Что такое аттестация рабочих мест и зачем она нужна?

20 ответов на вопрос “Что такое аттестация рабочих мест и зачем она нужна?”

  1. Perirne Ответить

    Далее рассмотрим, кто проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда в организации и как именно проистекает процесс. Данную процедуру проводит специализированная независимая компания, которую вы можете выбрать самостоятельно из тех, которые действуют в регионе. Чтобы воспользоваться ее услугами, нужно заключить с ней договор и пригласить представителей, которые проверят рабочие места на наличие факторов, ухудшающих условия труда или нарушающих действующие нормативы. После осмотра представители компании составляют отчет, форма которого утверждена Министерством труда РФ.
    После этого работодатель должен ознакомиться с составленным документом и принять соответствующие решения. Если места относятся к вредным или опасным, то выплачиваются повышенные страховые взносы, дается удлиненный отпуск, выдается молоко и средства защиты. Если места попали в категорию оптимальных или допустимых, но эксперты выявили нарушения или недостатки, то работодатель должен устранить их и улучшить условия труда. Если же у комиссии не было никаких претензий, то работодатель должен просто следить за тем, чтобы качество рабочего места не падало и не происходило кардинальных изменений производственного процесса. Перед тем как заключить договор, руководитель должен совершить следующие шаги:
    Создать комиссию, состоящую минимум из трех человек (если людей больше, то нужно включать в состав комиссии нечетное количество человек). В нее должны войти представители кадровой службы компании, профсоюза и сам работодатель (или его доверенное лицо). Для создания комиссии издается соответствующий приказ, которому присваивают номер и оформляют по стандартным правилам документооборота.
    Составить и утвердить график проведения специальных проверок. Если рабочих мест много, то их можно проверять последовательно на протяжении продолжительного периода.
    Составить перечень тех мест, которые планируется проверять.
    После того как будут проделаны три шага, руководителю нужно обратиться в соответствующую организацию и подписать договор. После этого представители компании выезжают на объект и проверяют рабочие места согласно утвержденного ранее графика. Они осматривают его, выявляют опасные или вредные факторы, а также получают от работодателя все необходимые данные, а именно, пояснения по техпроцессу и документы, описывающие его. Если работодатель отказывается предоставлять нужные данные, то эксперты компании могут приостановить процесс или, вообще, отказаться от проведения проверки. В случае если будут обнаружены вредные факторы, эксперт вносит их в соответствующий протокол. Дополнительно он проводит их исследования, определяя степень опасности каждого фактора.

  2. FakeShow Ответить


    Испытания/измерения вредных и/или опасных факторов.

    В том случае, если в процессе проверки были выявлены вредные и/или опасные факторы, они должны быть исследованы испытательной лабораторией, экспертами или иными уполномоченными лицами. При необходимости проводится измерение показателей.

    Отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности/опасности к классам и подклассам.

    После испытаний производственных факторов эксперты производят классификацию условий труда, на которых эти факторы были зафиксированы. Условия труда относят к одному из четырех классов:
    оптимальные (опасности нет, или она в пределах нормы);
    допустимые (вред, наносимый работой организму, исчезает после отдыха: например, усталость глаз);
    вредные (вред, наносимый организму, может вызвать профессиональные заболевания, грозящие временной или постоянной потерей трудоспособности (к примеру, язва желудка у диспетчеров авиакомпаний));
    опасные (труд может вызвать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни (например, травмы промышленных альпинистов)).

    Оформление результатов СОУТ. Результаты предоставляются в виде отчета. В нем содержится:

    информация о компании, проводившей СОУТ;
    перечень рабочих мест и выявленных на них опасных или вредных факторов;
    протоколы измерений;
    заключение экспертов.
    Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета работодатель раскрывает его содержание персоналу и размещает документ на сайте организации в открытом доступе. После этого принимаются меры по улучшению условий труда (например, устраняется неисправность приборов и т.д.) или выдается компенсация (увеличение заработной платы или пенсии, предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, дополнительное страхование и др.).

    Оформление и срок действия декларации соответствия условий труда

    Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства.
    Эта декларация действует в течения пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти, его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.
    Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, то работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.
    Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

  3. Anaradi Ответить

    • с классом 1 или 2 с оценкой “соответствует требованиям обеспеченности СИЗ”, если:- фактические значения факторов производственной среды и трудового процесса соответствуют требованиям гигиенических нормативов,
    – требования травмобезопасности выполнены полностью,
    – работники обеспечены средствами индивидуальной защиты;• с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4 по вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса;
    • с классом 3 – по травмобезопасности;
    • с оценкой “не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ” – при отсутствии СИЗ или сертификата их соответствия нормативным требованиям;
    • с классом 4 по вредности и опасности производственных факторов и с классом 3 по травмобезопасности при проведении работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спасательные работы, тушение пожаров и т. д.).При отнесении условий труда на рабочем месте и классу 4 (опасному) необходимо незамедлительно разработать комплекс мер направленных:- на снижение уровня воздействия опасных факторов;
    – на уменьшение времени воздействия опасных факторовАттестации рабочих мест: оформление и реализация результатов Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформляются в следующем порядке:• собираются копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда аттестующей организацией;
    • заполняются карты аттестации на все рабочие места:
    • формируются и оформляются ведомости:- ведомость рабочих мест подразделений и результатов их аттестации по условиям труда
    – сводная ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда• составляется план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации
    • оформляется протокол заседания аттестационной комиссии
    • издается приказ о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда.Реализацией результатов аттестации рабочих мест по условиям труда будет улучшение этих условий. Для этого необходимо составить план мероприятий.План мероприятий разрабатывается аттестационной комиссией, подписывается председателем комиссии, согласовывается с профсоюзом, утверждается руководителем организации и включается в коллективный договор.План должен включать следующие мероприятия: по улучшению техники и технологии производства; по применению средств защиты; по охране и организации труда; по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями.
    После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить в государственную инспекцию труда в субъекте федерации перечень и ведомости рабочих мест, информацию об аттестующей организации.Порядок проведения аттестации рабочих мест предусматривает обязанность аттестационной комиссии подготовить предложения работодателю по приведению наименований профессий и должностей работников организации в соответствие с требованиями Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление льгот и компенсаций.Если в соответствии с условиями труда, определенными в результате аттестации рабочих мест, ваш работник имеет право на получение льготной пенсии, но ему было отказано в этом из-за несоответствия наименования должности, указанному в справочнике, работник может претендовать на полное возмещение ущерба за счет средств работодателя. Например, на выплату суммы, равной начисленной ему пенсии за все время, которое пройдет до назна­чения ему пенсии по старости на обычных условиях.Если в организации есть работы, за которые полагаются льготы (молоко, дополнительное питание, доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и льготная пенсия), необходимо привести наименования должностей и профессий работников в соответствие с квалификационными справочниками.Выплата льгот и компенсаций.В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса РФ работник, занятый на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда имеет право на компенсации, установленные:• Трудовым кодексом РФ;
    • коллективным договором;
    • соглашением (обычно между работодателем и представительным органом работников);
    • локальным нормативным актом;
    • трудовым договором.Размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.Работодатель может установить повышенные или дополнительные компенсации в коллективном договоре или локальном нормативном акте.Если на рабочем месте обеспечены безопасные условия труда (безопасность подтверждается результатами аттестации рабочих мест или заключением государственной экспертизы), компенсации работникам не устанавливаются.Если с выполнением работ связаны какие-либо ограничения прав работника или предоставление льгот и компенсаций, то наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к работникам должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в утвержденных квалификационных справочниках.
    30.Комитеты (комиссии) по охране трудаСогласно ТК РФ (ст. 218) комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
    Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. N 413, которым определены задачи, функции и права Комитета.Задачами Комитета являются:
    · разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
    · организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    · информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
    Функциями Комитета являются:
    · рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;
    · оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;
    · участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;
    · информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
    · доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;
    · информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;
    · содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;
    · содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;
    · участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
    · содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;
    · подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;
    · рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.
    Для осуществления возложенных функций Комитету предоставляются следующие права:
    · получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных производственных факторов и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
    · заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
    · заслушивать на заседаниях Комитета руководителей и других работников организации, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекших за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    · участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения по охране труда) по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;
    · вносить работодателю предложения о поощрении работников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
    · содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
    Численность Комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.Выдвижение в Комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного(ых) органа(ов) первичной(ых) профсоюзной(ых) организации(ий), если он (они) объединяет(ют) более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя – работодателем.Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.
    31. Все несчастные случаи, связанные с производством, вызвав­шие утрату трудоспособности на один рабочий день и более, под­лежат расследованию с составлением акта. О каждом несчастном случае или остром профессиональном отравлении, связанном с производством, в результате которого пострадавший оставляет место работы, сам пострадавший или ближайший свидетель должны немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха, а последний обязан в течение рабочего дня сообщить об этом главному инженеру и заводскому комитету. Начальник цеха в течение 24 часов обязан расследовать причины, несчастного случая и составить акт о несчастном случае по спе­циальной форме.Основная цель расследования — выявление причин несчаст­ного случая и необходимых мероприятий для их устранения в будущем.Акт составляется в четырех экземплярах, которые передаются главному инженеру предприятия или техническому руководителю предприятия, фабрично-заводскому комитету, техническому инспектору ЦК профсоюза, обслуживающему данное предприя­тие. Один экземпляр хранится в делах цеха.Главный инженер предприятия должен обеспечить выполне­ние всех мероприятий, необходимых для устранения причин, вызвавших данный несчастный случай. По истечении срока, уста­новленного для проведения мероприятий, указанных в акте, глав­ный инженер и председатель фабзавместкома проверяют их фак­тическое выполнение. Результаты проверки отмечаются в том же акте за совместными подписями главного инженера и председа­теля завкома или месткома.На основании актов администрация предприятия составляет по установленной форме полугодовой отчет о несчастных слу­чаях, связанных с производством, подписываемый главным инже­нером. Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, администрация предприятия направляет по одному экземпляру отчета: заводскому комитету, вышестоящей хозяй­ственной организации (пароходству, главку), вышестоящей проф­союзной организации (бассейновому или центральному коми­тету) . В отчет о несчастных случаях включаются лишь те несча­стные случаи, связанные с производством, которые вызвали утрату трудоспособности более чем на три рабочих дня.Расследование, регистрация и учет тяжелых, аварийных и смертельных случаев, связанных с производством, производятся в ином порядке. О таких случаях непосредственный руководитель (начальник цеха, прораб и т. д.) немедленно сообщает главному инженеру или руководителю предприятия и завкому. Руководи­тель предприятия в свою очередь обязан срочно (по телефону, телеграфу или с нарочным) сообщить о тяжелом, смертельном или аварийном случае в вышестоящую хозяйственную организа­цию и инспектору по охране труда. Если такой случай произошел на объекте, подведомственном Регистру, то сообщается также в бассейновую инспекцию Регистра.Об авариях с человеческими жертвами руководитель пред­приятия немедленно сообщает в трест (пароходство), главк и министерство, а также областному (бассейновому), центральному комитету профсоюза и ВЦСПС.Каждый аварийный, тяжелый или смертельный несчастный случай должен быть немедленно расследован техническим инспек­тором ЦК профсоюза. О смертельных несчастных случаях техни­ческий инспектор составляет специальное извещение, которое не позднее трех дней после смерти пострадавшего направляется в обком (бассейновый комитет) и ЦК профсоюза, а также в трест (пароходство) и главк.Независимо от указанной специальной регистрации и учета аварийные, тяжелые и смертельные несчастные случаи, связанные с производством, подлежат регистрации и учету в общем порядке.Учет профессиональных заболеваний и отравлений произво­дится путем составления срочных извещений о случаях профес­сиональных отравлений и заболеваний, посылаемых в госсанин­спекцию, и регистрационных карт.Санинспекция водздравотдела на морском и речном флоте должна получать сведения о всех случаях острых профессиональ­ных отравлений и электроофтальмии как с утратой, так и без утраты трудоспособности, случаях острых заболеваний кожи с утратой трудоспособности, а также острых групповых проф­заболеваниях кожи при наличии пяти и более пострадавших с утратой и без утраты трудоспособности.Извещения по специальной форме посылаются врачом здрав­пункта или другого лечебного учреждения, в котором впервые установлен профессиональный характер отравления или заболе­вания, не позже 24 часов с момента обращения больного.
    32. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:– обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:– обязательных страховых взносов страхователей;- капитализированных платежей, поступивших страховщику в случае ликвидации страхователей;- взыскания штрафов и пени;- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 356-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в 2012 году и в плановый период 2013 и 2014 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
    В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов сохраняются 32 класса профессионального риска, размеры и диапазон страховых тарифов от 0,2% до 8,5%.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 №713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.
    Основной вид деятельности страхователя – юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    Классы профессионального риска группируются по видам экономической деятельности, в зависимости от уровня интегрального показателя профессионального риска, и образуют Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска (Приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2006 №857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»).
    Внутри каждого класса профессионального риска страхователи уплачивают страховые взносы с учетом скидок или надбавок к страховым тарифам, устанавливаемых страховщиком. Размер скидки или надбавки не превышает 40% от страхового тарифа по соответствующему классу профессионального риска и зависит от состояния условий труда на предприятии и расходов на обеспечение по страхованию. Также применяется дифференциация страховых тарифов внутри организации для структурных подразделений, которые осуществляют виды экономической деятельности, отличные от основного вида экономической деятельности страхователя в целом.
    В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются страхователям в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года 652.
    Размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной страховщиком по согласованию с Минздравсоцразвития России. (Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 №11 «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
    В соответствии с пунктом 3 методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2012 году. (Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.03.2012 №75).
    Вопросы, связанные с внесением страховщику ликвидируемыми (в том числе в связи с признанием их банкротами) юридическими лицами-страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми страхователь несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, регулируются Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. № 863.
    В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.11.2011 № 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» Фонду предоставлено право принимать в 2012 году решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем году, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам (приказ Минздравсоцразвития России от 10.02.2012 №113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»), утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1083 «О Порядке финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»).Обеспечение пострадавших осуществляется страховщиком в виде:а) пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;б) страховых выплат (в зависимости от стойкой утраты профессиональной трудоспособности):- единовременной страховой выплаты;- ежемесячных страховых выплат;г) оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 15.05.2006 №286.Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием выплачивается пострадавшему в размере 100% его среднего месячного заработка (дохода) за весь период нетрудоспособности до его выздоровления или установления учреждением медико-социальной экспертизы стойкой утраты профессиональной трудоспособности.Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы застрахованный работник в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания полностью или частично утратил профессиональную трудоспособность, либо могут быть назначены лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.Размер единовременной страховой выплаты устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.Порядокустановления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.Размер ежемесячной страховой выплаты, которая компенсирует застрахованному заработок, утраченный в связи струдовым увечьем (профессиональным заболеванием), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.Коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.Сумма, из которой исчисляется максимальный размер единовременной страховой выплаты, и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты определяются Федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год.
    33.гост 2007

  4. Gamath Ответить

    Интересно, но факт, что опытные работники служб аттестации могут уже по записям дать оценку рабочему месту, даже без визуального наблюдения и замеров. Перечень рабочих мест является основным документом , который должен готовить к мероприятию работодатель.
    При окончательном составлении перечня комиссия будет учитывать множество законодательных и ваших внутренних актов, документов. Это штатное расписание, общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, тарифных разрядов, единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Все это требуется для того, чтобы проверить на соответствие заявленного рабочего места профессии и обязанностям, которые выполняет сотрудник.
    Здесь довольно часто обнаруживается проблема. Многие работодатели, не удрученные знанием закона, пишут в трудовых книжках самые разные формулировки должностей. Это и народные названия профессий, и даже жаргонные. Актриса 2 разряда – неправильно, артистка 2 разряда – правильно, по справочнику. Электрик – неправильно, специалист по обслуживанию электроустановок – правильно. И таких неточностей можно обнаружить огромное количество. Чем же чреваты такие ошибки? Когда человек обратится в ПФР за начислением пенсии, все огрешности выявятся, и работника отправят по всем инстанциям и предыдущим местам работы с целью внесения изменений, чтобы записи были правильными. Не хотите так мучиться, и работника своего мучить? Пишите сразу в трудовую книжку, в приказ и в штатное расписание наименование должностей в соответствии с квалификационным справочником должностей.

  5. НеКо Ответить


    Содержание
    Что такое аттестация рабочих мест
    Для чего проводится аттестация
    Кто отвечает за проведение аттестации
    Как проводить аттестацию
    Этап 1. Подготовка
    Этап 2. Выявляем потенциально вредные и опасные производственные факторы
    Этап 3. Исследуем вредные и опасные факторы
    Этап 4. Распределяем условия труда согласно классу опасности
    Этап 5. Оформляем результаты
    Этап 6. Издаем приказ по результатам аттестации
    На что имеет право работник с вредными условиями труда?
    Все мы имеем право трудиться в безопасных условиях. Это положение прописано в 222 статье Трудового Кодекса Республики Беларусь. А за безопасность условий труда подчиненных отвечает начальник. В нашей статье мы расскажем об аттестации мест по условиям труда.

    Что такое аттестация рабочих мест?

    Аттестация рабочих мест – это целый комплекс мер. Она включает выявление рабочих мест с вредными условиями труда, их оценку и приведение полученной информации в систему. Проведение аттестации регламентирует постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 года №253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». Проводить измерения в ходе аттестации имеет право только аккредитованная лаборатория. Стоимость услуг аттестации по охране труда зависит от количества аттестуемых рабочих мест.

    Для чего проводится аттестация?

    Аттестацию инициирует сам руководитель компании. Прежде всего это нужно, чтобы обезопасить себя на случай визита инспектора из Министерства труда или из Профсоюза.
    Аттестация рабочих мест помогает организовать рабочий процесс с соблюдением требований законодательства по охране труда.

    Для чего нужна аттестация рабочих мест?

    Чтобы найти вредные условия, которые воздействуют на здоровье работника и влияют безопасность труда.
    Чтобы максимально скорректировать вредные условия труда по плану.
    Чтобы подтвердить права специалистов на льготы и компенсации, если они работают во вредных и опасных условиях.
    Чтобы очертить круг обязанностей руководителя по профессиональному пенсионному страхованию работников.

    Кто отвечает за проведение аттестации рабочих мест?

    В Беларуси действует закон «Об охране труда» от 23 июня 2008 года – последняя редакция 12 июля 2013 года. Статья 17 Закона возлагает обязанность следить за проведением аттестации рабочих мест на руководителя.

    Ответственность за пренебрежение аттестацией по охране труда

    Правильно и вовремя провести аттестацию рабочих мест – обязанность руководителя. В 2016 году технические инспекторы труда Федерации профсоюзов нашли почти 70 000 нарушений законодательства об охране труда.
    Если сотрудник работает во вредных условиях, и это не подтверждено аттестацией – то работодатель сам платит работнику пенсию за неаттестованный период. Это положение закреплено в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. №536.
    Кроме того, в Кодексе об административных правонарушениях также прописана ответственность руководителей компании за несоблюдение «Закона об охране труда» и постановления Совмина «Об аттестации рабочих мест по условиям труда». Штрафы по статье 9.14 КоАП на юридическое или должностное составляют 20-50 базовых величин. Штрафы по статье 9.19 на должностное составляют 20-50 базовых величин, а на юридическое – до 100 базовых величин.

    Нужна ли вам аттестация рабочих мест?

    Проанализируйте штат ваших рабочих.
    Сравните перечень ваших штатных единиц с документами:
    списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями, трудоустройство в которых дает право на более ранний выход на пенсию по возрасту – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
    списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями, трудоустройство в которых дает право на более ранний выход на пенсию по возрасту – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536;
    перечнем текстильных предприятий и профессий, чтобы обеспечить пенсионное профессиональное страхование работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;
    разделом первым перечня организаций, учреждений и должностей, чтобы оформить пенсионную профессиональную страховую программу медработникам и педагогам – утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490;
    списком профессий, производств, цехов и должностей с вредными и опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день (смену) – установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. № 57.
    Аттестации могут также подлежать:
    места с вредными условиями труда, которые считались таковыми по данным предыдущей аттестации;
    местах с вредными и опасными факторами производства, если технологический процесс предусматривает вредные условия свыше предельно допустимого или с предельно допустимым уровнем. Факторы подтверждаются протоколами измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды.
    Если у вас есть на предприятии есть работы, факторы, профессии из вышеперечисленных документов – проводите аттестацию таких мест.
    Если у вас нет компетентного специалиста или вам просто некогда заниматься предварительным анализом, то можете обратиться за консультацией в специальную организацию, аккредитованную на предоставление услуг в области охраны труда.
    При организации нового рабочего с вредными или опасными условиями труда, проводите аттестацию после пуска новой линии или оборудования. Приказ руководителя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест. Аттестация проводится один раз в 5 лет.

    Как проводить аттестацию?

    Этап 1. Подготовка

    Соберите аттестационную комиссию. В нее входят начальники ваших рабочих подразделений, медработники, представители профсоюзов. Подготовьте приказ.
    Приказом об утверждении комиссии Вы:
    · назначаете председателя и ответственного за ведение и хранение документов по аттестации;
    · описываете полномочия аттестационной комиссии;
    · обозначаете сроки и графики проведения работ по аттестации.

    Этап 2. Выявляем потенциально вредные и опасные производственные факторы

    Проверьте действующие условия работы (например, состояние оборудования) и обозначьте опасные и вредные факторы. Определяйте факторы на основе результатов прошлой аттестации и статистики несчастных случаев.

    Этап 3. Исследуем вредные и опасные факторы

    Испытания и измерения доверяйте исключительно лабораториям, которые есть в системе аккредитации Республики Беларусь .

    Этап 4. Распределяем условия труда согласно классу опасности

    После испытаний отнесите условия труда к одному из четырех классов опасности:
    · оптимальный – опасность не выходит за рамки нормы;
    · допустимый – вред здоровью и самочувствию работника возможно компенсировать отдыхом;
    · вредный – вред способен вызвать заболевания, грозящие временной либо постоянной потерей трудоспособности;
    · опасный – вред способен вызывать острое профессиональное заболевание или угрожает жизни.

    Этап 5. Оформляем результаты

    Данные об измерениях и исследованиях вредных и опасных факторов производства для аттестации занесите в протоколы. Их формы утверждены Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Они вам еще пригодятся, когда вы будете отправлять результаты аттестации в Минтруда.
    Сведения о результатах оценки условий труда занесите в карту аттестации рабочего места по условиям труда и удостоверьте подписями членов и председателя аттестационной комиссии. Карта хранится у вас на предприятии.
    Важно! Ознакомьте каждого работника на вредных условиях труда под подпись с итогами аттестации. Имейте в виду, что сотрудник вправе не согласиться с результатами аттестации. В этом случае он подает жалобу руководителю. А дальше может идти в профсоюз и Минтруда.
    Оформление результатов измерений, которые сделала лаборатория, Вы можете доверить компетентному специалисту компании или аутсорсинговой компании. Некоторые лаборатории, которые занимаются аттестацией рабочих мест, еще и обучают персонал других организаций правильному оформлению результатов аттестации. Выбирайте оптимальный для вас способ сами. Но учтите, что за правильное оформление вы и ответственность несете лично как руководитель.

    Этап 6. Издаем приказ по результатам аттестации

    Результатом проведенной аттестации становится изданный приказ.
    В нем содержится:
    · список рабочих мест по должностям и профессиям с особенными условиями труда;
    · план мероприятий по улучшению условий работы;
    · список рабочих мест работниц текстильных профессий для пенсионного профессионального страхования.
    Отправьте данные аттестации в виде модуля электронной формы в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    На что имеет право работник с вредными условиями труда?

    В Беларуси более 650 000 рабочих мест с вредными условиями труда. На них работают более 900 000 людей.
    Работа на должности с особыми условиями труда дает право на:
    более раннюю пенсию по возрасту;
    более продолжительный отпуск;
    начисление доплат к окладу;
    сокращение рабочего времени;
    бесплатное молоко или другое профилактическое питание;
    бесплатную минеральную воду – 3-4 л на человека каждую смену;
    бесплатное мыло и антисептики;
    бесплатную спецодежду и средства защиты (например, перчатки, шумоизолирующие наушники и так далее);
    дополнительные оплачиваемые перерывы. Например, для работающих за компьютером это 5-10 минут каждый час и 15 минут каждые 2 часа.
    Хотите качественно и по разумным ценам провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в Вашей организации? Или просто получить квалифицированную помощь (консультацию)? Обращайтесь в аккредитованную организацию.
    Помните, что безопасный труд сотрудников – это залог процветания Вашей организации!
    Контактная информация в Гродно
    Тел/факс: 8 (0152) 60 92 24, моб. тел. +375 (29) 842 55 55 (МТС), +375 (29) 386 33 44 (Велком), Евгений
    Адрес: г. Гродно, ул. 1 Мая, 19
    Электронная почта: regionot@tut.by, ot@konsalt.by
    Сайт: http://www.ot.konsalt.by

  6. kunja Ответить

    Аттестацию следует проводить с периодичностью не чаще чем один раз в год, не реже чем раз в три года. Это зависит от категории конкретного работника. Для ее организации требуются определенные затраты. Ведь необходимо оформить множество документов, создать и оплатить деятельность аттестационной комиссии. Нередко компании приглашают сотрудников аттестационного центра.
    Правила проведения аттестации определяются конкретно для каждого предприятия, но руководствоваться при написании локального нормативного акта нужно утвержденными положениями № 470/267 от 05.10.1973 г.
    Аттестация должна проводиться в виде тестов, рейтинговых оценок. Аттестационная комиссия готовит вопросы для работников в соответствии с трудовой функцией, прописанной в трудовом договоре, требуемой квалификацией, образованием для определенной должности.
    Проводить аттестацию персонала компании следует тем работникам, у которых четко определены должностные обязанности. Включать в список аттестуемых нельзя специалистов, работающих в компании менее года, беременных женщин, женщин, имеющих детей до года, а также сотрудников, которым не требуется специальная квалификация для выполнения трудовой функции, к примеру, дворников, уборщиц и т.п.
    В результате аттестации работодатель может сделать вывод о необходимости обучения персонала, если у работников не хватает специальных знаний по занимаемым должностям. Если сотрудник соответствует выполняемой трудовой функции, причем его знания и опыт работы позволяют работать на более высокой должности, то руководитель предприятия вправе повысить его. Тем самым специалист продвинется по карьерной лестнице.
    Если по результатам аттестации работник показал свое несоответствие занимаемой должности, неподходящую квалификацию, то работодатель вправе в течение двух месяцев предложить ему другую работу. Если сотрудник не согласен с переводом, перемещением, то руководитель компании может уволить его по статье 81 Трудового Кодекса РФ.
    Когда работник в результате проведения аттестации полностью соответствует выполняемой функции, работодатель должен оставить его на прежнем месте. Если существует необходимость, руководитель предприятия вправе изменить условия трудового договора. Ему разрешается изменить некоторые трудовые функции, оклад, надбавки, заключив дополнительное соглашение к договору. Причем это можно сделать только при согласии сотрудника.
    Для работодателя аттестация необходима для того, чтобы определить эффективность, результативность работы каждого сотрудника, оценить деятельность каждого работника организации.

  7. Balladoris Ответить

    Когда работодатель слышит фразу “аттестация рабочих мест по условиям труда”, то первой мыслью является гора скучной и непонятной документации и возникает желание не заниматься этим вопросом и перевести его решение на потом.
    Поэтому часто возникают вопросы: кому нужна аттестация? В каких случаях? Что же это на самом деле: “бюрократизм” правовых норм или производственная необходимость? Зачем нужно проводить такую аттестацию?
    Во-первых: у каждого работника должно быть свое рабочее место.
    Во-вторых, на рабочем месте необходимо создать безвредные и безопасные условия труда. Именно об этом и должен позаботиться работодатель.
    Но не все зависит от руководителя. Сама специфика производства может быть связана с факторами повышенной опасности, вредности и т. д. В таких случаях работодатель должен компенсировать работнику “вредность” его работы исходя из норм действующего законодательства, например предоставить ему дополнительный отпуск; установить повышенную оплату труда; обеспечить выдачу спецодежды и средств индивидуальной защиты; выдавать молоко и лечебно-профилактическое питание. Работник может получить право на пенсию по возрасту на льготных условиях, если это будет подтверждено результатами аттестации.
    Как же выявить вредные и опасные факторы производственной среды, позволяющие работникам претендовать на льготы и компенсации? Ответ очевиден: провести аттестацию рабочих мест по условиям труда?
    Как на практике определить, нужно ли предприятию проводить аттестацию?
    Работодатель должен организовать и провести на своем предприятии аттестацию рабочих мест, если его производство (техпроцессы, оборудование, сырье, продукция) является потенциальным источником вредных и опасных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье работников сейчас или в будущем.
    Для того чтобы выяснить, нужно ли проводить аттестацию, предприятие изучает нормы охраны и гигиены труда в отношении своего производства, а также: Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, Списки производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда и Списки производств, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели.
    Найдя в этих документах работы, факторы, профессии, которые есть на рабочих местах его предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.
    Причем аттестация должна проводиться независимо от того, является работодатель юридическим лицом или частным предпринимателем.
    Как проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?
    Основными действующими нормативными документами, регулирующими процесс проведения аттестации на предприятии продолжают оставаться постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г. Учитывая Постановление КМУ от 10.09.2014 г. № 442 и постановление КМУ от 11.02.2015 г. № 100 и № 96 от 11.02.2015 г. которыми создана и предоставлены полномочия Государственной службе Украины по вопросам труда, в т. ч. по осуществлению государственного контроля за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением их к категории с вредными условиями труда, а также участия в организации проведения государственной экспертизы условий труда с привлечением Госсанэпидслужбы. Поэтому в ближайшее время ожидаются изменения и в постановление КМУ № 442 от 01.08.92 г. и в Методические рекомендации № 41 от 01.09.92 г.
    Аттестация рабочих мест проводится не реже одного раза в 5 лет. Внеочередная аттестация может быть проведена в том случае, если условия труда на предприятии существенно изменились.
    Если аттестацию не проводить, какие могут быть последствия?
    Во-первых, если аттестация не проводилась, но предприятие несет затраты на выплату компенсаций и предоставление гарантий работникам (дополнительные отпуска, повышенная оплата труда, спецодежда и т. д.), при проверке могут возникнуть вопросы по поводу правомерности таких выплат (если работодатель находится на бюджетном финансировании), а также проблемы с налогообложением таких выплат.
    Во-вторых, если предприятие не проведет аттестацию и не будет предоставлять работникам надлежащие гарантии и компенсации, то каждый “вредный” работник может обратиться в суд и требовать возмещения материального и морального ущерба. В таком случае непроведение аттестации не только не спасет работодателя от ответственности, но, наоборот, станет доказательством его вины.
    В-третьих, непроведение аттестации рабочих мест является нарушением законодательства об охране труда, в том числе вышеуказанного постановления КМУ № 442. Нарушитель – руководитель предприятия, может быть привлечен к административной ответственности в виде уплаты штрафа (ч. 1 ст. 41 КУоАП предусматривает ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения).
    Кому нужна аттестация рабочих мест?
    Руководителю, поскольку ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации рабочих мест возлагается именно на руководителя предприятия.
    Работнику, так как аттестация рабочих мест является основанием предоставления на предприятии компенсаций и гарантий для работников с вредными и опасными условиями труда (доплат к заработной плате, дополнительных оплачиваемых отпусков, специального питания и др.).
    Итак, аттестация рабочего места – это право или обязанность работодателя? И как ее провести?
    Как же выявить подобные опасные и вредные производственные факторы?
    Законодательством установлен перечень профессий с опасными или вредными условиями труда. В частности, такой перечень содержится в списках производств, профессий и должностей, дающих право на льготы при получении пенсии по возрасту; перечнях работ, на которых устанавливается повышенная оплата труда; списке производств, работ, профессий и должностей, работа на которых дает право на дополнительный отпуск; перечне, содержащем названия химических веществ, при работе с которыми рекомендуется выдавать молоко.
    Найдя в этих документах профессии, имеющиеся на рабочих местах предприятия, работодатель проводит аттестацию таких мест.
    Однако, что делать предприятиям, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда? Казалось бы, законодатель урегулировал данный вопрос, приведя определения вредных и опасных условий труда в п. 4 Гигиенической классификации по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденной приказом Минздрава от 27.12.2001 г. № 528.
    На практике же данная норма может быть применена только членами аттестационной комиссии, осуществляющими аттестацию. Работодатель, не обладающий специальными знаниями, не может определить вредность производственного фактора, не проведя аттестацию рабочего места.
    Получаем замкнутый круг: не проведя аттестацию, мы не можем определить необходимость ее проведения для предприятий, перечень профессий на которых не указан в списках профессий с опасными или вредными условиями труда.
    Порядок проведения аттестации рабочих мест
    Перед работодателями, которые определились с проведением аттестации рабочих мест, возникают новые вопросы. Какой порядок проведения такой аттестации? Необходимо проводить аттестацию рабочих мест для всех работников? Ведь на многих предприятиях некоторая часть работников работает в офисных помещениях, а другая – на производстве, где непосредственно и возможно наличие вредных условий труда.
    Согласно действующему законодательству аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, определенном в соответствии с постановлением КМУ от 01.08.92 г. № 442 “О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда” и Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Минтруда от 01.09.92 г. № 41.
    Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет, при условии, если в течение этого времени на предприятии не менялись коренным образом условия и характер труда.
    В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, охраны труда, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций и других.
    Итак, именно аттестационная комиссия предприятия, осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением работ на всех этапах аттестации, определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
    Ответственность руководителей за непроведение аттестации рабочих мест
    До января 2015 года в действующем законодательстве Украины отсутствовала отдельная специальная норма, которая предусматривала бы ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения.
    Работодателям должно быть известно, что требуют проводить аттестацию ст. 13 Закона Украины “Об охране труда”, а также п. І Порядка № 442. Также непроведение аттестации приведет к нарушению прав работников – фактически, выполняя вредные или тяжелые работы, наемное лицо не получит предусмотренных законодательством компенсаций и социальных гарантий. Это дает основание работнику расторгать трудовой договор по собственному желанию без отработки двухнедельного срока (ч. З ст. 38 КЗоТ), а также обратиться в суд (ст. 221 КЗоТ). Также не следует забывать, что в случае, если непроведение аттестации имело своим следствием причинение вреда здоровью работника, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 271 УК Украины.
    Законом Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда” от 28.12.2014 № 77-VIII в КУоАП статью 41 изложено в следующей редакции:
    “… Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде –
    влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан…”.
    То есть в административном законодательстве установлена четкая норма предусматривающая административную ответственность за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, в виде штрафных санкций которые будут накладываться решением суда по результатам рассмотрения материалов административного дела в размере от 510 гривен до 1700 гривен. А в случае повторного привлечения за нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения штрафные санкции составят от 1700 гривен до 5100 гривен.
    Таким образом, можно сделать следующие выводы.
    Аттестация рабочих мест является обязательной только при наличии вредных и опасных условий. Во всех остальных случаях это право работодателя, а не обязанность. Однако проводить аттестацию рекомендуется в любом случае, поскольку:
    1) работодатель не обладает специальными знаниями для самостоятельного определения вредности и опасности условий труда;
    2) не проведение аттестации рабочих мест может привести к штрафам, приостановлению работы предприятия до устранения нарушений в сфере охраны труда и уголовной ответственности (сайт Управления Гоструда в Хмельницкой области).

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *