Что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение основано на модели слабых сторон учащегося?

18 ответов на вопрос “Что означает тезис традиционного подхода к обучению обучение основано на модели слабых сторон учащегося?”

  1. 123456kyx Ответить

    Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.
    Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.
    Выделяют два основных направления обучения:
    взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
    организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.
    Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.
    Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.
    Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.
    Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.
    Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.
    Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.
    Снизить эффект взаимодействия могут:
    отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
    плохая организация учебной деятельности.
    Базисом обучения являются:
    информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
    умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
    навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).
    Образование является результатом обучения.
    Определение 2

  2. sanchez1408 Ответить

    1. Какая из перечисленных теорий не строятся на следующем тезисе: “учащиеся являются активными субъектами процессов целенаправленного поиска и создания знаний в рамках значимого для них контекста”?
    • теория проблемно-ориентированного обучения
    • ситуативная модель процессов познания
    • рефлексное обучение
    • модель «распределенного сознания»
    2. Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?
    • Теория когнитивной гибкости
    • Проблемно-ориентированное обучение
    • «Заякоренный» учебный процесс
    • Ситуативное обучение
    3. Какая из перечисленных теорий описывает обучение как социальный процесс зарождения способности человека к осмыслению объектов и процессов в обществе или культуре?
    • Конструктивистская теория Жана Пиаже
    • Социокультурная теория обучения Выготского
    • Конструктивистская теория Джерома Брюэра
    • Теория проблемно-ориентированного обучения
    4. Традиционная парадигма образования часто характеризуется следующими взглядами на обучение:
    • Обучение – это индивидуальный процесс («ученик в одиночестве»)
    • Обучение основано на модели «слабых сторон» учащегося
    • Учиться тяжело
    • Обучение – это процесс передачи и восприятия информации
    5. Укажите основные недостатки очной формы обучения:
    • трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
    • сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
    • обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
    • субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения
    6. Какая форма организации учебного процесса обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа?
    • Очное обучение, без применения ДОТ
    • Заочное обучение, с применением ДОТ
    • Очно-заочное обучение, без применения ДОТ
    • Очно-заочное обучение, с применением ДОТ
    7. Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис “Обучение – активный, а не пассивный процесс”?
    • Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
    • В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
    • Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
    • Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
    8. Использование ИКТ при методе отработки и закрепления навыков и умений дает возможность:
    • Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала
    • Создавать многократно используемую базу учебно-методических материалов
    • Использование спорадический обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала.
    • Организовать не только доступ к материалам со стороны большого количества учащихся, но и вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций
    9. Что представляет собой аккомодация?
    • разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
    • формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта
    • модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
    • формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
    10. Что означает тезис традиционного подхода к обучению “Обучение – это процесс передачи и восприятия информации”?
    • Система обучения стремится выявить недостатки учащихся, которых затем – в соответствии с выявленными недостатками – оценивают, группируют по категориям, исправляют их недостатки или исключают.
    • Модель учебного процесса формируется в большей степени на основе классификации и анализа фрагментов знаний, а не объединения («сшивания») таких фрагментов
    • В настоящее время основной является модель образовательной деятельности, «ориентированная на информацию», в которой главное для учащихся – это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний.
    • Преподаватель предлагает либо только один маршрут, который проходит через очерченный жесткими границами участок учебной дисциплины, либо цепочку стандартизованных блоков.
    11. Укажите основные достоинства дистанционной формы обучения:
    • эффективность формирования навыков работы
    • проведение обучения по месту жительства для социально-защищенных групп учащихся
    • наличие средств оценки знаний и навыков слушателей в режиме реального времени, средств поддержки процесса проведения обучения
    • обучение по индивидуальным программам обучения без привлечения дополнительных сил со стороны преподавателя
    12. Что означает тезис традиционного подхода к обучению “Обучение основано на модели «слабых сторон» учащегося”?
    • Система обучения стремится выявить недостатки учащихся, которых затем – в соответствии с выявленными недостатками – оценивают, группируют по категориям, исправляют их недостатки или исключают.
    • В настоящее время основной является модель образовательной деятельности, «ориентированная на информацию», в которой главное для учащихся – это воспроизведение полученных знаний, а не формирование системы собственных знаний.
    • Преподаватель предлагает либо только один маршрут, который проходит через очерченный жесткими границами участок учебной дисциплины, либо цепочку стандартизованных блоков.
    • Модель учебного процесса формируется в большей степени на основе классификации и анализа фрагментов знаний, а не объединения («сшивания») таких фрагментов
    13. Что представляет собой способ организации учебного процесса с точки зрения технологии доставки материала до обучаемых?
    • Методика обучения
    • Система обучения
    • Метод обучения
    • Форма обучения
    14. Принцип интерактивности при обучение с прменением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):
    • в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
    • в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
    • в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
    • в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
    15. Укажите недостатки дистанционной формы обучения:
    • увеличение стоимости разработки курсов по сравнению с очной формой
    • повышение требований к организации системы мотивации учащихся
    • повышение требований к телекоммуникационной инфраструктуре
    • сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
    16. В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:
    • Обучение – естественный процесс
    • Обучение носит нелинейный характер
    • Обучение – социальный процесс
    • Обучение – активный, а не пассивный процесс
    17. Что представляет собой способ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти?
    • Метод передачи новых знаний
    • Концепция передачи новых знаний
    • Теория передачи новых знаний
    • Направление передачи новых знаний
    18. Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?
    • учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
    • содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
    • преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);
    • учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
    19. Традиционная парадигма образования часто характеризуется следующими взглядами на обучение:
    • обучение – это линейный процесс
    • обучение – это нелинейный процесс
    • учиться несложно
    • обучение строится на расчленении содержания учебного курса и отдельных занятий на небольшие изолированные блоки
    20. Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
    • ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей
    • объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
    • объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
    • объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов

  3. D0D0Ser Ответить

    Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда:
    – идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найти самостоятельно,
    – объемная информация дается учащимся в быстром темпе,
    – формируется интерес к информации,
    – идет обучение учащихся, которые наилучшим образом усваивают информацию на слух.
    Тем не менее, в данном подходе есть ряд недостатков:
    – не все учащиеся хорошо воспринимают новый материал на слух,
    – часто бывает нелегко удерживать интерес учащихся,
    – данный подход практически не предполагает использования учащимися критического мышления,
    – предполагается, что все учатся одинаково.
    Чтобы соответствовать требованиям 21-го века и развивать у детей критическое мышление и сотрудничество, необходимы не только элементы традиционного обучения, но и элементы проектного подхода к обучению.
    Проектный подход – это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.
    Используя проектный подход в обучении, учитель поощряет учеников к следующим действиям:
    – самостоятельно формировать глубокие знания в области изучаемой дисциплины и развивать необходимые умения,
    – активно участвовать в планировании, создании проекта, проверке сделанного и презентации выполненной работы,
    – объяснять, высказывать предположения, задавать вопросы и пользоваться другими приемами критического мышления,

  4. voldemartt Ответить

    Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению
    Термин “традиционное обучение” подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
    Признаками традиционного подхода в обучении:
    – учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    – класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    – основной единицей занятий является урок;
    – урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
    – работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
    – учебники применяются в основном для домашней работы.
    Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача обучающимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у обучающемуся.
    Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
    • учащимся и преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и Интернету;
    • следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы;
    • преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся.
    Информационно-коммуникационный технологии (ИКТ) в обучении формирует новую парадигму этого процесса:
    1. Обучение – естественный процесс. Изучение чего либо – это естественное состояние мозга.
    2. ИКТ предполагает: обучение – “социальный процесс”,
    3. формирование системы знаний должно происходить в коллективах.
    4.  ИКТ: обучение -активный процесс. Обучащиеся должны стать активными участниками учебного процесса.
    5. ИКТ: обучение может носить как линейный, так и нелинейный характер.
    6.ИКТ: обучение связано с интеграцией знаний и учётом контекста. Легче усваивается информация, представленная как единое целое, а не исключительно в виде последовательности элементов информации.
    7. Обучение, применяя ИКТ, строится на базе модели “сильных сторон” обучающегося -его способности, интересов и культурного уровня.
    8. Применяя ИКТ, эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности отдельных учащихся и их групп.
    Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования. Цифровая грамотность способствует успешному обучению: обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающими и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями.
    Наиболее перспективными стратегиями интеграции ИКТ в воспитательно-образовательный процесс:
    1. Мультимедийные презентации.
    2.Онлайн-дискуссии (чаты, видеоконференции, электронная почта).
    3. Программная поддержка курса.
    4.Проектная деятельность.
    5.Контроль знаний.
    Методы применения средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования детей ориентированы на совершенствование системы работы с одаренными детьми в различных областях деятельности.
    С моей точки зрения в системе дополнительного образования методом ИКТ наиболее эффективен в практике дополнительного образования (туристско-краеведческая деятельность) к перечисленным является-  распространение передового педагогического опыта по работе с одаренными детьми и интеграции различных общеобразовательных систем. Именно одаренные дети дают возможность написания исследовательских работ у нас в музейной комнате. Темы подбирают сами дети. Их участие на различных площадках и есть распространения опыта.

  5. rtpc Ответить

    1. Какой метод учения предполагает понимание объяснений учителя учеником и осознанное усвоение им знаний?
    + репродуктивный
    продуктивно-практический
    поисковый
    исполнительский
    2. По философской основе различают следующие педагогические технологии:
    + идеалистические
    + метафизические
    адаптивные
    + экзистенционалистские
    3. Какой подход к воспитанию (воспитательному процессу) состоит в построении определенной воспитательной системы, в создании необходимых условий, в организации воспитательной деятельности, направленной на реализацию социальной цели и на создание положительного опыта воспитанников?
    психологический
    + педагогический
    метафизический
    социальный
    4. Отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования называется:
    + дидактика
    педагогическая психология
    методология
    педагогическая риторика
    5. Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя:
    + принцип преемственности
    принцип спорадичности
    + принцип прочности
    + принцип самостоятельности
    6. Основа дидактики, состоящая в систематическом учете возможных ценностных ориентаций и систем, называется:
    + аксиологизацией
    теоретизацией
    гуманизацией
    индивидуализацией
    7. Какой характер имеют дидактические знания?
    + нормативный
    + универсальный
    субъективный
    + системный
    8. Какой характер имеют дидактические знания?
    + нормативный
    + универсальный
    субъективный
    + системный
    9. Принципы организации целостного педагогического процесса включают:
    + связь с жизнью и производительным трудом
    + научность
    обучение индивидуально
    + гуманистическая направленность
    10. Укажите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
    + лабораторные работы
    + метод создания воспитывающих ситуаций
    лекция
    + проблемно-поисковые методы
    11. Упорядочите этапы усвоения учебного материала: А) Восприятие учебного материала Б) Осмысление, проникновение в сущность познаваемого В) Обобщение и систематизация Г) Запоминание Д) Применение знаний, оперирование ими
    + АБВГД
    БАВГД
    БАГВД
    АБГВД
    12. В какой структуры представления учебного материала рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения ученика, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные?
    + спиральная
    линейная
    смешанная
    концентрическая
    13. Обобщенный мыслительный образ процесса обучения, который отражает в динамичном единстве функции, структуру, способы его организации, формы, технологии и результаты согласно образовательным целям общества – это:
    тип педагогики
    метод обучения
    метод учения
    + модель обучения
    14. При каком методе учения ученик самостоятельно открывает для себя и усваивает новые знания путем постановки учебных проблем и их решения или ищет пути решения практической проблемы?
    Продуктивно-практический
    Репродуктивный метод
    + поисковый метод
    Частично-поисковый
    15. На уроках какого типа решаются задачи закрепления ранее усвоенных знаний, применение знаний на практике, формирование умений и навыков?
    Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков
    Урок обобщения и систематизации
    Урок формирования умений и навыков
    + урок практического применения знаний
    16. Какая теория формирования содержания состоит в том, что учителя концентрируют свое внимание на передаче предельно большого объема научных знаний, черпаемых из легко доступных учебников и учебных пособий?
    + дидактический материализм
    Функциональный материализм
    Дидактический утилитаризм
    Дидактический формализм
    17. По научной концепции технологии делят на:
    + интериоризаторские
    монотехнологии
    + бихевиористские
    + ассоциативно-рефлекторные
    18. Какой метод представляет собой способ самостоятельной организации учащимся поисковой, творческой деятельности по решению новых для него проблем?
    + исследовательский
    проблемное изложение
    частично-поисковый
    репродуктивный
    19. Какая теория обучения предполагает следующее: всякое обучение своим основанием имеет наглядность; механизмом любого акта учения является ассоциация; основной метод обучения – это упражнения.
    + ассоциативно-рефлекторная теория обучения
    теория проблемного обучения
    теория поэтапного формирования умственных действий
    теория учебной деятельности
    20. Укажите методы формирования сознания:
    + работа с книгой
    + лекция
    инструктаж
    + объяснение
    21. Какая теория формирования содержания образования предполагает, что в содержании каждого учебного предмета необходимо выделять основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно?
    дидактический утилитаризм
    дидактический энциклопедизм
    дидактический формализм
    + структурализм

  6. MaxStlk Ответить

    Характерной чертой традиционного обучения является его обращенность в прошлое, к тем кладовым социального опыта, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.[2] Информация, знаковая система выступает при этом началом и концом активности школьника, а будущее представляется лишь в виде абстрактной перспективы применения знаний.
    Полезно более строго различать понятия «информация» и «знание». Информация в обучении — это определенная знаковая система (например, текст учебника, речь учителя), существующая объективно, вне человека. Тот или иной знак как носитель информации определенным образом замещает реальные предметы, и в этом преимущество использования информации в обучении. Через знаки-заместители обучаемый может экономно и быстро освоить реальность.
    Однако это только возможность. Необходимо, чтобы эта возможность превратилась в действительность, чтобы информация стала знанием. Для этого обучаемому нужно перестроить свой прошлый опыт с учетом полученного нового содержания и сделать его средством разумного поведения в будущих ситуациях, подобных тем, которые в этой информации отражены. Знания являются подструктурой личности, включающей не только отражение объектов действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного.

    Сущность традиционного обучения

    В педагогике принято выделять три основных типа обучения: традиционное (или объяснительно-иллюстративное), проблемное и программированное.
    Каждый из этих типов имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения[3]. Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским («Великая дидактика»).
    Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    основной единицей занятий является урок;
    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
    работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
    учебные книги применяются, в основном, для домашней работы.

    Традиционное обучение: постулаты и принципы, характеристика методов

    Педагогика авторитета. Традиционное обучение основывается на авторитете. Традиционное образование – есть педагогика авторитета.[6] «Авторитетность» традиционного обучения внутри себя имеет сложную, составную структуру, в которой авторитет содержания обучения и воспитания подкрепляется авторитетом государства и учителя. Авторитет содержания заключается в непременном наличии образца, эталона.
    Образец – это идеал, объединяющий людей, это надёжная «бытийная ориентация». Образцы включают эталонные знания, умения, способы деятельности и взаимодействия, ценности, отношения, переживания. Идёт строгий, пристрастный отбор содержания образцов. Знакомить с образцами необходимо последовательно.[6]
    Авторитет Учителя. Учитель, бесспорно, главный субъект обучения – авторитет. Личность учителя не подменить никакими «развивающими системами», «интерактивными досками», «ЕГЭ», «модернизациями». Само слово «дидактика», обозначающее «раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения», происходит от греческого слова «didaktikos» – поучающий. Для выполнения «посреднической» миссии учитель самосовершенствуется.
    Директивы. Педагогика авторитета – директивная педагогика. Смысл обучения состоит не в своевольном выборе, а в кропотливом постижении образцов. Традиционный педагог руководит развитием ребёнка, направляет движение в нужное русло (даёт директивы), страхует от ошибок, гарантирует своевременное прибытие ученика в «порт назначения» – к заранее известной благой цели – образцу. В современной «традиционной» программе воспитания детей в детском саду, изданной в 2005 г., повторяется мысль известного психолога и педагога Н.Н. Поддьякова о двух формах детской активности. Первая «определяется содержанием, предлагаемым взрослым», заключается в присвоении культурных образцов, причём «транслируемые» воспитателем образцы, естественно, должны быть «адекватны периоду детства». «Взрослый выступает посредником между культурой и ребёнком и предлагает различные образцы культуры». Вторая форма – собственная «экспериментаторская, творческая активность ребёнка». Традиционный подход, не умаляя значимости спонтанных форм детской активности, делает упор на целенаправленную организованную трансляцию образца, на педагогическую деятельность. Только при таком понимании обучение действительно ведёт за собой развитие[8].
    Воодушевление, высокие цели. Традиционная педагогика – педагогика воодушевления: высокой, понятной ребёнку и педагогу цели. На каждом шагу жизни, как в малом, так и в большом, даёт себя знать в высшей степени важное стремление, которое И.П. Павлов обозначает как «инстинкт достижения цели». Следовательно, будучи лишённой цели, деятельность дезориентируется, распадается. Цели воспитания, бесспорно, культурно-исторически, обусловлены, детерминированы.
    Педагогическая система начинается с постановки цели. Великим мастером постановки «близких» и «далёких» целей, «перспектив» был Антон Семёнович Макаренко. Правильно воспитать коллектив – это значит «окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день».
    Пример. Традиционная педагогика – педагогика примеров.
    «Пионер – октябрятам пример». А учитель – ученикам. «Делай как я». На меня равняйся. Иди за мной. Смотри на меня. В традиционном обучении и воспитании учитель являет собой персонификацию, живое воплощение образца в отношении к делу, в одежде, в мыслях, в поступках – во всём. Личный пример учителя обладает высочайшим статусом. «Личный пример – метод нравственного воспитания и обучения» (Я.А. Коменский). «Воспитывать более примерами, нежели предписаниями» – советовала учителям Екатерина Романовна Дашкова.
    «Воспитание приобретается подражанием» – писал выдающийся математик и педагог Николай Иванович Лобачевский (1792-1856). Каков учитель, таков и класс.
    В обучении и воспитании положительный пример неизбежно дополняется отрицательным антипримером. Сравнивая, сопоставляя полярные значения – красоту и уродство, ученик понимает, чего от него ждут, от чего предостерегают, как необходимо действовать и чего следует избегать в той или иной жизненной ситуации.[5]
    Коллектив. Традиционная педагогика – педагогика коллективистская, общинная. В традиционной культуре подавляющего большинства народов «мы» безоговорочно выше, чем «я». Группа, семья, корпорация, народ – выше индивидуума.
    Традиционный педагог учит ребёнка смирению перед нормами, тренирует, упражняет способность укорачивать гордыню, подчинять частное, личное – общему, общественному.
    Право быть «не таким, как все» – прерогатива немногих избранных и, в любом случае, уже сформировавшихся, взрослых людей. А высшая добродетель юношей – ничем не выделяться из массы сверстников, не привлекать к себе особого внимания, даже демонстрируя выдающиеся личные достижения, оставаться скромным, равным окружающим, приписывая успехи и победы – коллективу, наставнику.
    Знания. Школа призвана давать знания.
    Ученик «прежде всего должен знать, что что-либо существует (ознакомление), далее – что это такое по своим свойствам (понимание), и наконец, знать, как использовать своё знание».
    Согласно точке зрения Я.А. Коменского, «основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объёма знаний из различных областей науки.
    Знакомясь с тем или иным предметным сегментом, с мудрым устройством мира, человек совершенствует инструмент познания – ум. Предмет самоценен, он «показывает», «рассказывает», «объясняет», пробуждает до поры сокрытые интеллектуальные резервы.
    Для формирования научных понятий, теоретического способа решения задач просто необходим «известный уровень развития спонтанных понятий» (Л.С. Выготский), «понятий, основывающихся на формально-эмпирическом типе обобщения» (В.В. Давыдов).[5] Спонтанные понятия придают мышлению твёрдость, определённость, составляют его образную фактуру, подоплеку.
    Дисциплина. Дисциплина позволяет ученику «отказаться от капризов», «взять верх над нервами», самовластно распоряжаться «сокровищами и тайниками собственной нервной организации» (К.Д. Ушинский). Распорядок дня! Правила поведения. «Безоговорочное подчинение требованиям». Знай своё место в строю. «Школа без дисциплины есть мельница без воды». В своих работах Коменский понимает дисциплину как: «условие обучения и воспитания; олицетворение организованности – предмет воспитания, средство воспитания, систему дисциплинарных взысканий».
    Становление воли, характера идёт рука об руку со становлением разума. Подчёркивая эту связь, И.Ф. Гербарт ввёл понятие «воспитывающее обучение», понимая под таковым «сочетание дисциплины с обучением», «знаний с волей и чувством».
    Повторение. «Под повторением в педагогической науке принято понимать воспроизведение уже пройденного материала, установление органической связи между старым и новым материалом, а также систематизацию, обобщение и углубление известного материала по теме, разделу или всему курсу в целом». «Под закреплением в педагогической науке принято понимать вторичное восприятие и осмысливание материала».
    Повторение необходимо, чтобы перевести информацию из кратковременной и оперативной памяти в долговременную. Новый период обучения «должен необходимо начинаться повторением пройденного, и только при этом повторении учащийся овладевает вполне изученным прежде и чувствует в себе накопление сил, дающих ему возможность идти далее».[4]
    Эволюция традиционного обучения не обошла стороной повторение. Совершенствование повторения заключалось в уменьшении механических форм при соответствующем возрастании «смыслового» повторения. Напомним, что механическое запоминание – это последовательное заучивание отдельных частей материала без опоры на логические, смысловые связи. Именно к смысловому повторению, повторению, как это ни парадоксально, развивающему мышление, творческие способности ученика, к повторению интересному, открывающему парадоксы и противоречия, объединяющему в синтезе различные знания, выстраивающему межпредметные связи, вызывающему «далёкие ассоциации», – стремились выдающиеся представители традиционного обучения. «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить знание и вывести на нём новый этаж. Понимая, что всякий след памяти есть не только след прошедшего ощущения, но в то же время и сила для приобретения нового, воспитатель будет беспрестанно заботиться о сохранении этих сил, так как в них лежит залог для приобретения новых сведений. Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего» – говорил Ушинский. Усвоение важных и сложных вопросов настоятельно требует не просто репродукции, дословного «воспроизведения» (хотя и такое повторение нельзя списывать со счетов). [1] Глубокому и прочному усвоению знаний способствуют следующие приёмы активизации интеллектуальной деятельности при повторении: «смысловая группировка материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое сопоставление того, что запоминается, с чем-либо уже известным»; «включение в повторяемый материал… нового, постановку новых задач»; «использование разнообразных видов и приёмов повторения».

    Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки. Достоинства и недостатки традиционного обучения

    Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, оно предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Наиболее типичными заданиями являются следующее: вставь, выдели, подчеркни, запомни, воспроизведи, реши по примеру и т.п. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности. Поэтому нередко его называют «школой памяти».[2]

  7. kostarew Ответить

    Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществления развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления.
    Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.
    На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основным принципам обучения можно отнести:
    • принципразвивающего и воспитывающегохарактера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;
    • принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;
    • принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
    • принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
    • принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;
    • принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;
    • принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;
    • принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;
    • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.
    Все перечисленные принципы следует рассматривать как единую систему, которая позволяет педагогу сделать научно обоснованный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.
    Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения, называется дидактикой. Одним из актуальных для современной дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.
    1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коф-фка, У. Джеймс).
    2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности — обучение их реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью проходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет»).
    3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С.Выготский, Дж. Брунер). Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка: уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно выполнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать самостоятельно).

  8. ekspert_kachu_rf Ответить

    Процессу обучения присущи характеристики целостного педагогического процесса. – целенаправленность, открытость, системность, нелинейность. Остановимся на рассмотрении характеристик, раскрывающих особенности современного процесса обучения.
    Мы уже обсуждали, что открытость связана с созданием среды. Напомним, что в широком понимании, среда – это окружение, совокупность природных и социально-бытовых условий, обстановка, оказывающих влияние на человека. Образовательная среда или среда образования – это система условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие личности. В современном понимании образовательная среда обеспечивает комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса: возможность удовлетворения и развития учеником своих образовательных потребностей; возможность усвоения учеником социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, составляет ее психолого-педагогический потенциал.
    Образовательная среда – это часть социокультурной среды, которая может быть сконструирована учителем, преподавателем[1]. Причем в зависимости от цели конструирования, среда может представлять собой совокупность ресурсов, с которыми работает ученик, или может выступать полем для проявления активности ученика, или рассматриваться как пространство взаимодействия, дискуссии субъектов образования. Иными словами понимание образовательной среды чрезвычайно многопланово.
    Образовательная среда имеет множество характеристик. Например, Я. Корчак писал о четырех типах «воспитывающей среды» – догматической, идейной, безмятежного потребления, внешнего лоска и карьеры[2]. В.А. Ясвин охарактеризовал параметры экспертизы образовательной среды, являющиеся по сути ее характеристиками – широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантноть, когерентность, социальная активность, мобильность, устойчивость[3]. Существуют и другие точки зрения. Но в данном разделе нам хотелось бы подчеркнуть, что независимо от выделяемых характеристик образовательная среда обладает таким качеством как открытость. Любая среда не имеет четких границ, они чрезвычайно подвижны. Образовательная среда также не имеете четких границ. Но от учителя, во многом, зависит, насколько широкими будут эти границы. Один педагог ограничится только рекомендуемыми учебниками и имеющимися учебными средствами при проведении урока, а другой предложит ученикам обратиться к другим источникам информации, предложит совершить виртуальное путешествие, придумает новую организационную форму проведения урока, когда каждый ученик будет иметь возможность проявления познавательной активности. Ведь мир гораздо богаче и шире, нежели сведения, представленные в учебниках, да и современные ученики ориентированы на активное его познание, в том числе и в процессе общения друг с другом.  Таким образом, для построения современного процесса обучения учителю чрезвычайно важно поставить перед собой задачу проектирования его открытой образовательной среды.
    Традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно-урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения. Распространение гипертекстовых и гипермедиальных систем в конце 80-х годов XX века создало принципиально новые возможности в обучении для организации и предъявления учебного материала, что, в свою очередь, повлияло на способы приобретения знаний и привело к развитию нелинейности процесса обучения.
    Традиционный процесс обучения, в основе которого лежит классно-урочная система, предполагает постепенное накопление школьниками информации и основан на восхождении от простого к сложному. Это линейный процесс обучения.
    Нелинейное обучение предполагает разнообразие индивидуальных маршрутов учеников. Разработка образовательных программ позволяет претворить в жизнь чрезвычайно идею о том, что цели обучения могут быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного ребенка, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный маршрут продвижения школьника в образовании, ориентирует учителя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению учеником требований образовательного стандарта, разработки и реализации необходимых видов педагогической помощи ученику.
    Ориентация на расширение и активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, на развитие коммуникативных навыков, на формирование умения делать осознанный и ответственный выбор требуют частичного выхода за рамки традиционной классно-урочной системы, за рамки преимущественно замкнутой школьной системы образования. Поэтому, в качестве варианта совершенствования процесса обучения может рассматриваться:
    модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей, специфичных на разных ступенях обучения;
    организация проектной деятельности школьников
    составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим процесса обучения, учесть факторы, влияющие на утомляемость школьников;
    организация бесклассной курсовой подготовки учащихся на старшей ступени обучения, которая предполагает блочно-модульное построение курсов, за счет рационального использования учебного времени (интенсификацию учебного процесса, переход к цикличным формам обучения, «погружение» в предмет);
    проектирование индивидуальных учебных планов учащихся, обеспечивающих возможность учитывать их познавательные запросы;
    создание виртуально-распределенных школ.

  9. FUFSoB Ответить

    Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
    Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются следующие:
    учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
    класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
    основной единицей занятий — урок;
    урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают пал одним и тем же материалом;
    работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
    учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
    Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — атрибуты классно-урочной системы. Цели обучения — подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской педагогике цели обучения формулировались так:
    формирование системы знаний, овладение основами наук;
    формирование основ научного мировоззрения;
    всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
    воспитание идейно убежденных борцов за коммунизм, за светлое будущее всего человечества;
    воспитание сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду.
    Таким образом, по своему характеру цель технологий обучения (ТО) — это воспитание личности с заданными свойствами.
    По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН), а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
    В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились — исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в характере нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
    Массовая школа с традиционной технологией по-прежнему является «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
    Концептуальные положения.Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я. А. Коменским:
    научность (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
    природосообразность (обучение определяется развитием, не форсируется);
    последовательность и систематичность (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
    доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
    прочность (повторение — мать учения);
    сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
    наглядность (привлечение различных органов чувств к восприятию);
    связь теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится на применение знаний);
    учет возрастных и индивидуальных особенностей.
    Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
    Особенности содержания.
    Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем образования технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности.-75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3 %, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.
    Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют «коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено право двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3 % от академических. В воспитательной работе процветают педагогика мероприятий и негативизм воспитательных воздействий.
    Особенности методики.Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для раскрытия индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
    Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
    регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
    централизации контроля;
    ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
    Позиция ученика: ученик- подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик — еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
    Позиция учителя: учитель — командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
    Методы усвоения знаний основываются на:
    сообщении готовых знаний;
    обучении по образцу;
    индуктивной логике от частного к общему;
    механической памяти;
    вербальном изложении;
    репродуктивном воспроизведении.
    Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.
    В составе учебной деятельности ребенка:
    самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
    планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
    итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
    В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, лживости, конформизма — «школа уродует личность»).
    Оценивание деятельности учащихся.
    Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам; требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
    Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
    Количественная оценка — отметка — часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.
    Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
    Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
    Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодичества и отсева, т. е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой, с семьей.
    Традиционная форма обучения — классно-урочная. Ее отличают:
    Положительные стороны
    Отрицательные стороны
    Систематический характер обучения
    Шаблонное построение, однообразие
    Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала
    Нерациональное распределение времени урока
    На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней усвоения перекладывается на домашние задания
    Организационная четкость
    Учащиеся изолируются от общения друг с другом
    Отсутствие самостоятельности
    Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя
    Пассивность или видимость активности учащихся
    Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день)
    Слабая обратная связь. Усредненный подход
    Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
    Отсутствие индивидуального обучения
    К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.
    Представленные ниже сценарии уроков по различным дисциплинам дают учителю представление о практическом решении дидактических задач.

  10. DOC_SUBARU Ответить

    Современное поколение Z практически не воспринимает информацию без технической составляющей. Это дети, у которых развито «слайдовое» мышление. Им трудно воспринимать линейную информацию без ярких картинок и движущихся объектов. Простые разъяснения, объяснения и иллюстрации очень быстро наскучивают, дети перестают воспринимать такую информацию примерно через 10 минут.
    Учителю трудно контролировать уровень знаний каждого ученика. Несмотря на старания учителя уделить внимание каждому обучающемуся, проконтролировать всех детей невозможно. Если в классе 30-40 человек, а урок длится всего 45 минут, то опрос каждого обучающегося практически не представляется возможным. Да, можно проводить проверку знаний письменно, но устные рассуждения в традиционном обучении также играют большую роль.
    Все обучающиеся получают одинаковую информацию, независимо от личных возможностей и интересов. Сильные, средние, слабые по знаниям ученики, одарённые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, все они обучаются в одной форме, без учёта того, что каждому из них нужен разный объем и разное качество обучения.
    Пятибальная оценка недостаточно показательна. Достаточно трудно оценить знания, если в арсенале всего пять баллов. Для одного ребенка «тройка» — это когда работа сделана на пределе возможностей, а для другого – результат того, что в этот раз он поленился качественно выполнить задание.
    Отсутствие самостоятельности. В традиционной модели обучения практически нет места самостоятельности, собственным мнениям и решениям. Здесь каждый ребенок выполняет только то задание, которое дано учителем, и только так, как считается правильным. В результате, ребенок не учится самостоятельно оценивать свои возможности, выбирать свой путь решения и учиться на своих ошибках.
    Низкая активность учащихся. Каждый ребенок надеется, что сегодня спросят не его, а кого-то другого, поэтому менее качественно готовятся к ответу.
    Обучающиеся практически не имеют возможности общаться друг с другом, а значит – не могут обменяться мнениями, услышать другие точки зрения, высказать свою и обсудить полученную информацию в процессе обучения. Это отрицательно влияет на кругозор и коммуникативные навыки.

    Вывод

    Итак, традиционное обучение – это система, которая на протяжении долгих лет служила образованию школьников и студентов. Сегодня система образования стремится к изменению её в сторону индивидуального подхода и проективного обучения, так как они способствуют не просто формированию знаний, умений и навыков, а развивают творческую личность, способную самостоятельно глубоко мыслить, принимать решения и выстраивать план своей дальнейшей деятельности.

  11. pavp Ответить

    По содержанию цели ТО ориентированы преимущественно на усвоение ЗУН, а не на развитие личности (всестороннее развитие было декларацией).
    В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились -исключена идеологизация, снят лозунг всестороннего гармонического развития, произошли изменения в составе нравственного воспитания, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств (стандартов обучения) осталась прежней.
    Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.
    Концептуальные положения
    Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:
    • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);
    • природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);
    • последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);
    • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);
    • прочности (повторение – мать учения);
    • сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
    • принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);
    • принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);
    • учета возрастных и индивидуальных особенностей.
    Обучение это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений – подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
    Особенности содержания
    Содержание образования в традиционной массовой школе, сложилось еще в годы советской власти (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и по сей день является технократическим. Знания адресуются, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания.
    Традиционная система остается единообразной, невариативной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения – централизовано. Базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины (основы наук) определяют ««коридоры», внутри которых (и только внутри) предоставлено двигаться ребенку.
    Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы работы занимают в объеме финансирования 3% от академических. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.
    Особенности методики
    Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
    Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
    • регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
    • централизации контроля;
    • ориентации на среднего ученика («школа убивает таланты»).
    Позиция ученика: ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
    Позиция учителя: учитель – командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
    Методы усвоения знаний основываются на:
    • сообщении готовых знаний;
    • обучении по образцу;
    • индуктивной логике от частного к общему;
    • механической памяти;
    • вербальном изложении;
    • репродуктивном воспроизведении.
    Процесс обучения как деятельность в ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника. В составе учебной деятельности ребенка:
    • самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
    • планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;
    • итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производятся не им, а учителем, другим взрослым.
    В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма – «школа уродует личность»).
    Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.
    Однако в школьной практике ТО обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.
    Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.
    Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
    Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности (Я-концепция).
    Особо существует проблема двойки. Она является непереводной оценкой, основанием второгодничества и отсева, т.е. решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой.
    Традиционная форма обучения классно-урочная. Ее отличают:
    Положительные стороны
    Отрицательные стороны
    Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении
    Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь. Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения
    К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *