Что такое дачная амнистия и для чего она нужна?

13 ответов на вопрос “Что такое дачная амнистия и для чего она нужна?”

  1. Mansur Ответить

    Что такое «дачная амнистия»?

    С юридической точки зрения рынок загородной недвижимости начал формироваться с появлением первых свидетельств о праве собственности на землю. Они закрепляли за частными лицами не только право собственности, но и пожизненного наследуемого владения и начали вводиться с 1991 года. «Голубые свидетельства», как прозвали их в народе, себя не оправдали: они вступали в противоречие с принятым в дальнейшем законом. Кроме того, был нарушен порядок их выдачи. Процедура могла проводиться как главой района, так и главой местного сельского округа. Одним словом, два органа выполняли одну функцию, пользуясь одними и теми же бланками, что периодически приводило к дублированию. В районную управу не всегда вовремя приходила информация, что участок уже выдан на уровне округа, и он выдавался еще раз в другие руки. Понятно, что в такой неразберихе, при слабом контроле было сложно предотвращать мошенничества. Эта ситуация продлилась вплоть до 1993 года, хотя до сих пор у многих граждан на руках остались именно документы старого образца. Так или иначе среди собственников загородных объектов скопилось критичное количество тех, чьи документы на собственность не соответствуют современным нормативам. «Дачная амнистия» (а корректно – процедура оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества в соответствии с ФЗ №93 от 30.06.2006 года) позволяет получить новые документы, по которым собственник имеет право осуществлять сделку купли-продажи или иначе распоряжаться своим имуществом.

    Кому нужна «дачная амнистия»?

    «Загородный объект, оказавшийся во владении собственника еще в советские времена, – комментирует руководитель офиса «Новослободское» Алексей Сенчук, – принадлежит ему лишь фактически. С юридической точки зрения совершить сделку с таким имуществом невозможно». При этом до момента введения «дачной амнистии» для того, чтобы зарегистрировать по закону право собственности, требовались следующие документы: определенным образом составленный договор, постановление властного органа или свидетельство о праве на наследство. «Дачная амнистия» подразумевает снижение требований в отношении предоставляемых госорганам документов. При регистрации земельного участка понадобится выписка из хозяйственной книги о том, что заявитель давно пользуется данным участком, старое свидетельство, на основании которого был выдан правоустанавливающий документ, если он отсутствует, и кадастровый паспорт на этот участок. Жилой дом можно зарегистрировать только при наличии кадастрового паспорта на само строение. А для того, чтобы зарегистрировать нежилую постройку, достаточно заполнить декларацию (куда вносятся данные, позволяющие идентифицировать объект). Если давно построенный дом уже был зарегистрирован до 1998 года, когда регистрацией занималось БТИ, то достаточно запросить у них данные, на основании которых можно перерегистрировать строение по новым правилам.
    «Дачной амнистией» пользуются и застройщики – во многих новых поселках право собственности регистрируется согласно этой процедуре. Третьим заинтересованным лицом можно считать власти. Во-первых, при помощи «дачной амнистии» вся частная собственность переходит в правовое поле, позволяя проще и цивилизованнее проводить различные операции с недвижимостью, а также контролировать этот процесс. Во-вторых, частная собственность является еще и налоговой базой, которая чем прозрачнее, тем желаннее для представителей закона. Можно предположить, что это одна из приоритетных причин пролонгации заявленных сроков ее реализации.

    Что такое кадастровый паспорт и зачем он нужен?

    Существует два вида кадастровых паспортов – отдельно на землю и отдельно на строение. Кадастровый паспорт на земельный участок содержит информацию о его расположении и параметры, а кадастровый паспорт на дом позволяет идентифицировать объект по его площади. Что касается географии расположения, то уникальный кадастровый (учетный) номер участка состоит из кадастровых номеров, присвоенных каждому округу, району и кварталу. Номер непосредственно участка не соответствует номеру, который присутствует в привычном почтовом адресе, хотя последний и может быть учтен в кадастровом паспорте. Кадастровый номер участка определяется Кадастровой палатой, которая входит в состав Росреестра.
    Чтобы определить границы конкретного участка, рекомендуется проводить его межевание. По правилам необходим вызов инженера, который при помощи специального оборудования производит замеры по строго установленным государством правилам. Если участок земли находится во владении многие десятилетия, то велик риск того, что старые данные будут отличаться от тех, которые получатся сегодня. Это объясняется погрешностями при работе с устаревшими приспособлениями. «Как и сама «дачная амнистия», процедура межевания никем не навязывается и проводится, как правило, по необходимости – резюмирует Алексей Сенчук. – Если в первом случае, необходимостью становится желание владельца реализовать загородный объект, наследовать его или, скажем, провести туда коммуникации, то межевание участка, главным образом, гарантирует отсутствие конфликтов с соседями и, как следствие, минимум неприятных сюрпризов во время проведения сделки или той же процедуры регистрации».

    Что такое Росреестр?

    До 1998 функции Росреестра лежали на двух других организациях. При районных администрациях действовали земельные комитеты по учету и надзору за земельными отношениями. Сделки, связанные со строением, фиксировались отдельно в БТИ. Для того чтобы зарегистрировать сделку купли-продажи дома, стоящего на земельном участке, требовалось обратиться в обе инстанции: и в земельный комитет, и в БТИ – в итоге на документах о собственности стояло две печати. В 1997 году был принят закон о регистрации прав на имущество и сделок с ним, который вступил в силу в 1998 году. Структуры, регистрирующие права собственности на загородные объекты, были объединены в одну Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). С этого момента можно точно отследить юридическую историю любого объекта за исключением тех, что были зарегистрированы до 1998 года. Именно эту проблему и призвана решить «дачная амнистия».
    Текст: ИНКОМ-Недвижимость
    Фото: eevlada – Fotolia
    Не пропустите:
    Дачную амнистию хотят продлить на 3 года
    История дачи в России
    Вопросы, которые вы должны задать, покупая дом
    5 главных вещей при выборе участка под строительство дома

  2. Kigami Ответить

    Для СНТ

    Срок действия дачной амнистии в садовых товариществах установлен законом до 2020 года. Окончание периода постоянно переносилось решением действующего законодательства. Необходимость процедуры межевания на указанный срок отсутствует, установлен порядок оформления недвижимости. Согласно федеральному закону 93-ФЗ предусмотрена бесплатная приватизации дачных, садовых участков и огородных земельных наделов.

    На жилой дом

    Период процедуры регистрации индивидуальных жилых строений сокращен до 1.03. 2019 года, поэтому важно своевременно обратиться в кадастровую палату и, согласно установленным правилам оформления, предоставить пакет правоустанавливающих документов. Важно понимать, что регистрация дачных строений возможна только при наличии права собственности на земельный участок, где он возведены. Зарегистрировать жилой дом можно до 2020 года, но уже с марта 2019 будут введены новшества кадастрового плана и прочих документов по вводу сооружения в эксплуатацию.

    На землю

    Чтобы оформить земельный участок под амнистию, важно, чтобы земля попала в законное владение ранее 30 октября 2001 года. В данном вопросе многие подменяют указанный термин на «приватизировать». Это неправильно, поскольку в действительности происходит перевод собственности от государства к гражданину на бесплатной основе. Основания же для проведения процедуры приватизации носят рыночный характер. С вопросами на тему: «Земельная амнистия» рекомендуется обратиться в кадастровую палату.

    Регистрация по дачной амнистии

    Зная, до какого года продлили дачную амнистию, необходимо выяснить, как происходит сам процесс, какие документы могут требоваться. Обязательными документами являются акт о предоставлении земли, свидетельство о праве собственности, а при смене первоначального собственника договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве. Такая документация может находиться на руках или в муниципальных учреждениях, например, в БТИ. Пока отмена дачной амнистии перенесена на 2020 году, действовать показано в установленном порядке.

    Оформление земли в собственность

    Участок попадает под амнистию, если на руках имеется любой правоустанавливающий документ. Срок давности такого рода документации не имеет значения. При отсутствии таковой право собственности предстоит отстаивать в судебном порядке. Для регистрации земельного участка требуется обратиться в органы Росреестра, при этом обязательно заполнить на специальном бланке декларации акт об объекте недвижимости, заявление и приложить все необходимые документы. Это:
    квитанция об плате госпошлины;
    стандартное заявление;
    документы, подтверждающие личность заявителя;
    выписки из хозяйственных книг;
    документы права собственности или другие справки, подтверждающие права заявителя.

    Как оформить жилой дом

    Конечная цель заявителя – поставить жилое сооружение, соответствующее единым жилым нормам и стандартам, на регистрационный учет, получить в перспективе адрес и прописку. Для этого требуется предоставить муниципальным органам власти соответствующее заявление, правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенную на нем капитальную постройку. На строительство частных домов необходимо разрешение, составить проект, подготовить технический план, рассчитать площадь и коммуникации.
    По амнистии дачной получить адрес можно 30 дней с момента подачи заявления. Затем с выданным на руки документом показано оформить кадастровый паспорт. Жилому дому будет присвоен новый адрес. Заявитель получит свидетельство о праве собственности только после государственной регистрации прав на конкретное недвижимое имущество. Первым делом требуется руководствоваться второй частью статьи 15 ЖК в отношении понятия «жилой дом».

  3. WidiFase Ответить

    Здравствуйте. По дачной амнистии можно зарегистрировать этот объект если назначение ЗУ конечно соответствует, но если раньше был дом, то скорее всего соответствует:
    Статьей 25.3 Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
    В силу п. 1 этой статьи основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
    документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
    правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
    Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
    В силу пункта 4 той же статьи (в редакции, действовавшей на момент принятия решения об отказе в регистрации) документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются кадастровый паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
    Согласно пункту 5 ст. 25.3 истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
    Приведенные положения закона направлены, в частности, на упрощение порядка оформления права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на принадлежащих гражданам земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, что следует из названия Федерального закона от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».
    При этом каких-либо исключений для объектов, созданных в результате реконструкции ранее существовавших объектов, независимо от того, было ли ранее зарегистрировано право собственности на эти объекты, а также того, были ли при реконструкции затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, законом не предусмотрено.
    Напротив, пункт 1 ст. 25.3 содержит специальное указание на то, что установленный этой статьей упрощенный порядок помимо общих случаев, когда для их строительства или реконструкции не требуется выдачи разрешения на строительство, распространен на все случаи, когда объект индивидуального жилищного строительства создан или создается на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
    С 2017 года немного порядок меняется и нужно ставить на кадастровый учёт.
    Сейчас нужно всего 2- 3 документа:
    — правоустанавливающий документ на земельный участок, если права на него еще не зарегистрированы в ЕГРП;
    — декларация на постройку;
    — заявление на регистрацию.
    Так что если успеете до НГ. то сможете упрощено зарегистрировать по декларации.

  4. Kirillador Ответить

    Чтобы запустить процесс получения необходимых документов по дачной амнистии, в первую очередь следует удостовериться, имеете ли вы на руках правовой документ, подтверждающий право владения участком, который вы решили зарегистрировать.

    Некоторые собственники имеют такую проблему: правовой документ был выдан давно, но переживать по этому поводу не стоит – несмотря на срок давности, если ваши документы были оформлены по всем требованиям законодательства, существующего в стране на момент оформления.
    Начиная с 1998 года, работает система регистрации прав, которая действительна и сегодня, поэтому бумага, заверенная по всем требованиям в органах местного самоуправления (это может быть также справка из БТИ), является правоустанавливающим документом, который действителен. Поэтому если такая бумага у вас на руках – одну проблема уже отпала. В случае если вы точно уверены, что земельный участок принадлежит вам, но бумаги на руках не имеется, то вам следует обратиться в органы местного самоуправления и написать заявление, чтобы получить выписку из хозяйственной книги. А в случае, если такую выписку получить не удается, то единственным доступным вариантом является выкуп участка у муниципалитета или государства.
    Поэтому, дачная амнистия, для которой были продлены сроки, дает гарантии для тех собственников, у которых на руках есть документы старого образца. Так например, в Федеральном Законе №122-ФЗ есть статья, подтверждающая юридическую силу документов на земельные участки, которые были выданы ранее.

    Стоит ли торопиться получить новое свидетельство о праве собственности?

    Многие владельцы недвижимого имущества и участков до сих пор не определились, стоит ли в данное время заниматься переоформлением. Ведь с одной стороны владелец участка вовсе не обязан получать новое свидетельство. Другой же стороной вопроса является то, что если необходимо будет осуществить отчуждение, то в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) сведений о вас содержаться не будет. И это уже чревато различными неприятными моментами.
    Хотя даже в такой ситуации вполне можно решить вопрос положительно. В этом случае, при необходимости совершить сделку, когда участок не зарегистрирован, во время регистрации прав на участок можно произвести и регистрацию перехода прав к следующему собственнику. А так как госпошлина будет взиматься только за процесс регистрации сделки, то такой вариант можно считать еще и экономным.

    Однако, стоит отметить, что данный вид «двойной» процедуры не слишком актуален. Чаще всего право одновременной регистрации предоставляют, когда проводят сделки между лицами, доверяющими друг другу – родственниками, друзьями, хорошими знакомыми. А вот если сделка будет проводиться между организациями или посторонними физическими лицами, перед непосредственным заключением сделки они вправе потребовать предоставить свидетельство о праве собственности. Зачастую для многих это является своеобразной страховкой от мошеннических действий.
    Кроме того, существует категория участков, регистрируемых на правах собственности автоматически. Для таких участков правоустанавливающими документами могут считаться:
    Документы на участок, в которых не указываются конкретные права обладания им;
    Акты или свидетельства, предоставляющие бессрочные права пользования или же владения, наследуемого пожизненно;
    Акты о правах бессрочного пользования участком, выданные соответственными службами;
    Выписки из похозяйственной книги.
    Наличие любого из данных видов документации также упрощает процесс регистрации права собственности. Если имеется такой документ, и участок используют для ведения ИЖС, садоводства, дачного/огородного хозяйства, то все, что необходимо для процедуры оформления – это вышеуказанный документ и заявление. Подача документов производится в территориальные органы Росреестра.
    Каждая позиция, определяющая основания подобной подачи документов, обусловлена законодательно и закреплена в различных статьях закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

    Необходимо ли межевание участка при регистрации прав по дачной амнистии?

    Если документы, определяющие права на участок, в наличии, то у собственника может возникнуть желание зарегистрировать участок. В этом случае необходимо выяснить вопрос, нужно ли производить межевание для установки точных границ участка. Эта обязанность предусматривалась еще первой редакцией закона, но уже в 2007 году ее отменили. Это было сделано для удобства заявителей, которые таким образом значительно экономили средства, время и нервы.
    Однако, этот момент частично стал возбудителем проблемных ситуаций. В этом случае сведения о параметрах и границах участка, отображаемые в кадастровом паспорте, будут формулироваться как «подлежащие уточнению и ориентировочные». И учитывая то, что для большинства потенциальных покупателей кадастровый паспорт является достаточно важным документом, подобный вид формулировки нравится далеко не всем. Кроме того, площадь земельного надела будет тяжело доказывать в ходе возможных судебных разбирательств. Чтобы избежать возможных сложностей, процедуру межевания следует все-таки пройти, а затем подать заявление об уточнении границ участка в кадастровую палату.

    Процедура межевания участка земли

    Для проведения межевания соседи должны дать согласие на определение границ вашего участка. Но если у вас нет такой возможности или соседи редко появляются на своих участках, возможен и альтернативный вариант, благодаря новым правилам, введенным в 2008 году.
    По условиям этих нововведений, в кадастровую палату направляется запрос о необходимости предоставления почтовых адресов соседей заявителя. Затем кадастровым инженером рассылаются уведомления о проведении процедуры установления границ данного участка с указанием даты. Письмо должно быть отправлено не ранее, чем за месяц до осуществления процедуры. Если письмо игнорируется, то проведение межевания осуществляется в отсутствие соседей.

    В другом же случае, если почтовое уведомление возвращается в кадастровую палату с пометкой о невозможности вручения адресату, здесь необходимы следующие действия: кадастровый инженер обязан разместить в средствах массовой информации объявление о предстоящей в данном месте процедуре. Если же и в этом случае соседи не откликнутся, вопрос о границах решается без их участия.

    Амнистия для владельцев дачных участков в составе садоводческих товариществ

    Если участок был приобретен на территории садоводческого товарищества, а владелец имеет членскую книжку, также необходимо вспомнить о законе по поводу дачной амнистии. Ведь благодаря наличию удостоверения, вы можете считаться только членом товарищества, но еще не полноправным владельцем участка.
    В такой ситуации действовать нужно размеренно и поэтапно, для начала приватизировав землю. Для осуществления приватизации подаются следующие документы:
    заявление;
    справка-подтверждение об указанных сведениях от правления садоводческого товарищества;
    собственноручно описанное местоположение и параметры участка.
    Если от конкретного товарищества вы являетесь первым владельцем, обращающимся с подобной просьбой, то в местных органах самоуправления имеют право запросить у руководства товарищества, как учредительную документацию, так и правоустанавливающую документацию на участки. Поданные документы рассматриваются в течение максимум 14 дней, после чего подаются на госрегистрацию в территориальные органы Росреестра. Стоит заострить внимание на важном моменте: с 1 марта 2015 года начинают «работать» внесенные в закон о «дачной амнистии» поправки относительно членов кооперативов, огороднических, садоводческих, дачных товариществ. И до конца 2020 года данным лицам доступна бесплатная процедура оформления участка земли в собственность, и для этого необходимо подать в органы местного самоуправления минимальный пакет документов. И в этом случае дата вступления в члены кооператива не имеет значения.

    Оформление наследуемой земли / жилого дома по дачной амнистии

    По Гражданскому Кодексу РФ наследство может передаваться по закону или в соответствии с условиями оставленного завещания. Для вступления в права наследования, лицо должно принять наследство. Сделать это можно двумя способами:
    Юридическим – при обращении наследника к нотариусу;
    Фактическим – в момент пользования имуществом, уплатой налогов и пр.
    Общеустановлено, что вступление в права наследования возможно в течение 6-ти месяцев с момента его открытия. После соблюдения данного рода формальностей становится возможной регистрация недвижимого имущества или участка в упрощенном порядке – в соответствии с условиями закона о дачной амнистии.
    Поэтому закон о дачной амнистии довольно популярен в наши дни, даже учитывая некоторые погрешности и неудобства. Благодаря упрощенной, ускоренной процедуре, уже довольно много людей стало законными владельцами земельных участков. А всем «нерешительным» людям продление дачной амнистии до 31 декабря 2020 года позволит в упрощенном порядке зарегистрировать свои права. Члены огороднических, садоводческих и дачных товариществ получили право до 31.12.2020 года совершенно бесплатно оформить право собственности на земельные участки.
    Таким образом упрощенный правовой механизм для регистрации права собственности на жилые недвижимые объекты (индивидуальные жилые дома) продлен до 01.03.2018 года, то есть до этой даты возможно будет зарегистрировать право на дом, даже если на него нет разрешения на ввод в эксплуатацию. А вот если вы начнете процесс оформления права собственности на дом позже 01.03.2018 , то придется представлять в регистрирующий орган документы о разрешении на ввод в эксплуатацию жилья. А вот бесплатная приватизации дачных, садовых и огородных земельных участков ограничена до 31 декабря 2020 года.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *