Электронное обучение и дистанционное обучение в чем разница?

16 ответов на вопрос “Электронное обучение и дистанционное обучение в чем разница?”

  1. JoYfAn_Tv Ответить

    Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.
    Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.
    Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.
    Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором – удаленного.
    Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

  2. yoruldum Ответить

    Этапы
    Характеристика этапа
    Потребности этапа
    1 этап
    1990
    Электронное обучение
    Активное использование презентаций (преимущественно в формате PowerPoint)
    и программ тестирования (для локальных сетей, позднее – для удаленного
    тестирования по сети Интернет), разработка электронных учебников.
    1.Развитие педагогического
    дизайна (
    целенаправленного проектирования учебных курсов)
    2. Введения технологических стандартов для
    обеспечения возможности использования разработанных электронных
    образовательных ресурсов в разных средах.
    2 этап
    1998
    Активизация корпоративного обучения
    1.Обучения сотрудников компаний, непосредственно на рабочих местах
    2. многочисленные электронные учебные материалы и электронные
    образовательные курсы
    , 3. формируются портфолио компетенций сотрудников,
    4. создаются электронные
    средства обучения,

    5. различные модели
    управления электронным обучением,

    разработка подходов к оценке
    качества и эффективности электронного обучения.

    3 этап
    2002- 2015
    Электронное обучение как парадигма
    1.Появление программных систем,
    обеспечивающих комплексное решение
    задач электронного обучения

    2. Электронное обучение внедрятся в
    традиционные университеты
    в самых различных организационных формах: как поддержка
    традиционного очного и заочного обучения или как новый уровень развития
    дистанционного обучения по программам дополнительного профессионального
    образования, повышения квалификации преподавателей вузов, довузовской
    подготовки, первого и второго высшего образования, корпоративной
    магистратуры.
    Совершенствование систем обеспечивающих комплексное решение задач электронного обучения:
    ·
    системы управления содержанием
    (контентом) обучения,
    ·
    системы доставки учебных материалов «в
    нужное время в нужном количестве в нужное место»,
    ·
    системы тестирования,
    ·
    подсистемы управления компетенциями для
    отслеживания результатов обучения,
    ·
    системы интерактивной поддержки
    обучающей среды,
    ·
    системы управления знаниями,
    ·
    системы управления обучением

  3. Dracula_Snow Ответить

    Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации
    (утв. приказом Минобразования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452)
    1. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
    Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейсовая технология, интернет-технология, телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.
    2. Целью дистанционного обучения является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее — образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее — образовательные учреждения).
    3. Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.*(1)
    Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений — филиалов и представительств*(2).
    4. Филиал образовательного учреждения осуществляет свои функции в установленном порядке.
    5. В целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и месту жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства*(3).
    Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которых находится представительство.
    6. Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционного обучения. По отдельным направлениям (специальностям)*(4) и профилям программ дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
    Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин.
    Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования.
    7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
    8. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанционного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на которую они зачислены.
    9. Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
    10. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
    База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
    11. При дистанционном обучении образовательное учреждение обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
    С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует средства телекоммуникации.
    При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
    12. При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
    13. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
    14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав, осуществляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.
    15. Образовательное учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
    16. Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения образовательное учреждение*(5) может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными требованиями настоящей методики:
    наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств);
    наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
    наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
    наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
    В этом случае объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой дистанционной образовательной технологии.
    При организации проверки целесообразно участие государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования — также федеральных ведомственных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
    Отсутствие подтверждения такой готовности не лишает образовательное учреждение права реализовывать образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
    17. Образовательное учреждение осуществляет в установленном порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и отчисление обучающихся.
    18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде с применением положений Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
    19. Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательном учреждении, филиалах и индивидуально должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
    20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
    При этом все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
    Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
    21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
    22. В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.
    23. Образовательное учреждение обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные практики обучающиеся проходят с применением традиционной технологии и (или) дистанционного обучения. Производственные практики (включая технологические и преддипломные) обучающиеся проходят, как правило, традиционно.
    24. Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава — для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала — для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объемом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
    25. Для образовательного учреждения (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии.

  4. Fikyou Ответить

    Новгородова Н.Г.
    Доцент, кандидат технических наук. «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
    ЭЛЕКТРОННОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    Аннотация
    В статье рассмотрены аспекты электронного и дистанционного образования. Отмечено общее в организации электронного и дистанционного образования, а также принципиальное отличие этих форм образования. Описаны инструменты учебного процесса электронного образования, эффективность их использования.
    Ключевые слова: дистанционное и электронное образование, информационно-образовательная среда, 3D-визуализация.
    Novgorodova N.G.
    Professor, Cand. Tech. Sci. «Russian State Vocational Pedagogical University»
    E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATION
    Abstract
    The article examined aspects of electronic and distance education.  Marked the common in the organization of electronic and distance education, as well as the fundamental difference of these forms of education. Are described tools of the learning process of electronic education, efficiency of their use.
    Keywords: distance and electronic education, informational and educational environment, 3D-visualization.
    В конце 2012 года был принят и в сентябре 2013 года был введен в действие новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», в статье 16 которого говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [5].
    Согласно статье 16 Федерального Закона, «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].
    Теперь стало понятно, что взаимодействие между обучающимися и педагогическими работниками с применением электронных образовательных ресурсов, содержащихся в какой-либо системе электронного дистанционного обучения (базе данных) – это и есть электронное обучение, а проведение уроков на расстоянии без использования виртуальных обучающих сред – это обучение с применением дистанционных образовательных технологий [2].
    В настоящее время широкое распространение получает термин «смешанное (комбинированное) обучение» (blended learning), под которым понимают такую организацию образовательного процесса, при которой технологии электронного обучения сочетаются с традиционным преподаванием в аудитории по расписанию в очном режиме (face-to-face learning). Становится понятным, что дистанционное обучение – это одна из возможных организационных моделей, реализуемых на базе электронного обучения [1].
    В Российском государственном профессионально–педагогическом университете, как и практически во всех вузах страны, создана Информационно-образовательная среда (ИОС). В ней преподаватели размещают методические материалы, конспекты лекций, материалы к консультациям по текущим учебным вопросам, электронные групповые журналы с текущими рейтинговыми оценками успеваемости студентов и многое другое.
    Использование возможностей ИОС существенно сокращает время на получение студентами необходимых консультаций преподавателя и освобождает аудиторный фонд университета от занятости под текущие консультации. Расположенный в ИОС электронный групповой журнал с текущими рейтинговыми оценками успеваемости студентов в сравнении с нормативными текущими оценками семестра стимулирует студентов на внесение изменений в индивидуальную образовательную траекторию.
    Особо хочется отметить такие виды самостоятельной работы студентов, как лабораторный практикум и курсовое проектирование по инженерным направлениям подготовки. В проектировании машиностроительных объектов наметилась тенденция проектирования в 3D, а затем на основе полученной модели оформлять чертежи в соответствии с ЕСКД (Единой системой конструкторской документации). Для создания 3D-моделей в нашем университете используют графический пакет Autodesk Inventor Professional.
    Студенты, получившие стартовые навыки работы в этом графическом пакете, как правило, работают в нем увлеченно и грамотно. Каждый студент, проектируя редукторную передачу в графическом пакете Autodesk Inventor, может рассказать о том, как именно он моделировал каждую деталь, как осуществлял сборку узлов. При выполнении курсового проекта в 3D-формате студенты уверенно проводят защиту проектов и приобретают современные навыки электронного проектирования [3].
    Трехмерная модель может быть переведена в формат трехмерной картинки посредством сохранения в приложении Autodesk Design Review. И этот формат модели является замечательным дидактическим инструментом преподавателя – позволяет осуществить 3D-визуализацию: модель любой детали очень удобно «вытащить» из редуктора, повращать и показать со всех сторон, комментируя особенности ее конструкции. А то, что все детали такой редукторной передачи расцвечены в различные цвета облегчает их восприятие аудиторией. Модели в формате 3D-визуализации возможно использовать в процессе чтения мультимедийной лекции, на практическом занятии и при подготовке студентов к лабораторному практикуму [3].
    Применение 3D-визуализации в лабораторном практикуме позволяет решить сразу несколько задач: замена дорогостоящего лабораторного оборудования на 3D-визуализацию лабораторных установок; позволяет смоделировать и визуализировать сложные узлы лабораторной установки, что, безусловно, облегчает понимание студентами устройства лабораторной установки. Например, устройство цангового зажима на рисунке или схеме сложно разобрать, а в 3D-модели – очень просто и понятно. Электронные методические указания к выполнению лабораторного практикума с 3D-визуализацией повышают интерес к практикуму и облегчают подготовку к его выполнению.
    Сегодня большая часть отечественного общества переходит на планшеты и смартфоны, что позволяет получить очень быстро любую информацию по интернету, связаться с нужным человеком, оперативно решить производственную или образовательную задачу, отправить или получить электронное письмо. Сегодня мы не мыслим себя без компьютера, ноутбука, Smart-технологий, которые становятся информационно более насыщенными и одновременно более сложными. И чем более человек информационно компетентен, тем он нужнее и востребованнее в информационном обществе.
    Современный уровень информационных технологий настоятельно требует трансформации образовательных технологий. Сегодня любой студент при помощи планшета или смартфона легко может найти ответ на вопрос преподавателя. Соответственно, преподавателю не стоит пересказывать этот материал на аудиторных занятиях, а надо перестроить образовательный процесс в дискуссионно-познавательный по учебной тематике на основе ИКТ. Такой вид образовательного процесса позволит студентам научиться формировать свое мнение по теме занятия, высказывать это мнение публично и аргументировать его.
    В условиях перехода к информационному обществу информационная компетентность специалиста становится одной из основных составляющих его профессиональной мобильности. Информационная компетентность позволяет вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности человека. Формирование потребности студентов современных вузов к самообразованию и самореализации возможно только с применением информационных технологий и инновационного преобразования методологии образовательных процессов. Поскольку работодатели сегодня основными критериями пригодности выпускников к профессиональной деятельности считают такие качества, как умение креативно мыслить и умение работать в команде, то именно эти качества и следует развивать у студентов в течение всего образовательного процесса в вузе [4].

  5. Saberbourne Ответить

    Кроме того, в настоящее время они являются одной из частей национального проекта «Образования», в направлении «Информатизация образования».
    Основными направлениями использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются:
    Оказание дистанционной поддержки образования детей, имеющих различные ограничения по состоянию здоровья.
    Организация профильного обучения, переподготовки кадров и повышения уровня квалификации.
    Организация дистанционного контроля за знаниями учащихся.
    Организация разнообразных дополнительных элективных и факультативных курсов.
    Организация экстерната.
    Организация учебных занятий для детей, которые имеют длительные пропуски по причине болезни.

    Трудности реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и пути их устранения

    Во время реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, могут возникнуть определенные трудности, которые в первую очередь связаны с тем, что все учащиеся должны иметь свободный доступ для выхода в Интернет, то есть, обеспечены личным компьютерным оборудованием.
    Данная проблема рассматривается и Министерством образования и науки РФ. В соответствии с изданным им приказом, в том случае, если у учащегося нет возможности обеспечить себя самостоятельно компьютерным оборудованием, то образовательное учреждение должно предоставить ему оснащенное рабочее место. Под оснащенным рабочим местом понимается наличие компьютера, всех средств мультимедиа, выход в Интернет. На рабочем месте учащийся имеет право в установленное время проводить все виды учебных занятий, проходить текущий контроль и промежуточную аттестацию.
    Еще одной проблемой, которую также предписано решить приказом Министерства образования и науки РФ, является предоставление беспрепятственного доступа каждому преподавателю к взаимодействию с учащимися, в рамках синхронного или асинхронного режима. Кроме того, преподаватели должны иметь возможность осуществлять управление процессом образования.
    Однако одной из наиболее актуальной проблем является то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Учащиеся должны самостоятельно распределять собственное время, составлять учебный график, находить время на выполнение заданий в соответствии с графиком. В том случае, если учащийся не обладает необходимыми навыками самоорганизации, то возможно отставание о учебного графики и образование задолженностей. Решение данной проблемы видится в том, что помимо преподавателей за группами учащихся должны быть закреплены тьюторы или кураторы, которые будут следить за учебным процессом и управлять им. Основная задача куратора (тьютора) состоит в постоянном мониторинге учебного процесса, каждого закрепленного за ним учащегося, и оповещение его о запланированных занятиях или имеющихся задолженностях.

  6. Nibar Ответить

    3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

  7. Блуждающий Дух Ответить

    Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
    — Термин «дистанционное образование» — это либо позавчерашний день, либо сужение проблемы. В большинстве стран мира от этого термина ушли, есть термины «электронное обучение» и «информационно-коммуникационные технологии в образовании». Термин «дистанционное образование» действительно создает представление о том, что речь идет только о применении этих технологий на расстоянии, что эти технологии не могут использоваться в рамках обычного учебного заведения, например в рамках очной формы, а это не так.
    Я думаю, что дети более готовы к электронному обучению, чем взрослые, чем даже учителя, поэтому возникает задача разумных ограничений — возрастных ограничений по времени и ограничений, связанных с доступом в Интернет, с тем чтобы дети посещали главным образом учебные и позитивно игровые сайты, а не порносайты и не получали информацию, которая может нанести вред нравственности и здоровью ребенка, благо такие технологии сейчас предлагаются.
    На мой взгляд, развитие электронного обучения в России тормозит нормативная база. Последний закон на эту тему был принят в 2003 году с большим трудом. Там, кстати, был закреплен термин «дистанционные технологии». Для того времени это был шаг вперед, но с тех пор прошло много времени, и нужно менять не только терминологию, но и многие другие параметры.
    Мы прекрасно понимаем, что в различного рода подзаконных правовых актах нет доплаты учителям за владение электронными технологиями, нет стимулирования руководителей за введение этих электронных технологий в школах, нет соответствующих положений в квалификационных требованиях к учителям.
    В нашей стране 13 тысяч сельских школ закрыто за постсоветский период: в 2003-2006 годы — около 1900, а за 2007 и 2008 годы — около 2600. Между тем сегодня предлагаются технологии для того, чтобы сохранять сельские школы путем использования электронных информационно-коммуникационных технологий и превращения учителя малокомплектной сельской школы в оператора, помогающего детям владеть этой электронной технологией и обеспечивающего им доступ к урокам лучших учителей России в информационно-коммуникационной форме. Мне кажется, что этот опыт надо было бы распространять. Я считаю, это было бы прекрасной альтернативой закрытию сельской школы, которое почти всегда с большой вероятностью приводит к ликвидации села.
    Елена НИЗИЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:
    — Одним из бесспорных достижений нашего времени стало включение в новые федеральные государственные стандарты общего образования раздела «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения». Это будет, несомненно, способствовать развитию дистанционных технологий, использованию их в образовании.
    В новом законопроекте есть статья «Реализация образовательных программ с использованием дистанционных электронных образовательных технологий». Сейчас в законе закреплены формы: очная, очно-заочная, заочная, форма семейного образования и экстернат. Прежде чем вносить изменения и переименовывать дистанционные технологии, надо понять, что это даст нашим детям, повысит ли качество и доступность образования, проанализировать, не будет ли переименование препятствовать широкому использованию дистанционного образования.
    Есть несколько аспектов, связанных с содержанием дистанционных образовательных технологий. Один связан с разработкой контента (кто это должен делать, какие требования к контенту должны быть обозначены). Второй — с тем, что уже появилось огромное количество ресурсов, но пока не отлажен порядок их экспертизы. Третий — аспект организационно-управленческих механизмов реализации дистанционных образовательных технологий. Здесь и вопросы оплаты труда учителей, которые будут эти технологии использовать, и вопросы, связанные с лицензированием и аккредитацией.
    Есть вопросы, связанные с переподготовкой, повышением квалификации и мотивацией учителей к использованию дистанционных образовательных технологий. Мы уже и Интернет подвели, и интерактивные доски купили, и компьютерами обеспечены на уровне европейских стран: в некоторых регионах на один компьютер приходится десять учеников, и это хороший норматив, потому что, когда мы начинали, было 43 человека. В рамках ФЦПРО мы предполагаем подготовить тьюторов, обучить заместителей директоров школ для организации дистанционного обучения. И подвижки в этом направлении уже есть.
    Алла КУЗНЕЦОВА, ректор Хабаровского краевого института развития образования:
    — Мне кажется, что дистанционное обучение не столько образовательная технология, сколько технология организации образования.
    Термин «форма организации обучения» — одно из ключевых понятий дидактики, которая может позволить упорядочить терминологическое пространство. Дело в том, что «форма организации обучения» как нормативное понятие не существует. В учебниках по дидактике сказано, что основная форма организации обучения в нашей школе — урок.
    На мой взгляд, дистанционное обучение подлежит нормированию, законодательному регулированию именно как форма организации обучения. Если мы определяем дистант как форму организации обучения, тогда возникают вопросы, как должен нормироваться труд дистанционного педагога, как будет производиться оплата его труда в случае использования дистанционной формы организации обучения. Мы понимаем, что есть педагоги, которые преподают в дистанте, а есть те, кто осуществляет функции оператора, и здесь тоже возникает вопрос об их статусе.
    Не меньше вопросов вызывает организационная сторона использования дистанционных технологий. Например, каково может быть соотношение объема очной и дистанционной работы в пределах очной и заочной форм получения образования? Где, образно говоря, на каком этапе заканчивается очная и начинается заочная форма получения образования?
    Кроме того, необходимо определение требований к организации и комплектации рабочего и учебного места дистанционного педагога. При этом цена вопроса такова, что, возможно, потребуется либо принять целевую программу, либо выделить отдельное направление в федеральной целевой программе развития образования.
    Еще один нормативный дефицит связан с выбором модели дистанционного образования, потому что моделей должно быть, на мой взгляд, несколько: по целям, по условиям, по категориям обучающихся, по формам получения образования и, вероятно, по стоимости. При этом необходима сертификация моделей для обеспечения должного качества.
    В зависимости от выбранной модели могут возникать другие проблемы. Например, сегодня формирование и содержание учебных курсов, особенно тех, для которых нет государственных стандартов или требований, связаны с проблемой соблюдения авторских прав. Если педагог разрабатывает свой курс, то каким образом в условиях действующего закона об авторском праве и Гражданского кодекса решить проблему наполнения контента дистанционного образования?
    Другая проблема связана с возможностью унификации программных оболочек, в которых создается среда дистанционного обучения. Сегодня их достаточно много: «Мудол», «Доцент», «Прометей», «АСТ» и другие. Если одна из задач внедрения дистанта — повышение образовательной мобильности школьников, то следует нормировать требования к программной оболочке для создания полноценной образовательной среды, обеспечивающей высокую академическую мобильность школьников и возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Для этого необходимо более четко определить требования к структуре учебно-методического комплекта дистанционного обучения и порядку его применения.
    Есть и еще одна проблема, связанная с организацией контроля и оценки результатов обучения. Это важно для ситуации использования дистанционных технологий в заочной форме получения образования, так как нужно идентифицировать личность ученика, который проходит контрольное тестирование.
    Раз у нас появляется фактически новая профессиональная роль, я не берусь называть это статусом или чем-то другим, следует, вероятно, определиться, что такое дистанционный педагог. Это обычный педагог, который использует еще одну сравнительно новую образовательную технологию? Или это новый вид деятельности, который подлежит сертификации? Или это дополнительная квалификация, которую тоже нужно сертифицировать? Когда появляется право быть дистанционным педагогом — после специальной профессиональной подготовки, переподготовки или для этого достаточно повышения квалификации? Каким образом тогда будут аттестовывать этого педагога и педагога-оператора дистанционного обучения? Очевидно, эти вопросы нужно решить.
    Юрий КАРАБАСОВ, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:
    — Информатизация образования включена в число приоритетных направлений государственной политики. Можно прямо сказать, что развитие российского образования напрямую зависит от того, насколько широкомасштабно мы сумеем внедрить технологии электронного обучения, от разработки и внедрения новых методик организации образовательного процесса, создания и использования электронной педагогики, внедрения новых подходов к управлению. Дистанционные образовательные технологии могут применяться как для обеспечения доступа к образовательному процессу на удалении, так и для организации образовательного процесса внутри образовательного учреждения.
    Сегодня на обсуждение педагогической общественности вынесен проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который призван заменить два действующих сейчас базовых закона — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Если мы возьмем Общероссийский классификатор стандартов, то там есть термин «электронное обучение», и в бытовом плане мы им широко пользуемся. Говорим о дистанционном обучении, об открытом образовании. Наверное, здесь надо упорядочить понятийный аппарат и законодательно его закрепить. К сожалению, законопроект, который мы обсуждаем, этот вопрос не затрагивает. А между тем нужно особое внимание обратить на законодательное обеспечение использования информационных технологий, потому что по существу это будут те правила, по которым мы будем жить в будущем, от которых будет зависеть развитие образовательной системы, ее конкурентоспособность на мировом рынке.
    Сергей КРАВЦОВ, директор Института управления образованием Российской академии образования:
    — Помимо тех положений, которые есть в стратегических документах развития нашей страны, есть практика, но нормативного и законодательного закрепления эта практика пока не нашла. Мы считаем, что необходимо на уровне закона определить, что такое электронное обучение, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, курс дистанционного обучения.
    Что касается нового закона «Об образовании», то в пункте 67-й статьи говорится, что дистанционные образовательные и электронные образовательные технологии используются для предоставления учащимся возможности обучения непосредственно по месту жительства или временного пребывания. То есть необходимо определиться на уровне законодательства: либо мы используем электронное обучение и дистанционные технологии в рамках реализации обязательных образовательных программ, либо это все-таки некие дополнительные возможности для решения тех проблем, которые существуют. На мой взгляд, хорошо, если мы на уровне подзаконных актов решим вопросы оценки качества в системе электронного обучения, сертификации электронных продуктов, а также вопросы, связанные с требованиями к цифровым образовательным ресурсам, особенно это касается школьного образования.
    Нормирование работы школьников в системе электронного обучения требует решения вопросов, связанных с организационными и экономическими механизмами использования образовательных технологий, прежде всего оплаты труда учителей, соотнесения дистанционного и классно-урочного содержания учебных часов, учета учебной работы учителя по созданию курсов дистанционного обучения, учета посещаемости дистанционных занятий. Нам также нужно решить проблему, связанную с нормативами финансирования. Сегодня если ученик со специальными образовательными потребностями получает общее образование, то все упирается в финансирование, которое идет из федерального бюджета. А оно закончится, как быть дальше?
    Как показывает практика, на сегодняшний день финансовые вопросы не решены. Поэтому надо либо все вводить в норматив, и тогда предоставляется возможность оплаты дистанционных курсов, которые проходят вне образовательного учреждения, либо решать проблему каким-то другим образом.
    Если эти вопросы на уровне подзаконных актов будут решены, то мы сможем эффективно и целесообразно использовать дистанционные образовательные технологии и систему электронного обучения.
    Лариса ГОРБУНОВА, профессор кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования:
    — Проблемы дистанционного обучения в школе практически связаны с проблемами дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования.
    Надо сказать, что когда мы реализуем программы дистанционного обучения, а такие программы есть почти в каждом учреждении, мы обнаруживаем следующее. Меняются технологии, и сегодня хорошая программа дистанционного обучения — это программа, где используется достаточно большое количество самых разных методов интерактивного взаимодействия. Насыщение программы приводит к тому, что процесс дистанционного обучения становится весьма трудоемким.
    Весь вопрос в том, как мотивировать учителя, специалиста дополнительного образования, чтобы процесс дистанционного обучения не был таким тяжелым.
    Мне кажется, что здесь требуется уточнение нормативов в части наполняемости групп, которые обучаются дистанционно.
    Необходимо некое изменение или уточнение критериальных характеристик, которые используются при аттестации педагогических кадров. Если не будет стимулирующих критериев, направляющих учителя на использование ИКТ, то процесс развития электронного обучения не станет быстрым.
    Вопрос сертификации контента, которым наполняются оболочки дистанционного обучения, конечно, достаточно труден. Но мне кажется, возможна общественная экспертиза такого контента, поскольку сейчас уже достаточно много специалистов в системе дополнительного образования, которые к этому готовы.
    Мне кажется, для всех очевидно, что необходима специальная подготовка или повышение квалификации учителя, реализующего программы дистанционного обучения. Очень важно, чтобы педагог знал не только предметное содержание, но и устройство среды, и то, как обезопасить ребенка с точки зрения сохранения здоровья. Кстати, мы в этом году создали методическое пособие, которое так и называется «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
    Мне кажется, есть один вопрос, который мы обходим, но он очень важен — это изменение нормативов или уточнение нормативов финансирования при использовании средств ИКТ. Бывает, подведен Интернет, но он не используется, поскольку недостаточно средств для того, чтобы оплачивать трафик, но чем больше мы будем погружать детей в эту среду, тем больше будут затраты. Поэтому хотелось бы, чтобы это было учтено в нормативах.
    Следует, как мне кажется, уточнить нормативно те группы учащихся, которые используют программу дистанционного обучения в школе. И здесь речь может идти не только о детях-инвалидах. Мы прекрасно знаем, что есть немало детей, в силу каких-то обстоятельств не имеющих возможности посещать школу — долгое время болеющих или испытывающих психологические трудности. Мы в этом году подготовили проект по части как раз использования разнообразных средств обучения для детей, имеющих психологические трудности, связанные с посещением школы. Представляли проект в Берлине, и он имел успех.
    Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования:
    — Мне кажется, что терминологический вопрос крайне важен. Как мы сейчас зафиксируем в законе «Об образовании» терминологию, так потом и будем жить. То, что в некоторый момент министерство использовало термин «дистанционные образовательные технологии», сыграло весьма положительную роль. Дистанционное образование не форма, формы — это очное, заочное и очно-заочное образование. Если речь идет о форме урока, то уже очевидно, что ту или иную роль могут играть дистанционные образовательные технологии, электронные образовательные технологии. Мне кажется, что все школьное образование сегодня становится электронным, так или иначе на каждом уроке все больше и больше используют ИКТ.
    Поэтому главное, за чем нужно проследить, — чтобы закон нигде не ограничивал использование и электронных, и дистанционных технологий. Нужно сделать так, чтобы в законе говорилось: электронные формы допустимы. Поэтому нужно записать это не в отдельной статье — весь закон должен говорить о том, что современное образование использует повсеместно дистанционные элементы.
    Сегодня довольно часто можно слышать о важности информационно-образовательной среды, в частности, среды деятельности и директора школы, и учителя, и ученика. Это значит, что должна быть очевидной возможность электронного документооборота, но у нас в стране пока нет нормальной ситуации с электронным документооборотом — нет стандарта на электронные документы, нет стандарта на персональные данные в системе образования. Причем эти стандарты должны быть открытыми, всем понятными, чтобы их могла использовать любая организация или любой учитель, чтобы он мог создать свою базу данных.
    Мы должны наращивать объем бесплатного контента: картинные галереи, классические произведения, всегда соблюдая при этом авторское право. Но работа, сделанная учителем, вряд ли может быть серьезно коммерциализирована. Поэтому ее можно было бы располагать в Сети для бесплатного и свободного использования в системе образования, но с соблюдением именно авторского, а не имущественного права на данный контент. К преимущественным правам, мне кажется, нужно сегодня подходить реалистично. Работа учителя-автора должна быть оплачена, но не права на ее использование.
    Лариса БАРКОВСКАЯ, консультант отдела общего, дошкольного и специального (коррекционного) образования Министерства образования Калининградской области:
    — Дистанционная форма у нас законодательно не закреплена, более того, в своей практике мы столкнулись с тем, что появляются учреждения, которые реализуют программы только в дистанционной или в электронной форме. Соответственно у таких учреждений нет типового положения, нет требований к лицензированию учреждения, к аккредитации, и поэтому возникают проблемы.
    Нам нужно установить требования к таким экономическим показателям, как наполняемость класса для детей, которые обучаются дистанционно, количество уроков полной нагрузки педагогов, ведущих обучение, продолжительность уроков в дистанционной форме, когда ребенок непосредственно общается в Интернете с педагогом.
    Нужно разрабатывать норматив на дистанционное обучение детей, потому что дистанционное обучение, по подсчетам экономистов, в десять раз дороже обучения обычного ребенка в обычной общеобразовательной школе.
    Новый государственный образовательный стандарт вступает в противоречие с нормами санитарного законодательства. Эти нормы должны быть пересмотрены с учетом современной техники, причем быстро, так как существует четкий регламент количества уроков и времени, которое ребенок в соответствии с возрастом может проводить за компьютером. А сделать это в рамках нового федерального образовательного стандарта невозможно, потому что компьютер будет использоваться постоянно. Поэтому мы и предлагаем адаптировать нормы работы за компьютерами в соответствии с техническими показателями персональных машин и с наличием соответствующих сертификатов качества и защиты от вредного воздействия.
    Мы предлагаем рассмотреть возможность государственной итоговой аттестации по информатике в форме единого госэкзамена с непосредственным использованием компьютера. Сегодня ребенок, который изучал информатику, информационные технологии, сдает этот предмет, используя бумажные бланки. С моей точки зрения, это не совсем верно. Калининградская область готова стать пилотным субъектом по проведению такого эксперимента.
    Евгения МИХАЙЛОВА, ректор Северо-Восточного федерального университета:
    — Мы внедрили такое понятие, как «кочевые школы», хотя там и обучается менее чем один процент наших учеников. Приобретенные для них спутниковые тарелки перевозить трудно. Олени, например, могут возить только 50 килограммов груза, а тарелка весит 200 килограммов, поэтому из 13 кочевых школ у нас доступ к Интернету имеют всего три.
    От редакции
    Обсуждение федерального интегрированного закона «Об образовании» продолжается. Несмотря на период отпусков, дискуссии вокруг нового документа разворачиваются конструктивные.
    «УГ» планирует серию материалов, в которых будет знакомить читателей с ходом обсуждения нового закона. Следите за нашими публикациями.

  8. Badi Ответить

    Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой преподаватель и слушатель взаимодействуют друг с другом на расстоянии посредством обычной и электронной почты, Интернета и других средств связи ввиду невозможности слушателя посещать очные курсы (например, если образовательный центр и слушатель находятся в разных городах).
    Электронное обучение – это форма обучения, при которой для учащегося создается виртуальная образовательная среда. Расстояние тут не играет ключевой роли – преподаватель и слушатель могут находиться как в одном образовательном учреждении, так и в разных городах и странах.

    Преимущества использования дистанционных и электронных форм обучения в ДПО

    доступность материалов для обучения в любое время и в любом месте;
    наглядность учебных материалов, которая достигается за счет использования различных мультимедийных средств;
    автоматизация контроля за усвоением учебных материалов слушателями;
    возможность оперативно обновлять учебные материалы;
    широкое использование самостоятельных форм работы слушателей, которое способствует развитию самоорганизации и дисциплины, ответственности, целеполагания, инициативности;
    индивидуальный подход к слушателям и адаптация программ под их уровень подготовки.
    В учебном центре ГК «ЦЭСК» есть возможность проходить повышение квалификации и профессиональную переподготовку не только в очной, но и в очно-заочной, а также дистанционной формах. Выбирайте подходящую программу и записывайтесь на курсы!

  9. Morlugra Ответить

    Несмотря на стремительный рост популярности дистанционного обучения в России, его нормативно-правовое обеспечение отстает от реалий. Пока решение многих вопросов отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь рамочно обозначают ограничения. Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа, объясняет, как регулируется дистанционное обучение в России.
    Начнем с главного закона – 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором зафиксирована возможность реализации образовательных программ «с использованием дистанционных технологий». Общие требования к организации таких программ обозначены в статье 16. Кроме того, руководители образовательных организаций должны знать Порядок применения дистанционных технологий и положения методических рекомендаций, регулярно издаваемых Минобрнауки РФ.

    Электронное или дистанционное: сходства и различия

    Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимичные и взаимозаменяемые категории. Однако с точки зрения Закона об образовании существует четкое разграничение данных понятий.
    Электронное обучение подразумевает использование информации, содержащейся в базах данных, а также применение информационных технологий и сетей для ее обработки и передачи между учениками и учителями.
    Дистанционные образовательные технологии реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем ученики и учителя находятся на расстоянии.
    Таким образом, ключевую роль играет компьютер и сетевая инфраструктура, но в первом случае это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и ученика, а во втором – удаленного.
    Организации, отважившиеся организовать обучение полностью дистанционно, обязаны обеспечить особые условия: должны быть доступны ресурсы и технологии, позволяющие освоить программу в полном объеме без обращения к иным источникам информации и без привязки к местонахождению ученика. На практике это означает создание электронных библиотек, а также обеспечение доступа к базам данных и электронным архивам. Кроме того, преподаватели и обслуживающий персонал должны в полной мере владеть навыками использования информационных систем, задействованных в учебном процессе.

    На кого нельзя учиться дистанционно?

    Законодательство обозначает перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, обучение по которым полностью в дистанционной форме не допускается (Приказ Министерства образования и науки России от 20.01.2014 №22). Документ ограничивает такую возможность не только для будущих зубных техников и операторов чесально-вязального оборудования, что представляется вполне логичным, но и для юристов, бухгалтеров и дизайнеров.
    Примечательно, что на сегодняшний день аналогичный обобщенный перечень направлений подготовки и специальностей в рамках высшего образования не утвержден.

    Как регулируется проведение аттестации?

    Если в отношении организации обучения существует некоторая ясность, то вопросы контроля успеваемости и аттестации остаются законодательно неотрегулированными. Наиболее сложная задача – идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу. В большинстве случаев подобные процедуры проводятся по-прежнему очно: студенты периодически приезжают в организацию и проходят аттестацию непосредственно в аудиториях. Иногда вузы организуют выездные комиссии в региональные филиалы или партнерские организации, куда стекаются все желающие сдать сессию.
    Но если говорить о полноценной аттестации слушателей посредством дистанционных технологий, то в условиях отсутствия нормативно закрепленных требований, каждая организация реализует свой набор ноу-хау по определению личности (включая предъявление паспорта в камеру перед началом экзамена, сверку фотографии из личного дела и т.д.). Важно, чтобы соответствующие требования были четко и максимально подробно зафиксированы в локальных нормативных актах организации.
    Собственно, локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия обучающихся и сотрудников образовательных организаций (безусловно, если его ключевые положения не противоречат федеральным требованиям). На сегодняшний день наиболее содержательная инструкция по организации итоговой аттестации изложена в Письме Минобрнауки РФ от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Несмотря на то, что рекомендации затрагивают вопросы реализации дополнительных профессиональных программ, его положения могут быть частично использованы и по основным образовательным программам высшего образования.
    В документе описаны требования к кадровому и техническому обеспечению дистанционного образовательного процесса, а также особенности проведения итоговой аттестации. Разрешается проведение аттестации в режиме видеоконференцсвязи, компьютерного тестирования или даже посредством электронной почты, чата или форума. Необходимо уточнить, что если используется видеоконференцсвязь, важно обеспечить возможность двусторонней коммуникации, а расширение числа транслируемых пользователей (больше 2-х) возможно при наличии технической возможности. Перед началом экзамена нужно сообщить о требованиях к системе (например, настроить браузер или веб-камеру) и проверить устойчивость связи. При компьютерном тестировании должна быть обеспечена автоматизация обработки результатов, процедуры оценивания и хранения результатов. При подобной форме аттестации допускается использование встроенных в систему дистанционного обучения модулей или отдельных инструментов. Если аттестация проводится в режиме обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах, необходимо обеспечить хранение указанных файлов или сообщений и персональных данных слушателей.
    Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием дистанционного обучения, по-прежнему остаются без ответа. Очевидно, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия в рамках дистанционного обучения, будут появляться новые регламенты и инструкции. Основной же задачей руководителей образовательных организаций в этих условиях становится постоянное отслеживание законодательных нововведений в этой сфере.
    Автор: Иван Ковалев, заместитель генерального директора Е-квадрат Консалтинг и Медиа.

  10. SpRiNtEr_Tv Ответить

    Дистанционное обучение по своим характеристикам настолько сильно отличается от традиционного, что успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий, передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения.
    С точки зрения Е.И. Машбиц, Б.С. Гершунский, М. Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента [27].
    А. А. Андреев среди основных отличительных черт дистанционного образования выделяет:
    гибкость: обучаемые системы дистанционного образования, в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни; для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам;
    — модульность: в основу программ дистанционного образования кладется модульный принцип; каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области; это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям;
    — параллельность: дистанционное образование может проходить без отрыва от работы;
    — дальность действия: обучающийся может находиться сколь угодно далеко от места обучения, но качество обучения — при условии хорошей связи — от этого не страдает;
    территориальный охват: сеть услуг дистанционного обучения может покрывать огромные территории, а, значит, число обучающихся критическим не является;
    рентабельность: дистанционное образование экономически выгоднее традиционного: экономия на содержании учебных и вспомогательных помещений, транспортных расходах; при дистанционном доступе к электронным библиотекам экономятся ресурсы на обеспечения обучающихся учебными пособиями и т.д [1].
    Развитие средств ИКТ позволило совершенствовать виды дистанционного обучения. Е.С. Полат выделяет пять видов дистанционного обучения, сложившихся к настоящему времени:
    1) Курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ. Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.
    2) «Вещательные» курсы. В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.
    3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.
    4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем. С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.
    5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.
    Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе «кейс-технологий» и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.
    Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студента и школьника на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *