Что такое духовная культура какие компоненты она включает?

8 ответов на вопрос “Что такое духовная культура какие компоненты она включает?”

  1. Opibor Ответить

    Смотреть что такое “Духовная культура” в других словарях:

    Духовная культура —   это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного … Википедия
    Духовная культура — способ хранения и передачи от поколения к поколению общезначимых ценностей. В процессе восприятия этих ценностей происходит их усвоение, то есть нравственное саморазвитие человека… Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N… … Официальная терминология
    Духовная культура — это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
    Духовная культура — Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь
    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» — [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия
    Духовная культура Китая (энциклопедия) — Духовная культура Китая  самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия
    Традиционная духовная культура славян — Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян»[1]  русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия
    КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ —     КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

  2. Gagal Ответить

    План.
    Введение.
    Духовная
    культура – определение.
    Духовная
    культура – структура.
    Разновидности
    духовной культуры.
    Миф.
    Религия.
    Искусство.
    Философия.
    Наука.
    Идеология.
    Нравственность.
    Вывод.

    1. Введение

    Мировое
    сообщество все больше внимания обращает
    на состояние куль­туры. Она понимается,
    прежде всего, как содержание и процесс
    жизнедеятельности людей, результат их
    активной и целенаправленной, хотя и не
    всегда целесообразной и удачной,
    продуктивной социальной активности.
    Культура выступает одним из ведущих
    признаков планетарной цивилизации,
    отличает жизнь людей от жизни других
    живых существ на земле и возможных
    внеземных цивилизаций.
    Культура

    (лат) возделывание, воспитание, образования,
    развитие.
    Это
    специфический способ организации и
    развития человеческой жизнедеятельности,
    представлений в продуктах материального
    и духовного труда в, системе социальных
    норм и учреждений, в системе духовных
    ценностях, в совокупности отношение
    людей природе между собой и к самим
    себе.
    В
    широком смысле слова культура
    – совокупность проявлений жизни,
    достижений творчества народа или групп
    народов.
    В
    узком смысле слова культура
    – облагораживания телесных, душевных
    склонностей и способностей человека.
    Культура

    обработка, оформление, одухотворение,
    облагораживания людьми других и самих
    себя. Это оформление, имеющее ценностный
    смысл. Культура начинается там, где
    содержание обретает совершенную форму.
    Культура
    представляет собой целостный системный
    объект, обладающий сложной структурой.
    При этом само бытие культуры выступает
    как единый процесс, который можно
    разделить на две сферы: материальную и
    духовную.
    Материальная
    культура

    подразделяется на: —
    производственно-технологическую
    культуру, представляющую собой
    вещественные результаты материального
    производства и способы технологической
    деятельности общественного человека;

    воспроизводство человеческого рода,
    включающего в себя всю сферу интимных
    отношений между мужчиной и женщиной.
    Следует
    заметить, что под материальной культурой
    понимается не столько создание предметного
    мира людей, сколько деятельность по
    формированию «условий человеческого
    существования». Сущностью материальной
    культуры является воплощение разнообразных
    человеческих потребностей, позволяющих
    людям адаптироваться к биологическим
    и социальным условиям жизни.

    2. Духовная культура – определение.

    Духовная
    культура

    – многослойное образование, включающее
    в себя познавательную, нравственную,
    художественную, правовую и др. культуры;
    это совокупность нематериальных
    элементов: нормы, правила, законы,
    духовные ценности, церемонии, ритуалы,
    символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой
    объект нематериальной культуры нуждается
    в материальном посреднике, например –
    книга.
    Духовная
    культура

    – сфера человеческой деятельности,
    охватывающая различные стороны духовной
    жизни человека и общества. Духовная
    культура включает в себя формы
    общественного сознания и их воплощение
    в литературные, архитектурные и другие
    памятники человеческой деятельности.
    Выступая качественным показателем
    духовной жизни общества, духовная
    культура по своей структуре идентична
    структуре духовной сферы общественной
    жизни, которая в качестве системы
    представляет собой единство таких
    компонентов, как духовная деятельность,
    духовные потребности, духовное
    потребление, социальные институты,
    духовные отношения и общение.
    Духовное
    производство

    – деятельность общества по производству,
    сохранению, обмену, распределению и
    потреблению идей, представлений, идеалов,
    научных знаний и других духовных
    ценностей. В сфере распределения и
    освоения духовных ценностей духовное
    производство охватывает образование,
    нравственное и эстетическое воспитание
    и другие формы приобщения к духовной
    культуре. Духовное развитие – процесс
    обогащения духовного развития человека
    и общества, направленный на реализацию
    идеалов духовного развития культуры:
    гуманизма, свободы, индивидуальности,
    творчества и др. Духовное развитие
    общества воплощается в развитии форм
    общественного сознания: морали, религии,
    философии, науки, искусства, политического
    и правового осмысления социального
    прогресса.
    Понятие
    духовной культуры:


    содержит в себе все области духовного
    производства (искусство, философию,
    науку и пр.), —
    показывает социально-политические
    процессы, происходящие в обществе (речь
    идет о властных структурах управления,
    правовых и моральных нормах, стилях
    лидерства и пр.). Древние
    греки сформировали классическую триаду
    духовной культуры человечества: истину
    — добро — красоту. Соответственно были
    выделены и три важнейших ценностных
    абсолюта человеческой духовности: —
    теоретизм, с ориентацией на истину и
    созданием особого сущностного бытия,
    противоположного обычным явлениям
    жизни; —
    этим, подчиняющий нравственному
    содержанию жизни все иные человеческие
    устремления; —
    эстетизм, достигающий максимальной
    полноты жизни с опорой на
    эмоционально-чувственное переживание.
    Обозначенные
    выше стороны духовной культуры нашли
    свое воплощение в различных сферах
    деятельности людей: в науке, философии,
    политике, искусстве, праве и т. д. Они во
    многом и сегодня определяют уровень
    интеллектуального, нравственного,
    политического, эстетического, правового
    развития общества. Духовная культура
    предполагает деятельность, направленную
    на духовное развитие человека и общества,
    а также представляет итоги этой
    деятельности. Таким
    образом, содержанием культуры становится
    вся человеческая деятельность.
    Человеческое общество и выделилось из
    природы благодаря такой специфической
    форме взаимодействия с окружающим
    миром, как человеческая деятельность.

  3. ДРАКОН Ответить

    Смотреть что такое “Духовная культура” в других словарях:

    Духовная культура —   это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно историческому единству или человечеству в целом. Понятие «духовной культуры» восходит к историко философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного … Википедия
    Духовная культура — 1) включает в себя как совокупность результатов духовной деятельности, так и саму духовную деятельность 2) включает в себя все то, что не имеет непосредственного воплощения (язык, идеологию, знания, ценности, обычаи, мораль и т.д.). Большой… … Энциклопедия культурологии
    Духовная культура — это совокупность нравственного опыта человека в сфере различных направлений своей деятельности – в быту и общественном производстве, труде и отдыхе, науке и искусстве, в сфере отношений человека с миром природы, с Богом и самим собой. Духовная… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
    Духовная культура — Часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Д. к. включает такие компоненты … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
    ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА — – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов… … Терминологический ювенологический словарь
    «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» — [болг. «Духовна култура»], ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ). 1 й номер вышел в свет в июне 1920 г. как бесплатное ежеквартальное приложение к газ. «Церковный вестник». С 1928 г. «Д. к.»… … Православная энциклопедия
    Духовная культура Китая (энциклопедия) — Духовная культура Китая  самое подробное из существующих на русском языке энциклопедических изданий, посвященных китайской цивилизации (общий объём 620 учётно издательских листов). Подготовлено коллективом авторов из всех основных… … Википедия
    Традиционная духовная культура славян — Эта страница информационный список. «Традиционная духовная культура славян»[1]  русскоязычная научная книжная серия издательства «Индрик», в которой … Википедия
    КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ —     КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

  4. Mr.Freeze Ответить

    Культура выполняет ряд специфических функций:
    1) приспособление к окружающей среде (человек научился изготавливать одежду из шкур и защитил себя от холода);
    2) накопление и передача культурных ценностей (преумножение и развитие достижений культуры способствует духовному прогрессу общества);
    3) целеполагание и регулирование жизни общества (образцы культуры являются ориентирами в духовной деятельности).
    В развитии культуры можно отметить такие направления, как следование традициям, выражающее преемственность поколений и новаторство, отражающее стремление человека к творческому преобразованию наследия предков, созданию новых культурных ценностей. Так, празднование Нового Года является следованием традициям, а в усовершенствовании станка проявляется новаторство.
    Принято выделять 1) массовую, 2) элитарную, 3) народную, 4) экранную культуру, а по месту, занимаемому в общественной жизни – господствующую культуру, субкультуру и контркультуру. Народная культура создается и существует главным образом в народной среде. Это песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки, танцы, музыка, прибаутки, народные эпосы, мифы. Отличительными чертами народной культуры являются: анонимность (авторы народных произведений, как правило, неизвестны); непрофессиональный характер творчества; коллективный характер творчества (первоначальный вариант произведения со временем дополняется, изменяется); постоянный характер употребления (народная культура постоянно воспроизводится); доступность понимания и простота; непосредственный характер передачи (от человека к человеку непосредственно).
    Массовая культура сложилась в ХIХ в. в рамках индустриального общества. Еще ее называют поп-культура, китч, «искусство антиусталости». Достижение общей грамотности, изобретение кинематографа, радио, телевидения, реклама сделали возможным массовое тиражирование образцов культуры. Повышение уровня жизни позволило сделать продукты культуры (фильмы, книги) не только доступными, но и превратило их в товар. При этом массовая культура зачастую привлекает в свой арсенал достижения науки, классические произведения (экранизация романа, создание лазерных игрушек). Творцами произведений массовой культуры, как правило, являются профессионалы. Отличительными чертами массовой культуры являются: коммерческая направленность; ориентация на широкий круг потребителей; стандартизированность; эксплуатация популярных образцов и стереотипов; простота и доступность понимания, часто низкий уровень произведений.
    В отличие от массовой, элитарная (высокая) культура – это культура «не для всех». Она: рассчитана на узкий круг ценителей; сложна по форме и содержанию; служит средством самовыражения автора; отличается новаторством; является источником образцов и идей для массовой культуры, имеет некоммерческий характер. Авторами элитарных произведений являются профессиональные творцы высокого класса, творческая элита, создающие канонические, образцовые творения зачастую неоднозначного, многопланового характера. Для понимания произведений элитарного искусства высокого уровня сложности необходимы интеллектуальная «расшифровка», иногда неоднократное обращение.
    Специфическим характером обладает так называемая экранная культура, представленная главным образом компьютерными произведениями: играми, средствами коммуникации, сайтами, блогами, электронными газетами, форумами и пр. Эта культура в силу распространенности компьютерной техники, расширения виртуального пространства и Интернета становится все более значимой. Даже президенты крупных государств имеют свои сайты и блоги, на которых общаются с населением страны.
    Все разновидности культуры взаимосвязаны между собой. Так, авторские песни могут стать настолько популярными, что превращаются в достояние народной культуры. Достижения элитарной культуры со временем переходят в разряд массовых. Газеты как институты массовой культуры перебираются в сферу экранной культуры. Растиражированные и продаваемые анекдоты становятся элементом массовой культуры.
    В зависимости от места в общественной жизни выделяют общепризнанную господствующую культуру, субкультуру и контркультуру. Господствующую культуру составляют общепризнанные нормы, идеи, ценности, образцы. Они составляют основную массу всего культурного продукта. Иногда ценности, традиции, взгляды господствующей (доминантной) культуры не разделяются всем обществом, но могут навязываться ему либо в силу того, что ее носителем является этническое большинство, либо при наличии того или иного механизма принуждения.
    Субкультура (подкультура) – это течение в культуре, отвечающее духовным запросам той или иной общественной группы (молодежь, горожане, студенты и пр.). Субкультура в целом не противоречит господствующей культуре, не отрицает её ценностей, выступая её разновидностью (роллеры, геймеры). В отличие от нее контркультура противопоставляет себя культуре господствующей, предлагая собственные нормы, идеалы и ценности (панки, скинхеды, фрики, уголовная среда с ее «понятиями»).
    Многообразие национальных культур является основой взаимного обогащения народов собственными достижениями и ценностями. Несмотря на различия, национальным культурам присущ ряд схожих норм, идеалов, ценностей, являющихся культурными универсалиями человечества. Общие черты в развитии национальных культур наряду с развитием транспорта, связи, свободного перемещения людей являются основой интернационализации культур как процесса формирования единого культурного пространства, процесса культурной глобализации.
    В настоящее время в духовной жизни некоторых стран наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, их взаимному обогащению, с другой – развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство вызвано стремлением сохранить культурно-национальную идентичность этнических групп, проживающих в других регионах или странах, или, с другой стороны, возмущением общества существованием закрытых, самодостаточных, не стремящихся к интеграции с коренным населением страны этнических групп. В ситуации экономического кризиса основой конфликтов становится ограниченность ресурсов (работа, уровень заработной платы, социальные выплаты и пр.). Все это требует взвешенной политики в области миграции, а также терпимого отношения к культуре других общностей.
    Наука
    Наука – теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований. Наука использует различные методы познания, как общенаучные (логические методы, метод наблюдений), так и специальные, характерные для определенных научных направлений (исторический метод) или отдельных научных дисциплин (дендрохронология). Диапазон научных методов постоянно расширяется не только за счет применения новых, но и за счет междисциплинарных заимствований, а также за счет развития уже известных приемов исследования. Например, метод моделирования (построения моделей) получил развитие как компьютерное моделирование.
    Наука нацелена на получение, систематизацию, обоснование новых знаний. Значимость науки в жизни общества постоянно возрастает. От уровня развития науки зависит и создание новых технологий производства материальных благ. В условиях постиндустриального общества наука превратилась в непосредственную производительную силу. Научные достижения максимально быстро внедряются в производство. Принято выделять три основных направления научных исследований:
    1) фундаментальные, проводимые с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;
    2) прикладные, использующие достижения фундаментальной науки для решения практических задач;
    3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), завершающие соединение науки с производством, интеграцию науки и производства.
    Важнейшими социальными функциями науки являются: 1) познавательно-объяснительная: наука познает устройство мира и объясняет законы его развития; 2) мировоззренческая: наука помогает объяснить мир; 3) прогностическая: наука позволяет человеку предсказывать развитие общества; 4) образовательная: наука поставляет новые знания для системы образования; 5) практически-действенная: наука участвует в преобразовании природы, общества, человека; 6) социальная, решающая важные социальные проблемы; 7) производственная: наука помогает разрабатывать новые технологии, определяет развитие научно-технического прогресса (НТП), является непосредственной производительной силой общества, все ближе смыкаясь с производством в решении его задач.
    В наше время научная работа превращается в массовую профессию. Чертами современной науки являются: 1) универсальность; 2) безграничность; 3) сочетание тенденций дифференциации и интеграции; 4) сближение с потребностями общества. Многовековой процесс формирования науки привел к выработке морально-этических требований научной деятельности: добросовестность, ответственность, тщательность, доказательность, честность, объективность. Квинтэссенцией преданности научной истине, основной нормой научной работы стало высказывание Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!».
    Развитие науки тесно связано с развитием самого общества, потребности которого в основном и определяют тематику научных исследований. Это называется социальным заказом. Научные открытия во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, решающих насущные социальные проблемы. В то же время, состояние научных исследований зависит от уровня развития материально-технической базы общества.
    Мораль
    Мораль – форма общественного сознания, отражающая взгляды и представления, нормы и оценки поведения индивидов, социальных групп, общества в целом. Она требует от человека выполнения морального долга, подчинения воле более значимой, чем собственная, выполнения нравственные обязательств перед другими людьми. Моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов могут различаться. Однако общечеловеческие, цивилизационные нормы нравственности тождественны по содержанию. Они осуждают убийство, воровство, насилие, обман; требуют взаимной заботы родителей и детей друг о друге, толерантного отношения к представителям других рас, национальностей, концессий.
    Способность отдельного индивида относительно самостоятельно определять свою линию поведения в обществе без внешнего контроля выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. Честь – этическая категория, включающая осознание индивидом своего общественного значения и признания его со стороны общества. Достоинство – осознание личностью своих способностей, выполненного долга и общественного значения.
    Мораль исторически является основой формирования права и сохраняет с последним общие черты:
    1) они выступают самыми универсальными, распространяясь на все общество; 2) имеют единый объект регулирования – общественные отношения; 3) исходят от общества; 4) имеют сходную структуру.
    Но между нормами права и морали есть и различия: 1) право установлено или санкционировано государством, зафиксировано в юридических актах, а моральные нормы устанавливаются самим обществом; 2) в правовых нормах выражается государственная воля, а в моральных – общественное мнение; 3) правовые нормы обязательны для исполнения, а исполнение норм морали гарантировано совестью индивида и общественным мнением; 4) нормы морали распространяют влияние на более широкую сферу общественных отношений; 5) для правовых норм характерна большая определенность формулировок; 6) нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, нормы права – с позиции законного и незаконного.
    Несмотря на различия, право и мораль взаимосвязаны, что проявляется в следующем: 1) реализация правовых норм во многом обусловлена их соответствием морали; 2) право в целом должно соответствовать утверждению общественных идеалов добра и справедливости; 3) в некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм (обычай кровной мести); 4) нравственные воззрения являются основой формирования правовых взглядов, содержания правовых норм; 5) некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы (уголовное право).
    Структура морали включает нравственные категории, принципы, нормы, традиции, идеалы, суждения, ценности, оценки, этические чувства. Нравственные категории – понятия морали, носящие всеобщий характер (добро и зло, справедливость, честь, совесть). Нравственное развитие личности тесно связано с поиском смысла жизни как системы внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек живет. Достижение гармонии между внутренним духовным миром человека и общественной моралью олицетворяет собой итог духовных поисков и устремлений человека. «Золотое правило морали» требует: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В различной интерпретации это правило звучит в высказываниях мудрых (категорический императив Канта) и в учениях практически всех религий мира.
    Моральные нормы – это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании система правил, основанных на нравственных ценностях. В них, как регуляторах общественной жизни, вобравших социально-исторический опыт многих поколений людей, особенно отчетливо выступает их особое свойство – повелительность (императивность). Осознанная совокупность норм и принципов определяется как моральный кодекс.
    Способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Устремленность людей в своей деятельности на одни и те же нравственные ценности может привести их в разные профессии (учитель и врач, артист и художник стремятся делать добро людям). В то же время, одна и та же практическая ориентация по приобретению той или иной профессии, может скрывать различные ценностные ориентации: на принесение пользы людям, на достижение известности и престижа, на накопление материальных благ. В структуре нравственного сознания того или иного общества можно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую общую целенаправленность поведения людей. Так, в феодальном обществе это была ценностная ориентация на высокий сословный статус, в буржуазном – ориентация на богатство, в социалистическом – на служение обществу. Общие ценностные ориентации сплачивают общество и способствуют его нравственному единству и развитию. Ценностная ориентация человека позволяет выбрать верную линию морального поведения, повышает способность человека к предвидению целей своего поведения. Личность может осознавать или не осознавать свою ценностную ориентацию. Установить подлинную ценностную ориентацию сознания человека зачастую сложно. Иногда действительные ориентации прикрываются декларативными, оправдывающими поведение или прикрывающими реальные, иногда эгоистические цели.

  5. foreva_yong Ответить

    Прав не тот, кто связывает духовную культуру с чем-то эфемерным и бестелесным, в отличие от весомых и зримых предметов материальной культуры. Опровергая это ходячее мнение, сопоставим швейную иглу и Статую Свободы в Нью-Йорке. Вторая безусловно масштабней, объемней и весомей, но мало кто решится на этом основании отнести ее к материальной культуре. Ведь Статуя Свободы – это символ свободного мира.
    Следовательно, невесомая швейная игла принадлежит к материальной культуре, в отличие от Статуи Свободы, в силу критерия, не связанного с телесными масштабами и весом артефакта. А это значит, что речь идет не о внешнем облике, а о предназначении того или иного предмета культуры. Смысл и назначение предмета – вот критерий различения материальной и духовной культуры. Материальная культура, в отличие от духовной, обслуживает телесную жизнь и удовлетворяет телесные потребности людей.
    Если материальная культура удовлетворяет потребности людей в прямом смысле своим содержанием, своим вещественным наполнением, то в духовной культуре, отношения между содержанием и формой оборачиваются. И у предмета духовной культуры для нас значима прежде всего его культурная форма, которая не столько удовлетворяет плоть, сколько развивает наши способности.
    Другая трудность состоит в том, что материальная и духовная культуры связаны между собой, и граница между ними часто бывает прозрачной. Научная идея воплощается в новой модели станка, прибора, летательного аппарата, т. е. облекается в матери­альную форму и становится предметом материальной куль­туры. Материальная культура развивается в зависимости от того, какие научные, технические и иные идеи в ней реали­зуются. Так же идея художественная воплощается в книге, картине, скульптуре и вне этой материализации не станет объектом культуры, а останется только творческим замыс­лом автора.
    В данном случае обе формы культуры возможно выделить по заложенным в них ценностях.
    Ценности материальной культуры отличаются по сво­им характеристикам от ценностей духовной культуры. Цен­ности, относящиеся к духовной культуре, ближе к ценнос­тям общечеловеческого плана, поэтому они, как правило, не имеют пределов потребления. Шедевры художественной культуры не меняют своей зна­чимости — «Сикстинская мадонна», созданная Рафаэлем, является величайшим произведением искусства не только для эпохи Возрождения, но и для современного челове­чества. Ценности же материальной культуры имеют временные пределы потребления. Производствен­ное оборудование изнашивается, здания ветшают. Кроме этого, материальные ценности могут и «морально устареть». Сохраняя физическую форму, средства производства могут не удовлетворять требованиям современных технологий. Одежда выходит из моды иногда быстрее, чем снашивается.
    Ценности духовной культуры очень часто не имеют стоимостного выражения.Невозможно представить себе, что красота, добро и истина могут быть оценены в каких-то твердых единицах. В то же время ценности материальной культуры, как правило, имеют определенную цену. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» (А. Пуш­кин).
    Назначение ценностей материальной культуры носит яр­ко выраженный утилитарный характер. Ценности духовной культуры, в большинстве своем, не несут практической на­правленности.
    Некоторые авторы, выступая против противопоставления материальной и духовной культуры как особых форм, считают, что под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры, т.е. всякий артефакт имеет и духовную и материальную стороны.

  6. Alalay Ответить

    Это комплекс, включающий знания, убеждения, искусство, мораль, законы, привычки и любые другие умения и навыки, приобретаемые человеком как членом общества. Это ценности и правила, в соответствии с которыми мы живем, наши идеи, наш язык, религия. Культура относится ко всему, что усваивается людьми в обществе. Культура — инструмент для понимания. Знаки, оформленные в языке, — основные строительные блоки культуры.
    Значение знака социально по происхождению. Знаками могут быть слова, действия.
    Все культуры имеют общие черты:
    — семья;
    — экономика;
    — политика;
    — образование.
    Есть еще множество общих элементов: язык, питание, обычаи, нравы, этикет.
    Все культуры изменяются. Взаимодействие культур приводит к серьезным изменениям в каждой из них. Происходит диффузия культурных ценностей. Полезные функции культуры — обеспечение безопасности, выживание и сотрудничество. Культура — наша социальная наследственность по аналогии с биологической. Она регулирует жизнь (рис. 1).
    Основные компоненты культуры.
    Нормы:
    — средние, статистические (число курящих);
    — идеальные, норма поведения, стандарты (не курить).
    из
    Реальное поведение может оцениваться как запрещенное, нежелательное, терпимое, идеальное по сравнению с нормами поведения.
    Культура состоит из системы идеальных норм, к которым и примыкает реальное поведение. Это обычаи, нравы (обязательные обычаи), за их нарушение — наказание, т.е. нормы оцениваются по обычаям и нравам.

    Рис. 1. Культура и эволюция общества
    Законы — это формализованные нормы (обычаи и нравы). Нельзя убивать или ездить по левой стороне. Бывают и конкретные нормы (сухой закон), они противоречат нравам и не приживаются.
    Институты — это тип норм (обычаев и нравов), объединяющихся вокруг какого-то главного дела, потребности общества. Например:
    — семья (идеал — муж, жена, дети) — имеет обязанности;
    — экономика — производство с реализацией материальных услуг;
    — политические институты — регулируют власть;
    — образование — социализация молодежи;
    — религия — разработка этических принципов.
    Ценности выражают представления людей о «достойном» или «желаемом».
    Убеждения — это идеи о мире и реальности.
    Главное отличие человека от животного — способность создавать и использовать знаки для сложной устойчивой связи. Знаки оформлены в языке как блоке культуры. Значение знака социально по происхождению. Одни и те же слова могут обозначать явление или чувство.
    Пример: американские ценности.
    Русский человек в настоящее время оказался без ценностей, знание других поможет постичь общечеловеческие, которым можно следовать. Например:
    — продвижение и успех, особенно в работе;
    — трудовая активность;
    — моральная ориентация на основе иудейско-христианской этики;
    — гуманитарная ориентация. Интерес к другим, желание прийти на помощь;
    — практичность и эффективность;
    — материальный комфорт;
    — равенство возможностей;
    — свобода от насилия;
    — вера в науку и разум;
    — терпимость и доверие;
    — национализм и патриотизм;
    — демократия;
    — развитие автономной и личной ответственности.
    Культурное однообразие. Несмотря на особенности, все культуры
    имеют общие черты: семья, экономика, политика, образование.
    Общие элементы: запрет на кровосмешение, траур, язык, питание, обычаи, этикет, праздники.
    Везде нетерпимы: ложь, воровство, насилие внутри социальной группы. Нигде не любят страдать. Не любят замкнутых, не умеющих контролировать свои поступки. Распространено гостеприимство (эскимосы предлагают гостям своих жен).
    Этноцентризм. Истинный гуманизм — терпимость и стремление понять жизнь других. Но многие все равно «судят со своей колокольни». Этноцентризм, отрицая ценности других культур, полагает свой образ жизни лучшим. Нацизм запретил джаз — танец негров.
    Культурный релятивизм. Противоположность этноцентризму. Хорошее нравится тем, что оно приспособлено к ситуации, плохое — нет. Релятивизм ориентируется на общечеловеческие нормы.
    Разнообразие внутри культуры. Внутри основной культуры может существовать субкультура, ее признаки:
    — специальный словарь;
    — правила;
    — знаки отличия.
    Субкультуры бывают:
    — этнические (флегматичные скандинавы и эмоциональные грузины);
    — девиантные (вестерны среди молодежи);
    — воровская (вор в законе).
    Среди советской молодежи в 1970—1980-е гг. субкультура: рок, западное влияние (панки, полуфашисты), английский язык (в том числе названия районов — «Пентагон»), группы («Люберы», «Алиса»).

  7. Ariuswyn Ответить

    Духовная культура – это мир идей, связанных с существованием человека в мире, проявляющийся в деятельности сознания в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, а также художественных образах.
    Духовная культура возникает и функционирует в сознании человека.
    Основные формы духовной культуры:
    1. Наука
    2. Искусство
    3. Религия
    4. Философская культура
    5. Правовая культура
    6. Художественная культура
    7. Интеллектуальная культура
    8. Нравственная культура
    Духовная культура не изолирована от остальных сфер культуры и общества, а наоборот проникает во все сферы человеческой деятельности, при этом она включает в себя саму духовную деятельность человека, а так же совокупность артефактов духовной деятельности.
    Артефакты духовной культуры:
    1. Обычаи и традиции
    2. Нормы и образцы поведения
    3. Идеалы и ценности
    4. Научные знания
    Кроме собственно материальной и духовной культуры, существуют сложные виды Материально-духовной культуры, которые включают в себя особенности этих обоих культур. К их числу относятся:
    Эконом. культура – знание общих законов экономического развития общества, процессов производства, обмена и распределения товаров и услуг.
    Политическая культура – степень развития политической структуры общества, различных социальных групп, слоев, наций, отношения между элементами политической структуры, а так же вопросы политического сознания и воспитания.
    Правовая культура – связана с нормами права и государственности, с правовой системой общества, то есть знание каких-то законов.
    Экологическая культура – различные экологические теории, проблема взаимоотношений человека с природой и обществом, а так же вопросы связанные с окружающей средой.
    Эстетическая культура – рассмотрение вопросов, связанных с эстетическими чувствами, идеалами, вкусами и т.д.
    Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину — добро — красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
    — теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
    — этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
    — эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
    Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
    Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, и человеческой деятельностью.

  8. Fetaur Ответить

    Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.
    Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
    Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
    Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
    Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
    Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
    Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

    Взаимосвязь материальной и духовной культуры

    Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.
    Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
    С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
    Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

    Способы развития духовной культуры

    Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.
    Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
    Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
    Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *