаний Levenhuk» отлично подойдет!

    Ну, а если вы готовы провести самостоятельный эксперимент, вам понадобится хороший учебный микроскоп.

    Какой микроскоп годится для изучения бактерий?

    Для изучения бактерий подойдёт любой биологический микроскоп. Можно приобрести школьный. Желательно не покупать самый дешёвый детский микроскоп с пластиковой оптикой. Поскольку школьные микроскопы предназначены для биологических опытов, в них установлена стеклянная оптика. Приобретайте инструмент с металлическим корпусом, потому что он более прочный и устойчивый.
    Увидеть бактерии в микроскоп можно при увеличении от 160 крат и выше. Для работы с микроорганизмами вам будет достаточно биологического микроскопа с увеличением до 400 крат. Но если есть возможность — приобретите микроскоп с максимальным увеличением 800 крат или выше.

    Можно ли увидеть микробы на руке в микроскоп?

    Конечно, если ребёнок или взрослый подставит руку под объектив микроскопа, ничего рассмотреть не удастся. Все биологические микроскопы работают на просвет. Часто дети задают родителям вопрос: «А если я просуну руку в микроскоп, я там микробов увижу?» Ребёнку надо объяснить, что рассмотреть микробы на грязных руках под микроскопом он сможет только после их предварительного выращивания в специальной среде. Для эксперимента вам понадобятся:
    чашка Петри (стеклянная круглая посуда с высокими краями);
    вода дистиллированная (она продаётся в аптеках и в магазинах автомобильных товаров);
    агар (специальная питательная среда для выращивания микробов);
    несколько ватных палочек.
    Чашку Петри нужно поставить в духовку, нагрев её до температуры 150С. 15 минут будет достаточно для того, чтобы уничтожить микробы в чашке и сделать её стерильной. После этого надо взять немного дистиллированной воды (60 мл) и половинку чайной ложки питательной среды. Агар добавьте в воду и прокипятите полученную смесь в кастрюльке (время — 1 минута). У вас должен получиться однородный раствор, без осадка и комочков. Горячий раствор вылейте в чашку Петри, заполнив её до половины. Посуду нужно закрыть, чтобы среда оставалась стерильной.
    Дайте раствору полностью остыть. Остывшая масса будет выглядеть в виде застывшего желе. Питательная среда для микробов готова. Далее возьмите сухую ватную палочку, соберите с её помощью грязь с рук и проведите палочкой несколько раз по желеобразной массе в чашке. Не надавливайте сильно, должны получиться лёгкие мазки. Теперь заверните чашку в кусок плотной ткани и и положите в отдельную коробку. Ёмкость поставьте в сухое и тёплое место: можно оставить коробку у батареи. Температура должна быть не меньше 20С.
    Спустя 3-4 дня откройте чашку. Вы увидите выросшие колонии различных микроорганизмов и даже грибков. Всё это постоянно обитает на руках человека. Далее можно изучать материал под микроскопом.

    Приготовление простого микропрепарата


    Для приготовления простого микропрепарата вам понадобятся:
    два стекла: предметное и покровное;
    ватная палочка.
    Стёкла должны быть сухими и чистыми, как и палочка. Предметное стекло нужно положить на ровную поверхность рядом с чашкой и взять из неё ватной палочкой немного материала. Теперь аккуратно поместите биоматериал на предметное стёклышко, а сверху накройте препарат покровным стеклом. Прижимать его не нужно. Попробуйте рассмотреть полученный образец под микроскопом, поместив его на предметный столик инструмента. С препаратом обращайтесь осторожно, чтобы не сдвинуть стёкла и не повредить его.

    Методики окрашивания препаратов в домашних условиях


    Есть микробы, которые трудно рассмотреть без предварительного окрашивания препарата. В микробиологических лабораториях иногда применяют сложные составы для окрашивания, но дома вы можете воспользоваться обычным раствором Люголя, который всегда продаётся в аптеке. В его состав входят йодид калия и йод. Поместите на предметное стекло с помощью пипетки пару капель дистиллированной воды, а затем добавьте к ней каплю раствора. Осталось добавить к раствору образец — и он будет хорошо виден под микроскопом. Вместо раствора Люголя также подойдёт фиолетовый кристаллик или метиленовый синий.
    Готовые препараты можно окрасить простым, но интересным методом. На одну сторону покровного стёклышка нанесите краситель, а на другую поместите салфетку из бумаги. Салфетка вытянет влагу с одной стороны и «затянет» под стекло краситель.

    Полезный совет

    Поскольку на наших руках всегда есть следы пота и жира, все работы по приготовлению микропрепарата лучше проводить в медицинских перчатках. Так на стёклах не останется следов, а результаты ваших исследований будут более достоверными. Кроме того, желательно не прикасаться к стёклам пальцами до проведения экспериментов, чтобы на них не осталось жирных следов. Если вы, всё же, хотите переместить стекло с места на место, не надевая перчаток, осторожно берите его за краешки, стараясь не касаться гладкой поверхности. Эти простые манипуляции позволят вам получить максимально чёткое изображение.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *