Что произошло с курском на самом деле?

19 ответов на вопрос “Что произошло с курском на самом деле?”

  1. Девушка с цепью Ответить

    Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта — вторая по счету — записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало. А дальше в записке было ставшее знаменитым — завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И — какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием. Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней — личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало — только копию.

  2. RAMOND Ответить

    ПОДЛОДКА КУРСК, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?
    17 лет назад затонула подлодка “Курск”. Погибли 118 человек – экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода “Дагдизель”. Данные о катастрофе до сих пор засекречены. Наказание никто не понес. Внимание общества к ЧП падает с каждым годом. Между тем специалисты отмечают, что,вопреки утверждениям военных, никаких выводов из произошедшей трагедии не сделано, а значит, нечто подобное может повториться снова.
    Напомним, гибель “Курска” произошла 12 августа 2000 года – 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени. Подлодка находилась в Баренцевом море на учениях – она условно атаковала крылатой ракетой “Гранит” эскадру во главе с авианосцем “Адмирал Кузнецов” и флагманом флота атомным крейсером “Петр Великий”, писала “Российская газета”. Сегодня оба вышеупомянутых судна широко известны благодаря походу в Сирию.
    По данным “РГ”, через несколько часов “Курск” должен был добить условного противника учебными торпедами. Однако, по официальной версии, один из снарядов взорвался. От взрыва сдетонировали другие боеприпасы.
    “Отчаиваться не надо”
    Большинство членов экипажа погибли почти сразу. Однако 23 моряка смогли укрыться в девятом отсеке, где, по некоторым данным, ждали помощи на протяжении нескольких часов.
    Об этом станет известно из записок, сделанных подводниками и позднее найденных водолазами. “В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ… – это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. – Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию… Не хватает… Отсутствуют… Протянем еще не более суток…” – говорилось в одной из них.
    Впрочем, более широкую известность получила другая записка, оставленная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она заканчивалась словами: “Всем привет, отчаиваться не надо…” “РГ” отмечает, что последняя запись Колесникова датирована 15:15 12 августа, то есть спустя четыре часа поле взрыва.
    Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Только 20 августа к работам допустили норвежское судно Seaway Eagle, водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. К этому моменту живых людей на судне уже не было – весь экипаж погиб.
    За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 человек. Тела еще троих погибших – матросов Дмитрия Коткова и Ивана Hефедкова, а также главного специалиста “Дагдизеля” Мамеда Гаджиева – найти не удалось. Согласно выводам прокуратуры, в результате катастрофы они были уничтожены.
    В ходе расследования причин ЧП было выдвинуто 18 версий, в том числе версия о столкновении с иностранным (в частности, американским) судном или надводным кораблем, поражение АПРК торпедой или ракетой, диверсия или теракт, подрыв на мине времен войны, внештатная ситуация на борту. Первостепенной была американская версия. Однако в итоге ни одна из них не нашла подтверждения.
    Уголовное дело, возбужденное 23 августа 2000 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (“Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц”), было прекращено в августе 2002 года.
    Спустя месяц после катастрофы – в сентябре 2000 года – президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга, что случилось с подлодкой “Курск”, сказал с улыбкой: “Она утонула”. А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков.

    http://www.newsru.com/russia/11aug2017/kursk17tema.html

  3. О_о Чё ЗыРиШЬ ГлАзА На Пузыришь О_о Ответить

    Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.
    – Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, – рассказывает спасатель. – Безжизненный корпус, а не боевое судно.
    Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.
    – Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, – предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. – Мы – трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.
    Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России. Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.
    СКАЗАНО!
    «Я надеюсь, государство продолжит работу по подъему всех советских и российских лодок и кораблей, покоящихся на дне океана».
    (Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, капитан 1-го ранга.)
    ПРЕДЧУВСТВИЙ НЕ БЫЛО
    Вдова капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева Екатерина долгие годы отказывалась от общения с прессой. Но для журналистов «Комсомолки» все-таки сделала исключение.
    Мы встречаемся в сетевой закусочной на окраине Петербурга, и Екатерина Дмитриевна торопит: давайте уже скорее задавайте вопросы. Видно, что 56-летней женщине физически тяжело возвращаться в август 2000 года, и она просто пытается сделать эту боль чуть менее громкой.
    – Я с двумя сыновьями отдыхала в Крыму, в Севастополе. С Володей созвонились 9 августа, все было нормально. Ни у меня, ни у него не было никаких дурных предчувствий, – признается Екатерина Дмитриевна.
    На следующий день Багрянцевы сели в поезд до Москвы. Женщина планировала провести время в столице с пользой. На носу 1 сентября – надо бы мальчишкам присмотреть что-то. Да и для мужа сделать несколько покупок.
    Но все это стало уже неважным на перроне Курского вокзала, где семью встречали друзья.
    – Они меня спросили, знаю ли я новости. Я говорю: нет, откуда? И они мне рассказали, что лодка легла на грунт, – вспоминает Екатерина Багрянцева.
    МЛАДШИЙ СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА
    Дальнейшее, по ее собственным словам, было как в тумане. Куда-то шли, доставали билет до Видяево, где жили тогда, а потом уже в своей квартире ждали вестей. Десять долгих дней.
    У журналистов есть верный прием: мол, родные до последнего верили в лучшее. Это уже штамп, избитая фраза – ну кто не будет верить, когда любимый человек в смертельной опасности? Но спустя годы Багрянцева признается: жены офицеров всегда смотрят правде в глаза.
    – Да, я надеялась, но у нас с Володей на глазах погиб «Комсомолец» (подлодка утонула в 1989 году в Норвежском море. – Прим. ред.). И когда ты замужем за военным, ты знаешь: может случиться все, что угодно. Как-то подсознательно готова ко всему, – рассказывает Екатерина Дмитриевна.

  4. Ninjas in Pyjamas Ответить

    10.00 – первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.
    Понедельник, 14 августа
    11.00 – ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска». По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».
    14.00 – НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.
    16.00 – военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.
    Вторник, 15 августа
    05.00 – жестокий шторм не дает спасателям начать работу.
    09.00 – по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.
    15.00-18.00 – по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.
    21.00 – под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.
    Среда, 16 августа
    15.00 – глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.
    16.00 – Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.
    Четверг, 17 августа
    Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.
    Пятница, 18 августа
    Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма – два балла, скорость ветра – десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.
    Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.
    Суббота, 19 августа
    Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.
    17.00 – начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.
    Воскресенье, 20 августа
    Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.
    12.30 – норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.
    17.00 – появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.
    Понедельник, 21 августа
    07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.
    17.00 – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».
    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
    Вдова ракетчика «Курска» Бориса Гелетина: «Просыпалась от того, что задыхаюсь от собственных слез»
    Кажется, хуже гибели 118 молодых бравых защитников Родины не может быть ничего. История 43-летней вдовы капитан-лейтенанта Бориса Гелетина Татьяны доказывает обратное. Подводник вообще не должен был идти в море из-за внезапной смерти единственного сына (подробнее)
    Самая молодая вдова «Курска»: «Не могла подойти к сыну, так он был похож на отца»
    В августе 2000-го сыну мичмана «Курска» Сергея Грязных было всего пять месяцев, а супруге Елене – девятнадцать.
    – Я не думала о плохом, – рассказывает Елена. – А он успокаивал, что это новейшая лодка, что у них во втором отсеке есть капсула и, если что, весь экипаж соберется и поднимется (подробнее)
    Мама погибшего на «Курске» лейтенанта Панарина: «Говорим об Андрее так, будто он жив»
    Раньше мать старшего лейтенанта вечного экипажа подлодки «Курск» Андрея Панарина Лидия Михайловна ходила на могилу сына, на Серафимовское, каждые выходные. Теперь ей восемьдесят, за плечами – продолжительная болезнь и смерть мужа. Здоровье уже не то.
    – Поясница болит, ноги не ходят. Но не будем о грустном: в целом все хорошо, – поражает жизнелюбием Лидия Михайловна (подробнее)
    Вдова погибшего на «Курске» капитана Белогунь: «Вот она, сакральная жертва для России»
    Вдова капитана второго ранга Виктора Белогунь, который пошел на учения «Курска» как представитель от штаба, предупреждает сразу: для бесед она «трудный пассажир». В момент катастрофы у Галины Валерьевны и супруга были восемнадцатилетняя дочь и шестнадцатилетний сын (подробнее)
    Вдова капитана Исаенко, погибшего на «Курске»: «Если вспоминала, приходилось лечиться заново»
    Во сне подводник сообщил жене Галине время своей смерти (подробнее)

  5. Tokinos Ответить

    Вторник, 15 августа
    05.00 – жестокий шторм не дает спасателям начать работу.
    09.00 – по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.
    15.00-18.00 – по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.
    21.00 – под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.
    Среда, 16 августа
    15.00 – глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.
    16.00 – Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.
    Четверг, 17 августа
    Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.
    Пятница, 18 августа
    Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма – два балла, скорость ветра – десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.
    Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.
    Суббота, 19 августа
    Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.
    17.00 – начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.
    Воскресенье, 20 августа
    Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.
    12.30 – норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.
    17.00 – появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.
    Понедельник, 21 августа
    07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.
    17.00 – начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

  6. Со_Смыслом Ответить


    Как, и, главное, кто убирал свидетелей — экипаж АПРК «Курск» Исследование, которое я опубликовала составлено не мной. Поэтому я не имею морального права что-либо добавить от себя внутри текста. Однако, так сложилась судьба, что я принимала непосредственное участие во многих моментах, связанных с попытками спасти АПРК «Курск». По сути, в моей квартире перед подъемом подлодки образовался пресс-центр № 2 в пику официальному.
    На мой взгляд авторы исследовании подошли слишком близко к правде, настолько близко, что решили ее слегка приукрасить и смягчить.
    Именно поэтому, я решила вмешаться и изложить то, что слышала и знала изначально.
    А именно, что в трагедии в Баренцевом море виноват сам флагман «Петр Великий» с Поповым на борту! Ни разу СМИ не рассказали причины, почему Попов в спешном порядке покинул борт «Петра», якобы спешно улетев в Североморск по неотложным делам. А по сути дезертировал, бросив и «Курск» и «Петра» погибать.
    Намекали? Да, неоднократно.
    …14 августа в моей квартире раздался телефонный звонок.
    — Лодку Курск топят! — связь оборвалась.
    Я не поняла, кто это, но предчувствие не обмануло.
    Спустя пару часов позвонил тот же мужчина — Игорь Архипченко и попросил, чтобы я связалась с прессой и сообщила, что в Баренцевом море убивают атомную подводную лодку с экипажем на борту. Дело в том, что с 1990 года я была координатором с российской стороны в 3х годичном проекте Greenpeace International «Безъядерные моря». Я принимала корабли Гринписв Мурманском порту, организовывала не только экспертные встречи, но и походы к Новой Земле, где мы пытались мониторить новоземельский ядерный полигон. Участвовала в составлении правительственного доклада о состоянии с РАО на Кольском полуострове. И поскольку главным загрязнителем был Северный флот, не раз встречалась и с адмиралом Касатоновым, дружила с адмиралом Мормулем, который во многом мне помогал. Организовывала и проводила проверки территорий вместе с депутатами всех уровней. Выискивала матросиков, попавших под прямое облучение во время ядерных испытаний на Новой Земле, и направляла их на лечение. Собственно результатом этой работы стало создание акции «Спаси ребенка», где в числе первых были дети родителей, связанных с ядерным комплексом, получившие заболевания или аномальные отклонения от родителей, «схвативших» приличные дозы радиации на службе.
    Словом, на Северном флоте я была более чем известна.
    И вот незнакомый голос сообщил мне о разыгравшейся трагедии. Он рассказал:
    — Уже три дня ребята под водой. Надо их спасать.
    Мы с ним договорились встретиться через час, но что-то в его голосе меня заставило поверить в срочность информации.
    А через час я встретилась со старшим лейтенантом Игорем Архипченко, который рассказал, что его наверное посадят, но честь превыше всего. Он рассказал, что «сидел на телеграммах» — принимал все шифровки во время учений на Северном флоте. И произошла трагедия, о которой умалчивают: в Баренцевом море гибнет экипаж подлодки «Курск». Он рассказал, что 12 августа они получили телеграмму от Лячина: «На борту аварийная торпеда.
    Прошу добро отстрелить ее за борт». Ответ «Действуйте»… дальше были зафиксированы два огромных взрыва. После чего связь с лодкой прервалась. В штабе все зааплодировали, приняв услышанные взрывы за успешные стрельбы. Но рапорта об успешных стрельбах не последовало. В назначенное время лодка на связь не вышла… Во второй половине дня все в штабе заподозрили неладное. Поступил приказ: всем молчать о случившемся…
    14го утром, вернувшись со службы Архипченко принял решение рассказать о том, что все-таки происходит…
    И главное рассказал, что в штабе активно обсуждается новость: какой идиот загнал лодку длиной в 153 метра в квадрат с глубиной 100 метров… Хотя все понимали, что это было распоряжение Моцака.

    Игорь Архипченко на втором съезде МКЦ «Забытый полк»
    …В дальнейшем Игорь Архипченко был разжалован в рядовые и над ним состоялся суд чести. Мы смогли защитить его. Игорь принял активное участие в создании и работе МКЦ «Забытый полк». В 2009 году он скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах… Он остался верен главной флотской заповеди: «Погибай, но товарища выручай».
    И утром 16 августа в местной газете «Комсомолец Заполярья» появилась первая статья с названием: «На Курской дуге убивали врагов, на „Курске“ — свидетелей». Информация произвела на всех шок.

    И отсюда начался отсчет всех версий лжи, до самой высокой:
    — Она утонула…
    Также я связалась с журналистом Андреем Королевым, работавшим на радио Свободы. Андрей сразу по телефону записал интервью со мной и… выпустил в эфир на свой страх и риск уже в большой мир.
    Итак, информация вылетела, дата трагедии была мной озвучена — 12 августа.
    А пресс-центр Северного флота в лице Навроцкого перед собравшимися журналистами в Мурманске озвучил информацию о трагедии, назвав дату трагедии – 14 августа. Так родилась первая ложь, связанная с этой трагедией.
    Но мурманские журналисты были склонны поверить мне.
    16 августа мы с Андреем Королевым в его офисе тщетно пытались дозвониться до пресс-центра Северного флота. Надо сказать, что там даже связь прогнившая. Неожиданно, при очередном наборе номера мы вклинились в разговор начальника пресс-центра с собственным отцом:
    — Да, папа, гибнет лодка. Нет, папа, поднимать ее не будут, и людей спасать не будут.
    Андрей Королев вовремя нажал на кнопку записи разговора…
    Ой, как только спецслужбы потом не пытались изъять у нас эту кассету с записью разговора… Не вышло. Но это отдельная история.
    Основной пресс-центр по спасению экипажа в Мурманске занимал целый Ледовый дворец. пресс-центр №2 находился в моей квартире, куда и ехали журналисты всего мира
    Спустя еще несколько месяцев я ехала в Москву в поезде. В соседнем купе шумная компания офицеров ехала в отпуск. Как водится, они выпивали.
    Я вышла в тамбур покурить, они тоже. Разговорились. Это были офицеры, служившие на «Петре Великом». И по мере их опьянения, они все чаще стали возвращаться к подробностям трагедии с АПРК «Курск».
    — Как с этим жить? – причитал один «капраз». – Мы их убили, мы!
    Из рассказов складывалась следующая картина.
    12го утром море было спокойным. Накануне Попов с сотоварищами из штаба «лихо приняли на грудь» военно-морского «шила». Членораздельно приказы отдавать не могли. Но пострелять им захотелось. И был отдан приказ: приготовиться к стрельбам. На «Петре» прозвучали все необходимые «тревоги». Две торпеды ушли в море.
    И вдруг корабль потряс мощнейший взрыв. Офицеры подумали, что кто-то взорвал самого «Петра». Все, не удержавшись на ногах, попадали. Не успев подняться, и сообразить, в чем дело – раздался второй взрыв, вновь поваливший всех на палубу.
    Офицеры кинулись к местам службы по аварийному расписанию.
    При этом спустя несколько минут по кораблю был дан приказ возвращаться в Североморск.
    Попова и приближенных адмиралов экстренно с корабля снял прилетевший за ними вертолет.
    Где он был сутки? Что делал? С кем встречался? – вопросы остались без ответа.
    — Их подстрелили! – таковы были слова многих вдов и офицеров, находившихся в Видяево и Североморске в те дни.

    О том, что по кораблю нанесён достаточно сильный гидродинамический удар в 11 часов..35 минут 12 августа 2000 года доложил [35] старший лейтенант Лавренюк А. – командир гидроакустической группы«Петра Великого».
    Некоторые офицеры утверждали, что видели, как из акватории Кольского залива на выходе в Баренцево море были выпущены две ракеты класса «Земля — земля». Только выпущены они были к вечеру 12го августа. На мой взгляд – для отвода глаз.
    А именно: адмиралы Попов и Моцак сбежали с места преступления! Совершив с пьяных глаз серьезное преступление, они бросили погибать не только АПРК «Курск», но и «Петра Великого», будучи уверенными, что «Петр», получив пробоину гидроакустическим ударом, в ближайшее время мог пойти ко дну вместе со всем экипажем! Высшее командование Северного флота просто заметало следы преступного приказа, убившего АПРК «Курск» и трусости этих людей. Президент прикрыл их задницы, заставив тем самым все руководство Северного флота встать перед ним на колени. Они послушно стоят на коленях по сей день, молчат до сих пор.И поверьте, очень хочется перестать либеральничать, и назвать вещи своими именами.
    Однако, страна должна знать своих «героев», поэтому в завершение хочется назвать непосредственных и опосредованных виновников катастрофы и ее расследования, занявших первые строчки в этом позорном списке.
    1. Командующий КСФ адмирал В.А. Попов:

    Член партии «Единая Россия» — Своим «преступным» приказом отправил АПЛ «Курск» на учения в полигон с полным комплектом вооружения и на место, где она даже не могла нормально маневрировать из-за малых глубин; трусливо действовал в период спасения экипажа, сбежав с места преступления; вышел сухим из воды и отправлен представлять Мурманскую область в Совете Федерации.
    2. Моцак М. В. по мнению всех жителей пос. Видяево — главный виновник случившегося

    Член партии «Единая Россия» — вице-адмирал. В 2000-м году командовал 1 флотилией подводных лодок Северного флота. В 2002-м назначен первым заместителем полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Курирует военные, оборонные, правоохранительные и специальные вопросы. Герой России (1994 г.)
    В.И. Куроедов «Самый бездарный главком российского флота» адмирал

    Член партии «Единая Россия». Первым признал готовность «Курска» к учениям, хотя и лодка, и экипаж были совершенно не готовы и все об этом знали. По его вине поиски «Курска начались с опозданием на много часов. Настаивал на версии столкновения „Курска“ с американской подводной лодкой, ставя под удар репутацию всего флота; составил „расстрельный список виновных“, в который вошли явные „козлы отпущения“, а действительно виновные тихо отправлены на пенсию и заняли теплые места.
    Ему высказали недоверие тридцать старших офицеров первой флотилии Северного флота (к ней принадлежал „Курск“). После „Курска“ ухитрился утопить еще одну лодку и всех самых сильных претендентов на свое кресло, что позволило ему просидеть в должности до 2006 года.

    3. Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов:

    Член партии „Единая Россия“ — сразу после подъема разрушенного „Курска“, еще до начала проведения каких-либо экспертиз и исследований, рассказал „свою“ версию случившегося, которая полностью совпала с выводами проведенного под его руководством многомесячного расследования; утверждал, что торпеда взорвалась самопроизвольно и беспричинно, о чем и поведал в написанной им книге [2].
    5. Главный судмедэксперт МО РФ В.В. Колкутин

    Член партии „Единая Россия“ — заместитель главного штурмана ВМФ РФ С.В. Козлов: дали Заключение о том, что моряки, находившиеся в девятом отсеке затонувшей АПЛ „Курск“, прожили не более восьми часов.
    Руководители Северного флота показали российскому обществу, какой трагедией для страны стала деградация профессиональных качеств большинства начальствующего состава ВМФ» [7].
    «За чванство, высокомерие, профессиональную безграмотность многих морских начальников Северного флота и Главного штаба ВМФ расплатились своими жизнями сто восемнадцать моряков „Курска“. „Флотоводцы“ Северного флота предали людей в девятом отсеке,…присвоили себе безграничную власть и право быть безгрешными. Они распоряжаются судьбами и жизнями сотен тысяч моряков и при этом не несут никакой ответственности за свои волюнтаристские приказы и решения, за личную безграмотность и некомпетентность» [7]
    .
    Все они и их последователи должны быть отданы под Гражданский Трибунал!
    Елена Васильева
    1. Гибель атомной подводной лодки «Курск». Хронология // РИА «НОВОСТИ» 12. 08. 2005
    2. Устинов В.В. Правда о «Курске».// М.:ОЛМА – ПРЕСС. 2004. 319 с.
    3. Мормуль Н.Г. От «Трешера» до «Курска» Гибель ракетного подводного крейсера «Курск» // С-Пб: «Элтеко», 2001. 203c.
    4. Черкашин Н.А. Унесенные бездной. Гибель «Курска». Хроника. Версии. Судьбы // М.: изд-во «Сов. Секретно». 2001.
    5. Спасский И.Д. «Курск». После 12 августа 2000 года // М.: Русь. 2003. 288с.
    6. Кузнецов Б.А.. Она утонула….Правда о «Курске», которую скрыл генпрокурор Устинов (записки адвоката) // Де-Факто. 2005 222с.
    7. Рязанцев В.Д. В кильватерном строю за смертью // Монография (не опубликована).2005.
    8. Покровский А.М. Люди, Лодки, Море Александра Покровского //Из-во «Инапресс». 2006.
    9. Милашина Е. Кто еще помнит про «Курск»? «Новая газета». 12.08.2011.
    10. Милашина Е. Дело «Курска» надо открывать заново. «Новая газета». 12.08.2003.
    11. «Новая газета» и Милашина против Российской Федерации. Жалоба №409/06 в Страсбургский суд.
    2006.
    12. kp.ru / daily / 22500 /7849 // Архив // М.: 2001.
    13. nezachenov Net. Ru
    14. Версия №1. Расшифровка записей американских акустиков //АПЛ «Курск»//Sevastopol
    15. Клебанов И.И. Заявление на пресс-конференции 17.08.2000. Мурманск // Мемориальный сайт@Copyright 2000-2001 by Russian Subnavy Portal
    16. submarint.id.ru>memory \B37.htm
    17. chrez vychaynye-proisshestvia-naapl
    18. Рязанцев В.Д. Тень безграмотности./ Ответ на публикацию «О гибели подлодки „Курск“ в
    „Советской России“ №89 от 20.08.2009 //«Советская Россия». 2009.
    19. Балтин Э.Д. Аргументы и факты. №26 (1131). 2002.
    20. Матушкин Л.А./ интервью //”Правда”. 13. 12 2001 // Лимонов Э. В. Безразличие и ложь (история гибели подлодки «Курск») //Библиотека НБП /Эдуард Лимонов. «ЛИМОНОВ ПРОТИВ ПУТИНА»
    21. Тайна «Курска» раскрыта, но об этом не говорят россиянам // Интервью Д. Власова/ «Комсомольская правда».28 -29 ноября 2001.
    22. Нарваткин А.Н. Это нужно не мёртвым, это нужно вообще… Часть 6 // http: // www. proza.ru / 26. 02. 2012./ 1894
    23. . Шамб У., Сеттерфилд Ч., Вентворс Р.Перекись водорода // М.: ИЛ. 1958. 578 с.
    24. Химия и технология перекиси водорода. Под ред. дтн проф. Г.А.Серышева // Л.: «Химия» .1984.
    25. Большая Энциклопедия Нефти и Газа /перекись водорода
    26. Большая Энциклопедия Нефти и Газа /перекись водорода /Двигатель на перекиси водорода (Двигатель Вальтера)
    27. Мишуев А.В. Совершенно секретный доклад о причине гибели подлодки «Курск» Главкому ВМФ В. Куроедову (версия) 1.11.2000 // НТЦ «Взрывоустойчивость» / МГСИ //gazeta.ru К-141 «Курск»
    28. Викисловарь / Дым.
    29. Википедия / Сонолюминесценция
    30. Егоров И. Утонувшие тайны «Курска» //”Российская газета” — Федеральный выпуск № 5257 (178) 12.08.2010 // RG.RU Российская газета
    31. Тесленко О.Г. Почему никто не видел взрыв «Курска»? 11.11.2002 // Не видели взрыва.
    32. Авакян Г.А., Шушко Л.А. Взрывчатые вещества и средства инициирования. Часть1/Учебное пособие // М.:ВИА им.Ф.Э.Дзержинского.1966.176с.
    33. Люлин В.А. 21.08.2011. 11 лет гибели АПЛ «Курск» // Бульвар Гордона. Еженедельник светской хроники № 32 (68). 08 августа 2006
    34. Тесленко О.Г. Лживые сказки Генерального прокурора // http://www.teog.narod.ru / kursk / prokuror.html
    35. Антигосударственная тайна // Архив старого сайта Российской газеты РГ www@rg.ru не обновляющийся с 4 октября 2003г.
    36. Тесленко О. Г. Боевая тревога на «Курске» / /Тайны гибели Курска
    37. Гавриков А. И. Кинетический расчет параметров ячеистой структуры газовой детонации и основных свойств пламени / Диссертация на соискание степени кандидата физ.-мат. наук // М.: 2003. 80с.
    38. Большая Энциклопедия Нефти Газа // Взрывоопасная смесь – водород
    39. Водородо — воздушная смесь //Технический словарь Том IV
    40. fxyz.ru Формулы и расчеты online / справочные данные/ механические свойства веществ
    41. Нефть-газ Электронная библиотека // Взрывоопасные газовые смеси
    42. Детонация – БСЭ – Яндекс. Словари
    43. Челышев В.П., Шехтер Б.И., Шушко Л.А. Теория горения и взрыва / Учебное пособие. Под ред. Б.И. Шехтера // М.: МО СССР. 1970. 521с.
    44 Письмо Вице-премьеру Правительства РФ Клебанову И.И.// М.: ООО «НПЦ „Квазар-ВВ“ исх. №21 от 06.06.2000 /вх.? Департамента Оборонного Комплекса Аппарата Правительства РФ //Поручение
    Правительства РФ от 22. 06 2000 № П7— 623 Адамову Е.О. (Минатом России).
    45. Письмо Вице-премьеру Правительства РФ Клебанову И.И.// М.: ООО „НПЦ „Квазар-ВВ“ исх. №54 от 11.09.2000 /вх.№2-63815 от 16.09 2000 Департамента Оборонного Комплекса Аппарата Правительства РФ // Поручение Правительства РФ от 25.09.2000№ П7— 938 Адамову Е.О. (Минатом России) и Поспелову В.Я. (Россудостроение)
    46. Римденок Р. Через серию взрывов к частичной загрузке предприятия // Снежногорск. СРЗ „Нерпа“ / „Знамя труда“ №35 (518) от 08. 12. 1995
    47. Гундаров В. Ракетой по лодке // Мурманск: „Мурманский вестник“. №23(1166) от 06.02.1996
    48. Начнут взрывать // Мурманск: „Вечерний Мурманск“. №25 (1022) от 08. 02. 1996
    49. Абзац /О чем пишут мурманские газеты/ Ракетой по лодке //Североморск. „Североморские вести“. 10.02.1996.
    50. Гундаров В. Террорист со знаком плюс // М.:«Красная звезда“. №№ 32–33 (21918 — 21919) от 16.02.1996
    Категория: АПРК “Курск”, Елена Васильева, Путин, Россия, Северный флот
    http://www.evasiljeva.ru/2015/11/blog-post_4.html

  7. Goltile Ответить

    Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

    Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.
    Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.
    Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

    Вооружение

    АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

    Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

    Служба подводной лодки К-141 «Курск»

    Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.
    Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.
    Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

    Катастрофа и спасательные работы

    Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
    Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

    В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
    Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
    В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.
    В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
    Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

    Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
    Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
    Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

    По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
    Список погибших составил 118 человек.
    Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

    Альтернативные версии гибели подводной лодки

    Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

    Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.
    Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.
    В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.
    Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.
    В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

    Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.
    И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:
    Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
    Преступная халатность при установке боевых торпед;
    Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.
    Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.
    Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.
    Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

    Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.
    Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.
    С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.
    О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.
    Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.
    Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

    Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.
    Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.
    Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.
    Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.
    Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

    Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».
    Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.
    Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

    Память

    Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».
    Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.
    Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.
    Все  это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

    Видео

  8. Thordirgas Ответить

    Официальная версия гласит: трагедия произошла 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени в Баренцевом море в результате взрыва торпеды 65-76А в торпедном аппарате № 4, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке АПРК. По мнению следствия, первый взрыв произошел в результате утечки водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды, которые возникли вследствие «нештатных процессов». Вытекшая смесь, взорвавшись, разрушила торпедный аппарат № 4 и находившийся рядом аппарат № 2.
    Второй взрыв произошел две минуты спустя, в 11 часов 30 минут 44,5 секунды. Он полностью разрушил носовую часть «Курска». Люди, находившиеся во 2-м, 3-м, 4-м, 5-м и 5-бис отсеках, погибли «в короткий промежуток времени – от нескольких десятков секунд до нескольких минут».
    Непосредственная причина гибели лодки – взрыв торпеды и последующая детонация боезапаса – вопросов не вызывает, их вызывают причины, которые привели собственно к взрыву самой торпеды, и то, что происходило в дальнейшем.
    По официальной версии, подводники погибли в течение первых 7-8 часов после взрыва лодки, хотя непосредственно во время катастрофы представители ВМФ сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри лодки. В опубликованной таблице записей вахтенного журнала крейсера «Петр Великий», находившегося в районе гибели лодки, говорится, что стуки изнутри лодки продолжались до 11:08 14 августа, то есть почти двое суток с момента взрыва.
    Эти сведения стали причиной одного из самых тяжких обвинений в адрес официального следствия: если подводники действительно погибли в первые часы и контакт с ними установить не удалось, то зачем делались утверждения первых дней, в частности передававшаяся по ТВ информация о том, что: 1) «на крейсере в ходе маневров произошли неполадки и он лег на грунт», 2) «с личным составом АПРК установлена двухсторонняя связь», 3) «реакторы АПРК заглушены всеми штатными поглотителями», 4) «на подводную лодку подается электроэнергия и кислород».
    Если же подводники были живы – то почему руководство страны и вооруженных сил так долго отказывалось от иностранной помощи, в то время как недостаточность собственных спасательных средств была ясна сразу же?
    Каковы причины взрыва?
    Но вернемся к первопричинам взрыва на АПЛ «Курск». Среди наиболее популярных неофициальных версий нужно отметить версию столкновения, а также версию о торпедировании «Курска» американской подлодкой.
    Сторонники первой версии полагают, что погубившая «Курск» торпеда могла быть повреждена в результате столкновения с иностранной субмариной. Один из авторов данной версии, капитан 1 ранга Волженский, в свое время участвовавший в испытаниях АПРК «Курск», считает, что «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“». В результате удара, который пришелся в самое уязвимое место лодки, произошел первый взрыв, АПРК начал тонуть, и вскоре произошел второй взрыв.
    Версия столкновения поддерживается рядом сообщений, которые распространялись СМИ со ссылкой на пресс-службу флота: о нахождении в районе учений как минимум трех иностранных АПЛ, об обнаружении притопленных аварийных буев иностранного производства или неопознанной подводной лодки близ места гибели Курска. Сообщалось также о заходе в норвежский порт поврежденной американской АПЛ, при этом рядом газет публиковались спутниковые снимки, установить истинность которых не представляется возможным. Отсутствие других материальных доказательств вышесказанного ставит эту версию под вопрос.
    При этом нет сомнений в том, что иностранные подводные лодки действительно присутствовали в районе учений Северного флота в те дни – это обычная практика подводного противостояния, родившаяся вместе с холодной войной, но не умершая после распада СССР.
    На «иностранный фактор» в гибели «Курска» кивают и сторонники версии торпедирования российской лодки американской субмариной. По этой версии, которую разделяет ряд отечественных военно-морских специалистов, «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис», командир которой принял открытие крышек торпедных аппаратов на «Курске», готовившемся к учебной стрельбе, за подготовку к стрельбе по «Мемфису», находившемуся в опасной близости от российской лодки. Эту версию также озвучивает французский режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме «”Курск”: Подводная лодка в мутных водах».
    Основные аргументы в пользу «иностранных версий» сводятся к резко возросшей после катастрофы интенсивности российско-американских контактов на уровне высокопоставленных военных и политических деятелей, включая неожиданный телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Билла Клинтона, а также экстренный визит в Москву 17 августа 2000 года директора ЦРУ Джорджа Тенета. Вскоре озвучивавшиеся ранее российскими высокопоставленными военными версии о гибели «Курска» в результате столкновения с иностранной АПЛ перестали возникать, а Россия добилась от США списания долгов на сумму около 10 миллиардов долларов. В такую логику развития событий укладывается и отсутствие материальных доказательств – их не стали собирать, желая сохранить в тайне происшествие, которое могло повлечь невиданный по своим масштабам международный скандал.
    Основным аргументом «против» является чрезвычайно широкий круг лиц, посвященных в детали произошедшего. Как минимум это: командование ВМС США, Британского Королевского флота, ВМС Норвегии, ВМФ России, политические деятели трех стран, персонал ремонтного завода военно-морской базы Берген, экипаж как минимум одной американской подлодки и экипаж ракетного крейсера «Петр Великий», находившегося в непосредственной близости от места катастрофы, акустики которого слышали все происходящее.
    В возможность стопроцентного закрытия информации, известной столь широкому кругу лиц, поверить в нынешних условиях невозможно – скандалы подобного рода непременно прорываются в утечках от тех, кто имел непосредственное отношение к событиям. Но за прошедшие годы подобных утечек обнаружено не было. Объяснить подобное можно только заговором молчания, в который вовлечены тысячи людей по всему миру, так что подобные версии лучше оставить конспирологам.
    По той же причине следует, видимо, считать несостоятельными версии, утверждающие, что причиной гибели «Курска» стало столкновение с надводным кораблем – авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», либо тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». Подобное столкновение заметили бы все находившиеся на борту, а его последствия увидели бы ремонтники. Удержать подобное событие в тайне в нынешних условиях также не представляется возможным.
    Вместе с тем достаточно обоснованной является также разделяемая многими военно-морскими специалистами версия о том, что причиной катастрофы стало плохое техническое состояние учебной торпеды 65-76, усугубленное принципиальными недостатками ее конструкции, а также нарушениями условий хранения и обслуживания боезапаса вследствие общего упадка ВМФ после распада СССР. Нужно учесть, что именно нарушение условий обслуживания боезапаса было в свое время признано главной причиной гибели ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-219 осенью 1986 года. На борту этой субмарины произошел взрыв баллистической ракеты Р-27, находившейся в неисправной шахте. В результате катастрофы, произошедшей в районе Бермудских островов, погибли четыре человека из состава экипажа К-219.
    При этом, как и в случае с «Курском», озвучивается версия о том, что первопричиной взрыва стало столкновение с американской АПЛ, однако большинство военно-морских специалистов, включая и многих членов экипажа К-219, не разделяет этой версии.

    Итоги и последствия
    Главным следствием и главным свидетельством упадка ВМФ стала неспособность флота самостоятельно провести спасательную операцию, а затем и подъем аварийной лодки на поверхность. Как для проникновения внутрь АПЛ, так и для ее последующего подъема, потребовалось прибегать к помощи иностранных специалистов и иностранной техники. Нехватку спасательных средств и техники все специалисты называли катастрофической.
    В других аспектах положение было не лучшим: мизерные ассигнования на ВМФ, издевательски низкое жалование моряков, крайне тяжелые условия жилья, базирования, ремонта – все это можно считать предпосылками катастрофы: военнослужащие, озабоченные собственным выживанием, не могут уделять должного внимания своим профессиональным обязанностям.
    2000 год можно считать переломным в вопросе внимания государства к военно-морскому флоту – с этого момента расходы на ВМФ непрерывно растут, но какова их эффективность? Усиленное внимание к профилактике аварий не помешало ни гибели в 2003 году АПЛ К-159 и 9 из 10 находившихся на ее борту моряков при буксировке лодки на утилизацию, ни гибели двух моряков в результате пожара на АПЛ Б-414 в 2006 году, ни гибели 20 человек на борту К-152 «Нерпа», во время испытаний в 2008 году.
    При этом следует иметь в виду то, что в ближайшем будущем вероятность происшествий на подводном флоте, впрочем, как и на флоте вообще, будет расти: старение кораблей вкупе с более менее интенсивной эксплуатацией дает богатую почву для разного рода происшествий. Остается только надеяться, что декларированное скорое обновление флота, включая его подводные силы, не останется лишь на бумаге.
    Не меньшую угрозу представляет и противостояние под водой, по-прежнему почти ничем не ограниченное. Если опасное взаимное маневрирование надводных кораблей и самолетов серьезно ограничивается соответствующим советско-американским соглашением, то действия подлодок не ограничиваются никак, и слежение, которое под водой часто ведется в непосредственной близости от противника – буквально в десятках метров, действительно угрожает столкновением. Необходимость подписания соглашения, которое регулировало бы «правила игры» под водой, признается почти всеми специалистами, но пока что прогресса в этом вопросе почти не видно.
    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *